Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 27 ноября 2001 г. N 318
Целевая программа
рационального использования,
устойчивого функционирования и развития зеленых насаждений
и травяного покрытия г. Тольятти на 2002-2005 гг.
Паспорт программы
Наименование | Целевая Программа рационального использования, устойчивого функционирования и развития зеленых насаждений г. Тольятти на 2002-2005 гг. |
Основание для разработки |
Решение Тольяттинской городской Думы N 117 от 10.01.2001 г. "О техническом задании на Программу рационального использования, защиты и воспроизводства городских лесов и озеленения г. Тольятти на 2001-2005 гг.". Решение Тольяттинской городской Думы N 204 от 30.05.2001г. "О целевой Программе рационального использования, защиты и воспроизводства лесов, находящихся на землях г. Тольятти. Распоряжение мэра г. Тольятти N 636-1р от 18 сентября 2001 г. "О разработке целевой программы рационального использования, защиты и воспроизводства зеленых насаждений г. Тольятти на 2002-2005 гг." |
Дата утверждения программы |
|
Заказчик | Мэрия г. Тольятти |
Разработчики Программы |
- Департамент экономики мэрии города. - Департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города. - Институт экологии Волжского бассейна РАН. - Средне-Волжское региональное отделение РЭА. - ЗАО "Ландшафтная мастерская". |
Цель Программы |
- Создание условий для восстановления деградирующих и развития существующих элементов системы озеленения города для устойчивого функционирования зеленых насаждений города. - Внедрение новых элементов системы озеленения. |
Задачи Программы |
- Обеспечить комплекс программных мероприятий по озеленению нормативно-правовыми актами. - Ориентировать поддержание функционирования имеющихся городских зеленых насаждений на соответствие строительным нормам и стандартам отрасли. - Создать условия для эффективного управления городским зеленым хозяйством. |
Важнейшие целевые показатели |
- Обустроенные объекты ландшафтной архитектуры. - Озелененные территории кварталов с участием органов ТОС. - Выполненные наказы избирателей. |
Сроки и этапы реализации Программы |
2002-2005 гг. 1 этап - 2002 г. 2 этап - 2003-2005 гг. |
Головной исполнитель |
Департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города |
Исполнители программных мероприятий |
Департамент по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии города, департамент экономики мэрии города, институт экологии Волжского бассейна РАН и иные физические и юридические лица по конкурсу. |
Объемы и источники финансирования |
32 311 тыс. рублей (в ценах января 2001 г.). Объем финансирования определяется ежегодно. Источники - городской бюджет. |
Ожидаемые результаты |
- Повышение статуса вопросов городского озеленения в системе жизнеобеспечения населения города. - Улучшение показателей безопасности и комфортности среды проживания. - Формирование природоохранного и экологического общественного сознания. |
Система организации контроля |
- Контроль за реализацией Программы и управление возлагаются на заказчика Программы. - Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет городская Дума. |
Введение
Проблемы экологии города и его рекреационных зон тесно связаны с важнейшими задачами создания достойной человека природной среды, а их решение - необходимое условие устойчивого социально-экономического развития.
Необходимость разработки и принятия Программы рационального использования, устойчивого функционирования и развития зеленых насаждений и травяного покрытия г. Тольятти на 2002-2005 гг. (в дальнейшем - Программа) существовала давно. Но особую остроту эта проблема приобрела в последнее время, что вызвано прежде всего неблагоприятным состоянием, в котором находятся городские зеленые насаждения. Важность реализации этой Программы определяется оздоровительным влиянием зеленых растений, которое они оказывают на окружающую среду городской агломерации, и их эстетическим значением. Актуальность решения вопроса сохранения и воспроизводства растительности г. Тольятти определяется также высокими темпами экстенсивного техногенного развития территории, в результате чего формируются неблагоприятные условия для здорового и нормального развития как населения города, так и зеленых насаждений.
Тенденция городского развития предполагает дальнейшее усиление антропогенного и техногенного пресса на зеленые насаждения города. Усиление негативного воздействия на растительность будет происходить в результате вредных выбросов постоянно увеличивающегося транспортного автомобильного потока. Уже сейчас наблюдается массовое усыхание деревьев в районах автомагистралей с интенсивным движением. Ожидаемый экономический рост и планируемое увеличение мощностей ряда химических предприятий города вызовет дополнительное увеличение вредных выбросов в атмосферу города. Примерами значительного увеличения техногенного воздействия на городскую среду может служить пуск нового производства метанола на ОАО "Тольяттиазот" и планы расширения производства полиамида на ЗАО "Куйбышевазот".
В условиях, когда лесные ценозы и зеленый покров города хорошо функционируют, они исполняют роль фильтра для вредных загрязняющих веществ. Выделение биологически активных веществ (фитонцидов) зелеными растениями производит микробиологическое обеззараживание атмосферы города. Кроме того, хорошо развитая растительность влияет и на микроклимат города, увлажняя воздух, уменьшая силу ветра и снижая амплитуду температурных колебаний.
В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области рационального использования, устойчивого функционирования и защиты зеленых насаждений г. Тольятти.
1. Состояние зеленых насаждений г. Тольятти
и обоснование необходимости решения проблем озеленения
программными методами
Весь "зеленый" фонд г. Тольятти на сегодняшний день складывается из следующих компонент:
зеленые насаждения общего пользования - 0,75 тыс.га.;
зеленые насаждения частного сектора - около 3 тыс.га.
Площадь городских зеленых насаждений общего пользования 755 га, что составляет 42% от норматива (24,6 кв.м на одного жителя). Состояние городских зеленых насаждений согласно результатам обследований оценивается как близкое к неудовлетворительному. Это вызвано целым рядом причин: быстрым темпом застройки и относительной молодостью селитебной территории, особенностью градостроительства (низкая плотность застройки), недостаточной культурой населения, загрязнением воздушной среды, небольшими средствами, выделяемыми на озеленение города (финансирование работ по содержанию зеленых насаждений в городе снизилось с 21% от норматива в 1995 г. до 11% в 2000 г.), недостаточным учетом специфических экологических факторов при осуществлении озеленения.
