Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава VIII. Организация и порядок голосования, подсчет
голосов избирателей, установление результатов выборов и их
опубликование
Статья 55. Помещение для голосования
1. Помещения для голосования безвозмездно предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования, решением представительного органа местного самоуправления либо решением суда. Если нет возможности использовать помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, помещения арендуются у других собственников.
2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (применение карандашей не допускается).
3. Помещение для голосования должно быть оборудовано стационарными избирательными ящиками для голосования. В распоряжении участковой избирательной комиссии должно находиться оборудование для опечатывания (опломбирования) избирательных ящиков и избирательной документации.
4. В распоряжении участковой избирательной комиссии должен находиться сейф для хранения избирательных документов строгой отчетности, включая избирательные бюллетени, а также конвертов с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей.
5. Помещение для голосования может быть оборудовано техническими средствами подсчета голосов.
6. Внутри помещения для голосования или непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия оборудует стенд, на котором размещает образцы заполненных избирательных бюллетеней и информацию обо всех зарегистрированных кандидатах. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой или непогашенной судимости в информационных материалах должны указывать номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата гражданства иностранного государства в информационных материалах должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
7. Образцы заполненных избирательных бюллетеней не должны содержать фамилий кандидатов, баллотирующихся при проведении данных выборов. Информационные материалы о кандидатах и выдвинувших их избирательных объединениях или избирательных блоках не должны содержать агитационных призывов.
8. В соответствии с информацией, предоставленной окружной избирательной комиссией, участковая избирательная комиссия помещает на информационном стенде список всех кандидатов, которые сняли свои кандидатуры после того, как были напечатаны избирательные бюллетени.
9. В помещении для голосования должна быть увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
10. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.
Статья 56. Избирательный бюллетень
1. Каждый избиратель получает один избирательный бюллетень для голосования по выборам депутатов представительного органа местного самоуправления.
2. Форма и текст избирательного бюллетеня, а также порядок изготовления бюллетеней, требования, предъявляемые к их изготовлению, а также к выбраковке и хранению изготовленных бюллетеней, утверждаются избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.
3. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня и должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
4. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилию, имя, отчество, год рождения, место жительства, наименование занимаемой кандидатом выборной должности в органе государственной власти или в органе местного самоуправления (при ее наличии), основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), наименование занимаемой зарегистрированным кандидатом должности каждого зарегистрированного кандидата, информацию о том, кем выдвинут данный кандидат. В случае, если кандидатом в соответствии со статьей 27 настоящего Закона был зарегистрирован псевдоним, этот псевдоним также указывается в избирательном бюллетене. Принадлежность кандидата к зарегистрированному в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования общественному объединению и его статус в нем указываются в избирательном бюллетене по желанию самого кандидата.
5. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, неснятой или непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, чьи данные указываются в избирательном бюллетене, гражданства иностранного государства в избирательном бюллетене должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
6. Избирательные бюллетени изготовляются не позднее чем за 20 дней до дня голосования исключительно по распоряжению и под наблюдением избирательной комиссии муниципального образования и являются документами строгой отчетности. Степень защиты избирательных бюллетеней определяется в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Количество избирательных бюллетеней, изготовленных для проведения выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, не должно превышать числа зарегистрированных избирателей более чем на 3 процента.
7. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке.
8. Избирательные бюллетени типография после выбраковки передает по акту не менее чем двум уполномоченным на это членам избирательной комиссии муниципального образования не позднее чем за 20 дней до дня голосования. После передачи бюллетеней в количестве, соответствующем заказу, работники типографии в присутствии членов избирательной комиссии муниципального образования, доверенных лиц кандидатов, уполномоченных представителей избирательных объединений, избирательных блоков уничтожают отбракованные и лишние избирательные бюллетени, о чем составляется акт, который подписывается всеми присутствующими лицами.
9. Избирательная комиссия муниципального образования передает по акту бюллетени окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Окружная избирательная комиссия (в случае ее отсутствия - избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту бюллетени участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 4 дня до дня голосования. Форма актов сдачи-приемки избирательных бюллетеней устанавливается Избирательной комиссией Самарской области.
10. Ответственность за правильность передачи избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу и получение бюллетеней.
