Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения
программными методами
Основой успешного социального развития города, демографической сбалансированности его населения является семейная политика, успешная реализация которой позволяет формировать и сохранять наиболее ценные качества членов городского сообщества: трудоспособность, доброту, человечность, ответственность, заботу о детях и подростках. Сохранив семью, поддержав ее в трудные периоды, мы сохраним источник уверенности в завтрашнем дне, защищенности от стрессовых ситуаций и необдуманных поступков, стабильности существования. Оказав помощь дезадаптированным категориям населения, можно снизить иждивенческую или нетрудоспособную нагрузку на город.
Конкретные результаты семейной политики можно спланировать путем сохранения целевого подхода к ее реализации в виде целевой программы с обеспечением целевого финансирования основных ее мероприятий. Об этом свидетельствуют итоги предыдущих аналогичных программ, позволивших сохранить положительный баланс населения, рождаемости, благополучия в семьях и среди детей, своевременного разрешения проблем безнадзорности детей и их жизнеустройства.
Необходимость плановой социально-реабилитационной работы с детьми и семьями продиктована не только требованиями государственной социальной политики в отношении женщин и детей, целями стратегии города, направленной на формирование благополучного города, но и фактическим положением значительной части его населения. На 732 тысячи жителей в г. Тольятти - 222 тысячи семей, среди которых: 2,5 тысячи - многодетные, около 6 тысяч - малообеспеченные, более 14 тысяч неполные, 3210 имеют детей-инвалидов, 1300 семей - социально неблагополучные, 1170 - опекунские, 100 - приемные. Многие из них в разной степени нуждаются в правовой, социально-психологической, медико-социальной помощи.
Тревожным фактором и условием разработки целевой Программы остается динамика негативных социальных явлений. Растет общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1998 г. - 1544 чел., 1999 г. - 1670 чел., 2000 г. - 1854 чел. Растет число социальных сирот, то есть при живых родителях. В 2000 г. осталось без попечения родителей в результате лишения их родительских прав 305 детей, тогда как в 1999 г. - 275, в 1998 г. - 218, в 1996 г. - 160, в 1995 г. - 116 детей. Основные причины, по которым родителей лишают родительских прав - наркомания, алкоголизм и связанные с этим нетрудоспособность и деградация личности. Кроме того, ежегодно находятся матери, которые отказываются от своих новорожденных детей: в 2000 г. отказались или оставили детей в роддоме 69 чел. (в 1999 г. 77 чел., в 1998 г. - 85, 1997 г. - 64).
Основными причинами социального сиротства являются дезорганизация семей, материальные и жилищные проблемы, наркомания и алкоголизм родителей, отсутствие стационарных социальных учреждений для временного пребывания семей, попавших в кризисную ситуацию. Из-за нестабильного материального положения, неуверенности в завтрашнем дне медленно растет число семей, берущих социальных сирот на воспитание. Вследствие этого сохраняется определенная часть детей, ежегодно определяемых в детские сиротские учреждения: в 1998 г. - 181, в 1999 г. - 162, в 2000 г. - 143.
За темпом роста сирот не успевает программа обеспечения их жильем:
в 1997 г. нуждалось в жилье 24 человека из числа сирот, получили 4; в 1998г. нуждалось 29, получили 7; в 1999 г. - 40, получили 2; в 2000 г. - 51, получили 2; в 2001 г. - 65 чел., получат 13 человек.
На 1 августа 2001 г. в городе насчитывалось 3356 детей-инвалидов, что составляет третью часть от числа детей-инвалидов Самарской области. Остается проблема интеграции их в общество (в массовые школы и детские сады): лишь 14% таких детей, в то время как в развитых странах от 40 до 60%. Не решены вопросы реабилитации семей с детьми-инвалидами - трудоустройство родителей, формирование среды обитания, доступности лечения и реабилитации, средств связи и транспорта, расходных материалов и продуктов питания.
Существуют в городе и другие проблемы: недостаточна база отдыха детей с оздоровлением в течение года; известны проблемы наркомании среди детей и подростков, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, организации здорового образа жизни и досуга; проблематичным остается вопрос привлечения и закрепления специалистов для работы в учреждениях службы семьи, материнства, детства из-за низких тарифных ставок, отсутствия иных доходов, доплат, льгот, сложных условий работы с проблемными категориями населения.
Таким образом, необходимо продолжить решение проблем семьи, материнства и детства программными методами, обеспечить дальнейшее развитие муниципальной системы помощи семье и детям как наиболее доступной и отвечающей требованиям законодательства и интересам семей с детьми.
Все это свидетельствует о необходимости принятия целевой Программы, направленной на решение проблем семьи и детей, обеспечение целевого финансирования конкретных мероприятий по улучшению положения семей и детей в городе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.