Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
1.1. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программными методами
Введение
Вопросы образования - всегда вопросы идеологические. Образование как важнейший социальный институт отражает состояние и тенденции развития всего общества и, в свою очередь, само влияет на это состояние. Изменения в системе общественных отношений активно воздействуют на образование, требуют от него мобильного и адекватного ответа на задачи, поставленные на новом этапе развития. Социальный заказ общества и государства, определяющий направления развития и изменения системы образования в первом десятилетии 21 века, сформулирован. В Программе Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики указано, что модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования готовила сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократических процессах. Система образования должна сформировать у своих выпускников определенный образовательный ценз, установленный государством и удостоверенный соответствующим документом, но кроме этого:
способность к самореализации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;
толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;
правовую культуру, знание основополагающих правовых норм и умение использовать правовую систему государства.
Таким образом, в соответствии с программными документами Правительства России, главная стратегическая линия развития системы образования в ее адаптации к изменившимся социально-экономическим условиям в части содержания образования, во внутреннем устройстве системы, в ее организационно-экономическом механизме, в управлении. Необходимые условия реализации этой линии: личностная ориентированность и индивидуализация образовательного процесса, многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, эффективная поддержка инновационных процессов и активное участие общества в образовательной деятельности, в развитии образования.
1.1.1. Состояние системы образования г. Тольятти
Всего на территории города работает 160 дошкольных учреждений, из них 97 - муниципальные с общим количеством детей в них 18027. Доля детей, посещающих дошкольные учреждения в городе, составляет 62% (по России 53%, по Самарской области - 60,9%).
В системе общего образования в городе функционируют:
школ - 63 (в том числе 1 - начального общего, 1 - основного общего образования, кадетский корпус);
школ с углубленным изучением предметов - 11;
лицеев - 10 (в том числе лицей искусств);
гимназий - 9 (в том числе музыкальная академическая гимназия);
школ-садов - 6;
специальных (коррекционных) образовательных учреждений - 5;
детских домов - 3;
вечерних школ - 3;
негосударственных образовательных учреждений - 1.
На 1 ноября 2001 г. было открыто 3466 классов, в них обучаются 90671 человек, это на 100 классов и соответственно на 3762 учащихся меньше, чем в прошлом году. В сравнении с прошлым годом число обучающихся уменьшилось в среднем по городу на 3,9%. Средняя наполняемость в классе составила 26,2 человека. Из общего количества обучающихся 26% составляют учащиеся 1-4 классов. 59% учащихся 5-9 классов, 15% - 10-11 классов.
Учащиеся школ г. Тольятти завершили 2000-2001 учебный год со следующими результатами:
обучаются на "5" - 4%;
на "4" и "5" - 36%;
на "3" - 59%;
на "2" - 1% - 873 ученика.
Лицеи и школы с углубленным изучением ряда предметов имеют более высокие показатели по сравнению с общеобразовательными школами:
"5" - 3,8% - 6,5%;
"4"-"5" - 34,78% - 50,8%.
Наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся, оканчивающих школу с золотой и серебряной медалями:
1995 - 1,9% (от общего числа выпускников);
1996 - 2,29% (от общего числа выпускников);
1997 - 2,71% (от общего числа выпускников);
1998 - 2,96% (от общего числа выпускников);
1999 - 3,41% (от общего числа выпускников);
2000 - 4,12% (от общего числа выпускников);
2001 - 4,4% (от общего числа выпускников).
Итоги аттестации образовательных учреждений Самарской области показывают, что среднерегиональное значение уровня обученности по всем предметам увеличилось на 10-15% и стало выше нормы. Это свидетельствует о том, что большинство образовательных учреждений области обеспечивают выполнение обязательного минимума содержания общего образования. Образовательные учреждения г. Тольятти показали результаты уровня обученности выше нормы, но ниже среднерегионального и незначительно отличаются от данных по г. Самара. Аттестация 2000-2001 учебного года показала некоторое снижение уровня обученности по сравнению с предшествующим учебным годом учащихся III образовательной ступени (но все же этот показатель выше нормы).
Профильное образование на старшей ступени общеобразовательных школ осуществляется в учреждениях образования всех типов и видов через реализацию программ углубленного изучения предметов, программ отдельных спецкурсов и спецдисциплин в рамках базисного учебного плана и дополнительных образовательных услуг.
