Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы мер по противодействию
незаконному обороту наркотических
средств, профилактике наркомании,
лечению и реабилитации
наркозависимой части населения
Самарской области
на 2003-2004 годы"
Областная целевая программа
мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств,
профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части
населения Самарской области на 2003-2004 годы
(далее - Программа)
1 апреля, 16 июля, 29 декабря 2004 г.
Законом Самарской области от 29 декабря 2004 г. N 194-ГД в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа мер по
противодействию незаконному обороту
наркотических средств, профилактике
наркомании, лечению и реабилитации
наркозависимой части населения Самарской
области на 2003-2004 годы
Дата принятия решения о - поручение вице-губернатора Самарской
разработке Программы области от 05.06.2002
Государственный заказчик - Администрация Самарской области
Программы
Головной исполнитель - департамент здравоохранения Администрации
Программы области (министерство здравоохранения
Самарской области), управление федеральной
службы Российской Федерации по контролю
за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ по Самарской области
Основные разработчики - рабочая группа межведомственной комиссии по
Программы противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному
обороту, департамент здравоохранения
Администрации области
Цели и задачи Программы - цель Программы: снижение уровня незаконного
потребления наркотиков жителями области;
задачи Программы: наращивание усилий по
пресечению незаконного оборота наркотиков;
повышение уровня осведомленности населения
области о неблагоприятных последствиях
незаконного употребления наркотических
средств, психотропных веществ, их
прекурсоров и о методике оказания помощи
наркозависимым;
укрепление наркологической службы и
дальнейшее развитие сети реабилитационных
центров, трудовых общин, анонимных групп
созависимых;
обучение специалистов правоохранительных
органов и спецслужб, центров "Семья",
учреждений образования, занимающихся
противодействием распространению
наркомании;
укрепление межведомственного взаимодействия
при проведении антинаркотических
мероприятий
Основные мероприятия - 1. Организационные мероприятия.
Программы 2. Информационное обеспечение
антинаркотических мероприятий.
3. Совершенствование форм и методов
профилактики наркомании.
4. Укрепление материально-технической
базы учреждений, занимающихся вопросами
противодействия незаконному обороту
наркотиков, профилактикой наркомании,
лечением и реабилитацией наркозависимой
части населения Самарской области.
5. Подготовка кадров и методическое
обеспечение работы по профилактике
наркомании и противодействию незаконному
обороту наркотических средств
Сроки и этапы реализации - начало: 2003 год;
Программы окончание: 31 декабря 2004 года
Исполнители - управление Федеральной службы Российской
Программы Федерации по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ по Самарской
области, Главное управление внутренних дел
Самарской области (далее - ГУВД Самарской
области), департамент здравоохранения
Администрации области (министерство
здравоохранения Самарской области), департамент
образования и науки Администрации области
(министерство образования и науки Самарской
области), Средневолжское управление внутренних
дел на транспорте Министерства внутренних дел
Российской Федерации (далее - СУВДТ),
департамент по делам молодежи Самарской области
(министерство культуры, молодежной политики и
спорта Самарской области), Главное управление
исполнения наказаний Министерства юстиции
Российской Федерации по Самарской области
(далее - ГУИН), департамент физической культуры
и спорта Администрации области (министерство
культуры, молодежной политики и спорта
Самарской области), Самарская таможня,
открытое акционерное общество "Областной
реабилитационный центр для лиц, страдающих
наркоманией" (далее - ОАО "Областной
реабилитационный центр"), управление
Федеральной службы безопасности Российской
Федерации по Самарской области (далее -
УФСБ), отдел "Самара" Юго-Восточного
управления Федеральной пограничной службы
Российской Федерации (далее - отдел "Самара"
ФПС РФ), департамент федеральной
государственной службы занятости населения
по Самарской области, Самарский
государственный медицинский университет
(далее - СамГМУ), Самарский государственный
университет (далее - СамГУ), Самарский
государственный педагогический университет
(далее - СамГПУ), Самарское епархиальное
управление Русской православной церкви,
управление координации информационной
политики и взаимодействия со средствами
массовой информации Самарской области
Главного управления общественных,
межрегиональных связей и информационной
политики Самарской области (информационно-
аналитическое управление администрации
Губернатора Самарской области), органы
местного самоуправления, государственное
унитарное предприятие "Агентство
содействия занятости молодежи"
Объемы и источники - финансовые затраты на реализацию Программы
финансирования Программы составят 197175,6 тыс. рублей. Из
областного бюджета - 191670,6 тыс. рублей,
в том числе на реализацию программных
мероприятий - 127670,6 тыс.рублей (в 2003
году - 60466,2 тыс. рублей, в 2004 году -
67204,4 тыс. рублей), 64000,0 тыс.рублей -
капитальные вложения. Из местных бюджетов -
5505,0 тыс. рублей (в 2003 году - 3835,0
тыс.рублей, в 2004 году - 1670,0 тыс.
