Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 21 декабря 2001 г. N 342
Целевая программа
муниципальной поддержки и развития
малого предпринимательства в г. Тольятти
на 2002-2004 гг
Паспорт
целевой Программы муниципальной поддержки
и развития малого предпринимательства в г. Тольятти
на 2002-2004 гг.
Наименование Программы | - Целевая Программа муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства в г. Тольятти на 2002-2004 гг. |
Дата принятия решения о разработке Программы |
- Решение Тольяттинской городской Думы от 28 марта 2001 г. N 161 |
Дата утверждения Программы (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
- Решение Тольяттинской городской Думы от 21 декабря 2001 г. N 342 "О целевой Программе муниципальной поддержки и развития малого предпринимательства в г. Тольятти на 2002-2004 гг. |
Заказчик Программы | - Мэрия г. Тольятти |
Основные разработчики Программы |
- Управление предпринимательства мэрии г. Тольятти, РЦРП, ТПП |
Головной исполнитель | - Управление предпринимательства мэрии г. Тольятти |
Исполнители основных мероприятий Программы |
- Управление предпринимательства, РЦРП, ТПП, Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Самарский региональный общественный фонд "Образование" |
Цель Программы | - Обеспечение благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки. |
Задачи Программы | - Создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий; - преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства; разработка и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, консолидация средств для финансирования приоритетных направлений малого предпринимательства; - создание новых рабочих мест; - привлечение малых предприятий для выполнения муниципального заказа; - предоставление адресной методической, информационной, консультационной, образовательной и правовой поддержки малым предприятиям в рамках инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. |
Сроки и этапы реализации Программы |
- 1 этап - 2002 год. - 2 этап - 2003 - 2004 гг. Сроки реализации Программы 2002-2004 гг. |
Объемы и источники финансирования Программы |
- Средства местного бюджета в 2002 году - 12 млн. рублей (сумма будет уточнена при формировании городского бюджета на 2002 год); - средства областного бюджета - на конкурсной основе; - привлеченные средства - 4 млн. 500 тыс. руб., гарантии - 2 млн. рублей. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
- Создание новых рабочих мест, повышение благосостояния населения, насыщение товарного рынка конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства, увеличение налоговых поступлений в бюджет от малых предприятий. |
Система организации контроля за исполнением Программы |
- Ответственность за использование бюджетных средств несет начальник управления предпринимательства, контроль за ходом реализации Программы осуществляет мэрия г. Тольятти. Отчеты о ходе выполнения Программы представляются 1 раз в полгода на коллегию мэрии и 1 раз в год на заседание Тольяттинской городской Думы. |
I. Содержание проблемы
Достигнутый к настоящему времени уровень развития малого предпринимательства в г. Тольятти является недостаточным для интенсивного роста малого предпринимательства, быстрого создания новых рабочих мест, создания цивилизованной конкурентной среды, формирования среднего класса собственников- появления самостоятельных источников дохода за счет частнопредпринимательской инициативы у большой части населения, увеличения налоговых поступлений в бюджет города и снижения социальных нагрузок на расходы бюджета.
В г. Тольятти к 2001 году работает около 6500 малых предприятий и около 12000 предпринимателей без образования юридического лица. Идет постепенный рост числа малых предприятий. Одним из показателей развития предпринимательства принято считать количество малых предприятий на 1000 жителей. В г. Тольятти этот показатель ниже даже, чем в среднем по России и составляет 8,3. Это вызвано регистрацией предприятий в соседних муниципальных образованиях - Ставропольском районе и г. Жигулевске. Следовательно, программные мероприятия должны обеспечить рост малых предприятий в том числе и за счет регистрации их в г. Тольятти.
Кризис августа 1998 г. в меньшей степени, чем в целом по России повлиял на общую картину развития предпринимательства в г. Тольятти. За последние 6 лет отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. Однако наблюдаются изменения в направлении деятельности ряда предприятий. Крупные торгующие фирмы начали вкладывать деньги в производство импортозаменяющих товаров. Незначительно, но увеличивается доля производящих собственную продукцию малых предприятий. Однако количество малых предприятий, производящих комплектующие изделия для крупных предприятий и оказывающих им услуги во вспомогательном производстве, невелико.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативной правовой среды для малого предпринимательства и будет опираться на создаваемую инфраструктуру поддержки предпринимательства. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации муниципальной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономического развития города.