Представлены следующие образовательные профили:
Физико-математический - 12 (NN 36, 51, 57, 67, 34, 35, 77, 58, 60, 6, 19, 10).
Гуманитарный - 14 (NN 36, 34, 48, 38, 77, 58, 45, 39, 6, 15, 19, 9, 16, 89).
Обществоведческий - 1 (N 21).
Естественно-научный - 7 (NN 34, 35, 48, 77, 45, 39, 19).
Экономический - 2 (NN 37, 60).
Спортивный - 2 (NN 76, 16).
Эстетический - 3 (NN 80, 13, 89).
Технологический - 2 (NN 75, 91).
30 общеобразовательных учреждений имеют договоры с учреждениями профессионального образования - начального, среднего и высшего (33% от общего количества).
Сеть учреждений дополнительного образования представлена 61 учреждением, в том числе 5 структурных подразделений, 2 муниципальный учебно-производственный комбинат, где занимаются 58482 воспитанника, что составляет 59,7% от общего количества детей школьного возраста. В этом числе уникальная сеть дополнительного образования для спортивного развития детей (спортивные школы и центры), вся деятельность которых строится в соответствии с этапами подготовки от спортивно-оздоровительной до спортивного совершенства.
Система профессионального образования г. Тольятти представляет собой широкую сеть образовательных учреждений различного уровня и профиля подготовки. Учреждений высшего профессионального образования - 32, среднего профессионального - 28, учреждений начального профессионального образования - 13. Подготовка ведется в учреждениях начального профессионального образования по 54 специальностям на базе 9 классов, по 33 специальностям - на базе 11 классов; в учреждениях среднего профессионального образования - по 61 специальности на базе 9 классов и 57 - на базе 11 классов; в учреждениях высшего профессионального образования подготовка ведется по 73 специальностям. Всего в системе профессионального образования обучается 35,5 тысяч тольяттинцев. Из них в учреждениях начального профессионального образования - 8000 человек, в учреждениях среднего профобразования - 11200 человек, в вузах - 16400 человек.
1.1.2. Содержание проблемы
На фоне определенного уровня стабильности и динамичности по таким показателям, как средний уровень обученности, число участников и победителей предметных олимпиад, количество серебряных и золотых медалистов, которые растут год от года, состояние системы образования характеризуется также наличием целого ряда проблем, которые, как следствие, имеют свое отражение на положение дел в городском сообществе и хозяйстве.
Среди наиболее значимых:
ухудшение социального положения и здоровья детей;
увеличение количества детей с патологией в развитии;
увеличение количества детей с девиантным поведением, рост детской и подростковой преступности, безнадзорности;
многие выпускники средних и профессиональных школ не имеют более или менее ясной жизненной перспективы, около 30% находятся в состоянии выраженного стресса, 80% не имеют жизненных планов, более 50% специалистов выпускаются уже невостребованными, становятся безработными либо находят работу не по специальности или не по интересам;
отсутствует единая система информационного обеспечения образовательной сети;
отсутствуют квалифицированные технические кадры;
наблюдается устойчивая тенденция старения педагогических кадров, их текучесть.
1.1.3. Необходимость решения проблем программными методами
Решить обозначенные выше проблемы в рамках существующего отраслевого финансирования не представляется возможным, так как оно направлено в первую очередь на поддержание существующего уровня в системе и обеспечение ее бесперебойного функционирования.
Развитие же предполагает приведение системы образования в соответствие с изменившимися социально-экономическими условиями на основе:
комплексного решения проблем, т.е. определения и отработки четкого соотношения целей и ресурсов;
согласования деятельности и ресурсов в условиях их недостаточности не только структур системы образования, но и различных городских субъектов, что позволит создать специфические механизмы и процедуры по реализации Программы и организации контроля;
отработки механизмов обратной связи от потребителей относительно качества "продукции" системы образования.
Разработка и реализация мер модернизации системы образования г. Тольятти, которая обеспечит возможность развития детей как физически здоровых, интеллектуально развитых, эмоционально благополучных, образованных, сознательных граждан, будущих квалифицированных кадров городского хозяйства, является комплексной задачей, что и обусловило необходимость создания городской целевой Программы развития образования г. Тольятти на 2002-2004 гг. (далее Программа), которая является организационной основой городской политики в области образования.
