Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Самарской городской Думы
от 28 ноября 2002 г. N 193
Городская целевая программа
"Дети Самары" на 2003 - 2006 годы
Паспорт городской целевой программы
"Дети Самары" на 2003 - 2006 годы
Наименование Городская целевая программа "Дети Самары" на
программы 2003 - 2006 годы (далее - программа)
Заказчик Администрация города Самары
Основные Управление образования администрации г.
разработчики Самары (ГУО)
программы Управление здравоохранения администрации г.
Самары (УЗГ)
Комитет по делам семьи администрации г.
Самары (КДС)
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
г. Самары (ГУК)
Комитет по делам молодежи администрации
города (КДМ)
Комитет по физической культуре и спорту
администрации г. Самары (КФС)
Цели и задачи Основной целью программы является создание
программы условий для реализации прав детей на
полноценное физическое, духовно - нравственное
и интеллектуальное развитие.
Задачи программы:
- повышение уровня здоровья детей, снижение
уровня заболеваемости и инвалидизации
детского населения;
- создание безопасных и комфортных условий
для укрепления здоровья и всестороннего
развития дошкольников;
- развитие целостного образовательного
пространства города, способствующего
реализации главных приоритетов в процессе
обучения и воспитания: качества,
доступности, эффективности;
- обеспечение устойчивой тенденции
уменьшения социального сиротства; создание
условий для интеграции детей с
ограниченными физическими возможностями в
общество;
- организация досуга, общения и
общественно - полезной деятельности детей
и подростков города по месту жительства;
- обновление форм и методов воспитания
патриотизма, гражданственности детей,
укрепление социального единства общества;
- развитие физической культуры, массового
детского и юношеского спорта на основе
лучших отечественных традиций;
- создание комплекса условий для выявления,
поддержки и развития одаренных детей;
- обеспечение максимальной занятости детей
и подростков в период школьных каникул
организованными формами отдыха.
Сроки 1 января 2003 - 31 декабря 2006 годы
реализации
программы
Разделы "Здоровье детей Самары" (приложение N 1);
целевой "Дошкольное детство" (приложение N 2);
программы "Школа и дети" (приложение N 3);
"Забота и поддержка" (приложение N 4);
"Подростковые клубы" (приложение N 5);
"Я - гражданин и патриот" (приложение N 6)
"Спорт любить - сильным быть" (приложение N 7);
"Юные дарования" (приложение N 8);
"Каникулы" (приложение N 9).
Исполнители Управление образования администрации города
Самары (ГУО)
Управление здравоохранения администрации
города Самары (УЗГ)
Комитет по делам семьи администрации города
(КДС)
Комитет по делам молодежи администрации
города (КДМ)
Комитет по физической культуре и спорту
администрации г. Самары (КФС)
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
г. Самары (ГУК)
Департамент потребительского рынка и услуг
администрации г. Самары (ДПРУ)
Отдел рационального природоиспользования и
охраны окружающей среды администрации г.
Самары (ОРП)
Объемы и Бюджет города 674995,8 тыс. руб., в том
источники числе:
финансирования 2003 г. - 166008,1 тыс. руб.
2004 г. - 163482,7 тыс. руб.
2005 г. - 169567,8 тыс. руб.
2006 г. - 175937,2 тыс. руб.
Ожидаемые Реализация программы позволит:
результаты - обеспечить увеличение числа детей,
реализации относящихся к первой группе здоровья, до
программы 10% и снижение уровня детской инвалидности
на 5%;
- добиться максимального охвата детей в
возрасте от 1 года до 6 лет дошкольным
образованием в различных формах;
- эффективно развивать систему образования
города Самары на всех ступенях:
дошкольного, общего, дополнительного,
профессионального образования;
- обеспечить социально - педагогический
патронаж детей - сирот, детей с
ограниченными физическими возможностями;
- создать действенную систему социально -
педагогических комплексов, побудить детей
к сохранению лучших традиций Самары, к
общественной социально значимой
деятельности на благо города, микросоциума;
- увеличить число детей, занятых физической
культурой и спортом;
- обеспечить успешность учащихся в
художественно - творческой и научно -
исследовательской деятельности;
- обеспечить максимальную занятость в
каникулярное время детей и подростков
города.