Принятые ранее программы не имели под собой реального финансирования, поэтому носили декларативный характер. В 2001 году впервые были выделены средства на реализацию Программы поддержки и развития малого бизнеса. Но из-за отсутствия структуры поддержки предпринимательства до настоящего времени в городе не были разработаны механизмы льготного кредитования малых предприятий, Положения о предоставлении финансовой помощи малым предприятиям - производителям продукции для участия в выставках-ярмарках. До сих пор в городе не велась работа по созданию муниципального бизнес-инкубатора, которые успешно работают во всех экономически развитых странах.
Центр развития предпринимательства администрации Центрального района совместно с Департаментом развития предпринимательства администрации Самарской области и ОАО "НТБ" 4 года успешно занимался льготным кредитованием малых предприятий. Результатом этой деятельности является то, что на 100 тыс. руб., выделенных администрацией Центрального района в 1997 году, центром было привлечено к кредитованию сторонних средств на сумму 332 тыс. руб. Средства дважды в год участвовали в льготном кредитовании, т. к. по возвращении кредитов денежные средства направлялись на финансирование новых проектов. Поэтому получалось, что на 100 тыс. руб. бюджетных средств в год было прокредитовано проектов на общую сумму 864 тыс. руб.
Благодаря этому в год создавалось 52-54 дополнительных рабочих места. Платежи в бюджет увеличились на сумму около 100 тыс. руб. только с фонда оплаты труда. Отсюда видно, что средства, направленные на льготное кредитование малых предприятий, за год вернулись в бюджет в виде налогов.
Аналогичная работа не проводилась ни одним районным центром, в том числе и ГЦРП.
Центр развития предпринимательства администрации Центрального района был инициатором и организатором конкурса-идей "Старт", который принял статус общегородского. Из 79 участников первого конкурса 17 получили финансовую помощь от банков, принявших участие в организации и проведении конкурса. Некоторые проекты развивались самостоятельно, получив реальную консультационную помощь на бесплатных семинарах, проводимых в рамках конкурса.
Конкурс выявил предпринимательский потенциал города и теперь будет проводиться каждый год.
В центре также была организована система консультаций по различным вопросам организации своего дела.
Весь этот опыт в дальнейшем будет распространен на все районные центры. В целях дальнейшего развития и поддержки предпринимательства управлением будет продолжено сотрудничество с ТПП г. Тольятти, банками, Молодежным парламентом, общественными организациями и другими структурами.
II. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение благоприятных условий для интенсивного роста малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер муниципальной поддержки на уровне города. Задачи Программы определяются ее конечной целью и заключаются в создании нормативной правовой, административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, новых рабочих мест и повышения благосостояния вовлеченных в предпринимательство широких слоев населения.
Основные задачи включают:
- создание благоприятных условий для устойчивой деятельности малых предприятий;
- преодоление административных барьеров на пути развития малого предпринимательства;
- отработку и внедрение прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, накопленных в регионах, муниципалитетах и организациях;
- расширение круга субъектов малого предпринимательства и лиц, стремящихся заниматься предпринимательской деятельностью;
- ускоренное создание новых рабочих мест;
- развитие производств и научно-технического потенциала города;
- адресную методическую, информационную, консультационную, учебно-образовательную и юридическую помощь, предоставляемую инфраструктурой поддержки малого предпринимательства;
- концентрацию ресурсов и оптимизацию их использования при развитии инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
- укрепление социального статуса, повышение престижа предпринимателей;
- расширение информационного поля для малого предпринимательства;
- продвижение продукции малых предприятий на региональный и межрегиональный рынок;
- проведение информационно-аналитического мониторинга состояния малого предпринимательства в г. Тольятти;
- создание условий для реализации международных программ развития предпринимательства в г. Тольятти.
В число основных задач социально-экономической политики государства на современном этапе входит улучшение предпринимательского климата. В этой связи усилия в рамках выполнения данной Программы будут направлены на реализацию мер по созданию более эффективных нормативных правовых условий функционирования малого предпринимательства в городе. Основными направлениями в комплексе нормативного правового обеспечения малого предпринимательства на местном уровне станет устранение административных барьеров, препятствующих предпринимательской деятельности.
