Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Обоснование актуальности Программы
Реализация специальных мероприятий по содействию занятости населения является одной из эффективных форм работы Тольяттинского городского центра занятости населения, который на протяжении нескольких лет проводит активную и плодотворную работу по организации общественных работ.
Общественные работы организуются в соответствии с Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.91 г. N 1032-1 (в редакции ФЗ N 8-ФЗ от 10.01.2003 г.), Положением об организации общественных работ, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14.07.97 г. N 875, в редакции постановления Правительства РФ от 12.11.99 г. N 1247, Положением о финансировании мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного совместным приказом Минтруда РФ от 25.03.2002 г. N 57 и Минфина РФ от 25.03.2002 г. N 21н (в редакции Приказа Минтруда РФ N 37 и Минфина РФ N 17н от 14.02.2003 г.)
В 2003 году реализация Программы осуществляется за счет средств федерального и местного бюджетов, что позволяет тщательно подготовить и организовать общественные работы с получением наибольшего эффекта - принять участие могут все безработные граждане, нуждающиеся в дополнительном заработке, сохранении или возобновлении трудовых навыков. К участию в общественных работах привлекаются граждане, имеющие статус безработных, желающие получить городское социальное пособие в соответствии с Программой социальной поддержки населения г. Тольятти на 2003 год. Проведением общественных работ Центр занятости оказывает значительную поддержку предприятиям и организациям города, испытывающим потребность в рабочей силе в период выполнения временных, сезонных работ, во время проведения мероприятий общественного значения.
За 6 месяцев 2003 г. заключено 69 договоров об организации общественных работ на 510 рабочих мест. Из 69 заключенных договоров по организации общественных работ, 43 договора заключены на условиях софинансирования, как из средств федерального бюджета, так и средств работодателя (МУП "Спецкомбинат", МУП ЖЭК N 1, Тольяттинский фонд по защите прав вкладчиков и акционеров, городской совет ветеранов, Ставропольский лесхоз и др.) в том числе заключено 5 договоров с муниципальными предприятиями ЖКХ, у которых большая потребность в уборщиках территории, 11 договоров за счет федерального и местного бюджетов (Военкомат Комсомольского района, УВД Комсомольского района, ЖКХ Центрального района и др.), 4 договора предусматривают финансирование только за счет средств работодателя (Военный комиссариат Центрального района, Военный комиссариат Автозаводского района и др.). Необходимо отметить, что в проведении общественных работ с привлечением средств местного и федерального бюджетов особенно заинтересованы муниципальные предприятия, не имеющие собственных средств на выполнение определенных видов работ.
Положением об организации общественных работ (утвержденным Постановлением Правительства РФ N 875 от 14.07.97 г., в редакции N 1247 от 12.11.99 г.) для выполнения подсобных, вспомогательных и других неквалифицированных работ определены основные направления:
- озеленение и благоустройство территорий, развитие лесопаркового хозяйства, зон отдыха и туризма;
- эксплуатация жилищно-коммунального хозяйства и бытовое обслуживание населения;
- проведение мероприятий общественно-культурного назначения (перепись населения, спортивные соревнования, фестивали и т.д.);
- обслуживание пассажирского транспорта, работа организаций связи;
- уход за престарелыми, инвалидами и больными;
- обеспечение оздоровления и отдыха детей в период каникул, обслуживание санаторно-курортных зон;
- другие доступные виды трудовой деятельности.
Общественные работы организуются на предприятиях и в учреждениях города независимо от их форм собственности.
За 6 месяцев 2003 года в общественных работах приняло участие 272 человека из числа безработных граждан. Самую активную категорию участников составили женщины - 238 чел., молодежь в возрасте от 16 до 29 лет также активно включилась в работу и составила 147 чел. Принять участие в общественных работах в первую очередь предлагается гражданам, нуждающимся в социальной защите. Проявили заинтересованность и приняли участие в общественных работах 230 человек из числа таких категорий, как граждане, имеющие группу инвалидности, - 9 чел., высвобожденные с предприятий - 20 чел., граждане предпенсионного возраста - 13 чел., молодежь до 29 лет, впервые ищущая работу, - 51 чел., безработные граждане, более 6 месяцев состоящие на учете, - 78 чел., длительно, свыше года, не работающие - 59 чел. Средняя продолжительность участия граждан в общественных работах - 1,6 месяца. Затраты на одного участника Программы из федерального бюджета составляют в среднем 2 тыс. руб. (в 2001 г. - 1180 руб., в 2002 г. - 1420 руб.)
