Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел VII. Положение об условиях назначения
и выплаты городского социального пособия
1. Общие положения
Городское социальное пособие является ежемесячной адресной социальной помощью, оказываемой малоимущим семьям с нетрудоспособными гражданами (одиноко проживающим нетрудоспособным гражданам), у которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения.
Настоящее Положение устанавливает категории граждан, имеющие право на получение городского социального пособия, его размер и порядок назначения в г. Тольятти с учетом местных возможностей.
Выплата городского социального пособия осуществляется за счет средств городского бюджета на принципах заявительности о нуждаемости в нем граждан.
При назначении городского социального пособия сохраняются все льготы, предусмотренные федеральным законодательством и решениями местных органов власти.
Городское социальное пособие не включается в средний заработок для исчисления алиментов, отпускных, пенсий, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также расчета городского и областного социального пособия.
2. Категории граждан, имеющие право
на получение городского социального пособия
Городское социальное пособие назначается гражданам, среднедушевой доход семьи которых ниже величины прожиточного минимума, из числа следующих категорий:
инвалидов 1, 2, 3 групп;
пенсионеров;
детей до 16 лет (продолжающих обучение на дневных отделениях учебных заведений до окончания учебы, но не старше 18 лет);
безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, имеющих ограничения к труду по медицинским показаниям;
безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости, предпенсионного возраста (мужчины старше 55 лет, женщины старше 50 лет).
Трудоспособные граждане, получающие пенсию по случаю потери кормильца, пенсию на опекаемого родственника, сами права на получение городского социального пособия не имеют.
3. Критерии назначения городского социального пособия
Право на городское социальное пособие имеют постоянно проживающие (в исключительных случаях - имеющие регистрацию по месту пребывания) в г. Тольятти граждане из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Положения, чей среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам.
Классификация величин прожиточного минимума, как обоснования социальных выплат, устанавливается для следующих социально демографических групп населения города:
Прожиточный минимум пенсионеров
пенсионерам, в том числе инвалидам, достигшим пенсионного возраста (для мужчин - 60 лет, женщин - 55 лет);
неработающим пенсионерам, в том числе инвалидам, трудоспособного возраста;
безработным гражданам, имеющим ограничения по состоянию здоровья, трудоспособного возраста;
безработным гражданам предпенсионного возраста (мужчины старше 55 лет, женщины старше 50 лет).
Прожиточный минимум детей
детям, в том числе и детям-инвалидам, в возрасте до 15 лет включительно.
Прожиточный минимум трудоспособного населения
работающим пенсионерам, в том числе инвалидам 1, 2, 3 групп, трудоспособного возраста при условии, что они работали не менее 3 месяцев перед обращением;
детям - инвалидам в возрасте от 16 до 17 лет включительно;
учащимся дневных отделений учебных заведений в возрасте от 16 до 17 лет включительно;
неработающим инвалидам трудоспособного возраста, обучающимся в высших и средних учебных заведениях независимо от формы обучения.
Городское социальное пособие не назначается в случаях:
если кто-либо из членов семьи имеет право на получение дохода (заработной платы, оплаты труда по договорам, пенсий, алиментов, пособий по безработице и др.), но не реализует его (в том числе по причине нарушения правил регистрации безработных граждан и отказов от предложенной работы), кроме случаев, признанных комиссией уважительными;
если кто-либо из трудоспособных членов семьи (кроме граждан, осуществляющих уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком - инвалидом, инвалидом 1 группы, студентов дневных отделений, граждан в возрасте от 16 до 18 лет) не имеет источника дохода и не состоит на учете в службе занятости, кроме случаев, признанных комиссией уважительными;
если трудоспособные члены семьи (за исключением инвалидов 3 группы), являющиеся работниками внебюджетной сферы (в том числе частные предприниматели), имеют среднемесячную заработную плату (начисленную) ниже минимального размера совокупной выплаты пенсионерам за аналогичный период времени кроме случаев, признанных комиссией уважительными.
В случае если граждане не имеют права на получение пособия по указанным основаниям, социальная комиссия района, при необходимости, рассматривает вопрос об оказании единовременной материальной помощи в денежном выражении, натуральной форме, талонов на благотворительное питание или принимает решение о назначении городского социального пособия в исключительном порядке.
Прием документов для назначения городского социального пособия семьям, имеющим в своем составе безработных граждан (кроме безработных, направленных на переобучение, безработных граждан из числа инвалидов, граждан предпенсионного возраста и с ограничениями по состоянию здоровья), производится только после их участия в общественных работах, организованных Тольяттинским городским центром занятости населения. Срок отработки - две недели в течение трех месяцев перед обращением.
