Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Тольяттинской городской Думы
от 15 марта 2000 г. N 755
Целевая экологическая программа г. Тольятти на 2000-2005 гг.
Паспорт Программы
N п/п |
Показатели | Содержание показателей |
1 | Наименование | Целевая экологическая программа города Тольятти на 2000-2005 гг. |
2 | Основание для разработки |
Решение Тольяттинской городской Думы от 13 июня 1999 г. N 563 |
3 | Заказчик | Мэрия г.Тольятти Комитет экологии и природных ресурсов. |
4 | Разработчики Программы |
Комитет экологии и природных ресурсов мэрии г.Тольятти; Институт экологии Волжского бассейна РАН |
5 | Цели Программы |
Улучшение экологической обстановки в городе, сохранение и реабилитация природы города для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения |
6 | Задачи Программы |
Создание научно-обоснованной системы управления природопользованием и экологической безопасностью города; Разработка механизмов регулирования (правовых, экономических, административных), функционирования и развития предприятий города с учетом негативного воздействия их на окружающую природную среду; Оказание поддержки в совершенствовании (в экологическом плане) существующих и новых технологий промышленных предприятий города; Снижение вредных выбросов в атмосферу и сброса загрязненных вод в водоемы города; Оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления; Сохранение и восстановление городских лесов и почв; Создание системы экологического мониторинга; Развитие системы экологического воспитания, образования и просвещения населения г.Тольятти |
7 | Сроки реализации Программы |
2000-2005 гг. |
8 | Основные программные мероприятия и подпрограммы |
Правовое обеспечение арограммы; Экологизация промышленности города; Экологизация городского хозяйства; Мониторинг окружающей природной среды; Подпрограмма "Защита, воспроизводство и использование городских лесов и зон отдыха"; Подпрограмма "Экологическое воспитание, образование и просвещение населения г.Тольятти" |
9 | Исполнители | Подразделения мэрии г.Тольятти и администраций районов в пределах своей компетенции; Государственные природоохранные службы; Предприятия и организации города независимо от форм собственности |
10 | Объемы и источники финансирования |
Объем финансирования определяется ежегодно. Источники - федеральный, областной, городской бюджеты, экологические фонды, средства предприятий и привлеченные средства |
11 | Ожидаемые результаты |
Снижение воздействия негативных факторов на окружающую природную среду города. Предотвращение ущерба окружающей среде и потерь природных ресурсов. Повышение эффективности природоохранной деятельности в г.Тольятти |
12 | Система организации контроля |
Контроль за реализацией программы возлагается на заказчика программы. Текущее управление осуществляет комитет экологии и природных ресурсов мэрии г.Тольятти |
Введение
Проблемы экологии города и его рекреационных зон тесно связаны с важнейшими задачами создания достойной человека природной среды, а их решение - необходимое условие устойчивого социально-экономического развития. Сложность проблемы состоит в том, что в рамках исследований по экологии города и его рекреационных зон необходима интеграция широкой системы научных знаний с непосредственным решением практических задач, что требует поиска новых форм организации природоохранной работы, разработки и финансирования региональных и локальных экологических программ, а их реализация - тесного взаимодействия местных органов самоуправления с государственными природоохранными службами и населением города. Проблемы урбоэкологии сводятся не только к более или менее "природообоснованному" росту промышленного производства в городах, как это принято думать, - на усложнение экологической ситуации влияет комплекс процессов, связанных с инфраструктурой или планировочными характеристиками города, жилищно-коммунальным хозяйством, образом жизни горожан; иными словами, крупные города - это сложные системы с соответствующими им законами функционирования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством к ведению органов местного самоуправления в сфере охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, природопользования и обеспечения экологической безопасности относятся:
участие в охране окружающей среды на территории города;
определение основных направлений охраны окружающей природной среды города, разработка и реализация экологических местных программ;
планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий;
координация деятельности экологических служб предприятий, учреждений, организаций независимо от их форм собственности и подчинения; организация экологической экспертизы проектов, государственного экологического контроля (мониторинга) за состоянием окружающей природной среды;
выдача разрешений на отдельные виды природопользования;
принятие решений об ограничении, приостановлении, прекращении экологически вредной деятельности;
право заключения с природопользователями договоров на комплексное природопользование, затрагивающее интересы;
подведомственной территории;
учет и оценка состояния окружающей природной среды и природных ресурсов подведомственной территории;
учет и оценка объемов бытовых и промышленных отходов на объектах, расположенных на подведомственной территории, организация утилизации и переработки бытовых отходов;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;
развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
организация и проведение работ по восстановлению и охране водных объектов на подведомственной территории; утверждение проектов и установление водоохранных зон и прибрежных защитных полос на этих водных объектах по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по Самарской области в сфере управления использованием природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и Администрацией Самарской области;
объявление природных объектов местного значения, представляющих экологическую и историческую ценность, памятниками природы, организация их охраны; утверждение по согласованию со специально уполномоченными государственными органами по Самарской области в сфере управления использованием природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и Администрацией Самарской области территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
экологическое воспитание, образование, просвещение;
обеспечение населения необходимой экологической информацией.
