Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Самарской Губернской Думы
от 24 июня 1997 г. N 369
Программа
"Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005
годы" (далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование программы Малокомплектная сельская школа
в Самарской области на 1997-2005 годы
Дата принятия решения
о разработке программы Поручение Губернатора Самарской
области от 1 мая 1996 г.
Государственный заказчик Администрация области
Головные исполнители Главное управление образования
Администрации области, департамент по
строительству, архитектуре,
жилищно-коммунальному и дорожному
хозяйству Администрации области
Разработчики Главное управление образования
Администрации области, департамент
по строительству, архитектуре,
жилищно-коммунальному и дорожному
хозяйству Администрации области,
Поволжское отделение Российской
инженерной академии
Исполнители и соисполнители Подведомственные Главному управлению
образования Администрации области
организации и учреждения;
учреждения среднего и высшего
профессионального образования;
комитет по делам семьи,
материнства и детства
Администрации области;
комитет по физической культуре,
спорту и туризму Администрации
области; Главное управление
здравоохранения
Администрации области;
Поволжское отделение Российской
инженерной академии;
товарищество с ограниченной
ответственностью "Самарская
галерея"; Центр инженерного
обеспечения и реабилитации
строительства департамента по
строительству, архитектуре,
жилищно-коммунальному и дорожному
хозяйству Администрации области;
проектные и строительные
организации по результатам
конкурсов и торгов подряда
Цель и основные программные задания
Целью создания и реализации настоящей Программы является обеспечение полноценного образования сельских детей в привычной им социальной среде без ущерба для качества обучения и воспитания с одновременным улучшением системы культурно-бытового обслуживания в сельской местности области.
Программа определяет меры по развитию сети малокомплектных сельских школ как образовательных учреждений, обеспечивающих сельским детям доступ к получению качественного образования без удаления от родительского дома.
Основные программные задания
1. Реализация Закона Российской Федерации "Об образовании", Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программы развития образования, принципов государственной политики в области образования детей, проживающих в сельской местности.
2. Создание нормативно-правовой базы функционирования и развития системы малокомплектных сельских школ.
3. Разработка и введение современных норм и нормативов обеспечения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.
4. Создание необходимого современного программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса в сельской малокомплектной школе.
5. Развитие образовательных моделей с ориентацией на профессиональную подготовку, введение фермерского образования.
6. Определение базовых требований к объектам малокомплектных сельских школ в зависимости от планировочно-демографической ситуации.
7. Разработка серии образцовых проектов, раскрывающих типологию.
8. Разработка концепции системы малокомплектных сельских школ применительно к условиям области.
9. Подготовка инвестиционно-строительной программы на основе определения наиболее нуждающихся поселений (адресная программа малокомплектных сельских школ).
10. Проектирование и строительство малокомплектных сельских школ.
11. Оборудование и сдача в эксплуатацию малокомплектных сельских школ.
12. Современное материально-техническое оснащение сельских малокомплектных школ.
13. Оптимизация системы управления и финансирования малокомплектных сельских школ.
14. Формирование принципов и практики подготовки педагогических кадров для сельской малокомплектной школы.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
1. Создание современной образовательной среды для детей в родных селах, изменение режима работы школы с целью его адаптации к специфики профессиональной занятости родителей.
2. Распространение модели малокомплектных сельских школ, ориентирующей учащихся на продолжение жизни и трудовой деятельности в родных селах, создание системы фермерской подготовки.
3. Усиление влияния системы образования на позитивные изменения социально-культурной ситуации в сельской местности региона.
4. Улучшение системы культурно-бытового обслуживания сельских районов.
5. Улучшение социально-политической ситуации в малых населенных пунктах области.
6. Психолого-медико-педагогического обеспечения учащихся на селе, изменение системы оздоровления детей, профилактики и лечения детских заболеваний.
7. Создание социально-экономических условий для работы педагогических кадров в малокомплектных сельских школах.
8. Формирование корпуса педагогов, владеющих технологией обучения детей в малокомплектной школе.
