Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении Программы
улучшения условий и охраны
труда в Самарской области
на 2001-2003 годы"
Программа
улучшения условий и охраны труда
в Самарской области на 2001-2003 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование - Программа улучшения условий и
Программы охраны труда в Самарской области
на 2001-2003 годы
Дата принятия решения - решение исполняющего обязанности
о разработке Программы Губернатора области А.И. Родио-
нова от 29.09.99 N 6-30/2009
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик
Головной исполнитель - Главное управление труда Админи-
страции области
Основные разработчики - Главное управление труда Админи-
Программы страции области
Цели Программы - обеспечение здоровых и безопас-
ных условий труда на производстве;
предупреждение и снижение произ-
водственного травматизма и профес-
сиональной заболеваемости;
сохранение жизни и здоровья чело-
века в процессе трудовой деятельно-
сти на основе разработки и реализа-
ции комплекса мер правового, соци-
ально-экономического, организаци-
онного, медико-социального харак-
тера
Сроки реализации - 2001-2003 годы
Программы
Перечень основных - нормативное обеспечение охраны
мероприятий труда;
организационное обеспечение охра-
ны труда;
информационное обеспечение и
пропаганда охраны труда;
обучение по охране труда и профес-
сиональная подготовка;
мероприятия по обязательному со-
циальному страхованию от несчаст-
ных случаев на производстве и про-
фессиональных заболеваний
Исполнители основных - Региональный центр обучения и
мероприятий проверки знаний по охране труда
руководителей и специалистов пред-
приятий, организаций и учреждений
Самарской области, высшие учеб-
ные заведения и научные учрежде-
ния области, Федерация профсоюзов
Самарской области
Объемы и источники - областной бюджет:
финансирования 2001 год - 2258 тыс. рублей,
2002 год - 1870 тыс. рублей,
2003 год - 1962 тыс. рублей;
средства от штрафов, взыскиваемых
за нарушение законодательства о
труде и об охране труда, в соответ-
ствии с постановлением Правитель-
ства Российской Федерации от
07.07.2000 N 507 "О порядке распре-
деления средств от штрафов, взы-
скиваемых за нарушение законода-
тельства Российской Федерации о
труде и об охране труда":
2001 год - 120 тыс. рублей,
2002 год - 120 тыс. рублей,
2003 год - 120 тыс. рублей;
средства, выделяемые Министерст-
вом труда и социального развития
Российской Федерации, в соответст-
вии с Соглашением по организации
обучения отдельных категорий за-
страхованных, заключенным между
Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и
Главным управлением труда Адми-
нистрации области:
2001 год - 4500 тыс. рублей,
2002 год - 4500 тыс. рублей,
2003 год - 4500 тыс. рублей
Ожидаемые конечные - совершенствование системы госу-
результаты реализации дарственного управления охраной
Программы труда, повышение уровня знаний по
охране труда руководителей и спе-
циалистов организаций области, соз-
дание системы сертификации работ
по охране труда в организациях об-
ласти, улучшение условий труда на
производственных объектах, сниже-
ние государственных затрат на льго-
ты и компенсации пострадавшим от
несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
вследствие функционирования сис-
темы обязательного социального
страхования
Система организации - вице-губернатор Самарской облас-
контроля за исполнением ти, департамент управления финан-
Программы сами Администрации области и
Главное управление труда Админи-
страции области.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее
решения программными методами
В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" охрана труда является неотъемлемой частью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений. Претворение ее в жизнь предусматривает совместные действия органов законодательной и исполнительной власти, объединений работодателей и профессиональных союзов.
Для реализации государственной политики по охране труда в Самарской области, одной из первых в Российской Федерации, были приняты областные программы улучшения условий и охраны труда на 1995-1997 годы и на 1998-2000 годы.
Реализация вышеназванных программ явилась началом решения первоочередных задач по формированию системы государственного управления охраной труда в Самарской области, системы сертификации производственных объектов и организаций на соответствие требованиям охраны труда, организации обучения, информации и пропаганды в области охраны труда, по разработке новых безопасных технологий и средств коллективной и индивидуальной защиты. Впервые в Российской Федерации были сконцентрированы усилия организаций, научных учреждений области, органов государственного надзора и контроля по решению проблем охраны труда.
Программа по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы была разработана в развитие Программы по охране и улучшению условий труда в Самарской области на 1995-1997 годы с учетом меняющейся социально-экономической обстановки. В ней нашли отражение наиболее актуальные вопросы улучшения условий и охраны труда и социально-правовой защиты женщин и подростков, мероприятия по подготовке к переходу области на новый вид страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, развитие системы сертификации производственных объектов на соответствие требованиям охраны труда.
