Закон Самарской области от 15 июня 2001 г. N 44-ГД
"Об утверждении областной целевой Программы
развития региональной системы комплексной реабилитации детей
и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы "Реабилитация"
11 июня 2003 г.
Принят постановлением Самарской Губернской Думы
от 29 мая 2001 г. N 179
Губернатор Самарской области |
К.А. Титов |
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы развития
региональной системы комплексной
реабилитации детей и подростков
с проблемами в развитии
на 2001-2004 годы "Реабилитация"
Областная целевая программа
развития региональной системы
комплексной реабилитации детей
и подростков с проблемами
в развитии на 2001-2004 годы
"Реабилитация"
(далее - Программа)
11 июня 2003 г.
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа развития региональной
системы комплексной реабилитации детей и
подростков с проблемами в развитии на 2001-2004
годы "Реабилитация".
Дата принятия решения о
разработке Программы - поручение и.о. Губернатора области от 22.03.2000
N 6-56/336.
Государственный
заказчик - Администрация Самарской области.
Головной исполнитель - департамент науки и образования Администрации
области
Основные разработчики - департамент науки и образования Администрации
области
департамент здравоохранения Администрации
области
департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Самарской области
департамент по делам молодежи Самарской области
Цель и задачи программы- создание условий, обеспечивающих полноценную
комплексную реабилитацию детей и подростков с
проблемами в развитии и их успешную интеграцию в
общество;
задачи Программы:
создание нормативно-правовой базы
функционирования и развития системы
специализированных реабилитационных учреждений;
создание современного программного и
учебно-методического обеспечения
образовательного процесса в специализированных
образовательных учреждениях (классах, группах);
создание и развитие реабилитационных моделей с
ориентацией на раннюю коррекцию отклонений,
профессиональную реабилитацию и интеграцию в
социум детей и подростков с проблемами в
развитии;
материально-техническое оснащение
специализированных реабилитационных учреждений;
оптимизация системы управления и финансирования
региональной системы комплексной реабилитации
детей и подростков с проблемами в развитии;
формирование принципов и практики подготовки
кадров для специализированных реабилитационных
учреждений.
Сроки реализации
Программы - начало: дата утверждения Программы
окончание: 31.12.2004
Законом Самарской области от 11 июня 2003 г. N 46-ГД в раздел "Исполнители Программы" паспорта настоящей Программы внесены изменения
Исполнители Программы - департамент науки и образования Администрации
области, департамент здравоохранения
Администрации области, департамент Федеральной
государственной службы занятости населения по
Самарской области, департамент по делам молодежи
Самарской области, Самарский государственный
университет, Самарский государственный
педагогический университет, Самарский
государственный медицинский университет, Главное
управление по вопросам семьи, материнства и
детства Самарской области
Координатор Программы - межведомственный координационный совет по
комплексной реабилитации детей и подростков с
проблемами в развитии
Объемы и источники
финансирования - общий объем финансирования Программы
33473 тыс.рублей, из них:
из областного бюджета 30107 рублей, в том числе:
департамент науки и образования Администрации
области - 26730 тыс. рублей;
департамент здравоохранения Администрации
области - 3233 тыс. рублей;
департамент по делам молодежи Самарской области
- 136 тыс. рублей;
департамент Федеральной государственной службы
занятости населения по Самарской области
- 8 тыс. рублей;
из бюджета г. Тольятти 3366 тыс. рублей
Ожидаемые результаты
реализации Программы - обеспечение комплекса мероприятий, направленных
на укрепление психофизического и
духовно-нравственного здоровья детей;
создание условий для социального и
профессионального самоопределения лиц с
проблемами в развитии;
уменьшение зависимости молодых людей со
специальными нуждами от государственной системы
финансовой поддержки лиц с ограниченной
трудоспособностью;
снижение уровня социального сиротства;
уменьшение числа детей, нуждающихся в
специальных реабилитационных услугах;
преодоление негативного отношения в обществе к
проблемам лиц с ограниченными возможностями
Система контроля
за исполнением программы- департамент экономического развития и
инвестиций Администрации области совместно с
департаментом управления финансами Администрации
области на основании ежегодных отчетов,
представляемых головным исполнителем Программы,
готовит заключение о результатах исполнения
Программы за очередной год и целесообразности ее
дальнейшего финансирования. Контроль за
использованием головным исполнителем Программы
целевых бюджетных ассигнований обеспечивает
департамент управления финансами Администрации
области. Программа реализуется на основе
договоров на поставку товаров, выполнение работ,
оказание услуг. Договор определяет права и
обязанности сторон, регулирует их отношения, в
том числе предусматривает контроль головным
исполнителем Программы хода работ по выполнению
договора.
Основные понятия, используемые в Программе
Реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных функций человека.
Абилитация - приобретение долженствующих в соответствии с возрастом человека функций.
Субъекты системы ранней диагностики - учреждения, входящие в структуру службы ранней диагностики, коррекции, развития ребенка и его семьи (медицинские учреждения, психологические службы в системе образования, образовательные учреждения, службы "Семья", центры диагностики, коррекции и развития детей дошкольного и школьного возрастов).
Дети и подростки с проблемами в развитии - лица в возрасте от 0 до 18 лет следующих категорий:
с отклонениями в развитии: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые;
нуждающиеся в длительном лечении;
дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
с девиантным поведением.
