Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Тольяттинской городской Думы
от 5 ноября 2003 г. N 916
Положение
"О порядке управления объектами муниципальной
собственности г. Тольятти"
1. 0бщие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР N 3020-1 от 27.12.91 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", законом Самарской области "О местном самоуправлении в Самарской области", законом Самарской области "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области", Уставом г. Тольятти в целях обеспечения эффективного использования муниципального имущества и установления полномочий органов местного самоуправления по вопросам владения, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности.
1.2. Настоящее Положение регулирует отношения, возникающие в процессе формирования, учета, использования и распоряжения объектами муниципальной собственности г. Тольятти.
1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные термины и понятия:
- объекты муниципальной собственности - находящиеся в муниципальной собственности г. Тольятти вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе: имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе: исключительные права на них (интеллектуальная собственность);
- муниципальная казна - муниципальные земли и другие природные ресурсы, местные финансы, муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, находящееся как на территории г. Тольятти, так и за его пределами, а также объекты интеллектуальной собственности муниципального образования и информационные ресурсы;
- муниципальные финансы - средства местного бюджета, ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства;
- муниципальные земли - земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности:
а) которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами Самарской области;
б) право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
в) которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
- управление объектами муниципальной собственности - осуществление органами местного самоуправления, иными субъектами (в случае передачи им полномочий) правомочий по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности г. Тольятти;
- приватизация - возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности г. Тольятти, в собственность физических и (или) юридических лиц.
1.4. К объектам муниципальной собственности города (объекты управления), относятся:
- средства бюджета города;
- недвижимое имущество, находящееся в собственности города:
а) земельные участки, иные природные ресурсы;
б) муниципальный жилищный фонд, нежилые здания и помещения;
в) жилые помещения и отдельные комнаты в них; нежилые помещения;
г) предприятия как имущественные комплексы;
д) строения, сооружения (объекты инженерной инфраструктуры и сооружения);
е) иные недвижимые вещи;
- движимое имущество, находящееся в собственности города:
а) машины, станки, оборудование;
б) ценные бумаги и другие финансовые средства;
в) архивные фонды;
г) иные движимые вещи;
- объекты интеллектуальной собственности;
- информационные ресурсы;
- иные имущественные права города.
1.5. Целью управления объектами муниципальной собственности является увеличение доходной части бюджета муниципального образования за счет эффективного их использования, повышение инвестиционной привлекательности муниципального сектора экономики, улучшение качественного состояния муниципального имущества, обеспечение воспроизводства муниципальных ресурсов, повышение благосостояния и жизненного уровня населения г. Тольятти.
1.6. Право собственника в отношении объектов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, население непосредственно.
1.7. Субъектами управления муниципальной собственностью г. Тольятти являются:
- представительный орган местного самоуправления - Тольяттинская городская Дума;
- мэр города, глава муниципального образования;
- исполнительные органы местного самоуправления - мэрия города и районные администрации;
- муниципальные унитарные предприятия, муниципальные учреждения, иные субъекты, в случае наделения (передачи) их в порядке, установленном настоящим Положением, полномочиями по управлению муниципальной собственностью.
2. Полномочия субъектов в сфере управления
объектами муниципальной собственности
2.1. Полномочия городской Думы
Городская Дума:
- устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью;
- утверждает перечень имущества, передаваемого в муниципальную собственность города;
- согласовывает положения об уполномоченных органах мэрии г. Тольятти по управлению объектами муниципальной собственности города;
- принимает решение о передаче муниципального имущества в государственную собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо иного муниципального образования;
- утверждает Программу приватизации муниципального имущества г. Тольятти;
- от имени муниципального образования принимает решение об участии муниципального образования в хозяйственных обществах;
- принимает решения о приватизации и определяет условия приватизации муниципального имущества в случаях, предусмотренных Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества г. Тольятти, утверждаемым городской Думой;
- устанавливает местные налоги и сборы и предоставляет льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами и законами Самарской области;
- рассматривает и утверждает бюджет города и отчет о его исполнении;
- утверждает цены и тарифы на социально значимые продукцию, работы и услуги муниципальных предприятий, учреждений, организаций;
- принимает решения о целях, формах и суммах муниципальных долгосрочных заимствований, утверждает основные параметры залогового фонда;
- согласовывает условия получения в банках и других кредитных организациях краткосрочных и долгосрочных кредитов;
- принимает решение о порядке выделения дотаций, субвенций, субсидий из средств городского бюджета;
- контролирует деятельность исполнительных органов местного самоуправления в области управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Тольятти.
2.2. Полномочия мэра города
Мэр города:
- представляет на утверждение городской Думы проект бюджета г. Тольятти и отчет об его исполнении, распоряжается бюджетными средствами в соответствии с утвержденным бюджетом города;
- утверждает сводную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета города;
- представляет на рассмотрение Тольяттинской городской Думы проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета города;
- принимает меры по обеспечению и защите интересов города, городского хозяйства в суде, арбитражном суде, а также соответствующих органах государственной власти;
- принимает решение о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, назначает на основе трудового договора и освобождает от занимаемой должности их руководителей, координирует и контролирует производственную и финансово-хозяйственную деятельность муниципальных унитарных предприятий и учреждений;
- утверждает цены и тарифы на продукцию, работы и услуги муниципальных предприятий (за исключением цен и тарифов на социально значимые продукцию и услуги);
- принимает решение о предоставление земельных участков в собственность, пользование, аренду;
- контролирует деятельность исполнительных органов местного самоуправления по управлению объектами муниципальной собственности.
