Законом Самарской области от 7 июля 2003 г. N 57-ГД в настоящий Закон внесены изменения и дополнения
Закон Самарской области от 18 мая 1999 г. N 17-ГД
"О лесах Самарской области"
8 мая, 11 ноября 2002 г., 8 апреля, 7 июля 2003 г.
Принят Самарской Губернской Думой
27 апреля 1999 г.
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью (лесные отношения), устанавливает правовые основы охраны, защиты, рационального использования и воспроизводства лесов Самарской области, повышения их экологического и ресурсного потенциала.
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Правовое регулирование лесных отношений на территории Самарской области
1. Лесные отношения на территории Самарской области регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом (Основным Законом), настоящим Законом, иными законами и нормативными правовыми актами Самарской области, нормативными правовыми актами Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, органов местного самоуправления, регулирующие лесные отношения, не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Самарской области и настоящему Закону.
Статья 2. Объекты лесных отношений
Объектами лесных отношений являются лесной фонд Российской Федерации, участки лесного фонда, леса, не входящие в лесной фонд, их участки, древесно-кустарниковая растительность в границах Самарской области, а также права пользования ими.
Статья 3. Лесной фонд
Все леса за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Статья 4. Участники лесных отношений
Участниками лесных отношений являются Российская Федерация, Самарская область, другие субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Статья 5. Лесопользователи
Лесопользователями являются граждане и юридические лица, которым предоставлены права пользования участками лесного фонда и (или) права пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд.
Статья 6. Виды лесопользования
В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования:
заготовка древесины;
заготовка живицы;
заготовка второстепенных лесных ресурсов (пней, коры, бересты, пихтовых, сосновых, еловых лап, новогодних елок и других);
побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается федеральным органом управления лесным хозяйством);
пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
пользование участками лесного фонда для научно-исследовательских целей;
пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.
Использование участков лесного фонда может осуществляться как с изъятием лесных ресурсов, так и без их изъятия.
Участок лесного фонда может предоставляться для осуществления одного или нескольких видов лесопользования одному или нескольким лесопользователям.
Особенности использования участков лесного фонда при осуществлении определенных видов лесопользования, а также виды и особенности пользования лесами, не входящими в лесной фонд, определяются федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами Самарской области в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
Статья 7. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет
Осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета.
Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является договор аренды участка лесного фонда, договор безвозмездного пользования участком лесного фонда, договор концессии участка лесного фонда, протокол о результатах лесного аукциона или решение Администрации Самарской области.
Лесорубочный билет, ордер и (или) лесной билет выдаются лесопользователю на срок до одного года. Лесорубочный билет на заготовку живицы выдается лесопользователю на весь срок подсочки древостоев.
Лесорубочный билет и (или) лесной билет выдаются лесопользователю ежегодно на осуществление видов лесопользования, указанных в соответствующем договоре.
Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
Лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Лесорубочный билет выдается лесхозом федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Основанием для выдачи лесничеством ордера является выданный этому лесничеству лесорубочный билет.
На основании ордера лесопользователем осуществляются отдельные виды заготовки и вывозка древесины, заготовка второстепенных лесных ресурсов. Лесничеством на основании ордера без выдачи лесорубочного билета может осуществляться отпуск древесины на корню мелкими партиями (до 50 куб. метров) в порядке уборки валежной, сухостойной и буреломной древесины.
Лесной билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на осуществление лесопользования, за исключением видов лесопользования, указанных в части шестой настоящей статьи. Лесной билет на осуществление побочного лесопользования выдается лесничеством, а на осуществление других видов лесопользования - лесхозом федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Лесхозы федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством для выполнения ими лесохозяйственных работ оформляют лесорубочный билет и лесной билет в установленном порядке.
Формы лесорубочного билета, ордера и лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи лесопользователю устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Глава 2. Категории защитности и параметры особо защитных участков
лесного фонда, расположенных на территории Самарской области
Статья 8. Категории защитности лесов Самарской области
В соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местоположением и выполняемыми им функциями производится разделение лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.
В связи с тем что основным назначением лесов Самарской области является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций, они отнесены к первой группе и разделяются по следующим категориям защитности:
запретные полосы лесов по берегам рек, озер, водохранилищ и других водных объектов;
запретные полосы лесов, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб;
противоэрозионные леса;
защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения;
государственные защитные лесные полосы;
леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных и малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей природной среды;
леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов;
леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения;
леса первой, второй и третьей зон округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов;
особо ценные лесные массивы;
леса, имеющие научное или историческое значение;
памятники природы;
леса государственных природных заповедников;
леса национальных парков.
