Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 6 июня 2002 г. N 461
Целевая программа
улучшения жилищных условий граждан г. Тольятти с использованием
ипотечного кредитования на 2002- 2011 гг.
Паспорт Программы
Наименование Программы Целевая Программа улучшения жилищных
условий граждан г. Тольятти с
использованием ипотечного кредитования на
2002-2011 гг.
Дата принятия решения о Распоряжение Мэра г. Тольятти от 1 июня
разработке Программы 2001 г. N 229-1/р "О разработке Программы
улучшения жилищных условий граждан с
использованием ипотечного кредитования"
Дата утверждения Программы
Заказчик Мэрия г. Тольятти
Разработчик Мэрия г. Тольятти
Головной исполнитель Департамент по строительству, архитектуре
и землепользованию мэрии г. Тольятти
Исполнители отдельных - Управляющие компании;
программных мероприятий - банки-агенты;
- страховые компании;
- риэлторские компании;
- профессиональные оценщики.
Цели и задачи Программы, Цель Программы - создание для горожан -
важнейшие целевые работников бюджетной сферы и
показатели муниципальных организаций, а также для
горожан, имеющих право на первоочередное и
внеочередное улучшение жилищных условий,
возможности улучшить свои жилищные условия
с использованием механизма ипотечного
кредитования.
Задачи Программы:
1. Отработка механизма банковского
кредитования населения города под залог
недвижимого имущества с привлечением
средств местного бюджета и внебюджетных
источников.
2. развитие инженерной инфраструктуры
города.
3. Перепрофилирование в жилые дома
объектов незавершенного строительства.
4. Развитие инвестиционных процессов
воспроизводства жилья.
5. Создание механизма обращения взыскания
на жилые помещения, приобретенные за счет
средств ипотечного кредита, с соблюдением
принципа социальной защищенности
неплатежеспособных заемщиков.
В течение первого этапа реализации
Программы планируется:
а) обеспечить жильем не менее 1400
семей;
б) выдать ипотечных кредитов на сумму
не менее 572 млн. руб.;
в) привлечь собственные средства
граждан в объеме не менее 572 млн. руб.;
г) ввести в эксплуатацию не менее 70
тыс. квадратных метров жилья.
Сроки и этапы реализации Срок реализации Программы 10 лет.
Программы Первый этап реализации рассчитан на 4
года (2002-2005 гг.) и предусматривает
осуществление организациями и
гражданами-участниками Программы действий,
изложенных в разделе V. <Основные
направления деятельности>.
Второй этап (2006-2011 гг.) предполагает
расширенное воспроизводство вложенных в
реализацию Программы финансовых и
материальных ресурсов и их направление на
дальнейшее выполнение программных задач, и
по возможности - переход на полное
самофинансирование.
Объемы и источники - Ассигнования из бюджета города для
финансирования первого реализации первого этапа:
этапа 2002 год - 5 млн. руб.
2003 год - 65 млн. руб.
2004 год - 85 млн. руб.
2005 год - 106 млн. руб.
- Средства банков:
2002 год - 5 млн. руб.
2003 год - 65 млн. руб.
2004 год - 85 млн. руб.
2005 год - 106 млн. руб.
- Средства населения:
2002 г.- 11 млн. руб.
2003 г.- 132 млн. руб.
2004 г.- 185 млн. руб.
2005 г.- 244 млн. руб.
Ожидаемые конечные В течение первого этапа (2002-2005 гг.)
результаты реализации реализации Программы предполагается
Программы улучшить жилищные условия:
2002 год - 36 семей
2003 год - 370 семей
2004 год - 450 семей
2005 год - 550 семей
В качестве результата реализации
Программы в целом ожидается становление
механизма самофинансирования городской
системы ипотечного жилищного кредитования
при условии принятия соответствующих мер
на федеральном уровне.
Система контроля за Контроль осуществляют:
исполнением Программы - Мэрия г. Тольятти.
- Городская Дума.
Система организации контроля приводится в
разделе IX. Программы.
Основные термины, Участник - житель г. Тольятти из числа
используемые в тексте работников бюджетной сферы или
Программы муниципальных организаций, имеющий менее
18 квадратных метров общей площади на
одного члена семьи, либо гражданин,
имеющий в соответствии с действующим
законодательством право на первоочередное
улучшение жилищных условий.
Управляющие компании - организации,
выбранные на конкурсной основе,
осуществляющие реализацию Программы в
части подготовки и выполнения строительных
работ от стадии проектирования до сдачи
жилого дома в эксплуатацию и передачи
квартир по акту участникам для оформления
прав собственности.
Банки-агенты - кредитные отношения,
выбранные на конкурсной основе из состава
банков-агентов мэрией города, участвующие
в реализации Программы с выполнением
функций по накоплению денежных средств
участников и предоставлению им кредита под
залог приобретаемого недвижимого
имущества.
Страховые компании - юридические лица,
выбранные на конкурсной основе, имеющие
лицензии на право проведения страховой
деятельности и участвующие в реализации
Программы с целью обеспечения страховой
защиты имущественных интересов участников
Программы.