Перечень учреждений, задействованных в реализации Программы
Специализированные реабилитационные учреждения в системе образования:
специализированные образовательные учреждения (далее - СОУ) - образовательные учреждения, занимающиеся вопросами обучения, воспитания, коррекции, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам:
дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида;
специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (школы и школы-интернаты);
образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением;
оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении;
специальные (коррекционные) учреждения профессионального образования.
Специализированные классы, группы в системе образования:
группы компенсирующего вида в дошкольных образовательных учреждениях комбинированного вида;
специальные (коррекционные) классы для детей с задержкой психического развития в образовательных учреждениях;
специальные (коррекционные) группы для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в учреждениях профессионального образования;
специальные (коррекционные) объединения дополнительного образования для детей и подростков с отклонениями в развитии, группы постоянного пребывания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в интернатных учреждениях;
группы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях профессионального образования.
Специализированные реабилитационные учреждения в системе здравоохранения:
детские поликлиники; реабилитационные центры при детских поликлиниках;
центр медицинской и социальной реабилитации "Ариадна" г. Тольятти;
детские санатории;
специализированные дома ребенка;
центры социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями;
центры "Семья";
центры диагностики и коррекции детей дошкольного и школьного возрастов;
социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних (приюты).
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения Программными методами
В Самарской области функционирует разветвленная сеть специализированных реабилитационных учреждений. В сфере образования действуют:
система коррекционного образования, которой охвачено 19614 детей и подростков (около 2,5% от общего числа детей в области), воспитывающихся в 27 специальных (коррекционных) школах-интернатах, 476 специальных (коррекционных) группах в дошкольных образовательных учреждениях, 863 специальных (коррекционных) классах в общеобразовательных учреждениях, 14 специальных группах в учреждениях начального профессионального образования;
система образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которой воспитывается 2096 человек, включает 8 детских домов, 2 школы-интерната, 18 групп постоянного пребывания в интернатных учреждениях.
В Самарской области функционируют также оздоровительные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в длительном лечении, где обучается 290 детей, и Октябрьская специальная школа для детей с девиантным поведением с контингентом 66 человек.
В 10 городах и 27 районах области около 2000 детей школьного возраста находятся на индивидуальном и индивидуально-групповом обучении по медицинским и социально-педагогическим показаниям.
Всего в образовательной системе Самарской области получают образование 24066 детей и подростков с различными проблемами в развитии.
В сфере здравоохранения функционируют 11 реабилитационных центров при детских поликлиниках, центр реабилитации детей до 1 года с перинатальными повреждениями центральной нервной системы при городской детской больнице N 1 г.Самары, областной нейрохирургический центр при Самарской областной клинической больнице им. М.И. Калинина, центр медицинской и социальной реабилитации детей с нарушениями слуха и речи и детским церебральным параличом "Ариадна" г.Тольятти, где ежегодно проходят реабилитацию около 1000 детей, 7 детских санаториев на 1645 коек с количеством оздоровленных детей 10646 человек ежегодно, 4 специализированных дома ребенка для детей с поражениями центральной нервной системы с поражением и без поражения психики с числом детей в них 307 человек, 11 центров социально-медицинской реабилитации детей с ограниченными возможностями, 48 центров "Семья", 9 центров психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции, развития детей, 28 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (приютов).
Центры "Семья" по своему функциональному статусу являются социальными поликлиниками и решают задачи изучения и анализа социально-демографической ситуации соответствующей территории, проведения социального патронажа детей, воспитывающихся в приемных семьях, профилактики негативных социальных явлений и формирования здорового образа жизни семей. Социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних осуществляют социальную реабилитацию детей и их семей, а также совместно с органами опеки и попечительства занимаются подбором замещающих семей, если реабилитировать биологические семьи не представляется возможным.
Вопросами комплексной социальной, психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции развития детей дошкольного и школьного возрастов занимаются специализированные учреждения - центры психолого-медико-педагогической диагностики, коррекции, развития детей. В 1999 году специалистами таких центров обследовано 12,8 тысяч детей, 60% из них - в возрасте до 6 лет.
Таким образом, в области функционирует разветвленная сеть специализированных реабилитационных учреждений в различных ведомствах, решающих специфические задачи в соответствии со своими уставными целями. Вместе с тем нормативно-правовые и финансовые механизмы их взаимодействия отсутствуют, что снижает эффективность, в том числе экономическую, работы по психолого-педагогической, медицинской, социально-трудовой реабилитации граждан данной категории.
Следует отметить, что практика создания единого межведомственного реабилитационного пространства в рамках региона на сегодняшний день в России отсутствует, поэтому реализация данной Программы станет уникальным для нашей страны опытом.
Для эффективного функционирования существующей системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии необходимы также качественные изменения внутри уже действующих реабилитационных учреждений и создание недостающих. Наиболее значимым звеном в системе реабилитации должна стать региональная система ранней диагностики, коррекции, развития ребенка и его семьи (далее - система (служба) ранней диагностики), предполагающая создание региональной научно-методической лаборатории и территориальных служб ранней диагностики, структурирование которых осуществляется с учетом межведомственного характера деятельности. Для обеспечения системного, комплексного подхода к реализации реабилитации ребенка и семьи в структуру службы ранней диагностики должны войти специалисты учреждений здравоохранения, образования, органов опеки и попечительства.
