Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Решению
Самарской городской Думы
от 29 декабря 2000 г. N 35
Концепция
программы поддержки товаропроизводителей г.Самары
на 2000-2003 г.г.
Введение
Концепция программы поддержки товаропроизводителей является основой промышленной политики города.
Важнейшим элементом государственной экономической стратегии является развитие реального сектора - сферы материального производства. Основой разумной экономической стратегии должна стать политика, направленная на развитие производства как основного источника налоговых поступлений, и через него обеспечивающая стабилизацию бюджетной и кредитно-финансовой системы.
Создание условий для нормального функционирования промышленности и привлечения инвестиций в обрабатывающие, высокотехнологические и наукоемкие отрасли, развитие производства, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отечественных предприятий являются приоритетными направлениями промышленной политики администрации города.
Без принятия и реализации развернутой государственной Программы поддержки отечественного товаропроизводителя, без достижения макроэкономической стабилизации, реформирования всей экономической среды, системной реструктуризации предприятий, реорганизации банковской и финансовой системы, восстановления финансовых рынков, разработки и внедрения целостной правовой и налоговой системы сложно обеспечить существенный подъем промышленного производства.
Необходимо проведение активной государственной промышленной политики, согласованной с макроэкономической и научно-технологической политикой и системой национальных приоритетов.
Важную роль в успешном осуществлении государственной и региональной промышленной политики играет местное самоуправление. Органы местного самоуправления строят свои взаимоотношения с товаропроизводителями через координацию и создание условий работы промышленного комплекса и предпринимателей города.
Структура Концепции программы
поддержки товаропроизводителей города Самары на 2000-2003 годы
/-----------------------------------------------------------------------------------------\
/-| Состояние и тенденции развития отраслей промышленности |---\
| | и предпринимательства города Самары | |
| \-----------------------------------------------------------------------------------------/ |
| | |
| /-------------------------\ |
| | Стратегия | |
| | поддержки | |
| | промышленности и | |
| | предпринимательства | |
| | /------\ /-------\ | |
| /----------------------| | Цели | | Задачи| |------------------\ |
| | | \------/ \-------/ | | |
| | \-------------------------/ | |
| /----------------------\ | | |
| | Приоритетные | /---------------------------\ /---------------------\ |
| |направления развития | | Принципы | | Способы реализации | |
| | промышленности и | | муниципальной | | муниципальной и | |
| |предпринимательства, |--------| поддержки |------| поддержки | |
| | возможные точки | | товаропроизводителей | |товаропроизводителей | |
| |экономического роста | | | | | |
| \----------------------/ ----------------------------/ \---------------------/ |
| \---------------------------------------------------+------------------------|
| /------------------------------\ | |
| |Комплекс мероприятий Программы| | |
| |поддержки товаропроизводителей|-------/ |
| \---------------------------------------------------------------|
| /------------------------------\ |
| |Механизм реализации Концепции |--------------------------------/
| \------------------------------/
| /------------------------------\
\-------------------------------| Товаропроизводители |
\------------------------------/
/------------------------------\
| Ожидаемые результаты |
\------------------------------/
1. Состояние и тенденции развития отраслей промышленности
и предпринимательства г. Самары
В ходе проводимых реформ не удалось создать достаточно благоприятную экономическую среду для развития реального сектора экономики, что привело к значительному спаду в промышленности.
Главной причиной такой кризисной ситуации является некомпетентное проведение экономических реформ в российской экономике, бессистемная либерализация, отсутствие системного подхода в проведении промышленной и таможенной политики и, как следствие, существование неблагоприятной макроэкономической среды (не стимулирующая система налогообложения с высоким уровнем налогов, высокая ставка банковских кредитов, сжатие денежной массы, кризис неплатежей, бартер, разрыв связей с бывшими партнерами, сокращение или потеря рынков сбыта продукции, высокая инфляция, снижение государственных заказов и отсутствие государственной поддержки и т.д.).
Кризисное состояние предприятий характеризуется следующими основными параметрами:
- недостаточная загрузка производственных мощностей;
- дефицит оборотных средств;
- изношенность основных фондов, их низкая ликвидность;
- долги в федеральный и местные бюджеты;
- высокие тарифы на продукцию естественных монополий;
- диспропорции цен и издержек;
- низкий либо отрицательный уровень рентабельности.
