Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Основные направления социальной поддержки
населения области на 1996 год
В настоящее время в Самарской области насчитывается 870,7 тысяч получателей пенсий и пособий, в том числе получателей пенсий по возрасту - 654,0, по инвалидности - 85,6, по случаю потери кормильца - 46,7, социальных пенсий - 22,5; 34,2 тыс. многодетных семей, 27,4 тыс. семей одиноких матерей, детей-инвалидов - 8,6 тыс., детей-сирот - 1,0 тыс. человек.
За последние годы в Самарской области наметились отрицательные тенденции в изменении основных демографических показателей - снижение рождаемости и рост смертности, что свидетельствует об изменении возрастной структуры населения региона. Только за период с 1990 по 1995 год количество пенсионеров по старости возросло с 448 тысяч до 654 человек, что составляет 19,7% от числа всех жителей области.
Реализация программы по социальной поддержке населения Самарской области в 1995 году явилась существенным дополнением к гарантированному на федеральном уровне обеспечению и еще раз подтвердила жизненную необходимость таких мер социальной поддержки, как горячее благотворительное питание, предоставление бесплатного и с льготной оплатой (50%) питания с молочных кухонь детям до 3 лет, содержание одиноких престарелых граждан и инвалидов в отделениях медико-социальной помощи.
Введение во втором полугодии выплаты социального пособия малообеспеченным жителям области в зависимости от среднедушевого дохода было воспринято и одобрено гражданами как действенная существенная форма поддержки.
За период с августа по декабрь обратилось 32 тысячи граждан, в том числе: пенсионеры и инвалиды - 31,7%, многодетные семьи - 34,7%, неполные семьи - 28,4% от общего числа обратившихся за пособием.
Всего на меры по социальной поддержке по программе 1995 года израсходовано более 36 млрд. рублей.
Мероприятия выполнены по всему утвержденному в программе перечню. Различные виды помощи получили более 405 тысяч граждан области.
Программа по социальной поддержке населения на 1996 год разработана в соответствии с рекомендациями по составлению региональной программы защиты населения, утвержденными Министерством социальной защиты населения Российской Федерации 26 января 1995 г. N 342/1-34, с учетом предложений общественных организаций, а также с учетом обобщения нормативных документов по оказанию социальной помощи малообеспеченному населению Самарской области и отдельных регионов России.
Основная цель реализации программы - максимально возможное смягчение негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения, обеспечение социально-психологической адаптации граждан к изменившейся среде жизнедеятельности путем оказания им социальной помощи в различных формах, создание условий для реализации собственного потенциала.
Социальная поддержка малообеспеченных граждан различных социальных категорий производится с учетом индивидуальной нуждаемости в помощи в зависимости от совокупного среднедушевого дохода в семье.
Органы местного самоуправления области за счет средств местных бюджетов, в соответствии с территориальными программами социальной поддержки малообеспеченным гражданам могут оказывать дополнительную социальную помощь, в виде денежной компенсации оплаты услуг, обеспечения продуктами питания, промышленными товарами.
Программа по социальной поддержке населения на 1996 год является составной частью мер по реализации закона Российской Федерации "О ветеранах", поэтапное введение которого в Самарской области планируется на 1996-1998 годы.
Основными принципами социальной поддержки являются:
- принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретным лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин (возраст, состояние здоровья, состав семьи, отсутствие родственников, обязанных по закону содержать нетрудоспособных лиц и др.);
- принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание социальной помощи лицам, имеющим на нее право, обратившимся в местные органы социальной защиты населения;
- принцип дифференцированного подхода, предполагающий определение размеров и видов помощи в зависимости от уровня доходов, степени нуждаемости, места проживания (город или сельская местность);
- принцип комплексности предоставления одновременно различных видов социальной помощи (денежной, натуральной, в виде льгот и услуг) в зависимости от социально-бытового положения граждан;
- принцип социального реагирования, предполагающий внесение корректировок в программу социальной поддержки населения при изменении социально-экономической ситуации.
Направления и формы социальной защиты населения
Социальная поддержка малообеспеченных граждан и семей с детьми оказывается в виде натуральной помощи, предоставления льгот и услуг, единовременных денежных выплат и социального пособия для малоимущих граждан, финансирования мероприятий социальной поддержки, направленных на медико-социальную реабилитацию и социально-психологическую адаптацию.
Социальное пособие
Для реализации мероприятий адресной поддержки в области введена выплата социального пособия.
Правом на получение ежемесячного социального пособия пользуются граждане, среднедушевой доход в семье которых не превышает утвержденного по области размера среднедушевого дохода, при котором назначается социальное пособие следующих категорий:
1. Неработающие пенсионеры по возрасту и инвалиды I, II и III групп.
2. Дети в возрасте до 16 лет из семей, где один из родителей является инвалидом I группы или неработающим инвалидом II или III групп, или оба неработающие пенсионеры (учащиеся очных общеобразовательных учреждений, профтехучилищ, техникумов, вузов до окончания учебы, но не старше 23 лет).
3. Дети-инвалиды в возрасте до 16 лет, проживающие в семьях.
4. Неработающие трудоспособные граждане, осуществляющие уход за детьми-инвалидами в возрасте до 16 лет, инвалидами I группы, инвалидами с детства II группы, престарелыми гражданами, достигшими 80-летнего возраста, при наличии справки о нуждаемости в постороннем уходе.
