Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы
"Развитие авиации общего назначения
(малой авиации) в Самарской
области" на 2001-2005 годы"
Областная целевая Программа
"Развитие авиации общего назначения
(малой авиации) в Самарской области"
на 2001 - 2005 годы
(далее - Программа)
Паспорт Программы
Наименование Программы - областная целевая программа "Развитие авиации
общего назначения (малой авиации) в Самарской
области" на 2001-2005 годы
Дата принятия решения - поручение Губернатора области от 11.09.2000
о разработке Программе N 1-20/77
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик Программы
Головной исполнитель - некоммерческое партнерство "Легкая авиация",
Программы включающее следующих участников:
общество с ограниченной ответственностью (далее
- ООО) "Гидроплан", ООО "Аэропракт", закрытое
акционерное общество (далее - ЗАО) "Промакс",
Самарский государственный аэрокосмический
университет имени академика С.П. Королева (далее
- СГАУ), Ассоциация "Большая Волга" по
экономическому взаимодействию республик и
областей Поволжья Российской Федерации,
командитное товарищество (товарищество на вере)
"Аудиторская фирма "ЛиК", открытое акционерное
общество (далее - ОАО) "Малая авиация Волжского
региона", ОАО "Научно-производственное
объединение "Поволжский авиационный
технологический институт", ОАО "Объединенная
компания "Сибирский алюминий", ОАО "Поволжский
научно-исследовательский институт материалов и
технологий авиационных двигателей", ОАО
"Самарское конструкторское бюро машиностроения"
(далее - НП "Легкая авиация")
Основные разработчики - участники НП "Легкая авиация"
Программы
Цель и задачи Программы - создание отрасли малой авиации как составляющей
экономического развития Самарской области.
Задачи Программы:
сохранение, развитие и создание
материально-технической базы для разработки и
производства малой авиационной техники на базе
реструктуризации существующих предприятий и
оптимизации межхозяйственных связей;
расширение рынка услуг малой авиации путем
продвижения товаров и услуг на отечественный и
мировой рынки;
развитие эксплуатационной инфраструктуры малой
авиации;
сохранение и развитие научно-технического
потенциала области путем внедрения новейших
информационных, наукоемких, исследовательских,
методических, финансовых технологий, повышения
уровня подготовки квалифицированных кадров для
субъектов малой авиации;
координация и реализация совместных программ
субъектов малой авиации, в том числе и
международных проектов в области разработки,
производства и эксплуатации малой авиации
Сроки и этапы - 2001-2005 годы.
реализации Программы Этапы Программы:
I этап - 2001 год;
II этап - 2002 год;
III этап - 2003 - 2005 годы
Перечень основных - основные программные мероприятия,
мероприятий Программы систематизирующиеся по направлениям расширения и
развития рынка услуг малой авиации, создания
малой авиационной техники, научно-методического
обеспечения отрасли малой авиации:
определение наиболее эффективных механизмов
взаимодействия всех субъектов малой авиации,
выработка и осуществление оптимальных
тактических и стратегических решений для
достижения цели Программы;
разработка и внедрение прогрессивных
информационных, научно-методических,
технологических и иных систем обеспечения
деятельности субъектов малой авиации;
развитие системы продвижения товаров и услуг,
производимых субъектами малой авиации;
оптимизация использования имеющихся ресурсов
Самарской области (финансовых, материальных,
интеллектуальных), направленных на создание
эффективной инфраструктуры малой авиации;
создание объективных предпосылок для
распространения положительного опыта в
реализации Программы на уровне субъектов
Приволжского федерального округа
Исполнители Программы - участники НП "Легкая авиация", ЗАО "Центр
перспективных технологий", государственные
структуры авиационного профиля, отраслевые
научно-исследовательские институты (далее -
НИИ), другие организации и
высококвалифицированные специалисты,
привлекаемые головным исполнителем Программы
Объемы и источники - разработка Программы - 700 тыс. рублей,
финансирования в том числе за счет средств:
областного бюджета - 200 тыс.рублей;
привлеченных - 350 тыс.рублей;
предприятий - 150 тыс.рублей.
Финансовые затраты на реализацию Программы
составят 83490 тыс.рублей,
в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 410 тыс.рублей;
областного бюджета - 3180 тыс.рублей;
внебюджетных источников - 79900 тыс.рублей
Ожидаемые результаты - формирование инфраструктуры эксплуатации малой
реализации Программы авиации, организация сертифицированных
производств авиатехники и оборудования, что
явится основой отрасли малой авиации;
сохранение и развитие интеллектуального и
научного потенциала области;
эффективная и стабильная работа существующих и
вновь создаваемых предприятий всех форм
собственности, функционирующих не только в сфере
малой авиации, но и в других отраслях экономики
Самарской области;
создание малой авиационной техники,
конкурентоспособной как на российском, так и на
международном рынках;
повышение экономической эффективности многих
отраслей экономики Самарской области;
частичная стабилизация рынка труда области,
создание новых рабочих мест;
повышение инвестиционной привлекательности
Самарской области;
увеличение поступлений в областной бюджет от
субъектов малой авиации;
становление Самарской области как центра развития
малой авиации в Российской Федерации;
усовершенствование законодательно-правовой базы с
учетом интересов субъектов малой авиации;
развитие новых технологий, имеющих обширное
народно-хозяйственное значение;
возможность использования накопленного опыта в
других регионах России
Организация контроля - контроль за реализацией Программы осуществляется
за ходом исполнения департаментом промышленности и торговли
Программы Администрации области и департаментом управления
финансами Администрации области в соответствии с
постановлением Губернатора Самарской области от
19.06.2000 N 193 "О внесении изменений и
дополнений в Порядок разработки и реализации
областных целевых программ".
