Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
3. Структурные подразделения Центра
3.1. Общие положения
3.1.1. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального обслуживания на дому, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, отделения дневного пребывания, отделения срочного социального обслуживания, социально-реабилитационные отделения, отделения психологической помощи, а также социальные столовые (буфеты).
В Центре с учетом необходимости и имеющихся возможностей могут создаваться иные структурные подразделения: социальные прачечные, социальные аптеки, социальные бани и парикмахерские, магазины по торговле продовольственными и промышленными товарами по социально-низким ценам для граждан, нуждающихся в срочной социальной помощи, деятельность которых не противоречит основным задачам Центра и осуществляется на основании положений, принятых территориальными органами социальной защиты населения.
3.1.2. Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору Центра.
3.1.3. Основными направлениями деятельности всех структурных подразделений Центра являются:
выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых структурным подразделением Центра;
оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической, консультативной и иной помощи гражданам;
содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей самореализации своих потребностей;
осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм и видов социальной помощи;
обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных действующим законодательством.
3.1.4. Каждое структурное подразделение Центра возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.
3.1.5. Контроль за деятельностью структурных подразделений Центра осуществляется руководством Центра, заведующими соответствующих структурных подразделений, а также органами здравоохранения, Госсанэпиднадзора, финансовыми органами, налоговой инспекцией в пределах их компетенции.
3.1.6. Социальное обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной основе.
3.1.7. Зачисление граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра на основании документов, указанных в п.1.16 Устава Центра.
3.1.8. Противопоказанием к зачислению граждан на обслуживание структурными подразделениями Центра является наличие у этих граждан психических заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза, а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным заключением его руководства и врачебно-консультативной комиссии учреждения системы здравоохранения.
3.1.9. Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил поведения при предоставлении им социальных услуг.
При отказе граждан от обслуживания (при условии, что такой отказ может повлечь ухудшение их состояния) им или их законным представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и получено письменное подтверждение о данном предупреждении.
Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в органы социальной защиты населения, а также в суд.
3.1.10. Благотворительное питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания. При отсутствии социальной столовой (буфета) Центра или предприятия общественного питания могут выдаваться продуктовые наборы.
3.1.11. Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы на аренду автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях.
3.1.12. Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре, осуществляется в соответствии с образцами документов, разработанными Главным управлением социальной защиты населения области.
3.2. Отделение социального обслуживания на дому
3.2.1. Отделение социального обслуживания на дому (далее - Социальное отделение) предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе, социально-бытовой помощи в надомных условиях.
Деятельность Социального отделения направлена на максимально возможное продление пребывания граждан в привычной среде обитания, поддержание их социального, психологического и физического статуса.
3.2.2. Обслуживание на дому граждан осуществляется путем предоставления им, в зависимости от степени и характера нуждаемости, социально-бытовых, консультативных и иных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг. Социальное отделение может оказывать гражданам также дополнительные услуги, не входящие в эти перечни.
3.2.3. Социальное отделение создается для обслуживания не менее 120 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 60 граждан, проживающих в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
3.2.4. Обслуживание граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.
Должность социального работника вводится из расчета обслуживания одним работником 8 граждан, проживающих в городе, и 4 - в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
К обслуживанию граждан на дому могут привлекаться лица, в том числе не имеющие профессиональной подготовки, на условиях работы с меньшей нагрузкой, установленной для социальных работников, и пропорциональной оплатой труда.
Территории, обслуживаемые социальными работниками, график работы устанавливаются заведующим Социальным отделением при условии посещения социальными работниками обслуживаемых на дому не реже 2 раз в неделю с учетом степени и характера нуждаемости граждан в помощи, компактности их проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
3.3. Специализированное отделение
социально-медицинского обслуживания на дому
3.3.1. Специализированное отделение социально-медицинского обслуживания на дому (далее - Специализированное отделение) предназначается для временного (до 6 месяцев) или постоянного социально-бытового обслуживания и оказания доврачебной медицинской помощи в надомных условиях гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями, в том числе онкологическими в поздних стадиях течения, являющимися противопоказанием к принятию в Социальное отделение.
