Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к решению
Тольяттинской городской Думы
от 16 июня 1999 г. N 560
Концепция городской инвестиционной политики
Введение
Для достижения устойчивого социально-экономического развития г. Тольятти активизация и повышение эффективности инвестиционного процесса приобретает ключевую роль. Инвестиции определяют экономическую ситуацию и перспективы развития города, а инвестиционная деятельность является важнейшим инструментом городской экономической политики.
Муниципальная инвестиционная политика призвана стать целенаправленной научно-обоснованной деятельностью органов местного самоуправления по регулированию инвестиционных процессов через привлечение и эффективное использование инвестиционных ресурсов в решение проблем гармоничного социально-экономического развития города.
Таким образом, настоящая Концепция направлена на формирование комплексной городской инвестиционной политики для развития инвестиционной деятельности на территории города и реализуется через систему конкретных нормативно-правовых актов и программ.
1. Общие положения
Основанием для разработки Концепции городской инвестиционной политики послужили следующие основные законодательные и нормативно-правовые акты:
- Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. N 1488-1 (ред. от 19 июня 1995 г.) "Об инвестиционной деятельности в РСФСР".
- Указ Президента РФ от 11 июня 1994 г. N 1233 (ред. от 4 ноября 1994 г.) "О защите интересов инвесторов".
- Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. N 1929 (ред. от 16 апреля 1996 г.) "О частных инвестициях в Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 13 октября 1995 г. N 1016 (ред. от 27 декабря 1995 г.) "О комплексной программе стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 534 (ред. от 21 июня 1996 г.) "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации".
- Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении Программы Правительства РФ "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".
- Постановление Правительства РФ от 19 декабря 1997 г. N 1605 "О дополнительных мерах по стимулированию деловой активности и привлечению инвестиций в экономику Российской Федерации".
- Закон РФ от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
- Закон Самарской области от 16 июня 1998 г. N 10-ГД "Об инвестициях в Самарской области".
- Решение Самарской Губернской Думы от 24 ноября 1998 г. N 141 "О прогнозе и программе социально-экономического развития Самарской области на 1999-2001 годы".
- Решение Тольяттинской городской Думы от 7 апреля 1999 г. N 493 "О Концепции социально-экономического развития города Тольятти".
- Другие законы и нормативно-правовые акты РФ, Самарской области и г. Тольятти, касающиеся вопросов инвестиционной деятельности.
При разработке Концепции использован также опыт регионов и городов РФ по формированию инвестиционной политики.
Основными терминами, употребляемыми в настоящей Концепции являются следующие:
Инвестиции - все виды финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в целях получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Инвестициями могут быть денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности.
Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций (инвестирование) и совокупность практических действий по их реализации физическими и юридическими лицами всех форм собственности для достижения экономического и социального эффекта. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений.
Экономический эффект от инвестиционной деятельности - полезный результат от инвестиционной деятельности, измеряемый разностью между доходом (в денежном выражении) полученным от инвестиционной деятельности и расходами (в денежном выражении), связанными с ее осуществлением.
Социальный эффект от инвестиционной деятельности - социальный результат расходования инвестиционных ресурсов, выражающийся в решении задач, относящихся к вопросам местного значения (решение существующих и потенциальных проблем городского сообщества в сфере культуры, экономики, градоустройства, социальной защиты, экологии и управления).
Субъекты (участники) инвестиционной деятельности - инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные фонды) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства, международные организации, отдельные регионы и территории.
Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций в объекты инвестирования и обеспечивающие их целевое использование. Допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования.
Объекты инвестиционной деятельности - вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах экономики города, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объекты собственности, имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Инвестиционный потенциал - это инвестиционные возможности города и отдельных субъектов, выражающиеся как через имеющиеся инвестиционные ресурсы и возможности для их освоения и накопления, так и через наличие в городе объектов и условий для эффективного инвестирования.
Инвестиционный климат (инвестиционная привлекательность) - совокупность социально-экономических, политических, экологических, социокультурных, организационно-правовых и финансовых факторов, предопределяющих силу притяжения или отторжения инвестиций.
Инвестиционные ресурсы - все виды финансовых, имущественных и интеллектуальных ценностей, потенциально предназначенных и фактически используемых в инвестиционной деятельности.
