Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Программе
развития туризма
в городе Тольятти на 1999-2000 гг.
Краткая характеристика туристской ситуации в г. Тольятти
на момент разработки Программы
Природный и историко-культурный, а также современный деловой потенциал города Тольятти и его ближайшего территориального окружения весьма высок. Однако до сих пор из-за нехватки внимания к нему он развивался хаотично, нецеленаправленно и вследствие этого достаточно однобоко. Усиление внимания к городскому туристическому рынку позволит более эффективно использовать имеющийся туристический потенциал, оживить местный туристический рынок, укрепить материальную базу, сократить дефицит квалифицированных кадров, а в дальнейшем и получить необходимую поддержку развития туризма со стороны государства.
Основными препятствиями, которые необходимо преодолеть на пути совершенствования местного туристского рынка, являются такие:
- сведения о состоянии туристского ресурса и объектов туристской индустрии в городе носят неполный и разрозненный характер. Для получения полной и достоверной картины о состоянии дел в этой сфере требуются серьезные маркетинговые исследования, что требует значительных затрат времени, однако позволит сделать вывод об источниках и количестве необходимых инвестиций, и направлениях их вложения;
- нуждается в реконструкции существующая сеть объектов туристического хозяйства (к которым по принятой международной классификации относятся также санаторно-курортные учреждения, пансионаты, дома и базы отдыха);
- не разработана муниципальная туристская политика и PRстратегия в области туризма, что не позволяет членам городского сообщества рассматривать туризм в качестве одного из необходимых элементов структурной перестройки городской экономики (как то предусмотрено в Концепции социальноэкономического развития города), и не позволяет полностью удовлетворить потребность горожан в местных туристических услугах;
- направленность деятельности большинства коммерческих туристских фирм на выездной и международной туризм приводит к оттоку из города значительного количества финансовых средств, которые, в случае более рационального их вложения, могли бы быть направлены на совершенствование инфраструктуры туризма в городе и в его интересах;
- не разработана нормативно-правовая база в сфере туризма, что не позволяет качественно и на должном уровне решать вопросы развития городской инфраструктуры туризма, использования туристского ресурса и взаимодействия с его собственниками, привлечения инвестиций (в том числе иностранных), и др.
Среди положительных сторон данного вопроса следует отметить возможность использования на первом этапе существующего потенциала (достаточно развитого гостиничного, туристического, спортивного, культурного хозяйства, и т.д.), ориентированного в первую очередь на российского потребителя, менее притязательного по сравнению с иностранными гостями, а также в целом положительное отношение горожан к развитию туристического направления как важной части городской экономики
Очень важной также является роль муниципалитета в создании системы научного и рекламно-информационного обеспечения продвижения отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках (именно на эти цели направляется более половины средств национальных туристических администраций стран, занимающих ведущие позиции на мировом туристическом рынке).
1. Городское и региональное правовое поле в сфере туризма
Характеризуя местную нормативно-правовую базу в сфере туризма, следует отметить, что в ней представлен пока единственный документ - Концепция развития туризма в г. Тольятти.
Отсутствие необходимых для нормального развития этого вида деятельности нормативных документов, отсутствие продуманной городской идеологии и стратегии в сфере туризма приводит к отсутствию целенаправленной деятельности по созданию условий для развития туризма. Разработка нормативной базы в сфере туризма позволит сохранять и более эффективно использовать существующие ресурсы, задаст условия и "правила игры" для развития одного из наиболее перспективных секторов городской экономики
2. Финансовая ситуация
За период с 1996 по 1998 год удельный вес туристских услуг в общем объеме оказанных услуг был равен соответственно 0,1; 0,2 и 0,3%. Именно в таком соотношении город Тольятти сегодня имеет приток денежных средств от данного вида деятельности.
Нужно с сожалением констатировать факт, что огромная денежная масса от реализации турпродукта перетекает в страны дальнего зарубежья, способствуя их обогащению, тогда как Россия уже в течение длительного времени переживает экономический кризис из-за недостатка денежной массы. Высокий экономический потенциал населения города, а также кризис 1998 года позволяет говорить уже сейчас о возможной переориентации клиентов с международного туризма на внутренний, и как следствие, притоке дополнительных денежных средств в экономику города.
Объем оказания туристско-экскурсионных услуг в городе Тольятти представлен в таблице N 1.