Анализ работы промышленности показывает:
Падение промышленного производства происходило до 1997 г., в 1999 г. объем выпуска продукции составил 33,5% по отношению к 1991 г. Особенно значительный спад произошел в отраслях:
- машиностроение - на 71,7%;
- легкая промышленность - на 83,0%;
- химическая промышленность - на 69,9%;
- цветная металлургия - на 69,5%;
- промышленность стройматериалов - на 66,2%.
Дополнительные трудности были созданы наличием в промышленности города предприятий ВПК, которые, в основном, были загружены государственными заказами, финансируемыми из федерального бюджета - они резко сократились.
В связи с продолжительным спадом производства последовал значительный отток работающих с промышленных предприятий. С 1991г. по 1999г. численность работающих уменьшилась с 253,6 тыс. человек до 146,4 тыс.человек. Значительное сокращение работающих произошло:
- в машиностроении с 197,6 тыс.человек до 88,5 тыс.человек;
- в легкой промышленности с 7,7 тыс.человек до 2,1 тыс.человек;
- в пищевой промышленности с 11,4 тыс.человек до 10,6 тыс.человек. Уход специалистов высокой квалификации был вызван недостаточной загрузкой производственных мощностей и, как следствие, низкой и несвоевременной выплатой заработной платы.
Нарушение воспроизводственных пропорций, ценовая политика естественных монополий, вымывание оборотных средств предприятий привели к ослаблению реального сектора экономики и росту спекулятивного финансового сектора.
Поэтому, до настоящего времени, в силу отсутствия благоприятных условий, промышленное производство не является основой подъема экономики и стабильного поступления налогов в бюджет города.
Только в 1997 г. и 1999 г. промышленность сработала выше уровней предыдущих лет. Более благоприятным в экономическом отношении стал 1999 год, в первую очередь для предприятий:
- ориентированных на экспортные поставки;
- способных производить импортозамещающую продукцию;
- работающих по выполнению государственных заказов.
После августа 1998 года сложились относительно благоприятные условия для развития пищевой, легкой и отдельных предприятий других отраслей промышленности. Резкое сокращение импортных поставок продукции и рост цен на импорт привели к повышению спроса на конкурентоспособную продукцию местных товаропроизводителей, что дало возможность предприятиям, имеющим достаточно высокий технический и технологический потенциал, улучшить финансовое состояние и направить часть средств на расширение производств.
В структуре промышленного производства в 1999 году наибольший удельный вес занимала продукция машиностроения (30,2% от общего объема произведенной промышленной продукции), пищевой промышленности (24,9%), электроэнергетической отрасли (22,6%), цветной металлургии (9,0%) и топливной промышленности (8,9%). На долю всех других отраслей промышленности приходится 4,4% общего объема производства.
Ведущей отраслью промышленности является машиностроение, как по количеству действующих предприятий - свыше 70 крупных и средних предприятий (около 45% всех промышленных предприятий), в том числе 12 предприятий оборонного комплекса (которые, в свою очередь, определяют состояние машиностроительного комплекса), так и по доле объемов промышленного производства.
Тенденция развития производства машиностроительного' комплекса обуславливается:
- государственной политикой, размещением государственного заказа на предприятиях ВПК;
- освоением производства деталей и узлов для комплектации
- автомобилей на АО "АвтоВАЗ";
- развитием научно-технического и производственного потенциала самолетостроения, авиадвигателестроения, самолетов нового поколения ТУ-334, АН-70, АН-140, авиадвигателя НК-93;
- освоением производства наземных энергетических установок на базе авиадвигателя;
- содействием в организации производства машин и оборудования для АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности и комплектующих по заказам предприятий нефтехимического комплекса в целях его технологической модернизации;
- поддержкой и стимулированием широкого внедрения энергосберегающих технологий и оборудования на промышленных предприятиях.
Одна из перспективных задач оптимизации размещения производительных сил направлена на разрешение обострившегося противоречия между появлением большого количества незагруженных производственных мощностей и избытком возможностей производственной инфраструктуры. Реструктуризация промышленного узла "Безымянна" (за счет перемещения производственных мощностей из центра города на недозагруженные площади предприятий Безымянки), где сконцентрированы крупнейшие предприятия ВПК и машиностроения, позволит сохранить потенциал уникального оборудования, высвободить площади в центре города для строительства жилья и оздоровления экологической обстановки в городе.
Несмотря на сложнейшее состояние предприятий машиностроения, потенциал отрасли остается достаточно высоким. Многие предприятия оснащены уникальным оборудованием и располагают высокими технологиями, в том числе двойного назначения. Значимость этой отрасли для города и необходимость создания благоприятных условий для ее развития не вызывают сомнения.