Задачи поддержания устойчивого функционирования зеленых насаждений г. Тольятти и внедрение в систему озеленения понятия объектов ландшафтной архитектуры обусловлены рядом важнейших факторов:
1. Ролью зеленых насаждений в формировании и оздоровлении городской среды, где они выполняют следующие функции:
Градостроительную - участвуют в организации территории города, в формировании городского ландшафта;
Экологическую - участвуют в организации эффективной системы охраны атмосферного воздуха, земли, воды, растительного и животного мира и недр, являющихся основой жизнедеятельности населения города;
Санитарно-гигиеническую и микроклиматическую - защищают от транспортного и других шумов, выхлопных газов и пыли, регулируют температурно-влажностный, радиационный и ветровой режимы в пределах объекта и прилегающих территорий; обогащают воздух кислородом и поглощают вредные примеси;
Архитектурно-художественную и эстетическую - придают городу своеобразие и индивидуальность, являясь центром или осью пространственного решения городского ансамбля: оттеняют, подчеркивают, выявляют наиболее ценные здания, сооружения, памятники, оформляют городские площади и другие композиционные центры;
Рекреационную - зеленые насаждения (сады, парки, бульвары, скверы и т.д.) являются одними из наиболее привлекательных мест отдыха горожан в условиях интенсификации производственной деятельности человека, ускорения темпа городской жизни и возникновения психологического перенапряжения с одновременным снижением физических нагрузок, иммунитета и ухудшения состояния здоровья населения.
Обеспеченность селитебной территории зелеными насаждениями составляет на 1 июля 2001 г. 10,6 кв.м на человека, что в 2 раза меньше нормы (20 кв.м). Отсюда следует, что площадь озелененных территорий в городе необходимо увеличивать за счет создания парков, скверов, бульваров, а также зеленых защитных полос вдоль автодорог.
2. Существующим состоянием городских зеленых насаждений и травяного покрова, которое характеризуется как близкое к неудовлетворительному и поэтому несопоставимо с требованиями строительных норм и правил.
2.1. Состояние насаждений общего назначения.
2.1.1. Состояние зеленых насаждений города, начиная с середины 90-х годов изменилось в худшую сторону. Значительная часть технологических операций по уходу за зелеными насаждениями не проводится на протяжении десятка лет, например, систематическое формирование крон деревьев, различные виды обрезки деревьев и кустарников. В результате этого в настоящее время большинство старовозрастных (25-40 лет) и значительная часть средневозрастных (15-25 лет) деревьев имеют аварийно-опасное состояние крон. Затраты на приведение этих деревьев в соответствие со стандартами отрасли возросли в несколько раз, что является примером крайне нерационального ведения зеленого хозяйства.
Систематическое невыполнение технологических операций по уходу за деревьями старших и средних возрастов привело к возникновению аварийноопасных ситуаций и возможности несчастных случаев среди населения.
В первую очередь это связано с дефицитом финансирования работ по озеленению: так в 1995-1996 гг. финансирование работ по содержанию зеленых насаждений общего назначения имело уровень 30-35% от потребности, в 2000 году этот показатель составил 10%, а в 2001 году - 8%.
2.1.2. Кроме того, в Центральном районе и в старых кварталах Автозаводского и Комсомольского районов при благоустройстве и озеленении внутриквартальных территорий допущены нарушения строительных норм и правил при посадке деревьев: расстояние от стен домов до стволов деревьев менее 5 м и часто составляет 1-3 м; расстояния между деревьями также менее 5м и часто составляют 1-3 м, в результате чего деревья растут с деформированными (отклоненными) стволами и ветвями и в настоящее время представляют собой не фактор комфортности среды, а фактор аварийной опасности для ЛЭП, газопроводов, трубопроводов, подземных коммуникаций, а также вызывают разрушения отмосток зданий, твердых покрытий, затеняют окна, засоряют ливневые канализации, сточные трубы, угрожают целостности кровли домов. Необходимо привести зеленые насаждения придомовых территорий в соответствие c нормами эксплуатации жилого фонда (Строительные нормы и правила N 2.07.01-94. "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений"). Следует также учесть, что видовой ассортимент деревьев, посаженных в основной массе в 60-70-х годах, также не соответствует стандартам отрасли: в Центральном и Комсомольском районах основную массу средне- и старовозрастных деревьев составляют такие породы, как вяз мелколистный ("карагач"), клен американский, тополь бальзамический ("пылящий"). Карагач и клен американский в условиях г. Тольятти являются сорными породами. Деревья карагача в основной массе поражены гнилью ствола, что делает их еще более аварийноопасными.
Очевидно, что возникла необходимость замены существующих устаревших насаждений на более молодые, декоративные, устойчивые к вредителям и болезням, с необходимым условием соблюдения строительных норм и правил. Необходимо формировать устойчивую структуру зеленых насаждений в соответствии с их функциональным назначением.
2.1.3. В департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города, в МУ ЖКХ районов, в МЖРЭПы и ЖЭКи поступают жалобы и обращения от жителей города и органов ТОС, от организаций по ремонту и эксплуатации объектов инженерной инфраструктуры по поводу состояния городских зеленых насаждений с просьбами и требованиями о посадке молодых деревьев, завозе плодородного грунта и решения проблем, часто многолетних, связанных с "пылящими" тополями, аварийно-опасными и просто разросшимися над ЛЭП деревьями, затенением окон, разрушением отмосток и конструкций зданий и т.п. (Приложение N 1).
2.1.4. Зеленые насаждения части скверов в каждом районе в результате многолетнего отсутствия надлежащего ухода настолько пришли в упадок, что представляют собой либо засоренные заросли культурных деревьев и кустарников, либо вытоптанные участки незамощенных территорий с остатками растительности (Приложение 2).
Из 35 парков, скверов и памятных мест общегородского и районного значений только 7 объектов находятся в удовлетворительном состоянии в части озеленения, где в минимальном объеме выполняются технологические операции по уходу за зелеными насаждениями; 9 объектов имеют полностью или частично деградированные зеленые насаждения; на 19 объектах состояние зеленых насаждений близко к неудовлетворительному.
2.1.5. Зеленые насаждения вдоль автомагистралей имеют проблему усыхания и повреждения в результате засыпания засоленным песком, попадания прибордюрной грязи, смета и смыва с автодорог; газоны, деревья, кустарники в ряде случаев (в районах торговых центров) имеют крайне неудовлетворительное состояние, т.к. находятся на грани уничтожения в результате вытаптывания населением, грубых нарушений правил эксплуатации и содержания территорий при размещении мини-рынков (Приложение N 3). В настоящее время потери зеленых насаждений вдоль автомагистралей составляют в среднем по городу 45% от существовавших по данным 1995 года.