Для решения задачи по отработке и внедрению прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства, накопленных в регионах, муниципалитетах и организациях, необходима максимальная активизация частных инвестиционных ресурсов. В связи с этим основные мероприятия будут направлены на разработку положений о гарантийных кредитно-финансовых схемах, о работе с фондами взаимного кредитования и страхования, лизинге и других финансовых механизмах, их практическое внедрение.
Одной из приоритетных задач является повышение занятости населения через развитие малого предпринимательства. Одновременно необходимо проводить через СМИ политику легализации доходов наемных рабочих на малых предприятиях - информировать население о последствиях неоформления трудовых договоров, занижения реального ФОТ.
Одно из серьезных направлений муниципальной политики поддержки малого предпринимательства - сохранение и развитие производств, научно-технического потенциала города. В том числе задачей Программы является дальнейшее продолжение организации и проведения конкурсов "Старт", выявление идей и проектов, организация их льготного финансирования.
Разработка различных инструментов муниципальной политики поддержки предпринимательства должна опираться на соответствующую информацию и аналитические разработки, реестр работающих предприятий города. В этой связи необходимо проведение исследований общих проблем малого предпринимательства, ориентированных на задачи разработки политики поддержки предпринимательства, совершенствование инфраструктуры его поддержки, обеспечивающей нормальные условия путем оказания информационных, консультационных, образовательных, финансовых, имущественных и других деловых услуг. Важное место будет отведено проведению исследований и созданию информационно-аналитической базы, которая позволила бы принимать обоснованные конкретные решения о целесообразности той или иной политики города в отношении развития предпринимательства, стимулирования его экономического развития и эффективного удовлетворения фискальных потребностей.
Самарская область и г. Тольятти являются привлекательными с точки зрения экономического потенциала для реализации международных программ поддержки малого предпринимательства. В настоящее время объем привлеченных средств иностранных государств в г. Тольятти невелик, поэтому необходимо развивать информационное взаимодействие с иностранными партнерами, создавать доступную базу данных иностранных проектов поддержки предпринимательства, осуществляемых в России, и показывать привлекательность города для реализации данных проектов, обеспечивать профессиональное обсуждение результатов и проблем, связанных с поддержкой предпринимательства в городе.
Каждая из задач имеет взаимообусловленные связи с другими, поэтому результаты решения одних задач становятся дополнительными ресурсами при решении других задач и, наоборот, трудности или отсутствие удачного исхода в одном решении осложняют выполнение других решений.
III. Технико-экономическое обоснование Программы
Технико-экономическое обоснование представлено в сметах расходов всех пунктов программных мероприятий, содержащих полный расчет затрат на реализацию Программы.
IV. Основные направления деятельности
Программные мероприятия определены на основе анализа современного состояния и тенденций развития малого предпринимательства в городе, сформированы исходя из принципа ориентированности по отношению к областной и федеральной программам государственной поддержки малых предприятий.
Мероприятия по реализации Программы (Приложение N 2) систематизируются по следующим приоритетным направлениям:
1. Нормативное правовое обеспечение.
2. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.
3. Информационно-аналитическое и методическое обеспечение.
4. Развитие финансовых механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства.
5. Деловое образование.
Данная система мероприятий обеспечивает преемственность развития уже имеющейся системы муниципальной поддержки малого предпринимательства.
1. Нормативное-правовое обеспечение
С целью создания благоприятных условий для развития предпринимательства необходимо дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения деятельности субъектов малого предпринимательства. В данном направлении Программой предусматривается совместная разработка и экспертиза областных нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления, затрагивающих интересы малого бизнеса.
Отдельный класс проблем представляют собой "административные барьеры". Они сковывают массовую предпринимательскую инициативу, вносят элемент неуверенности в отношения субъекта малого предпринимательства с государством, а также приводят к несогласованным действиям самих властей (между центром и регионами, между ведомствами и даже между законодательными актами, устанавливающими правила и регламенты, системы регистрации, контроля, инспекции, сертификации и т.п.). Для устранения ряда "административных барьеров", связанных с необоснованными согласованиями, разрешениями, контрольными проверками, управлению предпринимательства г. Тольятти необходимо внести предложения об изменении положений контролирующих, согласующих и выдающих разрешения организаций в Департамент развития предпринимательства Самарской области, мэрию г. Тольятти, городскую Думу, что будет способствовать упрощению вышеперечисленных процедур.
