Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Охрана лесов от пожаров" на 2001-2005 годы"
Областная целевая программа "Охрана лесов от пожаров"
на 2001-2005 годы
(далее - Программа)
11 мая 2004 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Охрана лесов
от пожаров" на 2001-2005 годы
Дата принятия решения
о разработке Программы - решение и.о. Губернатора Самарской области
Логойдо Ю.М. от 7 апреля 2000 г.
Государственный заказчик
Программы - Администрация Самарской области
Головные исполнители
Программы - комитет природных ресурсов по Самарской
области
Основные разработчики
Программы - комитет природных ресурсов по Самарской
области
Цели и задачи Программы - повышение эффективности противопожарной
охраны лесного фонда и не входящих в
него лесов путем осуществления комплекса
организационно-технических мер,
совершенствования экономической и правовой
базы, улучшения научно-технического
обеспечения охраны лесов от пожаров
Сроки и этапы
реализации Программы - 2001-2005 годы
Исполнители Программы - территориальные органы федерального органа
управления лесным хозяйством:
комитет природных ресурсов по Самарской
области,
входящие в его состав лесхозы и
национальный парк "Самарская Лука"
управление лесами "Бузулукский Бор"
Жигулевский государственный заповедник
Объемы и источники
финансирования - общий объем финансирования - 98,65 млн.
рублей, в том числе капитальные вложения -
76,52 млн. рублей, текущие расходы -
22,13 млн. рублей, из них из федерального
бюджета - 60,95 млн. рублей, из областного
бюджета - 24,72 млн. рублей, собственные
средства - 12,98 млн. рублей
Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы - сокращение ущерба, наносимого лесными
пожарами лесному хозяйству, животному миру
и экономике Самарской области
сокращение средней площади лесного пожара
Законом Самарской области от 11 мая 2004 г. N 79-ГД в текст раздела "Система организации контроля за исполнением программы" паспорта настоящей Программы внесены изменения
Система организации
контроля за исполнением
программы - контроль за выполнением мероприятий
Программы и ходом ее реализации
осуществляют Министерство природных
ресурсов Российской Федерации,
Правительство Самарской области, комитет
природных ресурсов по Самарской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии со статьями 47, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 1999 г. N 35 "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы" и приказом Федеральной службы лесного хозяйства России N 30 от 10 февраля 1999 г. "О федеральной целевой программе "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы".
По состоянию на 1 января 2000 года, охраняемая от пожаров площадь лесного фонда составила 783,5 тыс. гектаров, в том числе службы лесного хозяйства комитета природных ресурсов по Самарской области - 675,4 тыс. гектаров, управления лесами "Бузулукский Бор" - 59,6 тыс. гектаров, Жигулевского государственного заповедника - 48,5 тыс. гектаров.
Анализ динамики пожарной обстановки в лесах Самарской области показывает, что в последние годы наметилась опасная тенденция резкого увеличения количества лесных пожаров, пройденных огнем площадей и сумм затрат на тушение.
Так, если в период с 1989 по 1994 годы в среднем в год происходило 198 загораний леса с пройденной огнем площадью 199 гектаров и расходом на тушение 61 тыс. рублей (в ценах 1998 года), то в период с 1994 по 1998 годы, соответственно, 637 пожаров, 766 гектаров и 2201 тыс. рублей.
Особенно сложная в пожарном отношении обстановка ежегодно складывается в хвойных лесах вблизи городов Самары и Тольятти. В 1999 году в этих лесах возникало 10-15 лесных пожаров в сутки.
Недостаточная оснащенность государственной лесной охраны транспортом, средствами пожаротушения и связи не позволяет организовать оперативное обнаружение и быстрое тушение лесного пожара, обеспечить четкое взаимодействие специализированных ведомств.
В результате пожары распространяются на большие площади и на их тушение привлекаются значительные силы и средства.