Пищевая промышленность - вторая в городе отрасль по количеству работающих предприятий и объемам производимой продукции, наиболее стабильно работающая и в условиях переходного периода. В 1997-1999гг. ежегодный прирост объемов составлял 13-20%. Предприятия отдельных подотраслей оснащены современным высокопроизводительным оборудованием и современными технологиями. Это достаточно мобильная отрасль, где можно получить быструю и высокую отдачу от проводимых мероприятий по поддержке ее развития, что делает ее привлекательной для инвесторов. Привлечение инвестиций позволило приступить к техническому перевооружению предприятий и способствовало выпуску конкурентоспособной продукции (ОАО "Самарская макаронная фабрика "Верола", ОАО "Кондитерское объединение "Россия", ОАО "Самарская табачная фабрика", ОАО "Косметическая фирма "Весна" и др.). Стратегия развития отрасли направлена на ускоренное переоснащение производств современным оборудованием, внедрение новейших технологий производства продуктов, обеспечивающих их высокие потребительские свойства.
Легкая промышленность - отрасль, где произошел наибольший спад промышленного производства (по сравнению с 1991 г. выпуск продукции сократился на 83%). Значительно сократилось количество крупных и средних предприятий этой отрасли, снижено или прекращено производство важнейших видов продукции легкой промышленности, таких как обувь, пальто и полупальто, трикотажные, швейные и кожгалантерейные изделия. Практически прекратили свою производственную деятельность ОАО "Самараобувь", кожгалантерейная и текстильно-галантерейная фабрики, ряд швейных производств. Предприятия были ориентированы на массовый выпуск узкоспециализированной продукции, что затруднило адаптацию к рыночным условиям. Однако, потенциал отдельных швейных и трикотажных предприятий остается достаточно высоким. В условиях, когда потребительский рынок насыщен, с одной стороны, дорогими товарами развитых стран, а, с другой, - дешевой, некачественной продукцией стран Юго-Восточной Азии и Турции, ниша предприятий легкой промышленности находится в организации производства недорогой, но качественной продукции массового спроса и малых партий разнообразного ассортимента.
Малое предпринимательство. На 1 октября 1999 г. в г. Самаре действовало 15425 малых предприятий с численностью работающих 85,6 тыс. человек. Сопоставление основных показателей развития малого предпринимательства с аналогичным периодом прошлого года свидетельствует о неуклонном росте количества малых предприятий в городе и численности занятых в сфере малого бизнеса: прирост числа субъектов малого предпринимательства составил 32%, что в абсолютном выражении соответствует 3718 предприятиям, при этом число постоянно работающих возросло за год на 16% (или 11,6 тыс. человек).
За девять месяцев прошлого года малыми предприятиями города произведено товаров и оказано услуг по различным направлениям деятельности на сумму 5541,5 млн. руб., что к уровню объемов производства за период январь-сентябрь 1998 года составило 154%.
В сфере промышленности действуют 1887 малых предприятии с численностью 12874 человек, которыми произведено товаров и услуг на 965.9 млн.рублей.
Несмотря на незначительное снижение (с 51,6% по итогам девяти месяцев 1998 г.) удельного веса предприятий торговли и общественного питания в общем количестве действующих субъектов малого предпринимательства, на их долю по-прежнему приходится около половины (50.2%) малых предприятий города. При этом, абсолютное число торговых фирм и предприятий общественного питания выросло за год с 6038 до 7750.
Инвестиции в малый бизнес возросли с 107,7 млн. руб. в 1998г. до 150,7 млн. руб. на 1 октября 1999 г., из них в малые предприятия, действующие в сфере промышленности -16,2 млн. руб.
Однако, несмотря на некоторое оживление промышленного производства в 1999 году, состояние большинства промышленных предприятий остается сложным, а порой - критическим и характеризуется дефицитом загрузки производственных мощностей, нехваткой инвестиций, несовершенной -системой расчетов за сырье, материалы и готовую продукцию, нехваткой оборотных средств, неблагоприятной конъюнктурой рынка, несовершенством налоговой системы. И именно поэтому для изменения сложившейся ситуации необходимо проведение комплекса взаимосвязанных мероприятий, ориентированных на конкретизацию и согласование целей, задач, механизмов реализации промышленной политики федерального, регионального и муниципального уровней.
2. Стратегия поддержки промышленности и предпринимательства
Необходимость поддержки промышленности и предпринимательства продиктована их ведущей ролью в экономике города при наполнении бюджета и обеспечении занятости населения, а также целесообразностью сохранения г.Самары в качестве крупного промышленного и научно-технического центра РФ.
