Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Закону
Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Разные, но не чужие - мир
через культуру" на 2004-2008 годы"
Областная целевая программа
"Разные, но не чужие - мир через культуру"
на 2004-2008 годы
(далее - Программа)
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт Программы
Наименование - областная целевая программа "Разные,
Программы но не чужие - мир через культуру" на
2004-2008 годы
Дата принятия решения - поручение вице-губернатора Самарской
о разработке области от 09.07.2002 N 1-20/114
Программы
Государственный - Правительство Самарской области
заказчик Программы
Головной исполнитель - министерство культуры и молодежной
Программы политики Самарской области
Основной разработчик - министерство культуры и молодежной
Программы политики Самарской области
Цель Программы - укрепление и развитие миротворческого
межкультурного диалога
Задачи Программы - формирование миротворческого самосознания
и поведения людей;
создание условий для межтерриториальных,
межрегиональных и международных
культурных связей;
совершенствование и развитие культурно-
творческого взаимодействия;
развитие инфраструктуры межкультурного
диалога;
установление устойчивых межкультурных
связей с мировыми центрами и деятелями
культуры;
развитие новых форм социокультурного
партнерства
Сроки и этапы реализации - Программа рассчитана на период с 2004
Программы по 2008 год.
Начало реализации Программы -
11.03.2004, окончание - 31.12.2008.
Этапы реализации Программы:
I этап - с 11.03.2004 по 31.12.2004;
II этап - с 01.01.2005 по 31.12.2005;
III этап - с 01.01.2006 по 31.12.2006;
IV этап - с 01.01.2007 по 31.12.2007;
V этап - с 01.01.2008 по 31.12.2008
Основные мероприятия - формирование личностных ценностей в
Программы процессе социокультурного сотрудничества;
создание условий для внедрения
ценностей культуры мира и ненасилия в
повседневные модели поведения людей;
создание условий для развития диалога
культур;
укрепление межрегионального культурно-
творческого взаимодействия;
развитие межкультурного сотрудничества
государств;
создание и развитие инфраструктуры и
коммуникаций межкультурного диалога
Объемы и источники - на реализацию Программы потребуются
финансирования Программы средства областного бюджета в сумме
97679 тыс. рублей, в том числе:
в 2004 году - 6424 тыс. рублей;
в 2005 году - 19182 тыс. рублей;
в 2006 году - 32625 тыс. рублей;
в 2007 году - 31727 тыс. рублей;
в 2008 году - 7721 тыс. рублей;
из них:
капитальных вложений 35178 тыс.
рублей;
субсидий местным бюджетам на
долевое финансирование мероприятий
14213 тыс. рублей
Ожидаемые результаты формирование системы межтерриториальных,
реализации Программы - межрегиональных и международных
культурных связей;
реализация культурно-творческих проектов,
ориентированных на развитие
межкультурного диалога;
создание благоприятных условий для
проявления культурно-творческих инициатив;
повышение эффективности межкультурного
сотрудничества;
развитие инфраструктуры и системы
коммуникации международного сотрудничества
Система организации - контроль за исполнением Программы
контроля за исполнением осуществляет министерство культуры и
Программы молодежной политики Самарской области,
контроль за целевым использованием
выделенных средств областного бюджета
осуществляет министерство управления
финансами Самарской области
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД в раздел 1 настоящей Программы внесены изменения
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
По мнению ЮНЕСКО, принцип культуры мира и ненасилия станет ключевым в концепции формирования всей духовной культуры XXI века.
Культура мира и ненасилия, по своему определению, самым непосредственным образом связана с общечеловеческой и общемировой культурой. Эта связь проявляется в том, что, во-первых, ценности, на которых основана культура мира, обозначены в контексте мирового культурного процесса. Во-вторых, общечеловеческие ценности представлены во многих выдающихся памятниках истории и культуры, произведениях искусства и литературы, музыке и архитектуре. Сам контекст общекультурного процесса определяет собой естественную среду для развития культуры мира и предоставляет инфраструктуру и каналы для распространения базовых ценностей культуры, закрепления их в общественном сознании и моделях поведения.
