Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Самарской Губернской Думы
от 17 марта 1998 г. N 31
Программа по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на
1998-2000 годы (далее - программа)
Паспорт Программы по улучшению условий
и охраны труда в Самарской области
на 1998-2000 годы
Наименование Программы - Программа по улучшению условий и
охраны труда в Самарской области
на 1998-2000 годы
Дата принятия решения о - распоряжение Главы Администрации
разработке Программы Самарской области от 30.09.96
N 320-р "О разработке Программы
по улучшению условий и охраны
труда в Самарской области на
1998 - 2000 годы"
Государственный заказчик - Администрация Самарской области
Головной исполнитель - Главное управление труда
Администрации области
Основные разработчики - Главное управление труда
Программы Администрации области
Цель Программы, важнейшие - разработка и принятие комплекса
целевые показатели мер по обеспечению здоровых и
безопасных условий труда на
производстве, предупреждение и
снижение производственного
травматизма и профессиональной
заболеваемости, сохранение жизни
и здоровья человека в процессе
трудовой деятельности
Сроки реализации Программы - 1998-2000 годы
Перечень основных - развитие системы государственного
мероприятий управления охраной труда;
сертификация производственных
объектов и организаций на
соответствие требованиям по охране
труда;
социальное страхование от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
информационное обеспечение охраны
труда;
пропаганда охраны труда;
обучение, подготовка и повышение
квалификации специалистов по
охране труда;
улучшение условий труда женщин и
подростков;
научно - техническое обеспечение
условий и охраны труда;
профилактические и реабилитационные
мероприятия для пострадавших
от несчастных случаев и профессио-
нальных заболеваний
Исполнители основных - департамент по экономике
мероприятий Администрации области,
департамент финансов
Администрации области,
департамент промышленности
и торговли Администрации области,
Центр охраны труда,
Главное управление здравоохране-
ния Администрации области,
Главное управление образования
Администрации области,
Центр госсанэпиднадзора в
Самарской области,
Самарский центр стандартизации,
метрологии и сертификации,
региональное отделение Фонда
социального страхования Российской
Федерации по Самарской области,
высшие учебные заведения и
научные учреждения области,
Федерация профсоюзов Самарской
области, организации области
Объемы и источники - федеральный бюджет
финансирования 1998 год 175,0 тыс. руб.
1999 год 185,0 тыс. руб.
2000 год 150,0 тыс. руб.
областной бюджет
1998 год 2590,0 тыс. руб.
1999 год 2535,0 тыс. руб.
2000 год 2480,0 тыс. руб.
средства организаций
1998 год 5798,0 тыс. руб.
1999 год 6848,0 тыс. руб.
2000 год 8534,0 тыс. руб.
(в масштабе цен 1998 года)
Ожидаемые конечные - 1998 год
результаты реализации создание системы государственного
Программы управления охраной труда,
обучения и проверки знаний по
вопросам охраны труда, профилакти-
ческих медицинских осмотров
1999 год
улучшение условий труда женщин и
подростков; создание системы
сертификации производственных
объектов; снижение производствен-
ного травматизма в организациях
области
2000 год
модернизация и реконструкция
производства в организациях
области, улучшение условий труда
на производственных объектах;
создание системы профилактики
профессиональных заболеваний и
реабилитации пострадавших от
несчастных случаев на производст-
ве; снижение государственных
затрат на льготы и компенсации
пострадавшим от несчастных
случаев на производстве в связи
со снижением травматизма и
профессиональной заболеваемости
Система организации - первый заместитель Губернатора
контроля за исполнением Самарской области Логойдо Ю.М.,
Программы департамент финансов
Администрации области и Главное
управление труда Администрации
области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Одной из важнейших проблем в сфере труда является проблема его безопасности. Ее острота в настоящее время усугубляется процессами, происходящими в экономике нашей страны. Реформирование экономики обусловило изменение формы собственности и привело к изменению трудовых отношений. Ликвидация государственного монополизма, акционирование организаций, развитие малого бизнеса и частного предпринимательства сформировало новый слой работодателей и наемных работников. При этом интересы последних в сфере правовых и социально-экономических аспектов трудовых отношений часто не соблюдаются. Во многих государственных и особенно негосударственных организациях игнорируются требования безопасности и гигиены труда, следствием чего является неуклонный рост профессиональных заболеваний и травматизма. Проблема улучшения условий