Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении Программы
улучшения условий и охраны
труда в Самарской области
на 2001-2003 годы"
Программа
улучшения условий и охраны труда
в Самарской области на 2001-2003 годы
(далее - Программа)
7 октября 2003 г.
Паспорт Программы
Наименование - Программа улучшения условий и
Программы охраны труда в Самарской области
на 2001-2003 годы
Дата принятия решения - решение исполняющего обязанности
о разработке Программы Губернатора области А.И. Родио-
нова от 29.09.99 N 6-30/2009
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик
Головной исполнитель - Главное управление труда Админи-
страции области
Основные разработчики - Главное управление труда Админи-
Программы страции области
Цели Программы - обеспечение здоровых и безопас-
ных условий труда на производстве;
предупреждение и снижение произ-
водственного травматизма и профес-
сиональной заболеваемости;
сохранение жизни и здоровья чело-
века в процессе трудовой деятельно-
сти на основе разработки и реализа-
ции комплекса мер правового, соци-
ально-экономического, организаци-
онного, медико-социального харак-
тера
Сроки реализации - 2001-2003 годы
Программы
Перечень основных - нормативное обеспечение охраны
мероприятий труда;
организационное обеспечение охра-
ны труда;
информационное обеспечение и
пропаганда охраны труда;
обучение по охране труда и профес-
сиональная подготовка;
мероприятия по обязательному со-
циальному страхованию от несчаст-
ных случаев на производстве и про-
фессиональных заболеваний
Исполнители основных - Региональный центр обучения и
мероприятий проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов пред-
приятий, организаций и учреждений
Самарской области, высшие учеб-
ные заведения и научные учрежде-
ния области, Федерация профсоюзов
Самарской области
Объемы и источники - областной бюджет:
финансирования 2001 год - 2258 тыс. рублей,
2002 год - 1870 тыс. рублей,
2003 год - 1962 тыс. рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых
за нарушение законодательства о
труде и об охране труда, в соответ-
ствии с постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от
07.07.2000 N 507 "О порядке распре-
деления средств от штрафов, взы-
скиваемых за нарушение законода-
тельства Российской Федерации о
труде и об охране труда":
2001 год - 120 тыс. рублей,
2002 год - 120 тыс. рублей,
2003 год - 120 тыс. рублей;
средства, выделяемые Министерст-
вом труда и социального развития
Российской Федерации, в соответст-
вии с Соглашением по организации
обучения отдельных категорий за-
страхованных, заключенным между
Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и
Главным управлением труда Адми-
нистрации области:
2001 год - 4500 тыс. рублей,
2002 год - 4500 тыс. рублей,
2003 год - 4500 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - совершенствование системы госу-
результаты реализации дарственного управления охраной
Программы труда, повышение уровня знаний по
охране труда руководителей и спе-
циалистов организаций области, соз-
дание системы сертификации работ
по охране труда в организациях об-
ласти, улучшение условий труда на
производственных объектах, сниже-
ние государственных затрат на льго-
ты и компенсации пострадавшим от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
вследствие функционирования сис-
темы обязательного социального
страхования
Система организации - вице-губернатор Самарской облас-
контроля за исполнением ти, департамент управления финан-
Программы сами Администрации области и
Главное управление труда Админи-
страции области.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики по охране труда в Самарской области, одной из первых в Российской Федерации, были приняты областные программы улучшения условий и охраны труда на 1995-1997 годы и на 1998-2000 годы.
Реализация вышеназванных программ явилась началом решения первоочередных задач по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, системы сертификации производственных объектов и организаций на соответствие требованиям охраны труда, организации обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, по разработке новых безопасных технологий и средств коллективной и индивидуальной защиты. Впервые в Российской Федерации были сконцентрированы усилия организаций, научных учреждений области, органов государственного надзора и контроля по решению проблем охраны труда.
Программа по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы была разработана в развитие Программы по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы с учетом меняющейся социально-экономической обстановки. В ней нашли отражение наиболее актуальные вопросы улучшения условий и охраны труда и социально-правовой защиты женщин и подростков, мероприятия по подготовке к переходу области на новый вид страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, развитие системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.