1.2. Цели и задачи Программы
Целью Программы является модернизация системы образования города Тольятти, которая обеспечит возможность развития детей как физически здоровых, интеллектуально развитых, эмоционально благополучных, образованных, сознательных граждан, будущих квалифицированных кадров городского хозяйства.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
создание условий для сохранения здоровья детей, обеспечения комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии, их успешная интеграция в общество;
разработка и внедрение в образовательное пространство моделей воспитательных систем, формирующих социальные, межкультурные, информационные, коммуникативные и другие компетенции личности учащихся;
систем, обеспечивающих прохождение процессов социального и профессионального самоопределения и самореализации;
информатизация системы образования, создание единой информационной системы образования, повышающей эффективность образовательного процесса, и системы управления, обеспечивающей доступ к глобальным информационным и образовательным ресурсам;
повышение социального статуса и социальной защищенности педагогических работников, подготовка и переподготовка кадров, способных решать задачи на новом этапе социально-экономического развития.
1.3. Сроки и этапы реализации Программы
2002-2004 гг.
1 этап - 2002 г. - подготовительный (аналитико-диагностический);
2 этап - 2003 г. - экспериментальный (апробация обновленных форм и содержания работ);
3 этап - 2004 г. - реализация программных мероприятий в полном объеме.
1.4. Система программных мероприятий
Мероприятия Программы группируются по функциональным подпрограммам, реализующим задачи настоящей Программы. В функциональные подпрограммы входят комплексные мероприятия, обеспечивающие реализацию намеченных Программой направлений развития и достижения ожидаемых результатов. Система мероприятий функциональных подпрограмм приведена в разделе 2.
Программа состоит из следующих функциональных подпрограмм:
1.4.1. Функциональная подпрограмма N 1 "Психолого-педагогическая поддержка обучающихся и воспитанников"
Подпрограмма направлена на:
создание и внедрение новых моделей образовательного процесса, системы программ психологической помощи для детей с проблемами в развитии;
внедрение современного диагностического и коррекционного оборудования;
обучение педагогов методам педагогической диагностики;
создание межшкольных Центров здоровья и др.
Это обеспечит:
возможность получения детьми с проблемами в развитии допрофессиональной и профессиональной подготовки по специальностям, востребованным городским рынком труда, с последующим трудоустройством;
интеграцию детей с проблемами в развитии в систему общего образования; формирование основ здорового образа жизни и др.
1.4.2. Функциональная подпрограмма N 2 "Формирование единого воспитательного пространства города"
Подпрограмма направлена на:
создание условий развития воспитательных систем образования с учетом современных требований;
увеличение в городе пространства занятости детей и молодежи в социально-значимых сферах и, таким образом, сужение пространства девиантного поведения;
создание условий для прохождения процессов социального и профессионального самоопределения и самореализации и др.
Это обеспечит:
повышение уровня способностей выпускников самостоятельно формировать свой социальный статус, связанный с активной гражданской позицией;
позитивное изменение ценностных ориентаций детей и молодежи от разрушающих до созидающих, повышение мотивации детей и молодежи к самообразованию, непрерывному образованию, карьерному росту;
повышение роли семейного воспитания и ответственности семьи за результаты воспитания;
консолидацию сил и средств всех социальных институтов города для решения проблем воспитания подрастающего поколения и др.
1.4.3. Функциональная подпрограмма N 3 "Информационное обеспечение системы образования"
Подпрограмма направлена на:
обновление компьютерной базы учреждений образования;
интеграцию педагогических и информационных технологий;
непрерывное создание и использование педагогических интернет-технологий и другие.
Это обеспечит:
продуктивное взаимодействие удаленных друг от друга учащихся, педагогов образовательных учреждений и интернет-ресурсов;
внедрение основ дистанционной педагогики;
доступ к качественному образованию детям и гражданам с ограниченными возможностями в рамках системы открытого образования и др.
1.4.4. Функциональная подпрограмма N 4 "Развитие кадрового потенциала и социальная поддержка работников образования"
Подпрограмма направлена на:
внедрение в практику системы мероприятий по повышению социального статуса педагогов, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров под решение задач на современном этапе развития.
Это обеспечит:
стимулирование творческой активности педагогов, их социальную защищенность;
сокращение числа вакансий в учреждениях системы образования.