Органы местного самоуправления могут осуществлять и иные полномочия в области охраны окружающей природной среды и использовании природных ресурсов, отнесенные к их ведению в рамках федерального и областного законодательства.
Реализация этих основных возможностей органов местного самоуправления и положена в основу настоящей целевой экологической программы города Тольятти на 2000-2005 гг. (далее - Программа).
1. Экологическая обстановка в г. Тольятти
и обоснование необходимости решения городских экологических проблем
программными методами
Проблемы устойчивого социально-экологического развития и существования г.Тольятти на современном этапе тесно взаимосвязаны с решением вопросов охраны и реконструкции окружающей среды. Рассмотрение этих вопросов не является самоцелью - без их решения сегодня дальнейшее устойчивое существование и развитие города выглядит проблематичным. Сложность заключается в том, что эти проблемы затрагивают практически все сферы городской жизни и требуют к своему решению междисциплинарного подхода с использованием широкого спектра знаний в экологии, экономике, организации и управлении, производстве, психологии, медицине, архитектуре, образовании, культуре и других дисциплинах. Город является одновременно и самой крупной единицей, способной приступить к решению многих разрушительных для современного мира проблем (в том числе и экологической), и самой мелкой единицей, только на уровне которой можно сознательно решать проблемы самым полным, комплексным и разумным образом в интересах не только ныне живущих людей, но и будущих поколений. Все это ведет к выработке нового видения и подхода к взаимодействию городского сообщества, органов управления и природопользователей.
Современная история (первый этап) г.Тольятти насчитывает менее полувека, когда в 1956 г. для переселения жителей г.Ставрополь-на-Волге из зоны затопления Куйбышевского водохранилища на северо-восточной оконечности рукотворного соснового бора был заложен Соцгород (Центральный район). Создание мощной энергетической и строительной баз определил дальнейшую перспективу развития города как индустриального центра - были сооружены крупный химический комплекс, ТЭЦ, ВЦМ. Одновременно велась интенсивная застройка селитебной зоны. Резервы территории быстро истощились и жилые кварталы оказались в санитарно-защитной зоне промузла. Стремительное развитие и превращение города в крупный индустриальный центр, 50-кратный рост населения привели за это время к истощению природного комплекса территории. Второй этап развития города - строительство ВАЗа и Автозаводского района. В результате северная часть территории была замкнута крупным машиностроительным комплексом, ТЭЦ и другими промышленными объектами. Третий этап развития г.Тольятти связан со строительством в 1975 г. мощного химического производства, завода "Автовазагрегат" на южной оконечности города. В результате новый жилой массив Комсомольского района оказался в условиях, куда "стекаются" атмосферные выбросы Северного промузла, АО "Тольяттиазот", располагающегося на противоположном берегу ЖКСМ с мощным цементным заводом. В результате в 80-х годах селитебная зона города оказалась в кольце мощных источников загрязнения атмосферы.
Одной из наиболее острых экологических проблем в городе является проблема утилизации, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления. Ежегодно в г.Тольятти образуется около 2 млн.куб.м. отходов, основную долю из которых составляют отходы потребления (1.3 млн.куб.м.). На территории города расположено более 12 организованных свалок, отвалов, полигонов и хранилищ, где накоплено около 10 млн.тонн только твердых отходов. Площадь городских земель, используемая под размещение отходов, составляет более 250 га (за последние 15 лет она увеличилась в 2,5 раза).
В районах города отмечается высокое загрязнение воздушного бассейна вредными веществами. Основные источники выбросов вредных веществ в атмосферу автотранспорт, предприятия энергетики, машиностроительной и химической промышленности. Только общий валовый выброс загрязняющих веществ от основных промышленных предприятий ежегодно составляет 40-50 тыс.тонн (за последние 10 лет уменьшился в 2 раза при одновременном росте выбросов от автотранспорта); в соответствии с данными регулярных наблюдений уровень загрязнения селитебной зоны не изменился и по большинству ингредиентов остался на прежнем уровне, однако остается тревожная ситуация с формальдегидом, диоксидом азота, концентрация которых составляет более 3,0 ПДК (источник автотранспорт, количество которого в г.Тольятти стало более 200 тыс.ед.). Для получения более полной характеристики воздействия автотранспорта на воздушный бассейн необходимо проведение постоянного мониторинга и дополнительного анализа. Источником загрязнения атмосферы является также и непосредственно селитебная часть города, где вследствие установившегося географического положения, состояния почв и недостаточного озеленения концентрация пыли достигает 2,6 ПДК.
