Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 16 апреля 2008 г. N 29-П
"По делу о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" и постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" в связи с жалобой гражданина Л.М. Володина"
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
с участием заявителя Л.М. Володина, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани как органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - начальника отдела нормативного обеспечения правового управления Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Е.В. Кузьминой, начальника отдела законопроектной работы Министерства юстиции Республики Татарстан А.Р. Каримовой, начальника отдела судебно-претензионной работы, анализа и изучения судебной практики Правового управления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани В.Г. Ивлева, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника сектора по вопросам помилования Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Д.А. Рослова, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш. Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заместителя начальника Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан Г.Л. Удачиной, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Л.А. Валишина, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - начальника отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан Д.К. Крылова, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Республики Татарстан М.Х. Фатыхова, специалистов, приглашенных по ходатайству представителей органов, издавших оспариваемые нормативные правовые акты, - начальника Управления экономического прогнозирования и тарифной политики Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Л.П. Сибгатуллиной, начальника отдела ценообразования и тарифов муниципального учреждения "Комитет жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани" Л.Т. Галятовой, заместителя директора по экономике ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства Приволжского района г. Казани" Н.В. Михайловой,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" и постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение гражданина Л.М. Володина с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод указанными положениями. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли эти положения Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика Ф.Н. Багаутдинова, объяснения сторон: заявителя Л.М. Володина, представителей Кабинета Министров Республики Татарстан - Е.В. Кузьминой, А.Р. Каримовой, представителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани - В.Г. Ивлева, мнения специалистов - Л.П. Сибгатуллиной, Л.Т. Галятовой, Н.В. Михайловой, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Д.А. Рослова, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш. Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - Г.Л. Удачиной, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Л.А. Валишина, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - Д.К. Крылова, от прокурора Республики Татарстан - М.Х. Фатыхова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан обратился гражданин Л.М. Володин, являющийся собственником трехкомнатной квартиры в многоквартирном доме, с жалобой на нарушение его конституционных прав и свобод отдельными положениями нормативных правовых актов, регулирующих вопросы оплаты за коммунальные услуги. Жалоба заявителя была принята Конституционным судом Республики Татарстан к рассмотрению в части проверки конституционности следующих положений:
нормативов потребления электрической энергии внутри жилых помещений в зависимости от количества комнат и состава семьи, а также на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения";
тарифа за техническое обслуживание газовой плиты повышенной комфортности, с применением при расчете данного тарифа коэффициента 1,25, установленного в приложении N 1 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год".
Заявитель Л.М. Володин полагает, что установление норматива потребления электроэнергии внутри жилых помещений в зависимости от количества комнат и состава семьи нарушает его права, поскольку средний фактический расход электроэнергии в его квартире по показаниям прибора учета равен 70 кВт.ч в месяц, а ему, несмотря на наличие в квартире прибора учета электроэнергии, в счете-фактуре на оплату жилищно-коммунальных услуг сумма платежа за электроснабжение исчисляется из расчета 230 кВт.ч, как это определено оспариваемым нормативом.
Заявитель также указывает, что он установил в квартире газовую плиту импортного производства, которая относится к плитам повышенной комфортности, однако в договоре на поставку газа и техническое обслуживание внутриквартирных (внутридомовых) газопроводов и газового оборудования, заключенном между ним и ЭПУ "Казаньгоргаз", отсутствуют отдельные перечни работ по техническому обслуживанию обычной плиты и плиты повышенной комфортности, в связи с чем взимание повышенной платы за техническое обслуживание газовой плиты импортного производства, по его мнению, является необоснованным.
Гражданин Л.М. Володин считает, что оспариваемые нормы ограничивают его права как собственника жилого помещения, не обеспечивают равное право граждан на государственную защиту их прав и свобод и тем самым нарушают его конституционные права и свободы, предусмотренные статьями 19, 28 и 29 Конституции Республики Татарстан.