ленточные боры;
орехово-промысловые зоны;
лесоплодовые насаждения;
притундровые леса;
леса природных парков;
заповедные лесные участки.
Статья 9. Параметры особо защитных участков лесного фонда
Параметры особо защитных участков леса утверждаются решением Администрации Самарской области по представлению специально уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством на основании материалов лесоустройства или специального обследования.
На всех особо защитных участках леса запрещается проведение рубок главного пользования.
Глава 3. Формы собственности на лесной фонд и леса,
не входящие в лесной фонд
Статья 10. Формы собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд
Формы собственности на лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, определяются в соответствии с федеральным законодательством.
Глава 4. Аренда участков лесного фонда,
безвозмездное пользование и краткосрочное пользование
участками лесного фонда на территории Самарской области
Статья 11. Права пользования участками лесного фонда и права пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд
Участки лесного фонда, расположенные на территории Самарской области, предоставляются гражданам и юридическим лицам в пользование на условиях и в порядке, которые установлены лесным законодательством, на следующих правах пользования: аренда, безвозмездное пользование, концессия и краткосрочное пользование.
Правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, являются безвозмездное пользование и краткосрочное пользование. Содержание этих прав и другие права пользования определяются федеральным законом.
Права пользования участками лесного фонда и участками лесов, не входящими в лесной фонд, на территории Самарской области возникают на основании решения Администрации Самарской области, договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, судебных решений, а также лесорубочного билета, ордера или лесного билета, по иным основаниям, допускаемым Лесным кодексом Российской Федерации.
Статья 12. Порядок предоставления в аренду участков лесного фонда
Участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решения Администрации Самарской области, принимаемого по представлению специально уполномоченного территориального органа или федерального государственного учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством, а также по результатам лесных конкурсов.
Статья 13. Порядок предоставления участков лесного фонда в аренду (без проведения лесных конкурсов)
На основании решения Администрации Самарской области, принимаемого по представлению специально уполномоченного территориального органа или федерального государственного учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством (без проведения лесного конкурса), участки лесного фонда предоставляются в аренду от одного года до пяти лет лесопользователям, длительное время осуществляющим свою деятельность на данной территории и имеющим производственные мощности для заготовки и переработки древесины и других лесных ресурсов, а также сельскохозяйственным организациям, расположенным на данной территории.
Перечень документов, необходимых для получения участков лесного фонда в аренду (без проведения лесных конкурсов), и порядок их оформления определяются специально уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
Статья 14. Порядок проведения лесных конкурсов
Участки лесного фонда предоставляются в аренду по результатам лесных конкурсов за исключением случаев, указанных в статье 13 настоящего Закона.
Для проведения лесного конкурса на основании решения Администрации Самарской области создается комиссия в составе представителей Администрации Самарской области, иных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций.
Лесные конкурсы организуются и проводятся специально уполномоченным территориальным органом или федеральным государственным учреждением федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством в зависимости от территориальной принадлежности участков лесного фонда.
Участки лесного фонда выставляются на лесные конкурсы Администрацией Самарской области по представлению специально уполномоченного территориального органа или федерального государственного учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Организация и проведение лесных конкурсов осуществляются в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 15. Предоставление участков лесного фонда в безвозмездное пользование
Участки лесного фонда предоставляются в безвозмездное пользование на основании решения Администрации Самарской области, принимаемого по представлению специально уполномоченного территориального органа или федерального государственного учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
По договору безвозмездного пользования участком лесного фонда лесхоз федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда в безвозмездное пользование на срок до сорока девяти лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Порядок предоставления участков лесного фонда в безвозмездное пользование определяется Лесным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством и положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Порядок предоставления участков лесного фонда в краткосрочное пользование
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на срок до одного года по результатам лесного аукциона или на основании решений Администрации Самарской области посредством выдачи лесорубочных билетов, ордеров или лесных билетов.
На основании решения Администрации Самарской области в краткосрочное пользование участки лесного фонда предоставляются лесопользователям для удовлетворения потребностей общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных учреждений и других учреждений, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета, сельскохозяйственным организациям и населению, соответственно располагающимся и проживающим на данной территории.
Статья 17. Порядок проведения лесных аукционов
Участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование по результатам лесных аукционов за исключением случаев, указанных в части второй статьи 16 настоящего Закона.
