Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 4. Система программных мероприятий
Программные мероприятия планируется проводить в соответствии с концепцией развития реабилитационной службы Самарской области, основные положения которой отражены на схеме (прилагается) и предусматривают следующий порядок осуществления настоящей программы.
1. Организация перехода от сугубо медицинских мероприятий к комплексной системе медицинской, психологической и социальной реабилитации.
Детальная характеристика проблемы. В соответствии с новыми условиями развития российского общества, определившими цель настоящей программы, организационная структура реабилитационной службы Самарской области должна быть реорганизована. При этом в процессе реорганизации необходимо учитывать следующие моменты.
В настоящее время направление больного на реабилитацию далеко не всегда входит в схему медицинского обслуживания населения. Связано это с несколькими обстоятельствами. Во-первых, до сих пор нет четкого определения, что такое реабилитация и когда следует начинать реабилитационные мероприятия. Во-вторых, нет единой формы медицинского заключения, позволяющего четко наметить индивидуальную схему реабилитации. В-третьих, в процессе работы с больным врач самостоятельно руководит его лечением, не ставя перед собой задачу привлечения к этому процессу психологической и социальной службы, семьи, различных общественных структур. В большинстве случаев это просто невозможно в силу специфика врачебной деятельности в стационаре или поликлинике, тем более, что развертывание реабилитационных мероприятий обязательно повлечет за собой в будущем увеличение потока больных.
Гораздо лучше мог бы справиться с этой проблемой семейный врач, но создание нового для нашей страны института семейных врачей довольно сложная проблема: нет единой устоявшейся методики их подготовки, не отработана система финансирования их деятельности, не определен четко круг их должностных обязанностей, не разработан порядок их взаимодействия с врачами поликлиник и стационаров.
Перечень программных мероприятий:
- определив реабилитацию как систему мероприятий, направленных на восстановление медицинского, социального и психологического статуса больного и проводимых с первой ремиссии заболевания, которая наступила в результате адекватно проведенного лечения после первичной постановки диагноза, апробировать следующую схему перехода к реабилитационным мероприятиям:
Регистрация больным первых симптомов заболевания.
Обращение к врачу.
Амбулаторное или стационарное обследование.
Первичный диагноз.
Амбулаторное или стационарное лечение в соответствии с первичным диагнозом.
Диагностическое подтверждение выздоровления или ремиссии.
Реабилитационные мероприятия.
- определить контингент лиц, нуждающихся в проведении реабилитационных мероприятий;
- разработать единую форму медико-социальной карты больного, включающую не только диагноз заболевания, содержание диагностических исследований и проведенного лечения, но и описание условий жизни, социального и семейного положения, материального дохода, краткого психологического портрета больного - сведений, необходимых для экспертной оценки необходимости реабилитационных мероприятий;
- утвердить положение, по которому оформление медико-социальной карты больного, направляемого на реабилитацию, поручается либо семейному врачу, либо любому другому специалисту с высшим медицинским образованием с участием социального работника;
- определить порядок и содержание постдипломной подготовки семейных врачей, начать ее осуществление, разработать систему оплаты труда семейных врачей и перечень их должностных обязанностей.
2. Создание структуры для придания реабилитационным мероприятиям комплексного медико-психолого-социального характера.
Детальная характеристика проблемы. До последнего времени определение меры социальной защиты инвалидов и больных проводилось с участием врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК). Эти комиссии выдавали заключение медицинского характера о трудоспособности пациента, на основании которого учреждения социальной защиты населения обеспечивали последнего соответствующим денежным пособием. Такая система, когда социальная по содержанию задача решалась исключительно медицинскими методами и сводилась, по существу, только к определению трудоспособности, не удовлетворяла причастных к ее осуществлению специалистов и не соответствовала оценке инвалидности Всемирной организацией здравоохранения.
По этой причине 3 апреля 1996 года вышло постановление Правительства Российской Федерации N 392 "О государственной службе медико-социальной экспертизы", рекомендующее "создавать учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы на базе врачебно-трудовых экспертных комиссий с учетом потребности населения в медико-социальном экспертном обслуживании". Но несмотря на начало работы в области по преобразованию ВТЭК в МСЭК (медико-социальные экспертные комиссии) и изменения подхода к самому понятию "инвалидность", до истинной реорганизации еще далеко.
По-прежнему вопрос об инвалидности и определению показаний к реабилитации остается в рамках МСЭК только медицинским вопросом, а социальные проблемы граждан решаются совершенно изолированно в районных отделениях социальной защиты населения. Да и само понятие "реабилитация" рассматривается исключительно с врачебных позиций, хотя во всем мире это прежде всего проблема медицинских сестер с высшим образованием.