Как показывает обследование водных объектов, на территории города не нанесены и, соответственно, не обустроены водоохранные зоны а также прибрежные защитные полосы. Загрязнение Куйбышевского водохранилища отражается непосредственно как на качестве питьевой воды, так и на качестве технической воды, используемой промышленными предприятиями и осуществляющими сброс сточных вод в Куйбышевское и Саратовское водохранилище. Кроме того, все районы города не имеют очистных сооружений ливневых стоков, что приводит к значительной техногенной нагрузке на водные ресурсы. Наряду с тем, что около 50% питьевой воды забирается из подземных источников, санитарно-защитные зоны, особенно 2 и 3, находятся в неблагоприятном состоянии (свалка МКР Жигулевское Море, автозаправочные станции с предпродажной подготовкой автомобилей и т.д.). В последнее время особую актуальность приобрела проблема надежности водопроводно-канализационной сети, что определяет качество питьевой воды непосредственно у потребителя. Проведенный анализ состояния водоемов в пределах городской территории указал на необходимость их экологической паспортизации для определения целей их использования.
Тольятти уникален по своим природно-географическим и экологическим условиям (граница лесостепной и степной природно-климатических зон, наличие большой акватории Куйбышевского водохранилища, соседство с Национальным парком Самарская Лука), но при продолжающемся росте антропогенного воздействия состояние природы на его территории ухудшается. В то же время разнообразие ландшафтов определяет относительную устойчивость урбоэкосистемы к различным нагрузкам.
Леса занимают более 8 тыс.га территории города и расположены на границах раздела районов что позволяет снизить в целом техногенную нагрузку. Согласно оценки состояния и устойчивости лесов зеленой зоны города наблюдается необратимый процесс деградации городских лесов. Условием, обеспечивающим рациональный и эффективный режим хозяйства в городских лесах, является его дифференцирование по экологически неоднородным зонам, а именно: условно-заповедная (или особо охраняемая); лесопарковая; зона массового отдыха. Учитывая уникальность городских лесов и чрезвычайную сложность задачи по сохранению и поддержанию устойчивости лесных насаждений в условиях промышленного и густонаселенного района, целесообразно усилить лесную тематику в перечне научных исследований в рамках настоящей Программы с дальнейшим осуществлением опытно-производственных мероприятий по лесному хозяйству.
Природный радиационный фон города характеризуется относительно низким содержанием естественных радионуклеидов - урана, тория и калия.
В г. Тольятти мощных источников электромагнитных излучений во внешнюю среду нет. Зоны повышенных уровней электрического поля соответствуют расположению воздушных линий электропередач (ЛЭП до 500 кВт) в черте города. Места прохождения ЛЭП относятся к санитарно-защитным зонам (ширина 40 м.) и длительное нахождение людей в них недопустимо.
Стремительный рост районов города привел к тому, что в черте города оказался ряд предприятий требующих реконструкции. Необходимы принципиальные решения по функциональному зонированию территории города для взаимосвязанного комплексного решения проблем развития промышленности, хозяйства и расселения населения с определением масштаба ростов районов, учетом возможностей создания зеленых зон районов, защиты их территорий от опасных геологических и гидрогеологических процессов.
Анализ состояния окружающей среды г.Тольятти показывает, что проведение локальных природоохранных мероприятий не позволяет эффективно решать проблемы экологической реабилитации территории и охраны здоровья населения. Назрела необходимость системного рассмотрения указанных проблем с осуществлением комплекса мероприятий, направленных на коренное улучшение состояния окружающей среды и сохранение здоровья населения города. Решение этих проблем возможно в рамках городской целевой Программы.
2. Цели, принципы, задачи и сроки реализации программы
Основными целями настоящей Программы являются:
улучшение экологической обстановки в городе;
сохранение и реабилитация природы города для обеспечения здоровья и благоприятных условий жизнедеятельности населения .
Основными принципами Программы являются:
целенаправленность (целевая ориентация - достижение поставленных выше основных целей Программы и достижение макисмально возможного социально-экономического эффекта);
системность (реализуется через систему механизмов достижения конечных целей Программы и научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов города);
комплексность (взаимная увязанность отдельных мероприятий Программы и координация деятельности всех ветвей городской власти);
приоритетность (приоритеты сохранения жизни и здоровья населения города, решения городских экологических проблем перед ведомственными интересами и определение основных приоритетов системы экологических мероприятий в городе);
рациональность (рациональное природопользование на подведомственной территории и личная ответственность за бережное отношение к окружающей природной среде).
Основными задачами Программы являются:
оздоровление экологической обстановки в городе, в т.ч.:
снижение вредных выбросов в атмосферу и сброса загрязненных вод в водоемы города;
оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления;
сохранение и восстановление городских лесов и почв;
создание научно-обоснованной системы управления природопользованием и экологической безопасностью города;
разработка механизмов регулирования (правовых, экономических административных), функционирования и развития предприятий города с учетом негативного воздействия их на окружающую природную среду;
оказание поддержки в совершенствовании (в экологическом плане) существующих и новых технологий промышленных предприятий города;
формирование системы экологического мониторинга;
развитие системы экологического воспитания, образования и просвещения населения г.Тольятти
Реализация Программы предусматривается в период с 1999 по 2005 годы.