1. Содержание проблемы
и обоснование необходимости ее решения программными методами
Авиация общего назначения (далее - АОН) - авиация, используемая физическими или юридическими лицами (субъектами АОН) для удовлетворения собственных потребностей в соответствии с установленными для нее правилами и нормами.
Воздушные суда АОН - летательные аппараты, предназначенные для выполнения спортивных полетов, обучения пилотов-спортсменов, пилотов-любителей, сверхлегкие летательные аппараты, воздушные шары, восстановленные воздушные суда старого образца (исторические экземпляры), летательные аппараты, построенные в единичном экземпляре по самостоятельному проекту, а также любые другие летательные аппараты, находящиеся во владении, пользовании или распоряжении субъекта АОН, используемые им в некоммерческих целях.
АОН является составляющей частью глобальной транспортной системы многих развитых стран мира, служит гибким, быстрым и эффективным средством связи удаленных районов с деловыми центрами, образует транспортную сеть, которая дополняет, а по многим параметрам и превосходит такие транспортные системы, как воздушный, железнодорожный, речной или автомобильный транспорт, что обуславливает активный рост ее популярности в последние годы.
В США используется примерно 5400 взлетно-посадочных полос и площадок для самолетов АОН и только 580 аэродромов для самолетов рейсовой авиации.
Всего самолетов АОН США (по данным 1996 года) - 160 577 единиц, из них:
личных самолетов - 93174 (58%);
корпоративных - 8227 (5%);
бизнес-самолетов - 26963 (17%);
учебных - 13248 (8,2%);
аэротакси - 3194 (2%);
других - 15699 (10%).
По данным управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, АОН в России насчитывает около 7000 единиц.
По международной терминологии воздушные суда малой авиации относятся к АОН.
В настоящей Программе согласно статьям 20, 21, 22, 23 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) под малой авиацией понимаются воздушные суда, относящиеся к гражданской, государственной и экспериментальной авиации, с полетной массой не более 5700 килограммов.
В нашей стране государственная политика в области авиации до сегодняшнего дня была направлена на создание крупной широкофюзеляжной авиационной техники, решение глобальных задач перевозок пассажиров и грузов. Отсутствие должного внимания к развитию малой авиации не позволяет решить многие проблемы по рациональному использованию воздушного пространства и эффективной реализации всех возможностей АОН.
Новая экономическая ситуация в России требует новых подходов к решению задач развития малой авиации.
Местные воздушные линии обслуживались в основном самолетами Ан-2. Самолетами этого типа выполнялось и большинство видов работ по применению авиации в народном хозяйстве.
За период с 1922 по 1981 годы было выпущено 59230 легких самолетов, 96 % которых изготовлено до 1960 года. После прекращения производства самолетов Як-12 и 2 - местной амфибии "Шавров-2" в производстве остались только самолеты для нужд ДОСААФ. В настоящее время их выпуск также прекращен.
На 2001-2005 годы придется пик списания авиационной техники в связи с выработкой общетехнического ресурса. Аэропорты окажутся незагруженными, в большей степени это касается аэропортов применения авиации в народном хозяйстве.
Ненадежность транспортных связей всегда была одной из основных проблем развития России. И по сей день показатели удельной протяженности наземных автомобильных и железных дорог по России на порядок ниже, чем, к примеру, по Испании, ЮАР, Финляндии и в 20-30 раз меньше, чем по развитым европейским странам с высокой плотностью населения (Бельгии, Германии, Великобритании).
Особо следует отметить значительное снижение авиаперевозок в окраинных районах России, где они являются жизненной необходимостью ввиду отсутствия других видов транспорта. В глубинных районах России со слабо развитой сетью наземного транспорта, плохим состоянием дорог и нерегулярностью перевозок авиатранспорт также необходим. В результате стало даже возможным говорить о дискриминации населения - люди недополучают услуги социально гарантированного минимума. Очевидно, что улучшение авиатранспортного обслуживания должно стать одной из стратегических задач государства. При этом в регионах с относительно низкими внутренними грузо- и пассажиропотоками развитие местных авиалиний является наиболее быстрым и наименее капиталоемким способом снятия напряженности (по сравнению со строительством и усовершенствованием наземных дорог). По данным статистики, в Европе доля грузов, доставляемых самолетами, в среднем составляет 0,1% по их весу, 1% по количеству грузоотправлений и 10% по стоимости грузов, то есть экономическая ценность и эффективность авиаперевозок многократно выше, чем можно было бы судить по количеству перевезенных тонн.
Отсутствие замены самолету Ан-2 приводит к ликвидации большинства местных воздушных линий и невозможности предоставления авиационных услуг. Однако нереально остановить работу целого ряда отраслей народного хозяйства, которые не в состоянии обходиться без услуг малой авиации. Это в первую очередь сельское и лесное хозяйства, нефтяная и газовая промышленность, энергетика, мониторинг окружающей среды. Все это весьма актуально для промышленного потенциала Самарской области. В случае дальнейшего недостатка авиауслуг, оказываемых с применением летательных аппаратов малой авиации, начнется необратимый процесс потери экономической эффективности деятельности перечисленных отраслей, что отразится на экономическом состоянии нашей области.