9. Создание для сельских детей оптимизированных, соответствующих всем современным санитарно-гигиеническим и педагогическим требованиям, условий обучения.
10. Обеспечение сельским детям свободного доступа к банкам информации через внедрение в малокомплектные сельские школы современной компьютерной техники и передовых образовательных технологий.
11. Улучшение архитектурно-пространственной организации и эстетических характеристик малых поселений области.
Сроки реализации Программы
Начало: 1 января 1997 г.
Окончание: 31 декабря 2005 г.
Объемы и источники финансирования
Реализация Программы проводится за счет средств областного бюджета, выделяемых для областной системы образования.
Объем финансирования Программы в части образовательной деятельности малокомплектных сельских школ оценивается в 40 907 000 000 (Сорок миллиардов девятьсот семь миллионов) рублей.
Объем финансирования Программы в части капитального строительства оценивается в 176 118 000 000 (Сто семьдесят шесть миллиардов сто восемнадцать миллионов) рублей.
Система контроля за исполнением Программы
Главное управление образования Администрации области и департамент по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области ежегодно до 1 февраля направляют доклады "О ходе выполнения Программы "Малокомплектная сельская школа в Самарской области на 1997-2005 годы"", в части компетенции, разграниченной Программой, в комитет по экономике и финансам и комитет по социальным вопросам Администрации области.
I. Анализ состояния и основные проблемы деятельности
малокомплектной сельской школы
В 1995-1996 годах в области в 1101 школе обучалось 448758 учащихся. В начальной школе - 158936 детей, в средней школе - 282590 учащихся в 21463 классах. При этом в Самарской области функционировало 182 малокомплектные сельские школы, в том числе 129 начальных (1-3 (4) классы с наполняемостью от 3 до 11 учащихся в классе или во всей школе) и 53 основных (1-9 классы, с аналогичной наполняемостью классов - от 3 до 11 человек). Малокомплектных частных школ в настоящее время в области нет.
Педагогическая технология в такой школе существенно отличается от обучения детей в массовой городской и многокомплектной сельской школе (райцентровской). Учителя, работающие а малочисленных классах обеспечивают увеличенный предмето-содержательный спектр образовательного процесса. Подготовительная работа перед уроками от педагогов требует существенного увеличения домашних время затрат, информационные источники в сельской местности ограничены, библиотеки учителей слабо пополняются современной предметной, научной и методической литературой.
Учащимся также недоступны современные источники информации в необходимом минимальном объеме. Компьютерные технологии не вошли необходимым блоком в учебный процесс, универсальность аудио-видеотехники пока не получила в малокомплектной школе должной представленности.
Сама образовательная среда в малокомплектной школе позволяет осуществлять уникальные по своему индивидуальному воплощению образовательные программы. Учитель лишь должен получить соответствующую подготовку и соответствующее технологическое подспорье такому режиму образовательной деятельности в школе.
Актуальной для создания образовательной системы в селе является интеграция учреждений дошкольного и общего образования, создание комплексов "детский сад - школа". Сегодня в области таких учреждений 22, из них 9 - в городах, а 13 - в сельской местности. Создание таких комплексов особенно целесообразно из-за сезонной работы ведомственных дошкольных учреждений, по причинам общности закономерностей психического развития детей-дошкольников и учащихся начальной школы.
Важной является гармонизация начального, основного и полного среднего образования.
Сельская малокомплектная школа с ее спецификой организации учебного процесса (особенно в смешанных разновозрастных классах) в настоящее время остро нуждается в создании такой образовательной среды, где ребенок мог бы получать относительно исчерпывающую информацию о явлениях окружающего мира с наиболее полным задействованием всех сенсорных систем, вступая в интерактивный режим использования разнообразной информации посредством системы аудио-визуальных средств обучения и при этом сохранял бы свою гармонию включенность в специфический сельский социум.
Сделать уже сейчас доступным сельским детям объем современной информации из различных областей науки и культуры невозможно без введения в педагогические технологии малокомплектной школы современных средств и передачи информации.