Эти каналы обозначены самыми разнообразными формами культурной деятельности от функционирования различных средств информации и коммуникации до культурно-просветительной деятельности, изобразительного искусства, музыки, кино, театра и других видов творчества.
Любое обращение к общекультурным ценностям, к мировой культуре уже само по себе является формой приобщения к культуре мира.
Суть культуры мира и ненасилия заключается в способности людей к формированию и проявлению особого типа взаимодействия, основанного на осознании ценностей мира, гуманизма и терпимости, а также в целенаправленном внедрении этих ценностей в повседневные модели поведения.
Культура мира и ненасилия не может быть искусственно сконструирована или введена решениями органов власти или управления. Культуру мира и ненасилия необходимо последовательно формировать, обеспечивая государственную и общественную поддержку распространения идей и принципов культуры мира и ненасилия. При этом идеи и принципы культуры мира и ненасилия должны быть закреплены в общественном и индивидуальном сознании. Это означает возможность перехода к принципиально новой этике отношений, основанной на взаимном уважении культурного самосознания, признании культурного многообразия, терпимости к культурным различиям и укреплении межкультурного диалога.
Современный подход к формированию диалога основан на признании того, что культура неотделима от самосознания отдельного человека и нации и часто включает в себя характерные национальные, региональные или этнические черты.
Культура представляется сегодня наиболее эффективным способом духовного объединения народов. Современное состояние культуры, по мнению ряда исследователей (В.Г. Библер, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев), характеризуется развитыми потребностями в расширении культурных связей, с одной стороны, и сохранением самобытных культурных форм - с другой.
При этом в значительной мере возрастают возможности для широких контактов и взаимодействия народов, религий, национальных и локальных культур для их непредвзятого культурного диалога и взаимного обогащения. Следовательно, культурный процесс оказывается способным обеспечить благоприятную среду для развития культуры мира и ненасилия.
В Самарской области обозначилась достаточно устойчивая тенденция межкультурного диалога. Этому во многом способствует деятельность государственного учреждения Самарской области "Дом дружбы народов" (далее - Дом дружбы народов), созданного в соответствии с постановлением Губернатора Самарской области от 12.09.2001 N 324.
На развитие современной культурной политики в Самарской области ориентирована деятельность государственного учреждения культуры "Международный центр развития культуры в Самарской области" (далее - международный центр развития культуры в Самарской области), создание которого предусмотрено областной целевой программой "Формирование культурного потенциала устойчивого развития Самарской области" на 2002-2005 годы, утвержденной Законом Самарской области от 13.11.2001 N 68-ГД. Предусмотренная настоящей Программой деятельность международного центра развития культуры в Самарской области предполагает представление культуры Самарской области на уровне региона, Приволжского федерального округа, России, ближнего и дальнего зарубежья. Деятельность международного центра развития культуры в Самарской области позволит установить устойчивые связи с мировыми центрами и выдающимися деятелями культуры.
Однако на процесс развития межкультурного диалога, установление контактов и взаимодействия национальных и локальных культур негативно влияет ряд факторов, важнейшими из которых являются отсутствие:
комплексного подхода к распространению идей культуры мира через систему культурно-просветительских мероприятий;
четко скоординированных усилий общественных, государственных и частных структур в сфере развития широких контактов и взаимодействия национальных и локальных культур;
глобальных культурно-творческих проектов, ориентированных на развитие новых форм социально-культурного партнерства, способствующего развитию идеи многокультурности.
В современных условиях экономической и политической нестабильности в стране, усиления миграционных потоков необходима разработка системы мер, способствующих укреплению социокультурного сотрудничества.
Для упорядочения, углубления и координации деятельности по распространению идей культуры мира и ненасилия через развитие межкультурного диалога необходима система программных мероприятий, способствующих формированию устойчивой системы межкультурных коммуникаций и взаимопонимания.
Особенности Программы:
межведомственный подход и включение в разработку Программы инициатив местных сообществ, культурных центров, религиозных организаций, национальных объединений, творческих союзов;
активное использование мультиагентных систем для расширения возможностей укрепления культурной составляющей в развитии концепции культуры мира.