рублей)
Ожидаемые результаты - снижение уровня незаконного оборота
реализации Программы наркотиков и темпов прироста заболеваемости
наркоманией;
формирование у населения негативного
отношения к лицам, склоняющим окружающих к
незаконному потреблению наркотиков, и
сбытчикам наркотических средств;
повышение качества и результативности
работы по профилактике наркомании,
расширение сети лечебных и реабилитационных
учреждений для наркозависимых;
укрепление взаимодействия между органами
государственной власти, органами местного
самоуправления, их учреждениями и
общественными организациями по вопросам
противодействия распространению наркомании
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением возлагается на департамент здравоохранения
Программы Администрации области (министерство
здравоохранения Самарской области),
управление Федеральной службы Российской
Федерации по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ по Самарской области,
департамент управления финансами
Администрации области (министерство
управления финансами Самарской области).
Координацию работы по исполнению Программы
осуществляет межведомственная комиссия по
противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и их незаконному
обороту.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество населения способствуют тому, что Самарская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта по транзиту в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы страны.
За последние 12 лет ситуация, связанная с распространением наркомании на территории Самарской области, ежегодно ухудшалась, отмечался рост негативных тенденций:
число жителей области, стоящих на учете в наркологических учреждениях, увеличилось в 20 раз и по итогам 2001 года достигло 30 тыс. человек, из них около пяти тыс. женщин и тысячи несовершеннолетних;
количество зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло в 18 раз и составило по итогам 2001 года более 8,6 тысяч. К уголовной ответственности по этим делам привлечено около 10 тыс. человек;
в 2001 году от наркотиков, психотропных веществ и неизвестных ядов (суррогатов наркотиков и алкоголя) умерло 648 жителей Самарской области;
ежегодно в ходе призывных компаний на военную службу выявляется около тысячи призывников, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества;
из 15562 выявленных ВИЧ-инфицированных значительная часть приобрела инфекцию в результате немедицинского употребления наркотиков.
Со II полугодия 2001 года эта тенденция начала позитивно меняться. Наметились признаки снижения темпов прироста негативных последствий распространения наркомании.
Несмотря на это обстоятельство, органы государственной власти, местного самоуправления, их учреждения и общественные формирования области продолжают наращивать усилия, направленные против наркомании. В спектре проводимых мероприятий особое внимание уделяется созданию единой системы действий всех уровней власти и общества по достижению эффективного взаимодействия в работе на единый конечный результат - снижение уровня злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота.
Для достижения этого результата в области реализуется вторая областная целевая Программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2001-2002 годы, которая является продолжением аналогичной Программы на 1999-2000 годы.
В ходе реализации программных мероприятий для улучшения деятельности правоохранительных органов выделено более 70 млн. рублей, что позволило ввести 600 штатных единиц сотрудников, специализирующихся на пресечении незаконного оборота наркотиков, оснастить соответствующие подразделения автотранспортом и оперативно-техническими средствами, закончить строительство первой очереди кинологического центра на 250 служебных собак, двух боксов углубленного досмотра большегрузного автотранспорта.
В результате предпринятых мер в каждом городском и районном подразделении ГУВД Самарской области созданы отделы (отделения), группы сотрудников милиции, специализирующихся на пресечении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Это позволило усилить работу по привлечению к уголовной ответственности лиц, сбывающих наркотики в учебных заведениях, местах досуга молодежи, жилом секторе населенных пунктов. В 1999 году против сбытчиков наркотиков было возбуждено 1678 уголовных дел (в 1998 году - 698), за 2000 год возбуждено на 20% больше, чем в 1999 году. В 2001 году подобных преступлений было уже выявлено 2324. Каждое восьмое зарегистрированное в 2001 году преступление связано с изъятием наркотиков в особо крупных размерах. За совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, привлечено к уголовной ответственности 8649 человек. Из незаконного оборота только в 2001 году было изъято 700 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсоров.
