Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Инновации -
Производство - Рынок"
на 2003 - 2006 годы"
Областная целевая программа
"Инновации - Производство - Рынок" на 2003 - 2006 годы
(далее - Программа)
1 апреля 2004 г.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 43-ГД в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Инновации -
Программы Производство - Рынок" на 2003-2006 годы
Дата принятия - протокол совещания у вице-губернатора Самар-
решения о ской области от 10.08.2001
разработке
Программы
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик
Программы
Головной - Средневолжский региональный инновационный
исполнитель научный центр
Программы
Основные - департамент промышленности и торговли Ад-
разработчики министрации области
Программы департамент экономического развития и инвестиций
Администрации области
Институт проблем управления сложными системами
Российской академии наук
Средневолжский региональный инновационный
научный центр
Государственный венчурный фонд поддержки малого
предпринимательства в научно-технической сфере
Самарской области
Цель и задачи - цель Программы: создание региональной инно-
Программы вационной системы для перехода экономики
области на инновационный путь развития;
основные задачи Программы:
формирование организационно-финансовых механизмов
управления развитием инновационной деятельности;
интеграция ресурсов и субъектов науки,
промышленности и бизнеса для инновационной
деятельности;
создание межрегионального рынка инноваций
и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
создание благоприятной среды для инноваци-
онной деятельности
Сроки и этапы - 2003 - 2006 годы
реализации
Программы
Основные - разработка нормативно - правового, организа-
мероприятия ционного и методического обеспечения Про-
Программы граммы;
реализация комплексных проектов в научно-
технической и производственной сферах;
разработка инфраструктурных проектов развития
инновационной деятельности и мероприятия по
кадровому обеспечению Программы
Исполнители - определяются в ходе реализации Программы из
Программы числа научных, инновационных и промышленных
предприятий и организаций
Объемы и - 39,0 млн. рублей - за счет средств областного
источники бюджета, в том числе: 2003 год - 9,0 млн. руб-
финансирования лей, 2004 год - 11,0 млн. рублей, 2005 год -
11,0 млн. рублей, 2006 год - 8,0 млн. рублей;
привлекаемые средства федерального бюджета *)
и внебюджетных источников **)
Ожидаемые - увеличение во внутреннем валовом продукте
результаты области доли конкурентоспособной науко-
реализации емкой продукции и услуг, создание новых
Программы рабочих мест, увеличение ежегодных бюджетных
поступлений от производителей наукоемкой
продукции и услуг
Система - контроль за реализацией Программы осуществ-
организации ляется министерством промышленности и тех-
контроля за нологий Самарской области в соответствии с
исполнением постановлением Губернатора Самарской облас-
Программы ти от 19.06.2000 N 193 "О внесении
изменений и дополнений в Порядок разработки
и реализации областных целевых программ,
утвержденный постановлением Главы Администрации
области от 18.03.96 N 58";
контроль за целевым использованием бюджетных
средств осуществляется министерством управления
финансами Самарской области.
*) Подлежат уточнению по итогам проведения экспертизы и конкурса.
**) Точный объем финансирования определяется по результатам оценки коммерческой привлекательности проектов Программы.
1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время достижения в области науки и технологий стали определять динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их национальной безопасности и равноправной интеграции в мировую экономику.
В последние годы подавляющая часть прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) в развитых странах получена за счет новых научных знаний, воплощенных в технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства.
Успешное развитие современной экономики невозможно без существенного увеличения доли конкурентоспособной наукоемкой инновационной продукции в общем объеме ВВП, являющейся конечным результатом коммерциализации научных исследований и разработок. Она становится в мире основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. Особую роль в этом процессе играют предприятия малого и среднего бизнеса, доля произведенной ими продукции в ВВП в технологически развитых странах составляет от 50 до 70% (в России менее 10%). При этом доля продукции малого и среднего бизнеса в ВВП США, приходящаяся на результаты инновационной деятельности, составляет более 40%, в то время как аналогичная доля инноваций в ВВП России не превышает 3,5%, а в Самарской области по статистическим данным за 2001 г. - 2%.
В последние годы федеральными органами государственной власти принят ряд нормативных актов по формированию национальной доктрины инновационного развития экономики и проводится комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности в России. В частности, принято межведомственное соглашение о взаимодействии в развитии инновационной деятельности в научно-технической сфере на 2001-2003 годы.
На совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20.03.2002 был рассмотрен вопрос об основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и было отмечено, что целью государственной политики в области развития науки и технологий является переход к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов. В числе прочих задач ставится задача обеспечения взаимодействия государственного и частного капитала в целях развития науки, техники и технологий.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 43-ГД в абзац 6 пункта 1 настоящей Программы внесены изменения
С целью активизации инновационной деятельности в регионе при поддержке Правительства Самарской области выполняется ряд региональных научно-технических программ и инновационных проектов, финансируемых за счет средств областного и федерального бюджетов по линии Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и специализированных фондов. Исполнителями программ и проектов накоплен положительный опыт коммерциализации завершенных научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ (далее НИОКР), а также инновационных проектов малых инновационных предприятий (далее - МИП), финансируемых за счет заемных и кредитных средств федерального и областного бюджетов.