и охраны труда превращается в государственную проблему, имеющую важное политическое значение. В Российской Федерации принят ряд законодательных и иных нормативных правовых актов (Указ Президента Российской Федерации от 20.04.93 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.95 N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда"), во исполнение которых была разработана и утверждена постановлением Главы Администрации области от 14.06.95 N 219 "Программа по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы". Реализация Программы 1995-1997 г. позволила решить первоочередные задачи по организации системы государственного управления охраной труда, разработке мероприятий, обеспечивающих формирование механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда, по созданию системы обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, профилактике возникновения профессиональных заболеваний, организации безопасности труда при выполнении производственных процессов, по научно-техническому обеспечению охраны труда. "Программа по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы" положила начало крупномасштабной работе по формированию системы охраны труда в Самарской области, определила принципы, подходы и приоритетные направления, реализация которых позволит создать безопасные условия труда и сохранить жизнь и здоровье работающих.
Для достижения значительных положительных изменений в области создания безопасных и здоровых условий труда, снижения травматизма, профессиональных заболеваний и сокращения количества несчастных случаев необходимо продолжить развитие системы государственного управления охраной труда в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы. Анализ состояния охраны и условий труда за 1991-1996 годы в Самарской области показал тенденцию незначительного снижения численности работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам. Так, если в 1991 году численность работающих в неблагоприятных условиях составила 155612 человек (или 19% от общей численности работающих), то в 1996 году она сократилась до уровня 120000 человек (или 17,9 % от общей численности работающих). В 1996 году около 5700 работников разных отраслей промышленности выполняли тяжелую физическую работу, около одной трети из них - женщины. Наличие неблагоприятных условий труда в сфере производства определяет динамику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. По статистическим данным число пострадавших на производстве на 1000 работающих за 1995-1996 годы не уменьшилось и составляет 3,6. Уровень смертельного травматизма также не изменился и составляет на 1000 работающих 0,11. Самый высокий уровень травматизма наблюдается в топливно-энергетическом, агропромышленном комплексе, машиностроении, в строительстве и в промышленности строительных материалов. В организациях с частной формой собственности он значительно выше, чем в государственных. Экономические потери от неблагоприятных условий труда ежегодно возрастают на 10-20 %. Отсутствие в области надежного контроля за проектированием и выпуском машин и оборудования, низкие темпы обновления основных фондов (3-5 % в год) привели к тому, что значительная часть эксплуатируемой техники не отвечает требованиям безопасности и гигиены труда, а износ основных фондов увеличился в целом до 43 %, машин и оборудования - до 67 %. Анализ производственного травматизма показывает, что основными причинами несчастных случаев являются: высокая степень изношенности оборудования; несовершенство технологических процессов; ликвидация и отказ от создания в организациях служб охраны труда; правовая неграмотность в области охраны труда; неиспользование средств коллективной и индивидуальной защиты; низкая трудовая и производственная технологическая дисциплина. Уровень профессиональной заболеваемости в Самарской области за последние годы возрос в 2,7 раза и составляет 5,08 на 10 тысяч работающих. Первое место занимают заболевания от воздействия шума и вибрации Второе место занимают заболевания органов дыхания, связанные с повышенными уровнями загазованности и запыленности воздуха рабочей зоны. По данным Центра госсанэпиднадзора в Самарской области в течение последних 5 лет в области отмечается резкое сокращение объема выполняемых мероприятий по сохранению здоровья работающих. Заинтересованность руководителей обследованных организаций в необходимости проведения аттестации рабочих мест по условиям труда зачастую отсутствует. Основными причинами профессиональных заболеваний являются: неблагоприятные условия труда; несовершенство технологических процессов; резкое сокращение медицинских осмотров; нарушение надежности работы средств и систем защиты. Данные самарских профпатологов свидетельствуют об ухудшении