Противопоказанием к принятию на обслуживание Специализированным отделением является наличие заболеваний, указанных в подпункте 3.1.8 Устава Центра.
3.3.2. Специализированное отделение выполняет следующие задачи:
оказание гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;
наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых граждан и проведение мероприятий, направленных на профилактику обострений у них хронических заболеваний;
оказание морально-психологической поддержки обслуживаемым гражданам и членам их семей;
обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.
Работа Специализированного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями системы здравоохранения и организациями общества Красного креста.
3.3.3. Специализированное отделение создается для обслуживания не менее 60 граждан, проживающих в городской местности, и не менее 30 граждан, проживающих в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
3.3.4. Для оказания социально-бытовых и доврачебных медицинских услуг гражданам на дому в штат Специализированного отделения вводятся должности медицинских сестер, социальных работников и младших медицинских сестер по уходу.
На должности медицинских сестер могут приниматься студенты (с 4 курса) медицинских вузов. На должности социальных работников и младших медицинских сестер по уходу принимаются лица, прошедшие соответствующую подготовку по установленной программе.
3.3.5. Должность медицинской сестры вводится из расчета обслуживания одной медицинской сестрой 10 граждан, проживающих в городской местности, и 5 граждан, проживающих в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Должности социальных работников вводятся из расчета обслуживания одним работником 5 граждан, проживающих в городской местности, и 3 граждан, проживающих в сельской местности или в городском секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства.
Должности младших медицинских сестер по уходу вводятся из расчета обслуживания одним работником двух или трех тяжелобольных.
Территории обслуживания и график работы медицинских сестер, социальных работников, младших медицинских сестер по уходу устанавливаются заведующим Специализированным отделением с учетом тяжести состояния обслуживаемых граждан, характера оказываемых им услуг, компактности проживания, транспортных связей, наличия предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, а также учреждений системы здравоохранения.
Периодичность посещения обслуживаемых граждан медицинскими сестрами Специализированного отделения устанавливается заведующим отделением по согласованию с лечащим (участковым) врачом, но не реже 3 раз в неделю.
Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых граждан на дому устанавливается заведующим Специализированным отделением по согласованию с медицинской сестрой отделения, оказывающей этим гражданам помощь, но не реже 3-4 раз в неделю.
3.3.6. К видам услуг, оказываемых Специализированным отделением, относятся:
оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача на дом, сопровождение обслуживаемых граждан в лечебные учреждения и посещение их в этих учреждениях в случае госпитализации;
проведение медицинских процедур (измерение температуры тела, артериального давления, наложение компрессов, осуществление перевязок, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм);
осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов в соответствии с назначением лечащего врача;
оказание санитарно-гигиенической помощи обслуживаемым гражданам (обтирание, обмывание, гигиенические ванны, стрижка ногтей, причесывание);
смена нательного и постельного белья;
забор материалов для проведения лабораторных исследований; кормление ослабленных граждан;
другие социальные и бытовые услуги, оказываемые в надомных условиях.
3.3.7. Медицинские сестры Специализированного отделения осуществляют свою работу по согласованию с учреждениями здравоохранения, к которым прикреплены обслуживаемые граждане. Учреждения здравоохранения могут при наличии соответствующей договоренности обеспечивать медицинских сестер инструментарием, медикаментами, перевязочными материалами, спиртом для выполнения инъекций, другими материалами и предметами медицинского назначения, необходимыми для общего ухода и оказания доврачебной помощи, не связанной с применением сильнодействующих препаратов, и оказывать медицинским сестрам организационно-методическую помощь.
Для оказания доврачебной помощи Специализированное отделение должно располагать минимальным набором лекарственных препаратов (за исключением наркотических и сильнодействующих) и перевязочных средств.
Выполнение медицинскими сестрами Специализированного отделения плановых медицинских назначений обслуживаемым гражданам производится только по назначению лечащего (участкового) врача.
3.4. Отделение дневного пребывания
3.4.1. Отделение дневного пребывания (далее - Дневное отделение) является полустационарным структурным подразделением Центра и предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, организации их питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
3.4.2. В штат Дневного отделения вводятся должности культорганизатора, медицинской сестры, инструктора по трудовой терапии, а также младшего обслуживающего персонала.
