Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 4 мая 2001 г. N 152
Концепция
эффективного развития сельскохозяйственного
производства и создания цивилизованного рынка зерна
в Самарской области
Основной целью настоящей Концепции является повышение эффективности сельско-хозяйственного производства через создание благоприятного экономического механизма увеличения производства зерна, улучшение его качества и развитие цивилизованного рынка зерна.
Оценка ситуации в сфере производства и сбыта зерна
Зерновое производство является важнейшей отраслью агропромышленного комплекса области (далее - АПК).
Состояние зернового хозяйства в значительной степени определяет развитие других отраслей АПК и, прежде всего, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Доходы от реализации зерна являются основным источником финансовых средств, получаемых сельхоз-товаропроизводителями.
В зерновом хозяйстве области наблюдаются устойчивый спад производства и снижение его эффективности. За последние 10 лет посевные площади под зерновыми культурами сократились с 1,5 млн. гектаров до 1,2 млн. гектаров, валовой сбор зерна уменьшился в 1,3 раза. Среднегодовое производство зерна за 1996-2000годы составило 1,6 млн.тонн или 78,9% от среднегодового уровня 1991-1995 годов. Средняя урожайность зерновых за эти периоды, соответственно, снизилась с 13,3 до 11,8 центнера с гектара. В самой отрасли произошел структурный сдвиг в сторону увеличения доли продовольственного зерна и сокращения доли фуражного зерна и зернобобовых культур. Значительными остаются колебания в объемах производства зерна по годам, зависимость от погодных условий.
Во многих хозяйствах области нарушена зональная система севооборотов. Происходит перенасыщение севооборотов зерновыми и подсолнечником при общем и видовом сокращении посевов кормовых культур, что при существующем уровне использования сельхоз-товаропроизводителями минеральных удобрений и средств защиты растений приводит к снижению почвенного плодородия и ухудшению фитосанитарной обстановки, отрицательно сказывается на развитии кормовой базы животноводства области.
Сокращение государственных закупок зерна и переориентация системы его реализации с государственных на альтернативные каналы сбыта, привели к появлению на зерновом рынке различных посреднических структур и теневого сектора, росту бартерных операций.
В настоящее время почти 90 % товарного зерна области реализуется по негосударственным каналам сбыта.
Снижение объемов внешних инвестиций и собственных инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий побуждают производителей зерна реализовывать его по ценам, диктуемым посредниками, что еще более ухудшает финансовое положение большинства сельхозтоваропроизводителей.
Поскольку основная часть зерна реализуется по прямым договорам и товарообменным операциям, рынок зерна остается непрозрачным, не складывается механизм ценового выравнивания.
В то же время следует отметить ряд шагов, уже сделанных в Самарской области по созданию благоприятных условий для развития сельскохозяйственного производства, освоению новых эффективных технологий, организации инфраструктуры производства и сбыта зерна. К ним, в первую очередь, можно отнести создание агентства по регулированию продовольственного рынка, осуществление Программы совершенствования производства зерна в Самарской области с применением ресурсо- и влагосберегающей технологии и образование в рамках реализации этой программы Самарской ассоциации производителей зерна, Самарской зерновой компании, созданной товаропроизводителями, а также Самарской лизинговой компании.
Повышение эффективности производства зерна зависит от решения ряда проблем, важнейшими из которых являются:
отсутствие эффективных форм организации и хозяйствования непосредственно в самих сельскохозяйственных предприятиях, в первую очередь:
нерешенность организационно-правовых вопросов хозяйствования и связанных с ними вопросов собственности,
несовершенство внутрихозяйственных экономических механизмов и системы управления,
отсутствие целенаправленной инновационной политики;
недостаточность и отсутствие у сельхозтоваропроизводителей финансовых средств для осуществления расширенного воспроизводства вследствие:
низкой доходности производства большинства видов сельскохозяйственной продукции,
ограниченности финансовых ресурсов, направляемых на развитие сельскохозяйственного производства,
недоступности получения кредитных ресурсов коммерческих банков из-за высоких процентных ставок, наличия большой просроченной кредиторской задолженности, отсутствия высоколиквидных залогов и приемлемой для сельхозтоваро-производителей системы страхования сельскохозяйственных культур;
отсутствие эффективной системы сбыта продукции:
недостаточное развитие инфраструктуры зернового рынка,
отсутствие у производителей достоверной информации о реальных ценах спроса и состоянии рынка зерна,
несовершенство нормативно-правовой базы по вопросам регламентирования деятельности участников зернового рынка.