Перечень программных мероприятий:
- апробировать новую по задачам организационную структуру медико-социальных экспертных комиссий, включающих в состав бригады для индивидуальной экспертизы больного или инвалида врача-специалиста по реабилитологии, врача-специалиста по медицинскому профилю больного, медицинскую сестру с высшим образованием, психолога, социолога;
- детально разработать функциональные обязанности членов экспертной бригады, которые предполагается распределить следующим образом. Специалисты медицинского профиля, используя данные медико-социальной карты больного и результаты собственной экспертизы, намечают программу медицинской реабилитации. Психолог обосновывает приемы и объем психологической реабилитации, совместно с социологом определяет программу бытовой и профессиональной реабилитации или адаптации, программу работы с семьей пациента. Социолог, кроме6 этого, устанавливает индивидуальную систему оплаты реабилитационных услуг, исходя из материальных возможностей инвалида или больного;
- разработать единую форму реабилитационной карты, содержащей заключение МСЭК по всем указанным разделам;
- определить программу постдипломной подготовки специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в системе МСЭК и приступить к ее осуществлению;
- создать систему финансирования работы МСЭК и определить формы взаимоотношения последних с различными административными, медицинскими и социальными структурами в области, а также с типовыми учреждениями реабилитации.
3. Совершенствование системы реабилитационных учреждений области.
Детальная характеристика проблемы. В настоящее время в области функционирует три различных типа реабилитационных учреждений, работу которых раздельно контролируют Главное управление здравоохранения Администрации области, Главное управление социальной защиты населения области, комитет по вопросам семьи, материнства и детства Администрация области. Такая ведомственная разобщенность снижает организационную, методическую и экономическую эффективность работы реабилитационных учреждений, не позволяет им плодотворно накапливать и развивать полученный опыт, затрудняет выработку единых критериев в оценке их деятельности.
Существующие реабилитационные учреждения очень часто плохо оснащены современными приспособлениями для профессиональной и бытовой адаптации. Возникают проблемы и с квалифицированными кадрами.
Перечень программных мероприятий:
- разработать и утвердить единый методический подход к статусу типовых реабилитационных учреждений области, организуя их не по ведомственному признаку и не по содержанию работы, а по профилю и уровню оказываемых в первую очередь медицинских услуг;
- расширить спектр медицинской, психологической и социальной помощи больным и инвалидам, усилие сектор патронажных услуг, перенеся часть забот по реабилитации на семью пациента;
- усилить внимание к проблемами профессиональной и бытовой адаптации больных и инвалидов, оснастив соответствующие отделения реабилитационных учреждений с участием зарубежных фирм, а также промышленных предприятий области, определив предварительно рентабельность подобного социального заказа;
- ввести в структуру реабилитационных учреждений социальный отдел, четко определив его задачи;
- разработать единую форму реабилитационного заключения, отражающего эффективность реабилитации, рекомендации семейному или участковому врачу для дальнейшего наблюдения, создающего возможность статистического учета результатов реабилитации и ее преемственности;
- апробировать на практике все научно-методические разработки по организации типового учреждения реабилитации, создав прообраз такового в виде учебно-производственной базы подготовки специалистов соответствующих профилей;
- организовать подготовку специалистов медицинского и немедицинского профиля для работы в учреждениях реабилитации.
4. Создать систему управления и контроля деятельности реабилитационной службы области.
Детальная характеристика проблемы. В постановлении Правительства Российской Федерации "О государственной службе медико-социальной экспертизы" рекомендуется "органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации создавать ... самостоятельные структурные подразделения по руководству учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы". Нуждаются в единой форме управления и типовые учреждения реабилитации. В последнем случае следует учитывать тот факт, что реабилитация - это не просто социальный акт, а сложный процесс восстановления физического, психологического и социального здоровья, требующий исключительно индивидуального подхода. По этой причине реабилитационные учреждения могут иметь различный уровень организации (отделение стационара или поликлиники, реабилитационный центр, учреждение санаторно-курортного типа, профилакторий), но должны соответствовать единым методическим требованиям, которые к настоящему времени не сформулированы. Это связано и с отсутствием лицензионного контроля за деятельности таких учреждений. Расплывчатость организационных проблем, связанных с реабилитацией, исключает возможность четкого управления ситуацией со стороны Администрации области.
Перечень программных мероприятий:
- организовать областной экспертный центр медико-социальной реабилитации населения. На первом этапе создать его по типу МСЭК и апробировать на нем как на модели работу этой структуры с населением. На втором этапе сделать его органом управления и контроля медико-социальной и психолого-социальной реабилитационной службой области, отрабатывая на практике его взаимодействие с вновь создаваемыми МСЭК и учреждениями реабилитации. На заключительном этапе добавить к функциям супервизорства (текущего контроля) экспертного центра право на лицензирование учреждений реабилитации и на сертификацию кадров;
- на базе экспертного центра разработать социальные программы экологической и духовной реабилитации населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.