Система Рассмотрение вопросов, связанных с
контроля за исполнением мероприятий программы,
исполнением производится:
программы - 1 раз в год на коллегии администрации
города;
- 1 раз в год на заседании Самарской
Городской Думы.
Содержание проблемы и необходимость ее
решения программными методами
Будущее Самары - это 221 тысяча детей. Целенаправленная системная работа городской администрации, всех заинтересованных организаций, учреждений и ведомств по решению проблем детства, семьи и образования позволила создать основу равных для всего населения возможностей в сфере оздоровления, воспитания и развития детей.
В городе один из самых низких в Российской Федерации показателей младенческой смертности, который, по мировой статистике, свидетельствует о социальном благополучии населения. За последние годы муниципалитет принял от ведомств десятки дошкольных образовательных учреждений, не допуская их перепрофилирования. Возрождена и приумножена сеть подростковых клубов, содержательно организующих досуг подростков. В настоящее время на территории города действует 187 подростковых клубов и подростковых центров по сравнению со 112 в 1998 году. Сохранены и получили дальнейшее развитие традиции качественного, эффективного и доступного общего и дополнительного образования. За последние годы открыты новые образовательные учреждения различной направленности: общеобразовательная школа N 178, гимназия "Перспектива", Самарский муниципальный институт управления, казачье кадетское отделение - интернат, воскресные национальные школы и другие, учащиеся 27 образовательных учреждений изучают предметы по углубленным программам. Значительно возросло число детей, занимающихся в центрах внешкольной воспитательной работы, спортивных секциях, школах искусств, музыкально - хоровых студиях. Немало сделано по укреплению материально - технической базы учреждений социальной сферы, работающих с детьми.
Несмотря на достигнутые в предыдущие годы результаты реализации городских комплексных и целевых программ по решению проблем детства, сохраняется много вопросов в сфере обеспечения условий для полноценного физического, духовно - нравственного и интеллектуального развития молодого поколения.
Одной из основных проблем города Самары при существующей демографической ситуации является неуклонное снижение уровня здоровья подрастающего поколения. По данным здравоохранения, ежегодно рождается не более 2% абсолютно здоровых младенцев. Среди детей от 0 до 14 лет - абсолютно здоровых 19%, среди подростков - 18%. Отмечается рост хронической патологии во всех возрастных группах. В этом направлении нужна долгосрочная, целенаправленная работа учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, каждой семьи.
Особой заботой муниципалитета города остаются дошкольники, сохранность их здоровья, гармоничное развитие. На территории города действуют 204 муниципальных и 25 ведомственных дошкольных учреждения. Серьезных усилий потребует дальнейшее сохранение сети дошкольных учреждений, включая ведомственные, укрепление их материально - технической базы, дополнительное открытие групп для детей раннего возраста, разработка новых содержательных и организационных форм влияния на развитие дошкольников, не посещающих детский сад.
В течение ряда лет активно осуществлялся процесс модернизации общеобразовательных учреждений города: менялся статус, обновлялось содержание деятельности, формировались современные воспитательные системы, рождались разнообразные формы общественного участия в жизни школ. Особое внимание городской администрации, педагогических коллективов направлено на создание условий, обеспечивающих качественную подготовку выпускников к Единому государственному экзамену, формирование компьютерной грамотности, раннее профессиональное самоопределение учащихся через систему профильных классов, муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Затратной, но необходимой частью бюджета города остается финансирование бесплатных кружков и секций учреждений дополнительного образования, что решает проблемы организации досуга детей и подростков.