Сегодня рынок авиауслуг начал заполняться самолетами разработчиков малой авиационной техники, работавших на протяжении последних лет как самодеятельные конструкторские бюро (далее - КБ). Процесс носит стихийный характер, работы производятся зачастую с нарушением законодательства Российской Федерации, что объясняется как несовершенством нормативно-правовой базы, так и недостаточной юридической грамотностью субъектов малой авиации.
Отсутствие опыта государственного регулирования процесса создания и использования малой авиационной техники объективно приводит к несовершенству нормативных документов, регламентирующих данную сферу деятельности.
В соответствии с Временным положением об авиации общего назначения Российской Федерации, принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 996, гражданская авиация, используемая не за плату и выполняющая мобилизационно-оборонные задачи, относится к АОН.
Законодательство Российской Федерации сужает значение АОН в общепринятом международном аспекте, противоречиво определяет деловую авиацию как гражданскую авиацию, используемую не за плату. Выполнение авиационных услуг, перевозка пассажиров и грузов на безвозмездной основе лишает деловую авиацию экономического смысла, выполнение же их за плату трактуется как нарушение ВК РФ.
Существуют правовые аспекты и в вопросах использования воздушного пространства для пользователей АОН, особенно физических лиц, имеющих в собственности малые воздушные суда.
Нормативные правовые акты, регламентирующие использование воздушного пространства и деятельность АОН, требуют переработки и доведения их до уровня мировых требований.
Это могут быть акты, принятые по инициативе субъектов АОН как на местном, окружном, так и на федеральном уровне. Это касается, прежде всего, получения разрешений на использование воздушного пространства в отведенных местах с упрощенной процедурой получения допуска к полетам. С учетом важности проблемы возрождения российской малой авиации необходимо льготное налогообложение организаций и субъектов АОН, а также снижение тарифов на аэронавигационное и техническое обслуживание в аэропортах.
Анализ социально-экономического состояния и путей дальнейшего развития России показал, что в условиях перехода к рыночной экономике должны быть изменены существующие подходы к оценке обеспеченности населения транспортом. За основу должны быть приняты интересы потребителей услуг авиационного транспорта, главным образом населения, не имеющего легкого и удобного доступа к другим видам транспорта. В случае применения практиковавшихся ранее подходов к оценке возможных пассажиропотоков "за бортом" транспортного обеспечения фактически останутся окраинные и глубинные районы с небольшой плотностью населения.
Формирование региональной транспортной системы должно преследовать следующие цели:
реализация принципа социально-территориальной справедливости, понимаемой как обеспечение транспортной доступности населению минимально-гарантированного уровня социальных благ, связанных с осуществлением любых возможных перемещений;
существенное снижение неопределенности (риска) хозяйственной деятельности в части, зависящей от транспортных факторов. При этом важно сокращение затрат времени на поездки и перевозки срочных грузов;
максимизация косвенного внетранспортного экономического и социального эффекта авиаперевозок, связанного со стимулированием развития обслуживаемых авиационным транспортом территорий, с перераспределением экономической активности населения.
Воздушное законодательство Российской Федерации позволяет органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить ряд инициатив и уже сейчас при несовершенном федеральном законодательстве осуществить меры, направленные на поддержку и развитие АОН и создание отрасли малой авиации как составляющей экономического развития области.
Администрация Самарской области выступила инициатором разработки Программы и приступила к созданию отрасли малой авиации, располагая мощным потенциалом региона, который обладает следующими уникальными возможностями для решения обозначенной программной проблемы:
наличие крупных производственных мощностей авиационного профиля;
наличие практически полного комплекса смежных производств, включая двигателестроение;
высочайший кадровый научный потенциал, постоянно поддерживаемый СГАУ и другими вузами города Самары;
существующая инфраструктура аэродромов, включая аэродромы местных воздушных линий;
достаточный опыт работы в данной области расположенного в городе Самаре Приволжского окружного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (далее - Приволжское ОМТУ ВТ МТ РФ) способствует разработке и внедрению системы эксплуатации малой авиационной техники;
богатейший опыт создания авиационной техники инициативными конструкторскими группами и индивидуальными разработчиками легких самолетов;
объединение всех субъектов малой авиации Самарской области в форме НП "Легкая авиация", созданного по инициативе департамента промышленности и торговли Администрации области и начавшего работу в феврале 2000 года в качестве структуры, позволяющей разрабатывать общую стратегию развития и координировать деятельность предприятий различных форм собственности, заинтересованных в развитии малой авиации.
Для решения вышеобозначенных проблем на региональном уровне, учитывая их масштабность, особую значимость и долговременный характер их решения, в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 19.06.2000 N 193 разработана настоящая Программа.
2. Основная цель и задачи Программы
Целью настоящей Программы является создание отрасли малой авиации как составляющей экономического развития области путем повышения качества и эффективности мер ее государственной поддержки.
