Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Законом Самарской области от 7 ноября 2007 г. N 127-ГД в настоящую Программу внесены изменения
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении комплексной
программы "Развитие и использование
минерально-сырьевой базы Самарской
области" на 2004-2007 годы"
Комплексная программа
"Развитие и использование
минерально-сырьевой базы Самарской
области" на 2004-2007 годы
(далее - Программа)
7 ноября 2007 г.
Паспорт Программы
Наименование - комплексная программа "Развитие и
Программы использование минерально-сырьевой базы
Самарской области" на 2004-2007 годы
Дата принятия - постановление Губернатора Самарской
решения о области от 27.02.2002 N 47 "Об утверждении
разработке плана действий Администрации области по
Программы реализации основных направлений экономической
и социальной политики на 2002 год"
Государственный - Администрация Самарской области
заказчик
Программы
Головной - орган исполнительной власти Самарской
исполнитель области, уполномоченный Губернатором
Программы области, Главное управление природных
ресурсов и охраны окружающей среды
МПР России по Самарской области (по согласованию)
Основные - департамент экономического развития и
разработчики инвестиций Администрации области, Главное
Программы управление природных ресурсов и охраны
окружающей среды МПР России по Самарской
области
Цель и задачи - обеспечение рационального развития
Программы минерально-сырьевой базы Самарской области,
воспроизводства запасов полезных ископаемых,
поиска качественных питьевых подземных
вод вблизи населенных пунктов с дефицитным
водоснабжением
Сроки и этапы - 2004 - 2007 годы
реализации
Программы
Перечень - направления мероприятий Программы:
мероприятий геологическое изучение недр Самарской
Программы области;
воспроизводство минерально-сырьевой
базы Самарской области;
работы по повышению экономической
эффективности недропользования и
инвестиционной привлекательности недр
Самарской области
Исполнители - недропользователи и организации, отобранные
Программы на конкурсной основе в соответствии с
действующим законодательством
Объемы и - общий объем финансирования Программы -
источники 4539,767 млн. рублей, в том числе за счет
Финансирования средств:
федерального бюджета - 89,41 млн. рублей
(привлечение средств планируется по
данным Главного управления природных
ресурсов и охраны окружающей среды
МПР России по Самарской области);
областного бюджета - 300,657 млн. рублей;
собственных средств недропользователей -
4149,70 млн. рублей (на добровольной основе)
Ожидаемые - повышение эффективности геологического
результаты изучения недр, рациональное освоение
реализации минерально-сырьевой базы области, повышение
Программы инвестиционной привлекательности недр
Система - контроль за ходом реализации мероприятий
контроля за Программы осуществляет орган исполнительной
исполнением власти Самарской области, уполномоченный
Программы Губернатором области, контроль за
исполнением геологических заданий по
объектам Программы осуществляет
Главное управление природных ресурсов и
охраны окружающей среды МПР России по
Самарской области.
Введение
Настоящая Программа является территориальной программой геологического изучения недр Самарской области, воспроизводства ее минерально-сырьевой базы (далее - МСБ) и представлена как научно обоснованный комплекс работ по освоению минеральных ресурсов области и подземных вод с выделением эффективных направлений геолого-разведочных работ, рациональных объемов финансирования, определением перечня мероприятий. Программа является составной частью мероприятий по социально-экономическому развитию области и нацелена на обеспечение рационального развития МСБ Самарской области, воспроизводства запасов полезных ископаемых, поисков качественных питьевых подземных вод вблизи населенных пунктов с дефицитным водоснабжением.
Базовыми ориентирами Программы являются сложившийся к началу 2003 года сырьевой потенциал Самарской области, эффективные направления его освоения, тенденции развития мирового и регионального рынков минерального сырья, задачи экономического и социального развития Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
МСБ Самарской области образуют углеводородное (нефть и газ "*"), минерально-строительное, горно-техническое, горно-химическое сырье и подземные воды, лечебные грязи. Минерально-строительное, горно-техническое, горно-химическое сырье образуют группу неметаллических полезных ископаемых. Формирование МСБ, ее воспроизводство осуществляется геолого-разведочными работами. По сложившейся практике геолого-разведочные работы выполняются в следующей последовательности: региональные, поисковые, разведочные. Региональными работами изучаются основные закономерности геологического строения малоизученных территорий и литолого-стратиграфических комплексов для постановки поисковых работ, целью которых является открытие месторождений полезных ископаемых. Конфигурация открытых месторождений, детализация количественного и качественного состава устанавливаются разведочными работами.
"*" Запасы конденсата невелики и в настоящей Программе не учитываются.
Нефть и газ
Основное полезное ископаемое Самарской области - нефть. По состоянию на 01.01.2003, извлекаемые запасы нефти выработаны на 74%. Начиная с 1936 года добыто 1069,9 млн. тонн нефти, в недрах осталось 288,02 млн. тонн извлекаемых запасов нефти категории ABC1 (разведанные запасы нефти, имеющие промышленное значение) и 35,8 млн. тонн извлекаемых предварительно оцененных запасов нефти категории С2. За 1996-2002 годы объем ресурсов нефти категории С3 возрос с 98,3 млн. тонн до 128,9 млн. тонн, прогнозных ресурсов - с 332,0 млн. тонн до 471,0 млн. тонн. Извлекаемые запасы растворенного газа категории ABC1 составляют 15,5 млрд. кубических метров, предварительно оцененные запасы категории С2 - 1,29 млрд. кубических метров, ресурсы газа категории С3 - 5,1 млрд. кубических метров и прогнозные ресурсы газа категории Д1 - 24 млрд. кубических метров по состоянию на 01.01.95 - 12,0 млрд. кубических метров). Извлекаемые запасы природного газа категории ABC1 составляют 2,81 млрд. кубических метров, извлекаемые запасы газа категории С2 - 1,22 млрд. кубических метров, ресурсы газа категории С3 отсутствуют, объем газа прогнозных ресурсов категории Д1 - 25,0 млрд. кубических метров.
По состоянию на 01.01.2003, в нераспределенном фонде недр находилось 104 месторождения нефти с 21,43 млн. тонн извлекаемых запасов нефти категории ABC1 и 4,9 млн. тонн предварительно оцененных запасов категории С2. Из нераспределенного фонда недр месторождения выставляются на конкурсы и аукционы.