4. Размер городского социального пособия
Городское социальное пособие на каждого получателя (члена семьи, имеющего на него право), рассчитывается в размере разницы (с округлением до рублей) между величиной прожиточного минимума по основным социально демографическим группам, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, и среднедушевым доходом семьи.
Минимальный размер городского социального пособия на одного получателя составляет 20,0 рублей.
Максимальный размер выплаты городского социального пособия на семью не может превышать:
30% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, - на семью с одним получателем;
50% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, - на семью с двумя получателями;
70% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, - на семью с тремя получателями;
80% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, - на семью с четырьмя получателями;
100% от величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, определяемого в соответствии с п. 8 настоящего Положения, - на семью с пятью и более получателями.
5. Исчисление среднедушевого дохода семьи
При назначении городского социального пособия учитываются денежные доходы семьи до вычета подоходного налога и страховых взносов (начисленная заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, алименты и др.) за 3 календарных месяца, предшествующих месяцу обращения.
Виды доходов для решения вопроса о предоставлении городского социального пособия, если иное не установлено настоящим Положением, определяются в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. N 152 "О Порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан для предоставления им государственной социальной помощи".
В связи с отсутствием регламентации указанным Порядком учета в доходе ежемесячного государственного пособия на детей (документ сам определяет право на получение ежемесячного государственного пособия на детей), а также областной социальной помощи, являющихся социальными выплатами, данные виды дохода в доход семьи включаются дополнительно.
Среднедушевой доход семьи для предоставления городского социального пособия рассчитывается путем деления общей суммы дохода семьи за расчетный период на 3 и на число членов семьи, учитываемых в составе семьи согласно настоящему Положению.
Доход от предпринимательской деятельности учитывается по итогам работы прошедшего календарного года на основании документа из налоговой инспекции о доходах за истекший календарный год. Среднемесячный доход исчисляется путем деления годового дохода на 12.
Граждане, работающие по найму у предпринимателя, кроме справки о размере дохода за 3 месяца, предшествующие обращению от нанимателя, представляют договор, заверенный в налоговой инспекции.
На несовершеннолетних детей, зарегистрированных по месту проживания у родственников (бабушки, тети и т.п.), учитывается размер среднедушевого дохода из совокупного дохода семьи родителей.
На совершеннолетних студентов дневных отделений учебных заведений до окончания их обучения (но не старше 23 лет), являющихся иждивенцами по отношению к своим родителям, и зарегистрированным по месту проживания у родственников (бабушки, тети и т.п.) или являющихся квартиросъемщиками (собственниками) жилья, учитывается размер среднедушевого дохода из совокупного дохода семьи родителей.
6. Состав семьи, учитываемый при назначении
городского социального пособия
В составе членов семьи учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники, усыновители и усыновленные, дети, находящиеся под опекой (попечительством), нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья и оплачивающие жилье и коммунальные услуги по единому лицевому счету.
В случае если супруги зарегистрированы по месту проживания по разным адресам, они учитываются в составе семьи для назначения городского социального пособия по месту фактического проживания. Дополнительно специалистом территориальной службы ЦСО предоставляется справка о неназначении городского социального пособия по второму месту регистрации.
В исключительных случаях, когда невозможно разделить лицевой счет (разведенные супруги, проживающие в однокомнатной квартире и т.п.), по решению социальной комиссии управления социальной поддержки администрации района назначение городского социального пособия может быть произведено отдельно для каждой семьи на основании личного заявления граждан.
При расчете среднедушевого дохода семьи в состав семьи не включаются лица, находящиеся на полном государственном обеспечении, в местах лишения свободы, военнослужащие срочной службы, а также без вести отсутствующие члены семьи (при возбуждении дел о розыске граждан органами МВД).
7. Документы, необходимые для назначения
городского социального пособия
Городское социальное пособие назначается на основании следующих документов:
справки о составе семьи (кроме случаев изменений в составе семьи, справка действительна в течение календарного года);
трудовой книжки для неработающих пенсионеров;
документов, подтверждающих принадлежность к категориям, имеющим право на получение городского социального пособия (паспорт, пенсионное удостоверение, справка об инвалидности, свидетельство о рождении ребенка, справка из учебного заведения для учащихся от 16 до 18 лет);
справок о всех видах доходов, подлежащих учету для исчисления среднедушевого дохода в соответствии с настоящим Положением;
неработающим гражданам в трудоспособном возрасте - справки из службы занятости (для инвалидов - при наличии) с указанием даты регистрации и размера полученного пособия по безработице за последние три месяца перед месяцем обращения, справки о выполнении общественных работ, а также соответствующего документа, подтверждающего принадлежность к категории получателей городского социального пособия.
8. Порядок назначения и выплаты городского
социального пособия
Управление социальной поддержки населения мэрии передает отделу по работе со СМИ мэрии для опубликования в средствах массовой информации сведения о величинах прожиточного минимума, установленного по основным социально демографическим группам населения и применяемого для назначения городского социального пособия на очередное календарное полугодие.
