Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 16 июля 2003 г. N 823
Положение
"О предоставлении платных дополнительных
образовательных услуг муниципальными образовательными
учреждениями г. Тольятти"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, Законом РФ "Об образовании", Законом РФ "О защите прав потребителей", Постановлением Правительства РФ N 505 от 05.07.2001 г. "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования", письмом Министерства образования РФ N 14-51-59 ин/04 от 19.01.2000 г. "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей", письмом Министерства образования РФ N 31ю-31нн-40/31-09 от 01.10.2002 г. "О методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования", решением коллегии Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 24.11.99 г. "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг", постановлением Тольяттинской городской Думы N 656 от 05.02.2003 г. "О Положении о порядке разработки, утверждения и регулирования цен и тарифов на продукцию, работы и услуги, оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями г. Тольятти", решением Тольяттинской городской Думы N 598 от 14.07.99 г. "О Положении о предоставлении платных услуг муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями г. Тольятти" с последующими изменениями и дополнениями.
Положение регламентирует условия и порядок предоставления платных дополнительных образовательных услуг муниципальными образовательными учреждениями г. Тольятти (далее - учреждение).
1.2. Понятия, используемые в настоящем Положении, означают:
- образовательная деятельность - услуги, предоставляемые исполнителем в пределах государственных образовательных стандартов;
- дополнительные платные образовательные услуги - услуги, предоставляемые муниципальным образовательным учреждением, такие, как обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами;
- Заказчик - организация или гражданин, имеющий намерение заказать, либо заказывающие дополнительные образовательные услуги для себя или для несовершеннолетнего гражданина, либо получающий услуги лично;
- Потребитель - несовершеннолетний гражданин, получающий дополнительные образовательные услуги;
- Исполнитель - муниципальные образовательные учреждения, оказывающие платные образовательные услуги по реализации общеобразовательных дополнительных программ и программ профессиональной подготовки.
1.3. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан и носят дополнительный характер по отношению к основным образовательным программам и государственным стандартам.
1.4. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются на принципах: добровольности, доступности, планируемости, нормированности, контролируемости, отраслевой направленности.
1.5. Платные дополнительные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и (или) в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае, полученные таким путем средства изымаются учредителем в местный бюджет. Отказ физического лица или юридического лица (далее - Заказчика, Потребителя) от предлагаемых платных образовательных услуг не может быть причиной уменьшения объема предоставляемых ему учреждением основных образовательных услуг.
1.6. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются физическим и юридическим лицам (Заказчикам, Потребителям) на договорной основе, предполагают использование муниципального имущества по оказанию услуг дополнительно к основной деятельности, оплачиваемой из бюджета по утвержденному перечню услуг.
1.7. Требования к содержанию платных общеобразовательных дополнительных программ определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем предусмотрено государственными образовательными стандартами.
1.8. Учреждение обязано обеспечить оказание платных дополнительных образовательных услуг в полном объеме в соответствии с условиями договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг.
2. Перечень платных дополнительных образовательных услуг
2.1. Платные дополнительные образовательные услуги могут быть обучающие, развивающие, организационные и оздоровительные.
2.2. К обучающим и развивающим платным дополнительным образовательным услугам относятся:
- обучение по дополнительным образовательным программам;
- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
- занятия по углубленному изучению предметов;
- репетиторство;
- спецкурсы, реализующие общеобразовательные (дополнительные) программы и программы профессиональной подготовки;
- кружки, секции, где реализуются общеобразовательные (дополнительные) программы;
- учебные группы, где реализуются методики и программы, обеспечивающие различные виды коррекции детей с отклонениями в развитии;
- группы, в которых реализуются программы адаптации детей к условиям школьной жизни.
2.3. К организационным платным дополнительным услугам относится организация:
- различных мероприятий, в том числе семинаров, конференций, круглых столов;
- соревнований, конкурсов;
- походов, экскурсий, путешествий;
- лагерей, слетов;
- стажировок.
2.4. К оздоровительным платным дополнительным услугам относятся занятия и мероприятия, обеспечивающие укрепление здоровья:
- лечебная физическая культура;
- гимнастика, аэробика, ритмика, баскетбол, лыжи;
- массаж;
- физиотерапевтические процедуры (УВЧ, УФО);
- фитотерапия, аромотерапия;
- занятия в бассейне;
- общеукрепляющие процедуры для часто болеющих детей.
2.5. К платным дополнительным образовательным услугам не относится:
- снижение установленной наполняемости классов (групп);
- деление групп на подгруппы при реализации основных общеобразовательных программ;
- реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом;
- факультативные, индивидуальные и групповые занятия;
- курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.
Привлечение на эти цели средств Заказчиков (Потребителей) не допускается.
