Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Избирательные комиссии
Законом Самарской области от 14 февраля 2000 г. N 4-ГД в статью 16 настоящего Закона внесены изменения и дополнения
Статья 16. Система и статус избирательных комиссий
1. Подготовку и проведение выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют следующие избирательные комиссии:
1) избирательная комиссия муниципального образования;
2) окружные избирательные комиссии;
3) участковые избирательные комиссии.
2. Окружная избирательная комиссия образуется в каждом избирательном округе по выборам депутатов. Если число избирателей в округе не превышает 5 тысяч человек, окружная избирательная комиссия может не создаваться. В этом случае полномочия окружных избирательных комиссий осуществляет избирательная комиссия муниципального образования.
3. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении действующего законодательства, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся - в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии вправе обращаться с представлением о проведении соответствующей проверки и пресечении нарушений действующего законодательства, уставов муниципальных образований в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, в правоохранительные органы, которые обязаны в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно принять меры по пресечению этих нарушений. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
4. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах, зарегистрированных кандидатах.
5. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.
6. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам или законам Самарской области либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия может принять решение по существу вопроса.
7. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.
8. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.
9. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия с государственным и муниципальным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать безвозмездное содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день голосования - незамедлительно.
10. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации, а также предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Самарской области. При этом расходы организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакций периодических печатных изданий покрываются в порядке, установленном соответственно пунктом 6 статьи 40 и пунктом 1 статьи 41 настоящего Закона.
11. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции периодических печатных изданий, не указанные в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день голосования - незамедлительно.
Законом Самарской области от 14 февраля 2000 г. N 4-ГД в статью 17 настоящего Закона внесены изменения и дополнения
Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Самарской области
Избирательная комиссия Самарской области:
1) контролирует соблюдение избирательных прав граждан;
2) в случаях и в порядке, установленными настоящим Законом, формирует избирательные комиссии муниципальных образований;
3) оказывает организационно-техническую, методическую и правовую помощь избирательным комиссиям муниципальных образований, окружным и участковым избирательным комиссиям;
4) обеспечивает и контролирует соблюдение единых нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий;
5) обеспечивает единообразное использование на территории Самарской области государственной автоматизированной информационной системы;
6) в случае выделения из бюджета Самарской области средств на проведение выборов депутатов распределяет их между избирательными комиссиями и контролирует их целевое использование;
7) устанавливает нормативы изготовления (включая степень защищенности) избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;
8) заслушивает сообщения органов исполнительной власти Самарской области по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
9) издает инструкции и разъяснения для обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
10) контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью;
11) обобщает итоги выборов на территории Самарской области;
12) вправе отменять решения избирательных комиссий муниципальных образований в случаях и в порядке, установленными Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";
13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Самарской области.
2. Избирательная комиссия Самарской области ежегодно представляет отчеты о расходовании средств бюджета субъекта Самарской области, выделенных на ее деятельность и проведение выборов, в порядке и по форме, устанавливаемым федеральными законами, законами Самарской области.
Статья 18. Сроки формирования, сроки полномочий и численный состав избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий
1. Избирательная комиссия муниципального образования формируется не позднее чем за 100 дней до дня голосования на очередных выборах депутатов в составе 9-11 членов комиссии с правом решающего голоса.
2. Избирательная комиссия муниципального образования действует на постоянной штатной основе. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования равняется сроку полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления.
3. Окружные избирательные комиссии формируются не позднее чем за 50 дней до дня голосования в составе 9-11 членов комиссии с правом решающего голоса.
4. Срок полномочий окружных избирательных комиссий истекает через 35 дней после официального опубликования результатов выборов депутатов представительного органа местного самоуправления. В случае обжалования или опротестования результатов выборов либо итогов голосования по одному из избирательных участков на соответствующей территории полномочия окружной избирательной комиссии прекращается после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
5. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка, но не позднее чем за 27 дней до дня голосования. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается избирательной комиссией муниципального образования в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять 3 - 15 членов комиссии с правом решающего голоса.
6. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по этим фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом.