Нерешенность данных проблем приводит к деформированию системы ценообразования на зерно, неэквивалентному обмену зерна на промышленные средства производства с ущемлением интересов сельхозтоваропроизводителей, снижению связи между ценой и качественными показателями зерна, нарушению контроля за товарными потоками продукции и ее качеством, способствует созданию условий для криминализации торговли зерном, появлению теневого рынка зерна, ведению хозяйствами двойной бухгалтерии.
Основные направления эффективного развития
сельскохозяйственного производства и создания
цивилизованного рынка зерна
В целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития рынка зерна необходимы реализация на федеральном и областном уровнях ряда организационно-правовых мероприятий и принятие нормативно-правовых решений. Основные направления этой деятельности схематично представлены на рис. 1.
Важнейшими мероприятиями являются:
1. Проведение реформирования хозяйств с целью обеспечения эффективного управления производственной, экономической и финансовой деятельностью.
Реструктуризация задолженности хозяйств в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, реструктуризация их кредиторской задолженности естественным монополиям.
Для проведения реального реформирования сельскохозяйственных предприятий необходимо принятие на федеральном уровне нормативно-правовых актов по регистрации земельной собственности и по регулированию земельного оборота, разработка нормативно-правовых документов, определяющих порядок и особенности банкротства сельхозтоваропроизводителей, организация единого статистического учета сельхозтоваропроизводителей всех организационно-правовых форм, обеспечивающего сопоставимость оценок показателей.
2. Внесение изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты по созданию благоприятных условий производства и регулированию рынка зерна:
принятие земельного кодекса, регламентирующего, кроме всего прочего, экономически обоснованный оборот сельскохозяйственных земель;
сертификация элеваторов;
принятие нормативных актов, регламентирующих залог зерна и осуществление оборота двойных складских свидетельств на зерно;
освобождение производителей сельскохозяйственной продукции от уплаты налога на добавленную стоимость;
осуществление протекционистской политики в интересах отечественных производителей зерна, в т.ч. гибкое применение мер таможенно - тарифного регулирования;
разработка условий и регламента проведения электронных биржевых торгов и обеспечение гарантий безопасности проводимых сделок.
3. Создание электронных зерновых бирж, обеспечение производителей достоверной информацией о ценах на зерно и продукты его переработки, создание механизма форвардных сделок с зерном для получения дополнительного источника инвестирования средств в производство зерна.
4. Создание стабильно функционирующей кредитно-финансовой системы, ориентированной на сельхозтоваропроизводителя, обеспечение доступности сельхозтоваропроизводителей к краткосрочным и долгосрочным кредитным ресурсам, предоставляемым своевременно и на приемлемых для них условиях.
5. Создание государственной системы страхования сельхозтоваропроизводителей.
6. Развитие сельскохозяйственного машиностроения, соответствующего мировому уровню и требованиям применения ресурсо-сберегающих технологий.
7. Создание эффективно функционирующей транспортно-логистической системы обеспечения рынка зерна.
8. Совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности сельскохозяйственных предприятий, усиление налоговых и других форм контроля за деятельностью сельхозтоваропроизводителей, создание аудиторских консалтинговых, инжиниринговых фирм.
Реализация этих мероприятий создаст эффективные условия для устойчивого расширенного воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях, притока в них инвестиций, увеличения их платежеспособности, благоприятно скажется на развитии зернового комплекса области, а также в смежных с ним отраслях сельского хозяйства.
Механизм реализации основных направлений
эффективного развития сельскохозяйственного производства
и создания цивилизованного рынка зерна
Механизм реализации основных направлений эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна предусматривает осуществление системы мероприятий, предполагающей поэтапное и многоуровневое решение имеющихся проблем и проблем, возникновение которых вероятно в будущем.