Так, в 1998 году для тушения лесных пожаров в Новобуянском лесхозе дважды привлекался полк Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Самарской области, пожарные части Главного управления внутренних дел Администрации Самарской области. Даже при небольших лесных пожарах в 1999 году из-за нехватки технических средств лесхозы (Самарский, Красноярский, Ставропольский) были вынуждены привлекать пожарные части Главного управления внутренних дел Самарской области.
В 1999 году затраты на охрану лесов службы лесного хозяйства комитета природных ресурсов по Самарской области составили 2765 тыс. рублей или 4,7 рубля на один гектар общей площади лесного фонда, что составляет 0,3% от потребности.
Отсутствие средств на организацию новых пожарно-химических станций не позволяет развивать сеть пожарно-химических станций и пожарно-наблюдательных вышек.
В соответствии с требованиями федеральной целевой программы "Охрана лесов от пожаров на 1999-2005 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 1999 г. N 35, все леса Самарской области должны охраняться путем наземного патрулирования. В связи с этим техническую оснащенность лесхозов необходимо увеличить не менее чем в три раза и, соответственно:
приобрести пожарных автомобилей - 36 штук, тракторов - 30 штук,
построить дорог противопожарного назначения - 126 километров,
приобрести и установить радиостанций - 300 штук,
построить пожарно-наблюдательных вышек - 12 штук,
построить новых пожарно-химических станций - 12 штук.
Для учета участков лесного фонда, пройденных пожарами, необходимо приобрести 15 компьютеров.
Вынужденная ориентация лесхозов на получение и мобилизацию собственных средств для выполнения противопожарных мероприятий ведет к отвлечению работников государственной лесной охраны на работы, не связанные с пожарной охраной леса, к дальнейшему снижению уровня противопожарной защиты лесов, увеличению ущерба, наносимого пожарами лесам Самарской области.
На борьбу с лесными пожарами ежегодно привлекаются силы и средства пожаротушения других ведомств, что негативно сказывается на их непосредственной деятельности.
Для организации борьбы с лесными пожарами необходимо осуществлять целенаправленные скоординированные действия органов исполнительной власти Самарской области, службы лесного хозяйства комитета природных ресурсов по Самарской области и его подразделений, других заинтересованных ведомств, позволяющие создать систему охраны лесов от пожаров, способную реагировать на любую чрезвычайную ситуацию.
2. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целью настоящей Программы является повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения научно-технического обеспечения охраны лесов от пожаров.
Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение задач по предупреждению возникновения и распространения лесных пожаров, своевременному их обнаружению и ликвидации в начальной стадии развития, улучшению научно-технического обеспечения противопожарной охраны лесов, разработке и внедрению новых технологий и технических средств в обнаружении и тушении лесных пожаров.
Специфика решаемой проблемы в изменившихся социально-экономических условиях обусловлена необходимостью решения ряда вопросов, ранее не стоявших перед органами управления лесным хозяйством, таких как:
создание собственного парка технических средств пожаротушения (снабжение горюче-смазочными материалами, строительство парков для содержания техники, ремонтных баз);
создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров, стимулирование деятельности юридических и физических лиц, привлекаемых на борьбу с пожарами.
Программой предусматривается постоянное наращивание объема средств для поэтапного решения проблем, стоящих перед лесопожарными службами.
Для рационального использования выделяемых ассигнований Программой устанавливаются приоритеты в финансировании запланированных мероприятий.
В первую очередь намечается финансирование следующих программных мероприятий:
обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной службы охраны леса;
материально-техническое обеспечение лесопожарных служб;
содержание сил и средств пожаротушения;
проведение работ по профилактике лесных пожаров;
создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров;
строительство пожарно-химических станций.
Комплекс мероприятий Программы, а также сроки и этапы их реализации указаны в приложении.
3. Система программных мероприятий
Программа предусматривает виды и объемы противопожарных мероприятий, проводимых в лесах Самарской области, маневрирование ресурсами с учетом комплексных мер и задач, осуществление оперативного управления лесопожарными службами лесхозов и координации деятельности наземной службы. Конкретизируется место, время и объемы выполняемых видов противопожарных мероприятий, дислокация подразделений лесопожарных служб.