3.4.3. Дневное отделение создается для обслуживания от 25 до 35 граждан.
3.4.4. Продолжительность обслуживания Дневным отделением не может составлять менее двух недель.
3.4.5. В Дневном отделении выделяются помещения для кабинетов доврачебной (врачебной) медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, лечебно-трудовых мастерских и т. д.
3.4.6. Для организации отдыха граждан в Дневном отделении при наличии необходимых площадей оборудуется спальное помещение с предоставлением обслуживаемым индивидуальных постельных принадлежностей.
3.4.7. Обслуживаемые граждане могут при их добровольном согласии и в соответствии с медицинскими рекомендациями участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных лечебно-трудовых мастерских или в подсобных хозяйствах.
Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника.
Граждане, участвующие в трудовом процессе, получают на руки 75 процентов доходов от реализации произведенной ими продукции; 25 процентов доходов зачисляются на спецсчет Центра и направляются на нужды обслуживаемых граждан, частичное возмещение расходов по организации производства.
3.4.8. Питание обслуживаемых граждан может осуществляться как в специально оборудованных помещениях Дневного отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания за счет средств благотворительных фондов.
3.4.9. Режим работы Дневного отделения устанавливается директором Центра.
3.4.10. В Дневном отделении ведется журнал учета проводимых мероприятий, пожеланий граждан по организации работы отделения, другая необходимая документация.
3.4.11. Дневные отделения могут открываться и при филиалах Центра.
3.5. Отделение срочного социального обслуживания
3.5.1. Отделение срочного социального обслуживания (далее - Срочное отделение) предназначается для оказания гражданам, попавшим в экстремальные ситуации, остро нуждающимся в социальной поддержке, неотложной помощи разового или временного характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.
3.5.2. В штат Срочного отделения вводятся должности специалиста по социальной работе, социальных работников, а также юриста.
3.5.3. Срочное социальное обслуживание включает в себя следующие социальные услуги из числа предусмотренных федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
разовое обеспечение остро нуждающихся граждан бесплатным горячим питанием, в том числе путем предоставления им талонов на бесплатное питание, или продуктовыми наборами;
обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
разовое оказание материальной помощи;
оказание экстренной доврачебной медицинской помощи;
содействие в получении временного жилого помещения;
оказание гражданам юридической помощи в целях защиты их прав;
оказание экстренной медико-психологической помощи;
предоставление необходимой информации и проведение консультаций по вопросам социальной помощи;
оказание других форм срочной социальной помощи, обусловленных местными особенностями и предусмотренных территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг.
3.5.4. На территории, обслуживаемой Центром, работниками Срочного отделения могут осуществляться выявление и учет граждан, остро нуждающихся в натуральных видах помощи с целью последующего предоставления им этой помощи.
3.5.5. Для оказания срочной социальной помощи малоимущим гражданам, беженцам, лицам, попавшим в экстремальную ситуацию и нуждающимся в одежде, обуви, постельных принадлежностях и т. п., в Срочном отделении формируется "банк вещей":
за счет благотворительного сбора, а также сдачи вещей и обуви, бывших в употреблении; за счет гуманитарных поступлений;
за счет продукции, изготовленной гражданами на дому или в производственных мастерских Центра; за счет приобретенных вещей.
3.5.6. Деятельность Срочного отделения строится на сотрудничестве с различными государственными и муниципальными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, а также отдельными гражданами.
3.6. Социально-реабилитационное отделение
3.6.1. Социально-реабилитационное отделение (далее - Реабилитационное отделение) предназначается для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.
3.6.2. Основной задачей Реабилитационного отделения является поддержание у граждан возможностей самореализации жизненно важных потребностей путем укрепления их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.
3.6.3. Реабилитационное отделение осуществляет следующие функции:
прием и размещение граждан с учетом их возраста, имеющихся заболеваний, пола, способности к самообслуживанию, нуждаемости в социально-бытовых услугах;
оказание квалифицированного ухода;
организация рационального (диетического) питания с учетом состояния здоровья и возраста;
проведение оздоровительно-реабилитационных мероприятий; проведение мероприятий по коррекции психологического статуса;
проведение санитарно-просветительной работы с целью решения вопросов возрастной адаптации;
организация досуга.
