Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава IV. Выдвижение и регистрация кандидатов
Статья 27. Право выдвижения кандидатов
1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками.
2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. В случае, если кандидат, зарегистрированный кандидат использует в своей творческой деятельности псевдоним либо если среди кандидатов, зарегистрированных кандидатов имеются однофамильцы
3. Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования схемы избирательных округов.
4. Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
5. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Законе следует понимать:
1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию;
2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации;
4) использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
5) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
6) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации.
6. Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.
Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом окружной избирательной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования в случае, если окружная избирательная комиссия не сформирована) и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата.
2. Одновременно с уведомлением инициаторы сбора подписей направляют письменное заявление кандидата в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 27 настоящего Закона.
3. В случае выдвижения кандидата группой избирателей одновременно с уведомлением инициаторы сбора подписей направляют список состава уполномоченных представителей инициативной группы избирателей с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей, а также доверенность от кандидата на уполномоченных представителей инициативной группы избирателей.
4. Окружная избирательная комиссия выдает инициаторам сбора подписей письменное подтверждение о приеме указанных документов.
Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками
1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидата, не являющегося членом входящих в них общественных объединений.
2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах (конференциях, собраниях) местных, региональных избирательных объединений либо региональных, местных отделений общероссийских или межрегиональных избирательных объединений.
3. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в окружную избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона.
4. Одновременно с этим документом в окружную избирательную комиссию представляются заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего избирательного объединения, заверенная копия зарегистрированного устава избирательного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
5. Окружная избирательная комиссия выдает уполномоченным представителям избирательных объединений, избирательных блоков письменное подтверждение о приеме указанных документов.
6. Избирательные блоки образуются избирательными объединениями. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде, конференции, собрании каждого из избирательных объединений либо их региональных, местных отделений, после чего подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии муниципального образования непосредственно после их образования по представлении в избирательную комиссию муниципального образования заверенных копий свидетельств о регистрации избирательных объединений, входящих в избирательный блок, зарегистрированных уставов общественных объединений, списков уполномоченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения.
7. Политическое общественное объединение, являющееся учредителем, членом либо участником другого политического общественного объединения, выступающего на выборах в качестве избирательного объединения либо принимающего участие в образовании избирательного блока, не может выступать на тех же выборах в качестве избирательного объединения как самостоятельно выдвигающего кандидата, так и участвующего в образовании избирательного блока.
8. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в зарегистрированном уставе соответствующего политического общественного объединения.
9. Изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании не допускается.
10. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд.
11. Уполномоченные представители избирательного блока представляют в окружную избирательную комиссию протокол конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона.
Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов
1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается после уведомления соответствующей избирательной комиссии кандидатом, отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей, представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшим кандидата, о выдвижении кандидата и представлении документов в порядке, предусмотренном статьями 27 - 29 настоящего Закона.
2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее 2 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона.
3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящему Закону.
4. В каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе, кроме указанных данных сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
5. Избиратель ставит подпись в поддержку любого числа кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Избиратель собственноручно ставит подпись в подписном листе, где он указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
6. Подписной лист заверяют своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченный представитель инициативной группы избирателей, избирательного объединения, избирательного блока или кандидат.
7. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
8. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории соответствующего избирательного округа.
9. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительными собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата окружной избирательной комиссией либо судом.
10. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
11. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата.
Статья 31. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, группой избирателей, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока до 18 часов не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляют в окружную избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата и первый финансовый отчет кандидата.
2. Одновременно в окружную избирательную комиссию сообщаются сведения об изменениях в данных о кандидате, представленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона, и, кроме того, документально подтвержденные сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении.
3. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регистрируются соответствующей избирательной комиссией при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться кандидатом в депутаты и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. Для регистрации кандидатов в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах кандидата за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах кандидат не обязан представлять декларацию о доходах, представляется выданная организацией по месту получения доходов справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении N 4 к настоящему Закону.
4. Окружная избирательная комиссия вправе организовать проверку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представленных документах.
5. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимое для регистрации, установленное в пункте 2 статьи 30 настоящего Закона, но не более чем на 15 процентов.
6. Подписные листы представляются в окружную избирательную комиссию в пронумерованном виде сброшюрованными в книги. По отдельному решению окружной избирательной комиссии (в случае ее отсутствия - избирательной комиссии муниципального образования) может устанавливаться требование, чтобы в каждой книге содержалось не более 15 процентов подписей избирателей. При приеме подписных листов окружная избирательная комиссия заверяет каждую сброшюрованную книгу печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
7. Окружная избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
8. По усмотрению кандидата регистрация кандидата производится избирательной комиссией муниципального образования не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога. Факт сбора, представления подписей избирателей для регистрации в избирательную комиссию кандидатом в поддержку данного кандидата не может являться основанием для отказа в регистрации на основании внесенного избирательного залога. Избирательный залог вносится из средств избирательного фонда. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее 3 процентов от числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании в муниципальном образовании, избирательный залог, внесенный кандидатом, перечисляется в доход бюджета муниципального образования. Размер устанавливаемого избирательного залога составляет 15 процентов от устанавливаемого настоящим Законом предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата. Порядок открытия и ведения специального счета для принятия и хранения избирательного залога избирательной комиссией муниципального образования устанавливается настоящим Законом.