Заказчиком Целевой экологической программы города Тольятти 1999-2005 гг. является Мэрия г.Тольятти. Текущее управление Программой осуществляет Комитет экологии и природных ресурсов мэрии г.Тольятти
3. Обоснование системы программных мероприятий
При разработке настоящей Программы были использованы основные положения:
Конституции Российской Федерации;
Закона РФ "Об охране окружающей природной среды";
Указов Президента РФ "О государственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (4 февраля 1994 г., N 236) и "Об утверждении концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" (1 апреля 1996 г., N 440);
Федеральных целевых программ "Отходы", "Возрождение Волги" и "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения";
Концепции экологической безопасности и устойчивого развития г. Тольятти (экологический аспект).
При необходимости в качестве нормативно-правовой базы Программы могут быть привлечены иные законодательные и нормативно-правовые акты международного, федерального, регионального и муниципального (г.Тольятти) уровней.
В целях реализации Программы предусматривается осуществить следующую систему основных технологических и природоохранных мероприятий:
создание нормативно-технической базы по охране окружающей природной среды в городе;
способствование развитию экологически безопасного промышленного производства (в первую очередь, за счет внедрения малоотходных, безотходных и ресурсосберегающих технологий), технического перевооружения и реконструкции экологически опасных производств;
создание условий для переработки и утилизации отходов производства и потребления;
создание условий для снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу (в первую очередь - от автомобильного транспорта) и сброса в водоемы города;
создание условий для сохранения и воспроизводства городских лесов;
создание системы комплексного экологического мониторинга;
создание системы непрерывного экологического воспитания, образования и населения г. Тольятти.
Для экономического обоснования системы программных мероприятий можно оценить величину ущерба от загрязнения окружающей среды в г.Тольятти. Так, по данным на конец 80-х годов экологический ущерб оценивался величиной 200 млн.руб. (около 220 млн.долл.) или 9-10% от прибыли предприятий города. По данным 1995 г. ущерб составляет 3825 млрд.руб. или 40% от величины ущерба для всей Самарской области , примерно 900 млн.долларов (ФЦП "Социально-экологическая реабилитация..."). Иными словами, величина ущерба за 7-8 лет возросла в 4-5 раз. Величина ликвидированного ущерба в результате реализации мероприятий Программы (по аналогии с ФЦП "Социально-экологическая реабилитация...") может быть оценена в 50-60% от суммы полного ущерба.
Изменение структуры промышленного производства в процессе его экологизации должно привести к снижению объемов выбросов и сбросов (загрязнение атмосферы углеводородами и окислами азота - на 30-40%, выбросами пыли - на 30%).
В то же время обновление фондов, модернизация технологий требуют значительных объемов инвестиций, которыми сегодня предприятия не располагают.
4. Механизмы и пути реализации программы.
Организация управления программой
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой осуществляется, как правило, на конкурсной основе путем распределения ежегодно выделяемых средств среди исполнителей.
Основой осуществления Программы является экономический механизм природопользования, действующий на территории Самарской области, который регулируется решениями представительных и исполнительных органов власти.
Орган по управления реализацией Программы (Комитет экологии и природных ресурсов мэрии г.Тольятти) при необходимости может обращаться в установленном порядке в органы местного самоуправления, мэрию города Тольятти, областную администрацию, Государственный комитет по охране окружающей среды Самарской области с ходатайством о представлении инвестиционных кредитов, целевых дотаций или субсидий, а также с предложениями о других видах поддержки реализации Программы. Орган по управлению реализацией Программой заключает договора с учетом выделенных лимитов с администрацией Самарской области, областным экологическим фондом и предприятиями.
Необходимо укрепление квалифицированными кадрами Комитета экологии и природных ресурсов мэрии г. Тольятти.
Мероприятия Программы, связанные с осуществлением капитального строительства или введением уже в строй готовых объектов, реализуются только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
На основании показателей Программы и анализа выполнения программных мероприятий заказчик ежегодно подготавливает бюджетные заявки и направляет их по назначению.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств федерального, областного и городского бюджетов, областного и городского внебюджетных экологических фондов, привлекаемых других источников финансирования (в частности, по ФЦП "Отходы", "Возрождение Волги" и "Социально-экологическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения", средств предприятий, частных инвестиций, международной финансовой, технической и гуманитарной помощи и пр.).
Предполагаемый объем финансирования по Программе на 1999-2005 гг. составит 0,8-1,0 млрд.руб. (в ценах сентября 1999 г.).
Объемы финансирования Программы определяются ежегодно в рамках городского бюджета и экологического фонда для реализации конкретных мероприятий. Расходуемые средства на осуществление Программ уточняются исходя из возможностей бюджетного финансирования, поступления средств во внебюджетные экологические фонды и выделения собственных средств предприятий.
Первый год выполнения программы 1999 г. финансируется в объеме уже определенных статей бюджета и внебюджетного экологического фонда г.Тольятти на 1999 г. - 46880,91 тыс.руб. (в текущих ценах), с учетом повышающего коэффициента платежей за природопользование - 48600,0 тыс.руб., в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 4930,00 тыс.руб.;
областного бюджета - 4000,00 тыс.руб.;
городского внебюджетного экологического фонда - 7255,50 тыс.руб.; (9000,0 тыс.руб. с учетом коэффициента)
средств предприятий - 30295,41 тыс.руб.;
Распределение финансирования:
внедрение новых экологически допустимых технологий на предприятиях города - 27378,50 тыс.руб.;
поддержание экологически благоприятной обстановки в селитебной зоне города - 14072,00 тыс.руб.;
содержание зеленой зоны города - 1350,00 тыс.руб.;
мониторинг окружающей среды - 1006,40 тыс.руб.;
экологическое воспитание, образование и просвещение, охрана здоровья населения города - 1084,50 тыс.руб.;
осуществление государственного контроля и надзора - 1644,00 тыс. руб.