2.3. Полномочия мэрии города
2.3.1. Мэрия города в лице уполномоченного мэром города органа мэрии по управлению муниципальным имуществом в области управления и распоряжения муниципальным имуществом:
- разрабатывает и направляет в городскую Думу проект Программы приватизации муниципального имущества г. Тольятти;
- принимает решения и определяет условия приватизации муниципального имущества в случаях, предусмотренных Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества г. Тольятти, утверждаемым городской Думой;
- осуществляет передачу муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление;
- осуществляет в случаях, предусмотренных законодательством или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, полномочия арендодателя муниципального имущества;
- осуществляет управление и распоряжение муниципальной казной;
- оформляет передачу объектов муниципальной собственности в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами органов местного самоуправления;
- осуществляет списание муниципального имущества в случаях, установленных действующим законодательством и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
- выявляет бесхозяйное имущество и оформляет права муниципальной собственности на указанное имущество;
- готовит предложения о передаче объектов, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, других муниципальных образований и юридических и физических лиц, в муниципальную собственность г. Тольятти и проводит процедуру оформления прав муниципальной собственности;
- готовит предложения о передаче объектов, находящихся в муниципальной собственности г. Тольятти, в федеральную собственность, государственную собственность субъектов РФ;
- осуществляет в установленном порядке реконструкцию и капитальный ремонт нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, либо дает разрешение на реконструкцию и капитальный ремонт;
- составляет титульный список на проведение капитального ремонта и реконструкцию нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
- проводит в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним регистрацию прав муниципальной собственности на недвижимое имущество и сделок с ним;
- организует работу по проведению оценки и проводит экспертизу результатов оценки стоимости имущества, находящегося в муниципальной собственности;
- обеспечивает участие муниципального образования в хозяйственных обществах и иных организациях, создаваемых мэрией города при участии муниципального образования в соответствии с действующим законодательством;
- дает согласие на передачу недвижимого имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в аренду или залог, либо на распоряжение этим имуществом иным способом, а также ведет учет (реестр) договоров о залоге объектов муниципальной собственности в порядке, установленном федеральным законодательством, законодательством Самарской области, нормативными правовыми актами г. Тольятти;
- осуществляет приобретение и отчуждение объектов муниципальной собственности в установленном законом порядке;
- принимает нормативные правовые акты по вопросам приватизации, управления и распоряжения объектами муниципальной собственности, привлечения инвестиций в пределах предоставленных полномочий;
- готовит прогноз поступлений в бюджет г. Тольятти средств от приватизации и использования имущества, отнесенного к муниципальной собственности;
- предоставляет информацию департаменту по управлению государственным имуществом администрации Самарской области в соответствии с установленными формами статистической отчетности;
- направляет своих представителей в состав создаваемых Министерством имущественных отношений России и департаментом по управлению государственным имуществом Самарской области комиссий по приватизации объектов федеральной и государственной собственности, находящихся на территории г. Тольятти;
- обеспечивает защиту имущественных прав и интересов муниципального образования г. Тольятти в судах общей юрисдикции, арбитражном и третейском судах, в органах государственной власти и управления;
- содействует Министерству имущественных отношений РФ и департаменту по управлению государственным имуществом Самарской области в приватизации объектов федеральной и государственной собственности, находящихся на территории г. Тольятти;
- осуществляет учет и анализ использования объектов муниципальной собственности, включая недвижимое имущество, и ведет их реестр;
- осуществляет инвентаризацию муниципального имущества;
- обеспечивает контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к муниципальной собственности имущества, в том числе находящегося в хозяйственном ведении и оперативном управлении юридических лиц, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и, в случае нарушения установленных правил распоряжения этим имуществом и его использования, принимает необходимые меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления;
- проводит документальные ревизии и иные проверки деятельности муниципальных предприятий и учреждений, а также иных юридических лиц в части контроля за использованием по назначению и сохранностью объектов муниципальной собственности;
- осуществляет иные действия, связанные с управлением и распоряжением муниципальным имуществом, предусмотренным законодательством РФ и Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.3.2. Мэрия города в лице финансового органа мэрии города в области управления и распоряжения муниципальными финансами:
- разрабатывает проект бюджета города на очередной финансовый год;
- ведет учет и составляет отчетность об исполнении бюджета города;
- составляет сводную бюджетную роспись доходов и расходов бюджета города;
- осуществляет казначейское исполнение бюджета города;
- осуществляет контроль за исполнением бюджета;
- осуществляет контроль за состоянием учета и отчетности в бюджетных учреждениях, финансируемых из бюджета города;
- проводит проверки целевого и рационального использования бюджетных средств бюджетными учреждениями и другими получателями бюджетных средств;
- координирует работу с налоговыми службами по обеспечению поступления в бюджет города установленных налогов и доходов;
- разрабатывает проекты программ социально-экономического развития города, нормативных правовых актов по введению местных налогов и сборов, по предоставлению налоговых льгот;