2.1.6. Зеленые насаждения всех видов и категорий повреждаются и на отдельных участках погибают в результате бездумного и нередко варварского отношения населения: в районах торговых центров и мини-рынков, несанкционированных пешеходных переходов через газоны вдоль автодорог и разделительных полос. Затаптываются до полного усыхания значительные площади газонов вместе с деревьями и кустарниками; часты случаи заездов автотранспорта на газоны, несанкционированных свалок отвального грунта, строительного и крупногабаритного мусора. Также нередки случаи затаптывания до полной гибели молодых посадок деревьев, кустарников и посевов газонов на придомовых и внутриквартальных территориях.
2.2. Зеленые насаждения специального назначения.
2.2.1. Зеленые насаждения дошкольных, учебных и высших образовательных учреждений, промышленных предприятий муниципальных и иных предприятий, учреждений и организаций также являются составной частью системы озеленения (Приложение N 3) и нуждаются в содержании согласно строительным нормам и правилам и общепринятой технологии.
Отсутствие системы финансирования содержания и ремонта зеленых насаждений муниципальных и иных предприятий, учреждений и организаций также ведет к их деградации.
2.2.2. Защитные зеленые полосы вдоль автодорог (Южное шоссе, Хрящевское шоссе) в настоящее время находятся в стадии деградации в результате полного отсутствия ухода. Функциональное назначение части из них (вдоль Южного шоссе) к настоящему времени изменилось: рядовые посадки берез находятся на придомовых и внутриквартальных территориях и помимо других причин усыхают в результате интенсивного вытаптывания населением.
Для выяснения причин усыхания полезащитных полос необходимо провести их инвентаризацию и дополнительное детальное изучение.
2.2.3. Травяной покров города (газоны партерные и обыкновенные, пустыри и территории, неохваченные плановым санитарным содержанием), его качество, количество и состояние составляют сегодня одну из важнейших проблем в озеленении города.
Газонное покрытие образует смесь культурных многолетних злаковых трав. Для образования устойчивой и плотной дернины необходимо создавать и поддерживать условия роста и кущения этих трав. Это достигается только своевременным выкашиванием, не считая поливов и подкормок, в которых нуждаются все виды городских зеленых насаждений.
Значительную часть травяных покрытий городских территорий в пределах жилой застройки на сегодняшний день составляет дикая сорная растительность, которая, не будучи скошенной, образует бурьян - слой травянистой биомассы, до 1,0-1,5м и местами до 2-х метров высотой; пыльца сорняков (полыни, конопли, лебеды, дурнишника, циклахены и т.д.) вызывает аллергенные реакции у населения, а семена в огромном количестве разносятся и засоряют газоны. При отсутствии прополки и своевременного выкашивания культурный компонент исчезает (подавляется сорняками) в течение 2-3 лет, и газон также превращается в бурьян. Этот процесс наблюдается в настоящее время практически на всех газонах вдоль автомагистралей, где культурный компонент составляет не более 48% в среднем по городу (Приложение N 3).
Кроме того, высохший и нескошенный бурьян представляет собой фактор пожарной опасности; в засушливые периоды лета (как, например, июль и начало августа текущего года) имеются примеры выгорания высохших травостоев.
На содержании учреждений ЖКХ г. Тольятти находятся газоны общей площадью 761,4 га, где осуществляются минимальные мероприятия по уходу (выкашивание с вывозом травы 1-2 раза за сезон в течение 2000-2001 гг.). Затраты на содержание этих площадей в муниципальном заказе составляют от общей суммы статьи "текущее содержание зеленых насаждений" 52%, что составляет неоправданно большую величину, но не обеспечивает соблюдения санитарно-гигиенических норм газонов. Дальнейшее решение проблемы травяных покрытий города предполагает подробное и детальное их изучение, которое может быть выполнено специалистами Института экологии Волжского бассейна либо других НИИ, специализирующихся в направлении разработки альтернативных травяных покрытий с использованием опыта других городов РФ и стран.
3. Необходимостью восстановления и дальнейшего совершенствования системы озеленения города и эффективного управления ею с целью рационального использования в существующих экономических условиях бюджетных и внебюджетных финансовых средств, направляемых на озеленение городских территорий.
3.1. Производственно-техническая база зеленого хозяйства города пребывает в не менее бедственном состоянии, чем насаждения.
Площадь питомников по нормативу следует принимать из расчета 3-5 кв.м на человека, что составляет 290 га для города. Фактически на 1 января 2000 г. площади питомников составляют 78,5 га (27% от нормы).
Питомник по выращиванию посадочного материала на ул. Ларина функционирует в течение последних лет на 30-40%.
Выращивание посадочного материала в питомнике ОАО "АвтоВАЗагро" сокращено на 60 %, количество рабочего персонала, начиная с 1991 года сокращено на 70%. Машинно-тракторный парк спецпредприятий морально и физически устарел.
3.2. Зоны городской застройки и промышленных предприятий характеризуются деградированными почвами с утерянным плодородием. На территории города нет ни одного полигона по хранению и рекультивации растительных грунтов. Особую проблему для озеленения территорий представляют малоплодородные песчаные почвы Комсомольского района. Необходимо изучить вопрос о растительных грунтах городских и прилегающих к городу территорий и разработать рекомендации по рациональному и бережному их использованию.
3.3. Недостаточно эффективно решается проблема утилизации органических остатков растительного происхождения (листва, ветки, порубочные остатки, скошенная трава); этот вопрос требует дополнительного изучения и разработки с изучением и обобщением опыта других городов РФ и стран.
3.4. В г.Тольятти в среднем за год выпадает 484 мм осадков. Треть их приходится на холодное время года. Характерны большие колебания месячных сумм осадков и частые засушливые периоды; преобладающие ветры - южного и юго-западного направления. Колебания температур, влажности, количества выпадения осадков характеризуют условия произрастания зеленых насаждений города как зону рискованного земледелия.
Поэтому общей проблемой для зеленых насаждений всех видов и назначений является вопрос стабильного водообеспечения.
Сложившиеся к 2001 году проблемы в озеленении городских территорий таковы:
1. Недостаточная обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования на 1 человека по городу.
2. Близкое к неудовлетворительному состояние имеющихся зеленых насаждений, деградация отдельных объектов озеленения.
3. Нарушения санитарно-гигиенических показателей окружающей природной среды, связанные с "пылящими" тополями, распространением на городских территориях аллергенных сорняков.
4. Спад производства и обеспеченности техническими средствами муниципальных спецпредприятий по озеленению.
5. Нехватка плодородных растительных грунтов для работ по озеленению, отсутствие стабильного водообеспечения зеленых насаждений.
6. Отсутствие единого системного подхода в решении проблем отрасли.
7. Хроническое недофинансирование отрасли и в ряде случаев нерациональное использование финансовых средств на озеленение городских территорий.