Особое внимание в такой дидактической системе должно отводиться комплектному использованию технических средств обучения - компьютеров с мультимедийным обеспечением, видеотехники, аудио-средств, программного сопровождения к ним соответствующего отобранного банка информации. Для упорядочения использования носителей информации целесообразно создавать кустовые медиацентры.
Использование технических средств обучения должно быть направлено не на чистое изучение компьютеров и правил работы сними, а на достижение целей начального образования. То есть речь идет не о предмете "Информатика в начальной школе", а о содержании и методике преподавания в начальной малокомплектной школе с использованием технических средств.
Однако, к настоящему времени малокомплектные школы компьютерной техникой практически не обеспечены. Хотя для реализации минимальных программ необходимо всего 1-2 персональных компьютера на такую школу.
При этом может быть достигнуто комплексное обеспечение не только групповой работы детей, но и возможна достаточная индивидуализация обучения, быстрое и эффективное управление детским вниманием, процессами восприятия и запоминания, аналитико-синтетическими операциями.
При такой организации образовательной среды совершенно изменяются возможности контроля знаний и развития детского мышления. Репродуктивные методы, являющиеся при обучении необходимыми, уступают место активному оперированию информацией, ее систематизации, интеграции в целом, формированию целостной картины мира.
Прогнозируются существенные изменения технологии детского самообразовательного процесса. И, наконец, такой подход к решению проблемы позволит ввести в сельских малокомплектных школах в будущем элементы дистанционного обучения детей и обеспечит учителям богатейший банк самой разнообразной информации, в том числе и для совершенствования педагогического мастерства.
В настоящее время существует несколько категорий школ, которые попадают под определение "малокомплектная". Официального юридического толкования этого термина нет.
Начальные школы, где в 1-3 классах обучается от 5 до 20 детей чаще понимаются как собственно малокомплектные. В таких школах сейчас чаще дети разделены по трем классам изолированно, и учебный процесс идет в одновозрастных группах. Нередко применяются вынужденное объединение детей 2 и 3 класса в разновозрастной класс, а детей 1 класса учителя обосновано считают необходимым обучать отдельно из-за не сложившейся адаптации к школе. Но есть в области школы, где дети всех трех классов - с 1 по 3 - обучаются одновременно одним учителем. Таких школ немного.
Другая группа школ, причисляемых к малокомплектным, является основной и дает образование от 1 до 9 класса включительно. Чаще имеется по 1 комплекту каждого класса с малой наполняемостью. Такая школа относится к малочисленной. Нередко в силу местных демографических особенностей ряд классов основного диапазона отсутствует вообще.
Третья группа сельских школ, которые также называют малокомплектными, правильнее относить к малочисленным, они по сути являются полными средними с диапазоном классов от 1 до 11. Как правило, эти школы находятся в районных центрах.
Малокомплектные школы названной здесь первой группы в соответствии с региональным Положением о филиале общеобразовательного учреждения нередко становятся филиалами. Однако, управление филиалами из центральной школы при слабой транспортной обеспеченности и территориальной разобщенности затруднено.
Острой проблемой является качество подготовки педагогических кадров, занятых образовательным процессом в малокомплектной сельской школе. Учитель имеет в такой школе общую норму учебной нагрузки - 18 недельных часов, хотя сформировать ее бывает сложно. Отсюда универсализм педагогического обеспечения, учитель ведет ряд предметов, не имея иногда должной профессиональной подготовки по ряду из них. Наиболее целесообразной является подготовка учителя по дошкольному образованию как единой специальности со специализацией по технологии обучения в малокомплектной школе.
Из этого следует проблема кардинального изменения подготовки педагогических кадров в профессиональной школе для работы в малокомплектных сельских школах, совершенствования методов повышения их квалификации. Особая потребность в педагогах, способных обучать детей в режиме вариативности, но без отчуждения их от сельского социума. В частности, велика потребность в учителях фермерского дела (для основной малокомплектной школы). Сельская система образования заинтересована в повышении квалификации педагогов на месте.
