Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
В соответствии с международными статистическими отчетами в России одной из важнейших социальных задач остается охрана здоровья населения. При этом приоритетными проблемами здоровья, по которым общество несет наибольшие потери, являются: травмы, младенческая смертность и заболеваемость новорожденных, инвалидность с детства, инфекционные болезни, психические расстройства, пневмонии, болезни беременных и материнская смертность. Большинство из этих проблем очень тесно связано с потерей трудоспособности, развитием инвалидности и необходимостью социальной защиты этой части населения, что предусматривается федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", указом Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 г. N 394 "О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы".
К сожалению, следует признать, что современная тенденция к ежегодному увеличению в России числа лиц, нуждающихся в социальной опеке, связано в первую очередь с недостатками системы реабилитации больных и инвалидов.
Если объективно взглянуть на состояние реабилитационной службы у нас в стране, то можно констатировать, что она не функционирует как целостная система. Медицинская и социальная реабилитация идут своими путями, практически мало соприкасаясь друг с другом. В результате этого больной оказывается один на один со своим недугом, он теряет ощущение, что общество наряду с ним несет ответственность за его выздоровление, что общество заинтересовано, чтобы человек вернулся к активной социальной жизни. Усугубляет эту ситуацию слабая организация психологической помощи больным, которые должна была бы органически вплетаться в структуру медико-социальной реабилитации. В России в настоящее время практически отсутствует специализированная подготовка кадров для реабилитационной работы, не разработана методика преемственности между отдельными службами реабилитации. Очень мала доля промышленных предприятий, изготовляющих оборудование для трудовой и бытовой реабилитации инвалидов. Иными словами, пока еще не создано стройной концепции реабилитации в России, которая помогла бы организационно и функционально объединить разрозненные усилия различных ведомств, образовательных учреждений, предприятий для решения очень важной социальной задачи возвращения к активной общественной жизни инвалидов и больных.
Есть и еще одна проблема. В современных условиях бюджетное финансирование медицинских и социальных учреждений реабилитации не может обеспечить высокий уровень проведения реабилитационных мероприятий для всего контингента больных и инвалидов. Необходимы дополнительные источники финансирования, а реальных инвестиционных программ пока еще не создано.
Зарубежный опыт показывает, что все эти трудности преодолимы. Однако для этого требуется серьезный научно и экономически обоснованный методологический подход к организации реабилитационного дела с учетом этапа развития российского общества в целом и отдельных регионов страны в частности.
Так, в Самарской области уже в настоящее время имеются весьма серьезные предпосылки, позволяющие уже в ближайшем будущем приступить к реорганизации реабилитационной службы. Это своего рода ресурсы для обеспечения работы по программе. Они включают:
- наличие заказа на решение такой социальной проблемы как совершенствование реабилитационной службы и готовность Администрации Самарской области взять на себя роль государственного заказчика;
- интеллектуальный потенциал сотрудников Самарского медицинского института "РЕАВИЗ", позволяющий сформулировать концепцию развития реабилитационный службы в области и взять на себя ответственность головного исполнителя программы;
- наличие в Самарской области целого ряда учреждений здравоохранения, с успехом осуществляющих специальные программы медицинской реабилитации и понимающих целесообразность обогащения этих программ социальными, психологическими и организационными аспектами;
- наличие в Самарской области центров социального обслуживания населения, центров медицинской реабилитации, врачебно-трудовых экспертных комиссий, имеющих определенный опыт реабилитационной работы и способных служить основой будущих типовых учреждений медико-социальной реабилитации;
- методическая готовность административных структур области (Главного управления социальной защиты населения области, Комитета по вопросам семьи, материнства и детства Администрации области, Главного управления здравоохранения Администрации области, территориального фонда обязательного медицинского страхования, департамента Федеральной службы занятости населения по Самарской области) принять участие в реализации проекта;
- наличие производственных площадей и земельного участка под застройку на территории Советского района г. Самары для создания материальной базы областного экспертного центра медико-социальной реабилитации.
Используя эти ресурсы наряду с финансовой поддержкой за счет средств областного бюджета, разработчики настоящей программы рассчитывают в течение ближайшего пятилетия создать на базе концепции перспективного развития реабилитационной службы в Самарской области прообраз будущей организационной структуры реабилитации, апробировать его жизнеспособность в условиях социального эксперимента и приступить к его реальному воплощению. Все это в совокупности и составляет основное содержание данной программы. В дальнейшем она может быть распространена и на другие регионы страны.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.