Основными функциями службы ранней диагностики являются:
ранняя диагностика, абилитация и реабилитация детей в возрасте от 0 до 3 лет группы биологического и социального риска;
оказание психологической, социальной и методической помощи родителям, у которых имеется проблемный ребенок.
Актуальность создания такой службы обусловлена высокими показателями социального сиротства, а также заболеваемости детей и, прежде всего, ростом детской инвалидности: 190,2 на 10 тыс. детского населения в 1999 году по сравнению с 172,1 в 1998 году. Именно эти дети, а также новорожденные с перинатальными патологиями составляют основной контингент специализированных домов ребенка и являются детьми группы риска. Своевременная абилитация таких детей, а также социальная, психологическая и методическая поддержка их родителей должны стать факторами снижения показателей социального сиротства и остроты социальных и психологических проблем в биологической семье.
Другой важной задачей создаваемой службы является организация квалифицированной диагностико-коррекционной работы с детьми раннего возраста, что приведет к снижению количества детей, нуждающихся в специальных образовательных услугах, уже в дошкольном возрасте и к началу школьного обучения, а также снижению тяжести проявления дефектов у тех, кто не поддается полной абилитации и реабилитации ввиду тяжести первичного заболевания.В конечном итоге ожидается значительное снижение контингента интернатных учреждений и увеличение количества детей, способных к интегрированному обучению в массовых образовательных учреждениях, что максимально будет способствовать их социализации, а также даст экономию бюджетных средств.
Программа предусматривает реализацию мероприятий по разработке нормативного обеспечения службы ранней диагностики с учетом межведомственного характера деятельности и по созданию материально-технических, научно-методических и кадровых условий (расширение штатных расписаний субъектов службы ранней диагностики, обучение "команд" специалистов) для ее успешного функционирования, что обеспечит дальнейшее функционирование системы ранней диагностики в рамках текущего финансирования, обеспечивая долговременный и стойкий социальный и экономический эффект.
Кроме создания региональной службы ранней диагностики, необходимо внести изменения в деятельность существующих специализированных реабилитационных учреждений, и, прежде всего, образовательных, поскольку именно в них реализуется конституционное право граждан на образование.
В образовательных учреждениях дети и подростки находятся значительное время, здесь формируется и развивается личность гражданина. В существующей системе специализированных образовательных учреждений имеется ряд проблем, существенно снижающих эффективность ее деятельности:
1. Программно-методическое оснащение специализированных образовательных учреждений (классов, групп) устарело либо не разработано. Так, специальные (коррекционные) школы-интернаты работают по учебным программам 1971, 1974, 1983, 1990 годов. Специальных программ профессионального обучения детей с отклонениями в развитии не существует. Учебники, по которым ведется обучение в специализированных учреждениях, также устарели, содержат ряд тем и понятий, утративших актуальность в изменившихся политических и социально-экономических условиях. От 30 до 90 % учебников в библиотеках специализированных образовательных учреждений составляют ветхий фонд.
2. Эффективное психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков требует применения прогрессивных коррекционно-образовательных технологий, которыми владеют педагоги узких специальностей: дефектологи различных профилей, психологи, социальные педагоги, которых в специализированных образовательных учреждениях недостаточно. Однако получение второго высшего образования и переподготовка работников образования производятся на платной основе и недоступны работающим педагогам. Наиболее остро стоит проблема подготовки кадров для профессионального обучения подростков с проблемами в развитии. Так, в единственном в области коррекционном профессиональном училище N 11 80% мастеров производственного обучения, имеющих высокий рабочий разряд, и воспитателей не имеют педагогического образования, не говоря уже о дефектологической подготовке. Отсутствие в системе профессионального образования дефектологов, психологов и других специалистов резко ограничивает и без того узкие возможности подростков с проблемами в развитии на получение профессии, специальности. Программа включает в себя целый блок мероприятий по кадровому обеспечению специализированных учреждений, что позволит сформировать корпус специалистов, владеющих современными технологиями реабилитации детей разных возрастов и с различными проблемами в развитии. Администрация учреждения, заинтересованного в целевом обучении работника, вырабатывает механизм закрепления специалиста в учреждении в пределах внебюджетного фонда данного учреждения.
3. Специальное реабилитационное оборудование специализированных образовательных учреждений Самарской области морально и физически устарело. Так, в специальной (коррекционной) школе-интернате для глухих детей N 4 г.Самары используется звукоусиливающая аппаратура 1969, 1973, 1974 годов выпуска, а 9 кабинетов, кабинет ритмики и актовый зал совсем не оснащены аудиотехникой и звукоусиливающей аппаратурой. К числу необходимого реабилитационного оборудования следует отнести также средства информатизации образовательного процесса, специально разработанные комплекты наглядных пособий, развивающих игр и игрового оборудования. Необходимо также переоборудование медицинских блоков специализированных образовательных учреждений (в частности, кабинетами лечебной физкультуры), так как дети с отклонениями в развитии в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, подвержены различным заболеваниям: их первичные патологии, как правило, связаны с поражениями жизненно важных функциональных систем организма, что приводит к многочисленным сопутствующим нарушениям здоровья. При этом воспитанники интернатных учреждений лишены возможности регулярно посещать медицинские учреждения для получения необходимой помощи.