Муниципальные преференции - это предпочтения, предоставляемые органами местного самоуправления тем или иным субъектам городского сообщества, либо определенным видам деятельности в форме местных налоговых и иных льгот, дополнительных возможностей, поддержки и других привилегий в соответствии с решениями городской Думы.
Муниципальные инвестиционные ограничения - это вытекающие из нормативных актов или (и) из решений органов местного самоуправления пределы, границы, за которые не должна выходить инвестиционная деятельность экономических субъектов в связи с фактическим или предполагаемым социальным и экономическим ущербом для городского сообщества.
2. Актуальность формирования городской инвестиционной политики
Состояние инвестиционного климата является одним из определяющих показателей экономической ситуации и перспектив развития города. Однако статистика последних лет свидетельствует о постоянном снижении в г. Тольятти объема производственных и непроизводственных капитальных вложений, в результате чего в городе не происходит не только расширенное, но даже простое воспроизводство основного капитала. Высокая степень физического и морального износа основных фондов является серьезным сдерживающим фактором развития экономики города.
Сложное финансовое положение предприятий, высокая инфляция, обусловившая норму процента, намного превышающую потенциальную рентабельность большинства производственных проектов, экономическая и политическая нестабильность в стране, отсутствие эффективной гарантийной базы для привлечения инвестиций и более высокая по сравнению с реальным производством доходность операций в финансовой сфере сделало фактически недоступным среднеи тем более долгосрочные производственные инвестиции, что, в конечном счете, может нанести значительный ущерб социально-экономическому развитию города.
В условиях отсутствия комплексной городской инвестиционной политики процесс инвестирования остается малоэффективным и непривлекательным для потенциальных инвесторов. Инвестиционная активность частного сектора развивается, в основном, в тех сферах, которые способны дать инвесторам сравнительно быстрый и максимальный эффект, но не соответствуют долгосрочным потребностям города. Это связано в первую очередь с тем, что частный сектор по своей природе не склонен оценивать последствия своей деятельности на будущие условия жизни, часто создавая поэтому угрозу для последующих поколений.
Поэтому при формировании муниципальной инвестиционной программы органы местного самоуправления призваны соединять интересы общества с интересами предпринимательской деятельности через регулирование инвестиционных потоков. То есть оценивать инвестиционные проекты необходимо с позиций достижения как экономического, так и социального эффекта для города в результате их реализации. Муниципальное регулирование инвестиционных процессов заключается в создании благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в приоритетных направлениях развития города и условий, сдерживающих и ограничивающих инвестиционную деятельность, способную нанести ущерб городскому сообществу.
При отсутствии такого регулирования, хаотичное развитие инвестиционной деятельности отдельными субъектами приводит к диспропорциям и перекосам в экономике города, негативному влиянию на другие сферы. Возникает необходимость управления и координации всеми городскими инвестиционными потоками на уровне единого муниципального органа.
За последние годы частные инвестиции шли, в основном, в сферу торговли и общественного питания. Объемы бюджетных инвестиций через финансирование городских программ развития экономики и промышленности города были недостаточными и расходовались не всегда эффективно.
Снижение инвестиций в промышленность является одной из главных причин продолжающегося промышленного спада, препятствует общему оздоровлению экономики города, обостряет проблему зависимости благополучия города от ситуации на федеральном и региональном уровне.
Для преодоления дезинтеграции экономики и предотвращения дальнейшего бегства капитала из производственной и других социально-значимых для города сфер требуются активные и адекватные усилия органов местного самоуправления в тесном сотрудничестве с коммерческими и некоммерческими организациями и институтами, составляющими городское сообщество. Нужны экономические и организационные инструменты, направляющие инвестиции в подъем приоритетных для города отраслей. Необходимо совершенствовать существующую нормативно-правовую базу, принимать нормативные акты, надежно защищающие права инвесторов и их собственность.
Несмотря на объективные ограничения возможностей города в формировании собственной инвестиционной политики, связанные с макроэкономическими факторами, которые зависят от федеральной и региональной политики, город имеет не мало способов воздействия на инвестиционные процессы. Это и предоставление определенных преференций по местным налогам, и выдача гарантий под инвестиционные банковские кредиты, и реализация муниципального заказа на конкурсных условиях среди местных предприятий, и собственная инвестиционная деятельность за счет создания системы среднесрочного кредитования, и организация системы внешнего заимствования с использованием возможностей и инфраструктуры отечественных и мировых рынков капитала, а также формирование других мотивационных рычагов и стимулов неэкономического характера.