Для защиты отечественного производителя и обеспечения более высоких конкурентных преимуществ отечественной технологии, продукции и услуг в связи с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО) необходимо осуществлять протекционистскую государственную инновационную политику по развитию отечественного рынка инноваций, формирование которого на региональном уровне будет осуществляться в рамках настоящей Программы.
Анализ регионального инновационного потенциала показывает, что в области имеются различные субъекты инновационной деятельности, которые разобщены и работают обособлено. В результате нарушается взаимосвязь между отдельными этапами инновационного цикла: "Инновации - Производство-Рынок". для их объединения необходим интегрирующий механизм, обеспечивающий ускоренное продвижение инноваций на рынок.
2. Цели, задачи и сроки реализации Программы
Цель Программы заключается в создании региональной инновационной системы, которая должна обеспечить объединение усилий федеральных исполнительных органов государственной власти, органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления в Самарской области, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики региона в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий для перехода экономики области на инновационный путь развития.
Основными задачами Программы являются:
формирование организационно-финансовых механизмов управления развитием инновационной деятельности;
интеграция ресурсов и субъектов науки, промышленности и бизнеса для инновационной деятельности;
создание межрегионального рынка инноваций и привлечение инвестиций в инновационную сферу;
создание благоприятной среды для инновационной деятельности.
Цель и задачи Программы направлены на формирование региональной инфраструктуры и благоприятной экономической среды для коммерциализации технологий и разработок технопарков, инновационно - технологических центров, высших учебных заведений, институтов Российской академии наук, исследовательских организаций и промышленных предприятий.
Основу Программы составляют комплексные проекты, представленные в виде технического задания, технико-экономического обоснования и бизнес-плана (далее - комплексные проекты), в которых обоснована целесообразность совместного выполнения НИОКР и системы мероприятий, направлен ных на коммерциализацию инноваций с целью реализации их на рынке или использования в хозяйственном обороте.
Концептуальную основу Программы составляют три принципа формирования и реализации комплексных проектов:
самоорганизация инновационных сетей;
независимая экспертиза и конкурсный отбор;
маркетинг, конкуренция и партнерство, рентабельность и ресурсная интеграция.
Инновационная сеть представляет собой совокупность (консорциум) субъектов научной, научно-технической, инновационной деятельности и бизнеса, которые объединяются для совместной деятельности по продвижению инноваций на рынок.
Участниками инновационных сетей могут выступать как отдельные юридические лица, так и объединения юридических лиц различной формы собственности и отраслевой принадлежности, в том числе, иностранные и из других регионов Российской Федерации.
Ресурсная интеграция предусматривает объединение инновационных, производственно-технологических, управленческих и финансовых ресурсов с целью эффективной реализации проектов Программы.
Разработчиками (ресурсными источниками) инноваций являются региональные научные организации, университеты, институты, малые инновационные предприятия и технопарки, высокотехнологичные компании и научные центры, а также аналогичные структуры из других регионов и зарубежных стран.
Источниками производственно-технологических ресурсов для решения задач опытного и промышленного освоения инноваций являются крупные и средние предприятия, а также МИП.
Источниками финансовых ресурсов являются специализированные фонды федерального, регионального и муниципального уровней, лизинговые компании, международные фонды и организации, банки и частные инвесторы, собственные средства предприятий, средства федерального, областного и муниципального бюджетов, а также реинвестиционные средства Программы.
Источниками управленческих ресурсов являются кадровый потенциал субъектов инновационной деятельности, региональный кадровый резерв выпускников президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Использование базовых рыночных принципов позволит:
реализовать рыночный организационно-финансовый механизм коммерциализации результатов НИОКР;
создать межрегиональный рынок ресурсов инновационной деятельности;
обеспечить единую ориентацию всех субъектов инновационной сети на конечный результат - совместное продвижение инноваций на рынок.
Состав комплексных проектов Программы определяется приоритетными направлениями экономической и социальной политики Самарской области на 2002-2004 годы, которые входят в Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, утвержденный Президентом Российской Федерации от 30.03.2002.
Комплексные проекты формируются по следующим направлениям:
информационно - телекоммуникационные технологии и электроника;
космические и авиационные технологии;
новые материалы и химические технологии;
технологии живых систем;
новые транспортные технологии;
производственные технологии;
экология и рациональное природопользование;
энергосберегающие технологии.
