Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Главы Администрации Самарской области
от 14 июня 1995 г. N 219
Программа
по охране и улучшению условий труда в
Самарской области на 1995-1997 годы.
Характеристика состояния охраны и условий труда
в Самарской области за 1990-1994 годы
В последние годы состояние охраны и условий труда остается напряженным. Число работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет более 140 тысяч человек или более 18 процентов от числа работающих.
В основных производственных отраслях численность работающих в неблагоприятных условиях труда превышает 300 тысяч (или 40% от числа работающих), а в нефтехимической и горно-металлургической отраслях составляет 60-70% от числа работающих; в строительстве, в связи и на транспорте - 42-45%.
В результате несчастных случаев на производстве ежегодно травмируется порядка 7,0 тысяч человек, из них 140-150 человек - погибает, более 200 становятся инвалидами.
Следствием неудовлетворительного состояния условий труда является неуклонный рост профессиональной заболеваемости в области.
За последние пять лет число профессиональных заболеваний выросло более чем в 3 раза и составляет 4,82 на 10 тысяч работающих, что в 2 раза превышает Российский уровень.
Сложившееся положение с охраной труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенность машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов, недостаточным обеспечением средствами индивидуальной защиты и низкой эффективностью работы вентиляционного оборудования. В целом по области износ основных производственных фондов составил 47,3%, а машин и оборудования - 57,0%. При этом в промышленности износ основных фондов составляет 53,4%, в строительстве - 41,8%, в связи - 39,2%.
Анализ причин производственного травматизма свидетельствует о недостаточном внимании предпринимателей, руководителей предприятий к реконструкции и модернизации производств, соблюдению сроков проведения ремонта и замены устаревшего оборудования, отсутствии надежных систем предупреждения и локализации аварий, приборов контроля и средств коллективной и индивидуальной защиты, просчеты при проектировании оборудования и технологических процессов.
Наряду с перечисленными причинами, устранение которых требует значительных финансовых и материально-технических затрат, решение многих проблем по охране труда сдерживается отсутствием правовой и нормативной базы в этой области, в том числе определяющей структуру системы по государственному управлению охраной труда на федеральном и территориальном уровнях. Не отработан экономический механизм, побуждающий предприятия принимать эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и создающий устойчивую финансово-экономическую основу для реализации требований законов, государственных норм и правил по охране труда.
Система социальной защиты от производственных травм и профессиональных заболеваний, полного возмещения ущерба, причиненного ими, пока не сформирована, что также требует принятия соответствующих государственных решений. Не стимулирует предпринимателя к созданию здоровых и безопасных условий труда действующая в стране система льгот и компенсаций за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда. Тем или иным видом льгот по этим причинам пользуются в нашей области более 40% работающих на производстве. Ежегодно выходят на льготную пенсию по условиям труда свыше 7,5 тыс. человек.
В решении проблем охраны труда недостаточно используется возможности социального партнерства.
В целом для стабилизации создавшегося положения по охране и условиям труда, создания государственной системы обеспечения охраны труда работников на производстве нужны комплексные программные решения ее на федеральном уровне и на уровне территорий субъектов Российской Федерации.
В этой связи и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года N 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения" и в соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1993г. N ЮЯ-П12-31986, постановлением Администрации области от 19 августа 1993 г. N 281 , соглашением между администрацией области и Советом Федерации профсоюзов на 1995 год разработана Программа по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы.
Подходы к формированию Программы
Программа подготовлена исходя из необходимости реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда , состояния условий и охраны труда в регионе, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях и в организациях области.
В соответствии со ст. 17 Основ законодательства Российской Федерации финансирование охраны труда осуществляется за счет ассигнований, выделяемых отдельной строкой в республиканском бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации всех уровней, а также из фондов охраны труда. Должны быть созданы федеральный и территориальные фонды охраны труда, а также фонды охраны труда предприятий.
Основными источниками финансирования региональной Программы должны быть федеральный и областной бюджеты, Фонд социального страхования Российской Федерации (региональное отделение) и создаваемые фонды охраны труда разных уровней, определенные в соответствии с государственной политикой в области охраны и улучшении условий труда.
Кроме того могут быть привлечены средства других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
Приоритетные направления и отдельные разделы региональной Программы подлежат ежегодному корректированию с учетом социально-экономического развития страны, региона, а также на основе полученных результатов научно-исследовательских разработок, проводимых по вопросам охраны и условий труда.