Значительная часть мероприятий вышеназванных программ посвящена созданию более эффективной системы организации профилактической работы в молодежной среде.
На базе центров "Семья" образована служба профилактики наркомании, в связи с чем введена дополнительная штатная численность - 125 ставок для психологов и социальных педагогов. Специалисты этой службы совместно с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, психологами образовательных учреждений и представителями других заинтересованных ведомств на основе специально разработанных тренинговых программ среди учащихся школ и других учебных заведений проводят комплекс предупредительных мероприятий, направленных на формирование у подростков отрицательного отношения к употреблению наркотических средств.
Наряду с проведением тренингов с учащимися по первичной профилактике наркомании специалисты центров "Семья" осуществляют работу по вторичной профилактике, работают с созависимыми - членами семей потребителей наркотиков.
Активно проводится работа по профилактике наркомании во время летних каникул. Основной акцент при этом делается на работу с подростками, имеющими девиантное поведение.
Различными видами спорта в области охвачено более 180 тыс. детей и подростков. Ежегодно более 400 спортивно-массовых мероприятий проводится под девизом "За здоровый образ жизни" и "Спорт против наркотиков".
При центре социализации молодежи г. Самары создано молодежное объединение "Свежий ветер", занимающееся подготовкой волонтеров, работающих по программам профилактики наркомании по принципу "Подросток - подростку".
Обе программы уделили значительное внимание развитию и укреплению сети лечебных и реабилитационных учреждений.
Законом Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 57-ГД в часть 15 раздела "Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами" внесены изменения
В настоящее время наркологическая служба департамента здравоохранения Администрации области (министерства здравоохранения Самарской области) представлена 5 наркологическими диспансерами и 30 наркологическими кабинетами при центральных городских и районных больницах. К имеющимся 100 наркологам специализированных лечебных учреждений введены еще 7 ставок наркологов в инфекционные и туберкулезные стационары. Закуплено оборудование для химико-токсикологических лабораторий, приобретены автотранспортные средства, издано значительное количество антинаркотической литературы.
Наркологическая помощь населению оказывается в рамках обязательного медицинского страхования. Стационарное лечение подростков в диспансерах в городах Самаре, Тольятти, Новокуйбышевске, Сызрани, Чапаевске осуществляется в палатах, где они в период лечения находятся вместе с родителями, что дает возможность использовать как индивидуальную, так и семейную психотерапию, решая одновременно проблемы подростка и его семьи.
В системе учреждений исполнения наказаний области содержится около 3000 осужденных, болеющих наркоманией. Для их лечения в рамках программ в семи колониях созданы специализированные отделения. На эти цели из областного бюджета было выделено более 2700 тыс.рублей.
С июня 1999 года в г. Самаре создан и функционирует ОАО "Областной реабилитационный центр". Введено в действие загородное отделение центра, ориентированное на социально - трудовую реабилитацию лиц, имевших наркотическую зависимость и прошедших курс реабилитации в городском отделении.
Наряду с ОАО "Областной реабилитационный центр" в области функционируют еще 11 реабилитационных центров для наркозависимых лиц различных форм собственности, в которых используются различные методы реабилитации.
Развивается сеть трудовых общин, являющихся по форме общественными благотворительными организациями, проводящими, что очень важно, реабилитацию наркозависимых на безвозмездной основе. В настоящее время в области функционируют восемь таких общин.
Подготовка кадров включает обучение по индивидуально разработанным программам специалистов учреждений здравоохранения, образования, центров "Семья", правоохранительных органов и спецслужб. Обучение осуществляется на базе СамГУ, СамГМУ и других вузов.
В результате реализации программных мероприятий в каждом городе и районе Самарской области реально создана структура (от 3 до 30 сотрудников в зависимости от количества населения и наркоситуации), которая призвана функционально решать проблему наркомании. Состоит она из специалистов органов внутренних дел, центров "Семья", наркологической службы системы здравоохранения.
Принятые в рамках программ меры по усилению борьбы с наркоманией явились своевременными и позитивными, однако ситуация в Самарской области, как и в целом по России, продолжает оставаться весьма сложной, реально угрожающей здоровью населения, экономике и правопорядку. В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 N 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002 - 2004 годы" и с учетом прогноза развития наркоситуации очевидна необходимость в продолжении наращивания усилий всех уровней власти и общества для решения проблем, связанных с распространением наркомании.
Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, с привлечением средств из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных средств позволит развить наметившиеся позитивные тенденции в решении данной проблемы.
Цели и задачи Программы
Основная цель - снижение уровня незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров жителями Самарской области.
Для достижения данной цели необходимо решить задачи:
продолжить наращивание усилий по пресечению незаконного оборота наркотиков;
повысить уровень осведомленности широких слоев населения области о неблагоприятных последствиях незаконного употребления наркотических средств и о существующей системе оказания помощи наркозависимым;
укрепление наркологической службы и дальнейшее развитие сети реабилитационных центров, трудовых общин, анонимных групп созависимых;
обучение специалистов органов внутренних дел, учреждений исполнения наказаний, таможни, пограничной службы, учреждений образования, занимающихся противодействием распространению наркомании.
Основные мероприятия Программы
Мероприятия по реализации Программы, представленные в приложении, систематизированы по следующим направлениям:
организационные мероприятия, которые включают работу по проведению анализа причин распространения наркомании, выявлению и пресечению каналов распространения наркотических веществ на территории области, проведению обследований учреждений, складов и мест хранения наркотических веществ;
информационное обеспечение программных мероприятий, направленное на активное вовлечение средств массовой информации в реальное освещение работы учреждений и организаций, решающих проблемы наркомании;
мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов профилактики наркомании, включающие организацию работы с семьями, члены которых стоят на учете в связи с потреблением наркотиков, проведение комплекса мероприятий по трудоустройству и занятости лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости, организацию отдыха и занятости подростков группы риска по употреблению наркотических веществ, пропаганду здорового образа жизни, проведение спортивных и культурно - массовых мероприятий, направленных на профилактику наркомании, организацию фестивалей - семинаров для ведущих молодежных дискотек, теле- и радиопередач с целью обучения методам активной антинаркотической пропаганды, создание студенческих оперативных отрядов по противодействию распространению наркомании в студенческой среде, активизацию деятельности силовых структур и правоохранительных органов по пресечению распространения наркотиков;
мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, связанных с деятельностью по предотвращению незаконного оборота наркотических средств, профилактикой наркомании, лечением и реабилитацией наркозависимых лиц, расширение и оснащение оборудованием сети лечебных учреждений и реабилитационных центров для наркозависимых слоев населения, оснащение учреждений правоохранительных органов техническими и транспортными средствами, создание учебно - производственного комплекса для наркозависимых, прошедших социально - психологическую реабилитацию, приобретение служебно - розыскных собак, завершение строительства базового кинологического центра;
мероприятия по подготовке кадров и методическому обеспечению в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, включающие разработку и внедрение новых технологий психолого - педагогической профилактики наркозависимости и специальных обучающих программ для работников заинтересованных ведомств, занимающихся проблемами наркомании, а также студентов гуманитарных высших учебных заведений г. Самары, издание учебно - методической литературы.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2003 по 2004 год. Начало реализации Программы - 2003 год, окончание - 31 декабря 2004 года.
Законом Самарской области от 16 июля 2004 г. N 123-ГД в раздел "Механизм реализации, организация управления и контроль за ходом исполнения Программы" внесены изменения
Механизм реализации, организация управления и
контроль за ходом исполнения Программы
Программой определен круг исполнителей. Организации, указанные в графе "Исполнители" прилагаемого перечня мероприятий по реализации и финансовому обеспечению Программы, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляют в департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области) заявки с приложением обоснований на запрашиваемые суммы, приобретают и распределяют среди подведомственных учреждений оборудование и иные средства, предусмотренные Программой.
Организацию исполнения мероприятий Программы осуществляют руководители служб и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом здравоохранения Администрации области (министерством здравоохранения Самарской области), управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Самарской области.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области).
Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы обеспечивает межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Оценка эффективности Программы
Об эффективности Программы будет свидетельствовать наличие в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, их учреждений и общественных организаций четко организованной системы по:
недопущению поступления в Самарскую область наркотиков и пресечению их сбыта;
профилактике наркомании среди населения Самарской области и прежде всего в молодежной среде;
лечению и реабилитации наркозависимых с последующей их ресоциализацией;
обучению и переподготовке специалистов ведомств и организаций, участвующих в процессе противодействия распространению наркомании.
И как следствие успешной работы этой системы - реальное снижение уровня незаконного оборота наркотических средств и злоупотребления ими.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.