Реализация Программы будет способствовать:
осознанному признанию культурного многообразия, укреплению культурного самосознания и развитию межгосударственных, межрегиональных и межтерриториальных культурных связей;
распространению идей культуры мира и внедрению базовых ценностей культуры мира в общественное сознание через существующую инфраструктуру культуры;
формированию модели культурного обмена в рамках реализации интегрированных межкультурных творческих проектов;
совершенствованию механизма организации межкультурного диалога.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - укрепление и развитие миротворческого межкультурного диалога.
Задачи Программы:
формирование миротворческого самосознания и поведения людей;
создание условий для межтерриториальных, межрегиональных и международных культурных связей;
совершенствование и развитие культурно-творческого диалога;
развитие инфраструктуры межкультурного диалога;
установление устойчивых межкультурных связей с мировыми центрами и деятелями культуры;
развитие новых форм социально-культурного партнерства.
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД раздел 3 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
3. Механизм реализации Программы
Настоящая Программа предусматривает исключительно расходные обязательства Самарской области.
В соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год условием финансирования мероприятий учреждений культуры муниципальных образований из областного бюджета является софинансирование указанных расходов из бюджетов муниципальных образований на паритетной основе.
Финансирование муниципальных образований осуществляется через главных распорядителей в форме субсидий соответствующему бюджету муниципального образования.
Обязательства частных инвесторов по участию в реализации мероприятий Программы возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Объем и источники финансирования Программы
Источник финансирования |
Объем финансирования по годам, тыс. рублей |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
итого |
|
6424 |
19182 |
32625 |
31727 |
7721 |
97679 |
|
Из них: капитальные вложения |
|
|
16000 |
19178 |
|
35178 |
субсидии местным бюджетам на долевое финансирование мероприятий |
851 |
4434 |
2701 |
3541 |
2686 |
14213 |
Всего |
6424 |
19182 |
32625 |
31727 |
7721 |
97679 |
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров с исполнителями программных мероприятий.
Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для областных государственных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и министерство управления финансами Самарской области. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств закупка однородных товаров, работ и услуг в объеме 23,3% всех затрат по Программе будет осуществляться министерством культуры и молодежной политики Самарской области централизованно в рамках процедур размещения заказа в соответствии с действующим законодательством. В случае экономии средств за счет централизованного приобретения продукции высвобождаемые средства будут направлены на проведение конкурсов проектов по формированию межкультурного сотрудничества (раздел "Зона свободного участия").
Отбор исполнителей программных мероприятий производится в порядке размещения заказа в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования головному исполнителю Программы выделяются денежные средства из областного бюджета начиная с 2004 года. В ходе реализации Программы ежегодно уточняются объемы денежных средств, выделяемых из бюджетов в соответствии с законом (решением) о бюджете на очередной финансовый год.
Головной исполнитель Программы ежегодно формирует план действий по реализации мероприятий Программы.
Составной частью мероприятий Программы является план национально-культурного развития народов Самарской области (подраздел 2.2 "Организация и проведение мероприятий по Плану национально-культурного развития народов Самарской области" приложения N 1 к Программе). В связи с тем что вышеуказанный план предусматривает ежегодное определение приоритетных направлений финансирования, по данному подразделу головной исполнитель Программы при подготовке проекта закона о бюджете на очередной финансовый год определяет перечень программных мероприятий.
В разделе "Зона свободного участия" (раздел 5 приложения N 1 к Программе) предполагается ежегодное проведение конкурсов проектов по формированию межкультурного сотрудничества. По данному разделу головной исполнитель Программы ежегодно составляет план проведения конкурсов проектов и перечень выполняемых на конкурсной основе работ с определением объемов и источников финансирования.";
4. Система программных мероприятий
4.1. Формирование личностных ценностей
культуры мира и сотрудничества
В условиях существования различных мировоззренческих систем одним из важнейших направлений развития социокультурного сотрудничества является ориентация личности на универсальные человеческие ценности, среди которых культура мира и сотрудничества является актуальной и приоритетной.