Таблица 1. Общий объем туруслуг, оказанных населению
города через все каналы реализации турпродукта
Направление | 1996 (тыс.руб.) |
1997 (тыс.руб.) |
1998 (тыс.руб.) |
1. Дальнее зарубежье 2. Внутренний туризм в том числе: 3. Экскурсии в Самару, по региону и по городу Тольятти |
21013,1 861,3 93,5 |
20686,3 1089,3 183,9 |
14416,6 1311,1 216,1 |
Столь высокая разница между объемами по внутреннему и выездному туризму объясняется высокими ценами на заграничные туры. Падение курса доллара в августе 1998 года еще более усугубило эту ситуацию.
Доля затрат на туристско-экскурсионные услуги с общем объеме расходов населения в 1996-1998 г.г. соответственно составила 1,6%, 0,8% и 0,5%. Снижение объемов реализации туристских услуг произошло за счет снижения объемов от международного туризма - наиболее дорогостоящей его части. В то же время, как это следует из приведенных в таблице данных, за последние три года произошло значительное уменьшение интереса к поездкам в дальнее зарубежье, и, наоборот, более чем в два раза возрос интерес к городу и региону.
3. Динамика спроса на туристско-экскурсионные услуги
Анализ туристского рынка показывает, что его структура имеет два элемента, значительно превышающие все остальные. Так, подавляющее большинство туристов, выезжающих за рубеж, целью своей поездки имеет либо приобретение товаров (особенно это характерно для шоп-туров в Турцию), либо отдых на престижных курортах. Другие виды туризма встречаются значительно реже. Причиной падения интереса к поездкам за рубеж, кроме падения жизненного уровня населения, является политическая нестабильность и взрыв терроризма в странах, наиболее посещаемых российскими гражданами (например, акт террора над туристами в Египте в 1996 г., война в Ираке 1998 г., и др.).
Данные о динамике спроса на зарубежные и внутренние туры приведены ниже (см. таблицу 2):
Таблица 2. Динамика спроса на туры
/---------------------------------------------------\
| Направление | 1996 г. | 1997 г. | 1998 г. |
|---------------+-----------+-----------+-----------|
| |к-во | % |к-во | % |к-во | % |
| |чел. | |чел. | |чел. | |
|---------------+-----+-----+-----+-----+-----+-----|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---------------------------------------------------|
| в страны дальнего зарубежья |
|---------------------------------------------------|
| Турция | 1410| 25,2| 1744| 31,3| 1276| 32,0|
| | | | | | | |
| Испания | 923| 16,5| 1008| 18,1| 977 | 24,5|
| | | | | | | |
| Египет | 1046| 18,7| 568 | 10,2| 207 | 5,2 |
| | | | | | | |
| Франция | 285| 5,1 | 351 | 6,3 | 339 | 8,5 |
| | | | | | | |
| Италия | 364| 6,5 | 384 | 6,9 | 203 | 5,1 |
| | | | | | | |
| Кипр | 520| 9,3 | 513 | 9,2 | 319 | 8,0 |
| | | | | | | |
| Болгария | 151| 2,7 | 189 | 3,4 | 140 | 3,5 |
| | | | | | | |
| Греция | 157| 2,8 | 139 | 2,5 | 84 | 2,1 |
| | | | | | | |
| прочие | 739| 13,2| 674 | 12,1| 443 | 11,1|
| | | | | | | |
| страны | | | | | | |
|---------------+-----------+-----------+-----------|
| Итого: | 5595 | 5571 | 3987 |
|---------------------------------------------------|
| Внутренний туризм |
+---------------------------------------------------|
| Москва | 88| 2,8 | 139 | 2,8 | 226 | 4,0 |
| | | | | | | |
| С.-Петербург | 426| 13,5| 523 | 10,5| 526 | 9,3 |
| | | | | | | |
| Самара | 1418| 44,9| 2242| 45,0| 2807| 49,6|
| | | | | | | |
| Золотое | 111| 3,5 | 120 | 2,4 | 181 | 3,2 |
| Кольцо | | | | | | |
| России | | | | | | |
| | | | | | | |
| по городу и | 903| 28,6| 1828| 36,7| 1766| 31,2|
| региону | | | | | | |
| | | | | | | |
| другие | 212| 6,7 | 130 | 2,6 | 153 | 2,7 |
| регионы | | | | | | |
|---------------+-----------+-----------+-----------|
| Итого: | 3158 | 4982 | 5659 |
\---------------------------------------------------/
На основе данной таблицы можно сказать, что рост спроса на туристские услуги характеризуется следующим образом:
- зарубежные страны - отрицательный (уменьшение на 1608 чел., или до 71,26% по отношению к уровню 1996 г.);
- внутренний туризм - положительный (увеличение на 2501 чел, или до 179,19% по отношению к уровню 1996 г.);
- по городу и региону - положительный (увеличение на 863 чел, или до 195,57% по отношению к уровню 1996 г.)