Для проведения лесного аукциона создается аукционная комиссия в составе представителей Администрации Самарской области (председатель комиссии), иных органов исполнительной власти, заинтересованных организаций.
Состав аукционной комиссии утверждается Губернатором Самарской области.
Лесные аукционы организуются и проводятся специально уполномоченным территориальным органом или федеральным государственным учреждением федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством в зависимости от территориальной принадлежности участков лесного фонда.
Лесные ресурсы на лесной аукцион выставляет Администрация Самарской области по представлению специально уполномоченного территориального органа или федерального государственного учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Организация и проведение лесных аукционов осуществляются в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Глава 5. Полномочия органов государственной власти Самарской области
и органов местного самоуправления в области использования, охраны,
защиты лесного фонда и воспроизводства лесов
Статья 18. Полномочия Самарской Губернской Думы
К полномочиям Самарской Губернской Думы в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
принятие законов и иных нормативных правовых актов Самарской области по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
утверждение областных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
установление ставок лесных податей и ставок арендной платы (за исключением минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню), а также платы за перевод лесных земель в нелесные земли и (или) изъятие земель из лесного фонда;
утверждение порядка использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях городских поселений;
иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 19. Полномочия Администрации Самарской области
1. К полномочиям Администрации Самарской области в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов относятся:
осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
разработка и реализация областных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
разработка и принятие нормативных правовых актов по вопросам использования, охраны, защиты, воспроизводства лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд;
участие в осуществлении прав владения, пользования и распоряжения лесным фондом на территории Самарской области;
участие в разработке и реализации федеральных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное и краткосрочное пользование в соответствии с федеральным и областным законодательством;
представление в Правительство Российской Федерации материалов о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, и (или) изъятие земель лесного фонда;
участие в утверждении расчетной лесосеки;
утверждение состава комиссии по проведению лесных конкурсов, аукционов;
установление правил пользования лесным фондом для:
- заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования;
- заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования;
- нужд охотничьего хозяйства;
- научно-исследовательских целей;
установление порядка предоставления участков лесного фонда отдельным категориям граждан, имеющим льготы по оплате за лесопользование для собственных нужд согласно лесному законодательству Российской Федерации и Самарской области;
приостановление, ограничение и прекращение работ, представляющих опасность для состояния и воспроизводства лесов;
организация выполнения мероприятий по охране лесов от пожаров и защите лесов от вредителей и болезней;
организация воспитания, образования и просвещения населения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение населения необходимой информацией по вопросам использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
отнесение лесов к отдельным категориям защитности лесов первой группы в соответствии с федеральным законодательством;
утверждение параметров особо защитных участков леса;
иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
2. Администрация Самарской области вправе передать органам местного самоуправления осуществление части своих полномочий по предоставлению участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд:
в краткосрочное пользование (до одного года) для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей;
в краткосрочное пользование (до одного года) для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного пользования для собственных нужд гражданам, проживающим на территории соответствующего органа местного самоуправления;
в безвозмездное пользование для заготовки древесины, сенокошения, пастьбы скота, установки ульев для собственных нужд гражданам, имеющим льготы согласно действующему лесному законодательству.
Наделение органов местного самоуправления указанными в данном пункте государственными полномочиями осуществляется законом Самарской области с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Статья 20. Полномочия органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд
К полномочиям органов местного самоуправления, на территории которых расположены лесной фонд и леса, не входящие в лесной фонд, относятся:
организация работы по выполнению организациями и предприятиями всех форм собственности, имеющими в своем ведении леса, лесопользователями (арендаторами) мероприятий по противопожарной профилактике, защите лесов от вредителей и болезней, а также по подготовке к пожароопасному сезону;
ежегодное утверждение до начала пожароопасного сезона оперативных планов борьбы с лесными пожарами, представляемых лесхозами федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством, а также другими владельцами лесов, не входящих в лесной фонд;
организация широкого проведения противопожарной пропаганды, регулярного освещения в печати, по радио и телевидению вопросов сбережения лесов, соблюдения правил пожарной безопасности в лесах;
организация работы по выполнению Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации и Санитарных правил в лесах Российской Федерации в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также на землях, занятых древесно-кустарниковой растительностью;
иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 21. Осуществление органами местного самоуправления предусмотренных настоящим Законом полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд
1. Предусмотренные статьей 20 и частью третьей статьи 27 настоящего Закона полномочия в области использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляются органами местного самоуправления всех муниципальных образований в Самарской области.