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД абзац второй подраздела 4.1 раздела 4 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
В разделе "Формирование личностных ценностей культуры мира и сотрудничества" (раздел 1 приложения N 1 к Программе) запланированы мероприятия в рамках реализации долгосрочных соглашений между Самарским епархиальным управлением Русской православной церкви и региональным духовным управлением мусульман Самарской области. Предусматривается координация работы органов исполнительной власти Самарской области и религиозных организаций по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию населения. В рамках Программы предполагается их взаимодействие при подготовке и проведении областных мероприятий: фестивалей, конкурсов, выставок, праздников, посвященных знаменательным событиям истории России, Самарской области, научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам сохранения национального, исторического, культурного и творческого наследия.
Мероприятия данного раздела помогут сформировать такие фундаментальные ценности культуры мира, как уважение к достижениям культуры различных национальностей, стремление к участию в совместных культурно-творческих акциях, развить новые формы социально-культурного партнерства.
4.2. Создание условий для развития диалога культур
В Самарской области постоянно проживает более 3,3 миллионов человек. Этнический состав населения многонационален: по данным переписи 1989 года, на территории области зафиксированы представители более 130 национальностей. Большинство населения является русским (83%), остальное (17%) образует следующие этнические группы: по 3,6% - татар, чувашей, мордвы, 2,5% - украинцы, 0,6% - белорусы, по 0,4% - казахи и евреи, 0,3% - немцы, 0,2% - башкиры, 0,1% - марийцы, 1,3% - представители других национальностей.
Сегодня в Самарской области насчитывается около 500 различных религиозных организаций, принадлежащих более чем 30 конфессиям. Наряду с традиционно существующими на территории региона православной конфессией христианства и суннитским течением ислама в последнее десятилетие здесь появились такие религиозные организации, как мормоны, буддисты-ламаисты, свидетели Иеговы, харизматические организации, многие разновидности индуистских и неоязыческих культов.
Возникновение различных конфронтаций в обществе чаще всего объясняется принципиальными культурными различиями конфликтующих сторон. Это проявляется как на международном, межгосударственном уровне, так и в целом ряде локальных взаимоотношений этносов, проживающих на одной территории. Нередко неприятие иных людей и культур вызвано миграцией. Поволжье является притягательным регионом для мигрантов. В Самарской области, по данным управления по делам миграции Главного управления внутренних дел Самарской области, находится около 20 тысяч беженцев из стран СНГ. Занимая свою нишу в жизни региона, они нередко оказываются в конфликтной ситуации. Так, социологические исследования показывают, что факторы межэтнической напряженности различны и среди них не последнее место занимают быт, привычки, нравы, различие в культурах. Существенной составляющей также являются этнические стереотипы. Именно этнические стереотипы устанавливают жесткие границы между культурными мирами, мешают их взаимопроникновению и тем самым вольно или невольно способствуют формированию образа "чужого".
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД абзац четвертый подраздела 4.2 раздела 4 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
Мероприятия, включенные в раздел "Создание условий для развития диалога культур" (раздел 2 приложения N 1 к Программе), ориентированы на формирование ценностных установок, способствующих реализации конструктивного взаимодействия и культурно-творческого диалога национальных и конфессиональных сообществ, развитие ценностных ориентаций на партнерское взаимодействие и культурно-творческий диалог.
На ознакомление с наследием национальных культур, их сравнительный анализ ориентированы детские фольклорные и этнографические экспедиции, межнациональные библиотечные проекты, создание экспозиций.
4.3. Укрепление межкультурного сотрудничества
Губернатором Самарской области подписаны соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве со следующими территориями иностранных государств: земля Северный Рейн-Вестфалия (Германия), Великопольское Воеводство (Польская Республика), штат Карнатака (Индия), провинция Квебек (Канада), область Дьер-Мошон-Шопрон (Венгерская Республика), кантон Фрибург (Швейцарская Конфедерация), провинция Хэнань (Китай), Западно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская область (Республика Казахстан). В 2003 году планируется подписание подобных договоров с областью Воеводиной (Югославия), Пловдивской областью (Республика Болгария) и Днепропетровской областью (Украина). В рамках Программы запланированы мероприятия, направленные на реализацию заключенных соглашений в области культурного сотрудничества.