Условия труда, состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в последние годы в Самарской области, как и в целом по России, остаются неблагоприятиными. В Самарской области эти показатели несколько ниже средних данных по России, но и они достаточно высокие. Ежегодно в нашей области на производстве получают травмы 3-4 тысячи человек, из них более 110 погибают. По данным Самарского областного комитета государственной статистики, доля работников промышленности, строительства, транспорта и связи, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, составляет более 20% от общей численности работающих области, каждый пятый работник в отдельных отраслях экономики подвержен профессиональному риску из-за условий труда.
Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работающих профессиональной патологии. Ежегодно в области регистрируется около 200 случаев профессиональных заболеваний.
Основными причинами производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях области являются:
нарушение технологической, производственной и трудовой дисциплины, низкий уровень культуры производства, социальной активности и профессиональной подготовки работников;
сокращение службы охраны труда на предприятиях, снижение ответственности со стороны руководителей за несоблюдение норм и правил по охране труда;
старение основных производственных фондов, износ которых в некоторых отраслях промышленности достигает 70% и более, сокращение объемов капитального и профилактического ремонта промышленных зданий, сооружений, машин и оборудования, низкий технический уровень используемых технологий;
ухудшение обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты, нарушение надежности работы средств и систем коллективной защиты.
Работа, проводимая Администрацией области по государственному управлению охраной труда, дала результаты. Благодаря совместным усилиям Администрации области, органов надзора и контроля и других заинтересованных организаций в реализации программ 1995-1997 годов и 1998-2000 годов в области наметилась тенденция снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, повышения уровня защищенности работников в процессе трудовой деятельности.
Для дальнейших позитивных изменений состояния условий и охраны труда необходимо продолжить начатую работу в рамках Программы.
Настоящая Программа разработана Главным управлением труда Администрации области в соответствии с решением исполняющего обязанности Губернатора области А.И. Родионова от 29.09.99 N 6-30/2009.
В Программу включены основные мероприятия, направленные на совершенствование государственного управления охраной труда, создание системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и повышение на этой основе уровня защищенности работников, отработку механизма экономического обеспечения охраны труда, развитие нормативного и правового, информационного обеспечения, обучения и пропаганды охраны труда. Эти и другие направления найдут свое продолжение в новой Программе.
Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, повышение уровня социальной и правовой защищенности всех участников производственного процесса в результате реализации комплекса мероприятий правового, организационного, социально-экономического и информационного характера.
Задачи Программы:
снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
усиление координации деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных органов надзора и контроля, объединений работодателей и профсоюзов области по вопросам охраны труда;
совершенствование нормативной правовой базы в области охраны труда;
повышение экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда и предупреждении производственных рисков.
Сроки реализации Программы
Реализация Программы осуществляется с 2001 по 2003 годы.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия определены на основе всестороннего анализа состояния условий и охраны труда работников, проводимого Главным управлением труда Администрации области совместно с органами по труду и охране труда городов и районов области, государственными органами надзора и контроля, профсоюзами. Учтены также рекомендации Всероссийского совещания по охране труда (июль 1999 г.), предложения органов местного самоуправления области, высших учебных заведений и научных учреждений, а также организаций области.
Программа содержит мероприятия, являющиеся логическим продолжением разработок по организационному, методическому и научно-техническому обеспечению охраны труда на предприятиях области, реализуемых в рамках Программы по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 1998-2000 годы. Она предусматривает также разработку и внедрение в практику управления новых направлений деятельности в этой области, касающихся аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда на производственных объектах, введения новой системы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и других важных вопросов.
Программные мероприятия имеют межотраслевой характер и систематизированы по следующим приоритетным направлениям.
Нормативное обеспечение охраны труда
Необходимость разработки и реализации мероприятий по этому направлению вызвана прежде всего тем, что принятый Федеральный закон "Об основах охраны труда в Российской Федерации" принципиально меняет законодательную базу в области охраны труда, поднимает ее на уровень современных требований. В частности разграничены и законодательно закреплены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области охраны труда. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, помимо прочих, отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране труда. Кроме того, в указанном федеральном законе расширены и более четко сформулированы права работников на охрану труда. Все это требует принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих механизм реализации закона.
Так, необходимо принять на областном уровне нормативные правовые акты о государственной системе управления охраной труда, обучении и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, о сертификации работ по охране труда и другие.
Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.99 N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" также предусмотрена разработка ряда нормативных актов, таких как порядок оценки фактического состояния условий труда в организации для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Организационное обеспечение охраны труда
В связи с принятием Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" необходимо осуществить ряд мер, направленных на его реализацию в Самарской области в соответствии со статьей 6 "Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда". Так, предусматривается завершить формирование эффективной государственной системы управления охраной труда в Самарской области, предложить механизмы, усиливающие экономическую заинтересованность работодателей в обеспечении безопасных условий труда, продолжить организационную работу по созданию и укреплению служб охраны труда в организациях области, по реализации прав работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, по совершенствованию системы обучения и аттестации руководителей и специалистов.
Планируется также отработка и введение в действие системы сертификации работ по охране труда в организациях области, разработка необходимой нормативно-технической документации, развитие материально-технической базы областного органа по сертификации.
Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.