Однако, кадровая проблема сопровождается еще и отсутствием общерегиональной политики закрепления педагогических кадров в малых поселениях, трудностями обеспечения жильем - в первую очередь. При этом учительство не является низкооплачиваемой группой в сельской местности.
Малокомплектная сельская школа не имеет своей специфической дидактической базы. Особенности преподавания в малочисленных группах сельских детей не отражены в специфике учебников и пособий. Используются обычные учебные книги федерального комплекта. Здесь проблема может быть разрешена лишь квалификацией учителя и поддержкой поиска оптимальных образовательных технологий, использованием уже апробированных моделей известной их адаптации к сельской школе.
Требует развития в ближайшее время психолого-медико-педагогическая поддержка сельских малокомплектных школ. Обеспечение сельских родителей, педагогов малокомплектных школ квалифицированной психологической и медицинской консультативной помощью является наиострейшей проблемой.
Особое значение для изменения образовательной среды сельской школы имеют архитектурно-планировочные решения заданий, в частности, под малокомплектные школы и, особенно, под комплексы "детский сад-школа". К 1994 году в аварийных и неприспособленных зданиях находилась 21 сельская школа, в которых обучалось свыше 1100 сельских детей.
Инженерное проектирование должно измениться в сторону комплексного обеспечения содержания детей в оптимальных санитарно-гигиенических и образовательно-развивающих условиях при учете современных технологий нового и реконструктивного строительства, архитектурных решений и создания систем жизнеобеспечения.
Пищеблоки в малокомплектных школах чаще не имеют специального оборудования для приготовления пищи.
Пребывание ребенка в малокомплектной сельской школе более тяготеет к типу групп продленного дня школ городских, так как родители заняты сельскохозяйственным трудом весь день. Соответственно должен быть сформирован и режим работы школы. Важнейшей задачей становится обеспечение нормального физического развития детей, строительство мини-стадионов около школ, спортивных залов и сооружений.
Особый вопрос - сохранение (консервация) малокомплектных школ в случае временного отсутствия контингента учащихся в условиях демографического кризиса.
Перечисленные проблемы требуют совершенствования организационно-управленческого обеспечения указанных школ и соответствующего урегулирования нормативно-правовой базы их деятельности.
II. Система программных мероприятий
2.1. Развитие сети малокомплектных сельских школ, содержания преподавания и учебно-методического обеспечения их деятельности.
Основные направления |
Решения | Объем финансирования (млн.руб.) | |||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000- 2005 гг. |
||
Обеспечение малокомплект- ных школ современными учебными и методическими пособиями |
Обеспечение каждой малокомплектной школы библиотечным комплек- том учебной, методи- ческой и справочно- энциклопедической литературы. |
1098,0 | 561,0 | 1809,0 | |
Обеспечение сельских мало- комплектных школ современ- ными образова- тельными технологиями. |
Разработка технологии учебного процесса в сельской малокомплект- ной школе с применени- ем компьютерных (в том числе мультимедийных) информационных средств |
1770,0 | 972,0 | 1154,0 | |
Психолого-ме- дико-педагоги- ческое обеспе- чение малоком- плектных сель- ских школ. |
1.Создание системы психолого-медико-педа- гогического обеспече- ния деятельности мало- комплектной сельской школы (формирование деятельности, техноло- гии, структуры службы) |
||||
Всего по годам | 2982,0 | 1595,0 | 2967,0 | ||
И т о г о | 7 544,0 |
2.2. Подготовка, переподготовка, повышение квалификации и социальная поддержка педагогических работников малокомплектных сельских школ.