4. Сложившаяся система профессиональной реабилитации в специализированных образовательных учреждениях ориентирована на подготовку воспитанников к профессиональной деятельности в государственном секторе экономики, что приводит к их несостоятельности в изменившихся экономических условиях, и проводится на оборудовании, которое уже не используется в современном производстве. Образовательные учреждения испытывают острую нехватку инструментов и расходных материалов для проведения практических занятий. Оснащение учебных мастерских специализированных образовательных учреждений современным технологическим оборудованием и расходными материалами позволит включить воспитанников в производство продукции, реализация которой даст возможность в дальнейшем обеспечивать производственный процесс; дети же получат возможность своевременно включаться в рыночные отношения, получат стимул к повышению производственных показателей, овладению профессиональными умениями и навыками. Такой подход к профессиональной подготовке предупредит формирование у воспитанников потребительского отношения к жизни. Оптимальной формой включения детей данной категории в производственные рыночные отношения является выставка-продажа изделий воспитанников специализированных реабилитационных учреждений.
Помимо мероприятий по материально-техническому оснащению процесса социально-трудовой и профессиональной абилитации и реабилитации воспитанников специализированных учреждений. Программа включает мероприятия по разработке и апробации специальных программ, учебных планов, методик реабилитационной работы с детьми и молодежью данной категории, расширению спектра доступных им профессий и специальностей, а также по формированию правовых и экономических механизмов повышения заинтересованности работодателей в использовании труда лиц с ограниченными возможностями.
Программа предполагает расширение спектра организационных форм образования детей и подростков с проблемами в развитии. Анализ образовательных систем различных регионов России и других государств показывает, что наиболее распространенными являются следующие формы организации обучения:
1. Обучение в специализированных образовательных учреждениях, классах, группах.
Такая форма обучения детей и подростков с проблемами в развитии на сегодняшний день наиболее распространена, так как имеет ряд существенных преимуществ: прежде всего, она наиболее экономична, поскольку дает возможность организовать комплексное психолого-медико-педагогическое и социальное коррекционное воздействие усилиями небольшого количества специалистов сразу на многочисленную группу детей в соответствии с их индивидуально-типологическими особенностями, обеспечить непрерывность такого воздействия, создать коррекционно-развивающую среду, также способствующую наиболее полной реабилитации воспитанников.
Существование специализированных образовательных учреждений интернатного типа оправдано также с точки зрения социальной поддержки этих детей и их семей. Ни для кого не секрет, что воспитанники интернатных учреждений чаще всего приходят туда из малообеспеченных, многодетных, неполных, асоциальных семей, и проживание в интернате для многих воспитанников является единственной возможностью получать полноценное питание, жить в достойных бытовых условиях, ограничить пагубное влияние родственников, ведущих аморальный образ жизни; родители же воспитанников, отдав ребенка в интернат, получают возможность устроиться на работу.
С другой стороны, пребывание детей в интернатных учреждениях имеет и негативные стороны. Прежде всего, воспитанники интернатных учреждений ввиду особенностей организации деятельности данного типа учреждений оказываются в высокой степени изолированными от общения с нормально развивающимися сверстниками и детьми, проживающими в семьях. Безусловно, такая изоляция не может не оказывать отрицательного влияния на процесс социализации воспитанников интернатных учреждений.
В целях преодоления негативных сторон пребывания детей в интернатных учреждениях необходимо изменение, прежде всего, подходов к созданию условий содержания воспитанников, максимально приближенных к домашним, и организации образовательного процесса.
2. Интегрированное обучение детей и подростков с проблемами в развитии является формой обучения, способствующей максимальной социализации лиц данной категории. На сегодняшний день некоторые категории детей обучаются по такой форме. Так, ряд учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практикует такую организацию деятельности, когда дети проживают в интернате, а обучаются в близлежащих общеобразовательных школах. Многие дети с негрубыми речевыми нарушениями также обучаются в "массовых" классах, получая логопедическую помощь на школьном логопункте. Однако в существующих условиях круг детей, обучающихся по такой форме, очень узок, так как дети со сложными дефектами развития требуют создания особых образовательных условий. Создание таких условий потребует, прежде всего, большой просветительской работы в обществе, поскольку попытки интегрирование обучать детей с очевидными отклонениями в развитии часто приводят к конфликтам в детском коллективе, вызывают протест родителей нормально развивающихся учащихся класса и даже негативное отношение педагогов к таким детям.
Кроме того, интегрированные формы обучения детей и подростков с проблемами в развитии не имеют нормативно-правового, научно-методического, материально-технического и кадрового обеспечения. Программа предусматривает разработку и апробацию интегрированных форм обучения в условиях экспериментальных площадок с последующим внедрением в практику работы образовательной системы региона.
3. Дистантные формы обучения наиболее актуальны для детей, имеющих ограничения в передвижениях, а также медицинские и социально-педагогические противопоказания к обучению в условиях образовательного учреждения. Часто эти дети имеют высокие интеллектуальные и творческие возможности, но не могут реализовать их. Дистантные формы образования, также как интегрированные, в настоящее время нуждаются в разработке и апробации по всем направлениям.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является развитие системы непрерывного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения каждого ребенка с проблемами в развитии, при которой специалисты с самого рождения такого ребенка помогут выбрать оптимальный коррекционный маршрут и сроки его прохождения с целью обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных прав и свобод и успешной интеграции в общество.