9. Избирательная комиссия муниципального образования обязана обратиться не позднее чем в десятидневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов в филиалы Сберегательного банка Российской Федерации с просьбой об открытии специального счета для внесения избирательного залога кандидатами. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны в пятидневный срок со дня обращения избирательной комиссии муниципального образования открыть специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога. Плата за услуги банка по открытию указанного счета и проведению операций по счету не взимается. За пользование денежными средствами, находящимися на указанном счете, проценты банком не уплачиваются. Филиалы Сберегательного банка Российской Федерации обязаны перечислять денежные средства, внесенные в качестве избирательного залога, не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа. При этом общий срок осуществления безналичного платежа не должен превышать два операционных дня.
10. Соответствующая окружная избирательная комиссия, а в случае, если она еще не сформирована, - избирательная комиссия муниципального образования сообщает кандидату, выдвинутому по избирательному округу, реквизиты специального счета избирательной комиссии муниципального образования для внесения избирательного залога в филиале Сберегательного банка Российской Федерации при получении от него заявления о согласии баллотироваться, а если к этому времени такой счет еще не открыт, - незамедлительно после его открытия.
11. Избирательная комиссия муниципального образования в течение трех дней со дня формирования окружной избирательной комиссии сообщает ей реквизиты специального счета для внесения избирательного залога, а также сообщает сведения о внесении кандидатами избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии.
12. Избирательный залог вносится кандидатом исключительно из средств своего избирательного фонда единовременно и в полном объеме на специальный счет соответствующей избирательной комиссии для внесения избирательного залога не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Кандидат вправе использовать для внесения избирательного залога средства, перечисленные в избирательный фонд как с указанием их назначения для внесения избирательного залога, так и без такого указания. При внесении избирательного залога кандидат указывает назначение платежа, а также свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер избирательного округа. Кандидат при перечислении средств избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии обязан сообщить в письменной форме избирательной комиссии, осуществляющей регистрацию кандидата, об источнике (источниках) поступления этих средств на специальный избирательный счет кандидата: для гражданина - фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, а для юридического лица - название, реквизиты счета в банке.
13. Граждане и (или) юридические лица, направляющие средства в избирательный фонд кандидата, вправе указать, что данные средства или обозначенная часть этих средств предназначены для внесения избирательного залога. В этом случае кандидат, зарегистрированный кандидат не вправе использовать соответствующие денежные средства на иные цели, чем внесение избирательного залога. При неиспользовании этих средств или их части на внесение избирательного залога кандидат, зарегистрированный кандидат обязан возвратить их (за вычетом расходов на пересылку) не позднее чем через десять дней со дня истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов гражданам и юридическим лицам, внесшим (перечислившим) эти средства.
14. В случае внесения кандидатом избирательного залога на специальный счет соответствующей избирательной комиссии в большем размере, чем это установлено пунктом 8 настоящей статьи, излишек средств возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд в десятидневный срок со дня поступления избирательного залога на специальный счет. В случае внесения на специальный счет избирательной комиссии кандидатом в качестве избирательного залога средств в меньшем размере, чем это установлено пунктом 8 настоящей статьи, либо внесения избирательного залога на специальный счет избирательной комиссии после истечения срока подачи документов для регистрации кандидатов, перечисленные средства возвращаются избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через 20 дней со дня их зачисления на специальный счет. В случаях отзыва кандидатом своего заявления о согласии баллотироваться, снятия зарегистрированным кандидатом своей кандидатуры (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 33 настоящего Закона), отказа в регистрации кандидата (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 71 настоящего Закона) внесенный избирательный залог возвращается избирательной комиссией в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня подачи в окружную избирательную комиссию кандидатом, зарегистрированным кандидатом соответствующего заявления (уведомления), со дня отказа в регистрации.
15. В случае, если регистрация кандидата была осуществлена на основании представленных подписей избирателей, избирательный залог, поступивший от этого кандидата, зарегистрированного кандидата, на специальный счет избирательной комиссии, возвращается в соответствующий избирательный фонд не позднее чем через десять дней со дня регистрации кандидата.
16. Если зарегистрированный кандидат набрал по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по избирательному округу, либо был избран, избирательный залог, внесенный кандидатом, возвращается не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования результатов выборов соответствующей избирательной комиссией в избирательный фонд зарегистрированного кандидата.
17. Если избирательный залог не подлежит возврату в соответствии с пунктами 8, 14, 16 настоящей статьи, он перечисляется соответствующей избирательной комиссией в доход бюджета муниципального образования не позднее чем через 30 дней со дня голосования.