Необходимо постоянное сотрудничество с правоохранительными органами по вопросам пресечения попыток получения личных вознаграждений в различных формах за ускорение рассмотрения документов, получение согласований и подписей. Для решения этой задачи будет служить "Горячая линия", предусмотренная мероприятиями Программы. В целом для снижения влияния "административных барьеров" на деятельность предпринимателей необходимо объединить усилия общественных организаций предпринимателей (Торгово-промышленной палаты, Общероссийской лиги предпринимателей, советов предпринимателей) и представителей законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов и профсоюзов, привлечь к работе квалифицированных специалистов. Благоприятные условия для развития предпринимательства должны создаваться одновременно на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, поэтому необходимо участие представителей города в нормотворческой деятельности на региональном и федеральном уровнях.
2. Развитие инфраструктуры поддержки субъектов
малого предпринимательства
Как показал опыт работы муниципалитета г. Тольятти в области развития предпринимательства, до сих пор не было четкой муниципальной структуры и разделения функций, нацеленных на поддержку малого предпринимательства в городе.
До 2001 года центр развития предпринимательства наиболее эффективно работал в одном районе города. В настоящее время на его базе и создано управление предпринимательства. Так же действуют и районные отделы (центры) развития предпринимательства. Возложенные на район функции - это, прежде всего, анализ развития предпринимательства на территории района, информационное обеспечение предпринимателей необходимыми нормативными правовыми, законодательными данными, ресурсными базами, информирование и вовлечение предпринимателей в программные мероприятия.
3. Информационно-аналитическое
и методическое обеспечение
Одной из наиболее существенных проблем малого бизнеса является слабая обеспеченность субъектов малого предпринимательства деловой и правовой информацией. Инфраструктура поддержки предпринимательства также испытывает серьезные недостатки в получении и обработке необходимой информации для анализа и прогнозирования. Попытки создания федеральных специализированных информационных систем не были реализованы по причине колоссальных материальных затрат на их создание и постоянное пополнение, техническое сопровождение (контроль за достоверностью, полнотой, актуальностью, новизной, практической необходимостью и т.п.) находящейся у них информации. Отсутствие решения данной проблемы на федеральном уровне привело к попытке организации необходимых локальных информационных систем в рамках возможностей областных и муниципальных программ поддержки предпринимательства в некоторых регионах Российской Федерации.
Предыдущие областные программы и Программа муниципальной поддержки предпринимательства в г. Тольятти на 1999-2001 гг. частично позволили решить вопросы оснащения районных центров поддержки предпринимательства, но вновь созданное управление предпринимательства полностью необходимо оснащать техникой, программным обеспечением и базами данных также, как и Автозаводской отдел по поддержке предпринимательства, а Центральный и Комсомольские центры (отделы) необходимо модернизировать.
Тем не менее, даже имеющаяся техника районных центров позволила предпринимателям, не имеющим компьютеров, пользоваться услугами работников центра и получать необходимую информацию, не выезжая в г. Самару. Большое внимание информационному обеспечению малого предпринимательства уделено и в настоящей Программе.
Такая отрасль, как малое предпринимательство, как никто другой нуждается в постоянном получении новейшей информации. Предприниматели должны постоянно отслеживать изменения и дополнения, происходящие в нормативных правовых актах, т.к. даже небольшое упущение или ошибка с их стороны могут привести к административным наказаниям, штрафам, а в дальнейшем даже и к ликвидации предприятия. Поэтому для предпринимателей очень важно иметь возможность своевременно получать всю необходимую информацию.
