Постановление Конституционного суда Республики Татарстан
от 28 мая 2008 г. N 30-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" в связи с жалобой гражданина А.А. Абсатарова"
Именем Республики Татарстан
Конституционный суд Республики Татарстан в составе Председателя В.Н. Демидова, судей Д.А. Алкаевой, Ф.Н. Багаутдинова, А.Л. Васина, А.Г. Гатауллина, Л.А. Гусевой,
с участием гражданина А.А. Абсатарова, обратившегося с жалобой в Конституционный суд Республики Татарстан, представителя Государственного Совета Республики Татарстан как органа, издавшего оспариваемый нормативный правовой акт, - заведующего отделом гражданского законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан И.И. Фаттахова, специалиста - заместителя начальника юридического отдела Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Республике Татарстан Г.И. Шафигуллиной, представителя Президента Республики Татарстан - главного советника отдела по законопроектной работе Государственно-правового управления Президента Республики Татарстан Э.А. Шафиевой, полномочного представителя Государственного Совета Республики Татарстан - начальника Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Татарстан Ш.Ш. Ягудина, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан - заведующего сектором гражданского права и хозяйственных правоотношений Правового управления Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан О.А. Шамгуновой, представителя Председателя Верховного суда Республики Татарстан - судьи Верховного суда Республики Татарстан Р.Р. Гилманова, представителя Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - старшего специалиста отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Республики Татарстан И.В. Михайловой, представителя прокурора Республики Татарстан - начальника отдела по надзору за исполнением налогового и финансового законодательства прокуратуры Республики Татарстан И.Н. Яруллиной, представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - ведущего специалиста-эксперта аппарата Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан А.Ф. Шакирова,
руководствуясь статьей 109 (часть 4) Конституции Республики Татарстан, частью пятой статьи 3, частью первой и пунктом 1 части второй статьи 39, статьями 68, 100, 101 и 103 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности отдельных положений статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге".
Поводом к рассмотрению дела явилось обращение в форме жалобы гражданина А.А. Абсатарова о проверке конституционности положений подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", примененных в его деле. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли оспариваемые заявителем правовые нормы Конституции Республики Татарстан.
Заслушав сообщение судьи-докладчика А.Л. Васина, объяснения сторон: заявителя А.А. Абсатарова и представителя Государственного Совета Республики Татарстан И.И. Фаттахова, мнение специалиста Г.И. Шафигуллиной, выступления приглашенных в заседание представителей: от Президента Республики Татарстан - Э.А. Шафиевой, от Государственного Совета Республики Татарстан - Ш.Ш. Ягудина, от Кабинета Министров Республики Татарстан - О.А. Шамгуновой, от Председателя Верховного суда Республики Татарстан - Р.Р. Гилманова, от Председателя Арбитражного суда Республики Татарстан - И.В. Михайловой, от прокурора Республики Татарстан - И.Н. Яруллиной, от Уполномоченного по правам человека в Республике Татарстан - А.Ф. Шакирова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный суд Республики Татарстан
установил:
1. В Конституционный суд Республики Татарстан с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обратился гражданин А.А. Абсатаров, бывший несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, признанный инвалидом 2-й группы вследствие общего заболевания. Он оспаривает конституционность подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", которым установлены льготы в виде освобождения от налогообложения транспортных средств, зарегистрированных на участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт). Данная норма, по мнению заявителя, не соответствует Конституции Республики Татарстан, поскольку не предусматривает распространение указанной налоговой льготы на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Как считает заявитель, указанная норма должна применяться к данной категории граждан, поскольку такой вывод вытекает из положений Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о внесении изменений в ряд законодательных актов Российской Федерации, согласно которым проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны (часть восьмая статьи 154). Свою позицию гражданин А.А. Абсатаров обосновывает также положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", согласно которым бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставлены льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп.
Заявитель отмечает, что с него взимается транспортный налог и, как следует из приложенных к жалобе ответов государственных органов, в которые обращался гражданин А.А. Абсатаров, его не считают лицом, освобожденным по своему правовому статусу согласно оспариваемым положениям Закона Республики Татарстан "О транспортном налоге" от уплаты данного налога.
