Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Сызранской городской Думы
от 26 марта 2003 г. N 11
Городская программа
"Переселение граждан г. Сызрани из ветхого и
аварийного муниципального жилищного фонда"
на 2003 - 2010 годы
Паспорт
программы "Переселение граждан г. Сызрани из ветхого
и аварийного муниципального жилищного фонда"
Наименование - городская программа "Переселение граждан
программы г. Сызрани из ветхого и аварийного
муниципального жилищного фонда"
Заказчик - Администрация г. Сызрани
Основные - Комитет жилищно - коммунального хозяйства и
разработчики строительства, Центр технической
программы инвентаризации, Комитет имущественных
отношений, Комитет по земельным ресурсам
Цели и задачи - основными целями программы являются:
программы обеспечение жильем граждан, проживающих в домах,
признанных непригодными для постоянного
проживания;
ликвидация до 2010 года включительно
существующего в настоящее время аварийного и
ветхого жилищного фонда, признанного таковым
до 2000 года. Основными задачами программы
являются:
подготовка условий и разработка механизма
переселения граждан из жилищного фонда,
непригодного для проживания;
реализация обязательств муниципального
образования по восстановлению жилищного фонда;
оптимизация развития территорий г. Сызрани,
занятых в настоящее время жилищным фондом,
непригодным для проживания
Сроки - 2003 - 2010 годы
Перечень основных - 1. Установление очередности сноса жилищного
мероприятий фонда, непригодного для проживания.
2. Привлечение и аккумулирование бюджетных и
внебюджетных финансовых ресурсов для реализации
программы.
3. Переселение жильцов и снос жилищного фонда,
непригодного для проживания
Исполнители - Администрация города, Комитет ЖКХ и
программы строительства
Объем и источники - общий объем финансирования - 231,1 млн. руб.,
финансирования из них 60 процентов составляют средства
федерального бюджета, областного бюджета,
местного бюджета и 40 процентов - внебюджетные
средства
Ожидаемые * - переселение до 2010 года из аварийного
конечные жилищного фонда около 1094 чел.; разработка
результаты механизмов привлечения внебюджетных ресурсов
реализации для решения сложных социальных проблем;
программы выполнение государственных обязательств по
переселению граждан из жилых помещений,
непригодных для постоянного проживания
Система - Администрация г. Сызрани осуществляет общее
организации руководство реализацией программы, управляет
контроля за средствами, выделяемыми из федерального и
исполнением областного бюджета. Комитет ЖКХ и
программы строительства представляет ежеквартально
заказчику отчеты о ходе реализации программы.
Обобщая указанные отчеты, Администрация г.
Сызрани информирует областной департамент по
строительству, архитектуре, жилищно -
коммунальному и дорожному хозяйству по итогам
года с внесением предложений по совершенствованию
реализации программы.
* Предполагается после завершения (2003 - 2010 годы) реализации программы (в части сноса аварийного жилищного фонда) пролонгировать ее действие на последующие периоды, имея в виду ликвидацию ветхого жилищного фонда.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Программа "Переселение граждан г. Сызрани из ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда" является частью городской целевой программы "Жилье" г. Сызрани на 2003 - 2010 годы. Основная задача программы - обеспечить выполнение обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям.
Около 1,1 тыс. человек в настоящее время проживают в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более 13,3 процентов численности семей, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий (9 тыс. чел.).
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в г. Сызрани составляет около 38,0 тыс. кв. метров, из которого 14,5 тыс. кв. м муниципальный жилищный фонд (приложение N 1), что в несколько раз превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Наибольшую долю ветхого и аварийного фонда составляет малоэтажное (до 3 этажей) жилье, занимаемое на условиях найма и являющееся муниципальной или государственной собственностью. Доля приватизированных квартир в этом фонде невелика.
Значительную часть ветхого и аварийного жилья занимает ветхий и аварийный жилищный фонд бывшего шахтерского поселка Новокашпирский. На сегодняшний день администрация г. Сызрани не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе ведомственных предприятий, в связи с чем практически прекращена работа по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.
Сведения о наличии ветхого жилищного фонда в г. Сызрани, признанного таковым до 2000 года, даны в приложении N 2, что составляет 14,5 тыс. кв. м.
Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом возможностей бюджетного финансирования (различных уровней) и привлечения внебюджетных ресурсов. На период до 2010 года в целом необходимо 231,1 млн. руб. для переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По мере улучшения социально - экономической ситуации в стране предусматривается увеличение объемов финансирования переселения граждан из ветхого и аварийного (ставшего таковым после 1 января 2000 г.) жилищного фонда.
