Постановлением Тольяттинской городской Думы от 17 декабря 2003 г. N 967 настоящий документ снят с контроля
Рассмотрев Обращение депутатов Тольяттинской городской Думы к главам муниципальных образований Самарской области, городская Дума постановила:
1. Принять Обращение депутатов Тольяттинской городской Думы к главам муниципальных образований Самарской области.
2. Обращение и пояснительную записку по вопросу "О законодательной инициативе Тольяттинской городской Думы "О внесении изменений в Положение об общих принципах перевода жилых помещений в нежилые и нежилых в жилые на территории Самарской области" направить главам муниципальных образований Самарской области.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на постоянную комиссию по местному самоуправлению (В. Е. Иванов).
Председатель Думы |
А. Н. Дроботов |
Пояснительная записка
по вопросу "О законодательной инициативе
Тольяттинской городской Думы "О внесении изменений
в Положение об общих принципах перевода жилых помещений
в нежилые и нежилых в жилые на территории Самарской области"
В течение последних лет произошло значительное развитие рыночных отношений в жилищной сфере. Однако законодательная база, существующая по жилищному вопросу, не позволяет до конца урегулировать взаимоотношения различных сторон, участвующих в этом процессе.
Действующие на сегодняшний день жилищное и гражданское законодательства РФ устанавливают принцип использования жилищного фонда по его прямому назначению.
В соответствии с ч. 2. ст. 288 Гражданского кодекса РФ, ст. 7. Жилищного кодекса жилые помещения предназначены только для проживания граждан. Эта норма распространяет свое действие на собственников жилых помещений в домах всех фондов независимо от того, по какому юридическому обоснованию у гражданина возникло право собственности на данное помещение (купля, строительство, приватизация).
А это значит, что российское законодательство запрещает собственнику использовать имеющееся у него жилье не по его прямому назначению, т. е. не допускается использование приватизированных, купленных, построенных квартир путем сдачи их в аренду с последующим размещением в них офисов, магазинов, складских помещений и т. д.
Вместе с тем, ряд законодательных и нормативных актов РФ представляют возможность перевода в исключительных случаях жилых помещений в нежилые. Об этом говорится в п. 3. ст. 288 Гражданского кодекса, статье 9 Жилищного кодекса и других документах.
Приказ министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. за N 529, утвердивший "Положении об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилого фонда для постоянного проживания", определяет 3 основания, по которым возможен перевод жилых помещений в нежилые:
признание жилых помещений (домов) непригодными для постоянного проживания;
признание жилых помещений (домов) временно непригодными (до устранения причин, обуславливающих непригодность) для постоянного проживания;
признание в исключительных случаях факта целесообразности изменения функционального назначения жилых помещений, расположенных на первых этажах строений, в целях улучшения жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, получения дополнительных средств для расширения воспроизводства жилищного фонда.
За последние годы в связи с развитием рыночных отношений в жилищной сфере, приватизацией жилых помещений, стремительным ростом предпринимательской деятельности значительно увеличилось количество обращений граждан с просьбой разрешить изменить функциональное назначение жилых помещений.
В целях упорядочения деятельности по переводу жилых помещений в категорию нежилых Самарская Губернская Дума 30 ноября 1999 г. приняла Положение об общих принципах перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории Самарской области.
Прошедшие 2 года со дня действия данного Положения на территории области выявили его "узкие места" и прежде всего - в вопросе перевода жилых помещений в нежилые.
Принятое Самарской Губернской Думой Положение не учитывает в полной мере интересы граждан, проживающих в подъезде, где происходит перевод жилого помещения в нежилое.
Пункты 2.1.(п.п."з") и 2.2.(п.п."г") Положения предусматривают необходимость предоставления документов о проживающих гражданах в других квартирах подъезда и их согласия на перевод только при невозможности оборудования самостоятельного выхода.
В Положении не определено кто именно и по каким основаниям дает заключение о возможности оборудования отдельного выхода, в какие сроки он должен быть оборудован, не определена мера ответственности за нарушение сроков или невыполнение требования по строительству отдельного выхода.
В соответствии с этим Положением все жилые помещения, расположенные на первых этажах жилых домов, где теоретически возможно строительство отдельного выхода, могут быть переведены в нежилой фонд без учета мнения жителей, проживающих в данном подъезде.
На практике нередки случаи, когда исполнительные органы местного самоуправления принимают решение о переводе жилого помещения в нежилой фонд с обязательным предписанием оборудовать отдельный выход. Однако, в течение длительного времени отдельный выход собственником не строится, а помещение используется под предпринимательскую деятельность, тем самым принося беспокойство и неудобство жителям подъезда.
Как показывает практика, перевод жилого помещения в нежилой фонд без опроса жителей, проживающих в подъезде, приводит к множеству конфликтов между собственником и жителями подъезда.
Более того, ситуация осложняется еще тем фактом, что практически повлиять на собственника, не выполняющего условия перевода жилого фонда в нежилой, исполнительные органы местного самоуправления не имеют возможности.
Меры воздействия, предусмотренные ст. 293 Гражданского кодекса РФ в отношении нерадивого собственника (предупреждение, установление конкретного срока исполнения, иск в судебные органы), длительны и малоэффективны и поэтому в практической деятельности органов местного самоуправления, как правило, не используются.
Все это приводит к длительным конфликтам, в которые втягиваются жители, собственник помещения и исполнительные органы.
На основании изложенного полагаем, что во избежание подобного рода конфликтов необходимо на самой первой стадии решения вопроса о переводе жилых помещений в нежилые учитывать в обязательном порядке мнение всех жителей подъезда независимо от того, возможно обустройство отдельного выхода или нет. Механизмом реализации данной нормы может служить либо опрос всех жителей подъезда, либо общее собрание жителей подъезда.
В связи с вышеизложенным Тольяттинская городская Дума предлагает внести следующие поправки в Положение об общих принципах перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории Самарской области, принятое Губернской Думой 30 ноября 1999 г. за N 295:
1. Исключить из последнего абзаца подпункта "з" пункта 2.1. Положения следующие слова "при невозможности оборудования самостоятельного выхода".
2. Исключить из последнего абзаца подпункта "з" пункта 2. 2. Положения следующие слова "при невозможности оборудования самостоятельного выхода".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Тольяттинской городской Думы от 20 марта 2002 г. N 394 "Об Обращении депутатов Тольяттинской городской Думы к главам муниципальных образований Самарской области"
Текст постановления официально опубликован не был
Настоящий документ снят с контроля