В сравнении с 2001-2002 годами категории граждан, принимающих участие в общественных работах в 2003 году, выглядят следующим образом:
Таблица 1
Показатель | Численность принимающих участие | ||||
2001 год |
2002 год |
Темп роста | |||
6 мес. 2002 г. |
6 мес. 2003 г. |
% | |||
Приняло участие всего, чел. | 158 | 651 | 270 | 272 | 1 |
из них: несовершеннолетние граждане 16-17 лет, впервые ищущие работу |
15 |
12 |
5 |
7 |
40 |
высвобожденные из предприятий и организаций |
10 | - | - | 20 | - |
лица предпенсионного возраста | 16 | 40 | 11 | 13 | 18 |
безработные граждане, более 6 месяцев состоящие на учете |
90 | 174 | 70 | 78 | 11 |
длительно неработающие (свыше 1 года) безработные граждане |
27 | 106 | 28 | 59 | 110 |
На основе данных, полученных от предприятий при заключении договоров на организацию общественных работ, формируется банк вакансий, предлагаемых гражданам, состоящим на учете: делопроизводитель, курьер, подсобный рабочий, озеленитель, грузчик, уборщик территории и служебных помещений, вахтер, расклейщик объявлений, санитарка, технический работник, диспетчер, гардеробщик, дворник и др. В банке данных постоянно имеется порядка 100 вакансий на общественные работы, предлагаемая заработная плата составляет от 1450 до 4000 руб.
Большое внимание центр занятости уделяет такой стороне деятельности, как информирование населения о возможности участия безработных граждан в общественных работах. С этой целью регулярно проводятся "Дни информации для безработных граждан". После проведения "Дня информации" безработные граждане, желающие участвовать в общественных работах, обращаются к специалисту отдела трудоустройства и специальных программ и получают направление по выбранной вакансии. Таким образом, активизируется направление граждан для трудоустройства на общественные работы. Все заинтересованные граждане получают полную информацию об особенностях принятия участия в общественных работах.
Из всех активных методов регулирования рынка труда трудоустройство граждан на общественные работы относится к числу приоритетных направлений содействия занятости населения и осуществляется по этапам реализации Программы (таблица 2).
Цель привлечения граждан к общественным работам состоит в предоставлении им возможности временного заработка, устранении иждивенческих настроений, особенно среди длительно неработающих горожан.
Таблица 2
N п/п |
Механизм реализации Программы | Сроки исполнения |
1. | Анализировать ситуацию на рынке труда для определения спроса и предложения на участие в общественных работах. |
В течение года |
2. | Информировать через СМИ и на "Днях информации" организации и предприятия всех форм собственности и безработных граждан о порядке, условиях организации общественных работ, оплате труда участвующим в общественных работах. |
Ежеквартально |
3. | Издавать методический материал в целях повышения престижности общественных работ. |
1 квартал |
4. | Формировать банк предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, готовых к сотрудничеству с центром занятости с целью развития общественных работ. |
В течение года |
5. | Согласовать с предприятиями, привлекаемыми к организации общественных работ, объемы и сроки проведения работ, определив при этом количество рабочих мест (таблица 3) |
В течение года |
6. | Обеспечить заключение договоров на организацию рабочих мест, для проведения общественных работ, определив порядок финансирования, условия и формы оплаты труда и требования, предъявляемые к участникам общественных работ. |
В течение года |
7. | Формировать банк вакансий общественных работ на основе заключенных договоров с организациями. |
В течение года |
8. | Способствовать расширению видов общественных работ интеллектуального характера. |
В течение года |
9. | Организовать общественные работы для безработных граждан, зарегистрированных в центре занятости. |
В течение года |
10. | Проводить индивидуальные и групповые консультации безработных граждан для привлечения их к общественно-полезному труду. |
В течение года |
11. | Содействовать молодежи, впервые ищущей работу, в выборе вида работ, исходя из их возрастных, физических и иных возможностей. |
В течение года |
12. | Проводить работы по выявлению потребности в общественных работах в организациях, использующих неполный рабочий день, увеличивать число временных рабочих мест за счет вакантных мест, длительное время остающихся незанятыми. |
В течение года |
13. | Осуществлять систематический контроль за расходованием средств на организацию общественных работ. |
В течение года |
Организация общественных работ прочно утвердилась в качестве важного направления в деятельности центра занятости, снижающего напряженность на рынке труда. Любой безработный, желающий принять участие в общественных работах, должен быть ими обеспечен при условии существования объективной потребности в таких работах. Таким образом, общественные работы - это не просто механизм материальной поддержки безработных граждан, способ сохранения у них трудовых навыков и мотивации, но и значимый фактор развития социальной сферы города.
Необходимость привлечения средств местного бюджета в 2004 году вызвана тем, что организация и проведение общественных работ возможна только при обязательном условии привлечения средств из различных источников финансирования - федеральный, местный бюджеты, средства работодателей. Программа организации общественных работ на 2004 год обеспечивает преемственность соответствующей подпрограммы 2003 года. При проведении общественных работ за счет средств федерального бюджета гражданам выплачивается поддержка доходов, не облагаемая налогом, наряду с этим, согласно Трудовому кодексу РФ, должна выплачиваться и заработная плата, средства на которую привлекаются как за счет работодателя, так и за счет местного бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.