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД абзац второй подраздела 4.3 раздела 4 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
В раздел "Укрепление межкультурного сотрудничества" (раздел 3 приложения N 1 к Программе) включены мероприятия по проведению дней культуры городских округов и муниципальных районов Самарской области с городами-побратимами иностранных государств (Германия, Франция, Сербия) и территориями, заключившими соглашения о сотрудничестве.
В данный раздел Программы включены мероприятия, направленные на развитие партнерских отношений в сфере культуры с республиками и областями Российской Федерации, а также запланированы различные виды международного и межрегионального социокультурного сотрудничества:
театрально-концертная деятельность (обменные гастроли, организация и участие в международных фестивалях, совместная постановочная деятельность);
обмен музейными экспозициями;
развитие деятельности Лиги самарского землячества, созданной в рамках проведения Самарской ассамблеи 2002 года.
Мероприятия по реализации Программы будут способствовать развитию культурно-творческого обмена с различными государствами, созданию благоприятного имиджа Самарской области с целью привлечения иностранных инвестиций и вхождения области в мировой туристический рынок.
Данный раздел содержит комплекс мероприятий, направленных на развитие туризма как инструмента реализации Программы. Это разработка экскурсионных и музейных туров, выпуск специальных изданий для самарцев и гостей области, выработка стратегии развития туризма, базирующаяся на уникальных природных, исторических, этнических и культурных ресурсах Самарской области.
4.4. Создание и развитие инфраструктуры
и коммуникаций межкультурного диалога
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД абзац первый подраздела 4.4 раздела 4 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
В раздел "Создание и развитие инфраструктуры межкультурных коммуникаций и межкультурного диалога" (раздел 4 приложения N 1 к Программе) включены мероприятия по реконструкции зданий, в которых предполагается проводить национальные и межнациональные культурно-массовые мероприятия, способствующие диалогу представителей различных культур.
Предусмотрено создание на русском и английском языках печатной и электронной продукции презентационного характера о развитии культуры в Самарской области, что будет способствовать развитию диалога культур и формированию позитивного имиджа региона. Кроме того, предполагается создание веб-сайтов учреждений культуры на английском языке для включения информации о них в мировое социокультурное пространство.
Данный раздел включает мероприятия по организации деятельности международного центра развития культуры в Самарской области, что будет способствовать установлению устойчивых связей с мировыми центрами и деятелями культуры.
Проблемы межнационального и межконфессионального диалога предполагается рассмотреть на запланированных семинарах, "круглых столах" работников образования и культуры, конференциях, встречах.
4.5. Создание зоны свободного участия
Настоящая Программа включает создание зоны свободного участия, где будут аккумулированы резервные финансовые средства, которые ежегодно распределяются на конкурсной основе, что позволит привлечь на различных этапах реализации Программы новых партнеров, дополнительные источники финансирования в виде грантов российских и международных благотворительных организаций и фондов.
Предусматривается организация ежегодных конкурсов и ярмарок проектов, направленных на установление и развитие долгосрочного межнационального и международного культурного взаимодействия.
Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение реализации Программы
См. текст раздела
Законом Самарской области от 9 ноября 2006 г. N 140-ГД раздел 6 настоящей Программы изложен в следующей редакции:
6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Реализацию Программы осуществляют органы исполнительной власти Самарской области, органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области и организации Самарской области в порядке, установленном действующим законодательством.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет министерство культуры и молодежной политики Самарской области. Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области.
Министерство культуры и молодежной политики Самарской области с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств уточняет ежегодно затраты на выполнение программных мероприятий, а также состав их исполнителей. Исполнители мероприятий Программы определяются в установленном действующим законодательством порядке.
7. Оценка эффективности Программы
Критериями эффективности Программы являются:
реализация заключенных соглашений в области культуры между Правительством Самарской области и органами управления территорий иностранных государств;
укрепление межрегиональных и межгосударственных культурных связей;
развитие инфраструктуры межкультурного сотрудничества;
реализация межкультурных творческих проектов;
совершенствование механизма организации межкультурного диалога;
внедрение новых форм социально-культурного партнерства;
использование мультиагентных систем для установления межкультурных партнерских контактов;
привлечение инвестиций и повышение привлекательности региона в целях развития международного сотрудничества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.