Задачи Программы:
создание региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии;
разработка законодательно закрепленных и финансово обеспеченных механизмов взаимодействия специалистов реабилитационных учреждений;
обеспечение научно-методических, материально-технических, кадровых условий для эффективного функционирования региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии;
создание условий для обеспечения психофизического здоровья и духовно-нравственного развития детей и подростков с проблемами в развитии;
создание условий для полноценной профессиональной и социально-трудовой абилитации и реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии с учетом территориальных и социально-экономических аспектов;
разработка и апробирование нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ внедрения в образовательную систему Самарской области новых форм общего и профессионального образования детей и подростков с проблемами в развитии.
3. Система программных мероприятий
В целях решения поставленных задач по развитию региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии Программой предусматривается проведение комплекса мероприятий (приложение):
осуществление организационных мероприятий по развитию сети специализированных реабилитационных учреждений, созданию единого межведомственного реабилитационного пространства;
проведение мероприятий по нормативно-правовому обеспечению деятельности региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии;
разработка и осуществление научно-методического обеспечения процесса реабилитации в специализированных реабилитационных учреждениях;
формирование материально-технической базы специализированных реабилитационных учреждений;
формирование принципов и практики подготовки кадров для создаваемой региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают в порядке, установленном действующим законодательством, оборудование и другие средства, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
4. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит проводить региональную политику в отношении лиц с проблемами психофизического, личностного, социального развития, а также сформировать такую систему их реабилитации, которая будет функционировать в рамках финансирования ее основной деятельности, оказывая позитивное влияние на социокультурную и экономическую ситуацию в регионе в течение длительного времени.
5. Финансовое обеспечение Программы
Всего по Программе на 2001-2004 годы предусматриваются расходы в сумме 33473 тыс. рублей, в том числе 30107 тыс. рублей из средств областного бюджета, 3366 тыс. рублей - из бюджета г.Тольятти. В 2001 году на реализацию Программы предусмотрены расходы в сумме 4865,4 тыс.рублей, в том числе 3738,4 тыс. рублей из средств областного бюджета, 1127 тыс. рублей из бюджета г. Тольятти.
Предполагается также дополнительное привлечение:
средств, выделяемых в рамках федеральных целевых программ;
средств общественных фондов, организаций;
благотворительных взносов от юридических и физических лиц, других внебюджетных финансовых поступлений, не противоречащих действующему законодательству.
6. Управление Программой и контроль за ходом ее выполнения
Контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляет головной исполнитель Программы - департамент науки и образования Администрации области.
Департамент науки и образования Администрации области с целью рационального использования средств, выделяемых на реализацию Программы, определяет поставщика необходимого оборудования путем проведения торгов на размещение заказов.
Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы.
Координацию деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы осуществляет межведомственный координационный совет по комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии (далее - Совет), образованный департаментом науки и образования Администрации области.
В задачи Совета, наряду с другими, входят разработка и реализация программ развития системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии, а также координация деятельности ведомств и организаций региона, занимающихся вопросами реабилитации лиц данной категории. В состав Совета входят представители органов управления и учреждений образования, здравоохранения, социальной защиты населения, обществ инвалидов, слепых, глухих и других заинтересованных организаций.
В соответствии с целью и задачами деятельности Совета на его заседаниях, проводимых ежеквартально, разрабатываются планы работы исполнителей по реализации мероприятий Программы, заслушивается информация о ходе их исполнения, а также формируется ежегодный сводный отчет о реализации мероприятий Программы за истекший период.
Законом Самарской области от 11 июня 2003 г. N 46-ГД в приложение N 2 к настоящей Программе внесены изменения
Приложение
к областной
целевой программе
развития региональной системы
комплексной реабилитации детей
и подростков с проблемами в
развитии на 2001-2004 годы
"Реабилитация"
Система программных мероприятий и финансовое обеспечение Программы
/------------------------------------------------------------------------------------------------------\
| | | | | Объем финансирования, | |
| N | Мероприятия | Источники | Срок | тыс. рублей | Исполнители |
|п/п | | финансирования|исполнения|-------------------------------| |
| | | | |2001 г.|2002 г.|2003 г.|2004 г.| |
|----+-------------------------------------------------------------------------------------------------|
| | 1. Развитие сети специализированных реабилитационных учреждений, |
| | создание единого межведомственного реабилитационного пространства |
|----+-------------------------------------------------------------------------------------------------|
