Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
от 9 ноября 2001 г. N 67-ГД
Областная целевая Программа
"Обеспечение вирусобезопасности донорской крови,
ее компонентов и препаратов,
заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области"
на 2001-2002 годы
(далее - Программа)
31 декабря 2002 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Обеспечение ви-
русобезопасности донорской крови, ее компонентов
и препаратов, заготавливаемых учреждениями
службы крови Самарской области" на 2001-2002
годы
Дата принятия решения - в соответствии с решением вице-губернатора об-
о разработке Программы ласти В А.Казакова от 22.01.2001
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик Программы
Головной исполнитель - департамент здравоохранения Администрации облас-
ти
Основные разработчики - департамент здравоохранения Администрации облас-
Программы ти, Самарская областная станция переливания кро-
ви
Цель Программы - обеспечение вирусобезопасности донорской крови,
что позволит исключить возможность передачи с
донорской кровью вирусных трансфузионных
инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД-ассоциированные
инфекции, гепатиты "В", "С")
Перечень подпрограмм - совершенствование структуры и функционирования
и основных мероприятий службы крови Самарской области;
внедрение вирусобезопасных технологий заготовки,
переработки и хранения донорской крови;
внедрение современных методов апробации
донорской крови, позволяющих выявлять
вирусоносительство гемотрансмиссивных инфекций
на ранних этапах;
создание единого информационного банка данных о
донорах, а также лицах, получавших донорскую
кровь;
введение обязательной 3-месячной карантинизации
донорской плазмы с повторным обследованием к
концу срока карантина;
мероприятия по пропаганде донорства
Сроки реализации - 2001-2002 годы
Программы
Законом Самарской области от 31 декабря 2002 г. N 117-ГД в раздел "Объемы и источники финансирования Программы" паспорта настоящей Программы внесены изменения
Объемы и источники - реализация Программы осуществляется за счет
финансирования средств областного бюджета:
Программы 2001 год - 30000,0 тыс.рублей;
2002 год - 83908,33 тыс.рублей;
всего - 113908,33 тыс.рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных образо-
ваний:
2002 год - 6000 тыс. рублей;
всего по Программе - 119908,33 тыс. рублей
Ожидаемые результаты - исключение возможности передачи и распростране-
реализации Программы ния с донорской кровью, ее компонентами вирус-
ных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, ВИЧ-
ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С");
улучшение качества обследования доноров и
повышение выявляемости гемотрансмиссивных
инфекций;
создание системы компьютерной паспортизации,
позволяющей хранить информацию обо всех
событиях в жизни донора
Система организации - контроль за ходом реализации Программы осущест-
контроля за исполнением вляет вице-губернатор области, текущий контроль
Программы за исполнением программных мероприятий осущест-
вляет департамент здравоохранения Администрации
области, контроль за расходованием бюджетных
средств - департамент управления финансами
Администрации области
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения Программными методами
Широкое распространение внутривенного потребления наркотиков стало причиной эпидемического роста заболеваемости населения области ВИЧ-инфекцией, парентеральными гепатитами, СПИД-ассоциированными инфекциями. Если на начало 2000 года в области было зарегистрировано всего 75 ВИЧ-носителей, то к 01.07.2001, по данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, их число достигло уже более 11 000 человек.
Быстрое увеличение числа ВИЧ-носителей среди социально активного населения области создало реальную угрозу появления новых путей распространения и передачи инфекций, уже не связанных с потреблением наркотиков и способных привести к самым тяжелым последствиям. Одним из таких потенциальных путей распространения и передачи ВИЧ-инфекции и гепатита, способных привести к массовым эпидемическим вспышкам заболеваний среди населения области, является переливание донорской крови и ее препаратов, заготовленных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита или гепатита.
В настоящее время, по данным контрольно-диагностической лаборатории Самарской областной станции переливания крови, ежемесячно выявляется 180-200 доноров, инфицированных вирусами гепатита и ВИЧ. Еще около 400 доноров, несмотря на отрицательные лабораторные тесты, выбраковываются специалистами Самарской областной станции переливания крови на основании имеющихся у них косвенных признаков вирусного поражения. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что вышеперечисленные инфекции имеют так называемый серонегативный инкубационный период, продолжительность которого составляет не менее 90 дней. В течение всего этого периода ни один из существующих сегодня лабораторных тестов не позволяет выявить у инфицированного донора каких-либо признаков заболевания.