качества медицинских осмотров работающих. Анализ состояния условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний показывает, что за последние годы по некоторым показателям наметилась тенденция позитивных изменений. Скорость и интенсивность развития этих процессов во многом зависит от объема вложений финансовых средств в сферу охраны труда. С целью совершенствования работ по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней травматизма и профессиональной заболеваемости необходимо реализовать ряд мер, направленных на дальнейшее развитие системы государственного управления охраной труда, развитие законодательной и нормативной правовой базы, совершенствование мер организационного, научно-методического, информационного и финансового обеспечения охраны труда. Настоящая Программа разработана в соответствии с распоряжением Главы Администрации Самарской области от 30.09.96 N 320-р Главным управлением труда Администрации области. Проект Программы включает важнейшие мероприятия, направленные на совершенствование системы государственного управления охраной труда, координацию деятельности органов местного самоуправления, государственных надзорных служб за охраной труда на территории области, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности по реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. В силу объективных причин до настоящего времени не создана система финансирования мероприятий по охране труда, не полностью отработан механизм экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и охраны труда, требует своего продолжения внедрение системы сертификации производственных объектов и организаций области на соответствие требованиям по охране труда. Эти и другие направления работы найдут свое продолжение в новой Программе.
2. Основные цели и задачи Программы
Основные цели программы: практическая реализация государственной политики в области охраны труда, разработка и принятие комплекса мер по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, сохранение жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности.
Задачи Программы: развитие и внедрение системы государственного управления охраной труда на территории Самарской области; совершенствование механизма экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и охраны труда; разработка и внедрение системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; отработка и внедрение системы сертификации производственных объектов и организаций области на соответствие требованиям по охране труда; профилактика травматизма и предупреждение профессиональных заболеваний; разработка и внедрение системы обучения по охране труда; повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства; разработка и реализация конкретных мер социального, экономического, правового, медицинского, санитарно-гигиенического характера по улучшению условий и охраны труда женщин в Самарской области; обеспечение мероприятий по реабилитации пострадавших в результате несчастных случаев и профессиональных заболеваний на территории области.
3. Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 1998 по 2000 годы.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий имеет межотраслевой характер и направлена на повышение общего уровня условий и охраны труда на территории области. Система включает следующие наиболее важные направления по улучшению условий и охраны труда:
1. Развитие системы государственного управления охраной труда.
2. Сертификации производственных объектов и организаций на соответствие требованиям по охране труда.
3. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. Информационное обеспечение охраны труда.
5. Пропаганда охраны труда.
6. Обучение, подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда.
7. Улучшение условий труда женщин и подростков.
8. Научно-техническое обеспечение условий и охраны труда, совершенствование технических средств и методов контроля в области охраны труда.
9. Профилактические и реабилитационные мероприятия для пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
5. Финансовое обеспечение Программы
На реализацию мероприятий Программы предполагается привлечь:
в 1998 году - 8563,3 тыс.руб.,
в 1999 году - 9568,0 тыс.руб.,
в 2000 году - 11164,6 тыс.руб. (в масштабе цен 1998 года).
Финансирование Программы будет осуществляться:
из федерального бюджета - 510 тыс.руб., в том числе по годам:
1998 г. - 175,0 тыс.руб.; 1999 г. - 185,0 тыс.руб.; 2000 г. - 150,0 тыс.руб.;
из областного бюджета - 7605 тыс.руб., в том числе по годам:
1998 г. - 2590,0 тыс.руб.; 1999 г. - 2535,0 тыс.руб.; 2000 г. - 2480 тыс.руб.;
средств организаций - 21180,9 тыс.руб., в том числе по годам:
1998 г. - 5798,3 тыс.руб.; 1999 г. - 6848,0 тыс.руб.; 2000 г. - 8534,6 тыс.руб.
