Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению
Губернатора Самарской области
от 5 июня 2002 г. N 174
Концепция
управления образованием на территории Самарской области
В настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.
Оптимизация модели управления системой образования, приведение ее в соответствие с новыми требованиями к структуре сети образовательных учреждений, финансовым отношениям, содержанию образования - первоочередная, требующая скорейшего решения проблема. Однако указанная проблема может быть решена только посредством единого подхода к совершенствованию системы образования и при условии объединения усилий всех участников отношений в сфере образования.
Предстоит четко разграничить полномочия, а также распределить ответственность органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений и финансовых потоков.
Реализовав это, можно говорить о создании единой и открытой системы образования, быстро и адекватно реагирующей на изменяющиеся запросы рынка труда.
Перед сферой образования стоят задачи, которые должны решаться единообразно во всех муниципальных образованиях. Они, по существу, сводятся к формированию такой системы образования, которая позволила бы обеспечить достижение государственного стандарта образования, осуществление единой государственной политики на всей территории Самарской области.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьей 6) к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесены лишь организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования без содержательного компонента образовательной деятельности.
Законом Российской Федерации "Об образовании" к ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы в большей степени организационного характера: регулирование отношений собственности, создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, назначение руководителей этих учреждений, строительство зданий образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды и т. п., то есть вопросы, по сути, не затрагивающие государственную политику в сфере образования.
Реализация же государственной политики в области образования Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 29) отнесена к компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельны в формировании и реализации кадровой и бюджетной политики, структуры органов управления образованием на своей территории. Однако на практике в сложных экономических условиях это приводит к тому, что потребности муниципального образования удовлетворяются в ущерб реализации конституционных прав граждан на образование. Общеизвестны факты использования бюджетных средств, предусмотренных статьей "Образование", на нужды других отраслей развития территории, нарушения единого подхода в методическом, кадровом, материально-техническом, финансовом обеспечении образовательного процесса.
Следует также отметить, что на уровне одного муниципального образования, как правило, невозможно реализовать полноценный комплекс образовательных услуг, рационально организовать сеть образовательных учреждений. Происходит либо дублирование образовательных услуг, либо ограничение их объема. Несовпадение территориальных интересов с задачами отрасли приводит к тому, что строительство новых и реконструкция старых зданий образовательных учреждений, осуществленные по запросам муниципальных образований, формируют малоэффективную образовательную сеть, либо не удовлетворяющую в полной мере образовательные запросы, либо избыточную, не использующую свои возможности. Территориальное разграничение системы образования не позволяет использовать возможности учреждений одного муниципального образования в интересах другого.
Система начального и среднего профессионального образования, призванная формировать основной кадровый потенциал региона, остается вне его социально-экономических проблем, используется неэффективно, не имея организационных условий ориентации на рынок труда. При этом каждое муниципальное образование стремится построить у себя полную систему профессионального образования, иногда включая высшее.
Сеть учреждений профессионального образования должна формироваться в соответствии со следующими принципами:
учет экономических и социальных задач территорий;
использование социально-культурной инфраструктуры;
соответствие профессиональных возможностей запросам территорий;
учет географического расположения и транспортного сообщения;
сохранение кадрового потенциала территорий.
Поскольку создание учреждений профессионального образования является дорогостоящим мероприятием, их количество и организация подготовки должны быть строго сбалансированы с задачами территорий и экономичностью функционирования.
Таким образом, возникает необходимость создания иной модели управления отраслью образования, которая предполагает, в первую очередь, воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления (по "ведомственной вертикали"), в то же время сочетая его с управлением муниципального уровня, направленным на решение в основном задач местного значения.
Подобную модель управления предполагается реализовать путем создания обособленных территориальных структурных подразделений департамента науки и образования Администрации Самарской области -территориальных управлений, которые реализовывали бы полномочия департамента науки и образования Администрации Самарской области на отдельных участках территории Самарской области.
Создание подобных территориальных подразделений департамента науки и образования Администрации Самарской области необходимо для решения задачи формирования на территории области единой системы образования, отвечающей особенностям социально-экономического, культурного развития муниципальных образований и области в целом.
Основными принципами образования территориальных управлений департамента науки и образования Администрации Самарской области являются:
экономический, учитывающий полноту и особенности сферы производства на территории муниципальных образований, их экономические связи и перспективы развития;
этнографический, учитывающий этнический состав и исторически сложившиеся экономические, культурные и иные связи и традиции населения близлежащих муниципальных образований;
демографический, учитывающий демографические особенности муниципальных образований;
коммуникационный, учитывающий наличие и перспективу развития транспортных связей на территории Самарской области.
В рамках реализации мероприятий по созданию территориальных подразделений департамента науки и образования Администрации Самарской области предполагается, что департамент войдет в состав учредителей муниципальных образовательных учреждений, что также будет способствовать проведению единой государственной политики в сфере образования, основанной на взаимодействии и сотрудничестве с органами местного самоуправления.
Таким образом, будет создана возможность объединить интересы различных ведомств и граждан для решения единой задачи формирования социокультурной среды в Самарской области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Губернатора Самарской области от 5 июня 2002 г. N 174 "Об управлении образованием на территории Самарской... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.