Создание отрасли малой авиации позволит:
расширить рынок услуг малой авиации;
сохранить и развить инфраструктуру эксплуатации малой авиационной техники;
удовлетворить запросы нуждающихся в авиауслугах отраслей народного хозяйства области;
сохранить летный и технический персонал, высвобождаемый из системы гражданской авиации и Министерства обороны Российской Федерации;
упорядочить систему использования воздушных судов малой авиации;
создать систему эксплуатации и пользования услугами малой авиации;
существенно повысить уровень безопасности полетов воздушных судов малой авиации;
развить производственно-техническую базу отрасли;
поддержать и создать сертифицированные КБ и производства для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации;
восстановить и оптимизировать межхозяйственные связи в авиационно-промышленном комплексе региона;
создать новые рабочие места;
создать базу для внедрения достижений научно-технического потенциала области;
обеспечить рабочими местами часть выпускников учебных заведений авиационного профиля;
привлечь молодежь к занятиям по интересам авиационной тематики через сеть создаваемых аэроклубов и общественных образований;
обеспечить преемственность поколений, воспитать молодежь в лучших традициях развития авиации в России;
расширить международные контакты, включающие совместные проекты в области разработки, производства и эксплуатации воздушных судов, с целью привлечения инвестиций в развитие отрасли малой авиации.
Для достижения поставленной цели в первую очередь необходимо:
расширение и развитие рынка услуг малой авиации;
создание малой авиационной техники;
научно-методическое обеспечение отрасли малой авиации.
2.1. Расширение и развитие рынка услуг малой авиации
Одной из основных задач Программы является расширение и развитие рынка услуг малой авиации, продвижение товаров и услуг на отечественный и мировой рынки, развитие эксплуатационной инфраструктуры малой авиации.
Как показал предварительный анализ, проведенный специалистами НП "Легкая авиация" совместно со специалистами Приволжского ОМТУ ВТ МТ РФ, потребность в оказании авиауслуг отраслям промышленности региона существует. Годовой налет в Самарской области по применению авиации в народном хозяйстве составил:
в 1997 году - 35737 часов;
в 1998 году - 36590 часов;
в 1999 году - 33200 часов.
Потребление авиауслуг по отраслям
народного хозяйства Самарской области
в часах
Наименование отрасли | 1997 год | 1998 год | 1999 год |
Нефтяная промышленность Газовая промышленность Сельское хозяйство Санитарная авиация Лесное хозяйство Электроэнергетика Прочие отрасли |
20670 5600 2911 2096 487 140 3833 |
15670 4253 4887 1501 127 164 9958 |
14682 3473 4271 654 52 3 10006 |
Ситуация такова, что с выработкой общетехнического ресурса авиатехники системы гражданской авиации, предоставляющей авиауслуги отраслям народного хозяйства области, начался необратимый процесс потери экономической эффективности в отраслях, перечисленных в вышеприведенной таблице, что влияет на экономическое состояние региона.
Отсутствие финансовых средств у потребителей услуг малой авиации не позволяет в должной мере использовать ее возможности. Выработка новых финансовых технологий, применение корпоративных методов ее использования, выбор оптимальных организационно-правовых форм в рамках разработки и реализации Программы позволит стимулировать развитие рынка услуг малой авиации, повысить экономическую эффективность деятельности отраслей народного хозяйства Самарской области.
Авиаотряды, работающие в системе гражданской авиации, при отсутствии возможности обновления авиапарка техникой отечественного производства будут вынуждены закупать авиатехнику иностранного производства. Необходимо проводить реструктуризацию системы эксплуатации с целью повышения возможностей использования малой авиационной техники, а не прекращать деятельность по причине экономической нецелесообразности. Реструктуризация в гражданской авиации предпочтительней тем, что авиаотряды имеют определенную клиентуру на предоставление авиауслуг, техническую базу, кадровый состав, требующий только переподготовки, и опыт работы в этой сфере.
С развитием сектора частных пользователей авиатехники необходимо создание сети сервисного технического обслуживания. Примером может служить сеть сервисного обслуживания частного автомобильного транспорта.
Эффективная система технического обслуживания для поддержания летной годности летательных аппаратов на протяжении всего срока их службы увеличит число потенциальных покупателей и создаст предпосылки к увеличению рынка товаров и услуг малой авиации.
В Самарской области имеются потенциальные заказчики на такие услуги, как проведение мониторинга окружающей среды, патрулирование лесных массивов, нефте- и газопроводов, линий электропередач, железных и автомобильных дорог, химическая и биологическая обработка в сельском хозяйстве, спасательные работы, туризм, грузопассажирские перевозки и т.п.
Комплексный программный подход выработки эффективных механизмов и технологий, включая финансовые, технические, организационные и прочие, направленные на удовлетворение потребностей рынка авиационных услуг, позволит, с одной стороны, решить проблемы создания оптимальной эксплуатационной инфраструктуры в интересах развития малой авиации, включающей вопросы обеспечения полетов (взлетно посадочные полосы, стоянки, обеспечение горюче-смазочными материалами, связь, метеообеспечение, медицинское обеспечение, отдых), а с другой стороны, наполнить экономическим содержанием имеющиеся аэродромы, что будет способствовать их сохранению и развитию.
На этапе развития рынка услуг малой авиации все эти функции могут выполнять аэроклубы при условии финансовой и материальной их поддержки. Примером может служить деятельность аэроклубов, направленная на пропаганду среди населения возможностей малой авиации.
