Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 24. Проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой гражданами Российской Федерации, избирательным объединением, иным общественным объединением
1. После того как необходимое в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона количество подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума собрано, инициативная группа представляет в муниципальную комиссию референдума (областную комиссию референдума) соответствующие подписные листы, а также протокол об итогах сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума по форме, установленной областной комиссией референдума.
Количество представляемых для назначения референдума подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, может превышать количество подписей, указанное в пункте 2 статьи 22, но не более чем на 25 процентов.
2. Муниципальная комиссия референдума (областная комиссия референдума) осуществляет проверку соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об участниках референдума и подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума.
3. Муниципальная комиссия референдума (областная комиссия референдума) для проведения проверки, указанной в пункте 2 настоящей статьи, может своим решением создавать рабочие группы из числа ее членов, работников ее аппарата, а также привлеченных специалистов.
К указанной в пункте 2 настоящей статьи проверке могут привлекаться эксперты из числа специалистов специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных учреждений, организаций и органов. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
Для установления достоверности данных, содержащихся в подписных листах, муниципальная комиссия референдума (областная комиссия референдума) вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума.
4. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного пунктом 2 статьи 23 настоящего Закона необходимого для назначения референдума количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Для первоначальной проверки отбирается одинаковое количество подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума. Если необходимое для назначения референдума количество подписей не превышает одну тысячу подписей, проверке подлежат все подписи.
Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки (жребия) определяется муниципальной комиссией референдума (областной комиссией референдума) самостоятельно.
5. При проведении проверки подписей, представленных инициативной группой, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей уполномоченные представители инициативной группы. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное пунктом 2 статьи 22 настоящего Закона количество подписей уполномоченные представители инициативной группы.
6. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись участника референдума может быть признана достоверной и действительной либо недостоверной или недействительной.
7. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения инициативы проведения референдума, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в муниципальную комиссию референдума (областную комиссию референдума).
8. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку инициативы проведения референдума по одному вопросу референдума, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи считаются недействительными.
9. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подписи, выполненные указанным образом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
10. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов комиссий референдума с правом решающего голоса, либо с принуждением участников референдума в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением участников референдума за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, признаются недействительными.
11. Не могут служить основанием для признания подписи участника референдума недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи участника референдума методом опроса запрещается.
12. При составлении подписного листа помарки и исправления в данных об участниках референдума, сборщиках подписей, заверенные соответственно участниками референдума, сборщиками подписей, не могут являться основанием для признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными.
13. По окончании проверки подписных листов в поддержку инициативы проведения референдума составляется протокол об ее итогах, который подписывается всеми членами рабочей группы (членами муниципальной комиссии референдума (областной комиссии референдума) с правом решающего голоса) и представляется муниципальной комиссии референдума (областной комиссии референдума) для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания муниципальной комиссии референдума (областной комиссии референдума) передается уполномоченным представителям инициативной группы.
14. О результатах проверки, предусмотренной в пункте 2 настоящей статьи, уполномоченные представители инициативной группы должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о проведении референдума. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для проведения референдума или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, уполномоченному представителю инициативной группы в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей участников референдума недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.