Риэлтерские компании - юридические
лица, выбранные на конкурсной основе,
участвующие в реализации Программы как
профессиональные праздники на рынке жилья.
Оценщики - юридические и физические
лица, имеющие лицензии на осуществление
профессиональной оценки жилых помещений,
являющихся предметом купли-продажи и
залога при ипотечном жилищном
кредитовании.
Раздел 1. Содержание проблемы
Жилищная проблема в г. Тольятти, как и по всей России, обостряющаяся с каждым годом, определяет необходимость искать выход из создавшегося положения.
В настоящее время ситуация с обеспеченностью жильем жителей г. Тольятти характеризуется следующими основными показателями: в списках на получение жилья в целом по городу состоит более 40 тысяч семей, что соответствует потребности более 2 миллионов квадратных метров общей площади жилья.
Согласно социологическим исследованиям, проводимым МУ "Центр социальных технологий" в апреле 2000 года, количество желающих улучшить свои жилищные условия в г. Тольятти составляет около 250 тысяч человек или около 80 тысяч семей. Основными факторами, влияющими на готовность к участию в Программе ипотечного жилищного кредитования, являются: стоимость жилья, сроки кредитования, величина процентной ставки и надежность управляющей компании.
Среди работников бюджетных и муниципальных организаций города в улучшении жилищных условий нуждаются (по спискам очередности) более 6,5 тысяч семей, что соответствует потребности порядка 330 тысяч квадратных метров. Муниципальная очередь граждан, имеющих в соответствии с законом ст. 36, 37 Жилищного кодекса право на первоочередное и внеочередное улучшение жилищных условий, составляет порядка 3,5 тыс. человек.
В течение последних лет проблема улучшения жилищных условий очередников решалась следующим образом. За период 1994-1999 гг. за счет бюджетных средств было построено три муниципальных семейных общежития.
В 2001 году сдано 1 муниципальное малосемейное общежитие, возведенное за счет средств местного бюджета. В нем 171 квартира, из них 79 - для работников бюджетной сферы, 12 квартир - для ликвидаторов последствий аварии на ЧАЭС и 80 квартир - для инвалидов и участников ВОВ.
За счет средств областного бюджета квартиры получили 9 участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, 26 квартир - инвалиды и участники ВОВ, 13 квартир - работники бюджетной сферы.
За счет средств федерального бюджета приобретено 4 квартиры для ликвидаторов аварии на ЧАЭС, 1 квартира - для пострадавших от аварии на ЧАЭС, 1 квартира - для переселенцев из районов Крайнего Севера.
В сложившейся ситуации недостаточности бюджетного финансирования строительства жилья решение проблемы улучшения жилищных условий льготных категорий граждан, а также работников бюджетной сферы и муниципальных организаций возможно только при наличии помощи со стороны мэрии города в виде создания условий для приобретения жилья самими работниками с помощью системы ипотечного жилищного кредитования.
В то же время имеется ряд негативных факторов экономического и социального характера, препятствующих широкому распространению практики приобретения жилья гражданами со средними доходами с использованием механизма ипотеки.
В числе этих факторов следующие:
экономические:
а) высокие цены на жилье (до 8-10 тыс. руб. за м2 "стандартного" жилья);
б) отсутствие у коммерческих банков заинтересованности в долгосрочном кредитовании;
в) низкие доходы населения, не позволяющие брать кредиты по рыночным процентным ставкам.
Социальнo-психологические:
а) обоснованное недоверие граждан к банковской системе, жилищно-строительным организациям;
б) нежелание в течение длительного времени находиться в финансовой зависимости от кредитора.
Преодоление указанных факторов возможно только путем реализации соответствующей городской целевой Программы. Внедрение Программы позволит мобилизовать не только средства городской экономики, но и сбережения населения.
Раздел 2. Цель и задачи Программы
Цель Программы - создание для горожан-работников бюджетной сферы и муниципальных организаций, а также для горожан, имеющих право на первоочередное и внеочередное улучшение жилищных, условий возможности улучшить свои жилищные условия с использованием механизма ипотечного кредитования.
Для достижения указанной цели требуется выполнение следующих задач:
1. Отработка механизма банковского кредитования населения города под залог недвижимого имущества с привлечением средств местного бюджета и внебюджетных источников.
2. Развитие инженерной инфраструктуры города.
3. Перепрофилирование в жилые дома объектов незавершенного строительства.
4. Развитие инвестиционных процессов воспроизводства жилья.
5. Создание механизма обращения взыскания на жилые помещения, приобретенные за счет средств ипотечного кредита с соблюдением принципа социальной защищенности неплатежеспособных заемщиков.
Раздел 3. Технико - экономическое обоснование Программы
Методика определения необходимых средств для финансирования реализации Программы показана на примере расчетов на 2002 год, в котором планируется построить или приобрести квартиры для 36 участников Программы. При средней площади квартиры 55 квадратных метров (двухкомнатная квартира) и расчетной стоимости жилья 11 тысяч рублей за 1 квадратный метр, общая стоимость построенного (приобретенного) по Программе жилья в 2002 году составит примерно 22 млн. рублей.