3.6.4. Реабилитационное отделение организуется для обслуживания не менее 10 граждан.
3.6.5. Реабилитационное отделение может размещаться на базе лечебных учреждений здравоохранения, профилакториев, домов отдыха, в том числе на условиях аренды помещения.
Помещения Реабилитационного отделения должны обеспечивать необходимые условия для осуществления социально-реабилитационных, лечебно-профилактических, гигиенических и культурных мероприятий.
3.6.6. Для осуществления реабилитационных мероприятий в Реабилитационном отделении организуются кабинеты: терапевтический, физиотерапевтический, массажный, лечебной физкультуры и т. д.
3.6.7. Оздоровительно-реабилитационные мероприятия в Реабилитационном отделении осуществляются с учетом рекомендаций учреждений здравоохранения.
Выполнение медицинских процедур гражданам производится только по назначению врачей Реабилитационного отделения или учреждений здравоохранения.
Реабилитационные мероприятия для инвалидов проводятся с учетом их индивидуальной программы реабилитации.
3.6.8. Продолжительность пребывания в Реабилитационном отделении граждан определяется характером и сроками необходимых для них оздоровительно-реабилитационных мероприятий.
3.6.9. Оказание медицинских услуг гражданам в Реабилитационном отделении осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование и состоящими в штате Реабилитационного отделения.
К работе в Реабилитационном отделении могут привлекаться на условиях трудового договора (контракта) студенты (с 4 курса) медицинских вузов, а для оказания консультативной помощи обслуживаемым - специалисты лечебно-профилактических и иных учреждений здравоохранения.
3.6.10. Состояние граждан, находящихся в Реабилитационном отделении, предоставляемые им услуги, проводимые оздоровительно-реабилитационные мероприятия и их эффективность отражаются в индивидуальном журнале наблюдения.
3.6.11. Сотрудники Реабилитационного отделения обеспечиваются спецодеждой по нормам, предусмотренным для работников пансионатов органов социальной защиты населения.
3.7. Отделение психологической помощи
3.7.1. Отделение психологической помощи (далее - Психологическое отделение) предназначается для оказания психологической помощи гражданам, нуждающимся в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
3.7.2. Психологическое отделение осуществляет:
психологическую и информационную поддержку гражданам;
индивидуальное консультирование и психокоррекционную работу;
содействие семьям, в которых проживают граждане, в создании атмосферы взаимопонимания и взаимного уважения, благоприятного микроклимата, преодолении конфликтов и иных нарушений семейных отношений; создание клубов общения по интересам;
повышение стрессоустойчивости и психологической культуры уязвимых групп;
психологическую подготовку лиц, обслуживающих граждан;
содействие социальным работникам в улучшении их взаимоотношений с гражданами;
профилактическую помощь и консультирование сотрудников Центра по их личным и семейным проблемам.
Психологическая помощь оказывается отделением бесплатно.
3.7.3. Экстренная психологическая помощь может оказываться по телефону "доверия" для снижения психологического дискомфорта, уровня агрессии у граждан, включая аутоагрессию и суицид.
3.7.4. Экстренная психологическая помощь по телефону "доверия" обеспечивает обратившимся за советом и помощью:
возможность доверительного диалога;
психологическое индивидуальное консультирование; помощь в мобилизации личностных духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;
расширение диапазона социально-личностных средств для самостоятельного решения возникших проблем и преодоления имеющихся трудностей, укрепление уверенности в себе;
направление абонентов в иные службы, организации, учреждения, где их запросы могут быть удовлетворены более полно и квалифицированно.
Экстренная психологическая помощь по телефону "Доверия" предоставляется бесплатно.
3.7.5. Оказание психологической помощи гражданам в Психологическом отделении осуществляется специалистами, имеющими соответствующее образование и состоящими в штате Психологического отделения.