8. Недооценка назначения городских зеленых насаждений (неоправданно низкий статус) в вопросах формирования единой градостроительной политики вызвали необходимость разработки данной программы.
Программа включает в себя комплекс мероприятий, обеспечивающих условия существования, необходимый уход и восстановление деградирующей растительности.
Приоритетным направлением ведения зеленого хозяйства в г. Тольятти является поддержание устойчивого функционирования и развития зеленых насаждений.
Зеленые насаждения города (парки, газоны, сады, бульвары, скверы, обочины дорог) необходимо рассматривать как неотъемлемую часть городского ландшафта. Озеленение города является важнейшей частью градостроительного комплекса и городского хозяйства. Мероприятия по озеленению города включают создание новых зеленых насаждений, капитальный ремонт, поддержание в надлежащем порядке зеленых насаждений.
Особую роль в эффективном управлении зеленым хозяйством города должны играть мероприятия по оценке состояния и динамики основных характеристик растительности городских территорий. Систематический контроль за состоянием растительности должен проводиться специализированными организациями, владеющими методами определения и оценки степени нарушенности зеленых насаждений. Для получения информации о состоянии растительности должны вестись многолетние мониторинговые исследования. На основании полученных данных будет выполняться анализ показателей состояния зеленых насаждений. На основании мониторинга будет осуществляться планирование и корректировка мероприятий по улучшению качества зеленых насаждений.
Принятие предлагаемой Программы и обеспечение с 2002 г. минимально необходимого финансирования на сохранение городских зеленых насаждений позволит остановить дальнейшее ухудшение положения дел с сохранностью зеленых насаждений, улучшить экологическую обстановку в городе.
2. Цели, принципы, задачи программы
Основными целями настоящей Программы являются:
создание условий для восстановления деградирующих и развития существующих элементов системы озеленения города для устойчивого функционирования зеленых насаждений города;
внедрение новых элементов системы озеленения.
Основными принципами Программы являются:
целенаправленность (целевая ориентация - достижение поставленных выше основных целей Программы и достижение максимально возможного социально-экономического эффекта);
системность (реализуется через систему механизмов достижения конечных целей Программы и научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов города);
комплексность (взаимная увязанность отдельных мероприятий Программы и координация деятельности всех ветвей городской власти);
приоритетность (приоритеты улучшения качества жизни горожан, оптимизации городских зеленых насаждений и определение основных приоритетов системы экологических и озеленительных мероприятий в городе);
рациональность (рациональное лесопользование на подведомственной территории и личная ответственность за бережное отношение к городской растительности);
законность (при разработке настоящей Программы были использованы основные положения Конституции Российской Федерации; Закона РФ "Об охране окружающей природной среды"; федеральных целевых программ "Возрождение Волги" и "Эколого-социальная реабилитация территории и охрана здоровья населения Самарской области"; концепции экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект); целевой экологической программы г. Тольятти на 1999-2005 гг.).
Основными задачами Программы являются:
создание организационно-правовых условий реализации и стимулирования программных мероприятий;
сохранение существующих городских зеленых насаждений;
сохранение и усиление средообразующих, защитных и иных функций зеленых насаждений в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей природной среды;
укрепление материально-технической базы зеленого хозяйства города;
ориентирование поддержания функционирования имеющихся городских зеленых насаждений на соответствие строительным нормам и стандартам отрасли;
создание условий для эффективного управления городским зеленым хозяйством.
3. Технико-экономическое обоснование
В целях реализации Программы предусматривается осуществить следующую систему основных технологических и природоохранных мероприятий:
разработка нормативно-правовых актов;
разработка рекомендаций по рациональному использованию растительных грунтов, проблеме травяных покрытий, рациональной утилизации органических остатков растительного происхождения (древесины, листвы, травы);
инвентаризация, ландшафтное зонирование, организация мониторинга состояния зеленых насаждений (Приложение N 4);
формирование устойчивой структуры зеленых насаждений: валка аварийноопасных деревьев и обрезка "пылящих" тополей (Приложение N 5);
обустройство объектов ландшафтной архитектуры (Приложение N 6);
мероприятия по травяным покрытиям: реконструкция газонов вдоль автомагистралей (Приложение N 7);
посадка деревьев и кустарников на малоозелененных участках с участием органов ТОС. (Приложение N 8).
Расчеты, составленные на основании калькуляций, утвержденных в департаменте энергетики, ЖКХ и связи мэрии города в соответствии с технологиями работ, утвержденными Госстроем РФ и мэрией города, прилагаются.
4. Основные направления деятельности
Основное назначение 1-го этапа Программы - организационно-правовое обеспечение программных мероприятий. Этап включает в себя разработку ряда нормативно-правовых актов, обеспечивающих подготовку и выполнение мероприятий Программы.
Для обеспечения сохранения зеленых насаждений от несогласованного всеми необходимыми структурами городского хозяйства и несанкционированного (самовольного) сноса, для возмещения экологического ущерба по всем фактам сноса (вырубки) зеленых насаждений предусмотрено разработать и утвердить нормативно-правовой акт, регулирующий порядок вырубки (сноса) и восстановления городских зеленых насаждений.
Для выявления неучтенных зеленых насаждений, уточнения количества и состояния всех существующих городских зеленых насаждений, осуществления первичного (документального) анализа с целью определения потенциала зеленого фонда города, необходимо начать их инвентаризацию и выполнить ее на первом этапе для объектов ландшафтной архитектуры, предлагаемых к обустройству в настоящей Программе: площади Свободы, архитектурного комплекса мемориала В.Баныкина, памятника В.Татищеву и "Вишневого сада", Центральной площади, сквера у молодежного центра "Спутник", сквера и набережной речного вокзала, Парка Победы, сквера у торгового центра "Русь".
Инвентаризация объектов озеленения предполагает:
- разработку комплексной методики и критериев оценки состояния зеленых насаждений и объектов озеленения на основе существующих утвержденных и "гостированных" методик озеленения, садово-паркового строительства, ландшафтного дизайна и лесного хозяйства;
- составление паспортов объектов озеленения;
- разработку электронной базы данных и занесение в нее данных инвентаризации.
Проблемы озеленения города требуют для своего решения поиска новых технологий, изучения опыта других городов РФ и стран, научно-изыскательских разработок. Институту экологии Волжского бассейна РАН предстоит изучить проблемы травяных покрытий города, загрязнения почв и деградации растительных грунтов и провести конкурс проектов на решение проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, травы, листвы).