Предполагается, что доля участников - граждан в этой сумме составит 50% от общей стоимости квартир, т.е. 11 млн. рублей. Остальные 50% средств на приобретение жилья участники получают в виде ипотечного кредита. Средства бюджета г. Тольятти в планируемой сумме ипотечных кредитов составляют 5,5 млн. руб., средства банка-агента- 5,5 млн. руб.
Приведенные в расчете данные об объемах ипотечного кредитования отличаются от указанных в бюджетной заявке и паспорте Программы. Это объясняется тем, что в настоящем разделе учтен возврат гражданами ипотечных кредитов и процентов по ним.
Возврат средств будет происходить с 2002 года, когда начнут поступать средства от участников реализации Положения о порядке улучшения жилищных условий с использованием ипотечного кредитования (утверждено постановлением мэра г. Тольятти N 1816-1/05-01), получивших кредиты в 2001 году.
Таким образом, при прежних объемах финансирования Программы произойдет увеличение количества семей, получающих возможность улучшить свои жилищные условия. Расчет возврата средств приведен в Приложении N 2.
Приведенный расчет может быть скорректирован в ходе реализации Программы в случае изменения запланированных объемов бюджетного финансирования, прогнозируемой стоимости кв. м. жилья и вследствие влияния других факторов.
Раздел 4. Основные направления деятельности
N п/ п |
Наименование мероприятия |
Сроки реализации |
Исполнители | Объемы и источники финансирования |
|
1 | 2 | 3 | 4 | Источник | Объем (тыс.руб.) |
1. | Проведение конкурсов по выбору организаций-участ- ников реализации Программы |
I квартал 2002г. |
ДСАиЗ | ||
2. | Предоставление управляющим компаниям земельных участков под строительство жилых домов |
I квартал 2002г. и далее - в соответствии с планом жилищного строительст- ва |
ДСАиЗ | ||
3. | Передача незавершенных строительством объектов управляющим компаниям на условиях инвестиционных договоров для перепрофилирования в жилые дома |
I квартал 2002 г. |
ДСАиЗ, КУМИ мэрии г.Тольятти |
||
4. | Предоставление банкам- агентам бюджетного кредита для ипотечного кредитования участников Программы |
Ежегодно, при условии целевого использова- ния ранее предоставлен -ных средств |
Мэрия г.Тольятти |
Бюджет г.Тольятти |
261 млн.руб. в течение 1-го этапа реализации Программы, в том числе: 2002г. - 5 млн.руб. 2003г. - 65 млн. руб. 2004г. - 85 млн. руб. 2005 г. - 106 млн.руб. |
5. | Прием анкет- заявок участников, их утверждение |
В течение всего срока реализации Программы |
Управляющие компании, отделы по учету и распределе- нию жилья мэрии и районных администра- ций г.Тольятти |
||
6. | Формирование и утверждение списков участников на жилые дома, предусмотренные планом жилищного строительства |
В течение всего срока реализации Программы, в соответствии с планом жилищного строительст- ва |
ДСАиЗ мэрии г.Тольятти |
||
7. | Привлечение в Программу собственных средств населения |
В течение всего срока реализации Программы, по мере подачи участниками анкет-заявок в управляющие компании на приобретение квартир и заключения с банком- агентом договоров целевого накопитель- ного вклада |
Банки-агенты | Средства участников |
2002 г.- 11 млн.руб. 2003 г.- 132 млн.руб. 2004 г.- 185 млн.руб. 2005 г.- 244 млн.руб. |
8. | Строительство жилых домов для участников Программы |
В соответствии с утвержденным планом жилищного строительст- ва |
Управляющие компании |
Участники Программы, банки- агенты, местный бюджет |
2002 г.- 22 млн.руб. 2003 г.- 264 млн.руб. 2004 г.- 370 млн.руб. 2005 г.- 488 млн.руб. |
9. | Приобретение участниками готового жилья и жилья на вторичном рынке, оценки и посредничество при продаже жилья, имеющегося у участников для оплаты приобретаемого жилья |
По мере обращения участников |
Участники, управляющие компании, риэлтерские компании, профессиона- льные оценщики |
Участники программы, банки-аге- нты, местный бюджет |
|
10 . |
Выдача ипотечных кредитов участникам Программы, страхование жизни, здоровья, имущества, имущественной ответственности участников |
В течение всего срока реализации Программы, по мере выполнения участниками условий, необходимых для выдачи ипотечного кредита |
Банки- агенты, страховые компании |
Местный бюджет, банки- агенты |
2002 г.- 11 млн. руб. 2003 г.- 132 млн.руб. 2004 г.- 185 млн.руб. 2005 г. - 244 млн.руб. |
11 . |
Отчет о ходе исполнения Программы, распределении и возврате денежных средств |
В ходе исполнения Программы, по истечении финансового года |
Мэрия г.Тольятти |
||
12 . |
Взаимодействие с администрацией Самарской области по вопросу выделения средств областного бюджета на ипотечное кредитование жителей г.Тольятти |
Ежегодно | Мэрия г.Тольятти |
||
13 . |
Взаимодействие с Самарским областным фондом жилья и ипотеки по вопросам финансирования и организационно-ме- тодического обеспечения Программы |
Ежегодно | Мэрия г.Тольятти |
||
14 . |
Представление на рассмотрение Тольяттинской городской Думы вопроса о создании в городе ипотечного фонда |
I квартал 2003г. |
Мэрия г.Тольятти |
Раздел 5. Ресурсное обеспечение Программы
5.1. Финансовые ресурсы
В ходе первого этапа реализации Программы предполагается привлечь средства граждан в объеме не менее 572 млн. руб. Планируется выдать ипотечных кредитов на общую сумму также не менее 572 млн. руб. В структуре расходов на выдачу кредитов составят средства банков-агентов и средства местного бюджета.