6. Социально-экономический эффект Программы.
Контроль за ходом реализации Программы
Эффективность достижения к 2005 г. целей и решения задач настоящей Программы с точки зрения социально-экономического эффекта должны обеспечить:
снижение воздействия негативных факторов на окружающую природную среду;
улучшение условий жизни и сохранение здоровья населения (экологическая составляющая);
сокращение экономических потерь, которые несет общество при изъятии природных ресурсов и загрязнении окружающей природной среды;
экологически безопасное и устойчивое развитие города, предотвращение деградации и реабилитация окружающей природной среды города.
В результате реализации предусмотренных Программой мероприятий будет создана гибкая система, регламентирующая хозяйственную деятельность на территории города, достигнуто улучшение экологической обстановки в городе, создана городская система мониторинга окружающей природной среды, позволяющая принимать оперативные и долговременные меры по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития города.
Эффективность затрат, направляемых на реализацию целевой экологической программы города Тольятти на 2000-2005гг., выражается в стоимостной оценке предотвращаемых потерь здоровья населения и ресурсов (природных, трудовых, материальных и финансовых, потерь качества продукции), а также предотвращенного ущерба окружающей природной среде города, достигаемых путем осознанного улучшения качества окружающей природной среды. Как отмечалось выше, такая стоимостная оценка социально-экономической эффективности настоящей Программы может составить 50-60% от величины экологического ущерба, т.е. около 500 млн.долл.
Координация и оперативный контроль выполнения Программы возлагается на заместителя мэра, курирующего вопросы экологии.
Комитет экологии и природных ресурсов мэрии г.Тольятти ежеквартально представляет в мэрию отчет о ходе реализации мероприятий Программы; ежегодно представляет отчет о выполнении мероприятий Программы в Тольяттинскую городскую Думу.
7. Примерный комплекс приоритетных программных мероприятий
7.1. Правовое обеспечение
Разработка нормативно-технической документации по вопросам охраны окружающей природной среды в городе.
Совершенствование системы экологического нормирования антропогенной нагрузки на окружающую природную среду.
Внедрение системы лицензирования на комплексное природопользование.
Создание единой информационной экологической базы данных.
7.2. Промышленность города
Совершенствование (реконструкция) существующих технологических процессов, внедрение ресурсосберегающих и малоотходных технологий.
Снижение выбросов вредных веществ от ТЭЦ города (переход на двухступенчатое сжигание топлива, создание очистных на ТЭЦ и пр.).
Снижение выбросов от автотранспорта (переход на неэтилированный бензин и другие более экологичные виды топлива, внедрение разработок по совершенствованию систем питания двигателей автомобилей ВАЗ, оптимизация транспортных потоков, строительство и ремонт объездных дорог и развязок и пр.).
Организация учета и оптимизация промышленного и хозяйственного водопользования; исключение сброса неочищенных ливневых, промышленных сточных вод.
Оптимизация деятельности в сфере обращения с отходами производства и потребления (снижение образования, переработка, вторичное использование, безопасное захоронение отходов и пр.).
Санация очагов загрязнения почв и рекультивация земель, занятых полигонами, свалками, хранилищами, отвалами.
7.3. Городское хозяйство
Разработка и реализация программ по утилизации и переработке отходов потребления; создание эффективной системы селективного сбора отходов потребления.
Рекультивация существующих полигонов твердых бытовых отходов.
Строительство и реконструкция водозаборных, водопроводных сооружений, сетей канализации; строительство системы ливневой канализации и очистных сооружений ливневых стоков.
Озеленение селитебных территорий, разработка и внедрение технологий создания искусственных газонов.
Разработка и внедрение системы учета водопользования населением города.
7.4. Лесное хозяйство
Мероприятия в рамках целевой программы "Защита, воспроизводство и использование городских лесов, зон отдыха" (подпрограмма настоящей Программы).
7.5. Мониторинг окружающей природной среды
Разработка и внедрение (совершенствование) автоматизированной системы контроля атмосферного воздуха, поверхностных вод в границе городской черты.
Совершенствование материально-технической базы ГМО и других природоохранных органов на территории города.
Создание городского экологического информационно-аналитического центра (возможно, в рамках общегородского информационно-аналитического центра) для обобщения экологической информации, прогнозирования развития экологической ситуации, разработки рекомендаций для принятия экологически оптимальных решений.
7.6. Охрана здоровья населения
Разработка системы защиты и льгот для населения, проживающего в санитарно-защитных зонах предприятий города.