Обязательным условием выполнения Программы является создание системы мониторинга лесных пожаров с целью оценки состояния лесных горючих материалов и прогнозов наступления и продолжительности пожароопасных сезонов и периодов, обнаружения и тушения лесных пожаров, экономичных и эффективных технологий борьбы с огнем.
3.1. Мероприятия по предупреждению
возникновения лесных пожаров
Более чем в 90 процентах всех случаев лесные пожары возникают по вине человека из-за несоблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации. Так, в 1998 году за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации были оштрафованы 1469 человек, в 1999 - 3667 человек. Ведется большая агитационная работа среди населения по противопожарной профилактике. Органами управления лесным хозяйством в 1999 году в лесах и населенных пунктах было установлено 1411 аншлагов, панно, распространено 11830 листовок, буклетов, опубликовано 409 статей в местной печати, организовано 434 выступления на радио и телевидению, проведено 9387 бесед, лекций, докладов.
Программой предусмотрено изготовление и установка 2445 единиц средств наглядной агитации (выставки, витрины, аншлаги), установка предупредительных знаков, шлагбаумов, уголков отдыха, а также распространение 19875 листовок, буклетов и памяток, выпуск рекламных телефильмов на природоохранную тематику и другие мероприятия.
Намечено увеличить длительность эфирного вещания о пожарной обстановке в лесах Самарской области до одного часа в год, довести число выступлений на радио и телевидении до 324, количество статей в местной печати - до 287.
Стоимость затрат на совершенствование противопожарной пропаганды составит 5475,5 тыс. рублей.
3.2. Мероприятия по предупреждению
распространения лесных пожаров
Анализ динамики лесных пожаров за 10 лет показывает, что за последние 5 лет резко увеличились количество и площадь лесных пожаров: с 993 пожаров в 1989-1993 годах до 3183 пожаров в 1994-1998 годах и с 994,2 гектара до 3829 гектаров соответственно.
Одним из наиболее эффективных мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров: защитных минерализованных полос, разрывов, заслонов, опушек и противопожарных канав.
В 1999 году в лесах Самарской области службой лесного хозяйства комитета природных ресурсов по Самарской области проложено 3384 километра минерализованных полос. Уход за ранее проложенными минерализованными полосами выполнен в объеме 8407 километров. В программный период намечается создать минерализованные полосы во всех лесхозах, в основном в хвойных лесах, вдоль железных и автомобильных дорог, в зонах отдыха населения.
Помимо сети противопожарных барьеров, обустройство лесной территории в целях ограничения распространения огня включает строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, устройство пожарных водоемов, организацию мест отдыха населения.
3.3. Организационно-технические мероприятия
Обнаружение лесных пожаров на территории лесного фонда осуществляется визуально лесной охраной, лесопатрульными группами. Программой предусмотрено дополнительное приобретение и установка 10 пожарно-наблюдательных вышек и мачт, оснащенных телекамерами. Стоимость приобретения и установки одного комплекта пожарно-наблюдательной вышки (мачты) с монтажом на ней телевизионной установки составляет 150 тыс. рублей.
На сегодняшний день для обеспечения борьбы с лесными пожарами действуют всего 7 пожарно-химических станций, а их необходимо 15. Для охраны от пожаров хвойного массива, расположенного от города Самары до города Тольятти, площадью 120 гектаров необходимо строительство пожарно-химических станций III типа. Кроме того, имеющиеся технические средства (пожарные машины, гусеничные трактора) на 80 процентов подлежат замене из-за длительной эксплуатации.
Повышение уровня оперативности тушения лесных пожаров силами наземной охраны лесов предусматривается путем укомплектования существующих пожарно-химических станций до норматива технического оснащения и строительства новых пожарно-химических станций: одной - III типа и двух - II типа. Сведения о потребностях в технике, автомашинах и оборудовании для оснащения лесопожарных служб приводятся в приложениях N 1-5.