Возникшая неопределенность в истолковании обжалуемых положений указанного Закона, по мнению заявителя, нарушает его права и свободы, предусмотренные статьями 22, 28 (части 1, 2) и 29 Конституции Республики Татарстан, согласно которым граждане Российской Федерации обладают на территории Республики Татарстан всеми правами и свободами и несут равные обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан, общепризнанными принципами и нормами международного права; все равны перед законом и судом; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от перечисленных в Конституции и иных обстоятельств; любые формы ограничения прав и свобод либо установление преимуществ граждан по указанным в Конституции и другим признакам запрещаются; в Республике Татарстан гарантируется равное право на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина; порядок осуществления, охраны и защиты конституционных прав и свобод устанавливается законами. На этом основании гражданин А.А. Абсатаров просит Конституционный суд Республики Татарстан проверить конституционность оспариваемых им правовых положений.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", согласно которым освобождаются от налогообложения транспортные средства, зарегистрированные на участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт), поскольку данная правовая норма не распространяется на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
2. Оспариваемая заявителем норма Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" о предоставлении налоговых льгот регулирует правовые отношения в сфере социальной защиты и налогообложения. Согласно статье 72 (пункты "ж", "и" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В силу статьи 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закреплено, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено Федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания (подпункт "д" пункта 2 статьи 5).
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 4 статьи 1). Транспортный налог относится к региональным налогам (пункт 3 статьи 14), он устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 356). При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (часть 3 статьи 356).
Указанные нормы федерального законодательства корреспондируют с положениями Конституции Республики Татарстан, согласно которым к ведению Государственного Совета Республики Татарстан относится, в частности, законодательное регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах полномочий Республики Татарстан, а также установление налогов и сборов Республики Татарстан в соответствии с федеральным законодательством (пункты 2 и 7 статьи 75).
Таким образом, принимая оспариваемую норму, Государственный Совет Республики Татарстан правомерно реализовал принадлежащее ему полномочие по установлению льгот для определенных категорий граждан при уплате транспортного налога.
3. Оспариваемые заявителем положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" были введены республиканским Законом от 26 ноября 2004 года N 57-ЗРТ и устанавливают, что от налогообложения освобождаются транспортные средства, зарегистрированные на участников и инвалидов Великой Отечественной войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт).
3.1. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны (далее - бывшие несовершеннолетние узники фашизма), признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих (пункт 1). Данные льготы предоставляются за счет тех источников, за счет которых они предоставляются инвалидам и участникам Великой Отечественной войны (пункт 2).
В соответствии с разъяснением от 7 июля 1999 года N 4 "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 20, при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Поскольку с принятием Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то, как следует из указанного разъяснения, и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы (пункт 5).
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в его редакции, действовавшей до 1 января 2005 года (до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), было установлено, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот, в том числе по налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзацы первый и второй статьи 13). Эти правовые положения были конкретизированы применительно к инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий на территориях других государств и участникам Великой Отечественной войны. Данный Закон, в частности, прямо предусматривал в качестве мер социальной защиты предоставление льготного налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации как для инвалидов Великой Отечественной войны (абзацы первый и второй статьи 14), так и для участников Великой Отечественной войны (абзацы первый и второй статьи 15).
Конкретный перечень налоговых льгот для данных категорий граждан был определен специальным законодательством Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 года N 1738-1 "О плате за землю" предусматривал для участников Великой Отечественной войны льготу в виде полного освобождения от уплаты земельного налога (пункт 6 статьи 12). Данная норма в редакции Федерального закона от 9 августа 1994 года N 22-ФЗ была дополнена указанием на граждан, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны. Льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога в отношении участников Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите бывшего СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, бывших партизан и приравненных к ним категорий граждан была предусмотрена также Законом Республики Татарстан от 30 сентября 1992 года N 1767-XII "О плате за землю" (пункт 5 статьи 12).
Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" была установлена налоговая льгота для участников и инвалидов Великой Отечественной войны (подпункты "б" и "г" пункта 2 статьи 3).
Наряду с налоговыми льготами участникам и инвалидам Великой Отечественной войны были предусмотрены льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины (пункт первый статьи 5 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине").
Из этого следует, что меры социальной защиты инвалидов и участников Великой Отечественной войны включали в себя в том числе льготы по налогообложению в соответствии с указанными законодательными актами. Действующий Налоговый кодекс Российской Федерации также предусматривает предоставление льгот по налогообложению инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны (пункт 33 статьи 217, подпункт 1 пункта 1 статьи 218, подпункт 12 пункта 1 статьи 333.35, подпункт 4 пункта 5 статьи 391). До вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (то есть до 1 января 2005 года) указанные льготы по налогообложению, предоставляемые инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, распространялись на бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с вышеназванными положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235, о чем свидетельствует также практика его применения, отраженная в указанном разъяснении Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 июля 1999 года N 4.
3.2. Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации перенес норму, уравнивающую правовое положение бывших несовершеннолетних узников фашизма со статусом соответствующих категорий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, с подзаконного уровня на законодательный. Частью восьмой статьи 154 этого Закона установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 19 июня 2007 года N 473-О-О отметил, что часть восьмая статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которая устанавливает правовые гарантии социальной защиты бывших несовершеннолетних узников фашизма в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, в частности путем предоставления соответствующих льгот, является реализацией конституционных положений, согласно которым Российская Федерация как социальное государство обеспечивает государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливая государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации).
Норма, закрепленная частью восьмой статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, по своему буквальному содержанию и правовому смыслу не устанавливает каких-либо ограничений, исключений и других оговорок, допускающих уменьшение социального обеспечения бывших несовершеннолетних узников фашизма, в том числе предоставляемых им льгот, включая льготы по налогообложению, по сравнению с инвалидами и участниками Великой Отечественной войны. Кроме того, согласно преамбуле данный Закон был принят в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, его нормы не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина (абзац восьмой). Это означает, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма как полностью приравненные по своему социальному статусу к соответствующим категориям ветеранов Великой Отечественной войны, исходя из смысла и содержания указанных положений Федерального закона, не могут быть поставлены в худшие условия по предоставлению ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, включая налоговые льготы.
Как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 462-О, при осуществлении правового регулирования в сфере защиты прав и свобод человека, социальной защиты должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Конституционный Суд Российской Федерации также подтвердил, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств (пункт 3.1).
Следовательно, гарантии социальной защиты, включая социальное обеспечение, бывших несовершеннолетних узников фашизма, установленные на основании Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года N 1235 (пункт 1) и Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 154, часть 8), предполагают предоставление для данной категории граждан в том числе и льгот по налогообложению, предусмотренных для инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
3.3. Налоговый кодекс Российской Федерации требует, чтобы при установлении налогов были определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов (пункты 6 и 7 статьи 3).
Данные требования в полной мере относятся как к деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые законами о налогах в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения (абзац 4 пункта 3 статьи 12), так и к деятельности государственных органов, осуществляющих применение налогового законодательства.
Закрепляя в оспариваемой норме предоставление налоговой льготы участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, республиканский законодатель исходил из требований федерального законодательства, в том числе определенных преамбулой и частью восьмой статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, а также руководствовался положениями Конституции Республики Татарстан, согласно которым Республика Татарстан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 13); граждане обладают всей полнотой личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод (статья 30); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 54, часть 1).
Эти конституционные нормы корреспондируют с положениями Международного пакта от 16 декабря 1966 года "Об экономических, социальных и культурных правах" о праве каждого человека на социальное обеспечение и праве каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи и на непрерывное улучшение условий жизни (статья 9; часть первая статьи 11).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Международный пакт от 19 декабря 1966 года
Как уже отмечал Конституционный суд Республики Татарстан, основываясь на указанных положениях Конституции Республики Татарстан, соответствующих нормах международного права и федерального законодательства, уровень материальной обеспеченности пенсионеров зависит не только от суммы получаемой пенсии, но и от наличия социальных услуг и различных льгот (Определение от 11 июня 2002 года N 4-О). Данная правовая позиция в полной мере применима и к другим категориям граждан, которым согласно действующему законодательству установлены соответствующие льготы, включая льготы по налогообложению, в том числе к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а также приравненным к ним по предоставлению ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.