Статья 19. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий
1. Формирование избирательной комиссии муниципального образования и окружных избирательных комиссий осуществляется представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
2. Представительный орган местного самоуправления обязан назначить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в пункте 1 настоящей статьи, на основе поступивших предложений каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Самарской Губернской Думе и в представительном органе местного самоуправления. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков.
3. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думы, органа местного самоуправления право внесения предложений о составе избирательной комиссии муниципального образования, окружных и участковых избирательных комиссий сохраняется за избирательными объединениями, избирательными блоками, имевшими депутатские фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Самарской Губернской Думе, представительном органе местного самоуправления последнего созыва.
4. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования, окружной и участковой избирательных комиссий.
5. В случае, если представительный орган местного самоуправления не назначит состава либо части состава избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии в срок, установленный в статье 18 настоящего Закона, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган местного самоуправления, назначение состава либо части состава избирательной комиссии производится вышестоящей избирательной комиссией с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
Статья 20. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования
1. Избирательная комиссия муниципального образования:
1) назначает выборы в случае, если уполномоченный орган не назначит выборов в установленные сроки либо не назначит выборов в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий представительного органа местного самоуправления;
2) осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов;
3) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения;
4) обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности;
5) принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего Закона;
Законом Самарской области от 14 февраля 2000 г. N 4-ГД пункт 1 статьи 20 настоящего Закона дополнен подпунктом 6
6) устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий;
7) составляет отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами местного самоуправления, и передает их по акту участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 25 дней до голосования;
8) устанавливает единую нумерацию избирательных участков;
9) регистрирует избирательные блоки;
10) распределяет денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, между окружными (а в случае их отсутствия - между участковыми) избирательными комиссиями и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств;
11) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов;
12) утверждает текст избирательного бюллетеня;
13) устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и снабжение ими окружных (в случае их отсутствия - участковых) избирательных комиссий;
14) рассматривает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
15) устанавливает общие итоги выборов депутатов представительного органа в целом по муниципальному образованию и публикует их в печати;
16) организует повторные выборы;
17) обеспечивает передачу в архив документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
18) осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
2. Избирательная комиссия муниципального образования имеет статус юридического лица, если является постоянно действующей.
Статья 21. Полномочия окружной избирательной комиссии
Окружная избирательная комиссия:
1) контролирует исполнение настоящего Закона на территории соответствующего избирательного округа;
2) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
3) регистрирует кандидатов по соответствующему избирательному округу и их доверенных лиц;
4) выдает кандидатам и их доверенным лицам удостоверения установленного образца;
5) обеспечивает вместе с другими избирательными комиссиями равные условия предвыборной деятельности для всех кандидатов;
6) распределяет средства, выделенные на подготовку и проведение выборов между участковыми избирательными комиссиями;
7) осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов;
8) устанавливает результаты выборов по избирательному округу и передает их в избирательную комиссию муниципального образования, обеспечивает передачу в архив муниципального образования документации, связанной с подготовкой и проведением выборов;
9) утверждает текст бюллетеней для голосования по избирательному округу, обеспечивает снабжение ими участковых избирательных комиссий;
10) контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
11) организует досрочное голосование избирателей в помещении окружной избирательной комиссии;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии
Участковая избирательная комиссия:
1) информирует население об адресах и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования;
2) уточняет список избирателей, полученный от соответствующей избирательной комиссии в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей;
3) знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и решает вопросы о внесении соответствующих изменений;
4) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
5) контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов;
6) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;
7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке;
8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
Статья 23. Статус членов избирательных комиссий
1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, кандидаты, зарегистрированные кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов, зарегистрированных кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии с правом решающего голоса.
3. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий.
4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
2) утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии;
4) признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим;
5) смерти члена избирательной комиссии;
6) признания члена избирательной комиссии на основании заявления соответствующей избирательной комиссии, решением суда, вступившим в законную силу, систематически не выполняющим обязанности;
7) появления оснований, предусмотренных пунктами 1, 2 настоящей статьи.
5. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии в соответствии с настоящим Законом.
6. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок, а в период проведения выборов - не позднее чем через десять дней со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. В случае невыполнения уполномоченным на то органом данного требования нового члена избирательной комиссии назначает вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом.