Цели поддержки:
- содействие усилению роли и места г.Самары как одного из ведущих промышленных и научно-технических центров РФ, развитие конкурентных преимуществ города;
- создание условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса, обеспечивающего производство конкурентоспособной продукции;
- сохранение и развитие промышленного и научно-технического потенциала, повышение стабильности и эффективности работы промышленных предприятий;
- стабильное поступление налогов и прочих платежей в бюджеты всех уровней;
- содействие занятости трудоспособного населения, снижение уровня безработицы, обеспечение социальной защищенности.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих приоритетных задач:
- развитие промышленной и рыночной инфраструктуры оказания услуг промышленным предприятиям (лизинг, консалтинг, финансово-инвестиционные услуги, проектное финансирование и т.д.);
- реализация комплекса скоординированных мероприятий. стимулирующих стабильную работу и инновационные возможности промышленных предприятий, повышение эффективности использования факторов производства;
- оптимизация структуры промышленного комплекса города, координация структурной перестройки и реструктуризации производственных мощностей промышленных предприятий города;
- реализация мероприятий и схем системной интеграции ресурсов;
- сфер производства, технологий, финансов, управления ("связывание" ресурсов города и региона) с учетом кооперационных, производственно-технологических связей, определение мультипликаторов роста, сосредоточение материальных и финансовых потоков внутри города и области;
- содействие реформированию предприятий и реструктуризации системы управления промышленными предприятиями;
- стимулирование создания новых производств, разработок инновационных проектов, выпуска конкурентоспособной продукции;
- содействие предприятиям города в расширении рынка сбыта продукции;
- улучшение инвестиционного и делового климата;
- повышение деловой активности субъектов предпринимательства.
3. Приоритетные направления развития промышленности и
предпринимательства, возможные точки экономического роста
Экономический подход к повышению эффективности развития промышленности и предпринимательства требует концентрации ресурсов и возможностей в соответствии с производственными и социальными приоритетами деятельности администрации города по поддержке товаропроизводителей.
Производственные приоритеты обусловлены созданием условий для формирования высокотехнологичного промышленного комплекса, обеспечивающего производство конкурентоспособной продукции, и заключаются в поддержке:
- развития высоких технологий;
- экспортных и импортозамещающих производств;
- высокоэффективных и быстроокупаемых инвестиционных проектов;
- развития строительной индустрии, производства продуктов питания и изделий легкой промышленности.
Социальные приоритеты обусловлены обеспечением стабильного поступления налогов и занятости населения и заключаются :
- в содействии занятости населения;
- в развитии системы трудоустройства и профобучения;
- в стабильности поступлений в бюджет;
- в развитии социального партнерства;
- в ликвидации задолженности по оплате труда и повышении заработной платы.
4. Принципы муниципальной поддержки товаропроизводителей
Муниципальная поддержка товаропроизводителей основывается на принципах:
- приоритетности в развитии наукоемких, конкурентоспособных, высокотехнологичных, ресурсосберегающих и экологически чистых промышленных производств, в выпуске импортозамещающей и экспортоориентированной продукции;
- комплексного развития различных отраслей промышленности, инфраструктуры городского хозяйства и рыночной инфраструктуры;
- сочетания краткосрочных и долгосрочных интересов развития промышленности;
- сочетания интересов социально-экономического развития города и интересов промышленных предприятий;
- развития конкуренции на товарных рынках;
- программно-целевой реализации промышленной политики;
- рационального размещения производств на территории города;
- признания права субъектов промышленной деятельности и предпринимательства на обоснованный риск в предпринимательской деятельности;
- объективного проведения конкурсов на поставку продукции для удовлетворения потребностей городского хозяйства;
- финансирование муниципального заказа на поставку продукции для городских нужд при наличии средств в бюджете города;
- целевого характера предоставления мер поддержки промышленным предприятиям в сочетании с дифференцированным подходом по отраслям промышленности и группам предприятий в соответствии с программами их развития и с учетом значимости в решении социально-экономических задач города;
- равенства прав и ответственности хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовой формы;
- защиты субъектов промышленной деятельности от недобросовестной конкуренции;
- конкурсности, платности и возвратности финансовых средств поддержки;
- обоснованности, гласности и прозрачности осуществления комплекса мер поддержки.
