Рассмотрев материалы, представленные Губернатором Самарской области по вопросу об областной целевой программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 году, и в соответствии со статьей 88 Устава Самарской области, Самарская Губернская Дума решила:
1. Утвердить областную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы.
2. Включить областную целевую программу "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы в Перечень областных целевых программ на 1998 год.
Председатель Думы |
Л.И. Ковальский |
Приложение
к решению
Самарской Губернской Думы
от 15 июля 1997 г. N 383
Областная целевая программа
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" на 1997-1998 годы
Паспорт
областной целевой программы
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних" на 1997-1998 годы
Наименование Программы: Профилактика безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних
Наименование, дата и поручение Главы Администрации
номер решения о разработке области от 09.09.1996 г.
Программы:
Государственный заказчик Администрация области
Программы
Головной исполнитель: комитет по вопросам семьи,
материнства и детства
Администрации области
Основные разработчики управление внутренних дел
Программы: Администрации области,
Главное управление образования
Администрации области,
Главное управление
здравоохранения Администрации
области,
комитет по вопросам семьи,
материнства и детства
Администрации области.
Цель и задачи повышение эффективности
Программы: профилактики безнадзорности
и правонарушений детей и
подростков на территории
Самарской области;
формирование государственной
системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
детей и подростков;
совершенствование нормативно-
правовой базы системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений;
оснащение учреждений,
осуществляющих профилактику
безнадзорности и
правонарушений, социально-
реабилитационную работу с
детьми и подростками с
девиантным поведением
необходимым оборудованием
и автотранспортом; разработка
научно-методических
рекомендаций профилактики
безнадзорности и
правонарушений детей и
подростков в современных
условиях; кадровое
обеспечение системы
профилактики безнадзорности
и правонарушений детей и
подростков.
Сроки реализации
Программы: 1997-1998 годы.
Исполнители основных комитет по вопросам семьи,
мероприятий: материнства и детства
Администрации области;
управление внутренних дел
Администрации области;
Главное управление образования
Администрации области;
Главное управление
здравоохранения Администрации
области; департамент
Федеральной службы занятости
населения по Самарской
области;
комитет по делам молодежи
Администрации области.
Объемы и источники 2 млрд.рублей из федерального
финансирования: и 12 млрд. 35 млн. рублей
из областного бюджетов.
Ожидаемые конечные Создание условий для
результаты реализации поэтапного снижения детской
Программы: безнадзорности и
правонарушений.
Система контроля за Контроль за исполнением
исполнением Программы: Программы осуществляет
комитет по социальным
вопросам Администрации
области. Исполнители
мероприятий Программы несут
ответственность за их
качественное и своевременное
выполнение, рациональное
использование выделяемых на
их реализацию финансовых
средств.
Содержание проблемы
В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Защита прав несовершеннолетних, профилактика детской безнадзорности, предупреждение правонарушений среди детей и подростков - приоритетные направления областной социальной политики.
В Самарской области проживает более 875 тысяч детей и подростков. На учете в отделах профилактики предупреждений правонарушений несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних при Администрациях городов и районов области состоит 10500 детей. Структура административных и уголовных правонарушений несовершеннолетних характеризуется увеличением доли корыстных и насильственных преступлений.
Количество преступлений среди несовершеннолетних за 1996 год увеличилось на 9 процентов по отношению с 1995 годом. Обострилась за последние годы проблема общественно-полезной занятости детей и подростков. Противозаконное поведение состоящих на учете, освобожденных из мест лишения свободы и других категорий социально-дезадаптированных несовершеннолетних превращается в один из основных источников существования. Сокращение рабочих мест на предприятиях и в организациях привело к уменьшению возможностей трудоустройства на работу подростков. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ввиду своей малочисленности и слабой материально-технической базы не обеспечивают эффективной профилактики. Не отвечает современным требованиям нормативно-правовое, научно-методическое и кадровое обеспечение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации. Решение этих проблем на региональном уровне требует программно-целевого подхода.
Цель и задачи Программы
Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
Программа предусматривает решение следующих задач:
реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации всех субъектов государственной системы профилактики;
создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии;
осуществление на региональном уровне мер стимулирования развития на местах социально-реабилитационных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Основные направления реализации Программы
Предусматриваются мероприятия, направленные на повышение роли каждого из субъектов государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в решении проблем поэтапной ликвидации безнадзорности несовершеннолетних, стабилизации и последующего снижения числа совершаемых ими противоправных действий.
Предлагается создать сеть учреждений специализированной помощи подросткам, употребляющих наркотики, решить вопросы занятости, организации досуга детей и подростков как во внеурочное время, так и по месту жительства.