5.2. Земельные ресурсы
В процессе реализации Программы планируется задействовать новые площадки под строительство жилых домов. Мэрия города обеспечивает своевременное выделение земельных участков под строительство жилья по Программе. Земельные участки предоставляются управляющим компаниям в соответствии с Земельным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
5.3. Прочие ресурсы
При реализации Программы планируется задействовать объекты незавершенного строительства с переоборудованием под жилые дома (Приложение N 1 к Программе). Существенным материальным ресурсом Программы является также жилье, имеющееся у участников. Данное жилье может быть реализовано через риэлтерскую компанию с направлением средств, полученных от его продажи, на приобретение нового жилья.
Раздел 6. Механизм реализации Программы
6.1. План жилищного строительства по Программе
План жилищного строительства разрабатывается департаментом по строительству, архитектуре и землепользованию мэрии г. Тольятти и согласовывается с управляющими компаниями.
6.2. Функции и полномочия юридических лиц - участников Программы
В реализации Программы, помимо органов местного самоуправления г. Тольятти, участвуют следующие организации: управляющие компании, риэлторские компании, банки-агенты, страховые компании, профессиональные оценщики.
Отбор организаций - участников реализации Программы производится мэрией города на конкурсной основе. В целях обеспечения участникам права выбора, возможно привлечение к участию в Программе нескольких управляющих компаний, банков-агентов, страховых и риэлторских компаний, оценщиков. Кредитные ресурсы местного бюджета распределяются между банками-агентами пропорционально количеству открытых ими целевых накопительных вкладов с учетом сроков накопления по вкладам.
Основные задачи, функции и полномочия юридических лиц - участников Программы:
Тольяттинская городская Дума - представительный, выборный орган местного самоуправления г. Тольятти в рамках Программы выполняет функции:
утверждает настоящую Программу;
утверждает сумму бюджетных ассигнований на реализацию Программы при утверждении городского бюджета на очередной финансовый год;
контролирует целевое расходование утвержденных бюджетных ассигнований;
принимает решения о выделении целевых адресных субсидий гражданам;
принимает решения о предоставлении налоговых льгот участникам Программы.
Мэрия г.Тольятти через свои уполномоченные органы выполняет в рамках Программы следующие функции:
организует и координирует реализацию Программы, осуществляет информационное обеспечение реализации Программы;
осуществляет на конкурсной основе выбор претендентов для участия в Программе: управляющих компаний, банков-агентов, страховых и риэлторских компаний, оценщиков;
выделяет на возвратной, возмездной основе бюджетные средства для кредитования банка-агента в соответствии со статьей 76 Бюджетного кодекса;
контролирует целевое использование бюджетных средств;
разрабатывает исполнительно-распорядительные документы по реализации Программы;
производит отвод земельных участков под строительство жилья по Программе;
ежегодно представляет в Тольяттинскую городскую Думу отчет выполнении Программы.
Управляющие компании выполняют следующие функции:
консультируют участников по условиям приобретения жилья;
разрабатывают за счет собственных средств, проектно-сметную документацию на строительство жилья по Программе, согласовывают и утверждают ее в установленном порядке;
определяют стоимость квартир различного типа, согласовывают ее с мэрией города;
принимают от участников анкеты-заявки на квартиры;
заключают договоры с участниками на приобретение (строительство) жилья;
обеспечивают строительство жилых домов в согласованные сроки;
по окончании строительства передают жилье по акту участнику.
Банки- агенты выполняют следующие функции:
консультируют участников по вопросам финансового и банковского обслуживания приобретения жилья в рамках Программы;
принимают денежные средства участников в целевые накопительные вклады на приобретение жилья, разрабатывают индивидуальные финансовые графики накопительного этапа и погашения в зависимости от уровня платежеспособности участника;
выдают и обслуживают кредиты на приобретения жилья;
дополнительно к выделенным бюджетным средствам привлекают для реализации Программы собственные денежные средства в объеме не менее предоставленного бюджетного кредита;
совместно с управляющими компаниями решают вопросы обеспечения непрерывного финансирования строительства жилого дома;
отчитываются в согласованном с мэрией города порядке об использовании предоставленного мэрией города кредита и о выполнении своих обязательств перед участниками;
информируют мэрию города о выполнении участниками обязательств перед банком.