5. Способы реализации муниципальной поддержки товаропроизводителей
Способами реализации муниципальной поддержки товаропроизводителей являются:
- разработка и принятие Комплексной программы развития промышленности города;
- разработка и принятие целевых программ развития промышленности города и отдельных ее отраслей и предприятий;
- принятие решений о территориальном размещении промышленных предприятий;
- ведение мониторинга финансового состояния предприятий;
- ведение мониторинга экономики промышленного производства, технологического мониторинга и разработка прогнозов развития промышленности;
- индикативное планирование в сфере промышленности, носящее рекомендательный характер;
- размещение, на конкурсной основе, муниципального заказа на поставку продукции (работ, услуг) для нужд города;
- заключение администрацией города межмуниципальных соглашений в области промышленно-экономического сотрудничества;
- использование мер поддержки и стимулирования производственной и инвестиционной деятельности предприятий;
- управление пакетами акций предприятий с долевым участием администрации города;
- управление деятельностью муниципальных унитарных предприятий;
- сочетание свободы торговли и протекционизма;
- использование средств фонда занятости населения для создания рабочих мест;
- взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ по размещению регионального и муниципального заказов;
- взаимодействие промышленных предприятий с союзами, ассоциациями и другими общественными организациями, объединяющими промышленников и предпринимателей, взаимодействие с профсоюзами;
- разработка организационных мер поддержки и стабилизации работы промышленных предприятий;
- создание Совета по промышленной политике при Главе города и эффективной системы взаимодействия администраций города и районов с директорами промышленных предприятий и Союзом работодателей, консолидация усилий по предотвращению кризисных явлений и улучшению работы предприятий.
6. Комплекс мероприятий Программы поддержки товаропроизводителей
Основная цель поддержки товаропроизводителей администрацией города состоит в формировании благоприятного делового и инвестиционного климата в городе и создании городской промышленной инфраструктуры, обслуживающей предприятия в части оказания финансово-инвестиционных услуг, проведения научно-технического обновления, реконструкции производственных мощностей, выпуска инновационной продукции и других вопросах хозяйственной деятельности.
Меры муниципальной поддержки товаропроизводителей направлены на:
- передачу жилья и объектов социально-коммунальной и инженерной инфраструктуры в муниципальную собственность;
- размещение муниципального заказа на производство продукции (работ, услуг) промышленными предприятиями города;
- сохранение и создание рабочих мест;
- регулирование арендной платы за землю;
- содействие урегулированию вопросов погашения задолженности по выплате заработной платы;
- предоставление целевых бюджетных ссуд для финансовой поддержки промышленных предприятий;
- предоставление налоговых льгот предприятиям инвалидов.
Меры инфраструктурной поддержки товаропроизводителей:
- содержание и обеспечение устойчивого функционирования жизнеобеспечивающей структуры города;
- содействие в реализации инфраструктурных преобразований;
- содействие развитию рынка услуг, оказываемых промышленным предприятиям и предпринимателям;
- содействие развитию инфраструктуры товарных рынков, стимулирование спроса на продукцию местных товаропроизводителей;
- создание системы информационной поддержки промышленных предприятий, создание баз данных инвестиционных проектов: "Продукция, услуги, технологии", "Муниципальный заказ", "Региональный заказ", "Межмуниципальный заказ";
- содействие развитию инженерной, транспортной и телекоммуникационной инфраструктур;
- оптимизация схемы энергоснабжения города, содействие решению вопросов энергосбережения в промышленности.
7. Механизм реализации Концепции
Механизм реализации Концепции основывается на выполнении комплексных мероприятий структурной, налоговой, бюджетной, научно-технической, инвестиционной, организационной политик, целевых программ и инвестиционных проектов по нижеприведенным направлениям.
7.1. Реализация городских и межмуниципальных целевых программ:
- "Межмуниципальный заказ";
- "Самарское жилье";
- "Чистый город";
- "Энергосбережение";
- "Энергоэффективный город";
- "Программа модернизации системы энергоснабжения города" (в целях энергоаудита предприятий, внедрения децентрализованных источников тепло-, электро - энергии, снижения себестоимости энергоресурсов на предприятиях промышленности и ЖКХ, себестоимости промышленной продукции);
- "Программа производства запасных частей и комплектующих для АО "АвтоВАЗ" и автозаводов городов Поволжья".
7.2. Реализация мер досудебной санации, финансового оздоровления и предотвращения банкротства предприятий.
7.3. Содействие реформированию предприятий и реструктуризации систем управления промышленными предприятиями.