Финансово-экономическое обеспечение, предусмотренное Программой за счет средств федерального и регионального фондов охраны труда, фондов охраны труда предприятий, возможно при условии создания соответствующих фондов, решение о создании которых будет принято в ближайшее время.
Цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение здоровых и безопасных условий труда на производстве, предупреждение и профилактика производственного травматизма, сохранение жизни и здоровья человека в процессе труда.
К числу первоочередных задач региональной Программы относится подготовка и реализация правовых, организационных, социально-экономических, научно-технических, санитарно-гигиенических, реабилитационных и других мер, обеспечивающих работникам государственные гарантии и правовую защиту в области охраны труда в условиях рыночной экономики.
Программой предусмотрены следующие разделы:
1. Нормативное обеспечение охраны труда.
2. Организационное обеспечение охраны труда.
3. Информационное обеспечение в области охраны труда. Обучение работников и подготовка специалистов по охране труда.
4. Научно-техническое обеспечение условий и охраны труда, совершенствование технических средств и методов контроля в этой области.
5. Разработка новых, более совершенных средств коллективной и индивидуальной защиты, материалов для их производства.
6. Обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных заболеваний, предупреждению нетрудоспособности работающих и реабилитации пострадавших на производстве.
Нормативное обеспечение охраны труда
Представляется целесообразным в первую очередь провести работу совместно с Министерством труда России по совершенствованию законодательной и нормативной базы в целях обеспечения реализации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда , их распространение и применение непосредственно на предприятиях области.
Предусматривается разработка законодательных актов, обеспечивающих с одной стороны, заинтересованность и ответственность работодателей в улучшении условий и охраны труда, с другой - государственные гарантии права на охрану труда и необходимый уровень социальной защиты работников, участвующих в трудовом процессе.
Важнейшими из них являются: система обязательной сертификации (лицензирования постоянных рабочих мест на производственных объектах, средств производства и оборудования на соответствие охраны и безопасности труда, государственных стандартов) и система экономического механизма заинтересованности предприятий в улучшении условий и охраны труда, внедрении безопасных и безвредных технологий и оборудования.
Предусматривается пересмотр действующих и разработка совместно с Министерством труда Российской Федерации новых норм и правил по охране труда, гигиенических нормативов, санитарных норм и правил, гигиенических требований к организации технологических процессов и производственному оборудованию, совершенствованию системы стандартов безопасности труда.
Механизм реализации предусмотрен в приложении (раздел 1).
Финансово-экономическое обеспечение раздела предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, областного бюджета и средств предприятий.
Социальный эффект реализации данного направления - создание законодательной и нормативной базы, соответствующей новым экономическим отношениям и надежно защищающей права и интересы работников в условиях рыночных отношений и закрепляющей законодательно функции и ответственность государства и предпринимателя за состояние охраны труда и безопасности работников на производстве.
Организационное обеспечение охраны труда
Главной целью данного направления является создание в регионе совместно с Минтрудом России государственной системы управления охраной труда областного, городского (районного) уровня и уровня предприятий с четкой регламентацией их функций, завершение формирования государственной инспекции труда по Самарской области, образование областной межведомственной комиссии по охране труда с целью координации работ по охране труда органами государственного надзора расположенных на территории области.
Предусмотрено формирование территориального фонда охраны труда и фондов охраны труда предприятий в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране труда, создание автоматизированных рабочих мест государственных инспекторов и экспертов, инженеров служб охраны труда предприятий.
В разделе отведено важное место контрольным, организаторским и административным функциям государственных органов по охране труда, по реализации законодательных и нормативных актов в этой области.
Механизм реализации предусмотрен в приложении (раздел 2). Финансово-экономическое обеспечение раздела предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации (региональное отделение), городских и районных бюджетов, средств предприятий области.
Социальный эффект реализации данного направления позволит проводить и осуществлять государственную политику по охране труда на территории области, повысить ответственность исполнительной власти региона и предпринимателя за состояние охраны труда и безопасности работников на производстве, выполнять гарантированное финансирование мероприятий по охране и условиям труда.
Информационное обеспечение в области охраны
труда. Обучение работников и подготовка
специалистов по охране труда
Главная цель этого направления - повышение уровня знаний по охране труда у всех участников производства и на этой основе снижение травм и аварий.