Основные направления |
Решения | Объем финансирования (млн.руб.) | |||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000- 2005 гг. |
||
Подготовка педагогических кадров для малокомплект- ной сельской школы. |
1.Организация целевой подготовки педагоги- ческих кадров для ма- локомплектных сельс- ких школ в высших педагогических учебных заведениях по требуе- мым в регионе услож- ненным специальностям. |
400,0 | 200,0 | 200,0 | |
2.Организация целевой подготовки педагоги- ческих кадров для малокомплектных сель- ских школ в средних и высших профессиональ- ных педагогических учебных заведениях по требуемым в регионе усложненным специальностям. |
200,0 | 100,0 | 100,0 | ||
3.Повышение квалифика- ции педагогов и руко- дителей малокомплект- ных сельских школ ( в том числе в дистантной форме). |
38,0 | 38,0 | 230,0 | ||
Социальная поддержка педагогов |
Разработка целевой областной программы "Жилье сельского учителя. |
57,0 | |||
Всего по годам | 695,0 | 338,0 | 530,0 | ||
И т о г о | 1563,0 |
2.3. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в малокомплектной сельской школе.
Основные направления |
Решения | Объем финансирования (млн.руб.) | |||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000- 2005 гг. |
||
Разработка основ методи- ческого осна- щения малоком- плектной сельской школы |
1.Разработка и апроба- ция на региональных экспериментальных площадках интегриро- ванных образовательных программ, научно-мета- дических и учебных пособий для комплексов "детский сад-малокомп- лектная сельская школа". |
414,0 | 433,0 | 15,0 | |
Всего по годам | 414,0 | 433,0 | 15,0 | ||
И т о г о | 862,0 |
2.4. Материально-техническое обеспечение малокомплектных сельских школ.
Основные направления |
Решения | Объем финансирования (млн.руб.) | |||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000- 2005 гг. |
||
Оснащение малокомплект- ной сельской школы совреме- нными техни- ческими средс- твами обучения и наглядными пособиями. |
1.Разработка конфигу- рации, приобретение и поставка в малоком- плектные сельские школы средств информа- тизации образователь- ного процесса (компью- терной и аудио-видео- техники). |
14400,0 | 560,0 | 1120,0 | |
2.Формирование и реа- лизация ежегодного централизованного заказа на обеспечение учебно-наглядными пособиями и техничес- кими средствами обуче- ния сельских малокомп- лектных школ |
920,0 | 935,0 | 1005,0 | ||
Развитие сис- тем жизнеобес- печения в малокомплект- ных сельских школах. |
1.Перевод малокомплек- тных школ на отопление на основе газовых мини-котелен. |
1500,0 | 1800,0 | 3600,0 | |
2. Обеспечение транс- портными средствами центральных сельских школ, имеющих отдале- нно расположенные филиалы - малокомп- ктные школы. |
660,0 | 2200,0 | 2200,0 | ||
Всего по годам | 17480,0 | 5495,0 | 7925,0 | ||
И т о г о | 30 900,0 |
2.5. Нормативно-правовое обеспечение малокомплектной сельской школе.
Основные направления | Объем финансирования (млн.руб.) | |||
1997 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000- 2005 гг. |
|
Юридическое, содержательное и методическое оформление объединений "детский сад-малокомплектная школа" |
19,0 | 19,0 | ||
И т о г о | 38,0 |
Всего по годам | 21590,0 | 7861,0 | 11437,0 | |
Всего по программе обеспечения образования |
40 907,0 |
III. Строительство малокомплектных сельских школ в области
Анализ демографической структуры населения области показывает, что максимальная численность учащихся в малокомплектных школах может составить 90 человек. Это верхний предел типологии малокомплектной школы. За нижний предел принимается - 20 учащихся в школе, при меньшей численности учащихся не видится никакой экономической обоснованности строительного объекта. Даже самый крупный объект, создаваемый на основе малокомплектной сельской школы (на 90 учащихся) нуждается в кооперации с другими смежными функциями, иначе дает чрезвычайно высокую неэффективность капитальных вложений.
Планировочная структура формируемого данной концепцией объекта "Малокомплектная школа для сельской местности" определяется тремя модулями (блоками):
- школьный (учебный);
- дошкольный (вспомогательный);
- обслуживающий (вспомогательный) модуль.