7.4. Структурная перестройка промышленного комплекса:
- поэтапная оптимизация структуры промышленного комплекса в части изменения схемы размещения производительных сил посредством передислокации действующих производств из центральных районов города на территории предприятий безымянского промузла:
- содействие выделению в самостоятельные хозяйствующие субъекты отдельных производств, выпускающих продукцию с устойчивым спросом;
- содействие процессам интеграции крупного и малого бизнеса через систему субподряда, франчайзинга, лизинга;
- содействие созданию новых производств по выпуску конкурентоспособной и импортозамещающей продукции;
- реализация мероприятий по развитию сотрудничества промышленных предприятий города с АО "АвтоВАЗ";
- координация структурной перестройка, реструктуризации производственных мощностей промышленных предприятий города Самары.
7.5. Организационное воздействие на развитие промышленности и предпринимательства:
- координация усилий по получению для предприятий города контрактов на изготовление и поставку продукции для федеральных и областных государственных нужд;
- содействие развитию кооперационных и внешне-экономических связей, созданию интегрирующих структур и корпоративных организаций;
- координация усилий по погашению задолженности федерального бюджета перед предприятиями;
- координация усилий по привлечению бюджетных средств из бюджета развития РФ и средств, выделяемых для реализации федеральных и региональных целевых программ;
- Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России" (авиадвигатель НК -93);
- комплексная программа развития агропромышленного комплекса (производство продуктов питания предприятиями города: ОАО "Маслосыровая база "Самарская", ОАО "Самарский мясокомбинат", ОАО "Жиркомбинат");
- увеличение объемов реализации спецтехники в рамках экспортных программ "Росвооружения";
- финансирование из средств федерального бюджета эффективных конверсионных проектов;
- финансирование из средств федерального бюджета гособоронзаказа - предприятиям, входящим в структуру Российского авиационного космического агентства;
- финансирование изготовления гражданских самолетов в рамках системы лизинга авиационной техники.
- интеграция товаропроизводителей, входящих в "Ассоциацию городов Поволжья", в рамках межмуниципальных заказов и целевых программ;
- содействие созданию ассоциаций самарских товаропроизводителей в форме коммерческих и некоммерческих организаций:
- МУП "Самарская швейная компания" с выделением помещения и зачетом арендной платы в счет приобретения оборудования;
- создание ЗАО "Самарская швейная компания "Звезда" для эффективного объединения возможностей СПТШФ "Красная звезда" и Самарской швейной фабрики;
- координация работ по разработке городской логистической системы "Ситилогистик", позволяющей связать производство, хранение, транспортировку сырья и продукции, снабжение города товарами в единый комплекс управления материальными и транспортными потоками и оптимизация размещения объектов городской инфраструктуры.
7.6. Стимулирование привлечения инвестиций в сферу материального производства:
- формирование банка данных инвестиционных проектов, разработанных по международным стандартам, и инвестиционного паспорта города;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов предприятиям, прошедшим конкурсный отбор инвестиционных проектов;
- налоговое стимулирование инвестиций в соответствии с законом "Об инвестиционной деятельности в Самарской области";
- использование залогового фонда администрации города для кредитно-инвестиционной поддержки товаропроизводителей и выдачи поручительств инвесторам;
- разработка "Программы привлечения инвестиций в экономику города";
- разработка "Инвестиционной программы города";
- содействие получению инвестиций из вышестоящих бюджетов и расширению участия предприятий города в федеральных и региональных целевых программах;
- реализация механизма обращения контрактов на поставку продукции и услуг для муниципальных и региональных нужд в качестве залога для получения кредитов;
- содействие в получении рациональных технических условий подключения объектов к инженерным сетям;
- привлечение внебюджетных источников финансирования программ развития промышленности.
7.7. Научно-техническая политика:
- создание механизмов привлечения инвестиций в наукоемкое производство через развитие инновационной инфраструктуры;
- создание городского инновационно-технологического маркетингового центра поддержки товаропроизводителей для интеграции науки, производства, технологий, финансов с использованием различных форм имущественных вложений, совместной деятельности участников инвестиционного процесса (разработчиков патентов, изобретений, промышленных моделей и образцов, инновационных центров высшей школы, промышленных предприятий, администрации города, потенциальных инвесторов) для разработки эффективных технологий, высококачественных товаров и услуг, сокращения инновационного цикла от идеи до товара и продвижения конкурентоспособной продукции;
- поддержка предприятий ВПК и других отраслей, производящих наукоемкую и высокотехнологичную продукцию;
- содействие процессам интеграции науки и производства на основе инновационно-промышленных комплексов и введения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот предприятий;
- создание льготных условий по всей цепочке реализации инноваций;
- кредитно-имущественная поддержка венчурных предприятий.