Для формирования эффективной городской инвестиционной политики необходимо максимально использовать существующие преимущества города, а также выявить и учесть его недостатки. При анализе социально-экономического развития города были выявлены следующие позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие инвестиционной деятельности.
Важнейшими предпосылками развития инвестиционной деятельности в городе Тольятти являются следующие:
- выгодное географическое положение и относительно благоприятные природно-климатические условия;
- обеспеченность достаточно удобными транспортными развязками: автомобильными, железнодорожными, речными с выходом в море, авиационными;
- размещение города непосредственно в многоотраслевом аграрно-индустриальном регионе, выступающем основой продовольственной, энергетической и металлургической базы промышленности города;
- значительный потенциал высококвалифицированной рабочей силы и системы подготовки и повышения квалификации;
- наличие крупных промышленных предприятий, выпускающих продукцию, имеющую потенциальный спрос;
- сравнительно высокий инвестиционный потенциал населения наряду с отсутствием возможностей эффективных и надежных вложений;
- наличие тенденции роста спроса населения на продукцию отечественных и местных предприятий, связанной с повышением цен и сокращением поставок ранее импортируемых товарных групп;
- достаточно высокий экспортный потенциал многих предприятий;
- готовность местных инвесторов для участия в перспективных инвестиционных проектах наряду с отсутствием качественного информационного обеспечения при подготовке проектов;
- достаточно развитая финансово-банковская инфраструктура;
- наличие избыточных производственных площадей и сравнительно высокий уровень энерговооруженности промстройплощадок;
- наличие в городе достаточного количества незанятых "ниш", в которых могли бы реализовываться инвестиционные проекты.
Поэтому задачей местных властей является максимальное использование инвестиционного потенциала города для повышения деловой активности субъектов хозяйствования.
К факторам, сдерживающим развитие инвестиционной деятельности в городе относятся следующие:
- физический и моральный износ основных производственных фондов;
- сложное финансовое положение большей части предприятий города;
- отсутствие оборотных средств у значительной части местных предприятий вследствие несовершенства налоговой политики, высоких и недоступных кредитов;
- отсутствие развитой рыночной инфраструктуры, обслуживающей инвестиционную деятельность;
- замедленное развитие производственной инфраструктуры вследствие отсутствия необходимых источников капиталовложений;
- низкая заинтересованность существующих кредитнофинансовых институтов в инвестициях в реальный сектор экономики города;
- снижение инвестиционной активности органов власти в результате снижения доходов бюджетов всех уровней;
- снижение инвестиционной активности населения и внешних инвесторов, связанное, в основном, с отсутствием надежной нормативной базы, политической и экономической нестабильностью в стране, и, как следствие, с ростом недоверия населения к органам власти и частному сектору;
- разрушение сырьевой базы пищевой, легкой и других отраслей промышленности, получающие сырье от сельского хозяйства;
- низкая инновационная активность предприятий;
- низкий уровень бизнес-планирования на предприятиях (неумение квалифицировать себя как потенциального субъекта и объекта инвестирования);
- снижение платежеспособного спроса населения вследствие падения уровня жизни населения;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- сложная криминогенная обстановка;
- несовершенство нормативно-правовой базы города, отсутствие продуманной городской инвестиционной политики и ее координатора.
В г. Тольятти существуют значительные диспропорции в развитии различных отраслей и сфер его хозяйства, связанные с высокой концентрацией и специализацией производств. Это в значительной мере снижает надежность обеспечения финансового благополучия города, усиливает зависимость систем жизнеобеспечения от экономического положения на крупных предприятиях, вызывает деформации структуры трудового потенциала, является фактором повышения социальной напряженности. Поэтому одним из наиболее важных направлений развития экономики города и, следовательно, повышения инвестиционной активности является структурная перестройка экономики, ориентированная на превращение Тольятти из практически моноотраслевого индустриального центра в многофункциональный город.
Таким образом, в последнее время проблемы развития инвестиционной деятельности в городе становятся все более актуальными. Структурные преобразования и осуществление воспроизводства, разработки и реализации производственных, инновационных и социальных проектов возможны только на основе эффективного регулирования инвестиционных процессов.