1.5. Ресурсное обеспечение Программы
1.5.1. Сеть образовательных учреждений
Реализация подпрограммы обеспечивается существующей сетью образовательных и других муниципальных учреждений:
общеобразовательные учреждения (95);
средние общеобразовательные школы (58);
школы с углубленным изучением отдельных предметов (11);
лицеи (10);
гимназии (9);
основные общеобразовательные школы (2);
начальные общеобразовательные школы (1), открытые (сменные) общеобразовательные школы (1), общеобразовательные вечерние (сменные) школы (3);
негосударственные образовательные учреждения (10);
дошкольные учреждения (89);
структурные подразделения - детские сады ОУ (2);
образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста (6);
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (5);
образовательные учреждения дополнительного образования детей (54);
дворцы (2);
дома (1);
центры (24);
клубы (13);
оздоровительно-образовательные учреждения (2);
спортивные школы, в том числе детско-юношеские (12);
общеобразовательные школы - интернаты (1);
образовательное учреждение - специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии (2);
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии (5);
образовательные учреждения (2);
образовательные учреждения дополнительного образования (профессионального) специалистов (3), учреждения культуры, спорта, учреждения профессионального образования различного уровня, городской центр профориентации молодежи и психологической поддержки населения, Самарский институт повышения квалификации работников образования, лаборатория качества образования при Тольяттинском государственном университете и др.
Реализация Программы обеспечивается также существующим программным, методическим и технологическим сопровождением образовательного процесса системы образования.
1.5.2. Состав педагогических кадров (по категориям)
Высшая 21% |
Первая 18% |
Вторая 15% |
Нет категории 46% |
1.5.3. Источники финансирования
Реализацию целей Программы планируется обеспечивать как за счет текущего финансирования отрасли из бюджета города, необходимого для устойчивого функционирования системы образования, так и дополнительного целевого финансирования непосредственно мероприятий Программы, направленных на решение задач развития.
Потребность в финансировании Программы из бюджета города:
Наименование функциональных подпрограмм |
Объем финансирования, тыс. рублей |
|||
Всего | В том числе | |||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | ||
Психолого-педагогическая поддержка обучающихся и воспитанников |
39593 | 13103 | 13001 | 13489 |
Формирование единого воспитательного пространства города |
65385 | 20475 | 22312 | 22598 |
Информационное обеспечение системы образования |
47067 | 17978 | 15343 | 13746 |
Развитие кадрового потенциала и социальная поддержка работников образования |
9160 | 3020 | 3070 | 3070 |
Всего по Программе | 161205 | 54576 | 53726 | 52903 |
За счет привлеченных внебюджетных средств предполагается финансировать научно-исследовательские работы, осуществлять софинансирование отдельных мероприятий Программы, проводить экспериментальное внедрение образовательных программ и учебных материалов, формировать базы данных и т.п.
1.6. Механизм реализации Программы
Механизм предусматривает комплексный подход к формированию системы программных мероприятий;
создание методической базы, разработку и пилотное внедрение образовательных программ, проектов и т.п., их доработку, организационное и методическое сопровождение работ;
широкое привлечение общественных объединений к участию в реализации Программы;
гласность, широкое информирование общественности о целях и о ходе выполнения Программы, открытый доступ к материалам, подготовленным в рамках Программы и базам данных;
адаптивный характер реализации Программы, что реализуется путем проведения мониторинга показателей эффективности Программы, работа которого позволит вносить коррективы в состав мероприятий Программы и очередность их выполнения в зависимости от изменения ситуации и оценки;
отбор исполнителей мероприятий Программы на конкурсной основе. Выбор исполнителей (соисполнителей) отдельных мероприятий, проектов Программы в соответствии с Законом Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных нужд".
1.7. Организация управления Программой,
контроль за ходом ее реализации
Система контроля за исполнением Программы предусматривает рассмотрение Тольяттинской городской Думой информации о ходе выполнения Программы, утверждение отчетов об исполнении, контроль за целевым использованием средств.
Для текущего управления и контроля за ходом реализации Программы заказчик в лице мэра своим распоряжением формирует Координационный совет по развитию образования, который определяет приоритеты в использовании средств, определяет требования к содержанию работ, критерии эффективности и результативности проводимых работ, анализирует результаты.
Состав совета формируется из представителей структур мэрии, родительской и городской общественности, представителей департамента образования (как руководителей функциональных подпрограмм). Координация работ по подпрограммам осуществляется директором департамента образования. Контроль за использованием бюджетных средств осуществляет финансовое управление мэрии через ежеквартальную отчетность департамента образования.