Падение спроса на путешествия за рубеж способствовало росту потребления санаторно-оздоровительных услуг, предлагаемых санаториями, профилакториями, пансионатами, домами отдыха и пр. (как в регионе, так и по России). Данная группа услуг в городе в 1998 г. увеличилась на 37% против уровня 1996 г. Удельный вес граждан, путешествующих внутри страны и участвующих в экскурсионно-познавательных программах, возрос с 36% в 1996 г. до 57% в 1998 г.
Такой рост обусловлен несколькими причинами:
- дешевизна внутренних туров по сравнению с международным турпродуктом;
- более разнообразный спектр услуг, предоставляемых на рынке внутреннего туризма;
- появление в городе турфирм, деятельность которых направлена исключительно на внутренний туризм, в связи с чем данный вид туризма стал более организованным, привлекательным, возрождающим интерес сограждан к национальной истории, памятникам, достопримечательностям и т.д.
Падение спроса на путешествия за рубеж способствовало росту путешествующих внутри страны, потреблению санаторно-оздоровительных услуг. Так, удельный вес граждан, путешествующих внутри страны и участвующих в экскурсионно-познавательных программах, в 1996г. составил 36%, тогда как в 1997г. он увеличился до 47%, а в 1998 - до 57%.
Таким образом, развитие туризма в г.Тольятти, на наш взгляд, возможно при создании цивилизованной туристской инфраструктуры, для чего существуют все необходимые предпосылки. Среди основных можно выделить:
- выгодное географическое положение и относительно благоприятные природно-климатические условия;
- обеспеченность достаточно удобными транспортными развязками: автомобильными, железнодорожными, речными с выходом в море, авиационными;
- существование относительно подходящей материальной базы (места размещения, питания, отдыха);
- значительный потенциал высококвалифицированной рабочей силы и системы подготовки и повышения квалификации;
- готовность местных инвесторов для участия в перспективных инвестиционных проектах;
- достаточно развитая финансово-банковская инфраструктура;
- наличие в городе достаточного количества незанятых туристских "ниш", в которых могли бы реализовываться инвестиционные проекты.
4. Структура и анализ городского контингента туристов.
Представления горожан о возможных направлениях развития туризма в городе
При выборе основных направлений развития туризма, как один из немаловажных факторов, следует учитывать структуру городского туристического контингента и основные потребительские предпочтения в сфере туризма.
Распределение потребителей туруслуг по уровню дохода на человека в месяц и по социальному положению может быть охарактеризовано следующим образом (см. таблицу).
Таблица 3. Распределение потребителей
туруслуг по уровню дохода
Доход, руб./чел. в месяц |
до 500 | 501- 1000 |
1001- 2000 |
2001- 4000 |
свыше 4000 |
% клиентов турфирм, имеющих указанный доход |
9% | 18% | 15% | 22% | 36% |
В связи с тем, что наибольший удельный вес потребителей услуг внутреннего туризма составляют учащиеся, для которых широко представлены в городе экскурсионно-познавательные программы, сегмент по уровню дохода от 501 до 1000 руб. составляет 18 % - несколько выше чем сегмент 1001-2000 руб. (15%). Это объясняется тем, что цены на данные виды туристских услуг заметно ниже, чем на любые другие, и учащиеся, как правило, пользуются ими даже при низком уровне дохода
Таблица 4. Распределение потребителей услуг
международного туризма по социальному положению
Социальное положение |
учащиеся | Студенты | служащие | рабочие | предпри ниматели |
Пенсионеры |
% клиентов турфирм, относящихся к указанному социальному слою |
11% | 2% | 44% | 5% | 35% | 3% |
Сегментация клиентов по социальному признаку позволяет говорить о том, что основным контингентом туристов международного туризма являются предприниматели и служащие с высокими уровнями дохода (свыше 2 000 руб. на чел. в месяц).
Во внутреннем туризме большее разнообразие клиентов по социальному положению.
Опрос общественного мнения, проведенный в начале 1999 г. Центром социальных технологий г. Тольятти, ярко характеризует представления горожан о туристских перспективах нашего города и показывает потенциальную возможность вложить свои силы и средства в развитие туризма.