2.6. В Уставе учреждения указывается перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления. Перечень, оказываемых в учебном году услуг, утверждается департаментом образования мэрии города ежегодно.
3. Порядок предоставления льгот
3.1. Учреждение самостоятельно определяет перечень льготных категорий обучающихся (воспитанников) и размеры льгот при оказании платных дополнительных образовательных услуг. Решение о размере льгот принимается органом самоуправления учреждения и отражается в протоколе.
3.2. Учреждение обязано предусмотреть льготы для следующих категорий воспитанников и обучающихся:
- детей из многодетных семей, в которых более 3 несовершеннолетних детей;
- детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- детей - инвалидов.
Возможно предоставление льгот и другим категориям.
3.3. Размер льгот определяется решением органа самоуправления учреждения в зависимости от объема полученных средств от платных дополнительных образовательных услуг.
4. Условия и порядок оказания платных
дополнительных образовательных услуг
4.1. В Уставе учреждения должны быть определены виды деятельности, а также перечень платных дополнительных образовательных услуг и порядок их предоставления.
4.2. Для организации платных дополнительных образовательных услуг учреждению необходимо:
4.2.1. Провести анкетирование, изучение спроса и контингента учащихся.
4.2.2. Провести анализ материально - технической базы учреждения.
4.2.3. Создать условия, гарантирующие охрану жизни и безопасности здоровья обучающихся и воспитанников.
4.2.4. Обеспечить кадровый состав и оформить договоры возмездного оказания услуг с соответствующими специалистами, а также работниками, осуществляющими административное и техническое обеспечение образовательного процесса (вспомогательный и младший обслуживающий персонал) (Приложение N 2).
4.2.5. Издать приказ об организации платных дополнительных образовательных услуг, подготовить расписание и сетку занятий, график работы сотрудников, указать помещения, где будут проводиться занятия.
4.2.6. Разработать положение об организации платных дополнительных образовательных услуг.
4.2.7. Составить сметы доходов и расходов на весь перечень платных услуг.
4.2.8. Оформить договор с Заказчиком (родители, законные представители) на оказание платных дополнительных образовательных услуг (Приложение N 1).
4.3. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются учреждением при наличии:
- лицензии на образовательную деятельность;
- образовательных программ;
- договоров на оказание платных дополнительных образовательных услуг, заключенных с Заказчиком;
- договоров возмездного оказания услуг, заключенных с соответствующими специалистами (преподавателями), а также с работниками, осуществляющими административное и техническое обеспечение образовательного процесса (вспомогательный и младший обслуживающий персонал).
4.4. Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются после окончания занятий, за рамками основного образовательного процесса.
Программы, на основе которых оказываются платные образовательные услуги, утверждаются учреждением в установленном законодательством РФ порядке.
4.5. Платные дополнительные образовательные услуги оказываются учреждениями на своих площадях с использованием оборудования, инвентаря данного учреждения. Учреждение обязано создать условия для оказания платных дополнительных образовательных услуг с учетом требований по охране труда и безопасности здоровья обучающихся.
4.6. Учреждение обязано довести до Заказчика (Потребителя), в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте, информацию следующего содержания:
4.6.1. Наименование и местонахождение учреждения, сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего.
4.6.2. Уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ (в том числе и платных), формы и сроки их освоения.
4.6.3. Утвержденный перечень дополнительных платных образовательных услуг, оказываемых за плату только с согласия Заказчика (Потребителя), и порядок их предоставления.
4.6.4. Стоимость дополнительных платных образовательных услуг и порядок их оплаты.
4.6.5. Перечень льготных категорий воспитанников и обучающихся.
4.6.6. Образцы договоров оказания платных дополнительных образовательных услуг.
4.6.7. Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг.
4.6.8. Информацию по требованию Заказчика (Потребителя) в соответствии с законодательством и другие, относящиеся к договору и соответствующей платной дополнительной образовательной услуге, сведения.
5. Порядок формирования цен
и тарифов на платные дополнительные
образовательные услуги
5.1. Цены и тарифы на платные услуги разрабатываются учреждениями самостоятельно с учетом действующих нормативов и методик, планируемых затрат, в соответствии с Налоговым кодексом РФ, а также инструкциями по вопросам планирования, учета, калькулирования себестоимости продукции, работ и услуг, зарегистрированными в Минюсте РФ.
5.2. Учреждение предоставляет Устав , проекты прейскурантов цен и тарифов на платные дополнительные образовательные услуги, перечень платных услуг в департамент образования мэрии города за двадцать дней до начала предоставления платных дополнительных образовательных услуг. Представленный учреждением перечень, проект прейскурантов цен и тарифов, имеющий социально-экономическое обоснование, со всеми необходимыми документами и расчетами в десятидневный срок рассматривается департаментом образования. Департамент образования дает заключение, после чего направляет пакет документов и заключение в департамент экономики мэрии города, который в десятидневный срок рассматривает их и дает заключение об обоснованности предъявленных цен по каждому виду платных услуг образовательного учреждения. На основании указанных заключений пакет документов на платные дополнительные образовательные услуги (перечень видов услуг, прейскуранты цен, тарифов) утверждается директором департамента образования мэрии города.