Кроме того, для борьбы с крупными и массово-возникающими пожарами предусматривается привлечение сил и средств пожаротушения Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Самарской области.
Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информационно-управляющей системы связи, включающей оснащение всех лесхозов, лесничеств, патрульных групп, лесников персональной пакетной радиосвязью в УКВ и KB-диапазонах. Эта работа уже начата, выделенные из областного бюджета средства позволили установить ретранслятор.
Общая сумма затрат на создание автоматизированных систем связи и оперативного управления охраной лесов от пожаров составит 4383,5 тыс. рублей, из них на приобретение радиотехнических средств (капиталовложения) - 3283,5 тыс. рублей, ремонт и содержание радио, телефонной связи (текущие расходы) - 1100 тыс. рублей.
Программой предусмотрена подготовка специалистов - пожарников по борьбе с крупными лесными пожарами. К 2005 году необходимо подготовить 30 таких специалистов. Затраты на подготовку кадров в 2001 - 2005 годах составят 600 тыс. рублей.
3.4. Научно-техническое обеспечение
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении результатов разработки новых технических средств обнаружения и тушения лесных пожаров, создании автоматизированной системы связи и управления охраной лесов, совершенствовании правовой базы охраны лесов.
В период исполнения Программы намечается осуществить исследования с целью определения параметров метеорологических и лесорастительных факторов, при которых возможно контролируемое выжигание горючих материалов, накопившихся в лесах, для разработки местных методик и технических средств его проведения.
Успех в борьбе с лесными пожарами зависит от своевременного их обнаружения и применения новых технических средств, а также авиации.
4. Финансовое обеспечение Программы
В области более 90 процентов загораний леса происходит в результате небрежного обращения с огнем местного населения, посещающего леса. Часть расходов на проведение пропагандистской деятельности, профилактических мероприятий и приобретение техники для тушения лесных пожаров предусматривается выделить из областного бюджета.
Общая сумма финансовых затрат, необходимая для реализации Программы в 2001-2005 годы, составляет 98651,98 тыс. рублей, в том числе из средств федерального бюджета 60947,1 тыс. рублей, из средств областного бюджета 24724,77 тыс. рублей, из собственных средств территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством 12980,11 тыс. рублей.
Из общей суммы финансовых затрат капитальные вложения на приобретение технических средств для оснащения лесопожарных служб и строительство противопожарных объектов составят 76519,65 тыс. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 51944,75 тыс. рублей, из областного бюджета 19545,32 тыс. рублей, собственных средств 5029,58 тыс. рублей.
Объемы и источники финансирования Программы
(тыс. рублей в ценах 2000 года)
Источники финан- сирования |
Финанси- вание на период ре ализации |
В том числе по годам | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Затраты 98651,98* 18143,25* 21060,01* 19936,14* 19835,54* 19677,04*
В том числе:
федеральный бюд-
жет 60947,1* 10580,12* 13377,62* 12442,12* 12303,62* 12243,62*
областной бюджет 24724,77 5187,17 5031,52 4819,26 4892,66 4794,16
собственные сред-
ства 12980,11 2375,96 2650,87 2674,76 2639,26 2639,26
Капитальные вло-
жения 76519,65* 12994,05* 15881,40* 15881,40* 15881,40* 15881,40*
В том числе:
федеральный бюд-
жет 51944,75* 8063,35* 10970,35* 10970,35* 10970,35* 10970,35*
областной бюджет 19545,32 3924,80 3905,13 3905,13 3905,13 3905,13
собственные сред-
ства 5029,58 1005,90 1005,92 1005,92 1005,92 1005,92
Прочие текущие
расходы 22132,33* 5149,20* 5178,61* 4054,74* 3954,14* 3795,64*
В том числе:
федеральный бюд-
жет 9002,35* 2516,77* 2407,27* 1471,77* 1333,27* 1273,27*
областной бюджет 5179,45 1262,37 1126,39 914,13 987,53 889,03
собственные сред-
ства 7950,53 1370,06 1644,95 1668,84 1633,34 1633,34
* Объемы работ и суммы финансирования ежегодно уточняются с учетом фактического выделения средств из федерального бюджета.