6. Механизм реализации Программы
1. Развитие системы государственного управления охраной труда
Мероприятиями данного раздела предусматривается совершенствование нормативной правовой базы по охране труда в Самарской области для реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. Будет продолжено развитие и внедрение системы государственного управления охраной труда на территории Самарской области, в частности, предусмотрено завершить работу по созданию территориальных органов управления охраной труда в городах и районах области, апробировать механизм экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и охраны труда, внедрении безопасных технологий и оборудования. Финансовое обеспечение раздела предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, средств организаций. Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела - усиление защиты прав и интересов работника в условиях рыночной экономики путем совершенствования нормативной базы, закрепляющей функции и ответственность государства и работодателя за обеспечение надлежащих условий и охраны труда в процессе трудовой деятельности.
2. Сертификации производственных объектов
и организаций на соответствие требованиям по охране труда
Мероприятия данного раздела предусматривают отработку и внедрение системы сертификации производственных объектов и организаций области на соответствие требованиям по охране труда. Это направление на сегодняшний день является особенно актуальным, поскольку лежит в основе решения и других направлений. Так, реализация системы сертификации производственных объектов не только позволит определить качественный уровень состояния охраны труда в организации, но и даст возможность классифицировать организации по степени профессионального риска, определить размеры выплат в фонд социального страхования, будет способствовать, в конечном итоге, введению принципов дифференцированного налогообложения. Таким образом, система сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда является важнейшим элементом экономического обеспечения охраны труда. Данный раздел включает в себя анализ результатов эксперимента по сертификации, начатого в рамках Программы по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995 - 1997 годы, и разработку нормативно-технической документации для ее проведения в организациях области, определения базовых лабораторий для целей сертификации, развитие областного органа сертификации и его филиалов, разработку соответствующего программного обеспечения и другие мероприятия. Финансовое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств организаций. Реализация мероприятий данного раздела позволит обеспечить экономическую заинтересованность работодателей в улучшении условий и охраны труда и снижение на этой основе уровня травматизма и профессиональной заболеваемости работающих.
3. Социальное страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний
Главной целью мероприятий этого раздела является создание системы социальной защиты трудящихся. Формирование системы обязательного социального страхования работающих создаст надежный механизм страховых выплат, пенсий по инвалидности, при потере кормильца в результате несчастного случая на производстве, а также в случае получения работником профессионального заболевания. Создание системы обязательного социального страхования работающих от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве является другим (наряду с системой сертификации производственных объектов) важнейшим элементом экономического механизма обеспечения охраны труда. Для перехода на страховые принципы защиты работающих в Самарской области необходимо разработать: порядок классификации производственных объектов по степени профессионального риска; порядок определения страховых тарифов; порядок определения степени утраты профессиональной трудоспособности; порядок выплат пострадавшим от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на социальную, медицинскую и профессиональную реабилитацию и установить их размеры.
Финансовое обеспечение мероприятий раздела предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета, средств организаций. Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела заключается в создании системы гарантированной социальной защиты работающих в виде выплат компенсаций в случае потери трудоспособности, а также в случае смерти пострадавшего.
4. Информационное обеспечение охраны труда
Содержание данного раздела составляют мероприятия, предусматривающие развитие банка данных но основным направлениям охраны труда (условия труда, в том числе занятость женщин на тяжелых, вредных и опасных работах, профессиональные заболевания и производственный травматизм, обеспеченность средствами индивидуальной и коллективной защиты, медицинские осмотры и другие), без которых невозможно проведение анализа состояния и прогнозирование развития ситуации по каждому конкретному направлению. Важной частью раздела является проведение областных, отраслевых, территориальных совещаний по вопросам охраны труда, обеспечивающих возможность обмена информацией и передовым опытом. Планируется проведение ежегодных областных смотров-конкурсов но охране труда, регулярное проведение выставок-ярмарок средств охраны труда, Финансирование мероприятий данного раздела предусматривается из федерального бюджета и областного бюджета.
