Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Техническая часть
1. Общие указания
1.1. Настоящие Территориальные единичные расценки (ТЕР) предназначены для определения стоимости выполнения работ по сооружению автомобильных дорог и составления сметных расчетов (смет).
1.2. ТЕР отражают среднеотраслевые затраты в уровне цен на 01.01.2000 г. на принятую технику, технологию и организацию работ по видам строительных работ. В связи с этим ТЕР могут применяться для определения затрат на строительство всеми заказчиками и подрядчиками независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности.
1.3. В расценках настоящего Сборника предусмотрены работы по сооружению новых и реконструкции существующих автомобильных дорог общего пользования, лесовозных дорог, временных автомобильных дорог, а также дорожных работ на площадках промышленных предприятий, на городских проездах и площадках, за исключением расценок по таблицам: 02-010, 03-001, 03-004, 03-008, которыми следует пользоваться во всех случаях, кроме ремонтных работ на городских проездах. В этом случае необходимо пользоваться расценками сборника ТЕРр-2001-68 "Благоустройство". Перемещение мостовой и разборку тротуаров определять по расценкам сборника ТЕРр-2001-68 "Благоустройство".
1.4. Стоимость работ по посадке снегозащитных полос, декоративных деревьев и кустарников следует принимать по расценкам из сборника ТЕР-2001-47 "Озеленение. Защитные лесонасаждения".
1.5. Затраты на расчистку полосы отвода от леса, кустарника и завалов, переустройство подземных и надземных коммуникаций, укрепление откосов земляного полотна, строительство мостов и труб при возведении временных дорог следует определять дополнительно по соответствующим Сборникам ТЕР.
1.6. Затраты на доставку грунта для отсыпки земляного полотна временных дорог следует определять по тарифам на перевозки грузов для строительства.
1.7. Затраты по устройству уширения земляного полотна для прохода автомашин определяются дополнительно по соответствующим расценкам сборника ТЕР-2001-01 "Земляные работы" в объеме, предусмотренном проектом.
1.8. В случае, когда проектными решениями предусматривается толщина конструктивных слоев, отличная от учтенных в расценках, расход следует корректировать пропорционально толщине слоя по соответствующим расценкам на изменение толщины слоя.
1.9. Расценками учтены затраты по уходу за дорожным покрытием в процессе его формирования.
1.10. Доставка к месту работ битума, битумной эмульсии расценками не учтена, в связи с чем при доставке 100 т битума и битумной эмульсии следует добавлять стоимость эксплуатации автогудронаторов вместимостью 3500 л (код 120101) из расчета 2,3 маш.-ч. на каждый километр доставки.
1.11. Доставка воды учтена расценками на среднее расстояние до 5 км, кроме расценки 1 табл. 06-017 и табл. 07-002. При расстоянии более 5 км на каждый километр доставки 100 м3 воды следует добавлять стоимость эксплуатации поливомоечной машины (код 121601) из расчета 1,6 маш.-ч.
1.12. В случаях, когда проектом организации строительства предусмотрено применение автобетоносмесителей, затраты на их эксплуатацию следует учитывать дополнительно по времени, равном времени работы ведущей машины, выполняющей бетонные работы.
1.13. Расценками настоящего Сборника (за исключением особо оговоренных случаев) предусмотрено перемещение материалов (подноска, подкатка) в пределах рабочего места на расстояние до 10 м.
В составе ТЕР учтены затраты, связанные с внутрипостроечной транспортировкой материальных ресурсов на среднее расстояние до 1 км.
1.14. Расценками настоящего Сборника предусмотрено производство работ при наличии не более 8 люков (колодцев) подземных коммуникаций на 1000 м2 дороги. При большем числе люков применять коэффициенты по табл. 3.1.
1.15. При применении дегтей вместо битума расход увеличивать на 20% от расхода битума.
1.16. При устройстве двухслойных оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых органическими вяжущими материалами при использовании автогрейдеров принимать расценку 2 табл. 01-001 для каждого слоя отдельно.
1.17. При устройстве оснований и покрытий из грунтов, укрепляемых золами уноса, известью, гранулированными шлаками и золошлаковыми смесями, следует пользоваться расценками табл. 01-003 с учетом замены цемента на вышеперечисленные материалы в объеме, предусмотренном проектом.
