Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 10 июля 2001 г. N 246
Концепция
управления образованием на основе образовательных округов
на территории Самарской области
В настоящее время структура управления образованием Российской Федерации включает четыре уровня: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.
Перед сферой образования стоят задачи, которые должны решаться единообразно во всех муниципальных образованиях. Они, по существу, сводятся к формированию такой системы образования, которая позволила бы обеспечить достижение государственного стандарта образования, осуществление единой государственной политики на всей территории Самарской области.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 6) относит к компетенции органов местного самоуправления в области образования лишь организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования, не затрагивая содержательного компонента образовательной деятельности.
Закон Российской Федерации "Об образовании" к ведению органов местного самоуправления также относит вопросы в большей степени организационного характера: регулирование отношений собственности, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, назначение руководителей этих учреждений, строительство зданий образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды и т.п., то есть вопросы, по сути не затрагивающие государственную политику в сфере образования.
Реализация же государственной политики в области образования Законом Российской Федерации "Об образовании" (ст.29) отнесена к компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельны в формировании и реализации кадровой и бюджетной политики, структуры органов управления образованием на своей территории. Однако на практике в сложных экономических условиях это приводит к тому, что потребности муниципального образования порой удовлетворяются в ущерб образовательным интересам граждан. Общеизвестны факты использования бюджетных средств, предусмотренных по статье "Образование", на нужды других отраслей территории, нарушения единого подхода в методическом, кадровом, материально-техническом, финансовом обеспечении образовательного процесса.
На уровне одного муниципального образования, как правило, невозможно реализовать полноценный комплекс образовательных услуг, рационально организовать сеть образовательных учреждений. Происходит либо дублирование образовательных услуг, либо ограничение их объема. Несовпадение территориальных интересов с задачами отрасли приводит к тому, что строительство новых и реконструкция старых зданий образовательных учреждений, осуществленные по запросам муниципальных образований, формируют малоэффективную образовательную сеть, либо не удовлетворяющую в полной мере образовательные запросы, либо избыточную, не использующую свои возможности. Границы муниципальных образований разделили систему образования, не позволяя использовать возможности учреждений одного муниципального образования в интересах другого.
Система начального и среднего профессионального образования, призванная формировать основной кадровый потенциал региона, остается вне социально-экономических проблем области, используется неэффективно, удовлетворяя потребности района или города по месту своего нахождения. При этом каждое муниципальное образование стремится построить у себя полноценную систему профессионального образования, иногда включая высшее.
Сеть учреждений профессионального образования должна формироваться в соответствии со следующими принципами:
учет экономических и социальных задач территории;
использование социально-культурной инфраструктуры;
соответствие профессиональных возможностей запросам территорий;
учет географического расположения и транспортного сообщения;
сохранение кадрового потенциала территории.
Поскольку создание учреждений профессионального образования является дорогостоящим мероприятием, их количество и организация подготовки должны быть строго сбалансированы с задачами территории и экономичностью функционирования.
Таким образом, возникает необходимость создания иной модели управления отраслью образования, которая предполагает, в первую очередь, воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления ("по ведомственной вертикали"), в то же время сочетая его с управлением муниципального уровня, направленным на решение в основном задач местного значения.
Подобную модель управления предполагается реализовать через образовательный округ.
Образовательный округ представляет собой систему образования, включающую расположенные на территории одного или более муниципальных образований образовательные учреждения различных форм собственности, типов и видов, реализующие образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального профессионального образования, а также специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Образовательный округ может включать учреждения среднего профессионального образования, обеспечивающие решение кадровых проблем муниципальных образований области, входящих в его состав.
Создание образовательных округов состоит в формировании на территории области единой системы образования, отвечающей особенностям и задачам социально-экономического, культурного развития входящих в их состав муниципальных образований и области в целом.
Основными принципами формирования образовательных округов являются:
экономический, учитывающий полноту и особенности сферы производства на территории муниципальных образований в составе округа, их экономические связи и перспективы развития;
этнографический, учитывающий этнический состав и исторически сложившиеся экономические, культурные и иные связи и традиции населения близлежащих муниципальных образований;
демографический, учитывающий демографические особенности муниципальных образований в составе округа;
коммуникационный, учитывающий наличие и перспективу развития транспортных связей внутри округа.
Образовательный округ создается в соответствии с постановлением Губернатора области по согласованию с органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований области в соответствии с Положением об образовательном округе на территории Самарской области. Департамент науки и образования Администрация области входит в состав учредителей муниципальных образовательных учреждений муниципальных образований в составе округа, которые, таким образом, приобретают статус государственно-муниципальных.
Полномочия соучредителей определяются договором и закрепляются в уставах указанных образовательных учреждений.
Управление округом осуществляется управлением образования округа - государственным органом управления образованием.
Управление образования округа создается в соответствии с постановлением Губернатора области. Структура, штатное расписание управления образования округа и положение о нем разрабатываются с учетом особенностей каждого округа и утверждаются постановлением Губернатора области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в составе округа. Центр образовательного округа и местонахождение управления образования округа определяются по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в составе округа.
Штаты управления образования округа могут формироваться, прежде всего, за счет высвобождаемых штатных единиц муниципальных органов управления образованием, методических служб и централизованных бухгалтерий муниципальных образований в составе округа.
Назначение на должность и освобождение от должности руководителя управления образования округа осуществляются приказом департамента науки и образования Администрации области по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований в составе округа.
Попечительский совет округа создается в целях обеспечения взаимодействия управления образования округа с органами местного самоуправления муниципальных образований в составе округа для решения вопросов функционирования и развития системы образования территорий, общественного контроля и координации уставной деятельности образовательных учреждений округа.
Состав Попечительского совета округа формируется на основе равного представительства от муниципальных образований в составе округа из числа представителей органов местного самоуправления этих муниципальных образований, лиц и представителей организаций, оказывающих финансовую и иную помощь образовательным учреждениям, лиц и представителей организаций, внесших значительный вклад в развитие образования, науки, культуры, искусства, представителей общественных объединений. В состав Попечительского совета округа также входят руководитель управления образования округа и его заместители, тем самым создается возможность объединить интересы различных ведомств и граждан для решения единой задачи формирования социокультурной среды на территориях. Финансирование управления образования округа осуществляется за счет средств областного бюджета.
Финансирование государственных и государственно-муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов в составе округа производится по нормативам, обеспечивающим учебный процесс и материальное содержание обучающихся, воспитанников, и осуществляется за счет средств областного бюджета. Нормативы по типам образовательных учреждений на территории округа утверждаются постановлением Губернатора области, нормативы по видам образовательных учреждений - приказом руководителя управления образования округа.
Финансирование коммунальных услуг, приобретения оборудования длительного пользования и капитального ремонта государственно-муниципальных образовательных учреждений в составе округа, а также муниципальных программ, реализуемых указанными образовательными учреждениями по заказам органов местного самоуправления, осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.