Помимо основного назначения на 1-ом этапе Программы предусмотрено продолжение работ по обрезке "пылящих" тополей, начатых в 2000 году, а также по вырубке сухостойных и аварийноопасных деревьев. Актуальность этих работ продиктована необходимостью обеспечения безопасности зеленых насаждений для населения, зданий и сооружений, наземных и подземных коммуникаций и соблюдения санитарно-гигиенических норм.
В направлении обустройства объектов ландшафтной архитектуры планируется провести частичную реконструкцию озеленения и элементов благоустройства сквера на площади Свободы как одного из главных и социально-значимых объектов ландшафтной архитектуры города. Сюда войдут работы по реконструкции газона площадью 7039 кв.м и замена устаревшего асфальтового покрытия пешеходной части сквера на покрытие из брусчатки - 700 кв.м с заменой бордюров. Кроме того запланировано начать работы по обустройству мемориала В.Баныкина, памятника В.Татищеву и "Вишневого сада", Центральной площади, сквера молодежного центра "Спутник", Парка Победы.
Для привлечения социально-активных слоев общества к работам по озеленению и сбережению зеленых насаждений предлагается разработать Положение об участии органов ТОС в работах по благоустройству и озеленению придомовых территорий.
Приоритетными направлениями мероприятий 1 этапа реализации Программы являются инвентаризация городских объектов озеленения, формирование устойчивой структуры зеленых насаждений (валка аварийно-опасных деревьев и обрезка "пылящих" тополей).
Программные мероприятия 1-го этапа. Срок выполнения - 2002 год
N п/ п |
Мероприятия | Исполнитель | Стоимость работ, т.р. |
Форма завершения работ |
1. | Разработка нормативных правовых актов и положений. |
|||
1.1. Разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок вырубки (сноса) и восстановления городских зеленых насаждений. |
Департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города |
Финансиро- вание не требуется |
Нормативный правовой акт, регулирующий порядок вырубки (сноса) и восстановления городских зеленых насаждений. |
|
1.2. Разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок участия органов ТОС в работах по благоустройству и озеленению придомовых территорий. |
Департамент по строительст- ву, архитектуре и землепользо- ванию мэрии города |
Финансиро- вание не требуется |
Нормативный правовой акт, регулирующий порядок участия органов ТОС в работах по благоустройству и озеленению придомовых территорий. |
|
1.3. Разработка нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения конкурса на лучший объект озеленения района, города. |
Департамент экономики мэрии |
Финансиро- вание не требуется |
Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения конкурса на лучший объект озеленения района, города. |
|
1.4. Разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок проведения ландшафтного зонирования г. Тольятти. |
Финансиро- вание не требуется |
Нормативный правовой акт, устанавливающий порядок проведения ландшафтного зонирования г. Тольятти. |
||
2. | Изучение травяного покрова г. Тольятти |
Институт экологии Волжского бассейна РАН |
150,0 |
Документ, излагающий рекомендации по решению проблемы травяных покрытий г. Тольятти |
3. | Изучение растительных грунтов города |
Институт экологии Волжского бассейна РАН |
200,0 |
Документ, излагающий рекомендации по решению проблемы загрязнения и деградации растительных грунтов города |
4. | Проведение конкурса по решению проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, травы, листвы) |
Предприятия, организации, учреждения, частные лица |
10,0 |
Предложения по решению проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, травы и листвы) |
5. | Ландшафтное зонирование |
Конкурс | 300,0 | Нормативно-техниче- ский документ, регламентирую щий ландшафтное зонирование территорий, карта ландшафтного зонирования г. Тольятти" |
6. | Инвентаризация городских зеленых насаждений: 6.1. Разработка нормативно-техниче- ского документа, излагающего методику проведения инвентаризации объектов озеленения. 6.2. Разработка нормативно-техниче- ского документа, утверждающего структуру существующих зеленых насаждений города. 6.3 Проведение инвентаризации городских объектов озеленения |
Департамент по строительст- ву, архитектуре и землепользо- ванию мэрии города Департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города Конкурс |
- - 510,0 |
Нормативно-техниче- ский документ, излагающий методику проведения инвентаризации объектов озеленения. Нормативно-техниче- ский документ, утверждающий структуру существующих зеленых насаждений города. Паспорта обустраивае мых объектов ландшафт ной архитектуры: площади Свободы, Центральной площади, сквера и набережной речного вокзала, парка Победы, сквера торгового центра "Русь". |
7. | Проектирование озеленения объекта ландшафтной архитекту ры - "Вишневого сада", и цветника ландшафтно-архитек- турного комплекса - мемориала В. Баныкина, памятника В. Татищеву. |
Департамент по строительст- ву, архитектуре и землепользо- ванию мэрии города конкурс |
- 100,0 |
Проект озеленения "Вишневого сада", эскизный проект цветника ландшафтно-архитек- турного комплекса - мемориала В. Баныкина, памятника В. Татищеву. |
8. | Обустройство объектов ландшафтной архитектуры: 8.1. Площадь Свободы. 8.2. Мемориал В. Баныкина, памятник В. Татищеву, "Вишневый сад". 8.3. Центральная площадь 8.4. Сквер молодежного центра "Спутник". 8.5. Парк Победы. |
Конкурс |
2087,5 1525,0 197,5 22,0 43,0 300,0 |
Газоны, цветники, деревья замена твердого покрытия пешеходных тротуаров, системы водообеспечения, ограждения (см. Приложение N 6) |
9. | Формирование устойчивой структуры зеленых насаждений, всего : - обрезка "пылящих" тополей; - валка сухостойных аварийноопасных деревьев |
Конкурс |
3250,0 1850,0 1400,0 |
Выполнение обрезки тополей в количестве - 1499 шт. Выполнение валки деревьев в количестве - 2932 куб.м |
Итого по 1-му этапу | 6607,5 |
2-й этап - рассчитан на 2003-2005 гг. Выполнение работ по озеленению городских территорий, поддержанию устойчивого функционирования имеющихся городских зеленых насаждений с учетом проведенных на 1-м этапе инвентаризации и ландшафтного зонирования объектов озеленения в соответствии с утвержденными технологиями, стандартами отрасли, строительными нормами.