1.18. В расценках табл. 03-002; 03-003 при использовании минеральных материалов существующей дорожной одежды в объеме:
а) до 30% принимать стоимость новой смеси исходя из расчета следующего расхода: при толщине слоя 8 см - 70 м3; при толщине двух слоев 16 см - 140 м3; при изменении толщины слоя +-1 см - 9 м3, соответственно увеличивать или уменьшать стоимость новой смеси;
б) до 50% принимать стоимость новой смеси исходя из расчета следующего расхода: при толщине слоя 8 см - 50 м3, при толщине двух слоев 16 см - 100 м3, при изменении толщины слоя +-1 см - 6 м3, соответственно увеличивать или уменьшать стоимость новой смеси;
в) до 75%, принимать стоимость новой смеси исходя из расчета следующего расхода: при толщине слоя 8 см - 25 м3, при толщине двух слоев 16 см - 50 м3, при изменении толщины слоя +-1 см - 3 м3, соответственно увеличивать или уменьшать стоимость новой смеси.
1.19. Затраты на устройство противозаиливающих прослоек из дренирующих грунтов при устройстве щебеночных и гравийных оснований следует принимать по расценкам табл. 04-001.
1.20. Затраты на устройство оснований и покрытий из гравийной смеси с добавлением щебня, а также щебеночно-песчаных следует принимать по расценкам табл. 04-003, расход материалов принимать по проекту.
1.21. При устройстве щебеночных оснований или покрытий из кислого шлака следует пользоваться расценками табл. 04-005 и 04-013 с учетом замены каменного щебня шлаковым щебнем соответствующих фракций, принимаемых по проекту.
1.22. Устройство оснований и покрытий по расценкам табл. 04-001; 03-001; 03-004; 04-005; 06-022-06-024; 06-013; 03-002; 03-007; 06-019 с предусмотренными проектом дополнительными работами следует принимать по расценкам табл. 06-026-06-028. Затраты по введению добавок в виде водных растворов в расценках табл. 01-001; 01-003 учтены.
1.23. При устройстве мостовых из булыжного и колотого камня по готовому основанию при изменении толщины слоя на каждый проход катка сверх трех к расценке 2 табл. 05-001 добавлять: стоимость эксплуатации катков дорожных самоходных 13 т (код 120907) из расчета 0,45 маш.-ч.
1.24. При устройстве брусчатых мостовых с заполнением швов битумной мастикой, приготовленной с минеральным порошком, к расценке 1 табл. 05-002 добавлять стоимость материалов: битум 0,4 т, порошок минеральный 3,15 т, исключать песок 3,5 т на единицу измерения расценки.
1.25. При устройстве покрытий (расценки табл. 06-018; 06-024; 03-002; 06-019; 06-020) поверхностная обработка принимается в случае необходимости дополнительно по расценкам табл. 06-022.
1.26. Затраты на разогревание битума следует принимать дополнительно по расценке 10-001-6 (кроме расценок, в которых предусмотрена стоимость эксплуатации котлов битумных).
1.27. При устройстве оснований и покрытий из щебеночных материалов:
а) при использовании основания для движения транспорта до завершения работ к расценкам табл. 04-005-04-007 следует добавлять затраты по табл. 04-008;
б) при толщине нижнего слоя основания более 18 см его устройство определяется по расценке 3 табл. 04-005-04-007 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно;
в) при необходимости розлива битума в процессе укатки щебеночного основания и покрытия стоимость битума принимается из расчета расхода по проекту;
г) в расценках таблицы 04-009 предусмотрен щебень из низкопрочных каменных материалов;
д) при толщине нижнего слоя покрытия более 18 см его устройство определяется по расценке 3 табл. 04-012; 04-013; 04-014 в два слоя с изменением толщины +-1 см для каждого слоя отдельно.
1.28. Расценками таблицы 03-009 на фрезерование асфальтобетонного покрытия предусмотрена разная ширина барабана фрезы. Применение фрез с определенной шириной барабана определяется проектной организацией в зависимости от количества смотровых колодцев различного назначения, находящихся на ремонтируемой части дорожного покрытия.
Транспортировку асфальтобетонного лома определять дополнительно, имея в виду, что погрузка лома в автосамосвалы учтена расценками. Возврат асфальтобетонного лома определяется на месте и оформляется соответствующим актом.