- привлекает на основании постановлений городской Думы заемные средства коммерческих банков, осуществляет выпуск муниципальных займов для покрытия дефицита городского бюджета;
- предоставляет бюджетные, налоговые, инвестиционные кредиты в пределах лимита, утвержденного городской Думой, в соответствии с действующим законодательством;
- выдает муниципальные гарантии в соответствии с перечнем, утвержденным городской Думой;
- управляет муниципальным долгом и обеспечивает его обслуживание, ведет муниципальную долговую книгу;
- осуществляет иные полномочия в области управления муниципальными финансами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.3.3. Мэрия города в лице органа мэрии города по управлению земельными ресурсами в области управления и распоряжения земельными ресурсами:
- осуществляет управление и распоряжение земельными ресурсами города в пределах, установленных действующим законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления;
- совершенствует систему землепользования и создает рациональный и экономически обоснованный механизм использования городских земель;
- проводит работу, связанную с приватизацией земель;
- ведет учет земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также предоставленных в аренду, пользование и собственность юридическим и физическим лицам;
- проводит работу по инвентаризации земель города;
- организует и проводит работу по постановке муниципальных земель на единый государственный кадастровый учет земель;
- разрабатывает меры экономического стимулирования рационального использования земель;
- создает благоприятные условия функционирования рынка земли;
- содействует созданию механизма защиты прав собственников, владельцев и пользователей земли;
- принимает меры по прекращению права собственности на землю, владения, пользования земельными участками по основаниям, предусмотренным законодательством;
- оформляет документы на землепользование;
- проводит работы по совершенствованию механизма дифференцирования величины земельного налога и арендной платы за землю;
- обеспечивает своевременное и в полном объеме поступление в бюджет города средств от продажи и использования земельных участков;
- осуществляет контроль за использованием средств, поступающих в бюджет города от платы за землю;
- осуществляет муниципальный контроль за использованием и охраной земель;
- осуществляет иные полномочия в области управления земельными ресурсами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
2.4. Полномочия администраций районов города
Администрации районов:
- осуществляют подготовку предложений о создании, ликвидации и реорганизации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, а также о внесении объектов муниципальной собственности в уставные капиталы хозяйственных обществ;
- представляют кандидатуры на должность руководителей муниципальных унитарных предприятий, расположенных на территории района;
- разрабатывают предложения о передаче в пользование муниципальных нежилых помещений и иного недвижимого имущества;
- осуществляют приватизацию жилья в соответствии с действующим законодательством,
- принимают решение о предоставлении гражданам и юридическим лицам жилых помещений, заключают договоры найма, социального найма, аренды жилого фонда;
- дают разрешение на переоборудование, перепланировку и реконструкцию жилых и нежилых помещений в жилых домах муниципального жилого фонда;
- разрабатывают (согласовывают) предложения по переводу жилых муниципальных помещений в нежилые, а также нежилых помещений в жилые;
- разрабатывают проекты сметы доходов и расходов районных администраций и направляют их мэру города;
- исполняют сметы доходов и расходов районных администраций;
- осуществляют управление и распоряжение земельными участками в соответствии с предоставленными им полномочиями.
2.5. Полномочия муниципальных унитарных предприятий и учреждений (МУП и МУ)
2.5.1. Порядок и условия владения, пользования и распоряжения имуществом, принадлежащим муниципальному унитарному предприятию (МУП), определяются действующим законодательством РФ, Положением о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти, другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом МУП, договором о пользовании муниципальным имуществом, заключаемым с мэрией города, в соответствии с целями деятельности предприятия, заданиями собственника и назначением имущества.
2.5.2. Муниципальные учреждения в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления муниципального имущества осуществляют в пределах, установленных действующим законодательством РФ, Положением о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений г. Тольятти, другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, уставом, в соответствии с целями деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования им.
3. Основания возникновения, порядок оформления права
и учет объектов муниципальной собственности
3.1. Основания возникновения права муниципальной собственности
Основаниями возникновения права муниципальной собственности являются:
- передача в муниципальную собственность объектов в соответствии с действующим законодательством о разграничении государственной собственности Российской Федерации;
- безвозмездная передача объектов государственной собственности, а также объектов иных форм собственности в муниципальную собственность;
- сделки;
- судебные решения;
- создание новых объектов собственности за счет средств муниципального образования;
- приобретение в установленном порядке права муниципальной собственности на объекты, признанные бесхозяйным имуществом;
- передача имущества, подлежащего распределению между акционерами или участниками юридического лица при его ликвидации, в случае участия города в акционерных обществах или других хозяйственных обществах;
- иные основания, допускаемые законом.
3.2. Общий порядок и органы, ответственные за оформление права муниципальной собственности
3.2.1. Органы мэрии города, ответственные за оформление права муниципальной собственности г.Тольятти на муниципальное имущество, а также за осуществление государственной регистрации прав на недвижимое муниципальное имущество и сделок с ним (далее по тексту - уполномоченные органы) определяются мэром города из числа структурных подразделений мэрии города.
3.2.2. Право муниципальной собственности на объекты оформляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области, г. Тольятти.