Страховые компании выполняют следующие функции:
страховую защиту имущественных интересов физических лиц - участников
Программы, а именно:
- обязательное страхование недвижимого имущества (квартиры), являющегося предметом залога по ипотечному кредиту;
- страхование жизни заемщика кредитов;
- страхование от несчастных случаев;
- страхование имущественных прав (титула собственности) на приобретаемую квартиру;
- страховую защиту имущественных интересов юридических лиц - участников Программы, а именно:
- страхование риска неисполнения договорных обязательств;
- страхование строительных рисков;
- страхование гражданской ответственности перед третьими лицами при проведении строительно- монтажных работ;
- страхование ответственности риэлтеров;
- страхование ответственности оценщиков.
Риэлтерские компании выполняют следующие функции:
консультируют участников об условиях и порядке приобретения жилья;
подбирают варианты купли-продажи жилья;
оказывают юридическую помощь в заключении сделок по купле-продаже жилья;
организуют куплю-продажу жилья, в том числе:
- жилья, средства от продажи которого поступают в зачет приобретения нового жилья;
- жилья для участников, выселяемых из квартир, приобретенных за счет средств ипотечного кредита, в случае невыполнения кредитных обязательств. принимают участие в организации торгов по реализации жилья, на которое обращено взыскание.
6.3. Формирование списков участников
Формирование списков участников на жилые дома, предусмотренные планом жилищного строительства, осуществляется отделом сопровождения ипотечной Программы департамента по строительству архитектуре и землепользованию мэрии города на основании данных, предоставленных жилищными отделами районных администраций.
При формировании списков определение преимущественного права на улучшение жилищных условий по Программе осуществляется по следующим критериям:
1. Экономический критерий. При равных условиях по жилищному критерию преимуществом пользуется участник, которому требуется меньшая сумма кредита.
Размер суммы кредита (Р) определяется по формуле:
Р = Н - С - Д
где Н - стоимость приобретаемого жилья, С - стоимость имеющегося жилья, в тех случаях, когда оно будет передано в счет оплаты приобретаемого жилья по цене, установленной в договоре между участником и управляющей компанией, Д - сумма денежных средств, которые участник планирует накопить во вкладе в банке-агенте.
2. Жилищный критерий. При прочих равных условиях преимуществом пользуется участник, сдающий собственное жилье в счет оплаты приобретаемого жилья.
3. Социальный критерий. При равных условиях по жилищному критерию преимуществом пользуется участник, имеющий более раннюю дату постановки на учет по улучшению жилищных условий. Если участник не состоит в таких списках, приоритет отдается участнику, имеющему меньший размер общей площади на одного члена семьи.
6.4. Правовые отношения участников Программы
Взаимоотношения между участниками Программы регулируются действующим законодательством РФ, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г.Тольятти, а также следующими договорами:
генеральные соглашения (договоры о сотрудничестве) между мэрией города и организациями - участниками реализации Программы;
договор между мэрией города и банком-агентом о предоставлении и возврате средств из местного бюджета;
анкета-заявка, оформленная участником с управляющей (риэлтерской) компанией;
договор между участником и управляющей компанией на строительство/покупку жилья;
договоры между участником и банком-агентом:
- банковского целевого накопительного вклада на строительство/покупку жилья,
- на получение целевого кредита,
- залога (имущественных прав),
- ипотеки (залога недвижимости);
иные договоры.
Типовые формы указанных договоров организаций - участников Программы с физическими лицами - участниками Программы в установленном порядке согласовываются с мэрией города. Изменение утвержденных типовых форм договоров возможно только по согласованию с мэрией города и при условии, что этим не ухудшается положение участников.
6.5. Схема участия граждан в Программе
Общие положения
1. Объявление о начале реализации Программы и другие объявления по поводу Программы публикуются на титульной странице газеты <Городские ведомости> и других печатных средств массовой информации.
2. Граждане, желающие участвовать в Программе, обращаются в консультационные пункты управляющих и риэлтерских компаний (далее - Компании).
3. В консультационных пунктах участникам даются консультации об условиях и порядке участия в Программе. При принятии решения участвовать в Программе, участник подает в Компанию анкету-заявку на выбранную квартиру.
4. Заполненная анкета-заявка отправляется Компанией в отдел жилья, где участник стоит в очереди на улучшение жилищных условий. Отдел жилья проверяет анкету- заявку на предмет достоверности указанных в ней сведений об очередности (нуждаемости) участника.
Примечание: Если участник не стоит в очереди на улучшение жилищных условий, но имеет обеспеченность жильем менее 18 кв. м. общей площади на члена семьи, то он в течение 14 дней с момента оформления анкеты-заявки должен представить в отдел жилья по месту жительства:
справку с места работы;
справку из ЖЭКа о составе семьи и занимаемой площади;
справку из МУП "Инвентаризатор" и справку Регистрационной палаты о наличии/отсутствии в его собственности жилых помещений.