Таблица 5. Представления о предпочтительном выборе направлений
развития Тольятти как туристского центра
Показатель | спортивно- туристский центр (в % к общему количеству опрошенных) |
санаторно- курортный центр (в % к общему количеству опрошенных) |
шоу и игорный бизнес, "индустрия развлечений" (в % к общему количеству опрошенных) |
не ответили (в % к общему количеству опрошенных) |
возраст | ||||
до 30 лет 31-40 лет 41-50 лет старше 50 лет |
42,6 46,1 45,1 41,8 |
21,0 21,0 19,1 34,0 |
21,3 15,0 8,0 4,3 |
14,8 17,9 26,5 19,9 |
образование | ||||
высшее среднее специальное среднее |
46,3 43,1 39,3 |
17,6 24,4 35,6 |
15,2 14,5 10,4 |
20,4 17,8 14,8 |
уровень дохода | ||||
высокий средний низкий |
35,1 47,5 45,9 |
20,6 17,2 28,8 |
26,7 14,6 9,9 |
16,0 20,8 15,4 |
стаж проживания в городе | ||||
до 1 года 1-3 года 4-10 лет свыше 10 лет |
46,7 48,0 44,3 44,9 |
33,3 18,0 15,0 25,3 |
13,3 24,0 27,9 11,6 |
6,7 10,0 12,9 17,8 |
по сферам занятости | ||||
АО "АвтоВАЗ" другие |
47,8 47,3 |
25,0 17,6 |
4,3 15,4 |
21,7 19,8 |
промпредприятия | ||||
бюджетные организации коммерческие структуры |
40,9 48,5 |
23,1 16,2 |
11,7 22,8 |
23,5 12,5 |
учащиеся пенсионеры безработные |
46,0 45,3 27,3 |
23,8 35,9 38,2 |
15,9 1,6 14,5 |
14,3 17,2 20,0 |
эксперты (по группам интересов) | ||||
муниципальные власти крупный бизне общественно- политический блок культура, искусство профсоюзы средний и мелкий бизнес банки финансовые компании консалтинговы компании наука, образование СМИ |
35,9 60,7 54,1 52,2 55,6 41,1 42,4 52,0 42,3 54,3 50,7 |
43,6 10,7 16,4 4,3 22,2 17,3 25,8 16,0 19,2 10,9 11,9 |
10,3 21,4 14,8 8,7 5,6 30,1 7,6 16,0 19,2 8,7 17,9 |
7,7 7,1 14,8 30,4 11,1 11,3 24,2 16,0 19,2 26,1 19,4 |
Анализ данных опроса показывает, что:
1) наиболее перспективным направлением развития туризма в городе является развитие активных видов туризма (44% опрошенных) - горнолыжный, водный, пешеходный. Основания для этого утверждения: наличие уникального природного комплекса, расположенного рядом с городом, общая спортивность и подвижность населения (эти направления туризма популярны во всех слоях населения).
2) развитие лечебно-санаторного направления вдвое менее популярно (в основном среди пенсионеров и представителей городских властей), однако оно также реально для города.
Основания: развитая санаторно-профилакторная сеть и неизбежный процесс старения горожан.
3) развитие в городе шоу-бизнеса и игорного бизнеса может рассматриваться как дополнение к указанным выше. Мнение о целесообразности его развития высказал лишь каждый седьмой респондент (в основном это представители коммерческих структур с высокими доходами в возрасте до 40 лет).
Необходимо отметить, что данный опрос проводился не с целью изучения предпочтений населения города на туристско-экскурсионные услуги. Он является одним из аспектов комплексного социологического исследования по проблемам видения гражданами общих перспектив развития г. Тольятти. Тем более, что среди заданных вопросов не было учтено большое число возможных видов и форм туризма
Для получения достоверных социологических данных по вопросу развития туризма в г. Тольятти требуются более глубокие исследования.
5. Краткая характеристика туристских ресурсов города
Функционирование любой отрасли экономики предполагает наличие определенных ресурсов и экономических предпосылок, способствующих ее развитию и совершенствованию. Туристская индустрия не является исключением. Для столь специфической деятельности человека как туризм, необходим комплекс ресурсов, среди которых выделяются и характерные только для индустрии туризма. Туристские ресурсы представляют собой совокупность природных, исторических, социально - культурных объектов, объектов туристского показа, а также иных объектов, способных удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических и интеллектуальных сил.