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат обязательной государственной регистрации.
3.2.3. Основанием для включения объектов в реестр муниципальной собственности города и исключения из него в каждом конкретном случае в зависимости от требований действующего законодательства могут быть:
- постановления Тольяттинской городской Думы;
- правовые акты мэра г. Тольятти;
- решения судебных органов.
3.3. Порядок оформления права муниципальной собственности при разграничении государственной собственности РФ и передаче объектов государственной собственности и иных форм собственности в муниципальную собственность г. Тольятти
Настоящий порядок регулируется действующим законодательством РФ и утвержденным городской Думой Положением о порядке приема объектов (имущества) в муниципальную собственность г. Тольятти и передачи объектов (имущества) муниципальной собственности в государственную собственность Самарской области.
3.4. Порядок оформления права муниципальной собственности на объекты, передаваемые по другим основаниям
3.4.1. В муниципальную собственность может быть приобретено имущество на основании договоров купли-продажи, дарения, иных сделок о приобретении этого имущества.
В случаях и в порядке, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, право муниципальной собственности возникает на имущество при переработке вещей, самовольной постройке, находке, существовании на территории города бесхозяйных движимых и недвижимых вещей в силу приобретательной давности и по другим основаниям.
3.4.2. Уполномоченные органы на основании договоров купли-продажи и других сделок, судебных решений, правоустанавливающей документации по строительству новых объектов, зарегистрированных в установленном порядке, представляют мэру города проект распоряжения о включении этих объектов в состав муниципальной собственности г. Тольятти. На основании распоряжения мэра города уполномоченные органы включают эти объекты в реестр муниципальной собственности города.
3.4.3. Бесхозяйные недвижимые объекты по заявлению уполномоченного органа ставятся на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, уполномоченный орган может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот объект. При отказе в иске бесхозяйная недвижимая вещь может быть приобретена в муниципальную собственность в силу приобретательной давности. В силу приобретательной давности в муниципальную собственность могут быть приобретены и движимые бесхозяйные объекты.
3.4.4. Обращение в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц (национализация), производится на основании и в порядке, предусмотренном федеральным законом.
3.5. Регистрация права муниципальной собственности
3.5.1. Обязанности по проведению государственной регистрации права муниципальной собственности г. Тольятти на объекты недвижимого имущества и сделок с ними в учреждении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним возлагаются на уполномоченный орган в соответствии с Положением об учете муниципального имущества г. Тольятти и ведении реестра муниципальной собственности г. Тольятти, утверждаемым городской Думой.
3.5.2. Право муниципальной собственности на недвижимое имущество возникает после осуществления государственной регистрации указанного права.
3.6. Учет объектов муниципальной собственности
3.6.1. Учет объектов муниципальной собственности осуществляется уполномоченным органом в соответствии с Положением об учете муниципального имущества г. Тольятти и ведении реестра муниципальной собственности г. Тольятти, утверждаемым городской Думой.
3.6.2. Ведение реестра имеет целью пообъектный учет муниципальной собственности г. Тольятти и обеспечивает решение следующих задач:
- учет всех объектов муниципальной собственности;
- информационно-справочное обеспечение процесса подготовки и принятия решений по вопросам, касающимся муниципальной собственности и реализации прав собственника на эти объекты;
- централизованное обеспечение информацией об объектах муниципальной собственности заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, других юридических лиц и граждан при возникновении правоотношений в связи с этими объектами, в том числе при заключении гражданско-правовых сделок;
- оперативное решение вопросов приватизации объектов муниципальной собственности в соответствии с Программой приватизации муниципального имущества в г. Тольятти;
- анализ состояния экономической и социальной эффективности использования имущества по целевому назначению в соответствии с постановлениями городской Думы, распоряжениями мэра города и интересами граждан;
- выработка рекомендаций по более рациональному использованию объектов муниципальной собственности в зависимости от изменений состояния экономики. Объект недвижимого имущества, право муниципальной собственности на который оформлено в надлежащем порядке, распоряжением мэра города вносится в реестр муниципальной собственности г. Тольятти и ему присваивается реестровый номер.
3.6.3. При прекращении права муниципальной собственности на внесенный в реестр объект недвижимого имущества данный объект подлежит исключению из реестра по распоряжению мэра города.
3.6.4. Все изменения состояния объектов муниципальной собственности, связанные с передачей во временное пользование, отчуждением, списанием в связи с амортизацией, уничтожением, гибелью, а также ликвидацией или реорганизацией предприятий, подлежат обязательному отражению в реестре.
3.6.5. Органы местного самоуправления г. Тольятти, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории города, в десятидневный срок по запросам уполномоченного органа мэрии города безвозмездно представляют информацию об объектах, являющихся муниципальной собственностью города, необходимую для формирования и ведения реестра.
4. Формы использования
и порядок управления объектами муниципальной
собственности города
4.1. Основные формы использования и распоряжения объектами муниципальной собственности
Основными формами использования и распоряжения объектами муниципальной собственности города являются:
- передача в хозяйственное ведение;
- передача в оперативное управление;
- передача в пользование;
- передача в доверительное управление;
- передача в залог;
- приватизация, в том числе: внесение муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ в соответствии с действующим законодательством.