2. Органы местного самоуправления наделяются предусмотренными статьей 20 и частью третьей статьи 27 настоящего Закона полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, на неопределенный срок.
З. Финансовые средства, необходимые для реализации органами местного самоуправления предусмотренных статьей 20 и частью третьей статьи 27 настоящего Закона полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
4. Контроль за реализацией органами местного самоуправления предусмотренных статьей 20 и частью третьей статьи 27 настоящего Закона полномочий осуществляет Администрация Самарской области.
Статья 22. Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, находящихся на территории Самарской области, осуществляется Администрацией Самарской области и другими органами исполнительной власти в пределах их компетенции, предоставленной им федеральным и областным законодательством.
Глава 6. Права и обязанности лесопользователей
Статья 23. Права лесопользователей при осуществлении ими лесопользования
При осуществлении лесопользования лесопользователи имеют право:
получать информацию об участках лесного фонда, передаваемых им в пользование;
осуществлять пользование лесным фондом в установленных пределах;
возводить на срок лесопользования строения и сооружения, пункты хранения древесины, связанные с пользованием лесным фондом, в порядке, установленном действующим законодательством;
иметь другие права, если их реализация не противоречит требованиям лесного законодательства Российской Федерации.
Статья 24. Обязанности лесопользователей при осуществлении ими лесопользования
При осуществлении лесопользования лесопользователи обязаны:
осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации;
соблюдать условия договора аренды участка лесного фонда, договора безвозмездного пользования участком лесного фонда, договора концессии участка лесного фонда, а также условия лесорубочного билета, ордера, лесного билета;
производить закрепление границ участка лесного фонда, предоставленного на правах аренды, безвозмездного пользования, концессии, с помощью лесохозяйственных знаков;
не допускать нанесения вреда здоровью граждан, окружающей природной среде;
вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
соблюдать на предоставленных им в пользование участках лесного фонда правила пожарной безопасности в лесах и проводить на указанных участках противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение;
не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки;
проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины;
осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды участка лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете;
приводить земли на участках лесного фонда, предоставленных в пользование, в состояние, указанное в договоре аренды участка лесного фонда, договоре безвозмездного пользования участком лесного фонда, договоре концессии участка лесного фонда, лесорубочном билете, ордере, лесном билете, за свой счет;
передавать участки лесного фонда лесхозу федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством после завершения на них работ;
проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет на вырубках и площадях, на которых в результате деятельности лесопользователей уничтожен подрост или погибла древесно-кустарниковая растительность;
возмещать убытки и потери лесного хозяйства в установленном порядке;
своевременно вносить платежи за пользование лесным фондом;
соблюдать санитарные правила в лесах и выполнять иные требования, установленные федеральным органом исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством и его территориальными органами;
не допускать нарушений прав других лесопользователей;
предоставлять в установленном порядке информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, лесхозам федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством, органам государственной статистики, специально уполномоченному территориальному органу и федеральному государственному учреждению федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством.
Глава 7. Порядок пребывания граждан в лесах Самарской области
Статья 25. Пребывание граждан в лесах
Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для личного пользования дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации и в перечень наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья, запрещаются.
Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, не допускать поломку, порубку деревьев и кустарников, повреждение лесных культур, засорение леса, уничтожение и разорение муравейников и гнезд птиц, а также соблюдать другие требования законодательства Российской Федерации.
Статья 26. Ограничение пребывания граждан в лесах
В лесах Самарской области запрещается:
посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств в период высокой пожарной опасности;
сбор и заготовка гражданами редких и исчезающих видов растений Самарской области, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
сбор и заготовка гражданами дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья на участках лесного фонда, переданных в аренду для этих же целей;
пребывание граждан в лесах, в которых производятся лесозащитные мероприятия по борьбе с вредителями и болезнями леса;
нарушать покой диких животных и птиц в период рождения и вскармливания потомства.
На территориях государственного природного заповедника и национального парка запрещается любая деятельность, противоречащая задачам и режиму охраны этих территорий, определяемых положениями о них и лесным законодательством.
Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья могут быть ограничены в порядке, определяемом законодательством Самарской области.
Глава 8. Охрана и защита лесного фонда и лесов,
не входящих в лесной фонд, от пожаров
Статья 27. Порядок привлечения граждан и юридических лиц, а также противопожарной техники, транспортных и других средств к тушению лесных пожаров
Порядок привлечения граждан и юридических лиц, а также противопожарной техники, транспортных и других средств к тушению лесных пожаров определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области.