Предусматривается создание системы непрерывного обучения в области охраны труда на всех уровнях образования и профессиональной деятельности работника, создание и организация работы областного учебно-методического центра профессиональной подготовки, обучению и аттестации руководителей и специалистов по охране труда, информации и документации по охране труда; разработка и внедрение системы информационного обеспечения и анализа травматизма, условий и охраны труда, общих и профзаболеваний, средств индивидуальной и коллективной защиты; интегрального показателя для оценки и прогнозирования состояния охраны и условий труда на различных уровнях: область-город-район-предприятие; подготовка к изданию учебных пособий по охране труда, проведение областных научных конференций, семинаров, выставок по охране труда.
Механизм реализации в приложении (раздел 3).
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществлять за счет средств федерального бюджета, Фонда социального страхования (региональное отделение), областного бюджета, средств предприятий.
Социальный эффект:
формирование квалифицированных специалистов по охране труда; распространение передового опыта по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве; снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; удовлетворение потребности предприятий и организаций в информации и документации по охране и условиям труда.
Научно-техническое обеспечение условий и охраны труда,
совершенствование технических средств и методов
контроля в этой области
Главными целями данного направления являются научно-техническое перевооружение производства на предприятиях области, обновление основных производственных фондов, разработка конструкций и новых материалов, обеспечивающих здоровые безопасные условия труда в различных отраслях экономики области, создание систем и средств контроля вредных и опасных факторов производственной сферы.
Мероприятия предусматривают создание средств и методов снижения или ликвидации существующих вредных и опасных производственных факторов и защиты работников от влияния этих факторов; разработку и внедрение новых технологий, модернизацию и усовершенствование машин и механизмов, аппаратуры и приборов, предназначенных для предотвращения взрывов, обнаружения мест утечки токсичных и взрывоопасных газов, разработку и освоение выпуска ряда измерительных приборов общего назначения для контроля производственной среды в различных производствах. Механизм реализации в приложении (раздел 4). Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено осуществить за счет средств областного бюджета, средств предприятий и организаций области.
Социально-экономический эффект реализации данного направления Программы будет выражаться, прежде всего, в предупреждении производственного риска, сохранении здоровья и повышении работоспособности работников, а также в экономии средств, связанных с производственно обусловленной заболеваемостью, и расходов по возмещению вреда работникам, причиненного травмами и профессиональными заболеваниями.
Разработка новых, более совершенных средств
коллективной и индивидуальной защиты, материалов для
их производства
Главной целью направления является улучшение обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, разработка их новых видов и развитие производства высокоэффективных средств защиты.
Мероприятия предусматривают создание средств и методов защиты работников от воздействия опасных вибрационных и ударных нагрузок, электромагнитного излучения, шумового эффекта, сильнодействующих ядовитых веществ.
Совместно с Минтрудом России управление труда Администрации области, государственная экспертиза условий труда области являются ответственными за исполнение работ по размещению заказов на производство средств индивидуальной защиты и поставкам предприятиям области.
Механизм реализации в приложении (раздел 5).
Финансово-экономическое обеспечение предусмотрено за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и средств предприятий и организаций области.
Объемы производства по годам и номенклатура средств индивидуальной защиты будут уточняться в зависимости от заказов предприятий области.
Социальный эффект: сохранение здоровья и повышение работоспособности работников; снижение производственного риска, травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обеспечение мероприятий по профилактике профессиональных
заболеваний, предупреждению нетрудоспособности работающих
и реабилитации пострадавших на производстве
Основная задача этого направления профилактика профессиональных заболеваний, обеспечение социальной защиты пострадавших на производстве, предупреждение и восстановление работоспособности и совершенствование профилактических медицинских осмотров.
Мероприятия предусматривают создание на территории области центра реабилитации работников, получивших профессиональные заболевания; разработку и внедрение гигиенических рекомендаций по обеспечению безопасных условий труда, связанных с вибрационными заболеваниями; новые экспресс методы раннего выявления признаков воздействия на работников вредных производственных факторов.
Механизм реализации в приложении (раздел 6).
Финансово-экономическое обеспечение данного направления предусмотрено осуществить за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, средств Фонда социального страхования Российской Федерации (региональное отделение) предприятий области.
Социальный эффект: восстановление здоровья и работоспособности многим работникам области, которые могли бы стать инвалидами труда, пенсионерами в связи с профессиональными заболеваниями.
Управление и контроль за реализацией
Программы
Координацию за реализацией Программы и контроль за ее выполнением осуществляет Администрация области, управление труда осуществляет организацию выполнения Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.