5.1. Природно-географические условия
Природные и географические условия являются первоначальной основой развития туризма. Туризм получает развитие в регионах с благоприятным климатом и целебными источниками. Город Тольятти находится в весьма благоприятных условиях с позиции географического месторасположения и климатической зоны.
Город Тольятти входит в состав Самарской области и находится в среднем течении реки Волги, делящей ее на две неравные части - Предволжье и Заволжье. Одним из интереснейших природных объектов в области является Самарская Лука. Учитывая исключительную ценность этой территории, в 1984 году решением Совета Министров РСФСР был образован Государственный природный национальный парк "Самарская Лука". Значительно раньше, в 1927 году, здесь же был создан Жигулевский государственный заповедник имени И. И. Спрыгина. Географический ландшафт Самарского края отличается большим разнообразием и множественностью природных и антропогенных объектов.
Среди них - горные массивы и отдельные горы, скалы и отроги, холмы и курганы, овраги и ущелья, долины и равнины, урочища и лесные массивы, боры и дубравы, рощи и колки; дороги и тракты, зимники и летники, путевые подъемники и спуски; реки и озера, воложки и ерики, заливы и протоки, ключи и родники, болота и мочажины, поймы, луга, острова и т.д. и т.п.
5.2. Культурно-исторические и архитектурные памятники города
Современная история города Тольятти насчитывает менее полувека. При оценке объектов архитектуры градостроительства и гражданской истории города Тольятти необходимо иметь в виду специфические особенности его застройки: город возник как совершенно новый градостроительный объект в связи со строительством Куйбышевской ГЭС, ВАЗа, и других промышленных предприятий с частичными вкраплениями от затопленного города Ставрополя.
Объектами историко-культурного наследия, расположение которых может быть использовано при организации туристских маршрутов, являются такие, как ГЭС им. В.И.Ленина, городище ОшПанда-Нер, городище Белая Гора, городище Каменная Коза, Муромский городок, Усольский исторический комплекс, и многие другие.
При организации туристского центра большое внимание должно уделяться бережному отношению, сохранению и восстановлению культурно-исторического наследия, созданию новых, современных памятников. Необходимо привлечение для этих целей общественности города, организация среди молодежи тематических мероприятий по улучшению облика города, в котором мы живем.
К сожалению, сдерживающим фактором на сегодняшний день является неблагоприятная экологическая обстановка.
6. Краткая характеристика городской туристской инфраструктуры
Нормальное функционирование индустрии туризма предполагает наличие большого числа посреднических звеньев, т.е. таких субъектов хозяйственной деятельности, как предприятия размещения; предприятия питания; предприятия практически всех видов транспорта; предприятия бытового обслуживания и сферы сервиса; предприятия по производству и продаже туристских товаров; предприятия в сфере досуга в туризме и, конечно же, предприятия, непосредственно оказывающие туристско-экскурсионные услуги.
6.1. Туристские фирмы.
Основными организациями, предоставляющими туристский продукт населению, являются туристские фирмы. За последние три года (1996-1998) динамика функционирования туристских фирм в городе выражена достаточно ярко. У подавляющего большинства (79%) фирм, работающих на туристическом рынке города, доминирующим направлением развития является выездной туризм в зарубежные страны. За последние три года произошло значительное сокращение числа действующих фирм. Это связано, в первую очередь, с экономической нестабильностью в стране, а также тем, что большинство из них работает как посредники (турагенты) между потребителями туруслуг и крупными туристскими компаниями. Динамика изменения числа турфирм представлена в таблице 6.
Таблица 6. Количество туристских фирм (в динамике по годам)
1996 год |
1997 год |
1998 год |
|
кол-во действующих фирм кол-во созданных на начало года количество закрывшихся на начало следующего года рост по отношению к предыдущему году |
49 - 13 - |
44 8 9 -5 |
38 3 7 -6 |
Среди большого количества фирм в Тольятти туроператорами являлись (т.е. занимались комплектацией и продажей туров или подготовкой туристского продукта) только четыре фирмы - РОСАТ, ДиаТревел, Европа-Тур, МИТС.
В настоящее время многие из фирм в городе, работающие ранее только как турагенты, вынуждены нарабатывать беспосреднические хозяйственные связи с курортами и зарубежными партнерами, т.е. работать как туроператоры в одном или нескольких направлениях. Это обусловлено риском невыполнения партнерами своих обязательств.