Назначение городского социального пособия на 1 полугодие 2002 года производится на основании последних официально опубликованных сведений о величинах прожиточного минимума по основным социально демографическим группам населения, установленного Постановлением Правительства РФ по состоянию на 1 декабря 2001 г. При необходимости срок приема документов на полный период назначения на 1 полугодие 2002 года может быть продлен.
Назначение городского социального пособия на 2 полугодие 2002 года производится на основании последних официально установленных сведений о величинах прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленного постановлением Губернатора Самарской области по состоянию на 1 июня 2002 г.
Городское социальное пособие назначается на календарное полугодие с месяца обращения без перерасчета его размера в периоде назначения, кроме случаев, установленных в настоящем Положении. Документы, представленные в последнем месяце полугодия, действительны для назначения городского социального пособия на месяц текущего полугодия и на следующее календарное полугодие (с перерасчетом размера пособия при изменении величины прожиточного минимума) с заполнением двух заявлений. В декабре 2002 года прием документов не производится, назначение пособия на декабрь 2002 года производится на основании документов, представленных ранее.
Прием документов для назначения городского социального пособия производится специалистами по социальной работе отделений срочной социальной помощи центров социального обслуживания по месту постоянного места жительства заявителей (в исключительных случаях - по месту пребывания).
Все необходимые документы могут быть поданы любым совершеннолетним членом семьи. Одиноко проживающим пенсионерам, находящимся на надомном обслуживании в ЦСО, по их желанию, сбор документов и их представление производится социальным работником.
Специалист по социальной работе, осуществляющий прием документов, обязан проверить точность заполнения заявления и соответствие отраженных в нем данных представленным документам, ознакомить заявителя с ответственностью за достоверность сведений.
Решение о назначении и размере городского социального пособия или об отказе в его назначении принимается комиссией управления социальной поддержки администрации района, возглавляемой начальником управления.
Комиссия имеет право проверить достоверность представленных документов и по результатам контрольной проверки прекратить выплату городского социального пособия в случае предоставления заявителем недостоверной информации или при документально подтвержденных фактах сокрытия им дополнительных доходов.
В случае если в середине календарного полугодия, на которое назначение уже произведено, стало известно об изменениях в составе семьи, влекущих изменения в назначении пособия, производится переназначение городского социального пособия с месяца, следующего за тем, в котором стало известно о возникновении указанных обстоятельств.
Одиноким неработающим пенсионерам (семьям одиноких неработающих пенсионеров), получающим пенсии по линии Министерства труда и социального развития, городское социальное пособие назначается на календарный год. На 2 полугодие им производится перерасчет размера городского социального пособия с учетом величины прожиточного минимума пенсионера и сумм выплаченных пенсий (без учета удержания алиментов) без предоставления дополнительных документов (кроме граждан, которым пособие назначено в исключительном порядке по решению комиссии).
Выплата городского социального пособия производится члену семьи, являющемуся ответственным квартиросъемщиком или собственником жилья (кроме исключительных случаев).
Выплата городского социального пособия осуществляется МУ "Центр социальных выплат г. Тольятти" ежемесячно путем перечисления средств на лицевые счета получателей в отделениях Сбербанка. При отсутствии лицевого счета он открывается МУ "Центр социальных выплат г. Тольятти" в ближайшем к месту жительства заявителя отделении Сбербанка, о чем заявитель уведомляется в письменном виде.
Мэрией города могут быть внесены отдельные изменения в порядок назначения городского социального пособия в ходе разработки технологических процессов, связанных с использованием центральной базы данных информационной системы социальной защиты населения.
9. Обязанности и ответственность получателей
городского социального пособия
Граждане, получатели городского социального пособия, обязаны известить учреждение социальной поддержки населения района о возникновении обстоятельств, исключающих необходимость в социальной помощи (изменение состава семьи или места жительства одного из членов семьи, помещение ребенка в детское учреждение на полное обеспечение, лишение родительских прав и другие).
В случае невыполнения вышеуказанного, а также при выявлении фактов неправомерного назначения городского социального пособия по представленным заявителем документам с заведомо ложными сведениями о составе семьи и уровне доходов, по решению комиссии выплата городского социального пособия прекращается, и сумма излишне выплаченных средств, взыскивается с гражданина в установленном законом порядке.
10. Разрешение споров
Для рассмотрения спорных вопросов по назначению и выплате городского социального пособия создается комиссия, возглавляемая заместителем начальника управления социальной поддержки населения мэрии, в состав которой входят: представитель постоянной комиссии по социальной политике городской Думы (по согласованию), начальники районных управлений социальной поддержки населения, директор МУ "Центр социальных выплат г. Тольятти".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.