Современная ситуация в России и городе характеризуется сохранением ряда социальных проблем, в значительной мере обусловленных системным социально - экономическим кризисом 90-х годов. Не сокращается уровень семей, в которых снижены воспитательные и жизнеобеспечивающие функции. Из 3484 детей-сирот в г. Самаре лишь 713 потеряли родителей, остальные 2771 имеют статус социальных сирот. Нуждается в серьезном совершенствовании система социальной поддержки детей - инвалидов. В Самаре 4037 семей воспитывают 4061 ребенка с ограниченными физическими возможностями.
Сохраняет свою актуальность обеспечение взаимодействия между государственными, муниципальными органами и учреждениями, с одной стороны, и негосударственными, общественными организациями, действующими в области образования, семьи и детства, с другой, в рамках города и отдельно взятого микрорайона. Необходимо обеспечить активное и заинтересованное участие детей и самого населения в реализации принятых программ, что возможно через создание открытых воспитательных систем в рамках социально - педагогических комплексов, неотъемлемой частью которых стали подростковые клубы.
Воспитательная функция этих учреждений должна усиливаться за счет совершенствования содержания, форм организации деятельности, укрепления их материально - технической базы.
В настоящее время преодоление криминогенной обстановки, экстремистских настроений, роста терроризма невозможно без воспитания детей и подростков в духе уважения и верности славным боевым, трудовым и культурным традициям города. Необходимо продолжить практику присвоения имен известных земляков школам и учреждениям города, тесного взаимодействия с ветеранскими организациями, приобщения детей к краеведческой поисковой и исследовательской работе, развитию школьных музеев и Уголков боевой славы.
Приоритетным в социальной сфере муниципальной политики является массовое приобщение детей и подростков к физической культуре и спорту, формирование потребности здорового образа жизни. За последние 7 лет число детей, активно занимающихся физической культурой и спортом, выросло с 20 тыс. до 29 тыс. человек. Однако сохраняется проблема развития и эффективного использования сети учреждений дополнительного образования спортивной направленности. Первоочередной задачей социально - педагогических комплексов остается создание при активном участии самого населения спортивных площадок, установка малых спортивных форм для удовлетворения потребностей в двигательной активности детей и подростков в условиях микрорайонов, обогащения учащихся знаниями и навыками в области физической культуры и спорта, подвижных игр и развлечений.
Развитие общества на современном этапе требует вовлечения во все сферы общественной жизни города наиболее развитых, неординарно мыслящих, одаренных людей. Необходимо совершенствование системы выявления одаренности подрастающего поколения, обеспечения условий, которые максимально способствуют раскрытию возможностей каждого ребенка, их реализации в творческой, художественно - эстетической, научно - исследовательской, проектной деятельности.
Наиболее эффективное время для решения задач оздоровления, содержательного отдыха, всестороннего развития подрастающего поколения, приобщения его к здоровому образу жизни, профилактики противоправного поведения несовершеннолетних - это время каникул. Необходимо найти источники финансирования, отработать управленческие решения, совершенствовать местную нормативную базу, чтобы сохранить и совершенствовать созданную в городе разнообразную и результативную систему организации каникулярного времени детей в течение всего года.
Накопленный опыт в решении проблем детства комплексными программными методами позволяет сделать вывод о целесообразности и необходимости дальнейшего продолжения работы по объединению усилий, чтобы детство реально стало временем мира, здоровья, нравственного и интеллектуального становления.
Цели и задачи Программы
Основной целью программы является создание условий для реализации прав детей на полноценное физическое, духовно - нравственное и интеллектуальное развитие.
Для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач по повышению уровня здоровья детей; созданию благоприятных условий для укрепления здоровья и всестороннего развития дошкольников; дальнейшему формированию образовательного пространства города, способствующего реализации главных приоритетов в процессе обучения и воспитания; обеспечению устойчивой тенденции уменьшения социального сиротства; созданию условий для успешной социализации детей с ограниченными физическими возможностями; организации досуга, общения и общественно - полезной деятельности детей и подростков города по месту жительства; совершенствованию патриотического воспитания, укреплению социального единства общества; развитию физической культуры, массового детского и юношеского спорта; по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей; обеспечению максимальной занятости детей и подростков в период школьных каникул организованными формами отдыха.
