Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава II. Избирательные комиссии. Члены
избирательных комиссий. Наблюдатели
Статья 8. Система и статус избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении данных выборов осуществляют следующие избирательные комиссии:
Избирательная комиссия Самарской области;
избирательная комиссия муниципального образования;
окружные избирательные комиссии;
территориальные избирательные комиссии;
участковые избирательные комиссии.
2. Избирательная комиссия Самарской области является вышестоящей избирательной комиссией для избирательной комиссии муниципального образования, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего муниципального образования.
Избирательная комиссия муниципального образования является вышестоящей избирательной комиссией для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего муниципального образования.
Окружная избирательная комиссия является вышестоящей избирательной комиссией для территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего одномандатного избирательного округа.
Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей избирательной комиссией для всех участковых избирательных комиссий, действующих на соответствующей территории.
3. Избирательная комиссия Самарской области участвует в подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении данных выборов в пределах полномочий, предоставленных ей настоящим Законом, а также Законом Самарской области "Об Избирательной комиссии Самарской области".
4. Положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется законом Самарской области, уставом соответствующего муниципального образования. Уставом соответствующего муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица.
Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели постановлением представительного органа муниципального образования о местном бюджете на очередной финансовый год.
5. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению Избирательной комиссии Самарской области, принятому на основании обращения представительного органа соответствующего муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию.
Если на территории соответствующего муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования не могут быть возложены на одну из них. В этом случае избирательная комиссия муниципального образования должна быть образована отдельно.
Полномочия окружных избирательных комиссий по решению Избирательной комиссии Самарской области, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования, могут возлагаться на территориальные избирательные комиссии. При этом, если избирательный округ состоит из территорий, на которые распространяются полномочия нескольких территориальных избирательных комиссий, то полномочия окружной избирательной комиссии такого избирательного округа могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию, осуществляющую свои полномочия на территории, на которой зарегистрировано наибольшее число избирателей, обладающих активным избирательным правом в данном избирательном округе.
Территориальная избирательная комиссия в случаях, предусмотренных в абзаце первом и абзаце третьем настоящего пункта, участвует в подготовке и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, обеспечении реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении данных выборов в пределах полномочий, предоставленных настоящим Законом соответственно избирательной комиссии муниципального образования или (и) окружной избирательной комиссии, а также в пределах полномочий, предоставленных ей Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
6. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, эти кандидат, избирательное объединение, избирательный блок или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.
7. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 6 настоящей статьи, обращаться в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.
8. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках, выдвинувших кандидатов.
9. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
10. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Статья 9. Общие условия формирования избирательных комиссий
Общие условия формирования избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий устанавливаются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Статья 10. Полномочия Избирательной комиссии Самарской области
Избирательная комиссия Самарской области:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовки и проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
организует разработку нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, а также организует размещение заказа на производство типового технологического оборудования;
осуществляет контроль за соблюдением нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий;
контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью;
в случае выделения из областного бюджета средств на проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования распределяет их между избирательными комиссиями и контролирует целевое использование указанных средств;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
устанавливает нормативы, в соответствии с которыми изготавливаются списки избирателей и другие избирательные документы;
издает инструкции и разъяснения для обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
заслушивает сообщения органов исполнительной власти Самарской области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
обеспечивает единообразное использование на территории Самарской области государственной автоматизированной информационной системы;
участвует в организации государственной системы регистрации (учета) избирателей и в осуществлении этой регистрации (учета);
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Самарской области.
Статья 11. Порядок формирования и полномочия избирательной комиссии муниципального образования
1. Избирательная комиссия муниципального образования, за исключением постоянно действующей, формируется не позднее чем за 100 дней до дня голосования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования формируется в составе 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года.
4. Если срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования истекает в период избирательной кампании, в которой участвует данная избирательная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании. Данное положение не применяется при проведении повторных и дополнительных выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
5. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляет представительный орган соответствующего муниципального образования.
6. Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется на основе предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, Избирательной комиссии Самарской области, а также предложений, указанных в пункте 7 статьи 24 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данные предложения принимаются представительным органом муниципального образования при формировании избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе, в течение одного месяца, а при формировании иной избирательной комиссии муниципального образования - в течение 10 дней.
7. Представительный орган муниципального образования обязан назначить не менее одной второй от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений:
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Самарской Губернской Думе.
Представительные органы соответствующих муниципальных образований обязаны назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Избирательной комиссии Самарской области.
8. Избирательная комиссия муниципального образования:
осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, изданием необходимой печатной продукции;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками для проведения предвыборной агитации;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов данных выборов;
осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов данных выборов;
осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, распределяет выделенные из местного бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, контролирует целевое использование указанных средств;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим избирательным комиссиям;
заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования.
Статья 12. Порядок формирования и полномочия окружных избирательных комиссий
1. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования.
2. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает в день официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования следующего созыва.
3. Окружные избирательные комиссии формируются в составе 9-11 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
4. Окружные избирательные комиссии формируются в каждом одномандатном избирательном округе.