|1.1.|Организация |Областной |2001 | | | | |Департамент науки и |
| |деятельности |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |региональной |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |лаборатории |основной | | | | | |Департамент |
| |ранней |деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |диагностики | | | | | | |Администрации области |
| | | | | | | | | |
|1.2.|Организация |Областной |2001-2004 | | | | |Департамент науки и |
| |деятельности |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |территориальных|финансирования | | | | | |Администрации области |
| |служб ранней|основной | | | | | |Департамент |
| |диагностики, |деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |коррекции, | | | | | | |Администрации области |
| |развития | | | | | | | |
| |ребенка и его| | | | | | | |
| |семьи (далее -| | | | | | | |
| |лаборатория | | | | | | | |
| |(служба) ранней| | | | | | | |
| |диагностики) | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1.3.|Программное |Областной |2002 | |14,0 |8 | |Департамент науки и |
| |обеспечение |бюджет | | | | | |образования |
| |компьютерной | | | | | | |Администрации области |
| |системы | |2003 | |2,8 | | |Департамент |
| |профессиональн-| | | | | | |здравоохранения |
| |ого отбора и| | | | | | |Администрации области |
| |профессиональн-| | | | |8 | |Департамент |
| |ой ориентации| | | | | | |Федеральной |
| |детей и| | | | | | |государственной |
| |подростков с| | | | | | |службы занятости |
| |проблемами в| | | | | | |населения по Самарской|
| |развитии | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|1.4.|Организация |Областной |2001-2004 |1,9 |1,9 |1,9 |1,9 |Департамент науки и |
| |обучающих |бюджет | | | | | |образования |
| |семинаров для| | | | | | |Администрации области |
| |координации | | | | | | |Департамент |
| |деятельности | | | | | | |здравоохранения |
| |специалистов | | | | | | |Администрации области |
| |реабилитацион- | | | | | | | |
| |ных учреждений| | | | | | | |
| |по проблемам:| | | | | | | |
| |социальной | | | | | | | |
| |работы с| | | | | | | |
| |семьей, | | | | | | | |
| |находящейся в| | | | | | | |
| |трудной | | | | | | | |
| |жизненной | | | | | | | |
| |ситуации; | | | | | | | |
| |взаимодействия | | | | | | | |
| |специалистов | | | | | | | |
| |реабилитацион- | | | | | | | |
| |ных учреждений| | | | | | | |
| |по вопросам| | | | | | | |
| |социальной, | | | | | | | |
| |психолого-меди-| | | | | | | |
| |копедагогическ-| | | | | | | |
| |ой диагностики;| | | | | | | |
| |система | | | | | | | |
| |профилактики | | | | | | | |
| |различных | | | | | | | |
| |нарушений у| | | | | | | |
| |детей раннего| | | | | | | |
| |возраста | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1.5.|Проведение |Областной |2002, | |39 | |39 |Департамент науки и |
| |областных |бюджет |2004 | | | | |образования |
| |научно-практи- | | | | | | |Администрации области |
| |ческих | | | |76 | |76 |Главное управление по |
| |конференций по| | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |актуальным | | | | | | |ринства и детства |
| |вопросам | | | |38 | |38 |Самарской области |
| |реабилитацион- | | | | | | |Департамент по делам |
| |ной работы с | | | | | | |молодежи Самарской |
| |детьми и | | | | | | |области |
| |подростками с | | | | | | |Департамент |
| |проблемами в | | | | | | |Федеральной |
| |развитии | | | | | | |государственной |
| | | | | | | | |службы занятости |
| | | | | | | | |населения по Самарской|
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
|1.6.|Организация |Областной |2001-2004 |15 |15 |15 |15 |Департамент науки и |
| |ежегодной |бюджет | | | | | |образования |
| |благотворитель-| | | | | | |Администрации области |
| |ной | | |15 |15 |15 |15 |Главное управление по |
| |выставки-прода-| | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |жи изделий| | | | | | |ринства и детства |
| |воспитанников | | |15 |15 |15 |15 |Самарской области |
| |специализиро- | | | | | | |Департамент по делам |
| |ванных | | | | | | |молодежи Самарской |
| |реабилитацион- | | | | | | |области |
| |ных учреждений | | | | | | |Департамент |
| | | | | | | | |Федеральной |
| | | | | | | | |государственной |
| | | | | | | | |службы занятости |
| | | | | | | | |населения по Самарской|
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
| | |Бюджет | |5 |5 |5 |5 |Мэрия г.Тольятти |
| | |г.Тольятти | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|1.7.|Разработка |Областной |2002 | | | | |Департамент науки и |
| |предложений по|бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |формированию |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |правовых и|основной | | | | | |Департамент |
| |экономических |деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |механизмов | | | | | | |Администрации области |
| |повышения | | | | | | |Департамент |
| |заинтересован- | | | | | | |Федеральной |
| |ности | | | | | | |государственной службы|
| |работодателей в| | | | | | |занятости населения по|
| |использовании | | | | | | |Самарской области |
| |труда лиц с| | | | | | |Департамент по делам |
| |ограниченными | | | | | | |молодежи Самарской |
| |возможностями | | | | | | |области |
| | | | | | | | |Самарский |
| | | | | | | | |государственный |
| | | | | | | | |университет |
| | | | | | | | |Самарский |
| | | | | | | | |государственный |
| | | | | | | | |педагогический |
| | | | | | | | |университет |
| | | | | | | | | |
| |Итого по | | | | | | | |
| |разделу 1 | | |52 |222 |68 |205 | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности региональной системы |
| комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|2.1.|Разработка |Областной |2001 | | | | |Департамент науки и |