18. Кандидат, зарегистрированный кандидат, на специальные избирательные счета которых соответствующая избирательная комиссия возвращает избирательный залог, в течение десяти рабочих дней со дня его поступления из избирательной комиссии возвращает (за вычетом расходов на пересылку) гражданам и юридическим лицам средства, которые были внесены ими в избирательный фонд с указанием, что они предназначены для внесения избирательного залога. Оставшаяся часть возвращенного избирательной комиссией избирательного залога, если таковая имеется, включается в остатки неизрасходованных средств избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.
19. Перечисление денежных средств, внесенных в качестве избирательного залога, в доход бюджета муниципального образования либо их возврат в избирательные фонды осуществляется филиалами Сберегательного банка Российской Федерации по решению соответствующей избирательной комиссии. Избирательная комиссия не может распоряжаться денежными средствами, внесенными в качестве избирательного залога, иначе чем в порядке, установленном настоящей статьей.
20. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении окружной избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, а также путем самовыдвижения, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
21. Кандидат, выдвинутый избирателями, а также путем самовыдвижения, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо, но не более чем одному, общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
22. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации. Окружная избирательная комиссия не позднее чем за 15 дней до дня голосования размещает на стендах в помещении избирательной комиссии информацию о зарегистрированных кандидатах с указанием данных, перечисленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи.
23. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
24. В случае отказа регистрировать кандидата окружная избирательная комиссия обязана в течение 24 часов после принятия решения выдать кандидату, соответствующему уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, избирателю, группе избирателей, осуществившей выдвижение кандидата и сбор подписей в поддержку его выдвижения, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить:
1) нарушение порядка выдвижения кандидата;
2) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона и пунктом 3 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
3) общественное нарушение установленного порядка сбора подписей;
4) недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
5) существенное нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств;
6) а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.
25. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Закона и пунктом 3 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе отменить решение о регистрации кандидата, а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата.
26. Решение окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Избирательная комиссия должна рассмотреть жалобу в течение трех дней.
27. В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат, либо будет зарегистрирован один кандидат, либо в случае выбытия ко дню голосования всех зарегистрированных кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. При этом сроки избирательных действий сокращаются на одну треть, за исключением действий, проведение которых предусмотрено в течение последних 15 дней до дня голосования.
28. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 7 статьи 44 настоящего Закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата.
29. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее чем за три дня до дня голосования.
31. При проведении повторных и дополнительных выборов на вакантный мандат в действующем органе местного самоуправления не может быть зарегистрирован кандидат, являющийся депутатом (членом) этого органа.
Статья 32. Проверка достоверности подписей избирателей в подписных листах в поддержку выдвижения кандидатов
1. Окружная избирательная комиссия в течение не более чем пяти дней со дня приема документов проверяет достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению окружной избирательной комиссии для проведения проверки достоверности подписей могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, членов нижестоящих избирательных комиссий, представителей соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей, экспертов-специалистов.
2. Проверке подлежит не менее 70 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании окружной избирательной комиссии.
3. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
4. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
5. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
6. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.
7. Опрос проводится не менее чем двумя членами окружной либо нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется.
8. Недостоверными признаются:
1) подписи избирателей, указавших о себе данные, не соответствующие действительности. При этом подпись признается недостоверной при наличии справки, выданной органом внутренних дел;
2) подписи избирателей, не указавших какие-либо данные, предусмотренные пунктом 5 статьи 30 настоящего Закона и формой подписного листа;
3) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, удостоверяющими подписной лист;
4) подписи избирателей, данные о которых внесены карандашом или нерукописным способом;
5) подписи избирателей, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, при наличии заключения эксперта.
9. Недействительными признаются:
1) подписи граждан Российской Федерации, не достигших 18-летнего возраста на момент сбора подписи;
2) все подписи в подписном листе, если его форма не соответствует установленной форме;
3) подписи избирателей, не зарегистрированных по месту проживания на территории муниципального образования, в котором осуществлялся сбор подписей;
4) подписи, собранные до уведомления о выдвижении кандидата и представления необходимых документов;
5) все подписи в подписном листе, если он не удостоверен собственноручной подписью сборщика подписей или уполномоченного представителя.
10. При составлении подписного листа помарки и исправления в данных об избирателях, сборщиках подписей, заверенные соответственно избирателями, сборщиками подписей, не могут являться основанием для признания подписей избирателей недостоверными и недействительными.
11. В случае обнаружения доли недостоверных подписей в количестве 20 процентов от числа проверенных подписей, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится.
12. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации.
13. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, окружные избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
14. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания окружной избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
Статья 33. Основания для дополнительного выдвижения кандидатов
1. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в данном избирательном округе по решению окружной избирательной комиссии откладываются на срок не более 4 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
2. Дополнительное выдвижение, регистрация и последующие избирательные действия осуществляются в соответствии с настоящим Законом. При этом сроки избирательных действий сокращаются на одну треть, а предвыборная агитация зарегистрированного кандидата не приостанавливается.
3. При наступлении указанных в пункте 1 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому оснований снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 7 статьи 44 настоящего Закона, все расходы, понесенные соответствующей окружной избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.