5. Формирование окружных избирательных комиссий осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
6. Формирование окружной избирательной комиссии осуществляется на основе предложений представительного органа муниципального образования, а также предложений, указанных в пункте 6 статьи 25 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данные предложения принимаются избирательной комиссией муниципального образования в течение 10 дней.
7. Избирательная комиссия муниципального образования обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов окружной избирательной комиссии на основе поступивших предложений:
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Самарской Губернской Думе.
8. Окружная избирательная комиссия:
осуществляет на территории одномандатного избирательного округа контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутата представительного органа муниципального образования в одномандатном избирательном округе;
осуществляет регистрацию кандидатов;
утверждает текст избирательного бюллетеня в одномандатном избирательном округе;
осуществляет на территории одномандатного избирательного округа меры по обеспечению единого порядка голосования, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов депутата представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов депутата представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу;
определяет результаты выборов депутата представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу;
публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов депутата представительного органа муниципального образования по одномандатному избирательному округу;
оказывает правовую, организационно-техническую помощь соответствующим территориальным избирательным комиссиям;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) соответствующих нижестоящих избирательных комиссий и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом.
Статья 13. Порядок формирования и полномочия территориальных избирательных комиссий
1. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Территориальные избирательные комиссии осуществляют полномочия, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Законом.
Статья 14. Порядок формирования и полномочия участковых избирательных комиссий
1. Участковая избирательная комиссия формируется не позднее трех дней после образования избирательного участка, но не позднее чем за 42 дня до дня голосования.
2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования, если в адрес соответствующей вышестоящей избирательной комиссии не поступили жалобы, протесты на действия (бездействие) данной участковой избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста соответствующей вышестоящей избирательной комиссией или судом.
3. Участковые избирательные комиссии формируются в составе, определяемом решением территориальной избирательной комиссии, при этом он не может быть менее 5 и более 15 членов с правом решающего голоса.
4. В случае совмещения с днем голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования дня голосования на выборах иных уровней, дня голосования на референдуме максимальное количество членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, указанное в пункте 3 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) данных членов участковой избирательной комиссии, а также выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производится за счет средств соответствующего бюджета.
5. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией.
6. Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется на основе предложений представительного органа муниципального образования, а также предложений, указанных в пункте 4 статьи 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данные предложения принимаются территориальной избирательной комиссией в течение 10 дней.
7. Территориальная избирательная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
политических партий, избирательных блоков, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Самарской Губернской Думе.
8. Участковая избирательная комиссия:
информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из соответствующей территориальной избирательной комиссии;
контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую территориальную избирательную комиссию;
объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение законодательства Российской Федерации, на основании которого проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;
обеспечивает хранение и передачу в соответствующую территориальную избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом.
Статья 15. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Избирательная комиссия муниципального образования, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав избирательной комиссии муниципального образования должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии.
Со дня первого заседания избирательной комиссии муниципального образования нового состава полномочия избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования исчисляется со дня ее первого заседания.
4. Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке:
при наличии предложения Избирательной комиссии Самарской области - по предложению Избирательной комиссии Самарской области;
в случае отсутствия предложения Избирательной комиссии Самарской области - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
5. Если предложенная Избирательной комиссией Самарской области кандидатура на должность председателя избирательной комиссии муниципального образования будет отклонена, Избирательная комиссия Самарской области, по предложению которой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса.
6. Председатели окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящими избирательными комиссиями.
7. Заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
8. Заседания избирательной комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
9. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
10. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
11. Избирательная комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
12. На заседании избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса принимаются решения об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования и (или) о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, о признании выборов депутатов представительного органа муниципального образования несостоявшимися или недействительными, о проведении повторных выборов депутатов представительного органа муниципального образования, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 66 настоящего Закона.
13. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря избирательной комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5 и 7 настоящей статьи.
14. Решения избирательной комиссии по иным, кроме указанных в пунктах 12 и 13 настоящей статьи, вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
15. При принятии избирательной комиссией решения в случае равного числа голосов членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя избирательной комиссии (председательствующего на заседании) является решающим.
16. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
17. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой избирательной комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно.
18. Избирательная комиссия муниципального образования, действующая на постоянной основе и являющаяся юридическим лицом, имеет аппарат, структура и штаты которого устанавливаются ею самостоятельно.
19. Избирательные комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 16. Статус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть:
лица, не имеющие гражданства Российской Федерации;
граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными;
граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет;
депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;
выборные должностные лица;
судьи, прокуроры;
кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов;
члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса;
супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов;
лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов;
лица, выведенные из состава избирательных комиссий по решению суда;
лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания.
2. Положения абзацев восьмого, десятого и одиннадцатого пункта 1 настоящей статьи не распространяются на членов участковых, территориальных и окружных избирательных комиссий, если кандидат выдвигается либо зарегистрирован по другому одномандатному избирательному округу.
3. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель обладает в отношении подчиненного властно - распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, поощрять и применять дисциплинарные взыскания.
4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть на одних и тех же выборах депутатов представительного органа муниципального образования одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Срок полномочий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий избирательной комиссии, в состав которой они входят.
6. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока своих полномочий по решению органа, его назначившего, в случае подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий либо в случае появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 4 настоящей статьи, за исключением случая приостановления полномочий члена избирательной комиссии, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных абзацами вторым, третьим и тринадцатым пункта 1 настоящей статьи.
7. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, работающего на постоянной (штатной) основе, в случае появления оснований, предусмотренных абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи, приостанавливаются по решению соответствующей избирательной комиссии, если такое приостановление не приведет к тому, что избирательная комиссия останется в неправомочном составе. Если приостановление полномочий члена избирательной комиссии приведет к тому, что избирательная комиссия останется в неправомочном составе, полномочия такого члена избирательной комиссии прекращаются по решению органа, его назначившего.
8. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае:
утраты им гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах;
признания его решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
его смерти;
признания его решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности.
9. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса кроме случаев, предусмотренных пунктами 6 и 8 настоящей статьи, прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.
10. Если орган, назначивший члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, не примет решения о досрочном прекращении полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в течение одного месяца, а в период избирательной кампании - в течение десяти дней со дня поступления в указанный орган заявления члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена избирательной комиссии с правом решающего голоса принимается избирательной комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока.
11. Орган, назначивший члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, обязан назначить нового члена избирательной комиссии с правом решающего голоса вместо выбывшего по обстоятельствам, указанным в пунктах 6 и 8 настоящей статьи, не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статьями 11-14 настоящего Закона. В случае невыполнения данного требования нового члена избирательной комиссии с правом решающего голоса назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и настоящим Законом.
12. Статус членов избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающих в данной избирательной комиссии на постоянной (штатной) основе, определяется федеральными законами, законами Самарской области, уставом соответствующего муниципального образования, иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
13. Гарантии трудовых прав членов избирательных комиссий с правом решающего голоса и членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, а также условия привлечения членов избирательных комиссий с правом решающего голоса к административной и (или) уголовной ответственности устанавливаются с учетом требований федерального законодательства.
14. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию муниципального образования, окружную и участковые избирательные комиссии по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
15. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры.
16. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом избирательной комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования, за исключением права:
выдавать и подписывать избирательные бюллетени;
участвовать в сортировке, подсчете и погашении избирательных бюллетеней;
составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования;
участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии.
17. Положения пункта 16 настоящей статьи не могут служить основанием для отказа члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в данном пункте действий.
18. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса:
заблаговременно извещается о заседаниях избирательной комиссии;
вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательными бюллетенями), непосредственно связанными с выборами депутатов представительного органа муниципального образования, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий;
вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки избирательных бюллетеней по кандидатам;
вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
19. Срок полномочий членов избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на выборах депутатов представительного органа муниципального образования следующего созыва. Полномочия остальных членов избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
20. Полномочия членов окружных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
21. Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации или регистрация кандидата, выдвинутого избирательным объединением или избирательным блоком, отменена, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в соответствующей регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в такой регистрации.
22. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов и референдумов, в проведении которых принимает участие избирательная комиссия, членом которой он является.
23. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
24. За кандидатами, которые были избраны, в течение срока полномочий депутатов представительного органа муниципального образования сохраняется право назначения членов избирательных комиссий (за исключением Избирательной комиссии Самарской области), действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших.
Статья 17. Гласность в деятельности избирательных комиссий. Статус наблюдателей
1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении участковой, территориальной избирательными комиссиями работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительного разрешения. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными в настоящем пункте документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации.
2. Решения избирательных комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительного органа муниципального образования, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в полном объеме не позднее чем через 5 дней после их принятия.
3. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
4. При проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне муниципального образования или на более высоком уровне.
5. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры.
6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель.
В указанном в абзаце первом настоящего пункта направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
7. Документ, указанный в пункте 6 настоящей статьи, может быть предъявлен в участковую избирательную комиссию в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в территориальную или иную избирательную комиссию - в период досрочного голосования либо в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременного осуществления полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения.
8. Доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюдателям.
9. Наблюдатели вправе присутствовать в иных, кроме указанных в пункте 8 настоящей статьи, избирательных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов депутатов представительного органа муниципального образования, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
10. Наблюдатели вправе:
знакомиться со списками избирателей;
находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в избирательных бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
знакомиться с протоколами соответствующей избирательной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования и приложенными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем;
носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения, направивших наблюдателя в избирательную комиссию;
обжаловать в порядке, установленном федеральным законодательством, действия (бездействие) избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию, Избирательную комиссию Самарской области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд;
присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих избирательных комиссиях.
11. Наблюдатель не вправе:
выдавать избирателям избирательные бюллетени;
расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней;
заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени;
предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней;
совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
проводить агитацию среди избирателей;
участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
12. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и (или) о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования и (или) о результатах выборов депутатов представительного органа муниципального образования.
13. Заверение копий протоколов и иных документов избирательных комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей избирательной комиссии.
Статья 18. Расформирование избирательной комиссии
1. Избирательная комиссия может быть расформирована судом в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законодательством.
2. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии избирательная комиссия вместо расформированной формируется в соответствии с требованиями Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", настоящего Закона, иных законов Самарской области.
3. Расформирование избирательной комиссии не влечет за собой прекращения полномочий членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.