5. Через 15 дней (для тех, кто не состоял на учете в отделе жилья - через 21 день) после оформления анкеты-заявки участник получает в Компании свой экземпляр анкеты-заявки с отметкой отдела жилья о праве участвовать в Программе.
6. С утвержденной анкетой-заявкой участник обращается в банк-агент (далее - Банк), где заключает договор целевого накопительного вклада (данный этап обязателен при условии, что анкета- заявка подана на долевое участие в строительстве квартиры).
7. Участник ежемесячно пополняет свой вклад денежными средствами до накопления на нем суммы, необходимой для начала строительства и получения ипотечного кредита.
8. После получения сведений от Компаний о квартирах, полученных участниками в собственность, отдел сопровождения ипотечной программы направляет списки таких участников в отделы жилья. По получении данных списков отделы жилья исключают указанных в них участников из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий.
9. В случае невозможности своевременного погашения ипотечного кредита и процентов по нему, банк-агент вправе обратить взыскание на жилое помещение, приобретенное за счет средств ипотечного кредита. На денежные средства, оставшиеся после погашения ипотечного кредита и процентов по нему, банк-агент может, по соглашению с участником, профинансировать приобретение для данного участника другого жилья через риэлтерскую компанию, либо эти денежные средства передаются непосредственно участнику.
10. Если обращение взыскания на жилое помещение, приобретенное за счет средств ипотечного кредита, явилось следствием неплатежеспособности заемщика, в составе семьи которого есть несовершеннолетние дети, то Банк, на основании договора о сотрудничестве и договора об ипотеке с участником, обязуется на денежные средства, оставшиеся после погашения кредита и процентов, приобрести через риэлтерскую компанию жилье для семьи заемщика с размером жилой площади, который обеспечит несовершеннолетним долю в жилом помещении, равную имевшейся у них до переезда в жилое помещение, приобретенное за счет средств кредита.
Долевое участие в строительстве жилья
1. После накопления во вкладе суммы, необходимой для начала строительства, и получения приглашения от управляющей компании участник заключает с управляющей компанией договор долевого участия в строительстве жилья.
Примечание: Если во вкладе участника на момент получения от управляющей компании приглашения заключить договор долевого участия в строительстве жилья не накоплено достаточных средств для начала строительства квартиры, на которую оформлена анкета- заявка, участник вправе:
переоформить в управляющей компании анкету-заявку на другой дом (с более поздним сроком строительства) и продлить срок накопления в Банке;
переоформить анкету-заявку на другую квартиру меньшей стоимости;
продолжить накопление до появления приемлемого варианта строительства жилья;
отказаться от участия в Программе.
2. После заключения договора долевого участия в строительстве жилья участник дает Банку поручение на перечисление средств со счета по вкладу на счет управляющей компании.
3. На основании поручения участника и представленного им договора с графиком платежей, Банк начинает финансирование строительства путем перечисления средств со счета по вкладу на счет управляющей компании.
4. После оплаты строительства квартиры на сумму, достаточную для выдачи ипотечного кредита, участник подает Банку заявление о выдаче кредита. При этом участник, желающий получить краткосрочный кредит под поручительство организации-работодателя, указывает это в своем заявлении.
5. При принятии Банком положительного решения о выдаче кредита, участник заключает с Банком кредитный договор, договор залога имущественных прав на строящееся жилье, а также (со страховой компанией) договор страхования жизни заемщика кредита.
6. Средства кредита безналичным путем перечисляются управляющей компанией по поручению участника. Окончание строительства после получения кредита осуществляется за счет кредитных средств.
7. После сдачи дома в эксплуатацию участник:
выдает управляющей компании доверенность на регистрацию права собственности на квартиру в Регистрационной палате;
по акту получает свою квартиру от управляющей компании;
заключает с Банком договор залога (ипотеки) построенной квартиры;
после государственной регистрации договора ипотеки получает от представителя банка- агента свое свидетельство о праве собственности на квартиру;
страхует квартиру, как предмет залога, в страховой компании.
8. Участник ежемесячно производит выплаты на погашение кредита и процентов по нему согласно графику, установленному кредитным договором.
9. После погашения кредита и уплаты процентов за кредит участник и Банк оформляют прекращение обязательств по ипотеке, и квартира переходит в полное распоряжение участника.
Приобретение готового жилья и жилья на вторичном рынке
1. На основании утвержденной анкеты-заявки Банк проводит собеседование с участником и проверяет его возможность быть заемщиком ипотечного кредита. В случае положительного результата проверки согласие Банка на выдачу участнику кредита оформляется гарантийным письмом.
2. С участником, представившим гарантийное письмо, Компания заключает договор поручения на подбор для него необходимого ему жилья на вторичном рынке. Если участник намерен получить часть средств на покупку новой квартиры за счет продажи имеющегося жилья, заключается также договор на оказание услуг по продаже старого жилья участника.