Условия труда, состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в последние годы в Самарской области, как и в целом по России, остаются неблагоприятиными. В Самарской области эти показатели несколько ниже средних данных по России, но и они достаточно высокие. Ежегодно в нашей области на производстве получают травмы 3-4 тысячи человек, из них более 110 погибают. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет более 20% от общей численности работающих области, каждый пятый работник в отдельных отраслях экономики подвержен профессиональному риску из-за условий труда.
Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 200 случаев профессиональных заболеваний.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области являются:
нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины, низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;
сокращение службы охраны труда на предприятиях, снижение ответственности со стороны руководителей за несоблюдение норм и правил по охране труда;
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты.
Работа, проводимая Администрацией области по государственному управлению охраной труда, дала результаты. Благодаря совместным усилиям Администрации области, органов надзора и контроля и других заинтересованных организаций в реализации программ 1995-1997 годов и 1998-2000 годов в области наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения уровня защищенности работников в процессе трудовой деятельности.
Для дальнейших позитивных изменений состояния условий и охраны труда необходимо продолжить начатую работу в рамках Программы.
Настоящая Программа разработана Главным управлением труда Администрации области в соответствии с решением исполняющего обязанности Губернатора области А.И. Родионова от 29.09.99 N 6-30/2009.
В Программу включены основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления охраной труда, создание системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и повышение на этой основе уровня защищенности работников, отработку механизма экономического обеспечения охраны труда, развитие нормативного и правового, информационного обеспечения, обучения и пропаганды охраны труда. Эти и другие направления найдут свое продолжение в новой Программе.
Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.
Задачи Программы:
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
усиление координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков.
Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 2001 по 2003 годы.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда работников, проводимого Главным управлением труда Администрации области совместно с органами по труду и охране труда городов и районов области, государственными органами надзора и контроля, профсоюзами. Учтены также рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июль 1999 г.), предложения органов местного самоуправления области, высших учебных заведений и научных учреждений, а также организаций области.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по организационному, методическому и научно-техническому обеспечению охраны труда на предприятиях области, реализуемых в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы. Она предусматривает также разработку и внедрение в практику управления новых направлений деятельности в этой области, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, введения новой системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других важных вопросов.
Программные мероприятия имеют межотраслевой характер и систематизированы по следующим приоритетным направлениям.
Нормативное обеспечение охраны труда
Необходимость разработки и реализации мероприятий по этому направлению вызвана прежде всего тем, что принятый Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований. В частности разграничены и законодательно закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, помимо прочих, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда. Кроме того, в указанном федеральном законе расширены и более четко сформулированы права работников на охрану труда. Все это требует принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих механизм реализации закона.
Так, необходимо принять на областном уровне нормативные правовые акты о государственной системе управления охраной труда, обучении и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, о сертификации работ по охране труда и другие.
Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" также предусмотрена разработка ряда нормативных актов, таких как порядок оценки фактического состояния условий труда в организации для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Организационное обеспечение охраны труда
В связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в Самарской области в соответствии со статьей 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда". Так, предусматривается завершить формирование эффективной государственной системы управления охраной труда в Самарской области, предложить механизмы, усиливающие экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда, продолжить организационную работу по созданию и укреплению служб охраны труда в организациях области, по реализации прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, по совершенствованию системы обучения и аттестации руководителей и специалистов.
Планируется также отработка и введение в действие системы сертификации работ по охране труда в организациях области, разработка необходимой нормативно-технической документации, развитие материально-технической базы областного органа по сертификации.
Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
Мероприятиями раздела предусматривается улучшение информационного обеспечения охраны труда на основе разработки сборников методических материалов по основным направлениям охраны труда, создания консультационно-методических кабинетов по охране труда в городах и районах области, использования средств пропаганды: проведение совещаний по проблемам охраны труда, выставок, смотров-конкурсов, а также издание информационно-аналитических бюллетеней, плакатов, знаков по охране труда.
Кроме того, в рамках раздела планируется осуществить мероприятия по пропаганде новых высокоэффективных средств индивидуальной и коллективной защиты работающих, других средств охраны труда, в том числе приборов контроля вредных и опасных производственных факторов, средств метрологического контроля и токсикологической оценки вредных и опасных веществ и материалов, разрабатываемых и выпускаемых как на федеральном, так и на региональном уровне.