| |проекта |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |нормативного |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |правового акта|основной | | | | | |Департамент |
| |о региональной|деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |лаборатории | | | | | | |Администрации области |
| |ранней | | | | | | | |
| |диагностики | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|2.2.|Разработка |Областной |2001 | | | | |Департамент науки и |
| |проекта |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |нормативного |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |правового акта|основной | | | | | |Департамент |
| |о |деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |территориальных| | | | | | |Администрации области |
| |службах ранней| | | | | | | |
| |диагностики | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|2.3.|Разработка |Областной |2001 | | | | |Департамент науки и |
| |межведомствен- |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |ного документа,|финансирования | | | | | |Администрации области |
| |регламентирую- |основной | | | | | |Департамент |
| |щего порядок|деятельности | | | | | |здравоохранения |
| |взаимодействия | | | | | | |Администрации области |
| |субъектов | | | | | | | |
| |системы ранней| | | | | | | |
| |диагностики | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|2.4.|Разработка |Областной |2002, | | | | |Департамент науки и |
| |проекта |бюджет в рамках|2003 | | | | |образования |
| |нормативного |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |правового акта,|основной | | | | | | |
| |регламентирую- |деятельности | | | | | | |
| |щего формы| | | | | | | |
| |обучения: | | | | | | | |
| |интегрирован- | | | | | | | |
| |ные; | | | | | | | |
| |дистантные | | | | | | | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 3. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации |
| в специализированных реабилитационных учреждениях |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|3.1.|Разработка и|Областной |2001-2004 |56 |625 |1149 |1004 |Департамент науки и |
| |апробация |бюджет | | | | | |образования |
| |программ для| | | | | | |Администрации области |
| |обучения детей| | | | | | |Самарский |
| |и подростков с| | | | | | |государственный |
| |проблемами в| | | | | | |педагогический |
| |развитии | | | | | | |университет |
| | | | | | | | |Самарский |
| | | | | | | | |государственный |
| | | | | | | | |университет |
| | | | | | | | |Департамент по делам |
| | | | | | | | |молодежи Самарской |
| | | | | | | | |области |
| | | | | | | | | |
| | |Бюджет | |64 |64 |64 |64 |Департамент |
| | |г.Тольятти | | | | | |образования мэрии |
| | | | | | | | |г.Тольятти |
| | | | | | | | | |
|3.2.|Формирование |Областной |2002 | | | | |Департамент науки и |
| |банка |бюджет в рамках| | | | | |образования |
| |программно-ме- |финансирования | | | | | |Администрации области |
| |тодических |основной | | | | | | |
| |комплексов для|деятельности | | | | | | |
| |специализиро- | | | | | | | |
| |ванных | | | | | | | |
| |образовательных| | | | | | | |
| |учреждений | | | | | | | |
| |(далее - СОУ)| | | | | | | |
| |(классов, | | | | | | | |
| |групп) | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|3.3.|Обеспечение |Областной |2001-2004 |446 |647 |647 |649 |Департамент науки и |
| |каждого СОУ|бюджет | | | | | |образования |
| |(класса, | | | | | | |Администрации области |
| |группы) | | | | | | | |
| |библиотечным | | | | | | | |
| |комплектом | | | | | | | |
| |учебной, | | | | | | | |
| |методической и| | | | | | | |
| |справочно-энци-| | | | | | | |
| |клопедической | | | | | | | |
| |литературы | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Итого по | | | | | | | |
| |разделу 3 | | |566 |1336 |1860 |1717 | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 4. Формирование материально-технической базы региональной системы |
| комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|4.1.|Оснащение |Областной |2001 | |170 | | |Департамент науки и |
| |региональной |бюджет | | | | | |образования |
| |лаборатории | | | | | | |Администрации области |
| |ранней | | | | | | |Департамент |
| |диагностики | | | | | | |здравоохранения |
| |комплектом | | | | | | |Администрации области |
| |диагностико-ко-| | | | | | | |
| |ррекционного | | | | | | | |
| |оборудования | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4.2.|Оснащение |Областной |2001-2004 | |404 |404 |404 |Департамент науки и |
| |территориальных|бюджет | | | | | |образования |
| |служб ранней| | | | | | |Администрации области |
| |диагностики | | | | | | |Департамент |
| |необходимым | | | | | | |здравоохранения |
| |диагностическим| | | | | | |Администрации области |
| |и коррекционным| | | | | | | |
| |оборудованием |Бюджет | |101 | | | |Мэрия г.Тольятти |
| | |г.Тольятти | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4.3.|Приобретение и|Областной |2001-2004 |197 |543 |543 |637 |Департамент науки и |
| |поставка в СОУ|бюджет | | | | | |образования |
| |средств | | | | | | |Администрации области |
| |информатизации |Бюджет | | |585 | | |Департамент |
| |образовательно-|г.Тольятти | | | | | |образования мэрии |
| |го процесса| | | | | | |г.Тольятти |
| |(компьютерной, | | | | | | | |
| |аудиовидеотех- | | | | | | | |
| |ники) | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4.4.|Приобретение и|Областной |2001-2004 |336 |2150 |1687 |1928 |Департамент науки и |
| |поставка в|бюджет | | | | | |образования |
| |специализиро- | | | | | | |Администрации области |
| |ванные | | | | |210 | |Главное управление по |
| |реабилитацион- | | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |ные учреждения| | | | | | |ринства и детства |
| |современного |Бюджет | | |1000 | | |Самарской области |