Государство гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения, соответствующего требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 28 и 29 Жилищного кодекса РСФСР). Законодательное определение понятий "ветхого" и "аварийного" жилья на федеральном уровне отсутствует. Социальные обязательства государства по отношению к населению, проживающему в ветхом и аварийном жилищном фонде, не определены. Правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанного с вопросами собственности на объекты недвижимости в жилищной сфере.
Большинство проживающих в ветхих и аварийных домах граждан не в состоянии в настоящее время самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилье удовлетворительного качества.
Ветхий и аварийный жилищный фонд ухудшает внешний облик г. Сызрани, сдерживает развитие городской инфраструктуры, понижает инвестиционную привлекательность города. Реализацию реконструктивных мероприятий на таких территориях сдерживают как финансовые проблемы, так и нерешенность правовых вопросов, касающихся резервирования земли для объектов инженерно - транспортной и социальной инфраструктуры, а также предоставления компенсаций владельцам недвижимости в связи с использованием их участков для общественных нужд.
2. Основные цели и задачи Программы
Основными целями программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного муниципального жилищного фонда, признанного таковым до 2000 года.
В программе решаются следующие основные задачи:
формирование концепции градостроительного и социально - экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов.
3. Сроки реализации Программы
Программа предусматривает комплекс мероприятий, реализация которых должна начаться в 2003 году. Мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должны быть реализованы в течение 2003 - 2010 годов.
Выполнение программных мероприятий будет осуществляться в основном за счет бюджетных средств всех уровней. В то же время будут создаваться предпосылки для крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов, которое планируется для выполнения мероприятий после 2010 года.
Необходимо создать методические, организационные и правовые условия для реализации следующих основных задач программы:
а) упорядочение методологических основ оценки объемов и проведение оценки аварийного жилищного фонда, подлежащего ликвидации;
б) определение необходимых ресурсов площади жилищного фонда для переселения граждан;
в) установление очередности сноса аварийного жилищного фонда (по районам, микрорайонам, участкам, зданиям), а также переселения граждан;
г) привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов для реализации программы;
д) реализация обязательств собственников аварийного жилищного фонда по его восстановлению в случае аварийного разрушения;
е) переселение жильцов и снос аварийного жилищного фонда;
ж) подготовка освобожденных земельных участков для новой застройки и их продажа на конкурсной основе.
4. Система программных мероприятий
Задача переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к ветхому или аварийному.
Ветхим либо аварийным жилье признается на основании акта межведомственной комиссии Администрации г. Сызрани, по заключениям о состоянии существующего строения: городского центра санэпиднадзора, отряда военизированной пожарной охраны, проектной организации, государственной жилищной инспекции и данных технического паспорта центра технической инвентаризации.
При разработке программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда предусматривается выделение двух категорий домов и помещений, непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Юридические вопросы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда решаются в рамках жилищного законодательства РФ, которое включает в себя условия переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилье социального использования;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений с правом последующей приватизации при условии внесения изменений в законодательство;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно;
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в ветхих и аварийных домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того или иного строения, определяемой в соответствии с требованиями плана развития территории.
4.1. Механизм улучшения жилищных условий
переселяемых граждан
Для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда возможно предоставление им жилой площади, размеры и качество которой определяются исходя из установленных законодательством гарантий государства перед указанными гражданами.
Такой механизм предполагает, что муниципалитет предоставляет гражданам жилье на условиях социального найма. Предоставляемое муниципальное жилье может являться:
а) жильем, освободившимся в результате прекращения предыдущего договора найма;
б) жильем, полученным муниципалитетом от застройщика взамен платежей за предоставление земельного участка и подключение к городской инфраструктуре;
в) жильем, приобретенным на вторичном рынке недвижимости;
г) жильем, построенным муниципалитетом в качестве муниципального социального жилья.
Главным критерием является стоимость жилья, которая должна быть минимальной при соблюдении определенных законом гарантий по размерам и качеству предоставляемого жилья.
При этом следует отметить, что:
а) экономически наиболее эффективно использование муниципального жилья, приобретенного на вторичном рынке недвижимости;
б) при заключении договоров с застройщиками целесообразно оговаривать номенклатуру и размер квартир, предназначенных в дальнейшем для использования в целях социального найма;
в) в случае принятия решения о строительстве муниципального социального жилья следует использовать специальные проекты, предназначенные для жилья именно такого типа.
4.2. Финансовое обеспечение Программы
Финансовые средства для решения проблем переселения граждан из аварийного жилищного фонда формируются за счет бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
Реализация программы по объектам, финансирование строительства которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств областного и местного бюджетов, обеспечивается в порядке межбюджетных отношений (в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации) в форме субвенций.