Инвестиционная политика органов местного самоуправления должна способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности в городе, включению механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств. Однако, в городе еще недостаточно развита нормативно-правовая база и инфраструктура поддержки инвестиционной деятельности, определяющие условия развития рынка инвестиций. Отсутствует рационально построенная система преференций, стимулирующая потоки инвестиций в приоритетные городские сферы, система гарантий, поддержки, информирования о местном инвестиционном климате и возможностях, инвестиционной привлекательности тех или иных объектов инвестирования.
Создание благоприятного инвестиционного климата, повышение инвестиционной активности, культуры предпринимательства, качества информационной обеспеченности и безопасности инвестиционной деятельности в настоящее время становятся важнейшими условиями гармоничного и устойчивого социально-экономического развития города. В связи с этим настоящая Концепция станет отправной точкой и задаст направление развития инвестиционной политики города, а поставленные в ней цели и задачи будут реализовываться через конкретные нормативно-правовые акты.
3. Цель и задачи Концепции городской инвестиционной политики
Цель настоящей Концепции: формирование комплексной городской инвестиционной политики, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата, способствующего повышению инвестиционной активности в приоритетных для города направлениях и эффективному использованию инвестиционных ресурсов для достижения гармоничного социально-экономического развития города.
Задачи настоящей Концепции:
- достижение эффективного функционирования и развития рынка инвестиций с учетом стратегических направлений социальноэкономического развития города;
- формирование собственного инвестиционного потенциала города;
- структурная перестройка экономики города, направленная на его превращение из практически моноотраслевого индустриального центра в многофункциональный;
- определение приоритетных социальных, экологических и экономических проблем обеспечения жизнедеятельности муниципального образования, и на их основе осуществление выбора и обоснование системы местных стратегических и тактических целей и разработка инвестиционных программ;
- создание эффективных механизмов мобилизации и концентрации инвестиционных ресурсов города для реализации инвестиционных программ и обеспечение их эффективного использования;
- создание правового, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности;
- формирование системы, обеспечивающей безопасность инвестиционной деятельности в городе;
- непосредственное участие муниципалитета в капиталовложениях, оказание поддержки "жизнеобеспечивающим" производствам, объектам инфраструктуры и социальной сферы;
- формирование механизмов взаимодействия с потенциальными и фактическими участниками инвестиционной деятельности с целью их вовлечения в приоритетные для города инвестиционные процессы;
- развитие малого и среднего предпринимательства как наиболее активных участников инвестиционной деятельности;
- повышение инвестиционной и общей культуры предпринимательства.
4. Основные принципы городской инвестиционной политики
Инвестиционная политика города будет формироваться, исходя из следующих принципов:
- развития инвестиционной деятельности с учетом социальных, экономических и экологических особенностей города и его отдельных территорий в тесной увязке с решением проблем на основе программно-целевых подходов;
- согласованности законодательных и нормативно-правовых актов и координации действий всех участвующих в осуществлении инвестиционной политики;
- формирования инвестиционной политики на основе анализа и прогноза развития потребностей;
- приоритетности общегородских проблем при выборе направлений и объектов инвестирования;
- обеспечения инвесторам равных прав на получение муниципальной поддержки в инвестиционной деятельности, относящейся к приоритетным направлениям;
- поддержки инвестиционной деятельности с учетом экономической и социальной целесообразности;
- сотрудничества всех участников инвестиционной деятельности на основе достижения "баланса интересов" и эффективного использования имеющихся в городе ресурсов;
- открытости и доступности информации для всех участников инвестиционной деятельности;
- достижение и поддержание в городе оптимального соотношения между всеми формами собственности;
- комплексности, взаимосвязанности и рациональной последовательности действий при формировании и осуществлении муниципальной инвестиционной политики;
- компетентности в принятии инвестиционных решений.
5. Приоритеты инвестиционной политики города
Муниципальное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется через стимулирование инвестиций в приоритетных направлениях развития города для ликвидации существующих диспропорций, сохранения долгосрочных источников развития города и избежания потенциальных проблем. Критерием муниципальной поддержки такой инвестиционной деятельности будет ее социально-экономическая эффективность и стратегическое значение.
Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности и инвестиционных проектов в приоритетных направлениях может осуществляться как в финансовой (льготное налогообложение, налоговые кредиты, снижение ставок арендной платы за землю, преимущество при выдаче муниципального заказа и т
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.