Для повышения инвестиционных возможностей сельскохозяйственных предприятий Самарской области необходима последовательная деятельность органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов по нижеперечисленным направлениям:
1. Системная работа по реформированию сельскохозяйственных предприятий, восстановлению эффективного управления и платежеспособности.
До принятия соответствующих решений на федеральном уровне необходимо осуществлять формирование внешних условий и экономического механизма, инициирующих и стимулирующих процессы реформирования сельскохозяйственных предприятий области. Для этого должен быть проведен анализ производственно-финансового состояния сельскохозяйственных предприятий области и определение дальнейших перспектив их развития в направлении:
выбора оптимальных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности;
завершения инвентаризации и ведения единого государственного реестра земель, перехода к кадастровой оценке земель;
возможности диверсификации производства и проведения эффективной инновационной политики;
совершенствования внутрихозяйственного экономического механизма и системы управления;
внедрения эффективного менеджмента.
Осуществление этих мер позволит провести реструктуризацию задолженности сельскохозяйственных предприятий различного рода кредиторам (бюджету и внебюджетным фондам, естественным монополиям, физическим и юридическим лицам), заключение мировых соглашений с предприятиями - банкротами.
Для обеспечения комплексного и системного подхода к реформированию сельскохозяйственных предприятий области необходимо в сжатые сроки разработать и принять программу реформирования сельскохозяйственных предприятий Самарской области.
Наряду со специалистами органов управления к данной работе должны быть привлечены специалисты научно-исследовательских и учебных заведений области, консалтинговых и аудиторских фирм. Финансирование реализации данной программы целесообразно осуществлять на паритетной основе за счет средств областного бюджета и собственных средств реформируемых предприятий, также могут быть привлечены средства иностранных организаций в рамках реализации международных программ.
Возможно заключение трехсторонних соглашений между администрацией реформируемого предприятия, Администрацией области и консалтинговой фирмой.
2. Государственная поддержка и эффективное использование научного потенциала области, налаживание взаимовыгодного сотрудничества сельхозтоваропроизводителей с научно-исследовательскими организациями в сфере разработки и внедрения научно-обоснованных систем ведения сельскохозяйственного производства, направленных на более полное использование в рыночных условиях имеющихся производственных ресурсов, сохранение плодородия почвы и экологического равновесия, создание новых сортов и технологий.
Необходимо создать нормативно-правовой и финансово-экономический механизм внедрения в производство системы полевых, кормовых и почвозащитных севооборотов, адаптированных к биоклиматическим, агроландшафтным и ресурсным условиям конкретных сельскохозяйственных зон области. Особое внимание следует уделить совершенствованию структуры посевов кормовых культур в направлении увеличения в севооборотах доли высокобелковых сельскохозяйственных культур ( кукурузы на зерно, гороха, сои, нута ), расширению посевов многолетних трав. Это позволит значительно увеличить объемы производства высококачественных кормов, сбалансировать рационы кормления скота и птицы и на этой основе обеспечить дальнейшее развитие животноводства области.
3. Ускорение процесса кооперирования сельхозтоваропроизводителей и формирования интегрированных структур производителей зерна с перерабатывающими и промышленными предприятиями, коммерческими банками, предпринимателями, животноводческими комплексами. Это позволит привлечь в зерновое производство дополнительные финансовые ресурсы, в том числе частные инвестиции. Последнее весьма вероятно и очень перспективно.
Развитие сельскохозяйственной кооперации в различных ее формах: сельскохозяйственные производственные кооперативы, ассоциации первичных кооперативов, внутрихозяйственные кооперативы, кооперативы крестьянских хозяйств и другие будет способствовать более быстрому развитию процесса интеграции сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, организациями торговли, предприятиями других отраслей. В рамках данных объединений товаропроизводители получат четкие ориентиры на объемы, структуру и качество производимого зерна, появится возможность согласования внутренних цен и тарифов на подработку, хранение и переработку продукции, упростятся взаиморасчеты, усилится контроль за финансовыми, материальными и товарными потоками.
4. Создание единого фонда кредитования предприятий АПК (далее- фонд).
Источниками формирования фонда должны стать все бюджетные ресурсы, ежегодно направляемые на финансирование АПК, реструктуризированная задолженность сельхозпредприятий, внебюджетные средства, включая частные инвестиции.