До начала слушания дела в судебном заседании гражданин Л.М. Володин отозвал свое заявление в части проверки конституционности норматива потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543, в связи с отменой данного норматива. В соответствии со статьей 47 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" отзыв обращения является основанием для прекращения производства по делу в этой части.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" в части утверждения нормативов потребления электроэнергии внутри жилых помещений в зависимости от количества комнат и состава семьи, а также правовая обоснованность увеличения платежа за техническое обслуживание плиты повышенной комфортности путем применения к тарифу коэффициента 1,25, установленного в приложении N 1 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год".
2. Оспариваемые заявителем положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" представляют собой нормативное регулирование в жилищной сфере. В соответствии со статьей 72 (пункт "к" части 1) во взаимосвязи со статьей 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в силу чего Республика Татарстан вправе осуществлять правовое регулирование жилищной сферы в соответствии с федеральными законами и при условии, что республиканские законы и иные нормативные правовые акты не могут противоречить федеральным законам. Данное конституционно-правовое требование распространяется в полном объеме и на нормативные правовые акты Кабинета Министров Республики Татарстан.
Согласно положениям части первой статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочие по установлению нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению закреплено за органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Татарстан от 6 апреля 2005 года N 64-ЗРТ "Об исполнительных органах государственной власти Республики Татарстан" (в редакции от 11 января 2008 года) Кабинету Министров Республики Татарстан предоставлено право принятия решений, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере (пункт 1 статьи 45).
Данные положения соотносятся со статьями 102 (пункт 11) и 103 Конституции Республики Татарстан, согласно которым Кабинет Министров Республики Татарстан в числе других осуществляет и полномочия, установленные федеральными законами, Конституцией Республики Татарстан и законами Республики Татарстан. При этом Кабинет Министров Республики Татарстан обеспечивает исполнение на территории Республики Татарстан Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Татарстан, издает постановления и распоряжения.
Таким образом, принятие Кабинетом Министров Республики Татарстан постановления от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" осуществлялось в пределах полномочий, предоставленных ему статьями 102 (пункт 1) и 103 Конституции Республики Татарстан.
3. Заявитель оспаривает конституционность дифференциации нормативов потребления услуг по электроснабжению внутри жилых помещений, установленных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения", согласно которому величина этих нормативов ставится в зависимость от количества комнат и состава семьи, проживающей в жилом помещении. В соответствии с указанным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в отношении семьи заявителя в составе 3 человек, проживающей в трехкомнатной квартире, принадлежащей им на праве собственности, применяется норматив потребления электрической энергии внутри жилых помещений в объеме 230 кВт.ч в месяц.
Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (часть первая статьи 157).
Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 306, закрепляют, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, которыми в отношении электроснабжения являются количество комнат в квартире, высота и расположение жилых помещений. В приложении к Правилам (пункт 10) содержится формула определения норматива электроснабжения с применением метода аналогов и экспертного метода. При этом общая величина данного норматива зависит от количества комнат в квартире и количества проживающих в ней человек.
Аналогичным образом пункт 24 приложения к указанным Правилам содержит формулу расчета норматива электроснабжения с применением расчетного метода, принятого в Республике Татарстан. Согласно данной формуле общая величина норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений также зависит от количества комнат и количества человек, проживающих в квартире. Кроме этого, в соответствии с подпунктом "б" пункта 7 Правил в качестве единицы измерения в отношении электроснабжения используется показатель - кВт.ч на человека, что также предполагает учет количественного состава семьи.
Следовательно, в настоящее время на федеральном уровне действует правовое регулирование, основанное на дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома исходя из количества комнат в квартире и состава семьи. Подобная дифференциация, установленная Правительством Российской Федерации, нашла отражение и в оспариваемых правовых нормах, утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
При этом, как отметил Конституционный суд Республики Татарстан в постановлении от 18 июля 2006 года N 21-П по жалобе гражданина Д.Х. Ахмадеева со ссылкой на правоприменительную практику Комитета по правам человека, осуществляющего контроль за реализацией Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.), право на равенство перед законом и на равную защиту закона без всякой дискриминации не означает, что любые различия в обращении являются дискриминационными, в связи с чем дифференциация, основанная на резонных и объективных критериях, не равнозначна запрещенной дискриминации по смыслу статьи 26 Пакта (пункт 13 решения Комитета от 9 апреля 1987 года N 182/1984).