Обучение по охране труда и профессиональная подготовка
Мероприятия по обучению и профессиональной подготовке направлены на повышение уровня знаний по охране труда всех участников производства и предусматривают как развитие и совершенствование действующей в области системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и работников, так и разработку учебных пособий и современных технических средств обучения по охране труда: видеофильмов, электронных учебно-методических пособий и мультимедиа-систем, внедрение модульной системы обучения.
В целях реализации Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" планируется создание системы обучения по охране труда отдельных категорий застрахованных.
Мероприятия по обязательному социальному страхованию от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Введение в действие Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предусматривает необходимость разработки предложений и осуществления ряда мер в части совершенствования социальной, медицинской и профессиональной реабилитации лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Планируется проведение работы по профилактике профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний и реабилитации больных, получивших профессиональное заболевание, в частности, по разработке новых перспективных методик реабилитации работников, получивших профессиональное заболевание или иное повреждение здоровья на производстве, по совершенствованию медико-социальной экспертизы.
Финансовое обеспечение Программы
Финансирование Программы будет осуществляться:
из областного бюджета - 6090 тыс. рублей, в том числе по годам: 2001 - 2258 тыс.рублей, 2002 - 1870 тыс.рублей, 2003 - 1962 тыс.рублей;
за счет средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства о труде и охране труда, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.2000 N 507 "О порядке распределения средств от штрафов, взыскиваемых за нарушение законодательства Российской Федерации о труде и об охране труда" - 360 тыс. рублей, в том числе по годам: 2001 - 120 тыс. рублей, 2002 - 120 тыс. рублей, 2003 - 120 тыс. рублей;
за счет средств, выделяемых Министерством труда и социального развития Российской Федерации, в соответствии с Соглашением по организации обучения отдельных категорий застрахованных, заключенным между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Главным управлением труда Администрации области - 13500 тыс. рублей, в том числе по годам: 2001 - 4500 тыс. рублей, 2002 - 4500 тыс. рублей, 2003 - 4500 тыс. рублей.
Механизм реализации Программы
Исполнители Программы обеспечивают своевременное выполнение программных мероприятий, приобретают в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 08.04.97 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок продукции для государственных нужд" и постановлением Губернатора области от 15.04.98 N 90 "Об организации закупок и поставок продукции для областных государственных нужд", оборудование и другие средства материального обеспечения, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
Организация управления и контроль
за ходом исполнения Программы
Исполнение Программы организует Главное управление труда Администрации области.
Контрольные проверки хода реализации Программы будут проводиться в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 18.03.96 N 58 "Об утверждении порядка разработки и реализации областных целевых программ" (пп. 28-30) и Положением о департаменте управления финансами Администрации области.
Головной исполнитель (Главное управление труда Администрации области) ежеквартально представляет в департамент управления финансами Администрации области статистическую, аналитическую и другую информацию о реализации Программы, необходимую для выполнения этим департаментом возложенных на него функций, также ежегодно до 1 февраля представляет вице-губернатору Самарской области, в департамент экономического развития и инвестиций Администрации области и в департамент управления финансами Администрации области доклады о ходе выполнения мероприятий Программы и эффективности использования финансовых средств за истекший год.
Оценка социально-экономической
эффективности Программы
При разработке Программы особое внимание уделено уменьшению затрат на ее реализацию при одновременной ориентации на достижение социального эффекта при осуществлении программных мероприятий. Социальный эффект от выполнения Программы выражается, прежде всего в снижении производственного травматизма, общей и профессиональной заболеваемости, повышении безопасности труда, уровня социальной и правовой защищенности работников, в усилении внимания к вопросам охраны труда всех участников производства. Реализация мероприятий Программы создаст предпосылки для снижения уровня смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте.
Экономический эффект от улучшения условий и охраны труда выражается в увеличении доходов организаций, а также налоговых поступлений в областной бюджет и местные бюджеты в результате сокращения выплат пособий по временной нетрудоспособности, единовременных и ежемесячных выплат пострадавшим на производстве или их родственникам в связи с потерей кормильца, уменьшении расходов на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию, специальный медицинский и бытовой уход, санаторно-курортное лечение, протезирование и обеспечение приспособлениями для трудовой деятельности.
Снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости повлечет также сокращение косвенных убытков, к которым можно отнести стоимость амбулаторного (клинического) лечения, снижение производительности труда, а также условные материальные потери в результате недополученной продукции за время болезни, потери вследствие простоев оборудования, расходы, связанные с расследованием несчастных случаев, и другие.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.