В случаях, предусмотренных законодательством, могут применяться иные формы использования муниципального имущества.
4.2. Основные критерии выбора форм использования объектов муниципальной собственности
Основными критериями при выборе формы использования муниципального имущества являются:
- степень необходимости этого имущества для решения вопросов городского значения;
- экономическая эффективность той или иной формы использования имущества.
4.3. Право хозяйственного ведения
4.3.1. Муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения наделяются муниципальные предприятия г. Тольятти, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и Гражданским кодексом РФ.
4.3.2. Осуществляя права собственника муниципального имущества, мэрия города имеет право:
- создавать муниципальные предприятия;
- определять предмет и цели их деятельности; размер, порядок и источники формирования уставного фонда;
- назначать директора (руководителя предприятия);
- утверждать Устав, вносить в него изменения и дополнения;
- осуществлять контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества;
- принимать решение о реорганизации или ликвидации муниципального унитарного предприятия, а также наделять иными правами и нести обязанности в соответствии с федеральными законами, названными в п. 4.3.1. настоящего Положения, и утверждаемым городской Думой Положением о порядке создания, управления реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти.
4.3.3. Недвижимое муниципальное имущество, находящееся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, передается в пользование физическим и юридическим лицам самими предприятиями с согласия уполномоченного органа в соответствии с Положением о порядке создания, управления реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти, утверждаемым Тольяттинской городской Думой и Уставом муниципального предприятия.
4.4. Право оперативного управления
4.4.1. Муниципальным имуществом на праве оперативного управления наделяются муниципальные учреждения, владеющие, пользующиеся этим имуществом в соответствии с Гражданским кодексом РФ и утверждаемым городской Думой Положением о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений г. Тольятти, и муниципальные казенные предприятия г. Тольятти, которые владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, определяемых Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Гражданским кодексом РФ и утверждаемым городской Думой Положением о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти.
4.4.2. Уполномоченный орган на основании распоряжения мэра города закрепляет муниципальное имущество за юридическими лицами, указанными в п. 4.4.1. настоящего Положения, в оперативное управление.
4.4.3. Юридические лица в отношении закрепленного за ними на праве оперативного управления муниципального имущества осуществляют в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества право владения, пользования и распоряжения им.
4.4.4. Уполномоченный орган на основании постановления мэра города вправе изъять излишнее или неиспользуемое, либо используемое не по назначению имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления.
4.5. Передача объектов муниципальной собственности в пользование
4.5.1. Объекты муниципальной собственности могут предоставляться физическим и юридическим лицам: в аренду, безвозмездное пользование, на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на условиях договора найма и социального найма жилого помещения в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Тольятти.
4.5.2. Полномочия арендодателя (ссудодателя) в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности, осуществляются:
- мэрией города - в отношении всех объектов;
- администрациями районов - в отношении муниципального жилого фонда и муниципальных земельных участков в пределах предоставленных им полномочий.
Условия аренды, безвозмездного пользования, ссуды, найма определяются договором.
4.5.3. Объекты муниципальной собственности могут предоставляться в пользование на внеконкурсной и конкурсной основе.
Вне конкурса объекты муниципальной собственности предоставляются в пользование распоряжением мэра города в случаях, устанавливаемых соответствующими Положениями, утверждаемыми городской Думой.
Нежилые помещения (здания) при передаче в безвозмездное пользование или аренду на внеконкурсной основе предоставляются на срок до 5 лет, а в случае заключения договора пользования на новый срок и при необходимости выполнения пользователем инвестиционных условий - на срок до 10 лет.
В остальных случаях предоставление объектов муниципальной собственности в пользование производится по результатам конкурса (аукциона).
Порядок проведения конкурса (аукциона) устанавливается Положениями, утверждаемыми городской Думой.
Нежилые помещения (здания) при передаче на условиях конкурса (аукциона) предоставляются в пользование на срок до 10 лет, а при передаче на условиях конкурса (аукциона), одним из обязательных условий которого являются долгосрочные инвестиции в арендуемый объект, - на срок до 25 лет.
4.5.4. Методика по определению размера платы за пользование объектами муниципальной собственности и порядок распределения средств, поступающих за пользование, утверждается городской Думой.
4.5.5. Сдача нежилых помещений (зданий) в субаренду производится в соответствии с Положением о порядке предоставления в субаренду части нежилых помещений (зданий), являющихся муниципальной собственностью г. Тольятти, утверждаемым городской Думой.
4.6. Доверительное управление
4.6.1. Объекты муниципальной собственности (кроме земельных участков, денег и имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении) могут быть переданы в доверительное управление физическим и юридическим лицам в соответствии с действующим законодательством в порядке, определяемом городской Думой.
При этом учредителем, в интересах которого заключается договор доверительного управления, является город Тольятти в лице мэрии города, а доверительными управляющими: юридические лица, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений; граждане, за исключением избранных в представительные органы государственной власти или местного самоуправления и их близкие родственники.
4.6.2. Передача объектов муниципальной собственности в доверительное управление осуществляется в установленном порядке на основании договора, заключаемого учредителем и доверительным управляющим. Договор заключается в письменном виде.