Приоритетными направлениями в решении этой задачи являются:
выработка маркетинговой стратегии развития рынка авиационных услуг и разработка приоритетных направлений его расширения и развития;
разработка проектов нормативно-правовых документов в интересах развития малой авиации, способствующих развитию системы эксплуатантов и пользователей как основных субъектов малой авиации;
сохранение и расширение инфраструктуры эксплуатации малой авиации;
разработка организационных, финансовых и других технологий, способствующих сохранению и применению имеющейся эксплуатационной инфраструктуры для малой авиации;
повышение уровня безопасности полетов малой авиационной техники;
координация деятельности всех субъектов малой авиации, потребителей, эксплуатантов, пользователей, разработчиков и производителей малой авиационной техники, научных организаций и авиационных структур для выработки и определения приоритетных направлений развития рынка услуг малой авиации;
научно-методическое, техническое обеспечение, включая подготовку кадров, необходимое для удовлетворения потребностей рынка услуг малой авиации; создание системы применения малой авиации в народно-хозяйственном комплексе Самарской области.
2.2. Создание малой авиационной техники
Важной задачей является сохранение и развитие материально-технической базы для разработки и производства малой авиационной техники, оптимизация межхозяйственных связей, реструктуризация и развитие существующих предприятий.
Самарская область вправе гордиться наличием профессиональных и любительских КБ, на протяжении более двух десятков лет занимающихся разработками и производством легких и сверхлегких летательных аппаратов. Каждое КБ прошло свой путь развития, имеет достаточный опыт разработок образцов авиационной техники, перспективных для практического применения. Большинство их них имеет опыт производства самолетов по коммерческим заказам.
ООО "Гидроплан" имеет сертификат разработчика, выпустило около 40 амфибий "Корвет", несколько самолетов "Цикада" для авиахимработ, применение которых перспективно для сельского хозяйств, активно работает с зарубежными партнерами из Испании, Аргентины.
ООО "Аэропракт" разработало легкий спортивный самолет А-21М "СОЛО", получивший высокую оценку на авиасалонах в Англии и Франции, легкие многоцелевые самолеты А-23М, А-25М, А-27М, не уступающие по характеристикам мировым аналогам. В настоящее время ведутся работы по серийному производству самолета А-27М.
ЗАО "Промакс" начинает производство и поставку германским партнерам самолета М-12 "Касатик".
Специализированное конструкторское бюро СГАУ (далее - СКБ СГАУ) имеет опыт разработок автожиров, мотодельтапланов и их практического использования. В СКБ СГАУ разработаны и произведены гидросамолеты С-202, С-400, Че-15, Че-25М, самолеты "Фаворит" и "Кречет".
Исторически сложилось так, что изготовлением малой авиационной техники занимаются ее разработчики. Процесс создания производств шел параллельно с разработкой летательных аппаратов. Самарские разработчики и производители не являются исключением.
Программа предполагает создание специализированных сертифицированных производств, что позволит повысить качество выпускаемых летательных аппаратов, являющееся необходимым условием повышения безопасности полетов авиационной техники.
Для выполнения задач, определенных Программой в рамках первоочередных проектов, требуется разработка новых подходов, направленных на поддержку малой авиации, координация деятельности и интересов всех субъектов авиационно-промышленного комплекса региона, включая научные, промышленные предприятия, отраслевые НИИ, КБ - разработчики авиационной техники, при непосредственном участии государственных контролирующих органов и органов исполнительной власти Самарской области.
Недостаточное внимание к развитию малой авиации со стороны государственных структур привело к отсутствию отечественных разработок в областях двигателестроения, новых материалов, аэронавигационного и связного оборудования, необходимых для малой авиации. Отечественные разработчики и производители вынуждены использовать зарубежные агрегаты (это в первую очередь касается двигателей). Отсутствие отечественного двигателя для легких самолетов и несовершенство дизайна накладывает свой отпечаток на развитие малой авиации и в нашей области. Эти задачи не под силу одному КБ или предприятию. Необходимо объединение разработчиков, производителей при поддержке исполнительных органов власти. С привлечением научного потенциала области существует реальная возможность решить наряду с другими и эту проблему.
Разработка авиационных двигателей для малой авиационной техники ведется в специализированном конструкторском бюро роторно-поршневых двигателей генерального департамента по развитию ОАО "АвтоВАЗ". Работы по созданию авиационного двигателя необходимой мощности ведет Самарское конструкторское бюро машиностроения.
Проведение маркетинговых исследований рынка товаров и услуг малой авиации и выработка маркетинговой стратегии являются приоритетными направлениями мероприятий Программы. Результатом проведения маркетинговой стратегии должен стать выбор типа или типов малой авиационной техники, наиболее удовлетворяющих потребности рынка услуг малой авиации.
Поддержание летной годности летательных аппаратов является важной задачей системы обеспечения безопасности полетов.
Серийное производство требует разработки системы поддержания летной годности в процессе эксплуатации летательных аппаратов.
Предприятия-эксплуатанты, обладая опытом технического обслуживания авиатехники гражданской авиации, при условии организации совместных проектов с разработчиками и производителями могут организовать действенную систему технического обслуживания, текущего и капитального ремонта авиационной техники. На их базе могут формироваться специализированные центры технического обслуживания и ремонта. Их услугами с успехом могут пользоваться государственные структуры, организации и частные владельцы.