7.7. Экологическое воспитание,
образование и просвещение населения г. Тольятти
Мероприятия в рамках целевой программы "Экологическое воспитание, образование и просвещение населения г. Тольятти на 2000-2005 гг." (подпрограмма настоящей Программы).
Мероприятия по охране окружающей среды г. Тольятти на 2000 год
N пп |
Наименование мероприятия | Срок испол -нени я |
Общая cме-тная стои-мост ь , тыс. руб. |
Освоен о на 1.01. 2000г. тыс. руб. |
Планируе мые финан совые средства, тыс.руб. |
Источники финанси рования |
Исполнитель | Экологический эффект |
1.1 . |
1. промышленность города. Реконструкция газоочистки от 40 тн. сталеплавильных печей N3 цеха N 1 ОАО "Волгоцеммаш" |
2000 |
80,0 |
- |
80,0 |
Средства предприяти я |
ОАО "Волгоцеммаш " |
снижение выбросов: взвешенных в-в на 33,6; , FeO 50,4 т\год. |
1.2 . |
Изготовление и монтаж нефтеловушки от промстоков цеха N17 ОАО "Волгоцеммаш": проект; монтаж. |
2000- 2002 |
100,0 |
- |
10,0 |
Средства предприяти я |
ОАО "Волгоцеммаш " |
Снижение сброса нефтепродуктов на 0,03 т\год. |
1.3 . |
Монтаж пропановой холодильной установки в цехе ИП-3 ООО "Тольятти-каучук" с исключением фреона-12 в цехе Е-8. |
2000- 2002 |
2500,0 |
- |
500,0 |
Средства предприяти я |
ООО "Тольятти- каучук"" |
Вывод из производства и прекращение потерь в атмосферу 12-15т/г фреона-12. |
1.4 . |
Снижение пылегазовых выбросов в атмосферу путем переработки ЩСПК в пластификаторы для полимеров. |
1999- 2001 |
1000,0 |
220,0 |
500,0 100,0 |
Средства предприяти я Горэкофонд |
ЗАО "Куйбы- шевазот", ООО "Кинтерм" |
Снижение выбросов на 0,4т\г, на 37 млн.куб.м. |
1.5 . |
Перевод промышленно-ливневых сточных вод ООО "Тольяттикаучук" на очистные сооружения. |
2000- 2002 |
3000,0 |
- |
1000,0 |
Средства предприяти я |
ООО "Тольятти-ка учук" |
Прекращение сброса в водохранилище 10-12 млн куб.м. неочищен ных стоков |
1.6 . |
Разработка проекта реконструкции водоподготовительной установки ВПУ ТоТЭЦ с использованием новых технологий и современных фильтрующих материалов. |
2000- 2001 |
1000,0 |
- |
500,0 |
Средства предприяти я |
ТоТЭЦ,РИА |
Сокращение объема сточных вод на 30%, снижение загрязнений за счет уменьшения химреагентов на 50% |
1.7 . |
Локализация и улавливание газовыделений (формальдегид, фенол) от стержневых машин АО "АвтоВАЗ". |
2000- 2003 |
520,0 |
- |
204,0 |
Средства предприяти я |
АО "АвтоВАЗ" |
Сокращение выбросов формальдегида на 1,5 т. в год, фурилового спирта на 23 т. в год, метанола-2,8 аммиака - 4,8 т\год |
1.8 . |
Реконструкция склада извести химводоочистки ТЭЦ ВАЗа , монтаж оборудования и отделочные работы. |
1997- 2000 |
19700,0 |
13820, 0 |
5880,0 |
Cредства предприяти я |
ТЭЦ ВАЗа |
Сокращение водопот ребления на 500 тыс куб. м в год. |
1.9 . |
Реконструкция системы сброса загрязненных и ливневых сточных вод: разработка ТЭО в 4 кв. 1999г. разработка РП, строительство системы очистки стоков. |
1999- 2002 |
1000,0 |
10,0 |
100,0 |
Средства предприяти я |
ЗАО "Куйбышевазо т" |
Сокращение сброса загрязнений в водохра- нилище, на 50% азотосодержащих соединений |
1.1 0. |
Строительство станции обеззараживания сточных вод АО "Тольяттиазот" с помощью УФО. |
1999- 2003 |
22000,0 | 122,0 | 800,0 1700,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я |
АО "Тольяттиазо т" |
Сокращение потребления хлора на 70,0т. в год |
1.1 1. |
Строительство иловых площадок установки НДФ АО "Куйбышевазот". |
1999- 2001 |
8500 | 200,0 | 2500,0 1500,0 1000,0 |
Средства предприяти я Горэкофонд Облэкофонд |
ЗАО "Куйбышевазо т" |
Сокращение сброса активного ила на 7 тыс. тонн в год |
ИТОГО по разделу 1 : |
12974,0 2400,0 1000,0 |
Средства Предприя-т ия Горэкофонд Облэкофонд |
||||||
2.1 . |
2. ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Установка границ водоохранных зон с топографической привязкой и с выносом в натуру. |
2000- 2005 |
10000,0 |
- |
100,0 375,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я |
Тольяттински й филиал комитета природных ресурсов |
Выявление источников загрязнения Куйбышев ского и Саратовского водохранилища |
2.2 . |
Расширение и реконструкция очистных сооружений сточных вод Центрального района : строительство усреднителя бытовых стоков |
1997- 2010 |
18000,0 |
4200,0 |
500,0 1000,0 |
Облбюджет Горэкофонд |