Для создания доступных любому предпринимателю информационных баз данных, содержащих сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка, необходима модернизация, пополнение и техническое сопровождение существующих баз, организация новых информационных массивов, обеспечение экономичного доступа предпринимателей к данным массивам информации за счет расширения сетей. Выполнение данной задачи должны взять на себя организации, специализирующиеся на сборе и обработке информации. Особое место в этой работе должна занимать Торгово-промышленная палата г. Тольятти (далее - ТПП). Однако в настоящее время ТПП не готова решить данный вопрос, поэтому задача города - инициировать работы в данном направлении и, по мере готовности ТПП, передавать ей функции по информационному обеспечению субъектов малого предпринимательства. Необходимо инициировать работу частных компаний, союзов финансовой взаимопомощи по продаже компьютерной техники, компьютерного обеспечения (пакеты программ, необходимые для деятельности субъектов малого предпринимательства) с применением механизмов лизинга.
4. Развитие финансовых механизмов
и имущественная поддержка субъектов
малого предпринимательства
Развитие системы финансовой поддержки малых предприятий в рамках реализации городской Программы муниципальной поддержки малого предпринимательства в г. Тольятти на 1999-2001 гг. показало, что российские банки проявляют интерес к кредитованию малого бизнеса. Этот механизм осложняется недостаточностью обеспечения, а, следовательно, высоких рисков и большой трудоемкостью при малых доходах. В то же время финансовые возможности муниципального инвестирования ограничены. Необходимы новые технологии финансирования с участием бюджетных и привлеченных средств. Эти технологии должны позволить максимально эффективно использовать бюджетные ресурсы.
Необходима эффективная схема финансирования проекта путем сложения средств Программы, муниципального бюджета, банка и предприятия (предпринимателя). Это позволит привлекать на 1 бюджетный рубль 1-3 инвестиционных рубля (см. р. 1 ).
Реализация данной схемы осуществляется путем финансирования через систему муниципальных фондов поддержки предпринимательства, фонд развития предпринимательства, банки - агенты.
Фонды аккумулируют муниципальные и привлеченные ресурсы и осуществляют финансирование предпринимательских проектов на долевой основе с привлечением средств, выделенных на эти цели по Программе. При этом финансовые средства Программы, переданные фондам, являются невозвратными для бюджета города и используются для увеличения инвестиционных ресурсов фондов. Экономическая заинтересованность фондов в своевременном возврате заемных средств заемщиками выражается в увеличении оборотного капитала, направляемого на финансирование новых проектов. Управление предпринимательства г. Тольятти осуществляет контроль за целевым использованием средств фондами.
Фонды осуществляют финансирование на платной возвратной основе по результатам конкурсов исполнителей муниципальных программ социально-экономического развития территории и конкурсов предпринимательских проектов. Возвратные средства целиком направляются на рефинансирование предпринимательских проектов, проценты за использование средств направляются на содержание фондов и на рефинансирование. Стоимость ресурсов фондов определяется исходя из условий окупаемости и рентабельности проектов, но не ниже 25% ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Конкурсы проводятся на территории г. Тольятти на основании Положения, утверждаемого мэром г. Тольятти. Фонды осуществляют гашение процентной ставки коммерческих кредитов до ставки рефинансирования ЦБ РФ субъектам малого предпринимательства, прошедшим конкурсный отбор проектов.
Возможны другие схемы финансового участия фондов в предпринимательских проектах, позволяющие осуществлять постоянный контроль за ходом реализации проекта. Разрабатываемая схема согласовывается с головным исполнителем Программы.
Другим важным инструментом финансирования предпринимательских проектов является лизинг. Лизинговая схема финансирования наиболее удобна в случае приобретения держателем проекта основных средств. В случае лизинга оборудования риск невозврата бюджетных средств сведен к минимуму. По Программе предусматривается разработка нормативных актов и документов, предусматривающих лизинговую схему финансирования.
Одним из путей муниципальной поддержки является использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры.
Вышеназванное имущество муниципальной собственности или перешедшей в таковую за долги перед бюджетом можно использовать для создания муниципальных бизнес-инкубаторов (технопарков и т.п.). Совместно со средствами Программы и муниципальных программ формируется необходимый стартовый капитал, позволяющий обеспечить предприятия основными компонентами для ведения бизнеса (оборудование, помещения, финансы и пр.). Реализация этой схемы будет проводиться при организации муниципальных бизнес - инкубаторов и технопарков.
Как показал предыдущий опыт, важной составляющей финансовой поддержки предпринимательства является микрофинансирование через кредитно - потребительские союзы, общества взаимного кредитования и муниципальные фонды поддержки предпринимательства. Для этих целей управление предпринимательства г. Тольятти может предоставлять обществам и союзам финансовые средства на платной возвратной основе и муниципальные гарантии на период действия Программы.