Объемы и источники финансирования
(тыс. рублей в ценах 2000 года)
Источники финан- сирования |
Финанси- вание на период ре ализации |
В том числе по годам | ||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Комитет природных ресурсов по Самарской области
Затраты 93164,54* 16300,58* 19215,99* 19215,99* 19215,99* 19215,99*
В том числе:
федеральный бюд-
жет 57800,6* 9440,12* 12090,12* 12090,12* 12090,12* 12090,12*
областной бюджет 22457,55 4499,11 4489,61 4489,61 4489,61 4489,61
собственные сред-
ства 12906,39 2361,35 2636,26 2636,26 2636,26 2636,26
Управление лесами "Бузулукский Бор"
Затраты 3655,44* 1292,67* 1349,02* 401,65* 306,05* 306,05*
В том числе:
федеральный
бюджет 2590,5* 1040,00* 1120,00* 203,50* 123,50* 103,50*
областной бюджет 991,22 238,06 214,41 159,65 179,55 199,55
собственные сред-
ства 73,72 14,61 14,61 38,50 3,00 3,00
Жигулевский государственный заповедник
Затраты 1832,00* 550,00* 495,00* 318,50* 313,50* 155,00*
В том числе:
федеральный бюд-
жет 556,00* 100,00* 167,50* 148,50* 90,00* 50,00*
областной бюджет 1276,00 450,00 327,50 170,00 223,50 105,00
* Объемы работ и суммы финансирования ежегодно уточняются с учетом фактического выделения средств из федерального бюджета.
Законом Самарской области от 11 мая 2004 г. N 79-ГД в текст раздела "Механизм реализации программы" настоящей Программы внесены изменения
5. Механизм реализации программы
Комитет природных ресурсов по Самарской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области являются ответственными за реализацию настоящей Программы и обеспечиваются финансовыми ресурсами за счет федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год. Выполнение программных мероприятий осуществляется собственными силами организаций, охраняющих леса Самарской области, с привлечением подрядных организаций на конкурсной основе.
Законом Самарской области от 11 мая 2004 г. N 79-ГД в текст раздела "Организация управления и контроль за ходом выполнения программы" настоящей Программы внесены изменения
6. Организация управления и контроль
за ходом выполнения программы
Контроль за реализацией Программы осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Правительство Самарской области, комитет природных ресурсов по Самарской области.
Комитет природных ресурсов по Самарской области ежегодно анализирует ход реализации Программы и направляет результаты анализа в Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Правительство Самарской области.
7. Оценка ожидаемой экономической эффективности
от реализации программных мероприятий
Реализация намеченных программных мероприятий, своевременные инвестиции в мероприятия по охране лесов от пожаров позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь одного пожара, существенно снизить вероятность возникновения крупных лесных пожаров стихийного характера на активно охраняемой территории лесного фонда.
Конечным результатом реализации Программы будет сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранение экологического и ресурсного потенциала, что отвечает положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
Ежегодный ущерб от потери древесины составляет 9123 тыс. рублей. При реализации древесины, сохранившейся от огня, ее стоимость составляет в круглом виде (в ценах 1998 г.) 23993 тыс. рублей (за один год).
Затраты на восстановление горельников до возраста спелости насаждений составляет 63,5 тыс. рублей за один гектар. Сохранение лесов от пожаров в три раза превысит общие затраты на реализацию Программы.
Определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в охрану лесов от пожаров, затруднено из-за oтсутствия в настоящее время стоимостной оценки природоохранных, климатических, водорегулирующих и социальных функций лесов, не учитывающихся при расчетах стоимости продукции и услуг при пользовании лесных ресурсов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.