3. Компания при появлении варианта жилья, необходимого участнику, приглашает участника для осмотра квартиры. Если предложенный вариант устраивает, участник обращается в Банк для заключения кредитного договора и сопутствующих договоров страхования.
4. После заключения договора купли-продажи квартиры за счет кредита Банка согласно ст. 77 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Банк в соответствии с условиями договора, перечисляет средства кредита продавцу жилья. После получения продавцом квартиры ее полной стоимости (собственных средств участника и средств кредита) квартира переходит в собственность участника.
5. При оплате части стоимости покупки жилья за счет продажи старой квартиры договор купли-продажи старого жилья содержит условие о его освобождении семьей участника по истечении срока, необходимого для регистрации новой квартиры в собственность участника.
6.6. Условия и порядок предоставления ипотечных кредитов
Ипотечные жилищные кредиты предоставляются участникам с соблюдением требований нормативных правовых актов РФ и в соответствии с основными принципами кредитования: целевого использования, обеспеченности, срочности, платности, возвратности.
Обеспечением ипотечного жилищного кредита является залог жилья, построенного или приобретенного за счет ипотечного жилищного кредита. Если обеспечением кредита является залог жилого помещения, в котором будут проживать несовершеннолетние дети участника, то участник, в соответствии с п. 4 ст. 292 ГК, на заключение договора залога (ипотеки) должен получить согласие районной администрации по месту жительства.
Плата за нотариальное удостоверение договора об ипотеке и за государственную регистрацию ипотеки жилого помещения, приобретенного (построенного) за счет ипотечного жилищного кредита, за выдачу залоговых документов осуществляется залогодателем (покупателем передаваемого в залог жилого помещения), если соглашением между ним и залогодержателем не установлено иное.
Ипотечные жилищные кредиты предоставляются Банком за счет целевых средств, полученных из городского бюджета в виде бюджетного кредита, средств Банка и других источников.
Ипотечный кредит предоставляется на сумму до 50% от стоимости строительства или покупки жилья. При строительстве жилья степень готовности дома на момент выдачи кредита должна быть равна процентному отношению суммы уплаченных участником взносов к полной стоимости строительства (кроме случаев оплаты строительства зачетом имеющегося жилья).
При покупке жилья сумма собственных средств участника (включая подтвержденную риэлтерской компанией стоимость жилья, сдаваемого в зачет) на момент выдачи кредита должна составлять положительную разницу между полной стоимостью приобретаемого жилья и запрашиваемой участником суммой кредита.
Процентная ставка по ипотечному жилищному кредиту определяется в размере 3/5 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком России. Изменение ставки кредитования возможно только по согласованию с мэрией г. Тольятти.
Ипотечный жилищный кредит выдается на срок до 10 лет. По соглашению между участником и банком-агентом вместо ипотечного кредита может быть выдан краткосрочный кредит (на срок, соответствующий сроку строительства жилого дома) под поручительство организации-работодателя участника. Для выдачи краткосрочного кредита необходимо выполнение участником следующих условий:
наличие жилья, которое будет реализовано после вселения в новую квартиру;
оплата разницы между полной стоимостью строительства и размером запрашиваемого кредита;
наличие дохода, позволяющего погашать проценты по кредиту.
получение поручительства от организации-работодателя.
Сумма краткосрочного кредита может составлять до 80% от стоимости строительства квартиры.
Максимально допустимые сумма и срок ипотечного жилищного кредита, выдаваемая отдельному участнику, определяется исходя из размера свободных денежных средств участника и членов его семьи, подтвержденных документально.
Участник обязан после заключения кредитного договора и до получения кредита заключить договор личного страхования своей жизни и трудоспособности. Если обеспечением кредита является залог приобретенного (построенного) за счет ипотечного жилищного кредита жилья, участник обязан заключить договор страхования недвижимого имущества (квартиры), являющегося предметом залога.
Если участник приобретает жилое помещение на вторичном рынке, он обязан также застраховать титул собственности на данное жилье.
Примерные графики накопления гражданами - участниками Программы денежных средств в целевом накопительном вкладе в Банке и возврата ипотечного кредита приведены в Приложении N 1 к Программе.
Раздел 7. Этапы и сроки реализации Программы
Процесс реализации Программы включает следующие этапы:
Первый этап (2002-2005 гг.):
1. Предоставление земельных участков управляющим компаниям под строительство жилых домов.
2. Ежегодное выделение средств бюджета на выдачу ипотечных кредитов.
3. Принятие анкет-заявок от граждан.
4. Прием денежных средств граждан в целевые накопительные вклады.
5. Формирование списков участников на жилые дома, планируемые к строительству.
6. Строительство/покупка квартир по Программе за счет собственных средств граждан и средств ипотечных кредитов.
7. Мониторинг, анализ, контроль, корректировка Программы.
8. Привлечение средств бюджетов других уровней, внебюджетных источников, в том числе средств промышленных и иных предприятий.
Второй этап (2006-2011 гг.):
1. Мероприятия, предусмотренные на первом этапе.