Описанные технологии должны позволить максимально эффективно использовать бюджетные ресурсы.
5. Деловое образование
Широкое развитие малого предпринимательства в значительной степени сдерживается отсутствием подготовленных специалистов и консультантов в области малого бизнеса, недостаточностью и недоступностью специализированной литературы, обучающих курсов и методических пособий по деятельности малых предприятий. В Программе предусмотрены мероприятия по:
- совершенствованию общедоступной системы обучающих услуг;
- подготовке и переподготовке кадров для малых предприятий в области основ хозяйственного права, бизнес - планирования, производства, управления персоналом, трудового законодательства и законодательства об охране труда, финансового анализа, налогообложения, бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы;
- подготовке и переподготовке специалистов, работающих в сфере поддержки малого бизнеса;
- подготовке и переподготовке консультантов для организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- методическому и научно-аналитическому обеспечению предпринимателей и структур, работающих в сфере малого бизнеса;
- разработке и выпуску методических, справочных и информационно - аналитических материалов и литературы.
Особое внимание будет уделено таким направлениям в обучении основам собственного дела как "Женщины в бизнесе", так как наибольший процент безработных - именно женщины, им труднее найти работу, им необходим реабилитационный курс после рождения ребенка; "Реабилитация военнослужащих после выхода на пенсию и возвращения из "горячих" точек"; вовлечение молодежи в бизнес.
В Программе предусмотрено создание, организация и методическое обеспечение "Молодежного делового центра". Предполагается, что в 2003 году центр выйдет на самофинансирование, поэтому средства на него в последующие годы предусмотрены не будут.
Обучение молодежи основам предпринимательства через "Молодежный деловой центр", проведение бизнес-лагерей, привлечение молодежи к участию в конкурсах "Старт" является одним из приоритетных направлений в деятельности управления так как молодежь является будущим нашего города и страны в целом.
Успешная реализация мероприятий по данным направлениям требует разработки и реализации учебных программ, методического обеспечения и подготовки преподавателей и консультантов.
Особое внимание уделяется семинарам с привлечением высококвалифицированных специалистов, обучению местных консультантов, дистанционным формам образования и обучению в бизнес - инкубаторах.
Все пять направлений программных мероприятий являются приоритетными и требующими финансирования. Поэтому хотелось бы выделить не направления, а пункты программных мероприятий, которые управление считает приоритетными при условии неполного финансирования.
Управление не может осуществлять свою деятельность и выполнять возложенные на него задачи без хорошего компьютерного, программного, методического обеспечения, электронной почты, интернет и т.д. (п. 2.1).
Для выполнения основной цели Программы, т.е. обеспечения благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства, в городе давно назрела необходимость в организации технопарка по поддержке начинающих предпринимателей. Технопарки давно зарекомендовали себя эффективным инструментом создания малых предприятий с минимальными финансовыми затратами и рисками. Затраты на создание технопарка менее чем через год покроются налогами, выплачиваемыми созданными в них предприятиями в местный и федеральный бюджеты (п. 2.2).
Организация и проведение конкурса-идей "Старт" и привлечение к участию в нем молодежи (п. 2.4) также является приоритетным пунктом программных мероприятий. Т. к. проведенные ранее конкурсы "Старт-2000" и "Старт в 21 век" показали необходимость и значимость этих мероприятий для предпринимателей города. Молодежь является будущим нашего города и страны в целом, поэтому необходима помощь мэрии г. Тольятти в организации "Молодежного делового центра" в городе.
Без реестра работающих субъектов малого предпринимательства в г. Тольятти, анализа их деятельности и проблем развития также невозможна полноценная работа управления и районных центров развития предпринимательства.
Информация является одной из важнейших составляющих бизнеса любого предпринимателя. Одной из задач является создание положительного общественного мнения по отношению к предпринимательской деятельности и повышение уровня знаний населения о малом предпринимательстве. Для ее решения необходимо публикование в СМИ информационных материалов, статей, посвященных отдельным проблемам или достижениям предпринимательства. Необходимо проводить встречи, семинары и "круглые столы" с участием ведущих экспертов, журналистов, представителей органов законодательной и исполнительной власти и предпринимателей. Эти меры, помимо прочего, будут способствовать вовлечению в сферу малого предпринимательства дополнительного круга лиц (п. 3.6, п. 3.9, п. 3.10).