Для привлечения кредитных ресурсов банков используются гарантии и поручительства Администрации области за счет средств областного бюджета, в дальнейшем, при условии создания областного залогового фонда - за счет залога областного имущества.
Часть средств фонда будет направляться на компенсацию процентных ставок кредитов коммерческих банков для обеспечения доступности этих кредитов сельхозтоваропроизводителям.
Учредителями данного фонда должны стать органы исполнительной власти области, органы местного самоуправления сельских районов, коммерческие банки, крупные операторы зернового рынка, ассоциации производителей зерна.
Фонд осуществляет работу с операторами зернового рынка и платежеспособными сельскохозяйственными предприятиями, животноводческими комплексами, а также с предприятиями перерабатывающей промышленности и их объединениями.
Работа фонда основана на принципах рефинансирования основной части бюджетных средств и ежегодного пополнения фонда в части средств, направляемых на компенсации процентных ставок по кредитам банков.
Расчетный объем средств, необходимых для функционирования фонда, определяется потребностью сельхозтоваропроизводителей в оборотных средствах для проведения сельскохозяйственных работ.
Таким образом, появляется возможность вытеснения с зернового рынка теневых посреднических структур, минимизации рисков для коммерческих банков, участвующих в кредитовании сельхозтоваропроизводителей, расширения налогооблагаемой базы за счет увеличения числа легальных сделок с зерном. Наиболее приемлемой для фонда является форма некоммерческой организация. Хотя этот вопрос требует дополнительной юридической проработки.
5. Создание отраслевых ассоциаций из предприятий - производителей зерна и других участников рынка.
Это позволит вырабатывать единую структурную, ценовую и сбытовую политику; обеспечить добросовестную конкуренцию на зерновом рынке; создать с участием государства единую информационную систему рынка зерна; сократить удельный вес теневых операций.
Взаимодействие ассоциаций производителей зерна с органами исполнительной власти дает возможность сочетать меры государственного и негосударственного регулирования зернового рынка.
Важной мерой в этом направлении должна стать организация совместно с научно-исследовательскими учреждениями области ассоциации семеноводческих предприятий с целью создания прочной научной и производственной основы для внедрения новых перспективных сортов сельскохозяйственных культур, практической организации производства и реализации сортовых семян, обеспечения взаимовыгодного сотрудничества между учеными-селекционерами и сельхозтоваропроизводителями.
6. Совершенствование механизма формирования и использования регионального продовольственного фонда.
В настоящее время сфера прямого государственного регулирования на зерновом рынке ограничивается закупками зерна в региональный продовольственный фонд и непосредственно зависит от объема бюджетных средств, направленных на кредитование сельхозтоваропроизводителей.
Существующая система формирования регионального продовольственного фонда выполняет две основные функции:
обеспечение производителей оборотными средствами;
создание страхового запаса зерна.
В плане стабилизации и расширения сферы государственного регулирования зернового рынка необходимо разработать положение о формировании и использовании регионального продовольственного фонда, способы, порядок и условия его размещения, источники и объемы финансирования, порядок осуществления контроля, условия предоставления льгот исполнителям.
Следует осуществить переход от системы товарного кредитования закупок зерна в региональный фонд к использованию денежных форм кредитования сельхозтоваропроизводителей и расчетов с ними через организацию биржевой торговли.
В дальнейшем для сглаживания резких колебаний цен на зерно, хлебобулочные и макаронные изделия, недопущения существенного снижения доходов населения и сельхозтоваропроизводителей области наряду с существующими функциями региональный продовольственный фонд может выполнять роль оперативного резерва, используемого для проведения товарных интервенций на зерновом рынке.
7. Внедрение механизма оборота складских свидетельств.