11. Количество избирательных бюллетеней, передаваемых по акту участковой избирательной комиссии, определяется решением окружной избирательной комиссии. При этом количество избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не должно превышать числа избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку на день передачи бюллетеней, более чем на 0,5 процента.
12. До дня голосования бюллетени должны храниться в опечатанном и охраняемом помещении.
13. На лицевой стороне избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Избирательные бюллетени, не заверенные участковой избирательной комиссией (за исключением бюллетеней, заверенных окружной избирательной комиссией (в случае ее отсутствия - избирательной комиссией муниципального образования) в случае досрочного голосования в соответствии с настоящим Законом), признаются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.
14. В случае выбытия некоторых кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней участковые избирательные комиссии по указанию окружной избирательной комиссии вычеркивают в бюллетенях данные об этих кандидатах.
15. В случае, если регистрация кандидата (кандидатов) по решению суда, вступившему в законную силу, произведена после изготовления избирательных бюллетеней, соответствующая окружная избирательная комиссия обеспечивает изготовление нового тиража избирательных бюллетеней в порядке, предусмотренном в настоящей статье.
Статья 57. Порядок досрочного голосования
1. Время начала и окончания досрочного голосования в помещении избирательной комиссии определяется избирательной комиссией муниципального образования.
2. Избиратель, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти в участковую избирательную комиссию, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении окружной избирательной комиссии (за 15-4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования) соответствующей территории, на которой проживает такой избиратель. Для этого в помещении соответствующей избирательной комиссии должны присутствовать не менее двух членов этой комиссии с правом решающего голоса. Досрочное голосование проводится только в установленное решением соответствующей окружной или участковой избирательной комиссией время, которое должно быть доведено до сведения избирателей через средства массовой информации или иным способом. Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования и определения результатов выборов.
3. Избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую избирательного комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования. Данное заявление приобщается к списку досрочно проголосовавших избирателей.
4. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на лицевой стороне выдаваемого ему избирательного бюллетеня в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов окружной избирательной комиссии, которые заверяются печатью комиссии. Окружная избирательная комиссия составляет список досрочно проголосовавших избирателей. Участковая избирательная комиссия продолжает составление списка избирателей, проголосовавших досрочно.
5. Получение избирателем бюллетеня должно быть удостоверено подписью избирателя в списке избирателей, проголосовавших досрочно. Избиратель помещает заполненный избирательный бюллетень в конверт, затем заклеивает передает дежурному члену участковой или окружной избирательной комиссии. Два члена комиссии в присутствии избирателя ставят свои подписи на месте склейки на конверте, которые заверяются печатью комиссии, а также подписью избирателя, проголосовавшего досрочно.
6. Запечатанные конверты с избирательными бюллетенями хранятся у секретаря окружной избирательной комиссии в помещении окружной избирательной комиссии до момента передачи всех бюллетеней в участковую избирательную комиссию, а в помещении участковой избирательной комиссии - до дня голосования.
7. Окружные избирательные комиссии передают список избирателей, проголосовавших досрочно, заявления избирателей и конверты с заполненными избирательными бюллетенями соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 3 дня до дня голосования. Участковая избирательная комиссия обязана проверить список избирателей, проголосовавших досрочно, число заявлений избирателей и число запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями, переданными участковой избирательной комиссией и полученными ею, после чего председатель и секретарь окружной и участковой избирательной комиссии подписывают акт сдачи-приемки документов по форме, установленной избирательной комиссией Самарской области.
8. После поступления запечатанных конвертов с избирательными бюллетенями из окружной избирательной комиссии и завершения досрочного голосования в помещении участковой избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии делает отметку "Досрочное голосование" в соответствующей строке списка избирателей и расписывается против фамилии каждого избирателя, проголосовавшего досрочно.
Статья 58. Порядок голосования
1. Окружные и участковые избирательные комиссии оповещают избирателей о месте и времени голосования не позднее чем за 20 дней до дня проведения голосования через средства массовой информации или иным способом, а о проведении досрочного голосования - не позднее чем за 5 дней до дня голосования.
2. Голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени в календарный выходной день.