За период с 1996 по 2002 год открыто 35 месторождений нефти, в среднем коэффициент успешности поисков месторождений нефти составил 0,42 (по России - 0,4). При выполнении поискового бурения пробурено 115 глубоких скважин с общим объемом проходки 272,0 тыс. метров, процент продуктивности скважин сохранился на уровне 1991-1995 годов - 47%. Геологическая эффективность 1 метра глубокого бурения в среднем составила 159,2 тонны (в 1991-1995 годах - 121,3 тонны). Подготовлено 85 нефтеперспективных объектов (структур) под глубокое бурение с извлекаемыми ресурсами нефти категории С3 101,5 млн. тонн, в том числе посредством сейсморазведочных работ - 56 объектов, структурного бурения - 24 объекта, в результате переинтерпретации геолого-геофизических материалов прошлых лет - 5 объектов. За счет всех источников приращено 43,3 млн. тонн извлекаемых запасов нефти категории ABC1, добыто 62,4 млн. тонн нефти, восполнение добычи запасами снизилось вдвое (с 80 до 40%), что ставит под угрозу стабилизацию областной нефтедобычи в 2006-2007 годах и на отдаленную перспективу.
С 1996 по 2002 год для создания конкурентной среды при освоении ресурсов нефти существенно расширен круг пользователей недр: в 1995 году их было четыре, к началу 2003 года к ним прибавилось еще шесть нефтедобывающих предприятий. Благодаря реализации ОАО "Самаранефтегаз" инвестиционных программ в 2000 году прекратилось снижение нефтедобычи в области. В 2001 году областной уровень добычи нефти составил 9,73 млн. тонн (на 25,7% выше уровня 1999 года), в 2002 году он возрос до 11,44 тыс. тонн (на 47,8% выше уровня 1999 года). В 2004-2007 годах в целом по области годовая нефтедобыча будет расти в интервале 13,1-13,9 млн. тонн. Помимо ОАО "Самаранефтегаз" ее нарастят ЗАО "Санеко", ОАО "Волганефть", ЗАО "Самара-Нафта", ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" (далее - ОАО "НК "ЮКОС"), ОАО "Самараинвестнефть". В дальнейшем стабилизация областной нефтедобычи будет обеспечена вводом в разработку новых месторождений (по результатам конкурсов и аукционов 2003-2004 годов), бездействующих и малодебитных скважин.
Прогнозные ресурсы природных битумов с кондиционным битумонасыщением пород составляют примерно 920,0 млн. тонн и распространены на северо-востоке области на глубинах 300-500 метров.
Техногенные залежи нефтепродуктов образовались под Новокуйбышевским и Куйбышевским нефтеперерабатывающими заводами в результате утечек и потерь в технологических процессах (запасы нефтепродуктов по промышленной категории С1 - 1,7 млн. тонн, по предварительно оцененной категории С2 - 1,0 млн. тонн) и привели к загрязнению подземных вод и близлежащих водоемов. Для ликвидации загрязнения на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающем заводе из зоны загрязнения в последнее время ежегодно извлекается более 30,0 тыс. тонн нефтепродуктов, на Куйбышевском - 5,0-7,0 тыс. тонн. Необходимо расширение работы по ликвидации техногенных залежей нефтепродуктов, а также разработка и осуществление комплекса мероприятий по утилизации отходов от добычи минерально-строительного, горно-технического и горно-химического сырья.
Подземные воды и лечебные грязи
На территории области разведано 27 месторождений пресных подземных вод, на которых выделено 60 участков, эксплуатация ведется на 15 месторождениях (30 участках). Объем утвержденных эксплуатационных запасов пресных подземных вод составляет 2,8 млн. кубических метров в сутки (в том числе 1,1 млн. кубических метров в сутки, подготовленных к промышленному освоению), водоотбор пресных подземных питьевых вод в целом по области в 2002 году составлял 703,7 тыс. кубических метров в сутки. Вместе с тем около 700,0 тыс. человек вынуждены использовать пресные подземные воды, не отвечающие санитарным нормам по жесткости, содержанию железа и другим компонентам. Целесообразно в ближайшие 7-8 лет выявить вблизи населенных пунктов месторождения пресных подземных вод хорошего питьевого качества, в связи с чем необходимо разработать комплекс мероприятий по организации и осуществлению целенаправленных поисков залежей качественных питьевых подземных вод с применением наиболее прогрессивных геофизических методов, характеризующихся повышенной информативностью.
Запасы минеральных подземных вод разведаны на 8 месторождениях в количестве 3,745 тыс. кубических метров в сутки, из них лечебно-столовые воды добываются на 4 месторождениях (Сокско-Самарском, Борском, Сызранском, Ставропольском), природно-столовые воды - на двух участках Ивашевского месторождения в Сызранском районе ("Дворцовая" и "Рамено"). Из-за невысокого спроса в среднем отбирается менее 15% запасов минеральных подземных вод. Снизился отбор минеральных бальнеологических вод Самарской области, которые добываются на 7 месторождениях: Сергиевские минеральные воды, Усольское, Сокско-Самарское, Ставропольское, Новокуйбышевское, Кинель-Черкасское и Сызранское.
Лечебными минеральными грязями область обеспечена более чем на 30 лет (геологические запасы - 51,0 тыс. кубических метров, годовая добыча составляет 1,4 - 1,5 тыс. кубических метров).
Неметаллические полезные ископаемые
Неметаллические полезные ископаемые (неметаллы) представлены минерально-строительным, горно-техническим и горно-химическим сырьем. По состоянию на 01.01.2002, промышленные (разведанные) запасы минерально-строительного сырья составляли по строительному камню 338,5 млн. кубических метров, песчано-гравийным материалам - 14,5 млн. кубических метров (в охранной зоне р. Волги), пескам строительным и силикатным 134,9 млн. кубических метров, кирпично-черепичному сырью - 119,7 млн. кубических метров, карбонатным породам для получения извести - 19,8 млн. тонн, гипсам и ангидриту - 112,7 млн. тонн, керамзитовому сырью - 58,4 млн. кубических метров, аглопоритовым глинам - 2,8 млн. кубических метров, стекольному сырью (кварцевым пескам) - 9,2 млн. тонн, тугоплавким глинам - 7,8 млн. тонн, мелу - 60,3 млн. тонн (в том числе для получения извести - 52,6 млн. тонн). Вместе с тем большинство ресурсов строительного камня, песчано-гравийной смеси и строительного песка имеют низкое качество и не отвечают требованиям соответствующих ГОСТов, почти все запасы цементного сырья находятся в зоне национального парка "Самарская Лука".