Предусматривается создание на территории области дополнительных учреждений, осуществляющих социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым медицинским и бытовым оборудованием. Предполагается обеспечение этих учреждений автотранспортом для различных нужд; перевозка больных к лечебным учреждениям, организации культурно-массовых мероприятий, бесперебойное снабжение продуктами питания.
Предполагается разработать концептуальные модели новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками правонарушителями, экспериментально апробировать современные формы и методы профилактической и социально-реабилитационной работы, подготовить цикл теле и радиопередач по проблемам детской безнадзорности и правонарушений.
Это позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков-правонарушителей в государственные социально-реабилитационные учреждения, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации детей.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, введение в учебных заведениях новых курсов повышения квалификации специалистов.
Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования Программы являются средства областного и федерального бюджетов. Могут привлекаться и другие внебюджетные источники, финансирования. Расходуемые средства на выполнение Программы могут уточняться, исходя из возможностей бюджетов различных уровней.
Механизм реализации Программы
Государственный заказчик Программы осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы.
Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств может уточнять целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Программы, состав исполнителей.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
создать условия для поэтапного снижения детской безнадзорности, обеспечения защиты прав и законных интересов детей и подростков;
сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками;
повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия;
создать комплексную государственную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение.
Перечень мероприятий
областной целевой Программы "Профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
на 1997-1998 годы
1. Разработка и внедрение научно-методических и практических
мероприятий формирования основ профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних, повышение квалификации специалистов,
обеспечение занятости.
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия Сроки Исполнители
исполнения
----------------------------------------------------------------------
1.1. Ввести в практику работы 1997-1998 Главное управление
образовательных учреждений образования
области основы Администрации
научно-методической области
системы профилактической
работы по предупреждению
безнадзорности и
правонарушений учащихся.
1.2. Внедрить в практику работы 1998 Главное управление
медицинских учреждений здравоохранения
области различного типа Администрации
наркологическую программу области
раннего выявления детей
и подростков группы риска.
1.3. Открыть 1998 Главное управление
научно-практический центр образования
по работе с Администрации
несовершеннолетними по области
месту жительства в
г. Самаре.
1.4. Открыть научно-проблемную 1998 Главное управление
лабораторию "Экология образования
детства" на базе Администрации
специального лицея для области
подростков с девиантным
поведением.
1.5. Провести областную 1998 Управление
научно-практическую внутренних дел
конференцию "Опыт и Администрации
проблемы профилактики области, комитет
безнадзорности и по вопросам семьи,
реабилитации материнства и
социально-дезадаптированных детства
детей и подростков". Администрации
области
1.6. Создать цикл 1998 Комитет по
телерадиопередач по вопросам семьи,
проблемам профилактики материнства и
безнадзорности и детства
правонарушений детей и Администрации
подростков. области
1.7. Проводить ежеквартально, 1997-1998 Управление
совместно со всеми внутренних дел
заинтересованными Администрации
ведомствами, службами, области
специальные мероприятия
(рейды) органов внутренних
дел в городах и районах
области по выявлению
безнадзорности детей,
детей, занимающихся
попрошайничеством.
1.8. Осуществить подготовку 1997-1998 Главное управление
специализированных групп образования
педагогов-психологов, Администрации
социальных педагогов по области
профилактике правонарушений
несовершеннолетних для
образовательных учреждений
различного типа.
1.9. Обучить несовершеннолетних 1997-1998 Департамент
16-18 лет, состоящих на Федеральной
учете в органах службы занятости
государственной службы населения по
занятости, специальностям Самарской области
начального
профессионального
образования.
1.10. Создать специализированные 1997-1998 Департамент
ученические рабочие места Федеральной
для подростков, находящихся службы занятости
в социально-реабилитационных населения по
центрах для Самарской области
несовершеннолетних,
выпускников интернатных
учреждений.
1.11. Трудоустроить 1997-1998 Департамент
несовершеннолетних 14-18 Федеральной
лет на временную службы занятости
работу в период каникул населения по
и в свободное от учебы Самарской области
время. Предприятие
"Агентство
содействия занятости
молодежи"
2. Совершенствование нормативно-правовой базы,
методическое обеспечение
2.1. Разработать проект Закона 1997 Комитет по
Самарской области о социальным
"Профилактике вопросам
безнадзорности Администрации
и правонарушений области.
несовершеннолетних".
2.2. Направить в 1997 Комиссия по делам
Межведомственную несовершеннолетних
Комиссию по делам Администрации
несовершеннолетних при области
Правительстве Российской
Федерации согласованные с
органами местного
самоуправления городов и
районов области,
предложения по изменению
норм Положения о комиссиях
по делам
несовершеннолетних.
2.3. Включить в трехстороннее 1998 Главное управление
Соглашение Администрации труда Администрации
области, профсоюзов и области
Союза работодателей,
согласованные с органами
местного самоуправления,
обязательства работодателей
по трудоустройству
несовершеннолетних на
квотируемые рабочие места.