5. Пропаганда охраны труда
Разработка мероприятий данного раздела актуальна для настоящего времени, поскольку централизованно практически не выпускаются наглядные пособия, плакаты, кино- и видеофильмы и другие средства пропаганды. Учебно-методические пособия для всех категорий работников публикуются крайне малыми тиражами. В данном разделе приведены мероприятия по разработке и выпуску методических пособий, рекламных проспектов, бюллетеней "Охрана труда по активизации пропаганды охраны труда в средствах массовой информации. Финансирование мероприятий данного раздела предусматривается осуществлять из федерального бюджета и областного бюджета.
6. Обучение, подготовка и повышение квалификации
специалистов по охране труда
Неудовлетворительное состояние безопасности труда наряду с рядом причин экономического и организационно-правового характера объясняется некомпетентностью в вопросах охраны труда как работодателей, специалистов всех категорий, так и самих работников.
До настоящего времени отсутствует стройная система образования в области охраны труда. Образовательные стандарты не содержат всего перечня вопросов в области охраны труда, которые необходимо изучить будущим специалистам. Обучение рабочих в области охраны труда ведется не систематически. На обучение выделяется недостаточное количество средств. Мероприятиями данного раздела предусматривается повышение уровня знаний по охране и безопасности труда: реализация системы непрерывного обучения по охране и безопасности труда; разработка и подготовка к изданию учебно-методических пособий по охране труда, памяток, справочной литературы; обучение и повышение квалификации по охране и безопасности труда руководителей и специалистов органов местного самоуправления; подготовка специалистов "Инженер по охране труда" и "Менеджер по охране труда"; подготовка преподавательских кадров по охране и безопасности труда для учебных заведений области. Финансовое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств организаций. Социальный эффект реализации мероприятий данного раздела - подготовка квалифицированных специалистов по охране труда, снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе повышения уровня знаний и профессионализма участников производства и учебного процесса в области охраны труда, распространение передового опыта по охране и безопасности труда.
7. Улучшение условий труда женщин н подростков
Недостаточная социальная и правовая защищенность в сфере охраны труда женщин и подростков, отсутствие надлежащего контроля за соблюдением правил и норм охраны труда негативно влияют на здоровье работающих женщин и подростков. Ежегодно в области 1500 женщин получают травмы, около 10 погибают вследствие несчастных случаев на производстве, нередки случаи производственного травматизма и среди подростков. Сохраняется высокий удельный вес профессиональных заболеваний у женщин детородного возраста, отсутствует необходимое внимание к организации труда беременных женщин. Работа во вредных производственных условиях, воздействие шума, вибрации, превышение норм подъема и перемещения тяжестей ведет к нарушениям беременности и родов. Прямым следствием этого является ухудшение демографической ситуации в стране, падение рождаемости, высокий уровень материнской и младенческой смертности. Поэтому приоритетными направлениями в области улучшения условий и охраны труда женщин и подростков являются: улучшение условий труда женщин и подростков на производстве, решение проблемы вывода женщин с тяжелых, вредных и опасных работ; создание условий для охраны здоровья работающих женщин репродуктивного возраста; разработка системы медико-физиологической профессиональной ориентации девушек подростков на условия и виды деятельности, обеспечивающие социальную защищенность и охрану здоровья; проведение профориентации детей и подростков, находящихся под опекой и попечительством, и детей -инвалидов. Финансирование мероприятий раздела предусматривается осуществлять из федерального бюджета, областного бюджета и за счет средств организаций. Социальная значимость реализации мероприятий данного раздела состоит в снижении уровня травматизма, профессиональной заболеваемости и сохранении здоровья женщин и подростков.