Первоочередной задачей Программы является разработка механизма муниципальной финансовой помощи малым предприятиям, без которой реализация Программы поддержки предпринимательства невозможна. Необходимо упростить доступ субъектов малого предпринимательства к финансовым и имущественным ресурсам.
В рамках направления 4 данной Программы будут осуществлены мероприятия по оказанию финансовой помощи МП, по развитию кредитно-финансовых механизмов, включающие систему микрокредитования, компенсацию МП по кредитам коммерческих банков (п. 4.1).
Одной из проблем малого предпринимательства является проблема кадров, их образования, повышения квалификации и т.д. Поэтому в рамках Программы предусмотрено проведение обучающих семинаров, бизнес-курсов, консультаций (бесплатных или с частичной оплатой) по различным вопросам и проблемам предпринимательства. Также необходимо постоянно совершенствовать и повышать уровень знаний работников управления и районных центров (п. 5.1).
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование программных мероприятий предполагается за счет средств городского бюджета, выделенных на реализацию данной Программы , а также средств областного бюджета, предусмотренных областной Программой на развитие малого предпринимательства в г. Тольятти.
Некоторые мероприятия Программы (п. п. 3.2, 4.1, 4.2) будут осуществляться с привлечением средств предпринимателей и банков.
VI. Механизм реализации Программы
Управление предпринимательства организует, координирует работу и вносит предложения по изменению программных мероприятий.
Основными исполнителями программных мероприятий являются ТПП г. Тольятти, районные центры развития предпринимательства, Самарское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Самарский региональный общественный фонд "Образование". Другие исполнители будут привлекаться на конкурсной основе. Взаимодействие управления с исполнителями программных мероприятий будет осуществляться на договорной основе.
В рамках реализации данной Программы предусматривается проведение конкурсов на предоставление финансовой помощи малым предприятиям в соответствии с перечнем приоритетных направлений развития малого предпринимательства в г. Тольятти на 2001 год, утвержденным решением городской Думы от 20 июня 2001 г. N 224 Основой реализации данного направления Программы будет являться "Положение о финансировании целевой Программы о муниципальной поддержке развития малого предпринимательства в г. Тольятти на 2002-2004 гг.". Предусматривается привлечение и размещение в городе региональных, федеральных, международных и иных средств, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства в г. Тольятти.
Одним из механизмов реализации данной Программы будет полная или частичная оплата услуг малых предприятий в выставках-ярмарках, деловых встречах, семинарах, обучениях, переподготовках и т. д.
Для реализации п. 4.1. программных мероприятий будет привлечен созданный Тольяттинский фонд развития предпринимательства. Одним из механизмов реализации п. 4.5., возможно, будет создание муниципальной лизинговой компании или участие в капитале существующих лизинговых компаний.
Одновременно будет производиться информационная поддержка предпринимателей через СМИ, выпуск учебных брошюр, методических пособий, справочников, организацию телефонной "Горячей линии" для предпринимателей и предоставление услуг "Интернет".
VII. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 2002 по 2004 годы и предполагает два этапа. Первый рассчитан на создание инфраструктуры поддержки предпринимательства и выработки приемлемых механизмов реализации (2002 год). Особое внимание на первом этапе реализации Программы будет уделено аналитическому обеспечению Программы, созданию ресурсной базы данных по малому предпринимательству, чтобы на втором этапе Программы, рассчитанном на 2003-2004 гг. перейти к новым методам проведения муниципальной политики поддержки малого предпринимательства.
План мероприятий и финансирование, представленные в Программе разработаны на 2002 год. План мероприятий и финансирование на 2003 и 2004 годы разрабатываются управлением предпринимательства и ежегодно принимаются в соответствующем порядке исходя из проделанной работы и рыночного спроса со стороны малого бизнеса г. Тольятти.