Горно-техническое сырье в основном представлено рентабельными запасами и ресурсами формовочных песков, монтмориллонитовых глин, опал-кристобалитовых пород, диатомитов, цеолитсодержащих пород, имеющих многоцелевое назначение в различных отраслях народного хозяйства. Необходимо завершение поисков этих полезных ископаемых, обеспечивающее повышение их инвестиционной привлекательности с целью дальнейшего выставления на аукционы. Имеющееся горно-химическое сырье области большей частью нерентабельно для разработки и представлено горючими сланцами, фосфоритами, самородной серой, каменной солью, асфальтитами.
Мониторинг геологической среды
В течение 1996-2002 годов на территории области создана сеть наблюдательных скважин на полигонах захоронения промышленных и бытовых отходов, птицефабриках и свинокомплексах. По результатам наблюдений экологическая обстановка подземных вод в целом по области в основном продолжает оставаться стабильной. Вместе с тем зафиксировано ухудшение геологической среды на Мухановском нефтяном месторождении. На полигонах твердых бытовых отходов фон экологического загрязнения подземных вод не снижается и остается по-прежнему высоким.
Гидрогеологическими исследованиями установлены наиболее неблагоприятные по подтоплению территории Самарской области (в Шенталинском и Челно-Вершинском районах, Куйбышевском районе г. Самары, в райцентре Большая Глушица, в г. Отрадном), фиксируется нарастание процессов подтопления крупных городов: Самары, Тольятти, Новокуйбышевска, Сызрани. Возрастает обводненность запасов неметаллических полезных ископаемых близлежащих к населенным пунктам месторождений, в связи с чем теряется их инвестиционная привлекательность.
Мониторинг карстовых процессов проводился на 14 выделенных площадках. Мониторинг оползневых процессов проводился в поселке Усть-Кинельский (закончено строительство противооползневой защиты) и на Кутулукском водохранилище.
Состояние лицензирования пользования недрами
За 1996-2002 годы Администрацией области и Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области на геологическое изучение недр и добычу полезных ископаемых выдано 563 лицензии "*" (на геологическое изучение недр на нефть - 46, на разработку нефтяных месторождений - 48, совмещенных на геологическое изучение и добычу нефти - 24, на строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (подземные хранилища газа) - 3, на добычу кирпично-черепичного сырья - 19, песков строительных и силикатных - 19, керамзитового сырья - 5, строительного камня - 4, песчано-гравийных материалов - 2, карбонатных пород для получения извести - 2, горючих сланцев - 1, подземных пресных вод - 368, подземных минеральных вод - 18, минеральных грязей - 1, на ликвидацию загрязнения геологической среды нефтепродуктами - 3). Полностью завершено лицензирование пользования недрами разрабатываемых месторождений нефти, неметаллических полезных ископаемых, минеральных вод.
"*" Без учета переоформленных лицензий
Цель и задачи Программы
Целью Программы является обеспечение на период с 2004 по 2007 год рационального развития МСБ Самарской области, воспроизводства запасов полезных ископаемых, поисков качественных подземных вод вблизи населенных пунктов с дефицитным водоснабжением.
Основные задачи Программы:
1. Выбор эффективных направлений геологического изучения и воспроизводства МСБ Самарской области.
2. Повышение инвестиционной привлекательности недр Самарской области.
3. Поиски подземных вод на территориях районов Самарской области для питьевого водоснабжения с оценкой их перспективных запасов и сосредоточение поисково-разведочных работ на месторождениях пресных подземных вод питьевого качества вблизи населенных пунктов с дефицитным водоснабжением.
4. Оптимизация структуры, порядка и объемов финансирования работ по воспроизводству МСБ области.
5. Привлечение средств недропользователей и других инвесторов в целях реализации Программы.
6. Расширение финансирования геолого-разведочных работ, осуществляемых в рамках федеральных программ развития МСБ территорий Российской Федерации.
7. Определение основных мероприятий по развитию МСБ области.
8. Информационное обеспечение органов государственной власти Самарской области по вопросам учета, рационального использования и развития МСБ области.
Система Программных мероприятий
В целях обеспечения на период с 2004 по 2007 год рационального развития МСБ Самарской области, воспроизводства запасов полезных ископаемых, поисков качественных питьевых подземных вод вблизи населенных пунктов с дефицитным водоснабжением необходимо осуществить соответствующий комплекс управленческих решений по государственному регулированию отношений недропользования. В первую очередь это реализация Программы лицензирования пользования недрами на 2002-2003 годы по Самарской области (далее - Программа лицензирования), утвержденной Администрацией Самарской области и Министерством природных ресурсов Российской Федерации, в перечень объектов которой включены участки недр, предлагаемые для геологического изучения, в том числе для поисков месторождений углеводородного сырья за счет собственных средств недропользователей, и для геологического изучения с разведкой и добычей полезных ископаемых за счет собственных средств недропользователей. В результате реализации Программы лицензирования существенно увеличиваются объемы поисков, оценки и разведки нефтяных и иных месторождений полезных ископаемых, выполняемых за счет собственных средств недропользователей. Мероприятия по реализации настоящей Программы составлены с учетом реализации Программы лицензирования (прилагаются).
Региональные работы
Нефть и газ
В целях установления строения осадочного чехла малоизученных территорий Самарской области и расширения их перспективности на углеводородное сырье намечено выполнить регионально-зональное сейсмопрофилирование. В 2004-2007 годах эти работы будут выполнены на территории Ставропольской депрессии в объеме 1350,0 тыс. погонных метров и на территории Жигулевско-Пугачевского свода - 500,0 тыс. погонных метров. Кроме того, для определения и обоснования новых перспективных направлений поисков углеводородного сырья на малоизученных территориях Самарской области до 2007 года прогнозируется комплекс региональных исследований по изучению территории Жигулевского свода, Бузулукской впадины и Серноводско-Абдулинского авлакогена с целью определения наиболее перспективных направлений поисковых работ на нефть и газ. Направления и объемы региональных работ по развитию МСБ Самарской области приведены в таблице N 1.