Формирование устойчивой структуры зеленых насаждений, обогащение ассортимента растений:
- Из деревьев предпочтение должно быть отдано более декоративным породам, таким как липа, клен остролистный, рябина, яблоня, пирамидальные тополя, гибриды непирамидальных непушащих видов тополей. В парках и скверах хорошо растут различные породы хвойных деревьев: ель колючая (голубая), лиственница, туя, тсуга. Из кустарников большее применение должны найти красивоцветущие кустарники, а в живых изгородях наиболее декоративны и экономичны при содержании медленно растущие виды. Семена газонных трав при закладке газонов следует применять в виде травосмесей из различных видов злаковых многолетников, предпочитая травы с низко расположенным узлом кущения. В цветоводстве необходим постепенный переход к цветникам из многолетников, чтобы в дальнейшем уйти от ежегодных больших затрат на посадку однолетних цветов.
На 2-м этапе планируется продолжение работ по обрезке "пылящих" тополей, вырубке сухостоя, аварийноопасных деревьев и деревьев, не соответствующих строительным нормам (Приложение N 5).
Мероприятия по озеленению и благоустройству объектов ландшафтной архитектуры (Приложение N 6). Сюда входят работы по посадке деревьев, кустарников и устройству цветников.
Мероприятия по решению проблемы травяных покрытий городских территорий (Приложение N 7), начальный этап.
Мероприятия по озеленению малоозелененных участков (Приложение N 8).
Продолжение инвентаризации объектов озеленения города, создание компьютерной базы данных и на ее основе организация мониторинга состояния зеленых насаждений города.
Программные мероприятия 2-го этапа. Срок выполнения - 2003-2005 гг.
/------------------------------------------------------------------\
|N | Мероприятия |Исполни | Стоимость | Форма завершения |
|п/| | тель |работ, т.р.| работ. |
|п | | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
|1.|Инвентаризация | | |Паспорта городских|
| |городских зеленых|конкурс | 590,0 |объектов озеленения|
| |насаждений: | | |города. |
| |1.1. Продолжение| | | |
| |инвентаризации | | | |
| |городских объектов| | |Электронная база|
| |озеленения. | | |данных |
| |1.2. Организация| | | |
| |мониторинга городских| | | |
| |зеленых насаждений| | | |
| |(выполняется | | | |
| |одновременно с| | | |
| |инвентаризацией). | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
|2.|Формирование |Конкурс | |Выполнение обрезки|
| |устойчивой структуры | | |тополей в|
| |зеленых насаждений, | | 5470,0 |количестве - 2785|
| |всего: | | 2600,0 |шт. |
| |- обрезка "пылящих" | | 2870,0 |Выполнение валки|
| |тополей | | |деревьев в|
| | - валка сухостойных | | |количестве -4549|
| |аварийноопасных | | |куб.м |
| |деревьев | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
|3.|Озеленение объектов |Конкурс | | |
| |ландшафтной | | | |
| |архитектуры, всего: | | 6711,5 | |
| |3.1. Площадь Свободы. | | 683,0 |Посадка цветников,|
| |3.2. Мемориал | | |кустарников, |
| |В.Баныкина, памятник | | |реконструкция |
| |В.Татищеву, "Вишневый | | 1102,5 |газонов, замена|
| |сад". | | 1236,0 |твердого покрытия с|
| |3.3. Центральная | | 701,0 |заменой бордюра |
| |Площадь. | | |(см. Приложение N |
| |3.4. Молодежный центр | | 500,0 |6) |
| |"Спутник". | | | |
| |3.5. Сквер речного | | 1300,0 | |
| |вокзала и набережная. | | 1189,0 | |
| |3.6. Парк Победы. | | | |
| |3.7.Сквер у торгового | | | |
| |центра "Русь". | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
|4 |Мероприятия по |Конкурс | 7259,0 | |
| |травяным покрытиям, | | | |
| |всего : | | |Устройство газонов,|
| |4.1. Автозаводский | | 4820,0 |пешеходных |
| |район. | | |переходов, |
| | Приморский б-р | | 1125,0 |ограждений |
| |4.2. Комсомольский | | |(см. Приложение N|
| |район | | 1314,0 |7) |
| | ул. Ярославская | | | |
| |4.3. Центральный район| | | |
| | ул. Горького | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
|5 |Мероприятия по | | | |
| |озеленению | | | || |малоозелененных |Конкурс | 3362,0 | |
| |участков с участием | | |Посадка деревьев,|
| |органов ТОС, всего: | | |кустарников, |
| |5.1. Автозаводский| | 879,0 |устройство газонов |
| |район Кв. 18,| | |(см. Приложение N|
| |придомовая территория| | |8) |
| |муниципального жилого| | 490,0 | |
| |фонда. | | |Посадка живой|
| |Кв. 6, посадка живой| | |изгороди - 1000п.м |
| |изгороди на территории| | 1335,0 | |
| |благоустраеваемых | | |Посадка деревьев,|
| |объектов. | | |кустарников, живой|
| |5.2. Комсомольский | | 658,0 |изгороди, |
| |район | | |устройство газона |
| | ул. Гидротехническая,| | |(см. Приложение N|
| | территория вдоль | | |8) |
| | автомагистрали. | | | |
| |5.3. Центральной район| | | |
| | ул. Л. Толстого | | | |
|--+----------------------+--------+-----------+-------------------|
| |Итого по мероприятиям | | 25703,5 | |
| |2-го этапа | | | |
\------------------------------------------------------------------/
Мониторинг растительности городских территорий представляет собой организацию и проведение работ с целью сбора данных, объективно характеризующих состояния растительности лесных и городских ландшафтов. Результаты мониторинга найдут использование при планировании и организации мероприятий по уходу и восстановлению зеленых насаждений, а также при определении эффективности выполненных мероприятий настоящей Программы. Поэтому мониторинг в конечном итоге существенно повышает экономическую эффективность управления зеленым хозяйством города. На основе многолетнего мониторинга будет создана компьютерная база данных о состоянии и динамике городских зеленых насаждений, которая позволит осуществлять прогнозирование изменения состояния зеленых насаждений.
Мониторинг городских зеленых насаждений (парков, газонов, садов, бульваров, скверов, обочин дорог) прежде всего должен быть направлен на:
- оценку эффективности озеленительных мероприятий в различных топоэкологических условиях г. Тольятти;
- определение нарушенности растительного покрова;
- выявление опасных для здоровья людей растений.
5. Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств городского бюджета.
Предполагаемый объем финансирования по Программе на 2002-2005 гг. составит 32,3 млн. руб. (в ценах января 2001 г.), в том числе (см. таблицу 1):
Финансовое обеспечение программных мероприятий
на 2002-2005 гг.
(в ценах января 2001 г.)