Следовательно, дифференциация тарифа на электроснабжение в зависимости от количества комнат и состава семьи не может рассматриваться как нарушающая предусмотренные статьями 28 (части 1 и 2) и 29 (часть 2) Конституции Республики Татарстан равенство всех перед законом и судом и государственное гарантирование равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и иных обстоятельств, поскольку она основана на учете объективно существующих различий в условиях предоставления указанной коммунальной услуги, что обоснованно влечет установление разных тарифов на ее оплату.
Доводы заявителя о том, что в результате применения оспариваемого норматива нарушаются его права как собственника жилого помещения, закрепленные в статье 19 (часть 1) Конституции Республики Татарстан, согласно которой ограничение прав собственника при владении, пользовании, распоряжении законно приобретенным имуществом не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством, являются необоснованными, поскольку он, как собственник, свободен в выборе способа определения размера платы за коммунальные услуги на основании показаний приборов учета или утвержденных нормативов. Кроме этого, законодательством предусмотрены соответствующие механизмы защиты прав собственника, в частности в виде перерасчета и возврата излишне оплаченных сумм.
Оспариваемые положения не препятствуют заявителю производить оплату услуги по электроснабжению внутри жилых помещений на основании показаний установленного в его квартире прибора индивидуального учета потребления электроэнергии, а не по оспариваемым нормативам. Как отметил Конституционный суд Республики Татарстан в постановлении от 24 ноября 2003 года N 11-П по жалобе гражданки Н.М. Мельниковой, потребители вправе самостоятельно рассчитывать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги по показаниям квартирных приборов учета, отражать их в едином платежном документе и предъявлять их к оплате, а уполномоченные службы заказчика на жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации или исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета (пункт 5.5).
Подобный подход установлен и в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, согласно которым в платежном документе исполнителем услуг в числе прочих сведений указывается и объем (количество) потребленных в течение расчетного периода коммунальных ресурсов, который при расчетах с использованием показаний индивидуальных приборов учета указывается потребителем самостоятельно в специальных графах платежного документа (подпункт "г" пункта 38). При этом данное постановление требует от исполнителя, то есть юридического лица, предоставляющего коммунальные услуги, произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги после направления потребителем исполнителю заявления (в письменной форме) о применении индивидуальных приборов учета для расчета размера платы за коммунальные услуги и снятия исполнителем или уполномоченным им лицом показаний индивидуальных приборов учета (пункт 24).
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" в части установления нормативов потребления услуги по электроснабжению внутри жилых помещений дифференцированно в зависимости от количества комнат и состава семьи не противоречит Конституции Республики Татарстан.
4. Заявитель также оспаривает конституционность постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" в части установления коэффициента в размере 1,25, применяемого при расчете тарифа за техническое обслуживание газовой плиты повышенной комфортности.
Исходя из смысла и содержания положений части девятой статьи 3 и части третьей статьи 68 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд по настоящему делу проверяет правовую обоснованность установления дифференциации тарифа за техническое обслуживание газовой плиты в зависимости от ее комфортности.
4.1. В соответствии с пунктом 4.1 части первой статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 8 ноября 2007 года) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения) отнесено к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления вправе регулировать как тарифы, так и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавки к ценам (тарифам) для потребителей. Аналогичное положение закреплено и в пункте 4.1 части первой статьи 18 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в редакции от 9 января 2008 года).