8. Научно-техническое обеспечение условий и охраны
труда, совершенствование технических средств и методов
контроля в области охраны труда
Научно-техническое обеспечение охраны труда предусматривает разработку и внедрение в организациях области безопасных технологий, новых приспособлений и оборудования для исключения тяжелого физического труда, снижения профессиональной заболеваемости и производственного травматизма. Ведущими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями области планируется выполнение работ по улучшению условий и охраны труда в организациях промышленности, строительства, жилищно коммунального хозяйства области, а также в аграрном секторе. В рамках Программы начнется внедрение уникальной новой автоматизированной технологии выполнения различных работ с применением грузозахватного устройства конструкции П.А. Федяшева. Специалистами Самарской государственной экономической академии планируется проведение исследований по вопросам безопасности и охраны труда в производственной сфере женщин и подростков. Финансовое обеспечение мероприятий раздела предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета и средств организаций. Социально-экономический эффект - создание эффективных систем обеспечения безопасных условий труда, снижение и предупреждение производственного риска, сохранение здоровья и жизни работников.
9. Профилактические и реабилитационные мероприятия
для пострадавших от несчастных случаев и профессиональных заболеваний
Главная цель мероприятий раздела - профилактика профессиональной и общей заболеваемости, предупреждение нетрудоспособности и восстановление работоспособности, совершенствование профилактических медицинских осмотров. Предусматривается создание на территории области комплексного центра медицинской и профессиональной реабилитации лиц, получивших профессиональное заболевание, разработка и внедрение областной программы реабилитации профессиональных больных, создание методики комплексной оценки состояния условий труда и здоровья работающих на объектах риска. Финансовое обеспечение раздела предусмотрено осуществлять за счет средств областного бюджета и средств организаций. Социальный эффект - охрана и улучшение здоровья, повышение работоспособности трудящихся в области.
7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы возлагается на Главное управление труда Администрации области. Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются участники Программы. Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного бюджета и средств организаций. Кроме того, могут привлекаться средства из других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (целевое финансирование мероприятий по охране труда регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Самарской области, целевые ассигнования органов местного самоуправления, средств фондов охраны труда, добровольных отчислений организаций, добровольных взносов граждан и прочих поступлений) - ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда. Контрольные проверки хода реализации Программы будут проводиться в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области от 18.03.96 N 58 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ" (пп. 28-30 ) и Положением о департаменте по экономике и финансам Администрации области. Головной исполнитель (Главное управление труда) ежеквартально представляет в департамент финансов и департамент по экономике Администрации области статистическую, аналитическую и другую информацию о реализации Программы, необходимую для выполнения этими департаментами возложенных на них функций, ежегодно представляет в вышеуказанные департаменты доклады о ходе работ по Программе и эффективности использования финансовых средств за истекший год. Департамент финансов и департамент по экономике Администрации области с участием головного исполнителя и администраций городов и районов области до 1 марта каждого года готовят и представляют Первому заместителю Губернатора Самарской области Логойдо Ю.М. отчет о ходе реализации областной Программы за отчетный год.
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Выполнение основных направлений Программы предусматривает приостановку роста, снижение риска профессиональной заболеваемости, производственного травматизма и улучшение условий и охраны труда в организациях Самарской области.
Эффективность Программы заключается в поддержании здоровья работающих, сохранении производительных сил Самарской области, в профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и, как следствие, в уменьшении социальных выплат органами социального обеспечения. Социально-экономические последствия реализации Программы заключаются: в усилении защиты прав и интересов работников в условиях рыночных отношений путем совершенствования нормативной и правовой базы охраны труда; в защите от воздействия производственной среды, создании условий для снижения профессионального риска, сокращении потерь, связанных с профессиональной заболеваемостью, уменьшении расходов по возмещению затрат в связи с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями; в снижении производственного травматизма на основе повышения уровня знаний по охране труда работниками и введения сертификации производственных объектов на соответствие требованиям безопасности и охраны труда; в повышении уровня лечебно-профилактических мероприятий по охране труда и оздоровлению работающих.