Организация нормативно-правовой и информационной поддержки малой авиации, оптимизация использования имеющихся в Самарской области ресурсов (финансовых, материальных, интеллектуальных), разработка и внедрение прогрессивных технологий поддержки малой авиации, координация деятельности субъектов малой авиации в выработке стратегии развития отрасли позволят решить многие вопросы, включая дорогостоящие процедуры испытаний и сертификации малой авиационной техники. Самарская область имеет несколько типов самолетов, конкурентоспособных на региональном, российском и мировом рынках.
Создание консультационно-правового центра малой авиации на базе НП "Легкая авиация" совместно с Приволжским ОМТУ ВТ МТ РФ позволит использовать научную базу данных отраслевых НИИ, СГАУ, промышленных предприятий авиационного профиля, предоставить эксплуатантам и пользователям правовые консультации, подготовить и предоставить документацию, регламентирующую деятельность субъектов малой авиации, а также информацию о производителях продукции авиационного назначения.
Централизация снабжения существующих и новых производств воздушных судов снизит затраты на приобретение материалов и комплектующих, оптимизирует себестоимость техники, унифицирует узлы и агрегаты производимых летательных аппаратов, что облегчит их дальнейшую техническую эксплуатацию, упростит систему сервисного технического обслуживания и проведение текущих и капитальных ремонтов.
Для повышения качества процесса летных испытаний опытных образцов, внедрения прогрессивных технологий, минимизации затрат каждого разработчика необходимо создание единой летно-испытательной базы для всех разработчиков с профессионально обученными летными и техническими кадрами.
Серьезным подспорьем в реализации стратегии станет разработка стройной и эффективной системы взаимодействия всех субъектов малой авиации как на областном, так и на федеральном, зарубежном уровне путем организации участия в выставках, слетах, авиасалонах, а также выработка эффективной рекламной политики.
Основными задачами создания малой авиационной техники являются:
разработка действенных механизмов и технологий развития существующей проектной и производственной базы малой авиации, включая создание производств и летно-испытательной базы с целью оптимизации деятельности разработчиков и производителей малой авиационной техники;
разработка механизмов сертификации КБ и производств, наиболее полно удовлетворяющих потребности рынка товаров и услуг малой авиации;
разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей малой авиационной техники с предприятиями авиационно-космического комплекса, позволяющих восстановить и оптимизировать межхозяйственные связи в интересах экономики региона;
разработка механизмов взаимодействия разработчиков и производителей с учреждениями науки, вузами, отраслевыми НИИ для создания баз разработок и внедрения научных достижений, расширения баз практики специалистов, проведения научно-исследовательских работ в интересах малой авиации;
разработка технологий делегирования прав на региональный уровень вопросов сертификации, связанных с разработкой и производством авиационной техники;
создание системы отбора перспективных проектов создания авиационной техники на условиях тендера среди КБ - разработчиков.
2.3. Научно-методическое обеспечение отрасли малой авиации
Внедрение новых технологий в разработку авиационной техники и ее производство, подготовка высококвалифицированных специалистов для субъектов малой авиации является еще одной серьезной задачей Программы, одним из условий развития малой авиации в Самарской области.
Во время начального периода развития малой авиации, характеризующегося созданием исключительно любительских легких и сверхлегких летательных аппаратов, практически не привлекался научный потенциал учебных и отраслевых институтов. Методы проектирования и конструирования носят в основном рекомендательный характер и не обеспечивают достижения высоких летно-технических характеристик, что снижает уровень безопасного использования авиатехники.
Организация научно-исследовательского обеспечения этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленного на повышение качества, позволит привлечь потенциал СГАУ и отраслевых институтов, имеющих огромный практический опыт научно-технических разработок для нужд авиационного комплекса.
Серьезным направлением в реализации Программы станет разработка технологий оптимизации процедур сертификации.
Одним из условий интенсивного развития рынка малой авиации является наличие сертифицированных типов летательных аппаратов. Существующая система проведения сертификационных процедур - это дорогостоящее и длительное мероприятие. Выработка упрощенных технологий сертификации, одним из элементов которых является делегирование прав или процедур сертификации на региональный уровень, является одной из ключевых задач при реализации настоящей Программы.
Недостаточное бюджетное финансирование общественных, спортивных и иных авиационных организаций привело к резкому снижению интереса молодежи к научно-техническому творчеству в области авиации. С ликвидацией ДОСААФ прекратили существование аэроклубы, технические кружки. Приобретение летных навыков стало для молодежи практически недоступным.
В связи с отсутствием перспективы трудоустройства снизился престиж специальностей авиационного профиля. Обрывается связь поколений, утрачиваются лучшие авиационные традиции России.
В связи с резким сокращением объема производств на предприятиях авиационного профиля Самарской области и связанными с этим финансовыми проблемами резко снизилась потребность предприятий в специалистах, возможность организации учебно-производственной практики студентов СГАУ и других учебных заведений.
Расширение производств предприятий-разработчиков и производителей малой авиационной техники, создание системы эксплуатации позволит значительно расширить базу для учебно-производственной практики.
Самара по праву считается авиационным центром России, имеющим полный научный, промышленный и эксплуатационный авиационные комплексы.
Наличие в Самаре региональных отделений Федерации легкой авиации Российской Федерации (далее - ФЛА РФ) и Федерации сверхлегкой авиации Российской Федерации (далее - ФСЛА РФ), руководители которых имеют достаточный опыт и содействуют развитию малой авиации, авиационно-технического творчества, организации слетов, соревнований, позволяет привлечь молодежь к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, через пропаганду авиационно-технических видов спорта.