5. Дети одиноких матерей в возрасте до 16 лет (учащиеся очных общеобразовательных учреждений до окончания обучения, но не старше 18 лет).
6. Дети из многодетных семей в возрасте до 16 лет (учащиеся очных общеобразовательных учреждений до окончания учебы, но не старше 18 лет).
7. Дети военнослужащих срочной службы в возрасте до 16 лет.
8. Дети из неполных семей в возрасте до 16 лет (учащиеся очных общеобразовательных учреждений до окончания учебы, но не старше 18 лет):
- дети разведенных родителей;
- дети из семей, где один из родителей находится в местах лишения свободы;
- дети из семей, где один из родителей лишен родительских прав или уклоняется от уплаты алиментов;
- дети, получающие государственные пенсии по случаю потери кормильца;
- дети, находящиеся под опекой и попечительством, получающие государственные пособия (и не находящиеся на полном государственном содержании).
9. Дети участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1990 гг. в возрасте до 16 лет (учащиеся очных общеобразовательных учреждений до окончания учебы, но не старше 18 лет).
Максимальный размер социального пособия не превышает минимального размера оплаты труда.
Социальные пособия назначаются гражданам только по факту обращения.
Социальные пособия назначаются органами социальной защиты населения за счет средств областного бюджета согласно Положению о выплате социального пособия для малоимущих граждан Самарской области.
Натуральная помощь, услуги
Натуральная помощь оказывается тем, кто не в состоянии себя обслуживать, нуждается в постороннем уходе, когда денежная форма оказания помощи неэффективна и нецелесообразна.
С целью оказания поддержки семей, имеющих детей в возрасте от рождения до 3 лет, предоставляется бесплатное или с льготной оплатой (50%) питание с молочных кухонь.
Центрами социального обслуживания в столовых городов и районов организуется благотворительное питание для остронуждающихся пенсионеров и инвалидов, детей из многодетных и неполных семей, беженцев, граждан, попавших в экстремальные ситуации.
Тем, кто по состоянию здоровья не может посещать столовые, горячие обеды или полуфабрикаты доставляются на дом.
Продолжится финансирование отделений медико-социальной помощи на базе медицинских учреждений для временного пребывания одиноких престарелых граждан и инвалидов, центров медико-социальной и психологической реабилитации лиц, страдающих недугами, приводящими к инвалидности, инвалидов взрослых и детей.
Направление престарелых граждан, нуждающихся в уходе пенсионеров и инвалидов в отделения медико-социальной помощи, в центры медико-социальной реабилитации осуществляется через центры социального обслуживания населения после установления факта необходимости в данном виде социальной поддержки.
Финансирование производится на основании заключенных двусторонних договоров между территориальными медицинскими объединениями и центрами социального обслуживания.
Кроме того, будет осуществляться медико-социальное обслуживание одиноких больных с онкологической патологией, тяжелыми формами сахарного диабета и бронхиальной астмой по договору Главного управления социальной защиты населения области и областного комитета Российского общества Красного Креста.
Предусмотрены в смете расходов на бесплатное обучение на курсах вождения спецавтотранспорта, наряду с инвалидами Великой Отечественной войны, инвалидов труда и инвалидов с детства.
Льготы
В 1996 году продолжится предоставление льгот на оплату льгот телефонной связи, оплату лекарств, твердого топлива, сжиженного газа.
Предоставлены льготы в размере 50% на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям погибших в результате вооруженного конфликта в Чечне.
Финансирование расходов по возмещению выпадающих доходов от предоставления льгот по реализации сжиженного газа, твердого топлива для малообеспеченных граждан, а также на предоставление льгот по услугам телефонной связи, на оплату жилья и коммунальных услуг производятся по фактическим расходам согласно предоставленным в финансовые органы соответствующими предприятиями и организациями расчетам о произведенных расходах на эти цели по действующим внутриобластным тарифам, утвержденным постановлениями Главы Администрации области.
На период отработки механизма реализации льгот по закону "О ветеранах", предусмотрены льготы на оплату услуг телефонной связи участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, жителям блокадного города-героя Ленинграда, несовершеннолетним труженикам тыла, награжденным правительственными наградами, предусмотрены льготы на оплату услуг телефонной связи и бесплатное приобретение лекарств по рецептам врачей.
Предусмотрены ежемесячные денежные компенсации к пенсии детям партизан, находившимся во время Великой Отечественной войны вместе с родителями в партизанских отрядах.
Одним из направлений деятельности в сфере социальной защиты населения является взаимодействие органов власти области с общественными организациями в сфере благотворительности и объединения усилий по социальной поддержке социально незащищенных слоев населения.
В настоящее время в области действуют более 60 предприятий Всероссийских обществ инвалидов, слепых, глухих и других объединений, в которых занято свыше 2000 инвалидов. Они выпускают изделия общетехнического назначения и оказывают бытовые и прочие услуги населению по социально низким ценам.
С целью оказания помощи в становлении и развитии производственно-хозяйственной деятельности, формирования рынка сбыта продукции предприятий будут организованы выставки-ярмарки продукции предприятий общественных организаций.
Для сохранения и создания новых рабочих мест для инвалидов, на техническое перевооружение и модернизацию действующего производства, организацию выпуска товаров народного потребления в программе по поддержке предпринимательства и малого бизнеса предусматривается льготное кредитование этих предприятий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.