В случае совмещения дня голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления с днем голосования на выборах в органы государственной власти Российской Федерации и (или) Самарской области, а также с днем голосования на референдуме Российской Федерации и (или) Самарской области время голосования устанавливается в соответствии с федеральным законодательством и (или) законодательством Самарской области о выборах в соответствующий орган государственной власти, референдуме соответствующего уровня.
3. В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым. Председатель предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые стационарные и переносные ящики для голосования, которые вслед за этим опечатываются.
4. Председатель участковой избирательной комиссии должен затем сообщить присутствующим в помещении для голосования о числе избирателей, проголосовавших досрочно, предъявить для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями, заполненными избирателями, проголосовавшими досрочно, и список избирателей, проголосовавших досрочно. При этом им проверяются сохранность каждого конверта и наличие заверительных подписей и печатей. Проверяется также соответствие количества конвертов количеству записей "Досрочное голосование" в списке избирателей. Затем конверты поочередно вскрываются, и извлеченные оттуда избирательные бюллетени помещаются в стационарный ящик для голосования, при этом должна быть соблюдена тайна голосования. Если из конверта извлечено более одного бюллетеня, все избирательные бюллетени, извлеченные из такого конверта, признаются недействительными и погашаются, о чем делается запись в акте участковой избирательной комиссии. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, проставляется печать участковой избирательной комиссии.
5. Число избирателей, проголосовавших досрочно (отдельно - в окружной и участковой избирательной комиссиях), перед началом голосования вносится в строки 3 и 4 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, а в списке избирателей против соответствующих фамилий избирателей проверяется наличие отметки о досрочном голосовании.
6. Председатель участковой избирательной комиссии затем приглашает избирателей приступить к голосованию.
7. Избиратель предъявляет свой паспорт или заменяющий его документ члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, ответственному за выдачу бюллетеней. Затем избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего паспорт документа могут быть внесены в список избирателей членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается, после чего член избирательной комиссии с правом решающего голоса выдает избирателю избирательный бюллетень.
8. Если избиратель не может самостоятельно расписаться в списке избирателей в получении избирательного бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов и их доверенных лиц или наблюдателей. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюллетеня. Лицо, оказывающее помощь избирателю, расписывается в списке избирателей в строке "Подпись избирателя в получении избирательного бюллетеня". При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.
9. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц запрещено. Избирательные бюллетени заполняются в кабинах, иных специально оборудованных местах для тайного голосования, где не допускается присутствие других лиц.
10. Присутствие кого-либо другого, кроме самого избирателя, в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования не допускается. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для тайного голосования для оказания ему помощи любое лицо, за исключением членов участковой избирательной комиссии, уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, кандидатов, их доверенных лиц и наблюдателей. Фамилия, имя и отчество лица, оказавшего помощь избирателю, отмечается в списке избирателей против подписи избирателя в получении избирательного бюллетеня.
11. Для того чтобы заполнить избирательный бюллетень, избиратель проставляет любой знак в пустом квадрате, относящемся к кандидату, за которого он голосует, или к позиции "Против всех кандидатов".
12. В случае, если избиратель считает, что допустил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, который выдал ему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень вместо испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень и делает при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем двумя членами участковой избирательной комиссией составляется акт.
13. Избиратели опускают заполненные избирательные бюллетени в опечатанные (опломбированные) стационарные ящики для голосования, которые находятся в поле зрения членов участковой избирательной комиссии.
14. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменяет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в случае отсутствия заместителя председателя - секретарь или любой другой член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный решением участковой избирательной комиссии.
15. В помещении для голосования вправе присутствовать и наблюдать за ходом голосования, подсчета голосов и оформления протоколов об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями следующие лица:
1) доверенные лица кандидатов;
2) наблюдатели;
3) иностранные (международные) наблюдатели;
4) представители средств массовой информации.
16. Зарегистрированные кандидаты вправе присутствовать при подсчете голосов избирателей и оформлении протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией.
17. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они пытаются препятствовать работе избирательной комиссии либо осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, а также нарушить тайну голосования. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией. При этом комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о привлечении отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.
18. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами руководящих органов которых являются указанные лица и организации, а также иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.
Статья 59. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования
1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем избирателям, которые имеют право быть внесенными или внесены в список избирателей на данном избирательном участке, и которые по состоянию здоровья или любой другой уважительной причине не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях в участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется окружной избирательной комиссией. Каждому переносному избирательному ящику участковой избирательной комиссией присваивается порядковый номер.