В настоящее время подготовкой летного состава малой авиации (в основном пилотов-любителей) занимаются ФЛА РФ и ФСЛА РФ на базе разработчиков и небольшого числа аэроклубов. Отсутствие методического обеспечения, слабая техническая база и недостаточное число пилотов-инструкторов, получивших лицензии, не позволяет осуществить качественную подготовку летно-технического состава для развития малой авиации.
В связи со значительным сокращением объемов учебного процесса в учебных заведениях подготовка новых программ обучения специалистов малой авиации реальна, актуальна и позволит поддержать и развить обучающий процесс, сохранить кадровый преподавательский состав, являющийся интеллектуальным богатством Самарской области.
Развитие малой авиации даст возможность сберечь летные и технические кадры, высвобождаемые из систем гражданской авиации и Минобороны России, что обеспечит экономию огромных государственных средств, затраченных на их подготовку.
Подготовку кадров для малой авиации невозможно рассматривать в отрыве от вопросов обеспечения безопасности полетов. Создание системы качественной подготовки специалистов - это наипервейшая задача системы обеспечения безопасности полетов.
Комплексный программный подход при разработке системы подготовки кадров для малой авиации, включая возможности вузовской науки, отраслевых центров подготовки и переподготовки летного состава, накопившийся опыт действующих аэроклубов и КБ, опыт государственных авиационных структур, выработка эффективных финансовых технологий, включая бюджетную поддержку, позволят решить проблему подготовки кадров для малой авиации.
Наиболее актуальные направления в решении задачи научно-методического обеспечения отрасли малой авиации:
разработка системы научно-исследовательского обеспечения, направленного на развитие и внедрение новых технологий, включающего разработку технологий упрощения процедур сертификации, организацию и проведение научно-исследовательских работ в интересах развития малой авиации;
разработка и внедрение систем обучения и подготовки специалистов всех направлений для малой авиации, расширение номенклатуры специальностей и специализаций, расширение базы учебно-производственной практики;
разработка системы привлечения молодежи к авиационной тематике через сеть общественных организаций, аэроклубов, пропаганду авиационно-технических видов спорта;
научно-исследовательское сопровождение этапов разработки, производства и эксплуатации малой авиационной техники, направленное на повышение качества и оптимизацию всех процессов создания и применения авиатехники.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на период с 2001 по 2005 годы. Этапы Программы:
I этап - 2001 год;
II этап - 2002 год;
III этап - 2003 - 2005 годы.
4. Система программных мероприятий
Приоритетные направления мероприятий Программы:
разработка механизмов взаимодействия всех субъектов малой авиации для оптимизации решения приоритетных задач каждого из направлений реализации Программы;
создание благоприятных условий, включая законодательные аспекты, для устойчивой экономической и правовой деятельности всех субъектов малой авиации;
внедрение системы информационного обеспечения по всем направлениям развития рынка услуг малой авиации, обеспечение доступа к информации всех субъектов малой авиации;
научно-методическое, техническое и другое обеспечение субъектов малой авиации, включая вопросы научно-исследовательских работ и подготовку кадров для нужд малой авиации;
развитие системы продвижения товаров и услуг, производимых субъектами малой авиации;
оптимизация использования имеющихся ресурсов области (финансовых, материальных, интеллектуальных), направленных на создание инфраструктуры малой авиации;
разработка и внедрение прогрессивных технологий поддержки малой авиации, в том числе со стороны государственных структур;
создание благоприятных условий для реализации программы развития малой авиации на межрегиональном уровне.
Задачи Программы тесно взаимосвязаны с некоторыми мероприятиями, проводимыми на областном и муниципальных уровнях и направленными на воспитание молодежи, поддержку малого и среднего бизнеса, реструктуризацию производств промышленного комплекса региона, привлечение инвестиций, разработку и реализацию международных проектов. Выработка единой региональной политики в рамках проводимых программных мероприятий, разработка механизмов долевого участия средств, направленных на выполнение сопутствующих программных мероприятий при решении задач настоящей Программы, включая зарубежные инвестиции, средства организаций, заинтересованных в развитии малой авиации, позволят оптимально использовать бюджетные средства.
