Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Правила продажи потребительских товаров в стационарных
предприятиях торговли
1. Общие положения
1.1. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующем его товарному профилю (типу), а также другими товарами при наличии условий для их реализации; обеспечение высокой культуры обслуживания покупателей, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". Предприятие может осуществлять свою деятельность только при наличии разрешения на право торговли, выданное администрацией района по месту расположения данного предприятия.
1.2. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием торгового профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования на русском языке. При входе в магазин помещается надпись о режиме работы, юридическом адресе (местонахождении) его собственника. В течение всего рабочего времени все двери торгового предприятия должны быть открыты для свободного доступа покупателей в торговый зал.
1.3. Профиль (тип) и специализация торгового предприятия определяются его Уставом. В случае его изменения, предприятию необходимо об этом известить районную администрацию, а муниципальному - согласовать изменения с администрацией соответствующего района.
1.4. Помещения торгового предприятия, прилегающая к ним территория (не менее 5 метров), витрины, оборудование и торговый инвентарь, а также работа предприятия должны отвечать правилам техники безопасности, санитарным, противопожарным и др. требованиям, установленным для предприятий соответствующего профиля (типа), за что руководитель торгового предприятия несет ответственность.
1.5. Режим работы, установленный самим торгующим предприятием, должен неукоснительно соблюдаться. Муниципальное предприятие свой режим работы или его изменение согласовывает с районной администрацией. Часы торговли алкогольными напитками в предприятиях розничной торговли, независимо от формы собственности, устанавливаются районной администрацией в соответствии с законодательством.
1.6. В случае закрытия предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т.п. покупатели заблаговременно извещаются специальным объявлением, в котором также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
1.7. Средства измерения в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной проверке органами Государственной метрологической службы не реже одного раза в год, что удостоверяется соответствующим клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Документы находятся у администрации магазина и предъявляются по требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
1.8. В предприятиях должна быть представлена следующая информация для покупателей:
- указатели расположения отделов, секций или продаваемых товаров;
- фамилии и инициалы работников торгового зала на их рабочих местах; - перечень и стоимость в рублях оказываемых покупателям услуг;
- выдержки из Закона РФ "О защите прав потребителей" (статьи 6,7,8,10,17);
- правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров, реализуемых в данном предприятии;
- перечень категорий граждан, имеющих права на внеочередное обслуживание;
- адреса и телефоны местных органов Госторгинспекции, Госстандарта, Госсанэпиднадзора, отделов защиты прав потребителей администраций и правлений обществ потребителей.
1.9. В предприятиях на доступном для покупателей месте должна находится книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная печатью районной администрации, которая ежегодно проводит ее перерегистрацию.
Работники магазина не должны чинить каких-либо препятствий покупателям, желающим сделать запись в книге.
Предприятия должны иметь контрольный и санитарный журналы, страницы которых должны быть пронумерованы, прошнурованы и заверены печатью, соответственно, в администрации района или органах санэпиднадзора.
2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже
2.1. Приемка товаров по качеству и количеству на предприятиях торговли осуществляется в соответствии с действующими нормативными актами. Товар должен сопровождаться документами, содержащими сведения об изготовителе, поставщике или продавце с указанием веса нетто или количества товарных единиц.
2.2. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. До начала продажи товаров в приемных документах проставляется розничная (продажная) цена в рублях, заверенная подписью ответственного лица.
2.3. При хранении товаров на складах, в подсобных помещениях, размещении и выкладке их в торговых залах, работники предприятия обязаны соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
2.4. До подачи в торговый зал товары должны пройти предпродажную подготовку.
3. Продажа товаров
3.1. Предприятия обязаны иметь действующие правила работы и продажи, санитарные правила и другую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать установленные в них требования. Муниципальные торговые предприятия обязаны иметь и соблюдать утвержденный районной администрацией ассортиментный перечень товаров.
3.2. Продажа товаров в торговом предприятии должна производится всем гражданам на общих основаниях.
3.3. Запрещается продажа несовершеннолетним винно-водочных изделий, пива, табачных изделий, средств самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия; пиротехнических, сигнальных ракет и устройств.
3.4. К моменту открытия торговое предприятие должно быть подготовлено к работе: в торговом зале обеспечена выкладка товаров в полном ассортименте, имеющемся в магазине; подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочный материалы, контрольно-кассовые машины.
Образцы выставленных товаров должны иметь ярлыки цен (ценники) с указанием наименования товара (размера), артикула, страны и предприятия-изготовителя, сорта, цены за единицу измерения (кг, литр, штуку и т.п.) в денежных единицах (валюте) Российской Федерации, выполненные четким, хорошо читаемым шрифтом на специальных фирменных ценниках или на листах бумаги белого цвета и подписываются лицом, уполномоченным руководителем предприятия.
