Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Регистрация (учет) избирателей. Составление
списков избирателей. Образование одномандатных избирательных
округов, избирательных участков
Статья 19. Регистрация (учет) избирателей
1. Регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом.
2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт нахождения места жительства гражданина Российской Федерации на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, который устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с требованиями федерального закона.
3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется главой муниципального образования, командиром воинской части по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
4. При осуществлении регистрации (учета) избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система, в которую вводятся следующие данные об избирателях: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа.
5. Органы исполнительной власти Самарской области обязаны оказывать необходимое содействие органам местного самоуправления и избирательным комиссиям при регистрации (учете) избирателей и уточнении сведений о зарегистрированных избирателях.
6. Избиратель имеет право на беспрепятственный доступ к документированной информации (персональным данным) о себе, в том числе к информации, находящейся на машиночитаемых носителях, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, а также имеет право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию, кем и кому она предоставлена.
Статья 20. Составление списков избирателей
1. В целях реализации прав избирателей соответствующими избирательными комиссиями на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования, составляются списки избирателей. Списки избирателей составляются отдельно по каждому избирательному участку. Списки избирателей изготавливаются в соответствии с нормативами, установленными Избирательной комиссией Самарской области.
При составлении списков избирателей используется государственная система регистрации (учета) избирателей. При составлении списка избирателей может использоваться государственная автоматизированная информационная система.
2. В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.
Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах депутатов представительного органа муниципального образования, то в списки избирателей при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 5 статьи 6 настоящего Закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования.
Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.
3. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке.
4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей статьи, и при условии нахождения места жительства на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого избирательного участка.
Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, проживающих в пределах расположения воинской части, является факт их постоянного или преимущественного проживания в пределах расположения воинской части.
5. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, одномандатного избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Рабочие, служащие, студенты, аспиранты, учащиеся, а также другие граждане, проживающие в период работы или учебы в общежитии, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития.
Граждане Российской Федерации, признанные вынужденными переселенцами либо обратившиеся в федеральную миграционную службу России или в миграционную службу Самарской области с ходатайством о признании их вынужденными переселенцами, включаются в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных федеральной миграционной службой России или миграционной службой Самарской области.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также других местах временного пребывания), работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в территориальную избирательную комиссию муниципального образования либо участковую избирательную комиссию не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту их временного пребывания.
7. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после представления списка избирателей для ознакомления избирателей, а также избиратели, по какой-либо иной причине не включенные в список избирателей, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в список избирателей на основании паспорта или заменяющего его документа, а при необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное проживание избирателя на территории данного избирательного участка.
8. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей при выборах депутатов представительного органа муниципального образования.
9. Сведения о зарегистрированных избирателях за исключением случая, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта, формирует и уточняет глава муниципального образования.
Сведения об избирателях - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части.
Сведения об избирателях собираются и уточняются главой муниципального образования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о государственной системе регистрации (учета) избирателей.
10. Сведения об избирателях направляются главой муниципального образования в соответствующие территориальные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных пунктом 11 настоящей статьи, - в участковые избирательные комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих избирательных комиссий.
11. Список избирателей по избирательному участку, образованному в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также других местах временного пребывания), составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не позднее дня, предшествующего дню голосования.
12. Списки избирателей по иным, кроме указанных в пункте 11 настоящей статьи, избирательным участкам составляются территориальными избирательными комиссиями.
13. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, адресам места жительства избирателей). В списке избирателей указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им избирательный бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов либо по выборам и референдуму (в случае совмещения дня голосования на выборах депутатов представительного органа муниципального образования с днем голосования на выборах иных уровней либо с днем голосования на референдуме) и для проставления подписи члена участковой избирательной комиссии, выдавшего избирательный бюллетень (избирательные бюллетени, избирательный бюллетень и бюллетень для голосования на референдуме) избирателю.
14. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь избирательной комиссии, составившей список. Список избирателей заверяется печатями избирательной комиссии, составившей данной список избирателей. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются избирательной комиссией муниципального образования.
15. Территориальная избирательная комиссия передает по акту соответствующим участковым избирательным комиссиям первый экземпляр составленного ею списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, составленного территориальной избирательной комиссией, на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью участковой избирательной комиссии и подписью ее председателя.
16. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей, составленный территориальной избирательной комиссией, в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей, составленный территориальной избирательной комиссией, не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
17. Участковая избирательная комиссия не позднее чем за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения.
18. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
19. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих избирательных комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 14 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, а также в случае включения избирателя в другой список избирателей. При этом в списке избирателей, а также в базе данных государственной автоматизированной информационной системы указываются факт и дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии.
20. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в соответствующую территориальную избирательную комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано также в суде в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
21. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 4 статьи 19 настоящего Закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке.
22. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.
Статья 21. Образование одномандатных избирательных округов
1. Для проведения выборов депутатов представительного органа муниципального образования образуются одномандатные избирательные округа с учетом данных о численности депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования, установленных уставом муниципального образования.
2. Одномандатные избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона.
3. Избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования, определяет схему одномандатных избирательных округов, в которой:
указаны номер и название каждого одномандатного избирательного округа;
указан центр каждого одномандатного избирательного округа;
обозначены границы каждого одномандатного избирательного округа;
определен перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов, входящих в каждый одномандатный избирательный округ. Если одномандатный избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме одномандатных избирательных округов должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта;
указаны места нахождения каждой окружной избирательной комиссии;
указано число избирателей, зарегистрированных в каждом одномандатном избирательном округе.
4. Представительный орган муниципального образования утверждает схему одномандатных избирательных округов не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования, при этом указанный орган до утверждения схемы одномандатных избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему.
5. В случае если на территории, на которой проводятся выборы депутатов представительного органа муниципального образования, представительный орган муниципального образования отсутствует либо в случае досрочного прекращения его полномочий или в случае досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа муниципального образования, влекущего его неправомочность, а также в случае если новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в пункте 4 настоящей статьи, избирательная комиссия муниципального образования принимает одно из следующих решений:
если схема одномандатных избирательных округов, утвержденная для выборов депутатов представительного органа муниципального образования прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, - о проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по прежней схеме округов;
если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, и (или) признана судом в установленном федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению, - о проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по одномандатным избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями настоящего Закона избирательной комиссией муниципального образования и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительного органа муниципального образования. При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме одномандатных избирательных округов, не меняется, избирательная комиссия муниципального образования при определении указанной схемы вправе, кроме уточнения численности избирателей, только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только одномандатные избирательные округа, не соответствующие требованиям пункта 6 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных одномандатных избирательных округов в прежней схеме избирательных округов, избирательная комиссия муниципального образования вправе также изменить границы указанных одномандатных избирательных округов в соответствии с требованиями пункта 6 настоящей статьи.
6. Одномандатные избирательные округа должны образовываться с соблюдением следующих требований:
соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов;
одномандатный избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.
7. При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных округов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, учитываются административно-территориальное устройство (деление) Самарской области, территории муниципального образования.
8. Опубликование (обнародование) новой схемы одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется органом, утвердившим данную схему одномандатных избирательных округов, не позднее чем через пять дней после ее утверждения.
В случае если выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва проводятся в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи по прежней схеме округов, то ее опубликование (обнародование), в том числе опубликование (обнародование) ее графического изображения, осуществляется избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 10 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования нового созыва.
9. При проведении дополнительных выборов депутата представительного органа муниципального образования используется схема одномандатных избирательных округов, которая использовалась при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования действующего созыва.
Статья 22. Образование избирательных участков
1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки. Границы избирательных участков не должны пересекать границы одномандатных избирательных округов.
2. Избирательные участки должны образовываться с учетом административно-территориального устройства Самарской области, а также местных и иных условий в целях создания максимальных удобств для участия избирателей в голосовании.
3. Избирательные участки образуются по согласованию с избирательными комиссиями главой муниципального образования либо командиром воинской части, а также в случаях, порядке и сроки, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи, соответствующими избирательными комиссиями на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом избирательном участке.
4. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) избирательные участки могут образовываться в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях по согласованию с вышестоящей избирательной комиссией - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Такие избирательные участки входят в одномандатные избирательные округа по месту их расположения.
5. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.
6. Списки избирательных участков (в том числе образованных в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), с указанием их границ и номеров, мест нахождения и номера телефонов участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.