Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 16 ноября 2007 г. N 3-42/07
(извлечение)
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего Г-ва,
с участием прокурора К-ой,
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Д-на о признании недействующим пункта 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения",
установил:
Д-ин обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения", указывая, что с декабря 2006 года ему начисляются коммунальные платежи за электроснабжение мест общего пользования многоквартирного дома, исходя из установленного оспариваемым пунктом норматива - 7 кВт.ч в месяц на одного человека. Кабинет Министров Республики Татарстан, устанавливая данный норматив, вышел за пределы своих полномочий, поскольку Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" не предусматривается утверждение субъектами Российской Федерации таких нормативов.
Величина расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в размере 7 кВт.ч в месяц на одного человека, согласно указанных Правил, используется при определении расчетным методом норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений (при отсутствии приборов учета), а не за их пределами.
Оспариваемый норматив используется энергоснабжающей организацией ОАО "Татэнерго" при начислении ему платежей за коммунальные услуги. Так, за 9 месяцев 2007 года незаконно было начислено 90,09 рублей.
В судебном заседании представитель Д-на поддержал требование.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с требованием не согласилась, пояснив, что оспариваемый норматив был установлен в соответствии со статьей 157 ЖК РФ.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требование заявителя обоснованным, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
В силу частей 2 и 3 статьи 39 Гражданского кодекса Российской Федерации доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. имеется в виду положения Жилищного кодекса РФ
Такие правила установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержания# и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Однако, данный нормативный правовой акт не регулирует вопросы установления нормативов потребления электрической энергии.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" утверждены нормативы потребления услуг по электроснабжению для населения (далее - Нормативы). Пунктом 1 Нормативов установлены нормативы потребления электрической энергии внутри жилых помещений. Согласно же пункту 2 Нормативов норматив потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома (приборы освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматически запирающиеся устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления, технологические потери), составляет 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.
В судебном заседании представитель Кабинета Министров Республики Татарстан пояснила, что нормативы потребления электрической энергии внутри жилых помещений (пункт 1) определялись по формуле пункта 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Между тем, как усматривается из указанной формулы в отношении значения W1 используется величина, при помощи которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома - 7 кВт.ч в месяц на одного человека. Следовательно, закрепляя дополнительно в пункте 2 норматив потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома - 7 кВт.ч, Кабинетом Министров Республики Татарстан установлена неопределенность в его применении при начислении платежей по электроснабжению, в частности для собственников жилых помещений, у которых отсутствуют какие-либо приборы учета электроэнергии и собственников жилого помещения, у которых имеется индивидуальный (или общий) прибор учета электроэнергии но отсутствует коллективный (общедомовой) прибор учета.
Нарушение требований определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования не обеспечивают единообразного понимания и толкования правовых норм правоприменителями, что приводит к нарушению принципа равенства всех перед законом и верховенства закона, о чем Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях (например, Постановление от 17 июня 2004 г. N 12-П).
В данном случае, по мнению суда, оспариваемая норма делает возможным двойное начисление платежа за расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении собственников жилых помещений, у которых отсутствуют какие-либо приборы учета электроэнергии.
Кроме того, из пояснений представителя Кабинета Министров Республики Татарстан следует, что норматив 7 кВт.ч в оспариваемой норме был закреплен на основании пункта 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306. Однако, 7 кВт.ч, в названной норме используется не как норматив, а как величина определения расхода электрической энергии, следовательно как самостоятельный норматив расчета коммунальных расходов применяться не может, и, как следует из указанных Правил, может быть использована органами власти субъектов Российской Федерации при расчете нормативов электроснабжения только при одном способе - расчетным методом по формулам.
При таких обстоятельствах пункт 2 Нормативов противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 Нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения".
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Заявление Д-на удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 2 нормативов потребления услуг по электроснабжению для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.06 N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения".
Данный пункт устанавливал норматив потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома (приборы освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматически запирающиеся устройства, усилители телеантенн коллективного пользования, системы противопожарной автоматики и дымоудаления, технологические потери), в размере 7 кВтч в месяц на 1 человека.
По мнению суда, оспариваемая норма делает возможным двойное начисление платежа за расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома в отношении собственников жилых помещений, у которых отсутствуют какие-либо приборы учета электроэнергии.
Решение вступило в законную силу 4 декабря 2007 г.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 ноября 2007 г. N 3-42/07
Настоящее решение вступило в законную силу 4 декабря 2007 г.
Текст решения официально опубликован не был