ЗАО "Тольятти Стройзаказчи к" |
Сокращение сброса в водоем взвешенных в-в 1700 т\год , нефтепро дуктов 11,5; азота амм 243т\г |
2.3 . |
Ввод в эксплуатацию очистных сооружений с окончательным строительством инженерных сетей на открытой накопительной площадке N2 МП "ТПАТП-1" |
2000- 2001 |
220,0 |
- |
110,0 20,0 |
Средства предприяти я Горэкофонд |
Транспортное управление, ТПАТП-1 |
Очистка сточных вод от нефтепродуктов и их повторное использование. |
2.4 . |
Приобретение диагностического оборудования : газоанализатор "Инфра-лит" для организации контроля качества выхлопных газов |
2000 |
30,0 |
- |
30,0 |
Горэкофонд |
Транспортное управление, ТПАТП-3 |
Снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. |
2.5 . |
Окончание строительства и доводка технологической линии ЗПБО |
1994- 2004 |
150181,2 |
136222 ,0 |
200,0 3000,0 1500,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я Облбюджет |
Департамент по строительств у, архитектуре и энергетике. |
Снижение кол-ва отходов, вывозимых на свалку на 600 тыс куб. м. |
2.6 . |
Строительство скважин на прудах-накопителях ливневых стоков. |
2000- 2001 |
352,0 |
- |
110,0 |
Горэкофонд |
МУ "Департамент ЖКХ" |
Предотвращение загрязнения подземных вод |
2.7 . |
Внедрение на автобусном и внутризаводском транспорте системы снижения токсичности автомобильных двигателей , основанной на микродобавках от бортового источника водорода в топливо-воздушную смесь. |
2000 |
330,0 |
- |
330,0 |
Горэкофонд |
Транспортное управление, ТолПИ |
Снижение ток-сичности отра-ботавших газов на 60-90%, экономия топ- лива до 10%. |
2.8 . |
Рекультивация городской свалки. |
1992- 2005 |
152106,0 |
79615, 0 |
840,0 600,0 |
Горэкофонд Облбюджет |
З АО "Тольятти- стройзаказчи к" |
Восстановление 24 га земель |
ИТОГО по разделу 2: |
3485,0 2630,0 2600,0 |
Средства Предприя тия Горэкофонд Облбюджет |
||||||
3.1 . |
3. Лесное хозяйство. Озеленение городских территорий, в т.ч озеленение и благоустройство парка культуры и отдыха Комсомольского района. |
1999- 2000 |
12280,0 |
184,8 |
1500,0 в т.ч 797,4 |
Горэкофонд |
МУ "Департа-мен т ЖКХ",ко- митет экологии и природных ре-сурсов мэрии |
Увеличение зеленой зоны города |
3.2 . |
Внедрение первоочередных мер по защите, воспроизводству и использованию городских лесов, зон отдыха |
2000 |
3842,6 |
- |
1905,6 |
Горэкофонд |
Ставропольс- кий лесхоз |
Сохранение, охрана и увеличение лесных насаждений |
ИТОГО по разделу 3: | 3405,6 | Горэкофонд | ||||||
4.1 |
4. Мониторинг окружающей среды. Проведение мониторинга за подземными водами в районах размещения потенциальных источников загрязнения (водозаборы СК, Жигулевское море) |
2000- 2005 |
2400 |
- |
150,0 150,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я |
МП "Водоканал" |
Выявление источников загрязнения подземных вод |
4.2 . |
Гидрохимическое опробование эксплутационных скважин: - исследование качества воды по полному перечню согласно СанПиН лабораторией Рос. НИЦ ЧС ГКСЭН; определение качества подземных вод |
2000 |
200,0 |
- |
100,0 100,0 |
горэкофонд средства предприяти я |
МП "Водоканал" |
Определение химического состава подземных вод с целью выявления наличия токсичных ингредиентов |
4.4 . |
Инвентаризация подземных источников водоснабжения, выявление бездействующих, заброшенных и одиночных артезианских скважин на территории г.Тольятти и прилегающих районах. |
2000- 2003 |
40,0 |
- |
10,0 |
Горэкофонд |
Тольяттински й филиал комитета природных ресурсов |
Выявление потенциальных источников загрязнения подземных вод. |
4.5 . |
Продолжение работ по определению экологической обстановки, составлению прогнозов загрязнения атмосферного воздуха и оперативному обеспечению предупреждениями в период НМУ по г. Тольятти |
2000 |
300,0 |
- |
300,0 |
Горэкофонд |
ТГМО, ЦСМС,ГЦ ГСЭН, Тольяттински й филиал комитета природных ресурсов, ИЭ ВБ РАН |
Контроль за загрязнением атмосферы, оповещение населения, регулирование выбросов. |
4.6 . |
Промышленный мониторинг по оценке антропогенного воздействия на окружающую среду г. Тольятти |
2000 |
450,0 |
- |
450,0 |
Горэкофонд |
Госкомитет по охране окру-жающей среды |
Предупреждение загрязнения окружающей среды города |
4.7 . |
Создание экологических паспортов водоемов (озер) города. ИТОГО по разделу 4: |
