Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия планируется проводить в соответствии с концепцией развития реабилитационной службы Самарской области, основные положения которой отражены на схеме (прилагается) и предусматривают следующий порядок осуществления настоящей программы.
1. Организация перехода от сугубо медицинских мероприятий к комплексной системе медицинской, психологической и социальной реабилитации.
Детальная характеристика проблемы. В соответствии с новыми условиями развития российского общества, определившими цель настоящей программы, организационная структура реабилитационной службы Самарской области должна быть реорганизована. При этом в процессе реорганизации необходимо учитывать следующие моменты.
В настоящее время направление больного на реабилитацию далеко не всегда входит в схему медицинского обслуживания населения. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор нет четкого определения, что такое реабилитация и когда следует начинать реабилитационные мероприятия. Во-вторых, нет единой формы медицинского заключения, позволяющего четко наметить индивидуальную схему реабилитации. В-третьих, в процессе работы с больным врач самостоятельно руководит его лечением, не ставя перед собой задачу привлечения к этому процессу психологической и социальной службы, семьи, различных общественных структур. В большинстве случаев это просто невозможно в силу специфика врачебной деятельности в стационаре или поликлинике, тем более, что развертывание реабилитационных мероприятий обязательно повлечет за собой в будущем увеличение потока больных.
Гораздо лучше мог бы справиться с этой проблемой семейный врач, но создание нового для нашей страны института семейных врачей довольно сложная проблема: нет единой устоявшейся методики их подготовки, не отработана система финансирования их деятельности, не определен четко круг их должностных обязанностей, не разработан порядок их взаимодействия с врачами поликлиник и стационаров.
Перечень программных мероприятий:
- определив реабилитацию как систему мероприятий, направленных на восстановление медицинского, социального и психологического статуса больного и проводимых с первой ремиссии заболевания, которая наступила в результате адекватно проведенного лечения после первичной постановки диагноза, апробировать следующую схему перехода к реабилитационным мероприятиям:
Регистрация больным первых симптомов заболевания.
Обращение к врачу.
Амбулаторное или стационарное обследование.
Первичный диагноз.
Амбулаторное или стационарное лечение в соответствии с первичным диагнозом.
Диагностическое подтверждение выздоровления или ремиссии.
Реабилитационные мероприятия.
- определить контингент лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий;
- разработать единую форму медико-социальной карты больного, включающую не только диагноз заболевания, содержание диагностических исследований и проведенного лечения, но и описание условий жизни, социального и семейного положения, материального дохода, краткого психологического портрета больного - сведений, необходимых для экспертной оценки необходимости реабилитационных мероприятий;
- утвердить положение, по которому оформление медико-социальной карты больного, направляемого на реабилитацию, поручается либо семейному врачу, либо любому другому специалисту с высшим медицинским образованием с участием социального работника;
- определить порядок и содержание постдипломной подготовки семейных врачей, начать ее осуществление, разработать систему оплаты труда семейных врачей и перечень их должностных обязанностей.
2. Создание структуры для придания реабилитационным мероприятиям комплексного медико-психолого-социального характера.
Детальная характеристика проблемы. До последнего времени определение меры социальной защиты инвалидов и больных проводилось с участием врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Эти комиссии выдавали заключение медицинского характера о трудоспособности пациента, на основании которого учреждения социальной защиты населения обеспечивали последнего соответствующим денежным пособием. Такая система, когда социальная по содержанию задача решалась исключительно медицинскими методами и сводилась, по существу, только к определению трудоспособности, не удовлетворяла причастных к ее осуществлению специалистов и не соответствовала оценке инвалидности Всемирной организацией здравоохранения.
По этой причине 3 апреля 1996 года вышло постановление Правительства Российской Федерации N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", рекомендующее "создавать учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы на базе врачебно-трудовых экспертных комиссий с учетом потребности населения в медико-социальном экспертном обслуживании". Но несмотря на начало работы в области по преобразованию ВТЭК в МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии) и изменения подхода к самому понятию "инвалидность", до истинной реорганизации еще далеко.
По-прежнему вопрос об инвалидности и определению показаний к реабилитации остается в рамках МСЭК только медицинским вопросом, а социальные проблемы граждан решаются совершенно изолированно в районных отделениях социальной защиты населения. Да и само понятие "реабилитация" рассматривается исключительно с врачебных позиций, хотя во всем мире это прежде всего проблема медицинских сестер с высшим образованием.
Перечень программных мероприятий:
- апробировать новую по задачам организационную структуру медико-социальных экспертных комиссий, включающих в состав бригады для индивидуальной экспертизы больного или инвалида врача-специалиста по реабилитологии, врача-специалиста по медицинскому профилю больного, медицинскую сестру с высшим образованием, психолога, социолога;
- детально разработать функциональные обязанности членов экспертной бригады, которые предполагается распределить следующим образом. Специалисты медицинского профиля, используя данные медико-социальной карты больного и результаты собственной экспертизы, намечают программу медицинской реабилитации. Психолог обосновывает приемы и объем психологической реабилитации, совместно с социологом определяет программу бытовой и профессиональной реабилитации или адаптации, программу работы с семьей пациента. Социолог, кроме6 этого, устанавливает индивидуальную систему оплаты реабилитационных услуг, исходя из материальных возможностей инвалида или больного;
- разработать единую форму реабилитационной карты, содержащей заключение МСЭК по всем указанным разделам;
- определить программу постдипломной подготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в системе МСЭК и приступить к ее осуществлению;
- создать систему финансирования работы МСЭК и определить формы взаимоотношения последних с различными административными, медицинскими и социальными структурами в области, а также с типовыми учреждениями реабилитации.
3. Совершенствование системы реабилитационных учреждений области.
Детальная характеристика проблемы. В настоящее время в области функционирует три различных типа реабилитационных учреждений, работу которых раздельно контролируют Главное управление здравоохранения Администрации области, Главное управление социальной защиты населения области, комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрация области. Такая ведомственная разобщенность снижает организационную, методическую и экономическую эффективность работы реабилитационных учреждений, не позволяет им плодотворно накапливать и развивать полученный опыт, затрудняет выработку единых критериев в оценке их деятельности.
Существующие реабилитационные учреждения очень часто плохо оснащены современными приспособлениями для профессиональной и бытовой адаптации. Возникают проблемы и с квалифицированными кадрами.
Перечень программных мероприятий:
- разработать и утвердить единый методический подход к стат
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.