1.8. Оценка эффективности,
социально-экономические последствия
реализации подпрограммы
Реализация программных мероприятий позволит обеспечить:
Улучшение состояния психосоматического здоровья обучающихся.
Уменьшение количества дезадаптивных детей в 2 раза.
Возможность получения специализированного образования детьми с ограниченными возможностями, проблемами в обучении и отклонениями в поведении (14560 школьников, 485 дошкольников).
Улучшение условий для физического развития в 92 образовательных учреждениях - открытие 15 "Центров здоровья".
Создание 12 комплексов "начальная школа - детский сад".
Повышение квалификации педагогических кадров в аспекте психологического сопровождения специального образования у 100% учителей и воспитателей специализированных классов и групп.
Увеличение занятости детей во внеурочное время - до 90%.
Снижение динамики роста детской и подростковой преступности, алкоголизма, наркомании каждый год на 30-40%.
Увеличение числа детей, добившихся результатов в творческой деятельности (участников областных и республиканских, международных олимпиад, конкурсов, соревнований, чемпионатов ежегодно на 10-15%).
Повышение доли педагогов, участвующих в конкурсах грантовой поддержки работ в сфере воспитания до 30%.
Подготовка в 2002 г. 92 человек педагогов-организаторов детского движения.
Создание в 2002 г. нормативной базы детских объединений и организационно-методического центра для сопровождения работ на базе муниципального образовательного учреждения дошкольного образования детей "Центр ученического актива".
Увеличение количества детских объединений, систем ученического самоуправления при образовательных учреждениях на 20-30% в год.
Создание центров развития дополнительного образования и воспитательных систем.
Подготовка педагогов спецкурса "Эффективное поведение на рынке труда" - 100 человек.
Изменение существующего соотношения (1:2:3) числа выпускников-специалистов с начальным, средним, высшим образованием до соотношения 3:2:2 (норма - 7:3:1).
Доведение числа современных компьютеров в общеобразовательных учреждениях до соотношения: один компьютер на 60 учащихся.
Обеспечение доступа учащихся и преподавателей общеобразовательных учреждений города (100%) к глобальным информационным ресурсам (около 50000 человек школьников, студентов, педагогов).
Создание условий для развития технологий интерактивного дистанционного обучения. Реализация возможности персонализации образования путем создания и реализации индивидуальных образовательных траекторий (программно-аппаратных комплексов - 50% МОУ).
Проведение подготовки и переподготовки 80% преподавателей общеобразовательных учреждений в области новых информационных технологий.
Создание благоприятных условий для социальной адаптации и реабилитации граждан с ограниченными возможностями здоровья на получение полноценного образования и необходимую специальную (коррекционную) помощь средствами образования (около 1000 человек).
Организация работы научных обществ учащихся на основе использования возможностей новых информационных технологий и для организации общения одаренных детей с ведущими преподавателями и учеными (вовлечение более 5000 школьников).
Создание системы центров информационной и научно-методической поддержки образовательного процесса, а также осуществляющих обслуживание программно-аппаратных средств единой образовательной информационной среды (5 Центров).
Удовлетворение потребности работников образования в непрерывном повышении уровня их профессиональной компетенции (периодичность 5 лет, 100%).
Повышение квалификации (не менее 90%) работников муниципальных образовательных учреждений.
Сокращение педагогических вакансий в образовательных учреждениях не менее чем на 50%, обеспечение образовательных учреждений необходимыми специалистами.
Закрепление (не менее 90%) высококвалифицированных специалистов в образовательных учреждениях города
1.9. Нормативно-правовое обеспечение Программы
Закон РФ "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1, в редакции от 7 августа 2000 г.;
Федеральная Программа развития образования (Федеральный закон РФ 10 от 10 апреля 2000 г. N 51-ФЗ);
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ, в редакции от 4 августа 2000 г.;
Федеральный Закон "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных нужд" от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ;
Закон Самарской области "О местном самоуправлении Самарской области" от 26 декабря 1996 г. N 1-ГД;
План действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг. - Распоряжение Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р;
Решение Тольяттинской городской Думы "О ходе выполнения Программы развития дошкольного, общего (полного) среднего образования и дополнительного муниципального образования г. Тольятти на 1999-2001 гг. за период 1999-2000 гг." от 16 мая 2001 г. N 192;
Постановление мэра г. Тольятти "Об утверждении порядка разработки и реализации городских целевых программ" от 24 июня 1997 г. N 735-1/06-97.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.