Организация управления и контроля за ходом исполнения Программы
Программой определен круг исполнителей. Структурные подразделения администрации города, указанные а графе "Исполнители" прилагаемого перечня мероприятий, несут ответственность за организацию и исполнение соответствующих мероприятий, рациональное и целевое использование выделяемых бюджетных средств.
Общее руководство и координацию работы по исполнению программы осуществляет Управление образования администрации города Самары.
Контроль за целевым использованием средств городского бюджета осуществляет Департамент финансов администрации города Самары.
Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Самарская городская Дума, администрация города Самары и Общественный консультационный совет по вопросам образования при Главе города Самары.
Финансовое обеспечение Программы
Мероприятия программы финансируются за счет средств бюджета города Самары, предусмотренных постановлением Самарской городской Думы о бюджете города на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления.
Возможно привлечение внебюджетных средств.
Технико - экономическое обоснование Программы
Расходы на реализацию программы запланированы, исходя из целей, задач и мероприятий документа. При расчете стоимости мероприятий использовался метод планирования затрат из фактических данных, установленных на основании результатов ранее проводимых администрацией города аналогичных мероприятий с учетом уровня инфляции и изменений демографических показателей.
Важнейшими направлениями программы, требующими первоочередной реализации на 2003 год, являются:
- организация каникулярного отдыха детей (ориентировочный объем затрат составляет 38 млн. руб.);
- обеспечение льготным питанием детей из социально незащищенных семей (ориентировочный объем затрат составляет 30 млн. рублей: расчет произведен исходя из стоимости рациона питания горячего завтрака - 7,5 руб.; количество учащихся, нуждающихся в льготном питании - 25128 человек, что составляет 20% от общего количества учащихся);
- капитальный ремонт и материально - техническое обеспечение подростковых клубов (ориентировочный объем затрат на поэтапное оснащение 168 клубов по месту жительства спортивным инвентарем, мебелью, музыкальной аппаратурой - 2 млн.30 тыс. руб. с 2003 по 2006 год).
Приоритетной частью программы является укрепление материально - технической базы более 600 учреждений социальной сферы города.
В дошкольные образовательные учреждения согласно разделу программы "Дошкольное детство" предполагается приобретение следующих товаров и организация услуг:
- 102 единиц технологического оборудования (1 млн. руб. ежегодно, имеются акты по замене и капитальному ремонту оборудования);
- 210 комплектов спортивного инвентаря, который не приобретался в детские сады последние 10 лет (ежегодно 300 тыс. руб.);
- 600 комплектов мягкого инвентаря (постельного белья) на общую сумму 430 тыс. руб.;
- 20 тыс. единиц посуды на общую сумму 200 тыс. руб. ежегодно;
- медикаментов на общую сумму 70 тыс. руб. ежегодно;
- в 5 детских садах каждый год планируется проводить капитальный ремонт зданий, спортивных площадок и бассейнов из расчета 300 тыс. рублей на одно учреждение.
Важнейшими показателями модернизации системы образования являются: создание 10 образовательных, многопрофильных центров, что потребует капитального ремонта и подготовки зданий для размещения и установки специального учебного оборудования, поставки которого предусмотрены Соглашением о субзайме от 29.07.2002 N 01-0106/26-663 между Министерством финансов РФ, Министерством образования РФ и Администрацией Самарской области из расчета 500 тыс. руб. на каждый центр; дальнейшая компьютеризация образовательных учреждений, работа их в сети Интернет, что потребует приобретения в течение 4 лет 40 компьютерных классов и оплаты услуг связи по работе в сети Интернет в размере 3 млн. рублей ежегодно (раздел программы "Школа и дети").
Затратными мероприятиями программы являются направления работы по разделу "Забота и поддержка", среди них создание городской социальной гостиницы "Мать и дитя" (4 млн. руб.), отделений по профилактике безнадзорности на базе центров "Семья" в 6 районах города (3 млн.600 тыс. руб.), отделений реабилитации детей - инвалидов на базе 4 центров "Семья" (1 млн.900 тыс. руб.). Указанные средства необходимы на приобретение материалов, оплаты труда служащих, капитальный и текущий ремонт зданий, оснащение предметами длительного пользования.