2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе и переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 4 часов до истечения времени голосования. Участковая избирательная комиссия регистрирует все поданные заявления (обращения) в специальном реестре. При регистрации устного обращения в реестре указывается время его поступления и проставляется подпись члена комиссии, принявшего телефонограмму, либо сообщение лица, передавшего обращение. При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением.
3. В заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей, и должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.
4. Голосование вне помещения для голосования проводят два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, заверенную выписку из реестра заявлений (обращений) избирателей, содержащую необходимые данные об избирателе и поступившие письменные заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также письменные принадлежности, необходимые для заполнения избирателем избирательного бюллетеня.
5. Фамилии членов комиссии, проводящих голосование избирателей вне помещения для голосования, заносятся в протокол комиссии. Члены комиссии, сопровождающие переносные избирательные ящики, получают избирательные бюллетени по акту, подписываемому председателем и секретарем комиссии, и расписываются в их получении.
6. Непосредственно перед выходом для проведения голосования вне помещения председатель участковой избирательной комиссии объявляет об этом всем присутствующим в помещении для голосования, сообщает о количестве поступивших от избирателей обращений и заявлений о голосовании вне помещения для голосования, а также о количестве бюллетеней, выданных членам избирательной комиссии, сопровождающим переносной ящик для голосования, и приглашает наблюдателей сопровождать членов комиссии, проводящих голосование вне помещения для голосования. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии возможности прибытия к месту проведения голосования членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками.
7. После получения избирательного бюллетеня избиратель проставляет на письменном заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа, своей подписью удостоверяет получение избирательного бюллетеня, после чего заполняет избирательный бюллетень с соблюдением тайны голосования. Члены избирательной комиссии своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня: В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного.
8. Голосование вне помещения для голосования не может нарушать право избирателя на тайну голосования, оказывать влияние или искажать волеизъявление избирателя или любым другим образом нарушать избирательные права граждан.
9. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы в соответствующем реестре.
10. В случае, если избиратель, от которого поступило заявление (обращение) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение участковой избирательной комиссии для голосования после направления к нему членов комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать ему в помещении избирательной комиссии бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (обращению) данного избирателя, и установления факта, что голосование указанным избирателем не производилось.
11. По возвращении членов комиссии, сопровождающих переносные ящики для голосования, в помещение для голосования в списке избирателей ими проставляются серии и номера паспортов или заменяющих их документов избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, и одновременно в соответствующей графе (графах) делается особая отметка "Голосовал вне помещения для голосования". Количество письменных заявлений избирателей, а также использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном реестре, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии. В данном акте также указываются сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения голосования.
12. Переносные ящики для голосования должны находиться на виду у членов комиссии, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации и не могут вскрываться до начала подсчета голосов избирателей.
Статья 61. Подсчет голосов избирателей на избирательном участке
1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования, могут получить избирательные бюллетени и проголосовать. Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов, который проводится непосредственно членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без перерыва до определения итогов голосования.
2. При подсчете голосов вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
3. Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей, а также представителей средств массовой информации подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. При погашении бюллетеня отрезается его нижний левый угол с лицевой стороны бюллетеня (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, наименований избирательных объединений, избирательных блоков и от строки "Против всех кандидатов", квадратов, размещенных под словами "да" и "нет"). Затем оглашается количество неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, и заносится в строку 5 протокола об итогах голосования и в увеличенную форму протокола об итогах голосования, находящуюся в помещении для голосования.
4. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
1) число избирателей, внесенных в список;
2) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
3) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
4) число досрочно проголосовавших избирателей.
5. После внесения указанных в пункте 4 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается членом избирательной комиссии, который проставляет эти данные и затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. В последний лист списка избирателей председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии вносит итоговые данные, определяемые как сумма данных, установленных в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, заверяет их подписью и печатью участковой избирательной комиссии. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 25 настоящего Закона.
6. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии уточняет, оглашает и заносит в строки 1 и 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму:
1) число избирателей, внесенных в список;
2) число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией (данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в помещении окружной избирательной комиссии избирателей, в указанное число не входят).