Учреждение имеет право не чаще, чем 1 раз в полугодие изменять цены и тарифы на услугу. При внесении изменений оно обязано предоставить в департамент образования мэрии города дополнения и изменения к прейскуранту с соответствующей документацией:
- социально-экономическое обоснование изменения цен,
- сметы расходов с изменением цен на платные услуги.
Предлагаемые изменения вступают в силу только после утверждения руководителем департамента образования мэрии г. Тольятти.
5.3. Для утверждения цен и тарифов на оказание платных дополнительных образовательных услуг учреждения предоставляют в департамент образования мэрии города в установленный п. 5.2. срок следующие документы:
5.3.1. Учебный план (сетку занятий) и перечень платных дополнительных образовательных услуг на предстоящий учебный год;
5.3.2. Копию Устава и лицензии на образовательную деятельность, Положение о предоставлении платных дополнительных образовательных услуг (локальный акт учреждения);
5.3.3. Проект приказа об организации оказания платных дополнительных образовательных услуг;
5.3.4. Договоры на оказание платных дополнительных образовательных услуг, заключаемые с Заказчиком;
5.3.5. Договоры возмездного оказания услуг, заключаемые с соответствующими специалистами (преподавателями), а также с работниками, осуществляющими административное (в том числе и с руководителем) и техническое обеспечение образовательного процесса (вспомогательный и младший обслуживающий персонал);
5.3.6. Смету доходов и расходов на оказание платных услуг;
5.3.7. Плановые сметы-калькуляции, подтвержденные расчетами по каждому тарифу;
5.3.8. Социально-экономическое обоснование каждого вида услуг и тарифов.
5.4. При определении стоимости услуг перечень статей затрат учреждение устанавливает самостоятельно на основании "Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", утвержденных приказом Минфина РФ от 25.05.99 г. N 38-н. Рекомендуется использовать позаказный метод калькулирования, при этом предварительно определить статьи расходов, последовательность и методы (базы) распределения косвенных и (или) накладных расходов между объектами калькулирования, что необходимо отразить в социально-экономическом обосновании.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо номера "N 38-н", вышеуказанного приказа, следует читать "N 38н"
5.5. Стоимость услуги включает в себя все необходимые для ее оказания затраты, которые определяются учреждением самостоятельно.
В части расходов на оплату труда гражданских служащих (код 110100) они формируются из:
- Размера вознаграждения специалистам (преподавателям), который определяется исходя из стоимости оплаты за 1 академический час (занятие), умноженной на количество часов (занятий), предусмотренных программой данного курса, и договором с Заказчиком.
- Стоимости оплаты за 1 академический час (занятие) определяемой договором возмездного оказания услуг, заключенным между "Заказчиком" и "Исполнителем".
- Заработной платы административно-управленческого персонала, которая определяется договором возмездного оказания услуг, при этом должны быть соблюдены ограничения в заработной плате руководителей, которые определяются трудовым договором и Положением об оплате труда руководителей муниципальных образовательных учреждений г. Тольятти.
- Заработной платы учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала (формируется на основании заключенных договоров возмездного оказания услуг с этой категорией работников).
Начисления на фонд оплаты труда (код 110200) определяются в соответствии с законодательством РФ.
Оплата налогов производится в соответствии с действующим законодательством РФ.
Остальные расходы, необходимые при оказании данной услуги, рассчитываются учреждением в целом на основании вышеназванных договоров и статей затрат. Данные расходы распределяются пропорционально численности обучающихся (воспитанников).
5.6. Сумма указанных в пункте 5.5 затрат определяет себестоимость услуги.
Стоимость услуги в месяц определяется делением общей суммы расходов на число занимающихся в группе и на количество месяцев оказания услуги, предусмотренных программой обучения.
5.7. Тариф (стоимость одного академического часа (занятия) для одного учащегося) на данную услугу определяется делением общей суммы расходов на число занимающихся в группе и на количество академических часов (занятий), предусмотренных данной программой.
5.8. Учреждение обязано отразить в приказе об учетной политике вопросы оформления учетной документации по привлечению и использованию доходов, полученных от оказания платных дополнительных образовательных услуг.