Из всех фирм только четыре работают по внутреннему туризму. Начиная с 1997 года, они предоставили туристско-экскурсионные программы 8684 человеку, из которых 6774 школьника. Услуги по организации религиозного туризма (паломничества) систематически организует только одно агентство - "Тольяттитур".
Таким образом, в г. Тольятти представлен достаточно широкий спектр туристских услуг. В настоящее время продолжают работать небольшое количество туристских организаций, начавших свою деятельность с раннего развития отрасли. Они относительно прочно укрепили свои позиции на рынке, но основным недостатком является их разрозненность и отсутствие единой стратегической цели, а также отсутствие городской нормативно-правовой базы.
6.2. Предприятия размещения туристов.
В этом разделе следует особо выделить санатории, профилактории и базы отдыха, предоставляющие комплексные услуги отдыхающим, а также гостиницы.
Таблица 7. Состояние санаторно-профилакторных учреждений
Ведомственная принадлежность |
Количество учреждений |
Специализация | Режим работы | Примечание |
АО АвтоВАЗ ОАО ВЦМ Мэрия (Управление образования) АО "Трансфор- матор" ОАО СК АО "Куйбышевазот" АО "Фосфор" ООО "Лада Гам Индустриале" |
3 1 1 1 3 1 1 1 |
общетерапевтич. -"- -"- -"- -"- -"- -"- специализир. |
круглогодичные круглогодичный круглогодичный -"- -"- -"- -"- -"- |
в общем на 1200 мест 65 мест 100 мест 126 мест в общем на 335 мест 300 мест 156 мест 145 мест |
Таблица 8. Состояние баз отдыха
Ведомственная принадлежность |
Количество учреждений |
Специализация | Режим работы |
Из них не функциони- ровали на начало 1998 г.) |
Соцкультбыт ВАЗа АО АвтоВАЗ АвтоВАЗтранс ТПАТП-1 НК "Оптимум" ТТУ СК "АвтоВАЗстрой" Лада-Тур ФСК "Экос" ЗАО "КА-2" Автозаводстрой ЗАО Химэнергострой" ЗАО "Промстрой" ТМУ-1 ЗАО НХМ ЗАО "Механомонтаж" ЗАО "Спецстрой" ОАО "Индустриальный дом" АО "Трансформатор" АО ТЗТО ОАО ВЦМ ТПАК АТП-3 ОАО СК ТоТЭЦ МУП "Водоканал" Мэрия, Комитет по ФиС ТПИ Арендное предприятие ТЗПО АОО "Союзнеруд" АО "Азотреммаш" АО ЛЗЖБИ ГУЭС "АвтоВАЗагрегат" ТоАЗ АО "Куйбышевазот" АО "Жилстрой" ВЭМ-1 Всего: |
16 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 54 |
многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. многопрофильн. |
Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный - Сезонный - - - Сезонный - - - Сезонный Сезонный - - - - Круглогоди чный Сезонный Сезонный Сезонный - Круглогоди чный - Сезонный - Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный Сезонный |
2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 18 (33,3%) |
6.3. Учреждения культуры, досуга и спорта.
Из спортивных учреждений наиболее крупными являются (без учета их ведомственной принадлежности) спорткомплексы "Акробат", "Кристалл", "Спортландия", "Спутник", "Юность"; бассейны "Дельфин", "Старт"; УСЗ "Олимп"; Дворец спорта "Волгарь"; ФОК "Слон"; стадионы "Торпедо", "Труд". Кроме того, действует 9 яхт-клубов и многочисленные более мелкие спортивные организации.
Из учреждений культуры следует отметить театр "Колесо", Дом театра, Литературный театр, театр кукол "Пилигрим", ТЮЗ, Театральный центр "Белая ворона", филармонию, цирк "Шапито", 7 кинотеатров, 13 музеев и творческих мастерских, в том числе краеведческий музей, музей "Наследие", картинные галереи.
Из учреждений досуга действуют развлекательные центры, 4 парка, в том числе специализированный детский.
Таким образом, в настоящее время в г. Тольятти уже сформировалась достаточно подходящая материально-техническая база для формирования конкурентоспособной инфраструктуры туризма. Это имеющиеся в городе гостиницы, турбазы, санатории, профилактории и пр.; рестораны, бары, кафе, ночные клубы и т.д.; обеспеченность достаточно удобными транспортными развязками: автомобильными, железнодорожными, речными с выходом в море, авиационными; в городе функционирует 250 предприятий бытового обслуживания; развита торговая сеть.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.