1999- 2000 |
260,0 |
60,0 |
200,0 250,0 1210,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я Горэкофонд |
ИЭ ВБ РАН |
Оценка экологического состояния водоемов. |
5.1 . |
5. Экологическое воспитание, образование, просвещение и охрана здоровья. Проведение дней защиты от экологической опасности. |
2000 |
60,0 |
- |
60,0 |
Горэкофонд |
Комитет эколо- Гии мэрии, гос- Инспекция. |
Повышение экологической культуры и информированност и населения. |
5.2 . |
Внедрение программы "Экологическое воспитание, образование и просвещение населения г.Тольятти" (1999 2005г.г.). |
2000 |
562,0 |
- |
562,0 |
Горэкофонд |
Координацион ный совет по экологическо му образованию. |
Получение экологического образования в садиках, школах |
5.3 . |
Подготовка специалистов, деятельность которых связана с охраной окружающей среды. |
2000 |
170,0 |
- |
170,0 |
Горэкофонд |
Комитет эколо-гии и природных ресурсов мэрии |
Подготовка специалистов-эко логов в ИТМО С-Пб , химико- технологическом колледже |
5.4 . |
Проведение и участие в научно-практических конференциях, конкурсах, Семинарах и выставках , издание , Приобретение и распространение экологической литературы, создание информационно-публицистич еских передач по экологии. |
2000 |
350,0 |
- |
350,0 |
Горэкофонд |
Комитет эколо-гии и природных ресурсов мэрии, госкомитет по охране окружающей среды, ЦБС |
Расширение экологических связей и контактов. |
5.5 . |
Оборудование школ, детских садов , больниц системами подготовки питьевой воды и их сервисное обслуживание. |
2000 |
700,0 |
- |
700,0 |
Горэкофонд |
Управление здравоохране ния, комитет экологии мэрии. |
Улучшение качества питьевой воды. |
ИТОГО по разделу 5: |
1842,0 |
Горэкофонд |
||||||
6.1 |
6. Создание нормативно- правовой базы. Разработка программы по утилизации и переработке отходов потребления. |
2000 |
70,0 |
- |
70,0 |
Горэкофонд |
Комитет эколо-гии и природных ресурсов мэрии, ЗПБО |
Уменьшение загрязнения почв, производство товарной продукции из отходов. |
6.2 | Разработка проектов ПДВВ на Куйбышевское и Саратовское водохранилища. |
2000- 2005 |
500,0 | - | 25,0 25,0 |
Средства предприяти я Горэкофонд |
Тольяттински й филиал комитета природных ресурсов |
Определение нормативов предельно допустимого воздействия. |
6.3 | Создание единой системы информационных баз данных по охране окружающей среды. |
1999- 2000 |
90,0 | 45,0 | 45,0 | Горэкофонд | Комитет экологии и природных ресурсов мэрии |
Принятие управленческих решений. |
6.4 | Разработка нормативно-технической документации по вопросам обращения с отходами ИТОГО по разделу 6: |
2000 |
50,0 |
- |
50,0 25,0 190,0 |
Горэкофонд Средства предприяти я Горэкофонд |
Комитет экологии и природных ресурсов мэрии, ЗПБО |
Уменьшение загрязнения территории города |
7.1 . |
7. Организационные мероприятия. Частичное финансирование материально-технической базы местных органов охраны природы и др. организаций, деятельность которых связана с защитой, контролем, предупреждением загрязнения окружающей природной среды. |
2000- 2005 |
5400 |
- |
1200,0 |
Горэкофонд |
Госкомитет по охране окружа-ющей среды, ТГМО, комитет природных ре-сурсов и др. |
Развитие материально-техн ической базы, опти-мизация деятельности природоохранных служб города. |
7.2 . |
Материальное стимулирование коллективов и граждан за успехи в природоохранной деятельности и в честь профессиональных праздников. |
2000 |
450,0 |
Горэкофонд |
Комитет эколо-гии и природных ресурсов мэрии |
|||
ИТОГО по разделу 7: 8. Резерв 5% ,в том числе оплата командировочных расходов. |
2000 |
1650,0 700,0 |
Горэкофонд Горэкофонд |
Итого по Программе: 34361,6 тысяч рублей , в том числе:
14027,6 горэкофонд
16734,0 средства предприятия
1000,0 облэкофонд
2600,0 облбюджет
Примечание:
1. Данные предложения по выделению средств из городского внебюджетного экологического фонда будут реализовываться при условии освоения собственных средств предприятий, организаций.
2. При необходимости проведения общественной экологической экспертизы оплата будет производится из резерва.
<< Назад |
||
Содержание Решение Тольяттинской городской Думы от 15 марта 2000 г. N 755 "О целевой экологической программе г. Тольятти на 2000-2005... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.