Подземные воды
В перечень региональных геолого-геофизических работ и геологической съемки, планируемых к проведению на территории Самарской области до 2007 года, включено выполнение эколого-геологических исследований центральной промышленной зоны Самарской области (гг. Самара, Тольятти, Чапаевск), составление территориальной программы по изучению и воспроизводству ресурсов и запасов подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения Самарской области на период с 2004 по 2005 год (см. пункт 1 подраздела "Подземные воды" раздела I "Геологическое изучение и воспроизводство минерально-сырьевой базы Самарской области" прилагаемых к настоящей Программе мероприятий).
Таблица N 1
Направления и объемы финансирования региональных работ по развитию
МСБ Самарской области
N п/п |
Наименование работ | Объемы финансирования по годам, тыс. рублей |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
1 | Регионально-зональное сейсмопрофилирование на нефть и газ |
11 900 | 29 100 | 43 410 | 16 300 |
2 | Научно-исследовательские работы по нефти и газу |
4 300 | 4 300 | 1 400 | |
3 | Региональные геолого-геофизические работы и геологическая съемка на подземные воды |
7 100 | 9 100 | 8 200 | 2 300 |
4 | Прочие тематические и научно-исследовательские работы |
1 320 | 1 680 | 1 500 | 1 500 |
Всего | 24 620 | 44 180 | 54 510 | 20 100 |
Воспроизводство МСБ Самарской области
Нефть и газ
В целях повышения успешности глубокого поискового бурения подготовку объектов намечено осуществлять сейсморазведочными работами, которые в основном (почти на 80%) будут выполнены за счет средств недропользователей, в том числе ОАО "Самаранефтегаз", ОАО "Волганефть", ОАО "Самараинвестнефть", ЗАО "Самара-Нафта", ЗАО "Санеко" и других недропользователей. За счет средств областного бюджета будут выполнены сейсморазведочные работы на Новочагринской площади (400,0 тыс. погонных метров). В целом по области за 2004-2007 годы при условии реализации Программы лицензирования полевыми сейсморазведочными работами должно быть отработано 12860,0 тыс. погонных метров сейсмопрофилей, в том числе выполненных на малоизученных территориях области за счет средств областного бюджета - 400,0 тыс. погонных метров, на лицензионных участках за счет средств недропользователей - 12460,0 тыс. погонных метров (таблица N 2). Намеченные на период до 2007 года объемы полевых сейсморазведочных работ в целом позволяют подготовить к глубокому бурению 55-57 структур.
Направления и объемы поисковых работ по развитию МСБ Самарской области приведены в таблице N 2. В планируемый период глубокое поисковое бурение на нефть и газ будет полностью выполнено на средства недропользователей, причем при условии своевременной реализации Программы лицензирования в 2004 году в объеме 40,0 тыс. метров, в 2005 году - 51,0 тыс. метров, в 2006 году - 67,0 тыс. метров, в 2007 году - 70,0 тыс. метров. Рост объема буровых работ будет связан с реализацией Программы лицензирования. На проведение поискового бурения необходимо израсходовать 2652,0 млн. рублей. В начале периода планируется ежегодно заканчивать строительством по 14-15 поисковых скважин, к концу периода - по 25-26 скважин. Для планируемого периода будет характерна следующая динамика прироста запасов нефти: 2004 год - 5,7 млн. тонн, 2005 год - 8,2 млн. тонн, 2006 год - 10,4 млн. тонн, 2007 год - 10,8 млн. тонн. В целом при условии своевременной реализации Программы лицензирования до 2007 года должно быть открыто не менее 25 месторождений нефти, прирост запасов за счет всех источников прироста по нефти будет выполнен на 35,1 млн. тонн, растворенного газа"*" - 0,4 млрд. кубических метров.
В целях повышения эффективности поисковых работ на нефть и газ до 2007 года намечено выполнение комплекса научных исследований в объеме 169,95 млн. рублей, из которых 67,5% (114,8 млн. рублей) - средства недропользователей, 32,5% (55,15 млн. рублей) - средства областного бюджета. Средства недропользователей расходуются в пределах лицензионных участков. Средства областного бюджета направляются на повышение инвестиционной привлекательности малоизученных территорий Самарской области, изучение новых перспективных направлений поисков углеводородного сырья. На средства областного бюджета с целью поиска возможных источников воспроизводства ресурсов углеводородного сырья планируется изучить недра Жигулевско-Пугачевского свода, перспективы нефтеносности объектов, ранее не подтвердившихся глубоким бурением, оценить состояние и определить эффективные направления развития МСБ сельских районов Самарской области.
"*" Поиски природного газа в 2004-2007 годах проводиться не будут.
Подземные воды
За счет средств областного бюджета намечено осуществить гидрогеологическую съемку по районам области с проведением электроразведочного профилирования методом вертикального электрического зондирования и методом вызванной поляризации, оценки перспективных запасов пресных вод и производство буровых работ для водоснабжения населенных пунктов, испытывающих дефицит в пресной воде питьевого качества. В первую очередь работы будут проведены в Алексеевском (с. Алексеевка), Безенчукском (п.г.т. Безенчук), Богатовском (с. Богатое, с. Съезжее, с. Андреевка), Большеглушицком (с. Большая Глушица, с. Константиновка, с. Малая Глушица, с. Муратшино, с. Большая Дергуновка, пос. Коммунар), Большечерниговском (с. Августовка, пос. Иргизский), Борском (с. Борское, пос. Новоборский), Волжском (с. Николаевка, п.г.т. Смышляевка), Елховском (с. Елховка), Исаклинском (с. Исаклы), Камышлинском (с. Камышла), Кинельском (с. Новый Сарбай, пос. Комсомольский), Кинель-Черкасском (п.г.т. Тимашево, с. Березняки, с. Коханы), Клявлинском (с. Русское Добрино, с. Подгорный Дол), Кошкинском (с. Кошки), Красноармейском (пос. Новоалександровка, с. Волчанка, пос. Бутковский), Похвистневском (г.Похвистнево, с. Сосновка), Приволжском (с. Приволжье, с. Екатериновка), Сергиевском (с. Сергиевск, п.г.т. Суходол, пос. Сургут, пос. Серноводск, с. Кандабулак, с. Старое Якушкино), Сызранском (с. Новая Рачейка), Шигонском (с. Тайдаково), Шенталинском (ж.-д. станция Шентала) районах, а также в г. Кинеле (п.г.т. Алексеевка), г. Октябрьске, г. Самаре (Красноглинский район). В целях повышения эффективности работ по поиску пресных подземных вод питьевого качества необходимо осуществить электроразведочное профилирование вододефицитных территорий методом вертикального электрического зондирования и методом вызванной поляризации. На выполнение электроразведочного профилирования в 2004-2007 годы потребуется 25,5 млн. рублей. С целью уточнения водоносных горизонтов следует обобщить материалы структурного бурения и для каждого района области обосновать рациональный комплекс гидрогеологической съемки.