2.4. Ввести в образовательных 1997-1998 Главное управление
учреждениях области образования
факультативные занятия по Администрации
изучению курса действующего области
федерального и областного
законодательства о
несовершеннолетних, основ
государственности
Российской Федерации.
2.5. Направить в Администрацию 1997-1998 Главное управление
области согласованные здравоохранения
предложения органов и Администрации
учреждений государственной области, УВД
системы профилактики Администрации
безнадзорности и области
правонарушений
несовершеннолетних, для
включения в проект
областной целевой программы
"Комплексные меры решения
проблемы наркотизма в
Самарской области" на
1997-2000 годы.
3. Государственная поддержка создания и укрепления
материально-технической базы учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
открытие специализированных центров реабилитации.
3.1. Открыть пять 1998 Главное управление
специализированных здравоохранения
центров медицинской Администрации
реабилитации для области
несовершеннолетних, Администрации
употребляющих наркотики, городов
спиртные напитки и в части выделения
одурманивающие вещества помещений
в городах:
Самаре
Чапаевске
Сызрани
Новокуйбышевске
Тольятти
3.2. Открыть 1998 Главное управление
химико-токсикологическую здравоохранения
лабораторию в Сызранском Администрации
наркологическом диспансере, области
для обследования детей и Администрация
подростков, склонных к города в части
употреблению наркотических выделения
и одурманивающих веществ. помещений
3.3. Открыть 1998 Комитет по
социально-реабилитационные вопросам семьи,
центры для материнства и
несовершеннолетних в детства
Исаклинском, Камышлинском, Администрации
Челно-Вершинском, области
Похвистневском районах. Администрации
районов в части
выделения
помещений
3.4. Обеспечить легковым 1998
автотранспортом учреждения,
занимающиеся профилактикой
безнадзорности и
правонарушений детей и
подростков, в том числе:
- отдел профилактики 1998 Управление
предупреждения внутренних дел
несовершеннолетних (ОППН) Администрации
УВД Администрации области области
(а/м ВАЗ 2106)
- центр временной изоляции 1998 Управление
для несовершеннолетних внутренних дел
(приемник-распределитель) Администрации
УВД Администрации области области
г. Самара (а/м ВАЗ 2106)
- центр временной изоляции 1998 Управление
для несовершеннолетних внутренних дел
(приемник-распределитель) Администрации
УВД Администрации области области
г. Сызрань (а/м ВАЗ 2106)
- Жигулевская 1998 Управление
воспитательно-трудовая внутренних дел
колония для Администрации
несовершеннолетних области
г. Жигулевск (а/м ВАЗ 2106)
- спецшкола г. Октябрьск 1998 Главное управление
(а/м ВАЗ 2106) образования
Администрации
области
3.5. Приобретение 1998
технологического,
медицинского оборудования,
в том числе:
- спецшкола г. Октябрьск 1998 Главное управление
образования
Администрации
области
- Жигулевская 1998 Управление
воспитательно-трудовая внутренних дел
колония для Администрации
несовершеннолетних области
г. Жигулевск
- социально-реабилитационные 1998 Комитет по
центры для вопросам семьи,
несовершеннолетних области. материнства и
детства
Администрации
области
Всего,
в том числе:
федеральный бюджет
областной бюджет
----------------------------------------------------------------------
Продолжение таблицы
----------------------------------------------------------------------
Мероприятия Источник Стоимость
финансирования (млн.рублей)
1997 г. 1998 г.
----------------------------------------------------------------------
1.1. Ввести в практику работы
образовательных учреждений
области основы
научно-методической
системы профилактической
работы по предупреждению
безнадзорности и
правонарушений учащихся.
1.2. Внедрить в практику работы Областной 150
медицинских учреждений бюджет
области различного типа
наркологическую программу
раннего выявления детей
и подростков группы риска.
1.3. Открыть Областной 200
научно-практический центр бюджет
по работе с
несовершеннолетними по
месту жительства в
г. Самаре.
1.4. Открыть научно-проблемную Областной 500
лабораторию "Экология бюджет
детства" на базе
специального лицея для
подростков с девиантным
поведением.
1.5. Провести областную Областной 10
научно-практическую бюджет
конференцию "Опыт и
проблемы профилактики
безнадзорности и
реабилитации
социально-дезадаптированных
детей и подростков".
1.6. Создать цикл Областной 50
телерадиопередач по бюджет
проблемам профилактики
безнадзорности и
правонарушений детей и
подростков.
1.7. Проводить ежеквартально,
совместно со всеми
заинтересованными
ведомствами, службами,
специальные мероприятия
(рейды) органов внутренних
дел в городах и районах
области по выявлению
безнадзорности детей,
детей, занимающихся
попрошайничеством.