1.29. При устройстве оснований из укатываемого цементобетона низких марок следует пользоваться расценками 9, 10 табл. 06-016.
При расценивании оснований из дорожного бетона низких марок (тощею) толщиной слоя более 20 см последний устраивается в два слоя и определяется по расценке 9, 10 табл. 06-016 в два слоя (для каждого слоя отдельно). При толщине слоя, отличающегося от приведенного в расценках, стоимость дорожного бетона низких марок (тощего) следует определять из расчета расхода указанного ресурса пропорционально толщине слоя.
1.30. В расценках 1-8 табл. 06-016; в расценках 1-16 табл. 06-002 предусмотрено устройство оснований и покрытий шириной 7,5 м. При устройстве их двумя полосами по 3,5 - 4 м к выше приведенным расценкам добавлять расценки по табл. 06-004.
В расценках 1-10 табл. 06-016, в расценках 1-16 табл. 06-002 предусмотрен уход за цементобетонным основанием или покрытием с применением пленкообразующих материалов. При уходе за цементобетонным основанием или покрытием засыпкой песком с поливкой водой из указанных расценок следует исключать стоимость пленкообразующих материалов и машин по нанесению пленкообразующих материалов, и добавлять затраты по расценкам 1, 2 табл. 06-005.
1.31. В расценке 1 табл. 06-017; в расценке 17 табл. 06-002 предусмотрен уход за основанием или покрытием способом засыпки песком с поливкой водой.
1.32. Нарезку швов в цементобетонном основании или покрытии следует принимать по расценкам табл. 06-007 в объеме, предусмотренном проектом. Устройство однослойных покрытий, армированных металлической сеткой, определяется по расценкам 9-16 табл. 06-002, а установка металлической сетки в покрытие - по расценкам табл. 06-009.
1.33. В расценках табл. 06-017 учтены затраты по устройству выравнивающего слоя по основанию из песка. В случаях применения другого материала изоляционного слоя расход корректировать следующим образом:
а) при устройстве изоляционного слоя из бумаги двухслойной, пропитанной битумом, - 100 м2, битум жидкий - 0,02т;
б) при устройстве изоляционного слоя ю черного песка: песок черный - 33 м3.
1.34. Затраты на устройство однослойных покрытий средствами малой механизации определяются по расценкам 17, 18 табл. 06-002, что должно быть обосновано проектом.
1.35. При поверхностной обработке органическими вяжущими материалами с применением битумной эмульсии в расценках табл. 06-023 фракции щебня мытого следует принимать по проекту.
1.36. Для оснований, устраиваемых из черного щебня с использованием двух расклинивающихся фракций щебня, затраты определяются по расценке 1 табл. 06-018.
1.37. При применении высокоплотной асфальтобетонной смеси укладку принимать по таблице 06-020 (расценка 1, 2) и таблице 06-021 (расценка 1, 2), состав смеси подбирать индивидуально. Расход асфальтобетонной смеси принимать по таблице:
Наименование смеси | Ед. измер. | Толщина, см | |
4 | +-0,5 | ||
Высокоплотная, марки I для плотности каменных материалов: - 2,5-2,9 т/м3 - 3 и более т/м3 |
т т |
99,2 104,7 |
12,4 13,1 |
1.38. Перед укладкой асфальтобетонных смесей во влажный и холодный периоды года при просушке оснований к расценкам на укладку 1000 м2 покрытия добавлять стоимость эксплуатации для разогревателей асфальтобетона, из расчета: при щебеночных или гравийных основаниях - 12,5 маш.-ч., при бетонных основаниях - 9,4 маш.-ч., при булыжных мостовых - 6,3 маш.-ч.. Необходимость прогревания должна быть обоснована проектом.
1.39. При устройстве покрытия из асфальтобетонных смесей не учтены работы по розливу вяжущих материалов. При необходимости эти затраты следует принимать по расценкам табл. 06-026, а расход принимать по проекту.
Расценками таблиц 06-020 и 06-021 следует пользоваться при толщине слоя до 7 см. При толщине слоя более 7 см его устройство необходимо расценивать в два слоя (для каждого слоя отдельно) по расценкам таблицы 06-020 с корректировкой толщины слоя по расценкам таблицы 06-021.