Учреждения службы крови Самарской области используют в своей работе производственные регламенты, разработанные несколько десятилетий тому назад, когда каждый ВИЧ-инфицированный был на индивидуальном учете и потому ни при каких обстоятельствах не мог стать донором. Эти регламенты не были предназначены для работы в условиях массового распространения вирусных инфекций, и поэтому в них не предусмотрены какие-либо организационные и профилактические мероприятия по обеспечению гарантированной вирусобезопасности при заготовке донорской крови и препаратов.
Одним из таких важных профилактических мероприятий, обеспечивающих вирусобезопасность на первом этапе заготовки донорской крови, является тщательный отбор доноров для кроводачи. Между тем, в последние годы учреждения службы крови Самарской области отмечают значительное снижение мотивации у штатных (находящихся под постоянным наблюдением) доноров к регулярной кроводаче в связи с существующей незначительной оплатой донорской крови. По этой причине на Самарской областной станции переливания крови число доноров снизилось в 1999 году более чем в два раза. Попытки в этой ситуации увеличить число кроводач за счет первичных случайных доноров только способствуют возрастанию риска заготовки инфицированной крови.
Таким образом, в службе крови Самарской области сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие территории, а также ее донорскую базу, являющуюся стратегическим ресурсом. В создавшейся ситуации в рамках плана оперативных мероприятий по обеспечению вирусобезопасности донорской крови и ее компонентов правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области принято решение от 21 декабря 2000 г. о выделении 35 млн. рублей за счет сверхплановых доходов на приобретение оборудования для хранения донорской крови.
Вместе с тем работа в этом направлении требует совершенствования структуры и функционирования службы крови Самарской области в плане:
переоснащения материально-технической базы учреждений службы крови;
реорганизации отделений переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии в целях развития аутодонорства и обеспечения выдачи в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.
Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, позволит решить указанные проблемы.
Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов, что позволит исключить возможность передачи пациентам с переливаемой кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД - ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С").
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
карантинизация донорской плазмы в течение 3-х месяцев с повторным обследованием доноров к концу карантина;
внедрение в практику работы лечебных учреждений области аутодонорства;
создание на базе Самарской областной станции переливания крови, а также станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани банков аутокрови для лиц с высокой вероятностью гемотрансфузий (сотрудников подразделений МВД России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих и других категорий);
разработка и внедрение системы индивидуального учета (паспортизации) доноров.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентах" Губернатор Самарской области вправе устанавливать размер денежных компенсаций донорам крови, а также предоставлять дополнительные льготы указанной выше категории лиц.
Срок реализации Программы
Программа рассчитана на 2001-2002 годы.
Система программных мероприятий
1. Создание на базе Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдающих кровь, с присвоением им персонального идентификационного кода донора.
2. Подготовка врачей - трансфузиологов для лечебных учреждений области.
3. Внедрение на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани генной идентификации вирусоносительства у доноров (PCR-диагностика), позволяющей определять наличие вирусных антигенов в донорской крови на ранних этапах инфицирования.
4. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани современного технологического оборудования, позволяющего заготавливать высокоочищенные компоненты донорской крови с минимальным антигенным (вирусным) загрязнением.
5. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани криотехнологического оборудования, низкотемпературных холодильных установок для 3 - месячной криоконсервации плазмы донорской крови с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные учреждения.
6. Создание на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани запаса вирусобезопасной плазмы донорской крови, прошедшей 90-дневную карантинизацию, в объеме 3 - месячной потребности для области. Внедрение метода карантинизации в качестве обязательного технологического этапа заготовки вирусобезопасных компонентов донорской крови (плазмы) на станциях переливания крови области.
7. Проведение кампании с привлечением средств массовой информации по проблемам донорства в целях активизации донорского движения и профилактики вирусоносительства среди доноров.