7. Затем в строки 6 и 7 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму заносятся следующие данные:
1) число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования (устанавливается по количеству подписей избирателей в списке избирателей);
2) число соответствующих избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования (устанавливается по количеству соответствующих отметок в списке избирателей).
8. После этого председателем или секретарем избирательной комиссии обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, участвующих в подсчете голосов. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соответствии с пунктом 21 настоящей статьи.
9. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса. При этом должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии для всех присутствующих при подсчете. Членам избирательной комиссии, за исключением председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
10. При непосредственном подсчете голосов участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы. Бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются.
11. Председатель комиссии затем проверяет печати на всех ящиках для голосования и предлагает членам комиссии, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, а также представителям средств массовой информации удостовериться в том, что ящики должным образом опечатаны.
12. Члены комиссии с правом решающего голоса затем вскрывают переносные ящики для голосования и отдельно подсчитывают количество соответствующих избирательных бюллетеней, содержащихся внутри каждого ящика. Количество избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в переносных ящиках, определяются отдельно по каждому ящику, а общее количество извлеченных бюллетеней установленной формы заносится в строку 8 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму. Если количество соответствующих избирательных бюллетеней внутри переносного ящика превышает количество письменных заявлений избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, содержащих отметку о количестве полученных бюллетеней, все избирательные бюллетени, содержащиеся в этом переносном ящике для бюллетеней, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными. В таком случае к протоколу комиссии прилагается акт, отражающий этот факт, с указанием фамилий и инициалов членов участковой избирательной комиссии, сопровождавших указанный переносной ящик для бюллетеней. Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней вносится в строку 12 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
14. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке члены участковой избирательной комиссии оглашают содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном подсчете бюллетеней. Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
15. Затем производится подсчет голосов избирателей по бюллетеням установленной формы. Не менее чем два члена избирательной комиссии подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и по позиции "Против всех кандидатов". Полученные данные заносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму.
16. Недействительные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными признаются избирательные бюллетени, по которым невозможно определить волеизъявление избирателей, включая избирательные бюллетени, в которых отметка проставлена в нескольких квадратах или не проставлена ни в одном из квадратов. В случае сомнения избирательная комиссия решает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным, участковая избирательная комиссия указывает причины недействительности на оборотной стороне избирательного бюллетеня. Эта запись подтверждается подписями не менее трех членов участковой избирательной комиссии и заверяется печатью комиссии. Число недействительных бюллетеней заносится в строки 11 и 13 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
17. В случае, если число досрочно проголосовавших в помещениях окружной и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования. При этом избирательные бюллетени, извлеченные из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, упаковываются отдельно и опечатываются.
18. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в строку 10 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму число действительных избирательных бюллетеней.
19. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают, оглашают и заносят в строку 9 протокола об итогах голосования, а также в его увеличенную форму число бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования.
20. После этого с рассортированными бюллетенями для голосования вправе визуально ознакомиться члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, представители средств массовой информации под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
21. Затем производится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В случае, если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.
22. Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, которые подписывают все присутствующие члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проставляя дату и время (час, минуты) его подписания.
23. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
24. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. При подписании протокола члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
25. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, кандидата или его доверенного лица участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
26. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса незамедлительно направляется в окружную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, а также принятые по данным жалобам (заявлениям) решения избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты. Заверенные копии указанных документов и решений избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
27. Второй экземпляр протокола вместе с избирательными документами, предусмотренными настоящим Законом, включая избирательные бюллетени, списками членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составления протокола, а также печать участковой избирательной комиссии хранятся секретарем участковой избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
28. Третий экземпляр протокола (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией.
29. В случаях и в порядке, предусмотренными законами Самарской области, участковые избирательные комиссии вправе использовать для организации голосования и подсчета голосов на выборах технические средства подсчета голосов. При использовании технических средств подсчета голосов запрещается разглашение данных подсчета голосов до окончания голосования на избирательном участке за исключением данных об общем числе проголосовавших избирателей.
30. В случаях и в порядке, предусмотренными федеральными законами и законами Самарской области, данные протокола об итогах голосования передаются по техническим каналам связи в электронном виде в окружную избирательную комиссию с обязательным последующим представлением первого экземпляра протокола об итогах голосования, а также всей прилагаемой к нему избирательной документации при наступлении первой возможности.