В настоящее время в рамках реализации проекта "Введение в систему финансирования складских свидетельств в зерновом секторе Российской Федерации" на территории Самарской области проведены работы по формированию соответствующей инфраструктуры:
подготовлена необходимая документация, включая бланки простых и двойных складских свидетельств, реестр складских свидетельств и товаров на товарном складе;
разработана система регистрации и обращения складских свидетельств в зерновом хозяйстве области;
создана специальная схема обучения, согласно которой проводилась информационная и обучающая работа по использованию складских свидетельств на зерновом рынке Самарской области со всеми участниками этого рынка включая сельхозтоваропроизводителей, перерабатывающие предприятия, элеваторы, банки, торговые и страховые компании;
сформирована потенциальная база пользователей системы складских свидетельств среди владельцев зерна (торговых и перерабатывающих предприятий, а также сельхозтоваропроизводителей);
сформирован пул из 5 сертифицированных элеваторов;
проведены переговоры с банками, работающими на территории Самарской области, о возможном участии в финансировании владельцев зерна под залог складских свидетельств. Девять банков Самарской области выразили свою заинтересованность и готовность участвовать в системе оборота складских свидетельств;
впервые в Российской Федерации в Самарской области выписаны и запущены в оборот первые складские свидетельства;
имеется возможность получения от Общего фонда по сырьевым товарам ООН одним из банков, действующих на территории Самарской области, кредитной линии для финансирования владельцев зерна под залог складских свидетельств. Развитие системы оборота складских свидетельств требует принятия на федеральном уровне специального закона, регламентирующего статус, выдачу и оборот складских свидетельств, а также сертификацию элеваторов.
Введение складских свидетельств позволит сгладить сезонные колебания цен на зерно, предоставит возможность производителям зерна и всем участникам зернового рынка находить надежные источники финансирования своих хозяйственных операций и выбирать наиболее подходящее время для реализации зерна, а также быть участником зерновой биржи.
8. Организация деятельности Самарской электронной зерновой биржи.
Это ключевое звено в формировании цивилизованного рынка зерна в области (рис. 2, 3), так как именно здесь в процессе реальной конкуренции формируется объективная цена зерна.
Введение на рынке зерна такого инструмента, как зерновая биржа, позволяет:
создать механизмы, обеспечивающие приток инвестиций в сельскохозяйственное производство, что снизит финансовую нагрузку на бюджет;
увеличить объемы налоговых поступлений от операций с зерном;
ориентировать участников зернового рынка при заключении сделок между собой на реально складывающиеся цены на зерно.
Основным сдерживающим фактором организации полноценной работы биржи является отсутствие надежных гарантий проводимых сделок.
Для организации деятельности Самарской электронной зерновой биржи, прежде всего, необходимо решить вопрос относительно организационно-правовой формы и определить состав ее членов с максимальным привлечением участников зернового рынка (товаропроизводителей, элеваторов, крупных торговых операторов, предприятий переработки), создать эффективно действующую транспортно-логистическую систему, разработать бизнес-модель технологии проведения электронных торгов, выйти с законодательной инициативой по принятию на федеральном уровне законов о защите цифровой подписи, об электронном документе, внесению дополнений и изменений в налоговое законодательство, регулирующее процесс налогообложения сделок через Интернет-биржи и т.п.
В дальнейшем перспективным направлением деятельности Самарской электронной зерновой биржи является переход к операциям по срочным контрактам (форвардным, фьючерсным, опционным), что позволит обеспечить возможность их участникам страхования ценовых рисков. Гарантом выполнения данных контрактов должна стать крупная страховая компания (возможно государственная) при условии принятия на федеральном уровне законодательных и нормативных актов о проведении льготного страхования сельхозтоваропроизводителей.
Организация и развитие "срочного" рынка зерна даст возможность перейти от системы сезонного льготного кредитования под поставку зерна к формированию регионального продовольственного фонда через приобретение форвардных контрактов на бирже. Введение в оборот "срочных" инструментов позволит расширить круг потенциальных участников зернового рынка и, следовательно, привлечет дополнительные финансовые ресурсы.
Одним из необходимых условий организации полноценной и успешной работы Самарской электронной зерновой биржи является расширение сферы ее деятельности на другие регионы Поволжья и придание ей статуса межрегиональной.
Предлагаемые основные направления эффективного развития сельскохозяйственного производства и создания цивилизованного рынка зерна требуют принятия комплексных мер и координации деятельности федеральных и региональных органов власти и управления, обеспечения соответствующей законодательной, материально-технической и экономической поддержки со стороны государственных структур.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Самарской области от 4 мая 2001 г. N 152 "О Концепции эффективного развития сельскохозяйственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.