Договоры на представление интересов города должны содержать:
- состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
- наименование учредителя управления;
- срок действия договора и порядок его досрочного расторжения;
- положения о правах и обязанностях доверительного управляющего;
- условия материальной ответственности за нарушения условий договора на представление интересов;
- размер и форма вознаграждения, если выплата вознаграждения предусмотрена договором.
4.6.3. После прекращения договора объекты муниципальной собственности, составляющие предмет договора, переходят к учредителю.
4.6.4. Доверительный управляющий не вправе передавать объекты, которыми он управляет в силу договора, в собственность, управление и пользование другим лицам.
4.6.5. Доверительный управляющий несет имущественную ответственность по обязательствам договора, а также в случае причинения им ущерба интересам учредителя.
4.6.6. Доверительный управляющий обязан не реже одного раза в полугодие представлять учредителю письменный отчет о своей деятельности по установленной форме и в определенные сроки.
4.6.7. Доходы, полученные в результате доверительного управления, передаются учредителю за вычетом средств, направленных на вознаграждение доверительному управляющему, и распределяются в установленном порядке. Размер вознаграждения доверительному управляющему определяется мэром города по предложению уполномоченного органа.
4.7. Залог объектов муниципальной собственности
4.7.1. В целях обеспечения исполнения обязательств муниципального образования объекты муниципальной собственности могут быть переданы в залог на основании распоряжения мэра города в порядке, определяемом городской Думой.
4.7.2. Договор залога в случае необходимости от имени собственника заключает уполномоченный орган.
Перечень имущества, входящего в залоговый фонд города, утверждается городской Думой.
4.8. Приватизация муниципального имущества
Приватизация муниципального имущества осуществляется в соответствии с действующим законодательством о приватизации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Тольятти.
4.9. Основные Положения, регулирующие порядок использования и распоряжение муниципальной собственностью г. Тольятти
Подробный порядок использования и распоряжения муниципальной собственностью устанавливается отдельными Положениями:
- О порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных учреждений г. Тольятти;
- О продаже имущества муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти;
- О доверительном управлении объектами муниципальной собственности г. Тольятти;
- О порядке передачи муниципального имущества в залог;
- Об управлении муниципальным жилым фондом;
- О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти;
- О порядке перевода общих нежилых помещений многоквартирных домов в жилые и порядке предоставления их отдельным категориям граждан для проживания;
- О порядке перевода жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые на территории г. Тольятти;
- О порядке и условиях приватизации муниципального имущества г. Тольятти;
- О порядке формирования, учета и управления муниципальной казной г. Тольятти;
В случае необходимости городская Дума может установить порядок использования объектов муниципальной собственности в иных формах, не противоречащих требованиям действующего законодательства РФ, путем принятия соответствующего Положения.
5. Управление объектами муниципальной собственности
5.1. Управление муниципальным нежилым фондом
5.1.1. К муниципальному нежилому фонду относятся все нежилые здания, сооружения, нежилые помещения, в том числе встроенно-пристроенные нежилые помещения в жилых домах, отнесенные к объектам муниципальной собственности.
5.1.2. Муниципальные нежилые помещения могут находиться в муниципальной казне или принадлежать муниципальным унитарным предприятиям, муниципальным учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
5.1.3. Муниципальные нежилые помещения закрепляются за муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями, юридическими лицами других форм собственности, физическими лицами на праве:
- хозяйственного ведения;
- оперативного управления;
- аренды;
- безвозмездного пользования.
5.1.4. Сдача в аренду муниципальных нежилых помещений, находящихся в муниципальной казне или переданных в оперативное управление муниципальным учреждениям, осуществляется в установленном порядке исключительно мэрией г. Тольятти, действующей от имени арендодателя; сдача в аренду муниципальных нежилых помещений, закрепленных за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), осуществляется муниципальными унитарными предприятиями с согласия мэрии г. Тольятти.
5.1.5. Передача арендуемых нежилых помещений в субаренду осуществляется по отдельному договору при наличии согласия на это мэрии города.
В договоре указывается, что сданное помещение закреплено за арендатором и передано в субаренду на срок, согласованный с основным арендодателем. После окончания срока договора помещения возвращаются основному арендатору.
5.1.6. Арендатор (пользователь) имеет право владеть и пользоваться муниципальным нежилым помещением, переданным ему в аренду (безвозмездное пользование), исключительно в соответствии с целевым назначением, определенным при его передаче.
5.1.7. Арендатор (пользователь) не вправе:
- продавать муниципальное имущество;
- вносить его в уставной капитал в порядке учреждения юридических лиц;
- передавать в залог, сдавать в субаренду, иным способом распоряжаться этим имуществом, без согласия собственника.
5.1.8. Порядок управления нежилым фондом устанавливается положением, утверждаемым городской Думой.
5.2. Управление муниципальным жилым фондом
5.2.1. Муниципальный жилой фонд составляют все жилые помещения, расположенные в г. Тольятти, переданные и (или) приобретенные в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.
5.2.2. Муниципальные жилые помещения могут быть предоставлены:
- гражданам по договору социального найма, договору найма или договору аренды;
- юридическим лицам по договору аренды или иному договору.