9. Мероприятия Программы
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения |
Объем финансирования (тыс. руб.) в масштабе цен 1998 г. Источник финансирования |
|
Областной бюджет |
Средства организаций |
||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Развитие системы государственного управления охраной труда |
|||||
1.1. | Подготовить проект закона Самар- ской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской об- ласти "О местном самоуправлении в Самарской области" |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 | ||
1.2. | Разработать проекты нормативных актов Самарской области по охране и безопасности труда на основании законодательных актов Российской Федерации: |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998-2000 | ||
1.2.1 | "О сертификации производственных объектов и организаций на соответ- ствие требованиям по охране труда" |
||||
1.2.2 | "О перерегистрации организаций всех форм собственности на соотве- тствие требованиям по охране и бе- зопасности труда" |
||||
1.2.3 | "Об упорядочении выплат компенса- ций и предоставлении дополнитель- ных отпусков за вредные условия труда" |
||||
1.2.4 | "О социальном страховании от не- счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
||||
1.3. | Продолжить развитие системы госу- дарственного управления охраной труда на территории Самарской об- ласти: |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
290 410 380 |
20 - Феде- 50 ральный 20 бюджет Средства организаций |
1.3.1 | На основании Закона Самарской об- ласти "О местном самоуправлении в Самарской области" продолжить создание территориальных органов управления охраной труда в городах (районах) области с укреплением их материальной базы |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
150 170 200 |
|
1.3.2 | В рамках реализации Самарского об- ластного трехстороннего Соглашения между Администрацией Самарской об- ласти, Союзом работодателей Самар- ской области и Федерацией профсою- зов Самарской области о регулиро- вании социально-трудовых отношений разработать и утвердить систему обеспечения мероприятий по охране труда в Самарской области на раз- личных уровнях (область, город, район, организация) |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
20 30 30 |
|
1.3.3 | На основании Федерального закона "Об обязательном социальном стра- ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" отработать механизм экономической заинтересованности организаций в улучшении условий и охраны труда, внедрении безопасных технологий и оборудования |
Главное управ- ление труда Администрации области, Самарский го- сударственный аэрокосмиче- ский универси- тет |
1999 | 80 | 30 - Феде- ральный бюджет |
1.3.4 | Разработать и внедрить автоматизи- рованную систему ежеквартального сбора информации о состоянии усло- вий и охраны труда в области, го- родах (районах) и в организациях |
Главное управ- ление труда Администрации области, областной ко- митет госста- тистики |
1998 1999 2000 |
120 130 150 |
20 - Феде- 20 ральный 20 бюджет |
1.3.5 | Создать консультационно-методиче- ские центры для оказания услуг малым предприятиям |
Главное управ- ление труда Администрации области, департамент поддержки предпринима- тельства и ма- лого бизнеса Администрации области |
1998-2000 | ||
1998 г. 1999 г. 2000 г. Итого Федеральный бюджет 20,0 50,0 20,0 90,0 Областной бюджет 290,0 410,0 380,0 1080,0 Средства организаций - - - - |
|||||
2. Сертификация производственных объектов и организаций на соответствие требованиям по охране труда |
|||||
2.1. | Отработать и внедрить систему сер- тификации производственных объек- тов и организаций области на со- ответствие требованиям по охране труда: |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
80 70 79 |
15 - Феде- ральный бюджет Средства организаций |
2.1.1 | Разработать на основе анализа ре- зультатов "Временных правил серти- фикации производственных объектов на соответствие требованиям по ох- ране труда" нормативно-техническую документацию для ее проведения в организациях области |
Главное управ- ление труда Администрации области, Самарский го- сударственный аэрокосмиче- ский универси- тет |
1998-2000 | ||
2.1.2 | Разработать автоматизированный учет результатов сертификации про- изводственных объектов и организа- ций области |