Таблица 1
N п/ п |
Мероприятия | Сумма всего, тыс. руб. |
Сумма 2002 г., тыс. руб. |
Сумма 2003 г., тыс. руб. |
Сумма 2004г., тыс. руб. |
Сумма 2005 г., тыс. руб. |
Мероприятия 1-го этапа | ||||||
1. | Разработка нормативно-правовых актов |
Не требуе- тся |
Не требуется |
- | - | - |
2. | Инвентаризация городских зеленых насаждений (Приложение N 4), организация мониторинга |
1100,0 | 510,0 | 230,0 | 230,0 | 130,0 |
3. | Изучение травяного покрова города |
150,0 | 150.0 | - | - | |
4. | Изучение почв и растительных грунтов города |
200,0 | 200.0 | - | - | - |
5. | Проведение конкурса на проект решения проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, листвы, травы) |
10,0 |
10.0 |
- |
- |
- |
6. | Ландшафтное зонирование | 300,0 | 300,0 | - | - | - |
7. | Проектирование объектов ландшафтной архитектуры |
100,0 | 100,0 | - | ||
8. | Формирование устойчивой структуры зеленых насаждений, всего: - валка аварийноопасных деревьев; - обрезка "пылящих" тополей. |
8720,0 4720,0 4000,0 |
3250,0 1850,0 1400,0 |
2900,0 1600,0 1300,0 |
2570,0 1270,0 1300,0 |
- - |
10 . |
Приобретение новых технических средств для работ по озеленению |
2311,0 | - | 2311,0 | ||
12 . |
Обустройство объектов ландшафтной архитектуры, всего 12.1. Площадь Свободы. 12.2. Мемориал В. Баныкина, памятник В. Татищеву. "Вишневый сад". 12.3. Центральная площадь. 12.4. Молодежный центр "Спутник". 12.5. Сквер речного вокзала и набережная. 12.6. Парк Победы. 12.7. Сквер у торгового центра "Русь". |
8799,0 2208,0 1300,0 1258,0 744,0 500,0 1600,0 1189,0 |
2087,5 1525,0 197,5 22,0 43,0 - 300,0 - |
3211,1 375,0 179,1 962,0 113,0 404,0 300,0 878,0 |
2382,8 154,0 894,3 137,0 294,0 48,0 700,0 155,5 |
1117,6 154,0 29,1 137,0 294,0 48,0 300,0 155,5 |
13 . |
Мероприятия по травяным покрытиям 13.1. Автозаводский район. Приморский б-р 13.2. Комсомольский район ул. Ярославская 13.3. Центральный район ул. Горького |
7259,0 4820,0 1125,0 1314,0 |
- - - - |
5679,0 3680,0 905,0 1094,0 |
790,0 570,0 110,0 110,0 |
790,0 570,0 110,0 110,0 |
14 . |
Озеленение малоозелененных участков городских территорий с участием органов ТОС: 14.1. Автозаводский р-н Кв. 18, придомовая территория муниципального жилого фонда; кв. 6, посадка живой изгороди на территории благоустраеваемых территорий. 14.2. Комсомольский район. ул. Гидротехническая, территория вдоль автомагистрали. 14.3. Центральной район. ул. Л. Толстого. |
3362,0 879,0 490,0 1335,0 658,0 |
- - |
2124,0 517,0 250,0 941,0 416,0 |
619,0 181,0 120,0 197,0 121,0 |
619,0 181,0 120,0 197,0 121,0 |
Итого по программным мероприятиям |
32311,0 | 6607,5 | 16455, 1 |
6591,8 | 2656,6 |
2. Кадровое обеспечение.
Работы по озеленению требует определенных знаний и навыков, связанных со спецификой предмета - объектами живой природы, искусственно формируемыми человеком на городской территории.
Для проведение программных мероприятий необходимо обеспечить специалистами по профилю озеленения все подразделения городской власти и исполнительных структур.
Для этого необходимо привлечь к работе не менее 10-ти человек с высшим образованием по специальностям: озеленение и лесное хозяйство, садово-парковое строительство и ландшафтный дизайн, в т.ч.: 3 специалиста - в группу озеленения и лесного хозяйства в департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города, по 1 специалисту - в отделы благоустройства администраций районов, по 1 специалисту - в предприятия ЖКХ районов, 1 специалист в департамент по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии города.
3. Производственное обеспечение.
Для содействия внедрению новых технологий и рациональной организации труда предусмотрено приобретение следующих технических средств:
Для МУП "Зеленстрой":
Пенегрыз - 1 шт. Стоимость - 256,0 т.руб
Автогидроподъемник АГП - 22.04 - 1 шт. Стоимость - 550,0 т.руб.
Поливомоечная машина ПМ-130 - 1 шт. Стоимость - 300,0 т.руб.
Экскаватор на базе МТЗ-82 -1 шт. Стоимость - 355,0 т.руб.
Для МУП "Декоративные культуры":
Поливомоечная машина ПМ 130 - 1 шт. Стоимость - 300,0 т.руб.
Для МУЖРЭП-17
Автогидроподъемник АГП - 22.04 - 1 шт. Стоимость - 550,0 т.руб.
Итого по приобретению технических средств - 2311,0 т.руб.
3. Информационное обеспечение.
Оперативное получение достоверных сведений о ходе реализации программных мероприятий всеми исполнителями, предоставление ими информации соответствующим субъектам по озеленению (предприятия отрасли, органы ТОС).
Формирование общественного мнения по вопросам сохранности объектов озеленения. Комитет экологии и природных ресурсов мэрии города организует проведение активной пропаганды и рекламы озеленения традиционными методами (выступления и публикации в средствах массовой информации, проведение семинаров, конференций, выставок, использование наглядной стендовой рекламы), а также нетрадиционными методами (индивидуальные встречи с населением, специальные обзоры по вопросам озеленения на радио и телевидении), организация экологических праздников и проведение конкурсов на лучший объект районного и городского озеленения.
6. Механизм реализации программы.
Организация управления программой
Реализация программных мероприятий осуществляется в форме муниципального заказа по договорам с муниципальными специализированными предприятиями и организациями. Кроме того, на основе конкурсного отбора в выполнении работ по озеленению, проектированию и инвентаризации могут участвовать другие организации и предприятия различных форм собственности.
Головным исполнителем является департамент энергетики, ЖКХ и связи мэрии города, который организует, координирует и вносит предложения в программу мероприятий.
Взаимодействие с органами ТОС осуществляется в соответствии с Положением, которое будет разработано в рамках данной Программы.
Контроль за целевым использованием средств осуществляется посредством предоставления департаментом энергетики, ЖКХ и связи мэрии города актов выполненных работ в департамент финансов мэрии города не реже, чем один раз в полугодие.