Из этого следует, что данная льгота, установленная в Законе Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, в полной мере распространяется и на бывших несовершеннолетних узников фашизма.
Толкование оспариваемой нормы, исключающее возможность предоставления льготы в виде освобождения от уплаты транспортного налога бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, имеющим в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт), приводило бы к ограничению прав этой категории граждан на социальную защиту, включая социальное обеспечение, с точки зрения обязательств государства, вытекающих из указанных требований Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ и положений статей 13, 22, 28 (части 1 и 2), 29, 30 и 54 (часть 1) Конституции Республики Татарстан.
Таким образом, положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" не противоречат Конституции Республики Татарстан, в том числе ее статьям 13, 22, 28 (части 1 и 2), 29, 30 и 54 (часть 1), поскольку данная норма в системе действующего федерального и республиканского законодательства не может рассматриваться как исключающая, ограничивающая или иным образом нарушающая право на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт).
4. Действующая редакция оспариваемой нормы Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" не содержит прямого указания на бывших несовершеннолетних узников фашизма как имеющих право на соответствующую налоговую льготу либо указания на данную категорию граждан как приравненную к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Выбор способа закрепления в оспариваемой правовой норме распространения налоговой льготы на бывших несовершеннолетних узников фашизма осуществляется республиканским законодателем в рамках установленных законодательных процедур.
Вместе с тем Конституционный суд Республики Татарстан считает, что непосредственное указание в оспариваемой норме Закона на бывших несовершеннолетних узников фашизма как категорию граждан, на которую распространяется налоговая льгота, установленная для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, способствовало бы более полному и последовательному обеспечению конституционно-правовых гарантий их социальной защиты.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 66, статьями 67-69, 71, 73 и 104 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан", Конституционный суд Республики Татарстан постановил:
1. Признать положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" соответствующими Конституции Республики Татарстан, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем постановлении, данная норма в системе действующего федерального и республиканского законодательства не может рассматриваться как исключающая, ограничивающая или иным образом нарушающая право на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт).
2. Правоприменительные решения по делу гражданина А.А. Абсатарова, основанные на подпункте 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге", в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Республики Татарстан в настоящем постановлении, подлежат пересмотру компетентным органом в установленном порядке.
3. Настоящее постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Татарстан "О Конституционном суде Республики Татарстан" настоящее постановление подлежит незамедлительному опубликованию в газетах "Ватаным Татарстан" и "Республика Татарстан". Постановление должно быть также опубликовано в "Вестнике Конституционного суда Республики Татарстан".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положения подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" признаны соответствующими Конституции Республики Татарстан, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем постановлении, данная норма в системе действующего федерального и республиканского законодательства не может рассматриваться как исключающая, ограничивающая или иным образом нарушающая право на льготу в виде освобождения от уплаты транспортного налога бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, имеющих в собственности автомобили с мощностью двигателя до 110 лошадиных сил (до 80,91 кВт).
Неуказание в оспариваемой норме бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны не исключает применение по отношению к транспортным средствам указанной категории граждан налоговой льготы, поскольку в соответствии с федеральным законодательством несовершеннолетние узники концлагерей по объему льгот приравнены к инвалидам и участникам Великой отечественной войны.
Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
Постановление Конституционного суда РТ от 28 мая 2008 г. N 30-П "По делу о проверке конституционности подпункта 3 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Татарстан от 29 ноября 2002 года N 24-ЗРТ "О транспортном налоге" в связи с жалобой гражданина А.А. Абсатарова"
Текст постановления опубликован в газете "Республика Татарстан" от 3 июня 2008 г. N 112, газете "Ватаным Татарстан" от 4 июня 2008 г. N 105-107