Главное управ- ление труда Администрации области, Центр охраны труда |
1998 | 60 | 15 - Феде- ральный бюджет |
2.1.3 | Пропагандировать и распространять опыт работы по сертификации в сре- дствах массовой информации и ин- формационно-аналитических бюллете- нях |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998-2000 | ||
2.1.4 | Развивать областной орган сертифи- кации и создать филиалы (Самара, Тольятти, Сызрань, Чапаевск) с ба- зовыми лабораториями на территории области для проведения обязатель- ной сертификации производственных объектов и организаций на соответ- ствие требованиям по охране труда |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
20 70 79 |
|
2.1.5 | Определить и аккредитовать базовые лаборатории организаций области для целей сертификации |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998-2000 | ||
2.2 | Развивать материально-техническую базу региональной исследователь- ской лаборатории. |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 1999 2000 |
120 130 150 |
|
2.3. | Создать при Главном управлении труда Администрации области эк- спертно-технический совет по воп- росам охраны труда |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 | ||
2.4. | Проводить экспертизу проектов на строительство новых и реконструк- цию действующих производственных объектов и средств производства на их соответствие требованиям по охране труда и выдавать экспертные заключения |
Главное управ- ление труда Администрации области, Центр государ- ственной вне- ведомственной экспертизы, департамент по строительству, архитектуре, жилищно-комму- нальному и до- рожному хозяй- ству Админист- рации области, Центр госсан- эпиднадзора в Самарской области |
1998-2000 | ||
2.5. | Выдавать экспертные заключения организациям области на получение лицензии для осуществления соот- ветствующего вида деятельности на соответствие требованиям по охране труда |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998-2000 | ||
1998 г. 1999 г. 2000 г. Итого Федеральный бюджет 15,0 - - 15,0 Областной бюджет 200,0 200,0 229,0 629,0 Средства организаций - - - - |
|||||
3. Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний |
|||||
3.1. | На основании Федерального закона "Об обязательном социальном стра- ховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разработать и внед- рить систему обязательного социа- льного страхования физических лиц от несчастных случаев на производ- стве и профессиональных заболева- ний |
Главное управ- ление труда Администрации области, региональное отделение Фон- да социального страхования Российской Фе- дерации по Са- марской обла- сти |
1998-2000 | Средства организаций |
|
3.2. | В рамках реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" разработать методики определения страховых тарифов на обязательное социальное страхова- ние физических лиц от несчастных случаев на производстве и профес- сиональных заболеваний по отраслям экономики и видам деятельности, по состоянию травматизма, профес- сиональной заболеваемости и риска и по результатам сертификации в Самарской области |
Главное управ- ление труда Администрации области, региональное отделение Фон- да социального страхования Российской Фе- дерации по Са- марской облас- ти |
1998 | 30 | |
3.3. | Подготовить проект постановления Губернатора Самарской области "О страховых тарифах на обязатель- ное социальное страхование от не- счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" |
Главное управ- ление труда Администрации области |
1998 | ||
3.4. | Создать реестр: - пострадавших по месту получения производственной травмы или про- фессионального заболевания; - работодателей в качестве стра- хователей |
Главное управ- ление труда Администрации области, региональное отделение Фонда социаль- ного страхова- ния Российской Федерации по Самарской об- ласти, област- ной комитет госстатистики |
1998 1999 2000 |
15 30 30 |
Средства организаций |
1998 г. 1999 г. 2000 г. Итого Областной бюджет 45,0 30,0 30,0 105,0 Средства организаций - - - - |
|||||
4. Информационное обеспечение охр |
<< Назад |
||
Содержание Решение Самарской Губернской Думы от 17 марта 1998 г. N 31 "Об утверждении Программы по улучшению условий и охраны труда... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.