Будут продолжены поиски и оценка минеральных подземных вод. В целях повышения эффективности этих работ необходимо предварительно изучить условия залегания и распространения минеральных вод на территории Самарской области. По действующим водозаборам следует оценить перспективы их расширения. Целесообразно проведение геолого-экономического аудита неэксплуатируемых месторождений подземных вод Самарской области.
Неметаллы
В целях создания ресурсной базы для развития стекольного производства в Самарской области до 2007 года необходимо выполнить поисково-оценочные работы по обнаружению высококачественных скоплений карбонатного сырья (доломитов) для стекольного производства. В связи с намеченным на 2010 год закрытием Жигулевского комбината строительных материалов целесообразно продолжить поисково-оценочные работы для дорожного строительства, включающие обнаружение месторождений щебня и песчано-гравийных смесей достаточно высокого качества.
В Самарской области обнаружены значительные залежи цеолитсодержащих опок с широким спектром применения в строительстве, сельском хозяйстве, включая животноводство и производство экологически чистой продукции, в нефтепереработке, очистке вод и т.д. В 2003-2004 годах на территории Сызранского и Шигонского районов будут проведены поисково-оценочные работы для выявления месторождений этого адсорбционно-фильтровального сырья. Предусмотрены работы по оценке перспектив использования бентонитовых глин Смышляевского месторождения для приготовления буровых растворов. Целесообразно проведение прогнозной оценки распространения глауконитового сырья на территории Самарской области.
Завершение оценки перспективных месторождений вивианитового и известковистого торфа на территории Самарской области позволит в ближайшем будущем осуществлять реализацию ряда проектов, в том числе по организации производства торфяных брикетов.
В целях обеспечения органов государственной власти Самарской области информацией в сфере недропользования необходимо создать базу данных кадастра неметаллических полезных ископаемых Самарской области, осуществить подготовку электронных карт размещения месторождений и проявлений полезных ископаемых, выполнить работы по геомаркетингу неметаллических полезных ископаемых, провести геолого-экономическую оценку ресурсной базы твердых полезных ископаемых и неразрабатываемых месторождений, а также существующих отвалов и захоронений эксплуатируемых и неэксплуатируемых месторождений Самарской области с целью формирования местной сырьевой базы на основе отходов.
Таблица N 2
Направления и объемы поисковых работ по развитию МСБ Самарской области
N п/п |
Наименование работ | Объемы финансирования по годам, тыс. рублей |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | ||
1 | Сейсморазведочные работы, тыс. погонных метров: |
||||
при условии реализации Программы лицензирования |
3 260 | 3 540 | 3 560 | 2 500 | |
В том числе: | |||||
за счет средств областного бюджета | 190 | 210 | |||
за счет средств недропользователей | 3 260 | 3 350 | 3 350 | 2 500 | |
без учета реализации Программы лицензирования |
100 | 740 | 760 | 550 | |
В том числе: | |||||
за счет средств областного бюджета | 190 | 210 | |||
за счет средств недропользователей | 100 | 550 | 550 | 550 | |
2 | Поисковое бурение за счет средств недропользователей, тыс. метров: |
||||
при условии реализации Программы лицензирования |
40 | 51 | 67 | 70 | |
без учета реализации Программы лицензирования |
21 | 22 | 23 | 24 | |
3 | Научно-исследовательские работы: | 30 400 | 45 650 | 46 450 | 40 580 |
при условии реализации Программы лицензирования |
|||||
В том числе: | |||||
за счет средств областного бюджета | 8 100 | 14 550 | 15 750 | 9 880 | |
за счет средств недропользователей | 22 300 | 31 100 | 30 700 | 30 700 | |
без учета реализации Программы лицензирования |
28 600 | 32 000 | 33 200 | 27 330 | |
В том числе: | |||||
за счет средств областного бюджета | 8 100 | 14 550 | 15 750 | 9 880 | |
за счет средств недропользователей | 20 500 | 17 450 | 17 450 | 17 450 | |
Подземные воды | |||||
4 | Гидрогеологические и инженерно-геологические работы |
15 473 | 37 100 | 30 234 | 40 000 |
5 | Научно-исследовательские работы и мониторинг геологической среды |
14 900 | 15 000 | 15 000 | 15 000 |
Неметаллы | |||||
6 | Поисково-оценочные работы | 1 400 | 2 600 | 2 700 | 19 570 |
7 | Тематические работы | 800 | 800 | 800 | 800 |
Разведочные работы на нефть и газ
Разведочные работы на нефть и газ проводятся за счет собственных средств недропользователей. Из разведочных работ на территории Самарской области до 2007 года будут выполнены детализационные сейсморазведочные работы в контуре ранее открытых месторождений нефти (газа) с захватом прилегающих к ним территорий, а также осуществлено разведочное бурение нефтяных (газовых) месторождений. Проходка разведочного бурения при условии реализации Программы лицензирования составит в 2004-2007 годах 49,0 тыс. метров (направления и объемы разведочных работ на нефть и газ приведены в таблице N 3). За счет проведения разведочного бурения до 2007 года планируется прирастить не менее 9,0 млн. тонн запасов нефти и 0,3 млрд. кубических метров растворенного газа, израсходовав на эти цели 549,0 млн. рублей.
С целью уточнения контуров залежей разрабатываемых месторождений и более рационального размещения разведочных и эксплуатационных скважин в пределах продуктивного поля недропользователи будут проводить детализационные сейсморазведочные работы. Ежегодное "покрытие" территории детализационной сейсморазведкой прогнозируется в объеме 60-80 квадратных километров. В целом до 2007 года на проведение детализационных сейсморазведочных работ прогнозируется израсходовать 93,0 млн. рублей.