1.40. Расценками 2, 3 табл. 06-010 не предусмотрены швы расширения при устройстве покрытия на основаниях из цементобетона низких марок (тощего) или каменных материалов и грунтов, укрепленных неорганическими вяжущими 1 класса прочности. При устройстве покрытия, определяемого по расценкам 2, 3 табл. 06-010 на других основаниях и температуре воздуха во время бетонирования менее +10°С, необходимо устраивать швы расширения и добавлять расценки по табл. 06-011. Нарезку швов в затвердевшем бетоне принимать по расценкам табл. 06-012 в объеме, предусмотренном проектом.
1.41. Расценками табл. 07-004 не предусмотрено антисептирование древесины, при необходимости затраты учитывать дополнительно в объеме, определяемом проектом.
1.42. В расценках табл. 08-001 предусмотрено устройство укрепительных полос по готовому основанию, устраиваемому одновременно с основанием дорожной одежды.
1.43. Расценкой таблицы 09-006 предусмотрено устройство средств технического регулирования движения автотранспорта при переключении движения с одной полосы на другую. Эти затраты следует относить в главу 1 "Подготовка территории строительства". Затраты по амортизации "сборных блоков и импульсных стрелок учитывать дополнительно исходя из времени аренды блоков.
Стоимость работ по заполнению блоков водой следует учитывать дополнительно по факту.
Затраты на мытье блоков относятся на счет накладных расходов подрядной организации.
1.44. Расценками табл. 09-009-09-012 работа автовышки не учтена. При необходимости стоимость эксплуатации автовышки учитывается дополнительно согласно проекта.
При установке дорожных знаков на присыпных бермах дороги необходимо дополнительно учитывать устройство присыпных берм по проектным данным.
1.45. В расценках табл. 10-001-10-004 применяются ориентировочные составы приготовления смесей, при привязке к местным условиям строительства состав смесей корректировать согласно данным проекта.
1.46. Затраты на разработку, прогрохотку и измельчение грунтов в расценках табл. 10-007 не учтены.
2. Правила исчисления объемов работ
2.1. Объем работ по устройству подстилающих и выравнивающих слоев из песка, гравия или других материалов определяется по проектным профилям в уплотненном состоянии.
2.2. Объем работ по устройству дорожных покрытий и оснований определяется по площади каждого конструктивного слоя. Площадь покрытия из лесоматериалов следует определять между гранями колесоотбойных брусьев.
2.3. Объем железобетонных конструкций дорожных покрытий из сборных плит следует принимать по проектным данным.
Применение и оборачиваемость сборных железобетонных плит в конструкциях дорожных одежд временных автомобильных дорог должны быть обоснованы в проекте организации строительства, а расход плит, полученных от разборки, определяется по данным акта, составленного заказчиком и подрядчиком.
2.4. Объем дренирующего грунта, способ и расстояние его транспортировки принимается по проектным данным.
2.5. Необходимость применения профилировщиков для устройства оснований под цементобетонные покрытия обосновывается проектом организации строительства объекта.
2.6. Процент выхода годного камня для определения его возвратной стоимости по расценке 03-008-1 ориентировочно рекомендуется принимать в размере 60%. Фактический выход годного камня для дальнейшего использования определяется на месте и оформляется соответствующим актом.
Возврат ресурсов от разборки конструкций, изделий и материалов определяется по фактическому выходу годных для дальнейшего использования материалов, и оформляются двусторонним актом между подрядчиком и заказчиком. При этом следует дополнительно определять затраты на доставку асфальтобетонного лома на регенерационный завод.
2.7. Длину дренажных воронок под обочинами следует определять по ширине обочины (расценки таблицы 02-003).
2.8. При определении площади мощения (расценки табл. 05-002) следует учитывать всю площадь, включая площадь, занимаемую элементами для сбора воды.
2.9. В случае отсутствия проектных данных для определения расходов материалов для строительства автомобильных дорог, принимаемых по расценкам табл. 01-002; 01-004; 03-002; 04-001; 04-003; 05-001; 06-025; 12-003; 12-008, расход этих материалов можно принимать по таблице 2.1.