Если первые два блока самодостаточны и относительно изолированы в планировочном отношении, то третий из них взаимосвязан с социально-культурной системой обслуживания поселения и его планировочные особенности и режим использования должны выявляться на стадии технико-экономического обоснования и закладывается в архитектурно-планировочном задании.
Для определения оптимальных вариантов типологии малокомплектных школ необходимо подготовить информационную базу наличия школ, их вместимость с учетом количества школьников разновозрастных групп, соответствия современным учебно-воспитательным методам обучения, состояния материально-технической базы, радиусом обслуживания, наличием интернатов, состоянием дорог.
Первым этапом реализации данной Программы предстоит подготовить адресную программу развития и строительства малокомплектных школ в сельской местности области. В адресной программе разработать схему размещения малокомплектных школ на территории области, конкретное назначение зданий и их вместимость, а на ее основе определять обоснованную очередность строительства и реконструкции. Особенностью адресной программы, начиная с 1998 года будет ее взаимоувязка с другими позициями прогнозов социально-экономического развития области. В зависимости от выбранной стратегии в том числе ином населенном пункте в расчетный момент будут сконцентрированы капитальные вложения на строительство и реконструкцию по линии дорожного строительства, водообеспечения, газификации и электроснабжения на основе комплектности и технической эффективности.
Для обеспечения адресной программы разработать пять образцовых проектов учебно-воспитательных учреждений. При разработке проектов учесть трансформацию помещений по различным назначениям.
В целях апробации в первоочередных мероприятиях разработать образцовые проекты для пяти разноструктурных по демографическому составу населенных пунктов: село Старое Афонькино Шенталинского района, село Степановка Камышлинского района и деревня Долиновка Кошкинского района, 2 объекта определить в процессе работы.
Малокомплектная школа в с. Степановка строится администрацией Камышлинского района под контролем департамента по строительству, архитектуре, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации области. Объем на окончание заложен на основании планов финансирования.
Последующие годы предлагаются из грубого расчета сметной стоимости малокомплектной школы 10 млрд. рублей: одна школа достраивается, вторая строиться, третья проектируется (4,5 - 6,8% от стоимости строительно-монтажных работ) - итого 20,0 млрд. рублей с ежегодным вводом двух объектов Программы.
IV. Финансовое обеспечение программы строительства
/------------------------------------------------------------------------\
| Мероприятия | Объем финансирования (млн.руб.) |
| |----------------------------------|
| Всего по программе |1997 г.|1998 г. |1999 г. | 2000- |
| обеспечения образования | | | |2005 гг.|
|-------------------------------------+-------+--------+--------+--------|
|Разработка адресной программы | | 350,0 | | |
|развития и строительства | | | | |
|малокомплектных школ в Самарской | | | | |
|области до 2005 г. | | | | |
|-------------------------------------+-------+--------+--------+--------|
|Разработка образцовых проектов (3шт.)| | 570,0 | 300,0 | |
|------------------------------------------------------------------------|
| Проектирование и строительство малокомплектных школ: |
|------------------------------------------------------------------------|
|с. Степановка Камышлинского района |12218,0| 5242,0 | | |
|-------------------------------------+-------+--------+--------+--------|
|с. Высотино Хворостянского района |3900,0 | 8000,0 | | |
|-------------------------------------+-------+--------+--------+--------|
|Последующие этапы развития и | | 5838,0 | 19600,0|120000,0|
|строительства малокомплектных школ | | | | |
|в сельской местности области. | | | | |
|-------------------------------------+-------+--------+--------+--------|
| И т о г о : |16118,0| 20000,0| 20000,0|120000,0|
|-------------------------------------+----------------------------------|
| Всего по программе строительства | 176118,0 |
\------------------------------------------------------------------------/
Примечание: Стоимость проектирования и строительства дана ориентировочно и будет уточнена по результатам торгов подряда, с учетом реальных возможностей бюджета области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.