1.8. Осуществить подготовку Областной средства,
специализированных групп бюджет предусмотренные
педагогов-психологов, на текущее
социальных педагогов по финансирование
профилактике правонарушений
несовершеннолетних для
образовательных учреждений
различного типа.
1.9. Обучить несовершеннолетних Федеральный 500 500
16-18 лет, состоящих на бюджет
учете в органах
государственной службы
занятости, специальностям
начального
профессионального
образования.
1.10. Создать специализированные Федеральный 500 500
ученические рабочие места бюджет
для подростков, находящихся
в социально-реабилитационных
центрах для
несовершеннолетних,
выпускников интернатных
учреждений.
1.11. Трудоустроить Федеральный средства,
несовершеннолетних 14-18 бюджет предусмотренные
лет на временную Областной на текущее
работу в период каникул бюджет финансирование
и в свободное от учебы
время.
2. Совершенствование нормативно-правовой базы,
методическое обеспечение.
2.1. Разработать проект Закона
Самарской области о
"Профилактике
безнадзорности
и правонарушений
несовершеннолетних".
2.2. Направить в
Межведомственную
Комиссию по делам
несовершеннолетних при
Правительстве Российской
Федерации согласованные с
органами местного
самоуправления городов и
районов области,
предложения по изменению
норм Положения о комиссиях
по делам
несовершеннолетних.
2.3. Включить в трехстороннее
Соглашение Администрации
области, профсоюзов и
Союза работодателей,
согласованные с органами
местного самоуправления,
обязательства работодателей
по трудоустройству
несовершеннолетних на
квотируемые рабочие места.
2.4. Ввести в образовательных
учреждениях области
факультативные занятия по
изучению курса действующего
федерального и областного
законодательства о
несовершеннолетних, основ
государственности
Российской Федерации.
2.5. Направить в Администрацию
области согласованные
предложения органов и
учреждений государственной
системы профилактики
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних, для
включения в проект
областной целевой программы
"Комплексные меры решения
проблемы наркотизма в
Самарской области" на
1997-2000 годы.
3. Государственная поддержка создания и укрепления
материально-технической базы учреждений профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,
открытие специализированных центров реабилитации.
3.1. Открыть пять Областной всего: 5725
специализированных бюджет
центров медицинской
реабилитации для
несовершеннолетних,
употребляющих наркотики,
спиртные напитки и
одурманивающие вещества
в городах:
Самаре 2585
Чапаевске 785
Сызрани 785
Новокуйбышевске 785
Тольятти 785
3.2. Открыть Областной 500
химико-токсикологическую бюджет
лабораторию в Сызранском
наркологическом диспансере,
для обследования детей и
подростков, склонных к
употреблению наркотических
и одурманивающих веществ.
3.3. Открыть Областной 3600
социально-реабилитационные бюджет
центры для
несовершеннолетних в
Исаклинском, Камышлинском,
Челно-Вершинском,
Похвистневском районах.
3.4. Обеспечить легковым Областной 200
автотранспортом учреждения, бюджет
занимающиеся профилактикой
безнадзорности и
правонарушений детей и
подростков, в том числе:
- отдел профилактики Областной 40
предупреждения бюджет
несовершеннолетних (ОППН)
УВД Администрации области
(а/м ВАЗ 2106)
- центр временной изоляции Областной 40
для несовершеннолетних бюджет
(приемник-распределитель)
УВД Администрации области
г. Самара (а/м ВАЗ 2106)
- центр временной изоляции Областной 40
для несовершеннолетних бюджет
(приемник-распределитель)
УВД Администрации области
г. Сызрань (а/м ВАЗ 2106)
- Жигулевская Областной 40
воспитательно-трудовая бюджет
колония для
несовершеннолетних
г. Жигулевск (а/м ВАЗ 2106)
- спецшкола г. Октябрьск Областной 40
(а/м ВАЗ 2106) бюджет
3.5. Приобретение Областной 1100
технологического, бюджет
медицинского оборудования,
в том числе:
- спецшкола г. Октябрьск Областной 100
бюджет
- Жигулевская Областной 500
воспитательно-трудовая бюджет
колония для
несовершеннолетних
г. Жигулевск
- социально-реабилитационные Областной 500
центры для бюджет
несовершеннолетних области.
Всего, 14035
в том числе:
федеральный бюджет 2000
областной бюджет 12035
-----------------------------------------------------------------------
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Целями и задачами Программы является формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе; реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации всех субъектов государственной системы профилактики; создание условий для социальной, психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии; осуществление на региональном уровне мер стимулирования развития на местах социально-реабилитационных учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; совершенствование подготовки и повышение квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений.
Решение Самарской Губернской Думы от 15 июля 1997 г. N 383 "Об областной целевой программе "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы"
Текст решения опубликован в Информационном бюллетене Самарской Губернской Думы 1997 г. N 21