Усиления внимания и материальной поддержки требуют три Дома ребенка города Самары, социально реабилитационный центр для несовершеннолетних подростков. В этих целях необходимо приобрести 6 легковых автомобилей и 6 микроавтобусов на сумму 2 млн.400 тыс. руб., а также осуществить текущий и капитальный ремонт зданий на сумму 1 млн.500 руб. и приобрести оборудование на сумму 3 млн.100 тыс. руб. (мебель, игрушки, медицинское оборудование, технологическое оборудование).
Учитывая высокую социальную значимость работы по месту жительства, а также в целях профилактики детской противоправности необходимо ежегодно реконструировать и благоустраивать не менее 70 детских спортивных и 30 детских игровых площадок, поддерживать в надлежащем состоянии 45 хоккейных кортов, не менее 120 ледяных катков при общеобразовательных учреждениях. На обозначенные цели ежегодно требуется направлять не менее 550 тыс. рублей (раздел программы "Подростковые клубы").
Создание условий для физического совершенствования детей и подростков, формирования потребности здорового образа жизни может быть обеспечено за счет сохранения и расширения сети спортивных сооружений (бассейнов - пристроев к школам, отдельно стоящих бассейнов из легких конструкций, спортивных залов). Указанные в разделе "Спорт любить - сильным быть" денежные средства, предусмотренные на эти цели в п.12,13,14,15,16,17,19,20, определены проектно - сметной документацией, существующей практикой строительства и оборудования подобных сооружений.
Раздел программы "Юные дарования" включает в себя мероприятия по материально - техническому обеспечению учреждений, эффективно работающих с одаренными детьми: приобретение лабораторного оборудования для экспериментальной работы, художественных мастерских, обновление библиотечного фонда, музыкальных инструментов и т. д. На эти цели запланированы средства не менее 400 тыс. руб. ежегодно.
В соответствии с планом учебной работы детско - юношеских спортивных школ города в каникулярное время организуются учебно - тренировочные сборы, которые требуют денежных средств на оплату проезда, питания, вступительных взносов, текущего ремонта загородной тренировочной базы в размере 8 млн.680 тыс. рублей на 2003 - 2006 годы (раздел программы "Каникулы", п.22).
В целом реализация указанных мероприятий требует финансовых средств в сумме 674 млн.995,8 тыс. руб., в том числе на 2003 год - 166 млн.8,1 тыс. руб.
Проектом бюджета города на 2003 год предусмотрена сумма 35 млн.824 тыс. руб. на выполнение данной программы, которая спланирована по отрасли "Образование". Недостающая сумма может быть покрыта за счет дополнительных источников финансирования.
Система программных мероприятий
В соответствии с поставленными задачами мероприятия программы систематизированы по 9 разделам: 1. Раздел 1 "Здоровье детей Самары" (приложение N 1); 2. Раздел 2 "Дошкольное детство" (приложение N 2); 3. Раздел 3 "Школа и дети" (приложение N 3); 4. Раздел 4 "Забота и поддержка" (приложение N 4); 5. Раздел 5 "Подростковые клубы" (приложение N 5); 6. Раздел 6 "Я - гражданин и патриот" (приложение N 6); 7. Раздел 7 "Спорт любить - сильным быть" (приложение N 7); 8. Раздел 8 "Юные дарования" (приложение N 8); 9. Раздел 9 "Каникулы" (приложение N 9).
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация программы позволит создать благоприятную городскую среду, активно влияющую на формирование здорового гармоничного ребенка - юного гражданина и патриота города Самары.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Раздел 1 Здоровье детей Самары |
|
Содержание Постановление Самарской городской Думы от 28 ноября 2002 г. N 193 "Об утверждении городской целевой программы "Дети... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.