Решение Верховного Суда Республики Татарстан
от 12 декабря 2007 г. N 3-47/07
(извлечение)
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Г-ва,
при секретаре С-не,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям Г-на, прокурора Республики Татарстан о признании недействующим постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем",
установил:
Г-н обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1.3 в части слов "которым может быть: аккредитованный риэлтор, адвокат" Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем (далее - Регламент), утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем" В обоснование заявления Г-ин указал, что пункт 1.3 Регламента, устанавливающий перечень агентов в число, которых входят аккредитованный риэлтор, адвокат, лишает его возможности заключать агентский договор, предоставлять посреднические услуги в сфере сбора документов и оформления сделок с жилыми помещениями. Оспариваемое положение Регламента нарушает его право как индивидуального предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью, гарантированное частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прокурор Республики Татарстан просит, в свою очередь, признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим в целом названное постановления# Кабинета Министров Республики Татарстан указывая, что нормативное правовое регулирование по вопросам оформления документов для государственной регистрации сделок с жилыми помещениями осуществляется только федеральным законодательством, в частности, Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Постановление ущемляет права органов местного самоуправления, предусмотренные федеральным законодательством в жилищной сфере. Таким образом, по мнению прокурора, Кабинет Министров Республики Татарстан вышел за пределы своих полномочий.
В судебном заседании представитель Г-на и представитель прокурора Республики Татарстан поддержали требования.
Представитель Кабинета Министров Республики Татарстан с заявлением не согласился, пояснив, что Универсальный регламент не распространяется на деятельность, связанную с регистрацией прав собственности на объекты недвижимости и не затрагивает сферу регулирования федерального законодательства.
Выслушав пояснения представителя Г-на, представителя прокурора Республики Татарстан, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Кабинетом Министров Республики Татарстан 7 сентября 2006 года принято постановление N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем".
Согласно преамбуле постановления Универсальный регламент оформления документов при передаче жилых помещений в собственность граждан Республики Татарстан утверждается в целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан по обеспечению реализации прав и законных интересов граждан и организаций, а также качества оказания государственных услуг при прохождении предрегистрационной подготовки и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 1.3 Регламента определены организации-участники. Такими организациями являются: Главное управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, органы опеки и попечительства, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, Республиканское государственное унитарное предприятие "Бюро технической инвентаризации" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, жилищные управляющие компании, общественная организация "Нотариальная палата" Республики Татарстан, некоммерческое партнерство "Гильдия риэлторов" Республики Татарстан, адвокаты.
Главами 2 и 3 Регламента регулируется технология взаимодействия граждан с организациями-участниками и технология взаимодействия организаций-участников реализации Регламента.
Указанный Регламент, является документом, обязательным для исполнения организациями-участниками и лицами, участвующими в его реализации, что вытекает из пункта 3.12 и главы 6, закрепляющей их ответственность за нарушение требований Регламента.
Анализ вышеприведенных положений, а также иных норм оспариваемого нормативного правого акта (п. 3 постановления, пп. 3.1, 3.3, 3.4-3.9, 3.11, главы 4, 5, 7 Регламента), свидетельствует о том, что Регламентом регулируются вопросы координации деятельности территориальных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, общественных организаций и их взаимодействие.
Между тем, обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с иными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, а также организация взаимодействия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" возложена лишь на высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (пункт д. 1 ст. 18), которым в Республике Татарстан в соответствии со статьей 89 Конституции Республики Татарстан является Президент Республики Татарстан.
Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2005 года N 773 "Вопросы взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти" высшие должностные лица субъекта Российской Федерации (руководители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделены полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.
Федеральным законодательством Кабинет Министров Республики Татарстан такими полномочиями не наделен. Каких-либо доказательств того, что Президентом Республики Татарстан было поручено Кабинету Министров Республики Татарстан принять такой нормативный правовой акт не представлено, судом не установлено.
Ссылка представителя Кабинета Министров Республики Татарстан на протокол N 2 заседания Совета глав муниципальных районов и городских округов Республики Татарстан от 17.05.2006 года, утвержденный Президентом Республики Татарстан, является неубедительной, поскольку данный протокол ни по форме, ни по содержанию не может свидетельствовать о реализации Президентом Республики Татарстан своих полномочий по разрешению вопросов взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и территориальных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно главе 4 Регламента универсальная процедура оформления документов определяется действующим законодательством, настоящим Регламентом и соглашениями о взаимодействии между организациями-участниками реализации настоящего Регламента. Однако, как установлено в судебном заседании соглашение, между органами исполнительной власти республики и территориальным федеральным органом по данному вопросу не принималось.
Необходимость в таком соглашении вытекает и из пункта 3 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. N 725 "О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти".
Кроме того, пункт 3 постановления и регламент (пп. 1.3, 3.3, 3.7-3.9, 3.11 главы 5, 7) регулируют деятельность территориальных федеральных органов власти, а также Регламентом, как указывалось выше, определяется ответственность участников за нарушение его требований, что противоречит статье 71 Конституции Российской Федерации, Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации, положениям статей 1, 5, 18, 21, 26.1, 26.3.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации".
Правовая основа договора закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, добровольно принятым обязательством или законом, под которым согласно пункту 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается только Федеральный закон.
Гражданское законодательство, в соответствии с пунктом "о" статьи 71 Конституции Российской Федерации находится в исключительном ведении Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Следовательно, Кабинет Министров Республики Татарстан не вправе был в Регламенте регулировать названные вопросы, в частности в абзаце 13 пункта 1.3, в пунктах 2.1, 3.8, 3.9.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кабинет Министров Республики Татарстан, принимая оспариваемое постановление, вышел за пределы своих полномочий.
На основании изложенного суд считает необходимым признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем".
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Подлежит удовлетворении и требование Г-на о взыскании с Кабинета Министров Республики Татарстан в его пользу 350 рублей в счет возмещения расходов на оформление доверенности, а также возврат государственной пошлины в сумме 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
заявления прокурора Республики Татарстан и Г-на удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем".
Сообщение о решении подлежит опубликованию в "Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти".
Взыскать с Кабинета Министров Республики Татарстан в пользу Г-на 100 рублей в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины и 350 рублей в счет возмещения расходов по оформлению доверенности.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Татарстан.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Признано недействующим со дня вступления решения в законную силу постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.09.2006 N 454 "Об утверждении Универсального регламента оформления документов для государственной регистрации сделок с жильем".
Отмечено, в частности, что гражданское право находится в исключительном ведении Российской Федерации и органы субъекта России, принимающие нормативные акты по данным вопросам, выходят за пределы своей компетенции.
Решение вступило в законную силу 28 декабря 2007 г.
Решение Верховного Суда РТ от 12 декабря 2007 г. N 3-47/07
Настоящее решение вступило в законную силу 28 декабря 2007 г.
Сообщение о решении опубликовано в газете "Республика Татарстан" от 19 января 2008 г. N 11