5.9. Доходы от оказания платных дополнительных образовательных услуг в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов учреждения, которую утверждает департамент образования мэрии города по согласованию с департаментом финансов мэрии города, и отражаются в доходах местного бюджета как доходы от оказания платных услуг. Учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
5.10. Учреждение самостоятельно определяет способ (форму) оплаты Заказчиком оказанных услуг, отражая данный факт в договоре. Прием оплаты может быть организован в безналичном порядке или наличным путем. Расчет наличным путем организуется в соответствии с Законом РФ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
5.11. Мэрия города вправе вводить ограничения при формировании цен на платные дополнительные услуги: уровень рентабельности не свыше 25%, удельный вес затрат на содержание аппарата управления не должен превышать 10% от общих затрат на оказание услуги.
6. Права и обязанности Заказчика (Потребителя) услуг
6.1. Учреждение обязано заключить договор с Заказчиком (Потребителем) на оказание выбранной Заказчиком (Потребителем) услуги из утвержденного перечня услуг, оно не вправе оказать предпочтение одному Заказчику (Потребителю) перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
6.2. Договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, один из которых находится в учреждении, другой у Заказчика (Потребителя). К договору по требованию Заказчика или Исполнителя должна быть приложена смета на оказание платных дополнительных образовательных услуг, которая является неотъемлемой частью договора.
6.3. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору Исполнитель и Заказчик (Потребитель) несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством РФ.
6.4. При обнаружении недостатков оказания платных дополнительных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, Заказчик (Потребитель) вправе по своему выбору потребовать:
6.4.1. Безвозмездного оказания платных дополнительных образовательных услуг, в том числе оказания услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором.
6.4.2. Соответствующего уменьшения стоимости оказанных платных дополнительных образовательных услуг.
6.4.3. Возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных дополнительных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.
6.5. Заказчик (Потребитель) вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки оказанных платных дополнительных образовательных услуг не устранены Исполнителем.
6.6. Если Исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания платных дополнительных образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания платных дополнительных образовательных услуг Заказчик (Потребитель) в праве по своему выбору:
6.6.1. Назначить Исполнителю новый срок, в течение которого Исполнитель должен приступить к оказанию платной дополнительной образовательной услуги и (или) закончить оказание этих услуг.
6.6.2. Поручить оказать платные дополнительные образовательные услуги третьим лицам за цену, определенную заключенным с Исполнителем договором, и потребовать от Исполнителя возмещения понесенных расходов.
6.6.3. Потребовать от Исполнителя уменьшения стоимости платных дополнительных образовательных услуг.
6.6.4. Расторгнуть договор.
6.7. Заказчик (Потребитель) вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных дополнительных образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказанных платных дополнительных образовательных услуг.
7. Ответственность учреждения
за оказание платных дополнительных
образовательных услуг
7.1. В соответствии с законодательством РФ образовательное учреждение, оказывающее платные дополнительные образовательные услуги, в лице руководителя несет ответственность перед Заказчиком (Потребителем) за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к оказанию платных дополнительных образовательных услуг, за причинение вреда здоровью и жизни обучающихся во время проведения платных образовательных услуг, низкое качество и нарушение порядка их предоставления.
7.2. Должностные лица, специалисты, виновные в нарушении установленных требований при оказании платных дополнительных образовательных услуг, несут ответственность в установленном законодательством порядке.
7.3. Ответственность за соблюдение дисциплины цен при оказании платных дополнительных образовательных услуг, выполнение законодательства о защите прав потребителей, правильность учета платных дополнительных образовательных услуг возлагается непосредственно на учреждение в лице его руководителя.
8. Порядок контроля за оказанием платных
дополнительных образовательных услуг, поступлением
и расходованием полученных от них средств
8.1. Организация дополнительных платных услуг в учреждении осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
8.2. Контроль за организацией и качеством выполнения платных дополнительных образовательных услуг возлагается на департамент образования мэрии г. Тольятти.
8.3. Контроль за соблюдением дисциплины цен, правильностью исполнения утвержденных смет доходов и расходов, использования средств от платных услуг возлагается на департамент образования, департамент экономики и департамент финансов мэрии г. Тольятти.
8.4. Учреждения, оказывающие платные дополнительные образовательные услуги, ведут статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и дополнительным платным образовательным услугам и предоставляют соответствующую отчетность в установленном законодательством порядке. Отчет о поступлении и расходовании средств от оказания платных дополнительных образовательных услуг предоставляется учреждениями в департамент образования ежеквартально. Бухгалтерский учет и отчетность осуществляется согласно "Инструкции по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях", утвержденной Приказом Минфина РФ N 107н от 30.12.99 г.
8.5. Общий контроль за оказанием платных дополнительных образовательных услуг учреждениями осуществляют в пределах своей компетенции органы местного самоуправления города, государственные органы и организации, на которые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности образовательных учреждений.
9. Порядок рассмотрения споров
9.1. Споры, возникающие при оказании платных дополнительных образовательных услуг, разрешаются:
- руководителем образовательного учреждения;
- департаментом образования мэрии г. Тольятти;
- в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.