Лесохозяйственные организации ежегодно разрабатывают оперативные (мобилизационные) планы по привлечению дополнительных сил и средств к тушению лесных пожаров, которые согласовываются с руководителями заинтересованных организаций и утверждаются решениями органов местного самоуправления, на территории которых находятся леса.
В целях оперативного направления на тушение пожаров дополнительных сил и средств в выходные и праздничные дни в периоды высокой чрезвычайной пожарной опасности органы местного самоуправления:
- устанавливают дежурства юридических лиц и созданных ими мобильных групп со средствами пожаротушения и техникой для тушения лесных пожаров;
- выделяют на пожароопасный сезон в распоряжение органов управления лесным хозяйством необходимое количество дежурных транспортных средств (автомобилей, катеров и других транспортных средств) с запасом горюче-смазочных материалов;
- создают резерв горюче-смазочных материалов на пожароопасный период.
Статья 28. Оплата труда граждан, занятых на тушении лесных пожаров
Гражданам, привлеченным непосредственно государственной лесной охраной к тушению лесных пожаров, оплата труда производится лесхозами в размере средней ставки неквалифицированного рабочего. Основанием для возмещения вышеуказанных расходов служат списки лиц, участвовавших в тушении пожаров, с указанием отработанного времени, заверенные руководителем работ по тушению пожаров, представителем (руководителем) специально уполномоченного территориального органа управления федерального органа исполнительной власти в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности.
Финансирование мероприятий, связанных с тушением лесных пожаров, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 29. Обязанности лесопользователей по охране лесов от пожаров
Лесопользователи обязаны разрабатывать и утверждать по согласованию с лесхозами федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством планы противопожарных мероприятий, а также проводить их в установленные сроки. Лесхозы федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством оказывают содействие лесопользователям при разработке ими планов противопожарных мероприятий. Перечень противопожарных мероприятий, требования к планам этих мероприятий определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Граждане и юридические лица в местах проведения на территории лесного фонда работ, культурно-массовых и других мероприятий обязаны иметь средства пожаротушения в соответствии с нормами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством и Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, а также содержать указанные средства в пожароопасный период в готовности, обеспечивающей их немедленное использование. В случае отсутствия утвержденных норм на указанные средства граждане и юридические лица обязаны иметь первичные средства пожаротушения, перечень и количество которых определяются лесхозом федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Общие требования к гражданам и юридическим лицам в пожароопасный период устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 30. Государственный пожарный надзор в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд
Государственный пожарный надзор в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Участие общественных объединений в охране лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, от пожаров
В целях охраны лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов от пожаров, предупреждения лесных пожаров и их тушения могут создаваться добровольные пожарные дружины в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Статья 32. Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольных пожарных дружин
Финансовое и материально-техническое обеспечение подразделений (дружин, команд) добровольной пожарной охраны осуществляется за счет средств местных бюджетов, средств предприятий, на которых созданы эти подразделения (дружины, команды), средств объединений пожарной охраны, пожертвований граждан и юридических лиц, а также других источников финансирования, не запрещенных законодательством.
На время несения службы за членами добровольных пожарных дружин сохраняется среднемесячная заработная плата по месту основной работы. Расходы предприятий по выплате заработной платы указанным лицам возмещаются за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном органами местного самоуправления.
Членам добровольных пожарных дружин предоставляются социальные гарантии, устанавливаемые органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления, а также зарегистрировавшими их предприятиями.
Глава 9. Платежи за пользование лесным фондом
и распределение средств, поступающих от неустоек
и в порядке возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству
См. также Закон Самарской области от 17 марта 2000 г. N 9-ГД "О плате за осуществление отдельных видов лесопользования на территории Самарской области"
Статья 33. Платежи за пользование лесным фондом
Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы.
Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда.
Порядок исчисления и взимания лесных податей и арендной платы устанавливается Лесным кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами Российской Федерации.
Лесные подати и арендная плата за пользование участком лесного фонда, за исключением суммы минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, направляемой в бюджет области, поступают лесхозам федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством, приравниваются к бюджетным средствам и используются для нужд лесного хозяйства.
Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю.
Контроль за исчислением и поступлением в бюджет лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом осуществляется Государственной налоговой инспекцией по Самарской области.