Согласно статье 40 во взаимосвязи со статьей 43 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением представительного органа муниципального образования города Казани от 17 декабря 2005 года N 3-5 (в редакции от 16 августа 2007 года), Исполнительный комитет муниципального образования города Казани регулирует тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в порядке, установленном городской Думой в соответствии с законодательством. Исходя из этого Казанская городская Дума решением от 27 ноября 2006 года N 2-14 утвердила Положение о порядке регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса города Казани, согласно которому Исполнительный комитет муниципального образования города Казани имеет право устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Следовательно, издавая оспариваемое постановление от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год", Руководитель Исполнительного комитета муниципального образования города Казани реализовал полномочия по решению вопросов местного значения, принадлежащие ему в силу федерального и республиканского законодательства и основанные на положениях статей 116 (часть 1) и 118 Конституции Республики Татарстан, согласно которым органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное в соответствии с законом и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения.
4.2. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, коммунальные услуги гражданам, проживающим в многоквартирных домах, предоставляются на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения (пункт 4).
Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в жилом помещении многоквартирного дома и предназначенного для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором (пункт 13 Правил).
Особенности газоснабжения потребителей по присоединенной сети регламентированы пунктами 92-95 указанных Правил. При этом газоснабжение потребителя осуществляется при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям газопринимающего устройства, внутреннего газопровода и другого необходимого внутридомового газового оборудования.
Согласно стандарту отрасли ОСТ "Техническая эксплуатация газораспределительных систем", утвержденному приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 27 июня 2003 года N 259, техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудования зданий производятся эксплуатационной организацией. При этом под техническим обслуживанием понимается комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия (технического устройства) при использовании по назначению, в режиме ожидания при хранении и транспортировке (пункт 10.3.3).
В соответствии с "Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", утвержденным и введенным в действие приказом ОАО "Росгазификация" от 20 июня 2001 года N 35 и используемым ООО "Таттрансгаз", которое обслуживает дом заявителя, при техническом обслуживании плиты повышенной комфортности применяется коэффициент 1,25 (пункт 2 примечания 1 главы 1 раздела 10). При этом в разъяснениях "Состав и содержание работ" данного прейскуранта указано, что при проведении технического обслуживания плиты повышенной комфортности дополнительно проверяется автоматика зажигания горелок, вращение вертела и работоспособность предохранительного устройства, прекращающего подачу газа в горелку при погасании пламени (пункт 10.1.1 раздела 10). Применение коэффициента 1,25 к установленному тарифу объективно обусловлено выполнением указанных выше дополнительных видов работ и поэтому не может рассматриваться как ухудшающее, ограничивающее либо иным образом нарушающее права граждан - владельцев соответствующих газовых плит.
Следовательно, установленный в приложении N 1 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" коэффициент в размере 1,25 к тарифу за техническое обслуживание газовых плит повышенной комфортности не противоречит Конституции Республики Татарстан.
4.3. Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. На основании абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в редакции от 26 июня 2007 года) газоснабжение является одной из форм энергоснабжения и представляет собой, в частности, деятельность по обеспечению потребителей газом.
Обязанность по обеспечению надлежащего технического состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии Гражданским кодексом Российской Федерации возлагается на энергоснабжающую организацию в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (пункт 2 статьи 543).
В силу положений данного Кодекса договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432). При этом существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. К числу существенных условий рассматриваемого договора относятся, в частности, условия о выполнении указанных выше дополнительных видов работ по техническому обслуживанию плит повышенной комфортности. Кроме этого, по смыслу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, договор о предоставлении коммунальных услуг должен содержать условия предоставления этих услуг, в том числе перечень всех видов работ (пункт 4).
Договор на поставку газа и техническое обслуживание внутриквартирных газопроводов и газового оборудования с населением, заключенный между ЭПУ "Казаньгоргаз" и гражданином Л.М. Володиным, содержит только общий перечень работ по техническому обслуживанию бытовых газовых плит. Из его текста не усматривается обязанность ЭПУ "Казаньгоргаз" по проведению дополнительных видов работ по техническому обслуживанию газовой плиты повышенной комфортности, установленной у заявителя. Данное обстоятельство не отвечает требованиям пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4 указанных Правил, создает неопределенность в понимании и применении оспариваемой заявителем нормы об установлении более высокого тарифа за техническое обслуживание газовой плиты повышенной комфортности.