Таблица N 3
Направления и объемы разведочных работ на нефть и газ
Наименование | Объемы разведочных работ по годам |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
1. Детализационные сейсморазведочные работы, квадратных километров: при условии реализации Программы лицензирования без учета реализации Программы лицензирования |
62 31 |
81 32 |
83 33 |
83 34 |
2. Разведочное бурение,тыс. метров: при условии реализации Программы лицензирования без учета реализации Программы лицензирования |
5 4 |
14 7 |
15 7 |
15 7 |
Мониторинг геологической среды
В срок до 2007 года на территории Самарской области планируется увеличить объем работ по ведению мониторинга геологической среды, экзогенных и эндогенных геологических процессов с составлением соответствующих карт, создать базу данных информационно-компьютерных систем государственного мониторинга действующих месторождений подземных вод Самарской области, сформировать рациональный комплекс наблюдений за геологической средой при разработке месторождений Самарской области, расширить аналитический блок автоматизированной информационной базы гидрогеологической информации по подземным водам Самарской области, выполнить геолого-экономическую оценку запасов (аудит) подземных вод верхней части геологического разреза территории Самарской области.
Механизм реализации Программы
На реализацию Программы предусматривается использование средств федерального, областного бюджетов и средств недропользователей.
На территории Самарской области средства федерального бюджета преимущественно используются на региональные работы, направленные на комплексное геологическое изучение недр. Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области по результатам конкурсов на размещение государственных заказов, проведенных МПР России, заключает договоры с организациями на выполнение работ. По работам, финансируемым из федерального бюджета, Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области ежеквартально представляет информацию о результатах их выполнения в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области.
Часть работ по геологическому изучению и воспроизводству МСБ финансируется из областного бюджета. Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области, реализует функции государственного заказчика работ по геологическому изучению и воспроизводству МСБ. В соответствии с настоящей Программой орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области, ежегодно разрабатывает проект перечня работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ Самарской области, согласовывает его с Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области и представляет на утверждение Губернатору области. Конкурсный отбор исполнителей работ осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Проекты геолого-гидрогеологических работ подлежат рассмотрению научно-техническим советом геологической службы Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области и органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным Губернатором области. По результатам рассмотрения проекты геолого-гидрогеологических работ утверждаются Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области и органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным Губернатором области.
Мероприятия по геологическому изучению и воспроизводству МСБ, проводимые за счет средств недропользователей в соответствии с лицензиями на право пользования недрами с целью геологического изучения и добычи полезных ископаемых, согласовываются органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным Губернатором области, Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области. Организации, осуществляющие геолого-разведочные работы, ежеквартально (в течение следующего месяца) представляют отчет о результатах проведенных работ с подробной расшифровкой физических и финансовых объемов в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области, и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области.
В целях интенсивного геологического изучения территории области и осуществления значимых инвестиционных программ органу исполнительной власти Самарской области, уполномоченному Губернатором области, и Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области необходимо внести предложения в Самарскую Губернскую Думу по подготовке законодательной инициативы о внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" в части изменения порядка предоставления лицензий на право пользования недрами для геологического изучения, предусмотрев обязательное проведение конкурса.
По окончании календарного года орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области, и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области составляют сводную аналитическую записку о проведении в прошедшем году работ по геологическому изучению недр и воспроизводству МСБ области, которая представляется на рассмотрение Губернатору области до 15 апреля текущего года.
Финансовое обеспечение мероприятий
по реализации Программы
Региональные работы
На выполнение региональных работ прогнозируется израсходовать 153,41 млн. рублей (3,4% от объема финансирования Программы), в том числе из средств федерального бюджета - 72,41 млн. рублей, областного бюджета - 81,0 млн. рублей.
Поисковые работы
На период до 2007 года на выполнение поисковых работ прогнозируется израсходовать 3744,357 млн. рублей (82,5% от объема финансирования Программы), причем за счет средств федерального бюджета - 17,0 млн. рублей, областного бюджета - 219,66 млн. рублей, средств недропользователей - 3423,7 млн. рублей. Поиски подземных вод (182,7 млн. рублей) и неметаллических полезных ископаемых (12,7 млн. рублей) полностью намечено профинансировать из областного бюджета. В 2004-2007 годах на работы, обеспечивающие повышение инвестиционной привлекательности малоизученных нефтеперспективных территорий, необходимо привлечь средства областного бюджета в объеме 55,15 млн. рублей, на поиски углеводородного сырья (нефть и газ) - средства недропользователей в объеме 114,8 млн. рублей.
Разведочные работы
Разведочные работы полностью финансируются за счет средств недропользователей в объеме 642,0 млн. рублей и составляют 14,1% от общего объема финансирования Программы.