2. Расширенное воспроизводство вложенных в Программу материальных и финансовых ресурсов за счет дополнительных доходов бюджета г. Тольятти, полученных на первом этапе реализации Программы.
3. Переход на полное самофинансирование городской системы ипотечного жилищного кредитования при условии создания соответствующей законодательной и организационно-методической базы на федеральном уровне.
Раздел 8. Порядок управления и контроля
В процессе реализации Программы мэрия города осуществляет контроль:
- по срокам строительства и ввода жилья (департамент САиЗ);
- за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на реализацию Программы (департамент экономики и департамент финансов мэрии города);
- за выполнением программных показателей (департамент экономики).
Отчет о ходе исполнения Программы департамент САиЗ раз в полугодие представляет на коллегию мэрии города.
Контрольно-аналитическое управление городской Думы на основании данных, ежегодно представляемых головным исполнителем, дает заключение об эффективности реализации Программы.
Отчет об исполнении Программы вместе с заключением контрольно-аналитического управления городской Думы, департамент САиЗ ежегодно представляет на заседании городской Думы.
Раздел 9. Ожидаемые социально-экономические результаты
Социальные результаты Программы:
1. Улучшение жилищных условий не менее 1400 семей (на первом этапе Программы), что в среднем составляет 350 семей ежегодно, в том числе:
2002 год не менее 36 семей;
2003 год не менее 370 семей;
2004 год не менее 450 семей;
2005 год не менее 550 семей.
2. Отработка механизма ипотечного жилищного кредитования с минимальными рисками для населения через банковскую систему с использованием целевых накопительных вкладов.
3. Увеличение числа рабочих мест в строительной индустрии и смежных отраслях.
Экономические результаты Программы:
1. Увеличение инвестиционной активности населения.
2. Обеспечение дополнительных налоговых поступлений в местный бюджет.
Таким образом, Программа имеет стимулирующее значение для развития городского хозяйства и улучшения социального климата в городе.
Приложение N 1
к Программе
улучшения жилищных условий граждан
г. Тольятти с использованием ипотечного
кредитования на 2002-2011 г.г.
Примерный расчет приобретения квартиры по Программе улучшения
жилищных условий с использованием ипотечного кредитования
1. Расчет накоплений
Первоначальный вклад- 10 000 руб.
Процентная ставка по вкладу- 13% годовых.
Срок строительства квартиры на 50% - 9 мес.
Стоимость квартиры |
Сумма вклада (50% от стоимости жилья) |
Сумма ежемесячных пополнений вклада | Сумма ежемесячной оплаты строительства жилья |
||
Общий срок накопления - 2 года (до начала строит. - 1 год 3 мес.) |
Общий срок накопления - 3 года (до начала стр. - 1 год 3 мес.) |
||||
1-комнатная квартира |
350 000 руб. |
175 000 руб. |
5 900 руб. |
3 600 руб. |
19 444 руб. |
2-комнатная квартира |
650 000 руб. |
325 000 руб. |
11 400 руб. |
7 000 руб. |
36 111 руб. |
2. Расчет по кредиту
Процентная ставка по кредиту- 15% годовых.
Сумма кредита (50% от стоимости жилья) |
Сумма погашения кредита в первый месяц |
Сумма погашения кредита в последний месяц |
Сумма кредита и процентов по нему итого: |
||||
Срок кредитования 5 лет |
Срок кредитования 10 лет |
Срок кредитования 5 лет |
Срок кредитования 10 лет |
Срок кредитования 5 лет |
Срок кредитования 10 лет |
||
1-комнатная квартира |
175 000 руб. |
5 104 руб. |
3 646 руб. |
2 953 руб. |
1 477 руб. |
242 520 руб. |
309 000 руб. |
2-комнатная квартира |
325 000 руб. |
9 479 руб. |
6 771 руб. |
5 484 руб. |
2 742 руб. |
448 380 руб. |
569 760 руб. |
Приложение N 2
к Программе
ё улучшения жилищных условий граждан
г. Тольятти с использованием ипотечного
кредитования на 2002-2011 г.г.
Расчет
возврата средств, выданных за счет бюджета города на Программу
улучшения жилищных условий граждан с использованием ипотечного кредитования
Суммы | 2001 г. | 2002г. | 2003г. | 2004г. | 2005г. | 2006г. | 2007г. | 2008г. | 2009г. | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | 2015г. | |
2001г |
5 000 |
- |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
500 |
- |
- |
- |
- |
2002г | 5 000 | - | - | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | 500 | - | - | - |
2003г | 65 000 | - | - | - | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | 6 500 | - | - |
2004г | 85 000 | - | - | - | - | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | - |
2005г | 106 000 | - | - | - | - | - | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 | 10 600 |
Всего | - | 500 | 1 000 | 7 500 | 16 000 | 26 600 | 26 600 | 26 600 | 26 600 | 26 600 | 26 600 | 26 100 | 25 600 | 19 100 | 10 600 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 6 июня 2002 г. N 461 "О внесении изменений в целевую Программу улучшения... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.