Законом Самарской области от 31 декабря 2002 г. N 117-ГД в раздел "Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы" настоящей Программы внесены изменения
Финансовое обеспечение мероприятий по реализации Программы
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| N | |Объем финансирова- | | |
|п/п| Наименование мероприятия | ния, |Источник | |
| | | тыс.рублей |финансиро-| Исполнители |
| | |-------------------|вания | |
| | |2001 год |2002 год | | |
|---+--------------------------------------------------+---------+---------+----------+----------------|
|1. |Создание на базе Самарской областной станции пере-| |5451,05 |Областной |Департамент |
| |ливания крови, станций переливания крови в городах| | |бюджет |здравоохранения |
| |Тольятти и Сызрани единой информационной системы | | | |Администрации |
| |(электронного банка данных), позволяющей осущест- | | | |области |
| |влять мониторинг состояния донорской базы на осно-| | | | |
| |ве индивидуального учета лиц, сдававших кровь, с | | | | |
| |присвоением им персонального идентификационного | | | | |
| |кода донора | | | | |
| | | | | | |
|2. |Подготовка врачей-трансфузиологов для лечебных уч-|350,0 | |Областной |Департамент |
| |реждений области | | |бюджет |здравоохранения |
| | | | | |Администрации |
| | | | | |области |
| | | | | | |
|3. |Внедрение на Самарской областной станции перелива-| |33667,77 |Областной |Департамент |
| |ния крови, станциях переливания крови в городах | | |бюджет |здравоохранения |
| |Тольятти и Сызрани генной идентификации вирусоно- | | | |Администрации |
| |сительства у доноров (PCR-диагностика), позволяю- | | | |области |
| |щей определять наличие вирусных антигенов в донор-| | | | |
| |ской крови на ранних этапах инфицирования | | | | |
| | | | | | |
|4. |Приобретение для Самарской областной станции пере-|10934,1 | |Областной |Департамент |
| |ливания крови, станций переливания крови в городах| | |бюджет |здравоохранения |
| |Тольятти и Сызрани современного технологического | | | |Администрации |
| |оборудования, позволяющего заготавливать высокоочи| | | |области |
| |щенные компоненты донорской крови с минимальным ан| |27399,98 |Областной | |
| |тигенным (вирусным) загрязнением | | |бюджет | |
| | | | | | |
| | | |5000,0 |Бюджет |Департамент |
| | | | |г.Тольятти|здравоохранения |
| | | | | |мэрии г.Тольятти|
| | | |1000,0 |Бюджет |Администрация |
| | | | |г.Сызрани |г.Сызрани |
| | | | | | |
|5. |Приобретение для Самарской областной станции пере-|11676,4 |7560,746 |Областной |Департамент |
| |ливания крови, станций переливания крови в городах| | |бюджет |здравоохранения |
| |Тольятти и Сызрани криотехнологического оборудова-| | | |Администрации |
| |ния, низкотемпературных холодильных установок для | | | |области |
| |3-месячной криоконсервации плазмы донорской крови | | | | |
| |с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные| | | | |
| |учреждения | | | | |
| | | | | | |
|6. |Создание на Самарской областной станции перелива- |7389,5 |9354,784 |Областной |Департамент |
| |ния крови, станциях переливания крови в городах | | |бюджет |здравоохранения |
| |Тольятти и Сызрани запаса вирусобезопасной плазмы | | | |Администрации |
| |донорской, крови, прошедшей 90-дневную карантини- | | | |области |
| |зацию, в объеме 3-месячной потребности для облас- | | | | |
| |ти. Внедрение метода карантинизации в качестве | | | | |
| |обязательного технологического этапа заготовки ви-| | | | |
| |русобезопасных компонентов донорской крови (плаз- | | | | |
| |мы) на станциях переливания крови области | | | | |
| | | | | | |
|7. |Проведение кампании с привлечением средств массо- | |124,0 |Областной |Департамент |
| |вой информации по проблемам донорства в целях ак- | | |бюджет |здравоохранения |
| |тивизации донорского движения и профилактики виру-| | | |Администрации |
| |соносительства среди доноров | | | |области |
| | | | | | |
| |Итого |30000,0 |89908,33 | | |
| | | | | |
| |Всего | 119908,33 | | |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Механизм реализации Программы
Основным исполнителем Программы является департамент здравоохранения Администрации области. Исполнитель осуществляет Программу в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы учреждений службы крови Самарской области, подготовки кадров.
Оснащение учреждений службы крови Самарской области специальным оборудованием для заготовки и длительного хранения донорской крови в условиях карантинизации, обучение врачей и медицинских сестер позволят обеспечить внедрение новых технологий для диагностики и лечения, что повысит эффективность оказания медицинской помощи и приведет к реализации поставленных целей.
Система организации контроля за исполнением Программы
Департамент здравоохранения Администрации области организует исполнение Программы.
Контроль за ходом реализации Программы проводится по принципу постоянного, текущего контроля, а также планового анализа выполнения программных мероприятий соответствующими подразделениями и специалистами департамента здравоохранения Администрации области. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Программы представляется вице-губернатору области раз в полгода.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Основным результатом реализации Программы должно стать исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД-ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С").
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Самарской области от 9 ноября 2001 г. N 67-ГД "Об утверждении областной целевой Программы "Обеспечение вирусобезопасности... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.