7. Члены избирательной комиссии муниципального образования могут работать в этой комиссии на постоянной (штатной) основе по решению данной комиссии. Оплата труда данных членов комиссии производится в пределах средств, ежегодно выделяемых из бюджета муниципального образования на проведение выборов и обеспечение деятельности избирательной комиссии.
8. Члены окружной, участковой избирательных комиссий могут работать в комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы.
9. Член избирательной комиссии, работающий на постоянной (штатной) основе, не может замещать государственные или муниципальные должности, находиться на государственной или муниципальной службе, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
10. Члены избирательных комиссий, работающие на постоянной основе, несут ответственность за свои действия в соответствии с законодательством, нормы которого распространяются на должностных лиц.
11. Кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшего его, и нижестоящую избирательную комиссию того избирательного округа, в котором он баллотируется, по одному члену с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию муниципального образования по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
12. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также оплата труда работников аппарата избирательной комиссии муниципального образования, создаваемого на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и порядке, установленных избирательной комиссией муниципального образования, за счет средств, выделенных на проведение выборов.
13. Члены избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не могут быть привлечены без согласия прокурора Самарской области к уголовной ответственности, подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке.
14. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
15. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов, за исключением права выдачи избирательных бюллетеней, участия в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составления протокола об итогах голосования, результатах выборов, права участия в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и права подписывать решения избирательной комиссии.
16. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса:
1) заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии;
2) вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий;
5) вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
17. Полномочия членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же представительный орган местного самоуправления, а полномочия остальных членов избирательной комиссии муниципального образования с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. Полномочия членов окружных, участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса прекращаются по истечении срока полномочий соответствующих избирательных комиссий.
18. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в организации которых принимает участие данная избирательная комиссия.
19. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу.
Статья 24. Организация деятельности избирательных комиссий
1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально.
2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава.
3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании.
4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии.
6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
7. Избирательная комиссия по требованию любого члена соответствующей избирательной комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии обязана проводить голосования по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.
8. Все заседания избирательной комиссии протоколируются.
9. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии в порядке, предусмотренном настоящим Законом, принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
10. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
11. При принятии решений избирательной комиссией в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим.
12. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии.
13. Член избирательной комиссии, не согласный с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования - незамедлительно.
14. Избирательная комиссия муниципального образования, окружные и участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников по трудовым соглашениям.
Статья 25. Гласность в деятельности избирательных комиссий
1. Подготовка и проведение выборов депутатов осуществляются открыто и гласно.
2. На всех заседаниях соответствующей избирательной комиссии, а также при осуществлении соответствующей участковой, окружной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования, вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной или вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях при осуществлении работы с указанными избирательными документами указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить свободный доступ указанных лиц на заседания при осуществлении работы с указанными избирательными документами. На заседаниях при осуществлении работы с указанными избирательными документами также вправе присутствовать представители средств массовой информации.
3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии окружной избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 2 настоящей статьи, а также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели.
4. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке.
5. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей.
6. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется.
7. Наблюдатели вправе:
1) знакомиться со списками избирателей;
2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
3) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;
5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;
6) знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами окружных избирательных комиссий об итогах голосования и о результатах выборов, изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии;
7) обжаловать в порядке, установленном настоящим Законом, действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд;
8) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях.
8. Наблюдатель не вправе:
1) выдавать избирателям избирательные бюллетени;
2) расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней;
3) заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени;
4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
5) принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса;
6) совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии;
7) вести агитацию среди избирателей;
8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией.
9. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом окружной избирательной комиссии о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов.
10. Копии протоколов и иные документы избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись "Копия верна", расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии.
11. Деятельность иностранных (международных) наблюдателей регулируется федеральными законами.
Статья 26. Расформирование избирательной комиссии
1. В случае нарушения избирательной комиссией муниципального образования, окружной, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекшего признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в порядке, установленном настоящим Законом, избирательная комиссия может быть расформирована судом.
2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов Самарской Губернской Думы численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Думы либо группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательная комиссия Самарской области.
3. Заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально.
4. Орган местного самоуправления, в полномочия которого входит формирование комиссии, либо другой уполномоченный на то орган обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии.
5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.