Статья 34. Распределение средств, поступающих от неустоек в порядке возмещения ущерба, причиненного лесному фонду
Средства, поступающие от неустоек, взысканных за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах, и в порядке возмещения ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, зачисляются в бюджет органа местного самоуправления, на территории которого совершено нарушение. По согласованию с соответствующим органом местного самоуправления до 50 процентов указанных средств используется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству, охране, защите лесов и развития социальной сферы.
Статья 35. Льготы по платежам за пользование лесным фондом
От платежей за пользование лесным фондом для собственных нужд освобождаются:
- участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны;
- инвалиды I и II групп;
- пенсионеры, проживающие в сельской местности;
- лица, пострадавшие от стихийных бедствий;
- вынужденные переселенцы;
- крестьянские (фермерские) хозяйства;
- представители коренных малочисленных народов.
Статья 36. Нормативы объемов лесопользования для собственных нужд отдельных категорий граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих льготы по платежам согласно лесному законодательству
Нормативы объемов лесопользования для собственных нужд отдельных категорий граждан и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих льготы по платежам согласно лесному законодательству, утверждаются Самарской Губернской Думой по представлению Администрации Самарской области.
Глава 10. Порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов
и осуществления побочного лесопользования
Статья 37. Общие положения по предоставлению участков лесного фонда для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования
К второстепенным лесным ресурсам относятся пни, кора деревьев, береста, сосновые и еловые лапы, новогодние елки, хворост для изготовления веников и метел и т. п.
Заготовка второстепенных лесных ресурсов производится на основании лесорубочного или лесного билета, выдаваемого лесхозом, и является платной.
Осуществление побочного лесопользования производится за плату на основании лесного билета, выдаваемого в лесничестве.
Статья 38. Порядок заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования
Порядок предоставления участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования определяется в соответствии с федеральным законодательством.
Правила пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования утверждаются Администрацией Самарской области.
Глава 11. Особенности использования лесного фонда и лесов,
не входящих в лесной фонд
Статья 39. Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства
Пользование участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, для нужд охотничьего хозяйства относится к одному из видов лесопользования.
Предоставление участков лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, для нужд охотничьего хозяйства производится с учетом создания благоприятных условий для обитания диких животных, обеспечения сохранности экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, защиты и охраны животного мира.
Порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается решением Администрации Самарской области, принимаемым по представлению специально уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Статья 40. Порядок пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей
Проведение научно-исследовательских работ на участках лесного фонда соответствующими организациями осуществляется бесплатно. Порядок пользования участками лесного фонда для научно-исследовательских целей устанавливается решением Администрации Самарской области, принимаемым по представлению специально уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере управления лесным хозяйством.
Статья 41. Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей
Участки лесного фонда могут предоставляться гражданам и юридическим лицам для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей в краткосрочное пользование или пользование свыше одного года за плату.
Преимущественное право на пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей предоставляется лесопользователям, которые длительное время используют конкретную территорию и имеют на ней капитальные и временные сооружения.
Порядок пользования участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей устанавливается решением Администрации Самарской области, принимаемым по представлению специально уполномоченного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере управления.
Статья 42. Рассмотрение споров
Споры, возникшие в процессе лесных отношений, рассматриваются судом.
Статья 43. Ответственность за нарушение лесного законодательства
Граждане, юридические и должностные лица, допустившие нарушения лесного законодательства, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.
Статья 44. Порядок приведения областного законодательства и правовых актов органов местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом
Законы и иные нормативные правовые акты Самарской области, правовые акты органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу настоящего Закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Органам государственной власти области и органам местного самоуправления в течение трех месяцев со дня вступления в действие настоящего Закона привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.
Статья 45. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области |
К.А. Титов |
18 мая 1999 г.
N 17-ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Самарской области от 18 мая 1999 г. N 17-ГД "О лесах Самарской области"
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Закона опубликован в газете "Волжская коммуна" от 21 мая 1999 г. N 77
Законом Самарской области от 7 ноября 2007 г. N 131-ГД настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Самарской области от 8 декабря 2006 г. N 172-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 6 июня 2006 г. N 55-ГД
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Закон Самарской области от 6 июня 2005 г. N 123-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 29 июня 2004 г. N 103-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 26 декабря 2003 г. N 121-ГД
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 7 июля 2003 г. N 57-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 8 апреля 2003 г. N 29-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 11 ноября 2002 г. N 90-ГД
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования названного Закона
Закон Самарской области от 8 мая 2002 г. N 22-ГД
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.