Таблица 2.1
Номер таблиц | Наименование материала | Количество, м3 |
01-002 (1) 01-002 (2) 01-004 (1) 01-004 (2) 01-004 (3) 01-004 (4) 04-001(1) 04-001 (2) 04-001 (3) 04-001 (4) 04-003 (1) 04-003 (2) 04-003 (3) 04-003 (4) 05-001 (1) 05-001 (2) 03-002(1); 03-002 (8) 03-002 (2); 03-002 (9) 03-002 (7); 03-002 (10); 03-002 (14) 03-002 (4); 03-002 (11) 03-002 (5); 03-002 (12) 03-002 (6); 03-002 (13) 06-025 (1) 12-003 (1) 12-008 (1) |
Смесь битумно-грунтовая Смесь битумно-грунтовая Смесь цементно-грунтовая Смесь цементно-грунтовая Смесь цементно-грунтовая Смесь цементно-грунтовая Песок Песчано-гравийная смесь дресва Шлак доменный отвальный Щебень шлаковый Песчано-гравийная смесь (гравийно- песчаная смесь или щебеночно- песчаная оптимального гранулометри- ческого состава) Песчано-гравийная смесь (гравийно- песчаная смесь или щебеночно- песчаная оптимального гранулометри- ческого состава) Песчано-гравийная смесь (гравийно- песчаная смесь или щебеночно- песчаная оптимального гранулометри- ческого состава) Песчано-гравийная смесь (гравийно- песчаная смесь или щебеночно- песчаная оптимального гранулометри- ческого состава) Камень булыжный Камень булыжный Песчано-гравийная смесь Песчано-гравийная смесь Песчано-гравийная смесь Песчано-гравийная смесь Песчано-гравийная смесь Песчано-гравийная смесь Смесь цементно-грунтовая Песок Песок |
175 194 175 194 175 194 110 122 153 126 152 152 127 110 144 9,5 99,2 70 50 25 140 100 184 102 604 |
2.10. Указанный в настоящем Сборнике размер "до" включает в себя этот размер.
3. Коэффициенты к расценкам
Таблица 3.1
Условия применения | Номер таблиц (расценок) |
Коэффициенты к расценкам | ||
К затратам труда и оплате труда рабочих- строителей |
К стоимос- ти эксплу- атации машин |
К стои- мости матери- алов |
||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3.1. Производство работ на одной половине проезжей части при систематическом движении транспорта на другой. 3.2. Наличие люков (колод- цев) подземных коммуникаций более 8 до 15 шт. на 1000 м2 дороги 3.3. То же, более 15 до 20 шт на 1000 м2 дороги 3.4. То же, более 20 шт. на 1000 м2 дороги Укатка катками каменных материалов с пределом про- чности на сжатие, мПа (кгс/см2): 3.5. свыше 68,6 (700) до 98,1 (1000) 3.6. до 68,6 (700) Устройство бортовых камней сечением 100х200 мм: 3.7. при цементобетонных покрытиях: а) бетон В15 (М200) 3.8. при других видах по- крытий: а) бетон В15 (М200), б) раствор цементный Устройство бортовых камней сечением 150х450 мм, 107х600 мм: 3.9. при цементобетонных покрытиях: а) бетон В15 (М200) 3.10. при других видах покрытий: а) бетон В15 (М200), б) раствор цементный Устройство бортовых камней сечением 200х450 мм, 200х600 мм: 3.11. при цементобетонных покрытиях: а) бетон В15 (М200) 3.12. при других видах покрытий: а) бетон В15 (М200), б) раствор цементный 3.13. При наличии более 15 колодцев на 100 кв. метрах мощения 3.14. При выполнении архи- тектурных тематических ри- сунков из искусственных элементов мощения |
все, кроме 07-001-07- 004, 10-001- 10-008, 11- 001-11-008 01-001-01- 004, 03-001- 03-004, 03- 008-03-010, 04-001, 04- 003-04-017, 04-021, 04- 022, 05-001, 05-002, 05- 005, 06-001- 06-013, 06- 016-06-028, 7-001-07- 004, 08-001, 08-002 -//- -//- 04-001; 04-003; 04-011 04-001; 04-003; 04-011 02-010 02-010 02-010 02-010 02-010 02-010 02-010 02-010 02-010 05-002 05-002 |
1,2 1,05 1,15 1,3 - - - - - - - - - - - 1,1 1,15 |
1,2 1,05 1,15 1,3 0,8 0,65 - - - - - - - - - 1,1 1,15 |
- - - - - - 0,8 0,86 0,33 1,87 1,58 1,83 1,97 1,64 2,17 - - |
Примечание: Применение коэффициентов должно быть обосновано проектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.