Цена товара может быть обозначена в иностранной валюте или в условных единицах ( экю, "специальных правах заимствования" и др.). В этом случае в торговом зале на видном месте должен быть выставлен официальный курс соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа.
3.5. На все реализуемые товары, подлежащие обязательной сертификации, предприятие должно иметь сертификаты соответствия установленной формы, выданные уполномоченными на то органами.
3.6. Товары, на которые органами местной администрации устанавливаются нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
3.7. В торговом зале продовольственных магазинов на доступном для покупателей месте должны быть установлены контрольные весы и по просьбе покупателя предъявляются также контрольные мерные кружки, овоскоп; в предприятиях, торгующих тканями - контрольные метры.
Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продовольственных товаров и наличие сертификата.
3.8. Денежные расчеты с начислением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий, освобожденных от их применения".
3.9. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
- кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателей;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине, на котором указывается наименование предприятия, номер кассового аппарата, дата, цена покупки;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
Запрещается закрытие кассы в рабочее время для подсчета выручки при наличии очередей.
3.10. При продаже товаров покупателю в обязательном порядке выдается кассовый чек, в особых условиях или по требованию потребителя - товарный чек без дополнительной оплаты. При продаже технически сложных товаров в паспорте на изделие проставляется наименование магазина, дата продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
3.11. Работникам магазинов (отделов) самообслуживания не разрешается требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления приобретенных в других магазинах товаров, а также обязывать оставлять личные вещи. При желании покупателя при входе в магазин оставить рюкзак, портфель, чемодан и т.д. магазин обязан обеспечить их сохранность.
3.12. Выбор товаров в магазинах (отделах) самообслуживания (кроме хлебных и овощных) осуществляется в инвентарные корзины или тележки, которые предлагаются покупателям перед входом в торговый зал.
3.13. Магазины, реализующие сложно-бытовые товары (телерадиотовары, бытовые электроприборы и автомототранспортные средства) должны иметь условия для их демонстрации в действии, производить эту демонстрацию по требованию покупателя.
3.14. Паспорт и инструкция по эксплуатации на импортные технически сложные товары должны быть полностью переведены на русский язык и вручаться покупателю вместе с покупкой без дополнительной оплаты.
3.15. Запрещается обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
4. Требования, предъявляемые к продавцам
4.1. В торговом зале продавцы должны находиться в одежде, соответствующей рабочей обстановке и отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям.
4.2. Продавец обязан следить за наличием товаров в продаже в торговом зале, своевременно пополнять их запасы.
4.3. Взвешивание и отмеривание товара за прилавком должны вестись таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.
4.4. Продавец может уходить с рабочего места только в случае замены его другим продавцом.
4.5. Работникам магазина запрещается на рабочих местах прием пищи, курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.
4.6. Продавец, осуществляющий реализацию продовольственных товаров, обязан знать:
- порядок работы торгового предприятия;
- правила продажи товаров данной группы;
- порядок подготовки товаров к продаже;
- приемы показа и упаковки товаров;
- принципы размещения, выкладки товаров и оформления витрин;
- правила хранения товаров и сроки их реализации;
- правила взвешивания товаров, установки, регулировки, проверки весов и ухода за ними;
- сроки клеймения мер, весов, гирь;
- правила работы кассовой машины и ухода за ней;
- виды торгового оборудования, инвентаря, инструментов и правила пользования ими;
- признаки платежеспособности государственных денежных знаков;
- установленный порядок приема и сдачи денег;
- правила обращения с тарой;
- правила санитарии и гигиены;
- правила техники безопасности и противопожарные мероприятия;
- порядок пользования холодильным оборудованием.
Продавец должен всегда быть готовым дать полную информацию о потребительских свойствах товара и сведения об изготовителе.
4.7. Продавец, реализующий промышленные товары, обязан осуществлять:
- предложение и показ товаров, помощь в выборе товаров и консультирование покупателей о назначении, свойствах, качестве товаров, правилах ухода за ними, ценах;
- предложение взаимозаменяемых, новых и сопутствующих товаров;
- примерку, отмеривание, отрез, взвешивание, демонстрацию товаров в действии и т.д.;
- подсчет стоимости покупки, выписку (печатание чека), получение денег;
- оформление паспорта на товар, имеющий гарантийные сроки пользования;
- упаковку товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров;
- обязан знать признаки платежеспособности государственных денежных знаков.
4.8. Продавец обязан знать ассортимент, классификацию, характеристику, назначение товаров данной группы, способы пользования и ухода за ними, правила расшифровки артикула и маркировки, розничные цены; приемы подбора, примерки, отмеривания, отреза, комплектации товаров, шкалы размеров изделий и правила их определения; основные виды сырья и материалов, идущих на изготовление товаров и способы их распознавания, основные требования к качеству товаров, виды брака, гарантийные сроки пользования товарами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.