| |реабилитацион- |г.Тольятти | | | | | |Мэрия г. Тольятти |
| |ного | | | | | | | |
| |оборудования | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4.5.|Приобретение |Областной |2001-2004 |129 |742 |820 |820 |Департамент науки и |
| |наглядных |бюджет | | | | | |образования |
| |пособий, | | | | | | |Администрации области |
| |комплектов | | | |77,5 | | |Департамент |
| |развивающих игр| | | | | | |здравоохранения |
| |и игрушек для| | | | | | |Администрации области |
| |создания | | | | | | | |
| |единого |Бюджет | |324 | | | |Мэрия г.Тольятти |
| |коррекционнора-|г.Тольятти | | | | | | |
| |звивающего | | | | | | | |
| |пространства и| | | | | | | |
| |поставка их в| | | | | | | |
| |специализиро- | | | | | | | |
| |ванные | | | | | | | |
| |реабилитацион- | | | | | | | |
| |ные учреждения| | | | | | | |
| |(классы, | | | | | | | |
| |группы) | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|4.6.|Приобретение и|Областной |2001-2004 |940 |2382 |1442 |1442 |Департамент науки и |
| |поставка в|бюджет | | | | | |образования |
| |учебные | | | | | | |Администрации области |
| |мастерские СОУ|Бюджет | |568 | | | |Департамент |
| |современного |г.Тольятти | | | | | |образования мэрии |
| |технологическо-| | | | | | |г.Тольятти |
| |го | | | | | | | |
| |производствен- | | | | | | | |
| |ного | | | | | | | |
| |оборудования и| | | | | | | |
| |расходных | | | | | | | |
| |материалов с| | | | | | | |
| |целью | | | | | | | |
| |обеспечения | | | | | | | |
| |социально-тру- | | | | | | | |
| |довой адаптации| | | | | | | |
| |и | | | | | | | |
| |профессиональ- | | | | | | | |
| |ной абилитации| | | | | | | |
| |воспитанников | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Итого по | | | | | | | |
| |разделу 4 | | |2595 |8053,5 |5106 |5231 | |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
| 5. Кадровое обеспечение региональной системы комплексной |
| реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------|
|5.1.|Организация |Областной |2001 |92 | | | |Департамент науки и |
| |курсовой |бюджет | | | | | |образования |
| |подготовки | | | | | | |Администрации области |
| |специалистов | | | | | | |Департамент |
| |региональной | | | | | | |здравоохранения |
| |лаборатории | | | | | | |Администрации области |
| |ранней | | | | | | | |
| |диагностики | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|5.2.|Организация |Областной |2001-2004 |84 |168 |168 |168 |Департамент науки и |
| |подготовки |бюджет | | | | | |образования |
| |специалистов | | | | | | |Администрации области |
| |территориальных| | |168 |336 |336 |336 |Главное управление по |
| |служб ранней| | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |диагностики | | | | | | |ринства и детства |
| | | | | | | | |Самарской области |
| | |Бюджет | | |252 | | |Мэрия г.Тольятти |
| | |г.Тольятти | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|5.3.|Организация |Областной |2001-2004 |180 |260 |260 |80 |Департамент науки и |
| |целевой |бюджет | | | | | |образования |
| |подготовки | | | | | | |Администрации области |
| |педагогов узких| | |45 |90 |90 |45 |Главное управление по |
| |специальностей | | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |в вузах| | | | | | |ринства и детства |
| |(Самарский | | | | | | |Самарской области |
| |государственный| | | | | | | |
| |университет, | | | | | | | |
| |Самарский | | | | | | | |
| |государственный| | | | | | | |
| |педагогический | | | | | | | |
| |университет) | | | | | | | |
| | | | | | | | | |
|5.4.|Организация |Областной |2001-2004 |540 |332 |562 |325 |Департамент науки и |
| |курсовой |бюджет | | | | | |образования |
| |подготовки и| | | | | | |Администрации области |
| |переподготовки | | |294,4 |296 |351 |160 |Главное управление по |
| |специалистов в| | | | | | |вопросам семьи, мате- |
| |различных | | | | | | |ринства и детства |
| |областях | | | | | | |Самарской области |
| |специальной |Бюджет | |65 |65 |65 |65 |Мэрия г.Тольятти |
| |педагогики и|г.Тольятти | | | | | | |
| |реабилитации на| | | | | | | |
| |базе: | | | | | | | |
| |Самарского | | | | | | | |
| |института | | | | | | | |
| |повышения | | | | | | | |
| |квалификации и| | | | | | | |
| |переподготовки | | | | | | | |
| |работников | | | | | | | |
| |образования, | | | | | | | |
| |Центра | | | | | | | |
| |профессиональн-| | | | | | | |
| |ого образования| | | | | | | |
| |Самарской | | | | | | | |
| |области, | | | | | | | |
| |регионального | | | | | | | |
| |социопсихологи-| | | | | | | |
| |ческого центра,| | | | | | | |
| |факультета | | | | | | | |
| |повышения | | | | | | | |
| |квалификации | | | | | | | |
| |врачей | | | | | | | |
| |Самарского | | | | | | | |
| |государственно-| | | | | | | |
| |го медицинского| | | | | | | |
| |университета, | | | | | | | |
| |областного | | | | | | | |
| |центра "Семья",| | | | | | | |
| |областного | | | | | | | |
| |психолого-меди-| | | | | | | |
| |ко-педагогичес-| | | | | | | |
| |кого центра| | | | | | | |
| | | | | | | | | |
| |Итого по | | | | | | | |
| |разделу 5 | | |1651,4 |1799 |1832 |1179 | |
| | | | | | | | | |
| |Всего по | | | | | | | |
| |Программе | | | | | | |33473 |
\------------------------------------------------------------------------------------------------------/
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Самарской области от 15 июня 2001 г. N 44-ГД "Об утверждении областной целевой Программы развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии на 2001-2004 годы "Реабилитация"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Волжская Коммуна" от 19 июня 2001 г. N 89
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Самарской области от 1 апреля 2004 г. N 51-ГД
Закон Самарской области от 11 июня 2003 г. N 46-ГД