Таблица N 4
Направления и источники финансирования работ по геологическому изучению
недр и воспроизводству МСБ Самарской области
N п/п |
Наименование работ | Объемы финансирования по годам, тыс. рублей | ||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | Всего | ||
1 | Региональные работы | 24 620 | 44 180 | 54 510 | 20 100 | 143 410 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 23 300 | 25 300 | 21 510 | 2 300 | 72 410 | |
областного бюджета | 1 320 | 18 880 | 33 000 | 17 800 | 71 000 | |
1.1 | Региональные работы на нефть и газ |
16 200 | 33 400 | 44 810 | 16 300 | 110 710 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 16 200 | 16 200 | 13 310 | 45 710 | ||
областного бюджета | 17 200 | 31 500 | 16 300 | 65 000 | ||
1.1.1 | Регионально-зональное сейсмопрофилирование |
11 900 | 29 100 | 43 410 | 16 300 | 100 710 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 11 900 | 11 900 | 11 910 | 35 710 | ||
областного бюджета | 17 200 | 31 500 | 16 300 | 65 000 | ||
1.1.2 | Научно-исследовательские работы за счет средств федерального бюджета |
4 300 | 4 300 | 1 400 | 10 000 | |
1.2 | Геолого-физические работы и геологическая съемка за счет средств федерального бюджета |
7 100 | 9 100 | 8 200 | 2 300 | 26 700 |
1.3 | Прочие тематические и научно-исследовательские работы регионального значения за счет средств областного бюджета |
1 320 | 1 680 | 1 500 | 1 500 | 6 000 |
2 | Поисковые работы | 70 673 | 889 650 | 1 076 684 | 1 081 050 | 3 754 357 |
В том числе за счет | ||||||
средств: | ||||||
федерального бюджета | 3 000 | 4 600 | 4 600 | 4 800 | 17 000 | |
областного бюджета | 30 273 | 65 950 | 61 384 | 72 050 | 229 657 | |
недропользователей | 673 700 | 819 100 | 1 010 700 | 1 004 200 | 3 507 700 | |
2.1 | Поисковые работы на нефть, газ |
674 400 | 834 150 | 1 027 950 | 1 005 580 | 3 542 080 |
В том числе за счет средств: | ||||||
областного бюджета | 9 100 | 23 550 | 25 750 | 9 880 | 68 280 | |
недропользователей | 665 300 | 810 600 | 1 002 200 | 995 700 | 3 473 800 | |
2.1.1 | Подготовка структур | 164 000 | 176 500 | 177 500 | 125 000 | 643 000 |
В том числе за счет средств: | ||||||
областного бюджета | 1 000 | 9 000 | 10 000 | 20 000 | ||
недропользователей | 163 000 | 167 500 | 167 500 | 125 000 | 623 000 | |
2.1.2 | Поисковое бурение за счет средств недропользователей |
480 000 | 612 000 | 804 000 | 840 000 | 2 736 000 |
2.1.3 | Научно-исследовательские работы |
30 400 | 45 650 | 46 450 | 40 580 | 163 080 |
В том числе за счет средств: | ||||||
областного бюджета | 8 100 | 14 550 | 15 750 | 9 880 | 48 280 | |
недропользователей | 22 300 | 31 100 | 30 700 | 30 700 | 114 800 | |
2.2 | Поисковые работы на подземные воды |
30 373 | 52 100 | 45 234 | 55 000 | 182 707 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 3 000 | 4 600 | 4 600 | 4 800 | 17 000 | |
областного бюджета | 18 973 | 39 000 | 32 134 | 41 700 | 131 807 | |
недропользователей | 8 400 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 33 900 | |
2.2.1 | Гидрогеологические и инженерно-геологические работы |
15 473 | 37 100 | 30 234 | 40 000 | 122 807 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 1 600 | 1 600 | 1 800 | 5 000 | ||
областного бюджета | 15 473 | 35 500 | 28 634 | 38 200 | 117 807 | |
2.2.2 | Научно-исследовательские работы и мониторинг геологической среды |
14 900 | 15 000 | 15 000 | 15 000 | 59 900 |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 3 000 | 12 000 | |
областного бюджета | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 3 500 | 14 000 | |
недропользователей | 8 400 | 8 500 | 8 500 | 8 500 | 33 900 | |
2.3 | Поисковые работы на неметаллические полезные ископаемые за счет средств областного бюджета |
2 200 | 3 400 | 3 500 | 20 470 | 29 570 |
В том числе: | ||||||
поисково-оценочные работы | 1 400 | 2 600 | 2 700 | 19 570 | 26 270 | |
тематические работы | 800 | 800 | 800 | 900 | 3 300 | |
3 | Разведочные работы на нефть и газ за счет средств недропользователей |
72 500 | 179 500 | 195 000 | 195 000 | 642 000 |
В том числе: | ||||||
детализационные сейсморазведочные работы |
18 500 | 24 500 | 25 000 | 25 000 | 93 000 | |
разведочное бурение | 54 000 | 155 000 | 170 000 | 170 000 | 549 000 | |
Всего | 804 093 | 1 113 330 | 1 326 194 | 1 296 150 | 4 539 767 | |
В том числе за счет средств: | ||||||
федерального бюджета | 26 300 | 29 900 | 26 110 | 7 100 | 89 410 | |
областного бюджета | 31 593 | 84 830 | 94 384 | 89 850 | 300 657 | |
недропользователей | 746 200 | 998 600 | 1 205 700 | 1 199 200 | 4 149 700 |
Система организации контроля
за исполнением Программы
Общий контроль за ходом реализации Программы возлагается на орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный Губернатором области, и Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области. Контроль за исполнением геологических заданий осуществляет Главное управление природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Самарской области.
Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация основных мероприятий Программы обеспечит расширение МСБ Самарской области и позволит до 2007 года достичь:
прироста извлекаемых запасов нефти категории ABC1 за счет всех источников не менее чем на 35,1 млн. тонн, открытия более 25 месторождений нефти, прироста запасов растворенного газа не менее чем на 0,4 млрд. кубических метров;
обеспечения запасами пресных подземных вод питьевого качества населенных пунктов с общей численностью населения более 200 тыс. человек, в том числе Алексеевского, Безенчукского, Богатовского, Большеглушицкого, Большечерниговского, Борского, Волжского, Елховского, Исаклинского, Камышлинского, Кинельского, Кинель-Черкасского, Клявлинского, Кошкинского, Красноармейского, Похвистневского, Приволжского, Сергиевского, Сызранского, Шенталинского, Шигонского районов, Красноглинского района г. Самары;
увеличения к 2007 году годового потребления подземных питьевых вод не менее чем на 30,0 млн. кубических метров, использования бальнеологических вод (50,0 тыс. кубических метров), минеральных природно-столовых и лечебно-столовых вод (15,0 тыс. кубических метров);
прироста сырья для производства извести объемом более 1,0 млн. кубических метров, запасов цеолитсодержащих опок в количестве 800,0 тыс. кубических метров;
открытия высококачественных скоплений карбонатного сырья (доломитов) для стекольного производства, карбонатных пород для производства строительного камня, оценки запасов месторождений адсорбционно-фильтровального сырья, включая залежи цеолитсодержащих опок, месторождений бентонитовых глин, вивианитового и известковистого торфа;
добычи не менее 48,0 млн. тонн нефти, извлечения из недр не менее 1,2 млрд. кубических метров растворенного газа;
добычи не менее 1,2 млн. кубических метров кирпично-черепичного сырья, 7,0 тыс. кубических метров строительного песка, 400,0 тыс. тонн керамзитового сырья, 8,0 млн. кубических метров строительного камня, 1,1 млн. кубических метров формовочных песков, 400,0 тыс. кубических метров сырья для производства извести, 220,0 тыс. кубических метров тугоплавких глин, 4,2 млн. тонн цементного сырья, 6,0 тыс. тонн горючих сланцев.