7.8. Налоговое воздействие на направления развития промышленности и предпринимательства в соответствии с налоговым законодательством:
- предоставление налоговых льгот предприятиям, увеличивающим объемы производства продукции, обеспечивающим социальные гарантии работникам и реализующим инвестиционные проекты по освоению производства импортозамещающей и экспортоориентированной продукции;
- предоставление налоговых льгот лизинговым компаниям, осуществляющим поставку оборудования для технического перевооружения и реконструкции предприятий по инвестиционным проектам, прошедшим конкурсный отбор по приоритетным направлениям;
- создание территориально-производственных зон экономического развития;
- предоставление в установленном порядке инвестиционного кредита и льгот по уплате налога в бюджет города;
- отсрочка налоговых платежей в бюджет города;
- предоставление льгот по платежам за землю, аренду нежилых помещений, водопотребление и водоотведение;
- стимулирование создания рабочих мест для малозащищенных категорий граждан и производства социально значимых товаров.
7.9. Бюджетная политика в соответствии с налоговым законодательством:
- мобилизация доходов в бюджет города путем адресной работы с предприятиями-недоимщиками;
- реструктуризация задолженности предприятий-недоимщиков в бюджет города;
- финансовая поддержка развития промышленных предприятий, участвующих в реализации инвестиционных проектов и целевых программ, из средств бюджета развития города (области).
7.10. Развитие оптового рынка промышленной продукции и потребительского рынка товаров производственно-технического назначения:
- анализ товарно-денежных потоков и номенклатуры товаров, ввозимых из других регионов;
- развитие внутригородской и внутрирегиональной кооперации предприятий;
- создание системы оптовой торговли продукцией самарского производства, в том числе за пределами города Самары;
- содействие в продвижении товаров, услуг и технологий самарских товаропроизводителей на межмуниципальные и межрегиональные рынки, развитие информационных технологий "Виртуальный магазин" и "Интернет-маркетинг".
7.11. Градостроительное регулирование и регулирование земельных отношений.
7.12. Развитие малого предпринимательства:
- координация деятельности районных общественных Советов по предпринимательству;
- проведение общественной экспертизы городских и районных программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку предпринимательства;
- разработка системы адресной поддержки малоимущих слоев населения;
- создание механизма по привлечению субъектов малого предпринимательства по вопросам размещения муниципального заказа;
- содействие созданию и работе обществ взаимного кредитования субъектов малого предпринимательства с целью аккумулирования свободных денежных средств для оказания финансовой помощи их участникам;
- содействие организации и деятельности районных сервис-центров;
- активизация работы районных общественных приемных для предпринимателей на базе работы сервис-центров.
7.13. Территориальный маркетинг:
- формирование позитивного имиджа продукции предприятий г.Самары;
- формирование имиджа и привлекательности территории города;
- создание условий для улучшения делового климата и повышения деловой активности.
7.14. Организационное, информационное и правовое обеспечение реализации Концепции:
- составление Департаментом по промышленной политике, предпринимательству и связи совместно с отраслевыми подразделениями плана мероприятий по реализации основных положений Концепций на очередной год в течение трех месяцев после утверждения Концепции Главой города;
- координация работ по реализации Концепции первым заместителем главы администрации города (по вопросам экономики и финансов);
- при формировании бюджета города на 2001 г. и последующие годы предусматривать выделение финансовых средств на конкретные программы согласно Концепции и в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ;
- разработка договора "О социально-экономическом сотрудничестве" между администрацией города и предприятиями;
- осуществление контроля эффективности мер поддержки и целевого использования выделенных предприятиям финансовых средств;
- включение в план работы структурных подразделений администрации города мероприятий по реализации Концепции;
- введение полугодовой формы отчетности по реализации Концепции;
- разработка предложений:
- в проект закона "Об основах промышленной политики в Самарской области";
- в Закон "Об особых экономических зонах на территории Самарской области" по изменению границ особой промышленно-экономической зоны предприятия;
- в проект закона "О бюджете области на 2001 год" раздела "Промышленность" в целях финансирования целевых комплексных программ по поддержке предприятий машиностроительного комплекса, легкой и пищевой промышленности;
- разработка программы "Привлечения инвестиций в экономику города", включающей в себя механизм:
- предоставления поручительств администрацией города;
- формирования залога обеспечения инвестиций администрацией города (муниципальная собственность, право аренды и др.);
- разработка программы "Поддержки и развития малого предпринимательства";
- разработка плана информационного обеспечения;
- освещение текущих мероприятий и результатов в средствах массовой информации.
8. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции Программы поддержки товаропроизводителей позволит администрации города и промышленным предприятиям:
- стабилизировать рост производства на основе повышения эффективности использования факторов производства (капитала, земли, трудовых ресурсов, знаний), развития производственно - технологического, научно-технического и инновационного потенциала предприятий;
- увеличить наполнение бюджета города и бюджетов вышестоящих уровней;
- улучшить деловой и инвестиционный климат в городе, повысить инвестиционную привлекательность города;
- снизить социальные издержки адаптации хозяйствующих субъектов и населения к условиям рыночной экономики;
- повысить деловую и социальную активность города;
- достичь мультипликативного эффекта развития смежных производств, стимулирования платежеспособного спроса на их продукцию, расширения внутреннего рынка;
- развить рынок промышленной продукции и потребительских товаров;
- количественно определить эффективность мер муниципальной поддержки субъектов промышленной деятельности и предпринимательства, значение индикаторов стабилизации производства пр.иреализации целевых комплексных программ.
Термины и определения
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
Товаропроизводитель - субъект производственной деятельности (промышленности и предпринимательства), юридические и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производственную деятельность и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством на территории г. Самары.
Производственная деятельность - деятельность товаропроизводителей, учитываемая как основной вид их деятельности в отраслях народного хозяйства, являющихся по законодательству Российской Федерации отраслями промышленности.
Концепция поддержки товаропроизводителя (промышленной политики города) - система представлений об основных проблемах, целях и приоритетах поддержки промышленности, малого и среднего бизнеса города, направлениях, способах и средствах их реализации за определенный период времени.
Промышленная политика города - система организационно-правовых, финансово-экономических и информационных мер воздействия на субъекты промышленной деятельности и предпринимательства, направленных на обеспечение благоприятных условий их функционирования и стабильного развития в соответствии с поставленными целями и задачами развития экономики города.
Механизм реализации городской промышленной политики - система взаимосогласованных мер экономического, правового, организационного характера, реализуемых через комплекс структурных, инвестиционных, научно-технических, налоговых, бюджетных, торговых, земельных мероприятий, обеспечивающих выполнение стратегических целей и задач.
Структурная политика - целенаправленный комплекс мероприятий по приведению структуры экономики города в соответствие со структурой платежеспособного спроса покупателей товаров и услуг.
Маркетинговая политика города - требования к товарам и услугам, исследование, формирование и регулирование внутренних и внешних рынков и их сегментов с целью формирования платежеспособного спроса для роста доходов предприятий, населения и городского бюджета.
Торговая политика города - целевой комплекс мероприятий, стимулирующий производство местными товаропроизводителями высококачественных товаров и услуг и обеспечивающий максимальное удовлетворение потребностей населения. Инвестиционная политика города - система мер, определяющая механизм привлечения инвестиций, источники, объем, структуру и направления использования инвестиций, пути улучшения инвестиционного климата, способствующая развитию инфраструктуры, обслуживающей инвестиционный процесс.
Бюджетная политика города - система мер по увеличению доходов, рационализации и экономии расходов бюджета города и повышению его роли в экономическом и социальном развитии города.
Налоговая политика города - комплекс мер, направленных на обеспечение полноты и своевременности сбора налогов, оптимизацию ставок местных налогов, по аренде имущества и земли, повышению доли города в объеме всех налогов для укрепления доходной части городского бюджета и стимулирования предпринимательской деятельности.
Научно-техническая политика - комплекс мероприятий по созданию и внедрению научно-технических инноваций с целью формирования конкурентной структуры экономики города, создания условий для интеграции науки и производства, формирования инновационных центров и инновационно- промышленных комплексов.
Территориальный маркетинг - маркетинг в интересах территории и субъектов хозяйственной деятельности, расположенных на данной территории.
Деловой климат города - совокупность благоприятных условий для развития бизнеса, инвестиций, эффективной работы всех хозяйственных субъектов города. Деловой климат складывается из ценовых, налоговых, кредитных, правовых, информационных и организационно-административных условий деловой активности.
<< Назад |
||
Содержание Решение Самарской городской Думы от 29 декабря 2000 г. N 35 "Об утверждении "Концепций программы поддержки товаропроизводителей... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.