Статья 62. Порядок определения результатов выборов
1. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия определяет результаты выборов не позднее чем через 3 дня со дня голосования. Члены окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично.
2. О результатах выборов составляется в трех экземплярах протокол, в который заносятся данные о количестве участковых избирательных комиссий на соответствующей территории, о количестве поступивших протоколов участковых избирательных комиссий, на основании которых составляется протокол о результатах выборов, а также суммарные данные по строкам протоколов участковых избирательных комиссий и сводная таблица об итогах голосования. При этом вправе присутствовать зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации.
3. Протокол окружной избирательной комиссии составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. К протоколу приобщается сводная таблица об итогах голосования на территории избирательного округа, составляемая в трех экземплярах и включающая в себя полные данные всех поступивших в окружную избирательную комиссию протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования. Член окружной избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
4. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов окружной избирательной комиссии, а также поступившие в данную комиссию жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения. Заверенные копии особых мнений, жалоб (заявлений) и решений окружной избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола.
5. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии после его подписания незамедлительно направляется вместе с первым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования в избирательную комиссию муниципального образования.
6. Второй экземпляр протокола вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования и списками членов окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, а также с другой документацией, предусмотренной настоящим Законом, хранится секретарем окружной избирательной комиссии в охраняемом помещении до окончания работы комиссии.
7. Третий экземпляр протокола и третий экземпляр сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления и снятия копий членам окружной избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, кандидатам и их доверенным лицам, представителям средств массовой информации.
8. В случае, если после подписания протокола о результатах выборов и (или) сводной таблицы и направления в избирательную комиссию муниципального образования их первых экземпляров, окружная избирательная комиссия выявила в них неточность (описку, опечатку или ошибку в сложении данных протоколов участковых избирательных комиссий), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае окружная избирательная комиссия составляет протокол о результатах выборов, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в избирательную комиссию муниципального образования.
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из участковой избирательной комиссии, окружная избирательная комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей участковой избирательной комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем участке. Повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена (членов) окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса участковой избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или окружной избирательной комиссией.
10. Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов и их доверенных лиц, представителей средств массовой информации, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей. По итогам повторного подсчета голосов избирателей избирательная комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный подсчет голосов". Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
11. Избранным признается кандидат, получивший наибольшее по отношению к другим кандидатам количество голосов. При равном количестве голосов, полученных кандидатами, избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
12. Выборы признаются окружной избирательной комиссией несостоявшимися в случае, если:
1) в них приняло участие менее 25 процентов от общего числа зарегистрированных избирателей;
2) число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.
13. Окружная избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными:
1) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
2) в случае, если они признаны недействительными не менее чем на одной четвертой части избирательных участков;
3) по решению суда.
14. В случаях, указанных в пунктах 12 и 13 настоящей статьи, по соответствующему избирательному округу назначаются повторные выборы.
15. В соответствующие строки протокола окружной избирательной комиссии заносятся результаты суммирования данных протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, и одно из следующих решений, принимаемых окружной избирательной комиссией:
1) о признании выборов состоявшимися, а кандидата, с указанием его фамилии, имени, отчества, избранным;
2) о признании выборов несостоявшимися;
3) о признании выборов недействительными.
Статья 64. Повторные выборы
1. Если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, проводятся повторные выборы. При признании выборов несостоявшимися повторные выборы проводятся в трехмесячный срок со дня первоначальных выборов, а при признании выборов недействительными - не позднее чем через три месяца со дня признания выборов недействительными. При этом сроки избирательных действий могут быть по решению избирательной комиссии муниципального образования сокращены на одну треть, за исключением действий, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования объявляет о дате проведения повторных выборов и публикует его в средствах массовой информации не позднее чем через 7 дней со дня голосования на первоначальных выборах.