Жилые помещения, предоставляемые в пользование юридических лиц, могут использоваться ими исключительно для проживания своих сотрудников.
5.2.3. Управление жилищным фондом, находящимся в муниципальной собственности, осуществляют мэрия города, а также администрации районов в пределах их полномочий или уполномоченные ими лица.
5.3. Управление муниципальными землями
5.3.1. Управление муниципальными землями осуществляется в соответствии с земельным законодательством РФ и Самарской области, Уставом города и другими нормативными правовыми актами органов местного самоуправления г. Тольятти.
5.3.2. Управление муниципальными землями осуществляет мэрия г. Тольятти путем:
- формирования нормативной базы, регулирующей земельные отношения в городе;
- создания банка данных землепользователей;
- разработки и внедрения мероприятий по экономическому стимулированию рационального использования муниципальных земель и развития всех форм хозяйствования;
- проведения анализа конъюнктуры рынка земли и иной недвижимости;
- подготовки и анализа инвестиционных проектов;
- подготовки проектов вовлечения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в экономический оборот;
- подготовки и проведения конкурсов и аукционов по продаже недвижимости и прав на нее;
- заключения договоров аренды земельных участков;
- обеспечения своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю;
- проведения работ по совершенствованию механизма дифференцирования величины земельного налога и других платежей за землю;
- осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством РФ, Самарской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Положением.
5.4. Управление муниципальными инвестициями
5.4.1. К муниципальным инвестициям относятся:
- средства, выделенные из бюджета города на развитие городского хозяйства, строительство, реконструкцию, приобретение оборудования для объектов здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты населения;
- привлеченные средства населения для осуществления конкретных инвестиционных программ и мероприятий, в том числе средства, привлеченные путем муниципального займа с выпуском муниципальных облигаций;
средства, привлеченные путем концентрации денежных средств предприятий (организаций), в том числе коммерческих банков, для реализации строительных, технических и других проектов.
5.4.2. Управление инвестициями, предусмотренными за счет бюджета города, а также привлеченными средствами юридических и физических лиц осуществляется мэром города в соответствии с положениями, концепцией и программой инвестиционной политики г. Тольятти, утверждаемыми городской Думой.
5.5. Управление муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями
5.5.1. Муниципальные унитарные предприятия и учреждения создаются в соответствии с планами и программами социально-экономического развития города и на основе устанавливаемого настоящим Положением порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
5.5.2. Порядок создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений, правовой режим имущества, закрепляемого за ними, определяются действующим законодательством и соответствующими Положениями, утверждаемыми городской Думой.
5.6. Управление муниципальными финансами
5.6.1. Муниципальные финансы включают средства бюджета города, ценные бумаги и другие финансовые средства.
5.6.2. Исполнение бюджета города осуществляется мэрией города на основании постановления городской Думы о бюджете города на предстоящий год в соответствии с Положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, утверждаемым городской Думой.
Главным распорядителем бюджетных средств является мэр города.
Бюджет города исполняется на основе единства кассы, предусматривающего зачисление поступающих доходов бюджета на единый счет бюджета и осуществление с него предусмотренных в бюджете расходов.
После утверждения бюджета г. Тольятти мэрия города обеспечивает:
- реализацию мер по своевременному и полному поступлению доходов в бюджет в соответствии принимаемым городской Думой постановлением о бюджете города;
- исполнение бюджета города в пределах поступающих доходов и средств финансирования дефицита бюджета;
- финансирование всех запланированных в бюджете города расходов.
Внесение изменений в бюджет города производится городской Думой по представлению мэра города. Постановление, приводящее к уменьшению доходов или увеличению расходов бюджета города городская Дума, в пределах своей компетенции, принимает только при определении источников, компенсирующих данное уменьшение доходов или увеличение расходов бюджета города.
Если в процессе исполнения бюджета города происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений из доходных источников бюджета, то городская Дума принимает решение о введении механизма секвестра расходов.
5.6.3. Муниципальные займы и другие долговые обязательства определяются Положением о муниципальных заимствованиях, утверждаемым городской Думой. Выпуск займов и другие долговые обязательства должны полностью обеспечиваться финансовыми ресурсами и имуществом города. Выплата процентов по займам обеспечивается за счет бюджета города.
5.6.4. К объектам муниципальной собственности, составляющим местные финансы, относятся ценные бумаги:
- акции приватизированных предприятий, закрепленные в муниципальной собственности;
- акции хозяйственных обществ, находящихся в муниципальной собственности;
- акции, приобретенные при учреждениях ОАО (внесение муниципального имущества в виде вклада);
- акции, приобретенные на рынке ценных бумаг;
- иные виды ценных бумаг (облигации, векселя и другие).
5.6.5. Права акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в муниципальной собственности, от имени муниципального образования - города Тольятти, осуществляет мэрия города.
5.6.6. Государственная регистрация выпуска акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, осуществляется в порядке, установленном Федеральном законом РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
5.6.7. Владельцем акций открытого акционерного общества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию - город Тольятти, в реестре акционеров акционерного общества указывается муниципальное образование в лице мэрии города.