Конкретный перечень комплексных проектов формируется в процессе их конкурсного отбора по результатам экспертизы. Предпочтение для включения в него будет отдано комплексным проектам, ориентированным на инновации, обладающим высоким экспортным или импортозамещающим потенциалом, конкурентными преимуществами, высокими показателями доходности или социально-экономической значимостью для региона.
Срок реализации Программы с 2003 по 2006 год.
З. Система программных мероприятий
Основная цель и решение задач Программы достигаются за счет проведения системы следующих программных мероприятий:
разработка нормативно-правового, организационного и методического обеспечения;
реализация комплексных проектов в научно-технической и производственной сферах;
реализация инфраструктурных проектов развития инновационной деятельности и мероприятий по кадровому обеспечению Программы.
С целью нормативно-правового, организационного и методического обеспечения Программы разрабатываются:
регламент рассмотрения заявок, проведения экспертизы и конкурсного отбора комплексных проектов;
формы, перечень, состав и содержание заявочных документов комплексных проектов;
положение о порядке финансирования проектов из бюджетных и внебюджетных источников;
ежегодный финансовый план мероприятий с определением источников финансирования Программы.
Для формирования межрегионального рынка инноваций путем проведения конкурсного отбора высокоэффективных комплексных проектов осуществляются:
межрегиональные конкурсы по соответствующим направлениям Программы;
формирование и администрирование Интернет - баз данных комплексных проектов, а также требуемых и имеющихся ресурсов инновационной деятельности;
консалтинг и формирование комплексных проектов на принципах системной интеграции ресурсов;
экспертиза и конкурсный отбор комплексных проектов;
назначение головных организаций-исполнителей комплексных проектов по результатам конкурсного отбора.
В процессе реализации комплексных проектов осуществляются:
мониторинг и проектный анализ;
консалтинговое и информационное сопровождение;
организационно-финансовое управление.
Для создания благоприятной среды инновационной деятельности в рамках государственного заказа объявляется тендер, по результатам которого выполняется ряд инфраструктурных проектов и мероприятий.
Первая группа инфраструктурных проектов ориентирована на развитие технопарков, сети бизнес - инкубаторов, инновационно - технологических центров (далее ИТЦ) и инновационно - производственных комплексов (далее - ИПК).
Вторая группа инфраструктурных проектов и мероприятий обеспечивает вхождение Самарской области в имеющиеся на территории России Интернет-сети поддержки инновационного бизнеса через создание регионального представительства сетевой информационной базы (СИБ) комплексных проектов и ресурсов инновационного бизнеса.
Третья группа - обеспечивает через создаваемый региональный Интернет - портал получение новых знаний в области коммерциализации технологий, установление деловых связей, а также оперативное проведение дистанционного экспертного анализа возможности коммерциализации технологий с использованием возможностей технологического аудита.
Мероприятия по кадровому обеспечению инновационной деятельности включают подготовку программ повышения квалификации руководителей и специалистов, направленных в первую очередь на получение практических знаний в области коммерциализации технологий и инновационного менеджмента. для привлечения молодых ученых, аспирантов и студентов в инновационный бизнес проводятся тренинг - конкурсы на участие в комплексных проектах Программы.
4. Механизм реализации Программы
Стратегическое управление Программой осуществляет инновационный совет Программы (далее - совет Программы), состав которого утверждается Губернатором Самарской области. Основные функции и задачи совета Программы регламентируются нормативно-правовой базой, разрабатываемой в ходе реализации Программы.
Организационно-финансовое управление Программой осуществляет ее головная организация - Средневолжский региональный инновационный научный центр (далее - Центр), выполняющий координирующие и консолидирующие функции между наукой, промышленностью, бизнесом и рынком. Центр является исполнительным органом совета Программы.
Основные задачи Центра:
мониторинг рынка инновационных ресурсов и содействие в поиске партнеров при формировании проектов Программы, в том числе, с использованием Интернет - баз данных и Интернет - портала;
организация тендеров, экспертизы и конкурсного отбора проектов Программы;
привлечение бюджетных и внебюджетных средств на реализацию Программы.
На этапе подготовки к реализации Программы Центром разрабатываются нормативно-правовые документы, утверждаемые советом Программы.
В ходе реализации Программы Центр объявляет открытый межрегиональный Интернет - конкурс проектов Программы. Тендеры на выполнение проектов для государственных нужд и по заявкам от товаропроизводителей или инвесторов объявляются по мере поступления предложений.
Приоритеты конкурсного отбора проектов формируются на основе проведенных Центром и потенциальными участниками инновационных сетей маркетинговых исследований спроса и предложений рынка инновационных ресурсов. С этой целью Центр создает постоянно обновляемые Интернет - базы данных ресурсов инновационной деятельности и проектов Программы (далее - базы данных). Владельцам и заказчикам инноваций предоставляется возможность размещения информации в базах данных.
По результатам маркетинговых исследований поданных на конкурс заявок и проведения системной
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.