VIII. Порядок управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Головным исполнителем Программы является управление предпринимательства, которое проводит необходимые мероприятия для реализации данной Программы. Ежегодно управление предпринимательства представляет финансовый отчет департаменту финансов мэрии города о ходе выполнения Программы. Исполнителями Программы являются районные центры развития предпринимательства, Торгово-промышленная палата г. Тольятти, Тольяттинский фонд развития предпринимательства и другие субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства г. Тольятти. Отбор исполнителей, не включенных в Программу, осуществляется на конкурсной основе.
Выделение финансовых ресурсов на мероприятия раздела 4 осуществляется с целью выполнения приоритетных направлений развития малого бизнеса территорий в соответствии с утвержденной Программой. Финансовыми операторами раздела выступают уполномоченные банки, лизинговые компании, Тольяттинский фонд развития предпринимательства, который вправе самостоятельно осуществлять дополнительное инвестирование средств в предпринимательские проекты. Мероприятия раздела 5 выполняются головным исполнителем и исполнителями, предусмотренными Программой. Мероприятия финансируются на безвозвратной основе.
О ходе выполнения Программы 1 раз в полгода представляется отчеты на коллегию мэрии и 1 раз в год на заседания Тольяттинской городской Думы.
Контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет мэрия г. Тольятти.
IX. Ожидаемые социально-экономические
результаты от реализации Программы
Основная цель Программы - создание благоприятных условий для интенсивного развития предпринимательства и значительного увеличения доли малых предприятий в объемах производства города, а также активное участие субъектов малого предпринимательства в решении экономических и социальных задач в городе.
В среднем по России на 1000 жителей приходится 6 малых предприятий. В странах - членах ЕС - не менее 30. В России лишь г. Москва и г. Санкт-Петербург приблизились к Европейскому уровню и этот показатель составляет соответственно 20 и 23. В городе Тольятти эта цифра - 8.3.
Численность занятых на малых предприятиях по России, включая все категории работников, по итогам 2000 года, составила около 7,5 млн. человек. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2001 года, по данным МНС России, достигла 4 млн. человек, общее количество занятых в малом секторе экономики составляет 11,5 млн. человек. В общем количестве экономически активного населения это составляет около 16%, что практически в 3-4 раза ниже уровня западноевропейских стран.
На основании анализа развития малого предпринимательства по г. Тольятти за 1998-2000 гг. видно, что в год происходит рост числа малых предприятий на 7-8%. Задача Программы состоит в том, чтобы увеличить рост в 1,5-2 раза, и чтобы этот показатель не уменьшался при ухудшении экономической ситуации в целом по России.
По данным статистики общий вклад малого предпринимательства в доходную часть бюджета города составляет 13,8%, при увеличении роста числа малых предприятий в 1,5-2 раза этот показатель может быть увеличен до 20%.
К окончанию 2004 года скоординированные решения и практические действия по программным мероприятиям должны охватить мерами государственной и муниципальной поддержки всех предпринимателей, обратившихся за консультациями или иной информационной поддержкой. В случае успеха удастся обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых малых предприятий и регистрации предпринимателей без образования юридического лица, позволяющих довести число рабочих мест до 100 тысяч, обеспечив источники доходов для 300 тысяч человек (владельцы, наемный персонал, члены семей, иждивенцы).
Цифры, приведенные в разделе I Программы показывают, что бюджетные средства (причем возвратные), выделенные малым предприятиям в виде кредитов, возвращаются в бюджет в виде налогов и пополняют его доходную часть.
То есть 3900 тыс. руб., выделенные на организацию льготного кредитования МП, вернутся в бюджет города в виде налогов за первый год. Благодаря льготным кредитам, предприятия расширяют свою деятельность, создают новые рабочие места, и как следствие, снижается численность безработных в городе и повышается уровень благосостояния людей.
За счет создания новых рабочих мест увеличатся платежи в бюджет города с фонда оплаты труда, а за счет снижения числа безработных уменьшатся расходы бюджета на пособия по безработице.
Реализация Программы позволит создать условия для увеличения выпуска пользующейся спросом конкурентоспособной продукции, поддержки товаропроизводителей города, развития ремесел, повышения технического уровня производства и качества продукции субъектов малого предпринимательства, усиления их роли в развитии производственного потенциала экономики города Тольятти и ее научно-технической базы.
Председатель Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 21 декабря 2001 г. N 342 "О целевой Программе муниципальной поддержки и... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.