5.6.8. Управление акциями хозяйственных обществ, образованных при участии органов местного самоуправления, а также акциями акционерных обществ, образованных в процессе приватизации, закрепленными в муниципальной собственности в соответствии с планами приватизации, управление акциями, приобретенными на вторичном рынке, осуществляется мэрией города непосредственно либо через представителей мэрии города в органах управления хозяйственных обществ.
5.6.9. Представители интересов муниципального образования в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ могут быть лица, замещающие муниципальные должности, а также иные лица в соответствии с Порядком назначения представителей муниципального образования - города Тольятти в органы управления хозяйственных обществ, часть акций (вклады) которых закреплены в муниципальной собственности, утвержденным мэром города.
5.6.10. Акции, отнесенные к объектам муниципальной собственности, могут быть переданы в доверительное управление.
5.6.11. Основными приоритетами при принятии решения о приобретении акций в уставных капиталах хозяйствующих субъектов (о муниципальном имуществе в качестве вклада) являются:
- сохранение профиля деятельности обществ, выпускающих продукцию, оказывающих услуги, жизненно важные для населения города;
- сохранение и развитие научно-технического потенциала;
- улучшение экологической обстановки;
- создание дополнительных рабочих мест;
- формирование дополнительных источников средств для бюджета города.
5.6.12. Источником средств для приобретения акций на организованном рынке ценных бумаг могут служить средства бюджета города.
6. Доходы от использования муниципальной собственности
6.1. Доходы от использования муниципального имущества города, переданного в хозяйственное ведение муниципальных предприятий, и от использования муниципального имущества города, переданного в оперативное управление муниципальных казенных предприятий, используется для обеспечения функционирования и развития этих предприятий, а также в качестве источника доходной части бюджета города. Муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в бюджет города часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, размерах и в сроки, которые определяются постановлением городской Думы о бюджете города на очередной год и распоряжением мэра города.
6.2. Доходы муниципальных учреждений, полученные от разрешенной уставными документами приносящей доходы деятельности, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов муниципальных учреждений, отражаются в сметах доходов и расходов муниципальных учреждений и отражаются в доходах бюджета города как доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
6.3. Доходы, получаемые субъектами хозяйственной деятельности, созданными при участии муниципального образования, используются ими самостоятельно на достижение уставных целей, если иное не предусмотрено учредительными документами.
6.4. Доходы, получаемые от других форм использования и распоряжения объектов муниципальной собственности (аренда, приватизация, доходы от продажи имущественных прав и др.), подлежат зачислению в доходную часть бюджета города и расходуются в соответствии с действующим законодательством.
7. Амортизация муниципального имущества
7.1. Амортизационные отчисления на полное восстановление муниципального имущества (за исключением земель) и отчисления на капитальный ремонт производятся независимо от формы его использования в соответствии с действующим законодательством.
7.2. Начисление амортизации на восстановление муниципального имущества, отчисления на капитальный ремонт имущества, находящегося в хозяйственном ведении муниципальных предприятий, осуществляется предприятиями самостоятельно.
7.3. Начисление износа муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении муниципальных учреждений, имущества, входящего в состав муниципальной казны, отчислений на капитальный ремонт осуществляется балансодержателем. Восстановление указанного имущества и отчисления на капитальный ремонт производятся за счет бюджетных средств и иных, предусмотренных нормативными актами РФ, Самарской области и органов местного самоуправления источников.
8. Осуществление контроля за использованием
объектов муниципальной собственности
8.1. Контроль за эффективным использованием объектов муниципальной собственности и доходов, получаемых от их использования, осуществляют в соответствии с компетенцией городская Дума, мэр города, мэрия города, районные администрации города.
8.2. Порядок, формы, виды контрольных действий органов местного самоуправления за использованием объектов муниципальной собственности определяются соответствующими Положениями.
9. Прекращение права собственности
9.1. Право муниципальной собственности прекращается при отчуждении собственником имущества другим лицам, отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества, по решению судебных органов и при утрате прав собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Принудительное изъятие имущества допускается только по основаниям, предусмотренным законом.
10. Защита права муниципальной собственности
10.1. Защиту права муниципальной собственности от любых неправомерных действий осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством в рамках их компетенции.
Для защиты права муниципальной собственности органы местного самоуправления вправе выступать в суде, арбитражном суде, направлять в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы ходатайства и материалы с требованием устранения нарушений прав собственника.
Истребование объектов муниципальной собственности из чужого незаконного владения производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Передача объектов муниципальной собственности в государственную собственность Самарской области или федеральную собственность осуществляется по представлению мэра города на основании постановления городской Думы или по решению суда.
10.2. Должностные лица органов местного самоуправления, принявшие противоправные решения, повлекшие ущерб для муниципальной собственности, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Руководители муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений несут ответственность за сохранность и эффективное использование имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями, в рамках законодательства, договора о закреплении имущества и своего трудового договора.
11. Заключительные положения
11.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления города до приведения в соответствие с настоящим Положением применяются в части, не противоречащей настоящему Положению.
11.3. Настоящее Положение вступает в силу со дня утверждения Тольяттинской городской Думой.
Председатель городской Думы |
А.Н. Дроботов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Тольяттинской городской Думы от 5 ноября 2003 г. N 916 "О Положении о порядке управления объектами муниципальной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.