4.3. Использование бюджетных ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
Бюджетными ресурсами являются средства федерального, областного и местного бюджетов, направленные на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в том числе:
средства, получаемые от использования муниципальных земель;
средства, получаемые от использования муниципальной недвижимости в жилищной сфере (плата граждан за наем муниципального жилищного фонда).
Средства от конкурсной продажи в собственность (или передачи в долгосрочную аренду) находящихся в центре города престижных земельных участков, на которых расположен аварийный жилищный фонд, под коммерческое строительство являются одним из наиболее эффективных источников ресурсов для переселения граждан и ликвидации аварийного жилищного фонда, не задействованных в настоящее время.
Порядок расчета, взимания и использования платы за наем определяется Администрацией г. Сызрани в соответствии с Методическими рекомендациями по расчету ставок платы за наем и отчислений на капитальный ремонт жилых помещений, включаемых в ставку платы за содержание и ремонт жилья (техническое обслуживание), муниципального и государственного жилищного фонда (утверждены Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 2 декабря 1996 г. N 17-152). При реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда рекомендуется ввести дифференцированные ставки платы за наем муниципального жилья и определить долю средств, получаемых от поступления платы за наем, которая будет расходоваться для переселения граждан.
4.4 Привлечение внебюджетных ресурсов для переселения
граждан из аварийного жилищного фонда
К внебюджетным ресурсам, привлекаемым для финансирования программы, относятся:
средства предприятий, заинтересованных в реализации данной программы;
свободные денежные средства населения.
5. Финансовое обеспечение Программы
Первоначальные расходы на реализацию программы составят 231,1 млн. рублей.
Таблица 1
В ценах 2003 г. (млн. руб.)
Источники финансирования |
Финансовые средства - всего |
В том числе | ||
2003 год |
2004 год |
2005 - 2010 годы |
||
Средства федерального бюджета * |
69,3 | 4,5 | 7,5 | 57,3 |
Средства областного бюджета |
46,2 | 3,0 | 5,0 | 38,2 |
Средства городского бюджета |
23,1 | 1,5 | 2,5 | 19,1 |
Внебюджетные средства | 92,5 | 6,0 | 10,0 | 76,5 |
Итого: | 231,1 | 15,0 | 25,0 | 191,1 |
* Объемы ассигнований из федерального, областного и городского бюджета подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей бюджетов всех уровней на соответствующий год.
6. Организация управления Программой
Формы и методы управления реализацией программы определяются Администрацией г. Сызрани.
Администрация г. Сызрани осуществляет финансирование программы из консолидированных источников и контролирует ее выполнение, организует работу межведомственной комиссии по установлению пригодности для проживания жилья, участвует в подготовке предложений по переселению граждан, контролирует соблюдение сроков и очередность переселения, рассматривает предложения по более эффективным методам решения задач.
В рамках предлагаемой системы взаимоотношений администрация города имеет право:
получать средства на реализацию программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда из областного и федерального бюджетов;
стимулировать привлечение внебюджетных источников финансирования программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
7. Оценка эффективности
социально-экономических и экологических последствий
от реализации Программы
Первым критерием эффективности реализации программы является количество граждан, переселенных из аварийного жилищного фонда.
В результате реализации программы (к концу 2010 года) все граждане, проживающие на 1 января 2000 г. в аварийном жилом фонде, должны быть переселены.
Будет ликвидировано 14,5 тыс. кв. метров аварийного жилищного фонда, в том числе:
в 2003 году - 1,28 тыс. кв. метров;
в 2004 году - 1,5 тыс. кв. метров;
в 2005 - 2010 годах- 11,7 тыс. кв. метров.
Реализация программы обеспечит:
выполнение обязательств государства перед гражданами, проживающими в непригодных для постоянного проживания условиях;
создание благоприятных условий на территории города Сызрани для ежегодного наращивания объемов нового жилищного строительства;
снижение социальной напряженности в обществе;
создание дополнительных рабочих мест;
улучшение демографической ситуации в стране;
улучшение состояния здоровья населения.
Вторым критерием эффективности реализации программы станет размер привлекаемых внебюджетных ресурсов для переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда.
Результатом привлечения внебюджетных ресурсов к реализации программы станет не только решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, но и улучшение городской среды за счет комплексного освоения территорий ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда.
Использование финансовых средств, привлекаемых для реализации программы, позволит увеличить объем налоговых поступлений в федеральный бюджет, областной и городской бюджет.
Зам. председателя Комитета ЖКХ и строительства |
В.Н. Палагин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.