Конституционный суд Республики Татарстан считает, что при реализации постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" правоприменителям необходимо руководствоваться в том числе и вышеуказанными положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307. При установлении более высокого размера оплаты за техническое обслуживание плит повышенной комфортности путем применения оспариваемого заявителем коэффициента 1,25 поставщик услуг и исполнитель соответствующих работ обязаны предусмотреть в договоре конкретный перечень дополнительных видов работ, связанных с техническим обслуживанием плит повышенной комфортности, а потребитель вправе требовать наличие данного перечня.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 6, частями первой и второй статьи 66, частями первой, второй и третьей статьи 67, статьями 69, 71 и 73, частью первой статьи 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" в части утверждения нормативов потребления электроэнергии внутри жилых помещений дифференцированно в зависимости от количества комнат и состава семьи соответствующими Конституции Республики Татарстан.
2. Признать приложение N 1 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" в части правовой обоснованности установления тарифа за техническое обслуживание газовых плит повышенной комфортности с применением коэффициента 1,25 соответствующим Конституции Республики Татарстан.
3. При реализации постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" правоприменителям необходимо предусматривать в договоре на поставку газа и техническое обслуживание внутриквартирных газопроводов и газового оборудования с населением конкретный перечень дополнительных видов работ по техническому обслуживанию плит повышенной комфортности.
4. Производство по жалобе гражданина Л.М. Володина в части проверки конституционности норматива потребления электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения", прекратить в связи с ее отзывом.
5. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
6. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В настоящее время на федеральном уровне действует правовое регулирование, основанное на дифференциации нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома исходя из количества комнат в квартире и состава семьи. Подобная дифференциация, установленная Правительством Российской Федерации, нашла отражение и в оспариваемых правовых нормах, утвержденных Кабинетом Министров Республики Татарстан.
Следовательно, дифференциация тарифа на электроснабжение в зависимости от количества комнат и состава семьи не может рассматриваться как нарушающая равенство всех перед законом и судом и государственное гарантирование равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства и иных обстоятельств, поскольку она основана на учете объективно существующих различий в условиях предоставления указанной коммунальной услуги, что обоснованно влечет установление разных тарифов на ее оплату.
Кроме того, оспариваемые положения не препятствуют заявителю производить оплату услуги по электроснабжению внутри жилых помещений на основании показаний установленного в его квартире прибора индивидуального учета потребления электроэнергии, а не по оспариваемым нормативам.
Таким образом, постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" в части установления нормативов потребления услуги по электроснабжению внутри жилых помещений дифференцированно в зависимости от количества комнат и состава семьи не противоречит Конституции Республики Татарстан.
Оспариваемое Приложение N 1 к постановлению Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" в части правовой обоснованности установления тарифа за техническое обслуживание газовых плит повышенной комфортности с применением коэффициента 1,25, также признано соответствующим Конституции Республики Татарстан, поскольку в соответствии с "Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем", применение коэффициента 1,25 к установленному тарифу объективно обусловлено выполнением дополнительных видов работ и, поэтому, не может рассматриваться как ухудшающее, ограничивающее либо иным образом нарушающее права граждан - владельцев соответствующих газовых плит. Тем не менее, при реализации оспариваемого положения, правоприменителям необходимо предусматривать в договоре на поставку газа и техническое обслуживание внутриквартирных газопроводов и газового оборудования с населением конкретный перечень дополнительных видов работ по техническому обслуживанию плит повышенной комфортности.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 16 апреля 2008 г. N 29-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 ноября 2006 года N 543 "Об утверждении нормативов потребления услуг по электроснабжению и газоснабжению для населения" и постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 29 ноября 2006 года N 2561 "О тарифах на жилищные услуги в муниципальном жилищном фонде г. Казани на 2007 год" в связи с жалобой гражданина Л.М. Володина"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 25 апреля 2008 г. N 85, газете "Ватаным Татарстан" от 26 апреля 2008 г. N 80-81