Выделение финансовых средств осуществляется по результатам защиты бюджетных заявок на реализацию программных мероприятий после утверждения бюджета.
Финансирование программных мероприятий предусматривает предварительную оплату в размере не менее 30% от стоимости мероприятия.
7. Этапы и сроки реализации программы
Реализация Программы предусматривается в период с 2002 по 2005 годы в два этапа. На первом этапе (2002 г.) предполагается сосредоточить усилия на приоритетных мероприятиях по развитию нормативно-правовой базы, инвентаризации и ландшафтном зонировании объектов озеленения. На втором этапе (2003-2005 гг.) приоритет предполагается отдать более активному и практическому решению всего комплекса озеленительных проблем города, организации мониторинга состояния зеленых насаждений. Важнейшим элементом этого этапа будет комплексность и междисциплинарность решения конкретных проблем "зеленого строительства" города.
Финансирование статьи городского муниципального заказа "Содержание объектов благоустройства" в полном объеме, помимо финансирования мероприятий настоящей Программы, позволит продлить срок службы всех без исключения элементов озеленения, улучшить облик нашего города и создать благоприятные условия проживания населения.
Решение задач, поставленных в настоящей Программе, будет основанием для разработки последующей долгосрочной Программы, которая позволит решить более масштабные задачи городского озеленения и формирования экологического сознания населения, более массового привлечения жителей к сознательному участию в процессе пополнения и сбережения "зеленого" фонда города.
1-й этап выполнения Программы. предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1. Организационно-правовое обеспечение, разработка нормативно-правовых актов. 2. Инвентаризация и оценка состояния городских зеленых насаждений (Приложение N 4), первый этап. 3. Изучение травяного покрова г. Тольятти. 4. Изучение почв г. Тольятти. 5. Проведение конкурса на проект решения проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, листвы, травы). 6. Ландшафтное зонирование. 7. Проектирование озеленения объектов ландшафтной архитектуры. 8. Обустройство объектов ландшафтной архитектуры. 9. Обрезка "пылящих" тополей, валка сухостойных и аварийноопасных деревьев. |
2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. 2002 г. |
2-й этап выполнения Программы предусматривает выполнение следующих мероприятий:
1. Продолжение инвентаризации объектов озеленения, организация мониторинга состояния зеленых насаждений. 2. Приобретение новых технических средств. 3. Продолжение формирования устойчивой структуры зеленых насаждений: валка аварийноопасных деревьев, обрезка "пылящих" тополей. 4. Мероприятия по травяным покрытиям. 5. Озеленение малоозелененных участков городских территорий с участием органов ТОС. 6. Продолжение обустройства объектов ландшафтной архитектуры |
2003-2005 гг. 2003 г. 2003-2004 гг. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. 2003-2005 гг. |
8. Порядок управления и контроля
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик - мэрия г. Тольятти, которая поэтапно координирует и контролирует выполнение программных мероприятий.
Контроль за исполнением Программы осуществляет городская Дума.
Отчет о ходе реализации настоящей Программы заслушивается на коллегии мэрии города и заседаниях городской Думы (не реже одного раза в год).
9. Социально-экономический эффект программы
Эффективность достижения к 2005 г. целей и решения задач настоящей Программы с точки зрения социально-экономического эффекта должны обеспечить:
повышение статуса вопросов озеленения в системе жизнеобеспечения населения города;
направленное формирование зеленых насаждений в части улучшения породного состава, качественного и пространственного их размещения;
усиление почвозащитных, санитарно-гигиенических и эстетических свойств зеленых насаждений;
улучшение показателей безопасности и комфортности среды проживания; создание благоприятных условий для отдыха жителей г. Тольятти.
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будут созданы условия для восстановления деградирующих и развития существующих элементов системы озеленения города, достигнуто улучшение экологической обстановки в городе, создана система мониторинга состояния городских зеленых насаждений, внедрен новый блок ландшафтного зонирования, активизируется природоохранное и экологическое общественное сознание.
Появятся обустроенные объекты ландшафтной архитектуры, являющиеся визитной карточкой города (7 объектов).
Будут удовлетворены жалобы и просьбы жителей, связанные с проблемными вопросами озеленения (450 жалоб и обращений). Будет выполнено 7 наказов избирателей.
Эффективность затрат, направляемых на реализацию Программы, выражается в предотвращении потерь здоровья населения, а также предотвращении ущерба окружающей природной среды города в целом Это будет достигнуто путем рационального использования, устойчивого функционирования и защиты зеленых насаждений г. Тольятти.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
Бюджетная заявка по целевой Программе
рационального использования, устойчивого функционирования
и развития зеленых насаждений и травяного покрова г. Тольятти
на 2002-2005 гг.
N п/п |
Наименование программных мероприятий |
Срок реализа- ции |
Общая сумма финанси- ро вания |
Выполне- ние програм мных мероприя тий на 01.01. 2001 г. |
Утверж- ден ная сумма финанси- ро вания на 2001 г. |
Выполне- ние програм мных мероприя тий на 01.07.01 г. |
Необхо димая сумма финан- сирова- ния на 2002 г. тыс. руб. |
1 | Целевая Программа рационального использования, устойчивого функционирова- ния и развития зеленых насаждений г. Тольятти на 2002-2005 гг. |
2002-2005 гг. |
32311 т. руб. |
6607,5 |
|||
2 | Мероприятия 1-го этапа - 2002 г., в т.ч. |
6607,5 | |||||
3 | Инвентаризация городских объектов озеленения |
510,0 | |||||
4 | Изучение травяного покрова г. Тольятти |
150,0 | |||||
5 | Изучение растительных грунтов города |
200,0 | |||||
6 | Проведение конкурса по решению проблемы рациональной утилизации растительных органических остатков (древесины, травы, листвы) |
10,0 | |||||
7 | Ландшафтное зонирование |
300,0 | |||||
8 | Проектирование озеленения объектов ландшафтной архитектуры |
100,0 |
|||||
9 | Обустройство объектов ландшафтной архитектуры 1. Площадь Свободы. 2. Мемориал В.Баныкина, памятник В.Татищеву, "Вишневый сад" 3. Центральная площадь 4. Сквер молодежного центра "Спутник" 5. Парк Победы |
2087,5 1525,0 197,5 22,0 43,0 300,0 |
|||||
10 | Формирование устойчивой структуры зеленых насаждений, всего : - обрезка "пылящих" тополей - валка сухостойных аварийноопасных деревьев |
3250,0 1850,0 1400,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.