3. Подготовка и проведение повторных выборов производится избирательными комиссиями, проводившими первоначальные выборы. Избирательная комиссия муниципального образования вправе принять решение о формировании отдельных окружных и участковых комиссий в новом составе в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
4. В случае, если повторные выборы признаны несостоявшимися или недействительными, проводятся вторые повторные выборы в соответствии со статьей 64 настоящего Закона. Если вторые повторные выборы признаны несостоявшимися из-за того, что в них приняло участие менее 25 процентов избирателей, зарегистрированных по избирательному округу, а представительный орган местного самоуправления уже избран на три четверти, то третьи повторные выборы по данному избирательному округу могут не проводиться до окончания срока полномочий избранного представительного органа местного самоуправления.
5. Повторные выборы не назначаются и не проводятся в случае, если срок полномочий представительного органа местного самоуправления, в который происходят выборы депутатов, истекает менее чем через один год со дня голосования на повторных выборах.
6. Если повторные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим Законом, были признаны не состоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктом 12 статьи 62 настоящего Закона, следующие повторные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года.
7. При проведении повторного голосования по кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов избирателей, подпункт 1 пункта 12 статьи 62 настоящего Закона не применяется.
Статья 65. Дополнительные выборы депутатов
1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата в избирательном округе в течение месяца со дня такого прекращения полномочий назначаются дополнительные выборы в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Избирательная комиссия муниципального образования проводит дополнительные выборы депутата в сроки, установленные пунктом 3 статьи 7 настоящего Закона депутата.
3. Если до окончания срока полномочий представительного органа местного самоуправления остается менее одного года, дополнительные выборы не проводятся при условии, что число вакансий не препятствует осуществлению полномочий представительным органом местного самоуправления в соответствии с законом Самарской области, уставом муниципального образования.
4. В случае выбытия нескольких депутатов в срок, когда проведение дополнительных выборов в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не предусмотрено, а орган местного самоуправления остался в неправомочном составе, проводятся новые основные выборы в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
5. Если дополнительные выборы, проведенные в сроки, установленные настоящим Законом, были признаны несостоявшимися по основаниям, предусмотренным пунктом 12 статьи 62 настоящего Закона, следующие дополнительные выборы могут быть отложены на срок, не превышающий одного года.
6. Формирование окружной, участковых избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов и другие избирательные действия осуществляются в порядке, установленным настоящим Законом.
Статья 66. Опубликование итогов голосования и результатов выборов
1. Итоги голосования по каждому избирательному участку, по каждому избирательному округу, по муниципальному образованию в целом при выборах депутатов в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий представляются для ознакомления избирателям, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию. Указанные данные представляет соответствующая избирательная комиссия.
2. Окружная избирательная комиссия направляет данные о результатах выборов депутата в средства массовой информации в течение одних суток после определения результатов выборов.
3. Официальное опубликование итогов голосования и результатов выборов депутатов представительного органа местного самоуправления, включая данные о количестве голосов, полученных каждым из кандидатов, голосов, поданных против всех кандидатов, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее 30 дней со дня голосования.
4. Избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссии публикуют данные, которые содержатся в протоколах соответствующей избирательной комиссии об итогах голосования и результатах выборов и данные, которые содержатся в протоколах непосредственно нижестоящих избирательных комиссий о результатах выборов и об итогах голосования. Официальное опубликование полных данных об итогах голосования и результатах выборов по избирательным округам осуществляется избирательной комиссией муниципального образования в течение двух месяцев со дня голосования.
Статья 67. Регистрация избранных депутатов
1. Кандидат, избранный депутатом представительного органа местного самоуправления, в письменной форме уведомляет избирательную комиссию муниципального образования о сложении с себя всех обязанностей или полномочий, не совместимых со статусом депутата, и о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата.
2. После официального опубликования результатов выборов избирательная комиссия муниципального образования регистрирует избранных депутатов и выдает им удостоверения об избрании при условии выполнения ими требований, установленных в предыдущей части настоящей статьи.
3. В случае, если в указанный срок зарегистрированный кандидат, избранный депутатом, не выполнит требования о сложении с себя обязанностей или полномочий, не совместимых со статусом депутата, о прекращении деятельности, не совместимой со статусом депутата, он не приобретает полномочия депутата, а в избирательном округе, по которому баллотировался этот кандидат, назначаются повторные выборы. При этом окружная избирательная комиссия относит на счет кандидата понесенные ею расходы, в частности, связанные с перечислением в избирательный фонд данного кандидата средств на проведение предвыборной агитации, опубликованием материалов (плакатов) с биографическими данными кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.