5. Мероприятия по реализации и финансовое обеспечение Программы
N п/п |
Наименование мероприятий |
Исполнитель |
Финансовые затраты по годам, тыс.рублей |
Источники финансирования |
||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | ||||
1. 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 4.7. 5. 5.1. 5.2. 5.3. |
Нормативно-правовое обеспечение отрасли ма- лой авиации Участие в разработке федеральных норматив- ных документов по во- просам развития малой авиации Подготовка проектов нормативно-правовых актов, положений, инст- рукций и других доку- ментов, обеспечивающих работу отрасли малой авиации Создание консультаци- онно-правового центра Эксплуатация, модер- низация, ремонт оборудо- вания, программное обес- печение информационной сети инфраструктуры эксплуатации малой авиации Развитие инфраструктуры эксплуатации малой авиации Разработка и утверждение порядка использования воздушного пространства Восстановление и разви- тие инфраструктуры аэ- родромов и гидродромов малой авиации (разработка технико-экономических обоснований, бизнес- проектов, направленных на развитие эксплуатаци- онной инфраструктуры ма- лой авиации) Создание и поддержа- ние летно-испытатель- ной базы малой авиации Разработка и внедрение системы сервисного об- служивания малой авиа- ционной техники Создание малой авиаци- онной техники Создание специализиро- ванных производств малой авиационной техники Разработка технологий и практическая реализация схем сертификации произ- водств и типов воздушных судов Разработка технологии и практическая реализация схемы централизованного снабжения производителей Разработка и внедрение системы тендерного отбора приоритетных направлений создания авиатехники Научно-методическое обеспечение отрасли ма- лой авиации Исследования применения малой авиации в на- родном хозяйстве Организация лаборатор- но-испытательного ком- плекса, аккредитованно- го по вопросам малой авиации Разработка методик вне- дрения новых техноло- гий и материалов в раз- работку и производство малой авиационной тех- ники Открытие новых спе- циализаций и курсов для субъектов малой авиа- ции Оснащение учебных ла- бораторий СГАУ для ис- следовательского и учебного процесса по вопросам малой авиации Разработка учебных про- грамм и методических пособий для обучения и аттестации летного и технического состава Восстановление и разви- тие учебно-трениро- вочной базы летного и технического состава Продвижение товаров и новых технологий на рынок малой авиации Организация авиасало- нов и выставок и участие в них Организация авиасало- нов АОН в Самаре Организация и проведе- ние семинаров, конфе- ренций по проблемам развития малой авиации Всего |
НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" Правовое управление Администрации области НП "Легкая авиация" Приволжское ОМТУ ВТ МТ РФ НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" Приволжское ОМТУ ВТ МТ РФ НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" Предприятия - участники НП "Легкая авиация" Авиационный регистр МАК НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" Авиационный регистр МАК НП "Легкая авиация" СГАУ НП "Легкая авиация" СГАУ НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" НП "Легкая авиация" |
100 50 50 3550 50 3000 500 12050 8800 3000 150 100 200 100 50 50 500 500 50 16400 |
180 750 50 100 30 50 50 200 50 400 200 10300 100 100 100 8500 1500 200 150 12900 9000 150 3600 200 100 150 220 1400 70 300 100 400 50 150 100 50 50 200 300 310 950 50 800 210 50 150 150 1040 26300 |
160 250 50 30 50 30 50 200 150 4100 50 100 3400 500 200 150 12700 9500 150 3000 200 100 200 600 70 100 100 100 50 50 50 100 300 100 750 50 700 50 50 100 780 18400 |
130 100 50 30 50 50 50 150 3100 50 100 2100 500 500 50 4700 1500 50 3000 200 80 150 500 50 100 50 50 30 50 100 300 300 750 50 700 200 50 50 80 780 9150 |
130 100 50 30 50 50 50 150 3500 50 100 2000 500 1000 50 4800 1500 50 3000 300 80 150 500 50 100 50 50 30 50 100 300 100 750 50 700 50 50 80 580 9650 |
Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Внебюджетные источники Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Внебюджетные источники Внебюджетные источники Федеральный бюджет Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Федеральный бюджет Федеральный бюджет Внебюджетные источники Внебюджетные источники Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Внебюджетные источники Областной бюджет Областной бюджет Внебюджетные источники Федеральный бюджет Областной бюджет Внебюджетные источники |
6. Механизм реализации Программы
и контроль за ходом ее исполнения
Финансирование мероприятий Программы осуществляется через НП "Легкая авиация" как головного исполнителя и координатора Программы. Финансовые средства на разработку и реализацию Программы предусматриваются отдельной строкой областного бюджета. Администрация области как государственный заказчик содействует своевременному и полному обеспечению финансовыми ресурсами программных мероприятий в пределах установленного бюджетного финансирования. Департамент промышленности и торговли Администрации области совместно с головным исполнителем Программы обеспечивает привлечение внебюджетных ресурсов, иных средств, включая зарубежные инвестиции. Головной исполнитель Программы координирует использование финансовых средств.
Для реализации мероприятий Программы привлекаются денежные средства в сумме 83490 тыс. рублей, в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 410 тыс. рублей;
областного бюджета - 3180 тыс. рублей;
внебюджетных источников - 79900 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий должно предусматривать как безвозвратную, так и возвратную основу вложения средств.
Программа разработана НП "Легкая авиация" по инициативе департамента промышленности и торговли Администрации области.
Головной исполнитель - НП "Легкая авиация" для участия в разработке и реализации Программы привлекает НИИ и специализированные организации, в том числе и на конкурсной основе. Условия конкурса разрабатывает головной исполнитель Программы по согласованию с департаментом промышленности и торговли Администрации области.
Исполнители программных мероприятий привлекаются к выполнению работ, указанию услуг на договорной основе.
Головной исполнитель Программы ежегодно представляет департаменту управления финансами Администрации области финансовый отчет о ходе выполнения Программы. При необходимости корректировки сроков реализации Программы головной исполнитель Программы вносит предложения на рассмотрение Губернатору области с объяснением причин невыполнения сроков реализации Программы и обоснованием необходимости их продления.
Объемы работ и суммы финансирования ежегодно уточняются с учетом фактического выделения средств из федерального бюджета и привлечения средств из внебюджетных источников.
<< Статья 2 Статья 2 |
||
Содержание Закон Самарской области от 16 ноября 2001 г. N 79-ГД "Об утверждении областной целевой программы "Развитие авиации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.