Прогноз добычи полезных ископаемых
Нефть и газ
На период до 2007 года прогнозируется замедление роста областной нефтедобычи: при I варианте (реалистично-консервативном, включающем в себя сравнительно вероятное, но относительно менее благоприятное сочетание внешних и внутренних условий) - на уровне 13,1-13,2 млн. тонн в год (2004 год - по 13,1 млн. тонн, 2005 - 2007 годы - по 13,2 млн. тонн), при II варианте (ориентированном на благоприятные внешние и внутренние условия) - на уровне 13,73-13,92 млн. тонн (2004 год - 13,73 млн. тонн, 2005 год - 13,92 млн. тонн, 2006 год - 13,75 млн. тонн, 2007 год - 13,8 млн. тонн). Прогноз добычи растворенного газа: 2004 год - 0,35 млрд. кубических метров, 2005 год - 0,34 млрд. кубических метров, 2006 год - 0,33 млрд. кубических метров, 2007 год - 0,32 млрд. кубических метров. Годовая добыча природного газа на период с 2004 по 2007 год прогнозируется в объеме не более 0,003 млрд. кубических метров.
Подземные воды
В связи с увеличением количества водопользователей планируется небольшой рост годового водоотбора пресных подземных вод с 270,0 млн. кубических метров в 2004 году до 290,0 млн. кубических метров в 2007 году.
Добыча минеральных бальнеологических вод к 2007 году достигнет 300,0 тыс. кубических метров, минеральных лечебно-столовых вод - 100,0 тыс. кубических метров, минеральных грязей - 1700,0 кубических метров.
Неметаллы
В начале прогнозного периода намечается стабилизация и к концу периода - небольшое увеличение объемов добычи неметаллов. По кирпично-черепичному сырью добыча за 2004-2007 годы возрастет с 380,0 до 450,0 тыс. кубических метров, песку строительному - с 2100,0 до 2400,0 тыс. кубических метров, керамзитовому сырью - с 120,0 до 140,0 тыс. тонн, строительному камню - с 2400,0 до 2900,0 тыс. кубических метров, пескам формовочным - с 320,0 до 370,0 тыс. кубических метров, сырью для производства извести - с 110,0 до 150,0 тыс. кубических метров, глинам тугоплавким - с 70,0 до 100,0 тыс. кубических метров, цементному сырью - с 1200,0 до 1400,0 тыс. тонн. Прогнозируется стабилизация годовой добычи горючих сланцев на уровне 1,5 тыс. тонн.
Прогноз налогообложения добычи
полезных ископаемых на территории
Самарской области
Основная сумма налога на добычу полезных ископаемых Самарской области представлена поступлениями от продажи добываемого углеводородного сырья - нефти (см. таблицу N 5). Это обстоятельство существенно увеличивает зависимость бюджета Самарской области от налогового законодательства Российской Федерации в части объемов добычи и цен на реализуемую нефть. Согласно Федеральному закону "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" от 08.08.2001 N 126-ФЗ в 2003-2006 годах налогооблагаемая база по этому налогу формируется исходя из мировой цены на нефть, курса доллара США. Начиная с 2007 года порядок исчисления налога на добычу нефти меняется и налогооблагаемая база скорее всего резко (в 2,2 раза) уменьшится, поскольку будет формироваться уже исходя из цен продажи нефти недропользователями (прогноз цены реализации нефти на 2007 год - 1750 рублей за тонну). Необходимо выступить с законодательной инициативой о пролонгации порядка исчисления налога на добычу нефти, принятого на 2002-2006 годы, и об изменении распределения налога по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья с увеличением доли, направляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, до 40-50%, о включении в проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" целевой статьи "Воспроизводство минерально-сырьевой базы", предусматривающей финансирование не менее 10% от взимаемого налога на добычу полезных ископаемых.
При расчетах принято, что по I варианту прогноза нефтедобычи мировая цена 1 барреля нефти будет составлять в 2004-2007 годах 18,5 доллара США, а валютный курс в 2004 году - 31,7 рубля за доллар США, в 2005 году - 32,9 рубля, в 2006 году - 33,4 рубля, в 2007 году - 33,7 рубля, по II варианту прогноза нефтедобычи мировая цена 1 барреля нефти в 2004 году будет составлять 23,5 доллара США, в 2005 году - 22,5 доллара США, в 2006 году - 23,0 доллара США, в 2007 году - 23,5 доллара США, валютный курс в 2004 году прогнозируется на уровне 31,3 рубля за доллар США, в 2005 году - 32,0 рубля, в 2006 году - 32,2 рубля, в 2007 году - 32,3 рубля. С учетом сохранения порядка исчисления налога на добычу нефти, принятого на 2002-2006 годы, прогнозируемая сумма налога на добычу нефти в Самарской области в 2004-2007 годах по I и II вариантам составляет 22,7 млрд. рублей и 30,5 млрд. рублей соответственно. Сумма налога на добычу горно-технического и горно-химического сырья, общераспространенных полезных ископаемых, подземных вод (минеральных вод) за 2004-2007 годы должна составить 48,3 млн. рублей. С учетом уменьшения с 2007 года налогооблагаемой базы по налогу на добычу нефти сумма налога на добычу нефти в Самарской области в 2004-2007 годах по I и II вариантам составит 15,9 млрд. рублей и 21,4 млрд. рублей соответственно, в том числе поступающая в бюджет Самарской области по I варианту - 3,2 млрд. рублей и по II варианту - 4,4 млрд. рублей.
Таблица N 5
Прогноз суммы налога на добычу
полезных ископаемых на территории
Самарской области
в млн, рублей
Наименование видов полезных ископаемых |
Вариант объема нефте- добычи |
Налог на добычу полезных ископаемых по годам |
|||
2004 | 2005 | 2006 | 2007"*" | ||
1. Углеводородное сырье"**" (нефть) | I II |
5883 ----- 847 8117 ----- 1318 |
6152 ----- 886 8714 ----- 1255 |
6246 ---- 899 8960 ---- 1290 |
3812 ---- 549 3985 ---- 574 |
2. Горно-техническое и горно-хими- мическое сырье |
5,2 | 5,3 | 5,5 | 5,7 | |
3. Общераспространенные полезные ис- копаемые |
6,3 |
6,4 |
6,5 |
6,6 |
|
4. Подземные воды (минеральные воды) | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
"*" Налог на добычу нефти рассчитан исходя из прогнозируемой цены реализации 1 тонны нефти - 1750 рублей за тонну.
"**" В числителе - общая сумма налога на добычу нефти, в знаменателе - сумма, поступающая в бюджет Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.