3.7.6. При оказании психологической помощи работниками Психологического отделения обязаны не разглашать полученные во времени контактов с гражданами сведения, которые могут нанести ущерб их репутации, правам и интересам.
3.7.7. Режим работы Психологического отделения устанавливается директором Центра.
3.7.8. Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы Психологического отделения вводить в штат этого отделения должности, не предусмотренные Примерным штатным расписанием.
3.8. Социальная столовая
3.8.1. Социальная столовая (далее - Столовая) предназначается для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малообеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.
При приготовлении пищи вне Центра с последующей ее доставкой в Центр или использовании продуктов промышленного производства, не требующих кулинарной обработки, в Центре может организовываться буфет.
3.8.2. Правом пользования услугами Столовой имеют граждане, проживающие или временно находящиеся на территории, обслуживаемой Центром.
3.8.3. Обслуживание граждан Столовой может производиться на временной или разовой основе. Продолжительность обслуживания устанавливается руководством Центра в зависимости от пропускной способности Столовой, очередности на обслуживание и финансовых возможностей.
3.8.4. Штатное расписание Столовой составляется в зависимости от планируемой численности обслуживаемых граждан и объемов реализуемой продукции, а также характера предоставляемых услуг. Режим работы Столовой утверждается директором Центра.
3.8.5. Столовая должна быть обеспечена помещениями, оборудованием и инвентарем, необходимыми для осуществления в соответствии с действующими нормативными требованиями технологических процессов приготовления пищи и организации питания граждан.
Все работники Столовой в обязательном порядке проходят медицинское обследование в соответствии с действующими требованиями.
Работники Столовой обеспечиваются специальной одеждой согласно действующим нормативам.
3.8.6. Для осуществления работы Столовой ее заведующий может действовать от имени Центра по доверенности, выдаваемой директором Центра.
3.8.7. Для снижения себестоимости продукции Столовой могут применяться:
заключение прямых договоров с сельскохозяйственными предприятиями и предприятиями - производителями;
использование средств, получаемых за счет предоставления льгот по аренде помещений, водоснабжению, электроэнергии и другим коммунальным услугам, а также по уплате налогов, перечисляемых в местный бюджет.
При Центре может создаваться резервный фонд Столовой, предназначенный для покрытия возможных убытков. Формирование фонда осуществляется путем отчислений из внебюджетных средств, получаемых от предпринимательской деятельности и оплаты услуг, предоставляемых Центром, а также из других внебюджетных поступлений. Размер фонда и отчислений в фонд устанавливаются директором Центра.
3.8.8. Столовая может организовывать обслуживание по заказам, производить продукцию для выездной торговли, реализовывать полуфабрикаты, выпечку, продукты питания собственного и промышленного производства, а также заниматься иной деятельностью в сфере обеспечения населения питанием, не противоречащей действующему законодательству и своим целям.
Продукцией Столовой (горячими обедами, полуфабрикатами, продуктовыми наборами) могут обеспечиваться граждане, посещающие Дневное отделение Центра, а также обслуживаемые Социальными отделениями на дому. Доставка продуктов питания гражданам на дом и в Дневное отделение производится работниками этих отделений.
При наличии возможностей в Столовой организуется приготовление диетического питания.
3.8.9. Питание граждан в Столовой может быть организовано методом самообслуживания или обслуживания официантами. По желанию граждан обеды в Столовой могут выдаваться им на дом.
3.8.10. Зачисление граждан на временное обслуживание Столовой осуществляется на основании данных о размере их среднедушевого дохода, а отпуск продукции Столовой - на основании документа, удостоверяющего их личность. Сведения о сроках обслуживания граждан Столовой и количестве посещений ими Столовой вносятся в учетную карточку, хранящуюся в Столовой.
При разовом обслуживании граждан Столовой отпуск ее продукции производится при предъявлении талона на питание.
3.8.11. Услуги, предоставляемые Столовой, оказываются гражданам бесплатно, на условиях частичной или полной оплаты.
Бесплатно услугами Столовой могут пользоваться граждане, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для области.
На условиях частичной оплаты услугами Столовой могут пользоваться граждане, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, а на условиях полной оплаты - свыше 150 процентов прожиточного минимума, установленного для области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.